Свобода информации как элемент правового статуса личности в 21 веке

Обновлено: 02.07.2024

Современное развитие общественных процессов вывело проблемы свободы личности, признания, обеспечения прав, свобод человека и гражданина далеко за внутригосударственные рамки, и их с полным основанием можно отнести к числу глобальных проблем современного мирового развития. Следует констатировать существенный разрыв между конституционными положениями, устанавливающими уровень обладания личностью правами и свободами, поиск путей наполнения их реальным содержанием.

Несмотря на наличие научных разработок, посвященных исследованию конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации, проблема гарантирования его основной составляющей не получила до настоящего времени своего комплексного исследования.

Имеющие разработки посвящены либо только охране, деятельности уполномоченного по правам, судебной защите и т д. Между тем охрана является одним из составляющих элементов гарантирования, которое включает в себя также совершение со стороны государства действий по признанию и обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, не получивших до настоящего времени должного теоретического обоснования в науке конституционного права.

Представляется, что механизм конституционно - правового гарантирования включает в себя все многообразие конституционно -правовых отношений, связанных с реализацией основ конституционного строя в построении современного Российского государства и общества, и их взаимоотношений с личность.

Только через строй Российского государства и его конституционно установленные возможно раскрыть механизм гарантирования прав и свобод человека и гражданина. Особое значение имеет системный подход к рассмотрению гарантий через призму демократический и экономических основ Российской Федерации, народовластия, правового и социального государства. Он позволяет раскрыть содержание и сущностные характеристики этого важного политико - правого института.

Необходимость системного анализа правового статуса личности и гарантированности его основного звена - прав и свобод - обусловлена значительными политическими процессами в жизни государства, изменением правовых походов к закреплению гарантий и регулированию оснований реализации прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на наличие противоречий во взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина, и интересов государства, которое выступает в качестве основного гаранта прав и свобод, по - прежнему именно оно и его структуры (Президент РФ, Федеральное Собрание, судебная система, Уполномоченный по правам человека, Прокуратура РФ, Правительство РФ, министерства юстиции, внутренних дел и иные структуры исполнительной власти) зачастую рассматриваются как основные формы их гарантирования.

Актуальность темы курсовой работы. Правовое регулирование положения человека в современном государстве — важнейший вопрос отечественной науки конституционного права. Взаимосвязь прав и обязанностей человека и государства, определение человека высшей ценностью и признание государством основной обязанностью соблюдение его прав и свобод, является достижением развития общества, правовой и философской мысли многих столетий.

Построение демократического правового государства в нашей стране уже насчитывает практически двадцать лет, однако, проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина как первоосновы демократического государства, до сих пор существуют. Именно поэтому, сегодня не теряют актуальности вопросы, связанные с правовым регулированием прав человека, их гарантией, механизмом их реализации.

Исследование правового статуса личности имеет как теоретический так и практический интерес. В теоретическом плане – это анализ существующих теорий относительно данного понятия, по сути, набору составляющих его элементов, исследователи не пришли к единому пониманию. С практической точки зрения – исследование правового статуса личности позволяет выявить проблемы установления и реализации прав человека и гражданина, выявить проблемы правового регулирования.

Целью исследования курсовой работы является анализ теоретических представлений современных ученых и правового регулирования статуса личности.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и дать общую характеристику правового статуса личности;
  • рассмотреть виды правового статуса личности;
  • принципы правового статуса личности;
  • ограничения правового статуса личности.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления правового статуса личности.

Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, существующая практика применения указанных нормативных актов, основные научно-теоретические концепции по вопросам исследования.

Исследованием представленной темы занимались такие авторы, как С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, А.Г. Бережнов, JI.B. Бутько, А.Б. Венгеров, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, В.А. Власов, И.А. Иванников, В.А. Карташкин, Д.А. Керимов, В.А. Кучинский, Е.А. Лукашева, В.В. Лазарев, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, В.А. Масленников, И.В. Мухачёв, В.И. Новоселов, B.C. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, Л.П. Рассказов, В.М. Савицкий, Н.Я. Соколов, В.М. Сырых, B.C. Чиркин и другие.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.


Отметив, что в России наступила эпоха информационных технологий, член Комитета Елена Афанасьева посетовала, что стабильный Интернет есть пока далеко не везде, однако возможности применения искусственного интеллекта быстро расширяются. В то же время, добавила она, существует опасение, что с развитием дистанционного обучения у детей пропадет желание посещать школу.

Руководитель Федерального института цифровой трансформации образования Людмила Бокова сконцентрировала внимание на стыке технологий с нормативными документами, прежде всего – с Законом о персональных данных. Она отметила, что одной из основных задач государства является признание и защита цифровых прав граждан от возможных нарушений с одновременным обеспечением конституционно-правовой безопасности личности, общества и государства на основе Конституции РФ и с учетом необходимых международных документов. При этом важнейший принцип – защита прав человека на использование его персональных данных.

Однако, добавила спикер, закон пока не предусматривает возможности управлять своим согласием на использование персональных данных и отозвать согласие, данное работодателю, банку или другому оператору. Если она появится, полагает Людмила Бокова, это позволит уменьшить количество мошеннических действий, обусловленных неумением хранить конфиденциальную информацию. Множество задач связано и с использованием биометрических данных.

В связи с этим сенатор заявила о необходимости соблюдения цифрового суверенитета, серьезной защиты приватности персональных данных и упорядочивания их оборота. Она обратила внимание на опасность цифрового моделирования в тех случаях, когда нужно учитывать конкретную ситуацию, так как это может завести государство и общество в тупик.

Приведя в качестве примера Уйгурскую автономию в Китае, благодаря которой мир уже знает об использовании цифровых технологий для нарушения прав и свобод граждан, президент ФПА упомянул Закон о персональных данных, который, по его словам, очень сложен в применении, и попросил законодателей задуматься об этом.

Отвечая на вопрос, могут ли роботы заменить юристов, президент ФПА напомнил, что при введении прогрессивных методов цифровизации в Сбербанке была поставлена задача сократить большое количество управленцев, и многие юристы тогда озаботились поиском работы, однако с тех пор количество сотрудников в правовом департаменте банка только возросло.

Многие участники конференции отмечали, что при внедрении современных цифровых технологий, несмотря на декларирование Конституцией прав и свобод человека и гражданина, юридическая незащищенность индивидуума остается очевидной. В связи с этим необходимы разработка концепции развития системы законодательства в области защиты прав человека в сфере цифровых технологий, а также внесение поправок в УК и УПК РФ, регламентирующих ответственность чиновников, имеющих доступ к персональным данным и большим информационным базам.

Представитель Минюста, заместитель руководителя Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Инга Меликян заметила, что персональные данные могут быть переданы и негосударственным органам, действующим строго на основании закона, приведя в качестве примера адвокатуру и нотариат. Все члены этих неправительственных организаций, отметила она, являются операторами персональных данных, однако знают об ответственности за их разглашение.

Фактически отвечая на предложение Юрия Пилипенко, прозвучавшее ранее, Елена Афанасьева позже добавила, что сенаторы прекрасно понимают необходимость сохранить возможность использования традиционных форм документов для граждан – в первую очередь, для лиц старшего возраста, которые не всегда доверяют цифровым технологиям. В качестве примера она привела возможность выбора: завести электронную трудовую книжку либо оставить бумажную.

С развитием процессов демократизации общества в нашу жизнь вошло новое понятие — информационная свобода личности. Информационная свобода личности является одним из наиболее важных достижений демократии, которое может быть сравнимо лишь разве с отменной рабства и крепостного права.

Стремление к свободе, т. е. к возможности поступать так или иначе в соответствии со своими внутренними убеждениями, является одним из наиболее фундаментальных психологических свойств человеческой личности, которое самым тесным образом связано с ощущением человеком психологического комфорта, счастья и благополучия. Ведь по-настоящему счастливым может быть только свободный человек, ибо только свобода открывает ему возможность для своей полной самореализации, осуществления своих планов и замыслов, достижения главных жизненных целей.

В учениях древних философов Сократа и Платона подчеркивалась особая роль свободы для судьбы человека. При этом исключительно важное значение придавалось свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса под свободой понималась возможность беспрепятственного всестороннего развития человеческой личности. Нам представляется, что именно эти представления наиболее полно отвечают современным воззрениям.

Информационная свобода личности характеризуется возможностью человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего развития информацию, а также возможностью выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе.

Таким образом, информационная свобода личности является важнейшим необходимым условием свободы самого человека, которое обеспечивает его самореализацию в обществе, интеллектуальное и духовное развитие. Именно поэтому информационная свобода личности должна рассматриваться как важнейшее право человека, которое должно быть гарантировано наивысшими законами демократического общества, такими, как Конституция страны, Декларация прав человека и т. п.

В то же время необходимо подчеркнуть, что информационная свобода личности не должна быть беспредельной. Она не должна наносить ущерба другим людям и поэтому должна быть ограничена этическими нормами. То есть информационная свобода личности предполагает и вполне определенный уровень ее ответственности перед обществом за свои поступки в информационной сфере.

Информационная свобода личности не должна также наносить ущерба общественным и государственным интересам и поэтому может и должна регулироваться общественными нормами, государственным и международным правом.

Таким образом, информационная свобода личности в современном демократическом обществе должна представлять собой разумный компромисс государственных, общественных и личных интересов.

Право на информацию как необходимое условие информационной свободы личности

Необходимым условием информационной свободы личности является обеспечение права человека на информацию. Это право должно быть зафиксировано в Конституции страны, в базовом законодательстве, которое определяет важнейшие правовые положения в информационной сфере, а также практически обеспечиваться политикой, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления.

«1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.




Таким образом, закон обязывает российские власти не только формировать в доступной форме общественно значимую информацию о состоянии экономики, культуры, образования, экологии и т. п., но также и оповещать граждан через средства массовой информации о состоянии этих сфер деятельности общества. Причем невыполнение этих обязанностей влечет за собой административную и уголовную ответственность соответствующих должностных лиц.

Читайте также: