Свобода совести это право поступать как велит совесть

Обновлено: 02.06.2024

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Свобода совести это право предоставлено лицу , чтобы иметь ценности, принципы, мнения, религии и убеждений , она хочет. Эти выборы будут определять его существование. Эта свобода более или менее признается и соблюдается законами, закрепленными в конституционных текстах различных стран, и прецедентным правом. Не все страны уважают эту свободу.

Резюме

Международное право

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека , принятой в 1948 году Организацией Объединенных Наций , но не является обязательным, определяет свободу совести и религии в статье 18:

«(1) Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право подразумевает свободу менять свою религию или убеждения, а также свободу исповедовать свою религию или убеждения в одиночку или совместно, как публично, так и в частном порядке, посредством обучения, практики, поклонения и обрядов исполнения.

(2) Никто не должен подвергаться принуждению, которое может повлиять на его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

(3) Свобода исповедовать свою религию или убеждения может подлежать только таким ограничениям, которые предусмотрены законом и которые необходимы для защиты общественной безопасности, порядка и здоровья, нравственности или основных прав и свобод других лиц. . "

Европейская конвенция о правах человека

  1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право подразумевает свободу менять религию или убеждения, а также свободу исповедовать свою религию или убеждения индивидуально или коллективно, публично или в частном порядке, посредством богослужений, обучения, практики и выполнения обрядов.
  2. Свобода исповедовать свою религию или свои убеждения не может подвергаться никаким ограничениям, кроме тех, которые, предусмотренные законом, представляют собой меры, необходимые в демократическом обществе для общественной безопасности и защиты порядка, здоровья или нравственности населения. , или защита прав и свобод других лиц. "

Свободу совести не следует путать со свободой религии. Свобода религии является частью сознания, но Европейский суд по правам человека , свобода вероисповедания является лишь частью свободы совести [см. необходимо] .

Согласно Европейскому суду по правам человека, юридическое лицо может утверждать, что оно является жертвой нарушения их свободы мысли и религии, но, в отличие от физического лица, оно не может требовать свободы совести (Kontakt-Information-Therapie and Hagen v Австрия, решение комиссии).

По мнению Европейского суда по правам человека, свобода вероисповедания состоит из двух элементов: свободы совести или мысли, внутренней свободы, которая не может быть подвергнута никаким ограничениям, с одной стороны, и, с другой стороны, помимо свободы исповедовать свою религию. и совершать свое поклонение, которое может быть ограничено только по причинам, связанным с охраной общественного порядка.

По стране

Канада

Согласно разделу 2 Хартии прав и свобод канадцы имеют право на свободу совести, религии, мысли, убеждений и убеждений. Они являются частью основных свобод.

В Канаде свобода совести отличается от свободы мысли.

«2. Каждый имеет следующие основные свободы:

а) свобода совести и религии; (b) свобода мысли, убеждений, мнений и их выражения, включая свободу печати и других средств коммуникации; (c) свобода мирных собраний; г) свобода ассоциации. "

- Раздел 2 Канадской хартии прав и свобод

Китай

В Китае в статье 36 конституции 1982 г. свобода совести разрешена правительством. Но религиозная ситуация остается сложной.

Соединенные Штаты

В различных штатах к свободе совести в 2013 году прибегли католические организации, выступавшие против введенного ObamaCare обязательства по выплате страховки своим сотрудникам за противозачаточные средства, которые считались нарушением свободы вероисповедания.

Франция

Во Франции свобода совести является одним из основополагающих принципов, признанных законами Республики (PFRLR), которые являются принципами, установленными Конституционным советом Франции и Государственным советом , которые фигурируют в блоке конституционности и охватываются, в частности, право не быть верующим, свобода вероисповедания верующего, право менять религию или убеждения, отказ от военной службы по соображениям совести и право на образование в соответствии со своими религиозными и философскими убеждениями.

Основополагающие статьи во Франции

«Секуляризм гарантирует всем свободу совести. Каждый волен верить или не верить (. ) "

- статья 3 Хартии секуляризма в школе 2013 года.

Европейское право во Франции

Кроме того, как и другие европейские страны, Франция связана с Европейской конвенцией о правах человека :

  • Статья 9 Европейской конвенции о правах человека определяет право на свободу мысли, совести и религии. Это также включает свободу менять свою религию или убеждения и исповедовать свою религию или убеждения индивидуально или коллективно, публично или в частном порядке, посредством богослужений, обучения, практики и исполнения обрядов и выполнения обрядов. Отказ от военной службы по соображениям совести в соответствии с прецедентное право суда.
  • статья 2 первого дополнительного протокола к Европейской конвенции о правах человека, позволяющая родителям воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными и философскими убеждениями

Марокко

Марокканцы почти заключили соглашение о свободе вероисповедания во время комиссии Меннуни, но это не было включено в текст их конституции.

Швейцарский

Тунис

С 2014 года в Тунисе соблюдается свобода совести.

Европейский Союз

Согласно Хартии основных прав Европейского Союза

Статья 10.

"Статья 10

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право подразумевает свободу менять религию или убеждения, а также свободу исповедовать свою религию или убеждения индивидуально или коллективно, публично или в частном порядке, посредством богослужений, обучения, практики и выполнения обрядов.

2. Право на отказ от военной службы по соображениям совести признается в соответствии с национальными законами, регулирующими его осуществление. "

Свобода совести и фанатизм

Является ли религиозный фанатик свободных достаточно , чтобы иметь право на свободу совести? По мнению философа Анри Пенья-Руиса , принцип свободы совести - это светское изобретение и оплот против фанатизма.

Таким образом, основываясь на запрете злоупотреблений законом , Европейский суд по правам человека отказал в праве на объединение движениям, защищающим законы шариата, поскольку они противоречат ценностям конвенции.

Пределы

В некоторых странах свобода совести ограничивается пропагандой религии: в 40 странах мира есть официальная религия, а в 40 других - религия, которая пользуется поддержкой без официального статуса. Некоторые главы государств должны следовать религии страны.

В некоторых странах очень строгие законы о богохульстве запрещают выражение, отличное от нормы, или обращение из определенной религии.

Другие ограничения

Согласно Os Guinness (in) , свобода совести должна, таким образом, примирить глубокие различия религиозных и идеологических взглядов.

Для него свобода совести - первая из свобод, необходимых для свободы слова и собраний.

Он считает, что этой свободе угрожает смешение сепаратизма (sic) со строгим секуляризмом , исламский активизм, стремящийся к привилегиям, и гомосексуальный радикализм.

Он считает, что христиане недостаточно защищают свободу совести, чрезмерно полагаясь на закон и недостаточно на эмоции, защищая конкретные интересы, а не общие интересы.

По его словам, многие старые и общепринятые западные соглашения о религии и общественной жизни сталкиваются с новыми реалиями, дестабилизирующими их функционирование.

христианство

Исторический

Французская революция окончательно ратифицировала принцип свободы совести, содержащееся в частности , в Декларации прав человека и гражданина 1789 года (статья 10: «Никто не должен беспокоиться о своих мнений, даже религиозных . ".

Ватиканский собор II

Святой Иоанн XXIII настаивал, чтобы вопрос о религиозной свободе был включен в программу II Ватиканского Собора , как и вопрос об иудаизме. Совет декларацией Dignitatis Humanae (1965 г.) признает свободу вероисповедания :

Среди прав человека одно из важнейших – свобода совести. Но как исторически это право возникло? Чью “совесть” и от кого надо защищать? Есть два разных, порой диаметрально противоположных подхода. Рассказывает Александр ДВОРКИН – историк, богослов, руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского:

“Свободу совести” большинство людей считает чем-то само собой разумеющимся. Однако идея эта – что каждый человек имеет право верить, как хочет, и что к вере нельзя принуждать – по историческим меркам возникла не так уж давно. Ни древний мир, ни средневековье “свободы совести” не знали. По сути, датой ее рождения можно считать окончание Тридцатилетней войны в Европе и Вестфальский мир 1648 года. Тогда подданным Священной Римской империи было даровано право принадлежать к одной из трех христианских конфессий: католичеству, лютеранству или кальвинизму. Но поскольку Священная Римская империя состояла из множества государств, то было решено, что поданные должны принадлежать к той вере, что исповедовал их правитель. Следовательно, у человека, придерживающегося иной религии, выбор был невелик: или менять веру, или эмигрировать. Право на эмиграцию (jus emigrandi) впервые было юридически оформлено.

Сейчас нам это кажется дикостью. Бросать все и уезжать? И, тем не менее, для тех времен это был большой шаг вперед. Раньше ведь иноверца могли и казнить, а теперь – отпускали. Вспомним, кстати, что даже в XX веке некоторыми государствами отрицалось право на эмиграцию по религиозным мотивам.

Но вскоре возникла проблема – а как быть с другими верами, не имеющего “своего” государства? Например, с меннонитами, баптистами? А с иудеями? Фактически, у религиозных меньшинств было две возможности – либо уезжать на Запад, в американские колонии, либо на Восток, в Российскую империю, в которой по тем временам был самый передовой закон о толерантности – то есть религиозные общины, не имевшие своего государственного статуса, допускались на российскую территорию. Да, они были частично поражены в гражданских правах, но им позволялось исповедовать свою веру, у них был юридический статус. По тем временам это значило очень и очень многое.

Однако со временем в Европе тоже начало развиваться уважительное отношение к инакомыслию и инаковерию. Росла мобильность населения, учащались смешанные браки – и это, по мере развития концепции личного гражданства, постепенно привело к концепции личной религиозной свободы.

В итоге Европа пришла к тому, что религиозная идентичность – это не просто принадлежность к той или иной общине верующих, но также и индивидуальные права – свобода вероисповедания, свобода изменить свою веру. И если на эти права кто-либо посягает – государство ли, господствующая ли Церковь, – то человек должен отстаивать свои права любыми законными средствами.

То есть европейская концепция свободы совести – это концепция личного права.

А вот в Америке ситуация развивалась иначе. Приезжавшие туда иммигранты фактически основывали мини-государства, именно по религиозному принципу. Например, штат Мериленд основан католиками, которых выдавливали из Англии. А Массачусетс осваивали пуритане, когда их изгоняли из Англии. То есть американцам довольно долго удавалось, так сказать, “разойтись по религиозным квартирам”. И потому там сложилась довольно рудиментарная концепция свободы совести. Для Америки это свобода небольшой религиозной группы, которая отстаивает свою идентичность против государства, против других групп или против критиков – в том числе и своих бывших членов. Конечно, понятие личной религиозной свободы там тоже присутствует, но все же среднестатистический американец понимает свободу совести в первую очередь как корпоративное право.

Из этого вытекают разные конфликты, иногда трагикомические, иногда более чем трагические. Например, дело Джерри Армстронга, бывшего высокопоставленного сайентолога, личного секретаря Рона Хаббарда. Порвав с сектой, Армстронг публично разоблачал ее деятельность. Сайентологи возбудили против него процесс и выиграли. По приговору суда Армстронгу было запрещено публично произносить слова “дианетика”, “сайентология”, “Хаббард”. За каждое произнесенное слово – штраф в пятьдесят тысяч долларов.

Другой пример. Несколько лет в Техасе длился процесс против Общества сознания Кришны. Там выпускники гурукул (кришнаитских интернатов), которых в этих заведениях систематически зверски истязали, подали иск на пятьсот миллионов долларов. На суде было доказано абсолютно всё – все случаи избиений, унижений, сексуального насилия. Одних истцов было восемьдесят человек, а свидетелей – сотни. Но судья, признав всю правоту обвинения, вынес оправдательный приговор. Потому что, как он сказал, в противном случае пришлось бы обанкротить (а значит, и закрыть) целую религиозную организацию, а это ему не позволяет совесть.

Вот и получается, что в демократической Америке существует несколько сайентологических концлагерей для провинившихся членов секты, где они подвергаются нечеловеческому обращению, а правительство ничего не может с этим сделать, так как вмешательство в них могло бы быть расценено как покушение на религиозные права малочисленной, но весьма влиятельной секты.

К сожалению, именно такое понимание свободы совести пытаются навязать и России. Сейчас в этом отношении у нас нет четкой, ясной политики. Но хаос не может быть вечным – рано или поздно Россия сделает выбор. И недаром Декларация о правах и достоинстве человека подчеркивает необходимость защиты прав традиционных религий. Потому что если мы пойдем по американскому пути, ставя интересы любых религиозных меньшинств выше интересов и отдельной личности, и подавляющего большинства населения нашей страны, придерживающегося во всех смыслах традиционной ориентации, то реальные права реального человека серьезно пострадают.

И как только она ночью заходила к человеку, он терял сон, переживал свои неблаговидные поступки.

Богачи забеспокоились и стали думать, как от Совести избавиться.

Обратились они за помощью к самому мудрому в Китае человеку.

Тот сказал : «Давай сочинять законы.

Напишем на свитках, что человек должен делать, а что нет.

И в первую же ночь, когда Совесть пришла к высшему сановнику с упрёками, тот вызвал стражу и велел заточить её в тюрьму.

С тех пор, Совесть ни к кому из богачей не является и никого не беспокоит… Вопрос : Кому особенно мешает совесть?

Почему совесть не может ужиться с законами?

Исходя из содержания сказки, попробуйте сами определить, что такое совесть?


Ответ : Совесть мешает жить всем богатым людям, потому что они собирают свое богатство неправедным путем, лгут и обманывают людей, ведут себя нечестно по отношению к другим людям.

Законы наказывают людей за преступления, но не наказывают тех, кто лжет, говорит неправду, предает, поэтому для богачей законы не страшные, они не наказывают за мелкие проступки и охватывают не все области человеческой жизни, если преступление не доказано, то преступника не осудят, угрызения же совести страшны для каждого человека, каждый в душе переживает, что нанес вред и зло другому человеку, муки совести не заглушить.

Поэтому совестью мы и называем нашу ответственность перед самим собой за то, что мы делаем и как ведем себя по отношению к другим людям и обществу.


Эссе по высказыванию "Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть"?

Эссе по высказыванию "Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть".


Пример из своей жизни на совесть?

Пример из своей жизни на совесть.


Что такое совесть и как она возникает?

Что такое совесть и как она возникает?


Объяснить понятие своими словами человеку даётся не только жизнь?

Объяснить понятие своими словами человеку даётся не только жизнь.

Один раз , но и совесть.


Моя спокойная совесть важнее мне чем все пересуды ессе?

Моя спокойная совесть важнее мне чем все пересуды ессе.


Почему совесть не может ужится с законами?

Почему совесть не может ужится с законами.


1) Почему правр на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребёнка?

1) Почему правр на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребёнка?

2) Что такое совесть?

Как связаны совесть и вера?

3)Каким ограничениям может подвергаться свобода совести?


Правильно ли это утверждение?

Поясните свой ответ.


Прочитайте афоризмы?

Сделайте собственный вывод о том,

что такое совесть

● Да , жалок тот, в ком совет нечисто(А.

● Совесть - когтистый зверь, скркбущий сердце .

● Берегись всего того , что не одобряется твоей совестью .

● От человека утаишь , от совести не утаишь .


Расшифровка высказывания : Закон, живущий в нас, называется совестью?

Расшифровка высказывания : Закон, живущий в нас, называется совестью.

Совесть есть применение наших поступков к этому закону.


Законодательство о гражданстве РФВопросы о гражданстве РФ регулируются конституцией РФ, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом от 31 мая 2002 года №62 - ФЗ (Принят Гос. Думой 19 апреля 2002 года, одобрен советом Федерации 15 мая..


Общее это пребывание в армии. Военная служба по призыву отличается от военной службы по контракту тем, что служба по контракту добровольна, в отличие от службы по призыву. За службу по контракту платят заработную плату, за службу по призыву - нет. ..


Азиатско - Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) , Азиатско - Тихоокеанский регион (АТР) , Организация американских государств (ОАГ) , Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) , МЕРКОСУР, Организация стран — экспортеров не..


Хахха, у кого - то одинаковые задание )0)) Охранительные : клевета человека наказывается штрафом , и не должна нести более сурового наказания. Регулятивные : полицейский, преследуя преступника , стреляет по колесам его машины.


Во всем виновата эволюция.


Благодаря дисциплине в государстве, у нас нет хаоса. Гос - во контролирует жизнь общества путем введения законов.


A1 (факт), В3 (понятие, теория), Г2 (оценка такого действия), Б1, Д2 (оценка).


Ферма является социальным институтом, так как там в процессе деятельности взаимодействуют люди.


Ж)Д. Дьюри разработал логику науки, теорию научного исследования и применил созданный им научный метод к человеческим проблемам во всех сферах общественной жизни.


1ну типо, про доброе говори, а про злое молчи, а то подумают ты дурак типо. 2ты людям хорошее, и они тебе хорошее, и даже собака помнит что хорошего ты ей сделал. 3например ты помогаешь человеку в контрольной, хотя сам двоечник, и человек которому ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Что же следует понимается под совестью на самом деле?
Совесть, есть один из видов самоконтроля, а именно, контроля своих взаимоотношений с окружающими на соответствие норм, принятых в культурной (именно) среде и, посему, проявляющийся лишь в процессе общественной жизни. Вне общества совесть не нужна, у отшельников, отверженных, одичавших её нет.
К стати есть нас и другие виды самоконтроля: контроль своих поступков, угрожающих собственной жизни и здоровью; контроль своего имиджа и места в обществе; контроль адекватности своего поведения; контроль внешнего вида.
Совесть проявляется как внутренний контролёр соблюдения общественных идеалов, принципов и моральных норм, как самим, так и ближними, и как результат, совесть побуждает человека осознанно и критически относиться к своему поведению и людей вокруг.
Совесть подвергает тщательной проверке всё, что человек выполняет или ещё только намеревается сделать. При этом, когда в своих поступках (и поступках близких людей) имеет место несоответствие нормам поведения, осознание этого сопровождается эмоциональными переживаниями. То есть, возникает чувство внутренней дисгармонии, чувство нравственной (этической, моральной) ответственности за своё поведение перед окружающими и самим собой, чувство вины, стыда и раскаяния, называемыми угрызениями совести (в других видах самоконтроля только страх).
Поступать по совести, значит не делать людям плохо, и, испытывая чувство долга, не мириться, когда другие поступают недостойно, также, содействовать взаимопониманию и гармонии в общественных взаимоотношениях.

Ещё в детстве нам внушают общественные идеалы и номы поведения, мы воспринимаем их неосознанно как данность, для не развитого ещё сознания они как условные рефлексы. Далее, по мере взросления, мы делаемся более духовно развитыми, начинаем многое понимать, и по некоторым вопросам у нас появляются свои суждения и убеждения, продукт работы сознания. Наиболее самостоятельные начинают задумываться, как и какие нормы исполнять, какие свои поступки осуждать, какие оправдывать, и что для них, сознательных, более ценно. Дело в том, что общественная мораль не всегда точно соответствует тому, что требует действительность (которая разнообразна и изменчива), т. е. должному в общественных взаимоотношениях в данное время в данном месте. И хотя она постоянно корректируется, всё же находятся поводы для конфликта отдельных личностей с общественными нравами. Поэтому разделяемую ранее общественную мораль, индивид, применительно к себе, дополняет или урезает. Некоторые (разочарованные, обозлённые) вообще становятся беспринципным, или лишёнными убеждений, и совести у них уже не на что опереться.

Механизм совестного контроля работает независимо от того, чем занято сознание в данное время, но недремлющее, всё замечающее подсознание угрызениями совести даёт сигнал сознанию задуматься, выявить ошибку и больше не повторять, дабы негативные эмоции в подобных ситуациях больше не мучали. Мы ведь в текучке и горячке не всегда задумываемся о последствиях, а контроль (внутреннее око) всё отслеживает и оценивает относительно утверждённых в сознании критериев, и работающих на уровне подсознания как условные рефлексы. Угрызения и есть результат той оценки.
Угрызения доходят до нас обычно задним числом, когда поступок совершён. Но у наиболее сознательные заранее воображают результаты, и угрызения уже начеку, но об этом ниже.

Никакой собственной свободы у совести нет, совесть вторична по отношению к убеждениям, которые сами могут быть не свободными.
Не свободны убеждения-догмы, т. е. слепо принятые на веру т. н. непреложные истины (например, религиозные), пока их критически не пересмотришь, преодолев табу непреложности. А те убеждения, к которым сам пришёл или воспринял осознанно, свободны, ты можешь спокойно корректировать их, если найдёшь основания для этого.
Как выше доказано, совесть вторична по отношению к убеждениям, заставить стыдиться или не стыдиться чего-то просто так нельзя, только через убеждения, или внушение.

Совестный контроль проходит несколько этапов формирования.
У провинившегося ребёнка чувства вины, стыда, раскаяния возникают лишь как ответная реакция на отрицательное отношение свидетелей и потерпевших.
Такая непосредственная ответная реакция значит, что уже есть стыдливость, но это ещё не совсем совесть. (Стыд – чувство сильного смущения за совершённое предосудительное, разновидность страха потерять по этой причине лицо в глазах окружающих.) Пока это чувства первого порядка.

Позже появляются предчувствия, что могут быть нехорошие последствия за содеянное. А ещё позже такие предчувствия порождают воображение и следом за ним возникают чувства-эмоции, как реакция на воображаемое негативное отношение окружающих. Это уже чувства второго порядка. И чем богаче воображение, тем "зубастее" угрызения.
Вот с этого момента: развитое воображение, наличие опыта и сопутствующие им эмоции, - начинается настоящая совесть.
Следующий этап это появление уже зрелой совести, когда становится стыдно перед самим собой за свои слабости и недостатки, недостойные намерения. На этом этапе чувства вины и раскаяния возникают за содеянное не только без свидетелей, но и даже за намерения. Зрелая совесть заботится о возможных последствиях заранее. Она возникает, когда индивид уже имеет развитое сознание и устойчивый статус в обществе, который надо беречь и повышать.

Развитое сознание оно у зрелой личности. Зрелость личности определяет наличие опыта, умение анализировать, делать самостоятельные выводы относительно общественных нравов, политики, идеологии, мировоззрения.

И так, полноценная совесть (иметь свод своих нравственных правил и осуществлять самоконтроль, руководствуясь ими вполне осознанно) возникает не сразу, а поэтапно.

Надо иметь в виду, что мы многое делаем не очень задумываясь или машинально, поэтому полноценная совесть проявляется чаще в лишь ответственных случаях, а обычно имеют место все перечисленные формы её проявления и одновременно другие формы самоконтроля и само регуляции поведения, причём в разных сочетаниях. В результате нам порой трудно определить, чем же мы руководствовались в данной ситуации: банальным страхом, что побьют, чувством ответственности или боязнью потерять уважение с вытекающими последствиями.

Совесть способность приобретённая, а интеллектуальные задатки, особенности характера это врождённое. И в зависимости от того, кому чего и сколько достаётся с генами, даже в одной семье, то есть, в одинаковых условиях, вырастают дети с разной психикой и, соответственно, с разным уровнем совестливости. Чем больше интеллекта и, соответственно, сознания, тем контроль-совесть более зрелая и действенная. У тупых, кстати, с сознательной составляющей в совести плоховато. Плохо с совестью также у сообразительных, но тщеславных, трусливых, приспособленцев, наглецов-эгоистов, так как доставшийся им характер мешает работать совестному контролёру (животное начало подавляет разумное), а сообразительность легко придумывает оправдания.
Совесть не может быть чистой или нечистой, такие суждения некорректны. Есть нагрешившие, которые осознали и искупили грех, и те, которые осознали и не искупили, от того и мучаются. А есть нагрешившие, но понимая это не мучаются и искупать грех не собираются. Отсюда следует: совесть, или совестный контроль, бывает действенным, или нет, люди делятся на сознательных и не сознательных, грешных и безгрешных. Совесть не мучает не потому, что чиста, а если сам чист от грехов, точнее сознание твоё (или ему так кажется).

Совестный контроль есть функция развитого сознания, но развитость сознания бывает разной, и с разной степенью критичности к воспринимаемой информации. Личность с развитым сознанием (т. е. зрелая) сама осознанно устанавливает для себя моральные нормы. Таких немного, все мы серединка на половинку. При этом есть много слепо следующих общественному мнению, по большому счёту они не совсем личности, и совесть у них не зрелая, не самостоятельная, так как нет у них твёрдых убеждений, на которые совести опереться. При этом некоторые, особенно женщины, вообще боятся иметь собственное мнение. Такие люди легко поддаются чужому влиянию, легко становятся верующими до фанатизма или фанатами какой-нибудь успешной личности.

Контролёр-совесть успешнее работает, когда разум-сознание властвует над телом, ну а когда не властвует (состояние аффекта, опьянения) совести как не бывало.

И ещё, само по себе угрызение совести не всегда заставляет поступать по правилам морали, человек слаб и частенько идёт на сделку с совестью, стараясь заглушить чувства стыда, вины самооправданием.


Совесть и "голос Божий".
Совесть базируется на убеждениях своих и внушённых, ставших вроде условного рефлекса, однако те и другие дело наживное в культурной среде.
Но есть ещё врождённые инстинкты, определяющие поведения, некоторые из них считаются естественными источниками морали.
Инстинкт защиты слабого, а также своего потомства (чужого тоже).
Инстинкт братства по отношению к близкому (ощущение в нём продолжение себя и своих интересов).
С развитием сознания мы эти инстинкты не утрачиваем, они определяют должное в нашем поведении, и мы следуем этим инстинктам обычно не задумываясь.
Вот они и есть тот самый т. н. "голос Божий", сила, которая выше человека, ни чьему регулированию не подвластная.
Инстинкт он и есть инстинкт, и убеждения ему не указ. Но мы способны при необходимости противопоставить инстинктивной потребности другую, более сильную, исходящую от сознания (которое, кстати, не всегда бывает право), и подавить ею инстинктивное проявление. (Когда-то младенцев и девственниц приносили в жертву надуманным богам, чтобы задобрить, подавляя важнейшие инстинкты).
Инстинкты опыт, нажитый в процессе выживания за многие тысячелетия. Мораль же продукт культурной действительности, порождение текущих обстоятельств, осознанных умом.
Перечисленные выше инстинкты общественной морали в принципе не противоречат, они являются одними из её базовых норм, осознанных умом и принятых как безусловная необходимость. Чего не скажешь о других инстинктах, таких как эгоизм, агрессия, соперничество и т. д., которые тоже необходимы, но в культурной среде далеко не всегда безусловно.
Инстинкты определяют должное в поведении в дикой среде, моральные нормы должное в культурной среде. Поэтому между ними случаются и противоречия, так как для культурной среды не всё дикое приемлемо.
Но должное в любом случае (хоть в джунглях, хоть в цивилизованном обществе) одно, это необходимость выживать и продолжать род во что бы то ни стало. Мы обычно руководствуемся всякими инстинктами вперемешку с сознанием и подопечной ему совестью. Мы можем волевым путём подавить неуместный в данной ситуации инстинкт, но в отдельных случаях (панический страх, дикий голод, страшная боль, вожделение и др.) инстинкты всё же берут верх над сознанием с его волей.
А вот, когда инстинкты берут верх, о совести речи уже быть не может.
И о Боге уже не думают.

Конституция РФ предложенная "бывшим любимцем КПСС" иудой Б. Ельциным, является позорной Конституцией поверженного государства. В соответствии со статьёй 15, пункта 4 ООН даётся юридическое право на вмешательство в управление законами РФ другим государствам. Что и происходит уже более четверти века.

Я бы на сегодняшний день поправил,— не маленький кошмар в клетчатых брюках, а настоящий оборзевший янки.

Спасибо за внимание, Виктор, но отклик ваш подходит не к этой моей работе, а "На кой нам такая конституция".

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: