Свидетельство каких средневековых авторов помогают риторика м найти ответы о происхождении башкир

Обновлено: 25.06.2024

Цели: создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности. Задачи: 1) развивать пространственные ориентировки через умение ориентироваться в помещении ДОУ; 2) развивать сообразительность; 3) формировать социально-коммуникативные навыки – сотрудничества и доброжелательности.

Цели: создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

1) развивать пространственные ориентировки через умение ориентироваться в помещении ДОУ;

2) развивать сообразительность;

3) формировать социально-коммуникативные навыки – сотрудничества и доброжелательности.

Воспитатель: Ребята, утром, когда я шла в детский сад, встретила Риторика, он был грустный. Он пришел к вам за помощью.

Риторик: я потерял ключ, не могу открыть книгу, дети поможете мне найти ключ?

Воспитатель: ребята, поможем Риторику, найти ключ от книги? Для этого нужно пройти много испытаний. Ну что, вы готовы к испытаниям?

Риторик: ребята, а вы умеете делать комплименты друг другу? Прежде чем отправится в путь, я хочу с вами поиграть. Сейчас послушаем.

Дикционные упражнения:Ра-ра-ра – отправляться нам пора. Ны-ны-ны – нам преграды не страшны.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как мы узнаем, куда нам отправляться (стрелки). Обращаю внимание детей на стрелку.

Воспитатель: Вот направление пути, куда нужно идти.

Дети выходят из группы и по стрелкам идут в библиотеку.

Воспитатель: а вот и первое испытание, мы попали с вами на болото. Вам нужно - преодолеть болото, наступая точно на кочки (в коридоре лежат обручи), (после того, как выполнят задание, подходят к библиотеке, часть ключа висит на дверях).

Воспитатель: ребята, мы только нашли часть ключа, отправляемся дальше искать другие части ключа (заходят в библиотеку).

Воспитатель: Как вы думаете, что такое этикет? (варианты детей).Знать должны мы с детских лет!Это – нормы поведения:Как ходить на День рождения?Как знакомиться? Как есть?Как звонить? Как встать? Как сесть?Как здороваться со взрослым?Много разных есть вопросов.И на них дает ответЭтот самый ЭТИКЕТ.

Воспитатель: посмотрите, вот и этикет (показываю детям картинку – этикет, а на задней стороне картинки часть ключа).

Воспитатель: вот и еще часть ключа. Дети идем дальше, куда же нас стрелка приведет (по стрелкам идут дальше, стрелка показывает на кабинет логопеда).

Сладко спит в берлоге… миСка (миШка).

На столе с салатом… миШка (миСка).

С другом мы играли в… Чашки (Шашки).

Пили чай из белой… Шашки (Чашки).

Вылезла из норки… Шишка (Мышка).

На неё упала… Мышка (Шишка).

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Воспитатель: ребята, еще часть ключа(на картинке грача висит часть ключа).Молодцы!И с этим заданием вы справились, пойдемте дальше по стрелке.

Четвертое испытание: (в изокабинете)

Воспитатель: Ребята, а какие волшебные слова вы знаете?

Дети: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, благодарю и т.д.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие волшебные слова были озвучены (ответы детей). Как вы думаете, а если бы не было таких волшебных слов, что было бы…(ответы детей).

Воспитатель: ребята, а покажите, как можно поздороваться, поблагодарить мимикой, жестом, движением.

1) поздороваться;2) попрощаться;3) поблагодарить;4) вежливо попросить;Воспитатель: посмотрите, у меня есть часть ключа. Как вежливо без слов можно у меня попросить. Молодцы! Идем дальше по стрелке и приходим в

группу (на столах лежат пословицы, поговорки).

Воспитатель: прочтите пословицы и поговорки о добре, вежливости (дети по очереди читают пословицы и объясняют их значение.)

– Добро творить – себя веселить.– Добрые слова дороже богатства.– Слово лечит и слово калечит.– Ссора до добра не доводит.

Воспитатель: Ребята, мы прошли все испытания, у нас все части ключей, давайте их соединим (разрезные картинки).

Риторик: Ребята каждый из вас находит свой ключ общения между собой. Я вам желаю, чтобы вы его ни когда не теряли. Спасибо вам, что мне помогли найти ключ.

Риторик: Я оставляю вам свою книгу для того чтобы вы продолжали изучать правила этикета, культуру общения. И многое другое интересное ждет вас впереди. До свидания!

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось в квест – игре? А в каких испытаниях у вас были затруднения?

Башкиры, происхождение великого народа.

Сразу необходимо уточнить для всех: термин башкарт имел только территориальное значение. Так называлась земля, Урал. Имеется дословный перевод термина башҡарт - начальная земля, основа, начальный надел земли. Именно поэтому в немецком языке Urajt - прежний, древний, старый. Многие, услышав о родстве венгров и башкир начинают крутиться как уж на сковородке, верещат, словно ошпаренные кипятком, хотя ни к венграм, ни к башкирам отношения не имеют. Действуют по принципу, лишь бы у соседей хорошо не было. Даже согласны на микроинсульт, лишь бы у соседа, как вариант, у тещи он случился в десятикратном размере. Однако, не только мадьяры выходцы с уральской земли, но и многие другие. Они, эти выходцы, выполняли определенное задание и, как правило, это юноши числом небольшим, до тысячи.

Следует повторить: Башҡарт это основание, начальная земля. Термин баш имеет несколько значений, не только голова, глава но и "начало". Говоря по иному Башҡарт - "Тәүге ер". Не сильно углубляясь в мифологию, следует пояснить, что в представлении древних земля это лежащий на спине человек, ер, эр, ир, man. И люди телохранители этого человека, более того, его дети. Именно об этом речь, когда башкиры называют себя "әҙәм балаһы". Вовсе не о библейском адаме, как многие могут подумать. Хотя, безусловно, библейский Адам также имеет отношение к этому, как первый человек, хоть и изгнанный из Рая, согласно библейскому сюжету. Однако, изгнанником мог быть не сам Адам, а его сын Каин, убивший собственного брата, т.к. адам - это отец, дословно "отец мой", то же, что otto. В башкирском языке телохранитель үнгәр или нөгәр. И так, запоминаем: үнгәр и нөгәр. Как левый и правый; левая рука, правая рука; руки и ноги; правое плечо, левое плечо. Правда, в связи с поздним обожествлением коровы, в виду ее ценности, стали применять термин үнгәр в значении пастух, ковбой. Также үнгәр и нөгәр коррелируют с исламскими терминами Мункар и Накир, стоит сравнить фонетику, т.к. это не простое случайное совпадение. В исламской эсхатологии это ангелы, которые допрашивают и наказывают мёртвых в могилах. Имена Мункара и Накира часто упоминаются в Сунне, но не встречаются в Коране.

О мадьярах и о том, что их называли баiкартами или паскартами рассуждений много, но не понимают, каким образом могут связаны термины мадьяр, венгр и башкарт. Все просто, первое поколение мадьяр, переселившихся с уральского региона, еще называли башкартами. Но затем, это уже утрачивало актуальность. Сохраняется вариант үнгәр - телохранитель, но уже в другом значении, венгр либо пастух, либо вовсе варвар, вандал. Вероятно, тип хозяйствования отгонное скотоводство и дает возможность сохранить термин, русс. вариант венгр. И сколько угодно могут верещать, что венгры это угры, но остается главное, то, что их называли башҡартами или с оглушением согласного paschqart. И это результат проживания их предков на Урале. Язык, как и расовый тип абсолютно не показатель, все эти данные неустойчивы. Причем смена происходит довольно быстро, за одно-два поколения. И не надо думать, что после исхода части мадьяр, на Урале никого не осталось. Остались и сохранили за собой этноним башҡарт, как проживающие на начальной земле. Причем, до колонизации московитами, данный этноним перенимали все селившиеся на данных землях, все, без исключения становились жителями Башҡарт, т.е. башкирами, уральцами. Было бы смешно, если бы это было не так. В связи с венграми, надо прояснить еще одно обстоятельство, у них, как и у большинства азиатов, отсутствует склонность к ожирению, к полноте. Азиатские девушки более грациозны, как и их юноши. Это дало повод термин мадьяр превратить немцам в mager - тощий, у англичан hunger - голодный.

Не понимая значения древнего слова, интерпретировали каждый по своему. Турки слышали свое: баш курт - главный волк. К примеру, татары, как пришлые, старались унизить коренные народы и, естественно, слышали свое: баш ҡорт - голова червивая. Т.е, кто чем богат, тот тем и делился. Есть вариант башҡорт - глава пчел, главный пасечник. Но пчела у башкир сағаун и бал ҡорто (мед, собирающее насекомое называют) название лишь местечковое. В руск.языке вариант башкир в самом начале использовался в значении вотчинник, от греческого баш иле. Не стоит забывать, что в ту пору русские перенимали все греческое, особенно терминологию. XVII- XVIII век мода на все немецкое, XIX век уже все французское. И лишь с революцией 1917 года - собственно русское. Но заимствования уже не выбросишь просто так. Еще одно возможное толкование термина башҡорт: ҡорт – хозяйство, подворье, двор. Например, домашние птицы в башкирском языке ҡош-корт, дословно “птицы двора”. В таком формате башҡорт – глава двора, с полномочиями судьи. Но в таком случае, башҡортом могли называть не весь народ, но лишь "верхушку", что не имеет под собой никаких оснований. Но термины башҡорт и башҡарт не имеют различий, ҡорт и ҡарт означают землю, двор, сад, надел. Юноша, получивший собственный надел земли также назывался ҡарт. Ныне это слово утратило первоначальное значение и используется лишь как "старик". Иногда супруга по привычке называет мужа ҡарт - обладатель земли, судья и защитник. Возможен вариант с озвончиванием согласного в конце слова ҡард или ҡорд, но это результат влияния произношения твердых согласных, стоящих в конце слова. К примеру, в англ.языке земля earth, через "ҙ" (θ); в арабск. земля ард с твердым "д"; в швед. jord; нем. erde и т.д. Следует привести еще одно толкование этнонима башҡорт или, вернее, второй части ҡорт. Родственным является слово ҡоро - сухой и ҡорт - сухое место, площадка. В швед.языке сушь - torka, на этом все, не будем объяснять, что такое метатеза, альтернация, диереза и проч. Все равно гармонист "талгат ишемгулов" глуп и ничего не поймет.

Итак. Закрепляем тему. Башҡарт это земля, территория Уральских гор, Урал, то же, что башҡорт. Башҡарт означает начало земли, дословно: баш- начало, исток, основа; ҡарт -земля, защищенное место, огороженное место, земная твердь. Возможен вариант башгард от формы gard, а также с оглушением согласных: паскарт и проч. Башҡарт можно сравнить с мифическим райским садом. Существуют родственные слова в других языках: в венгерском языке сад kert, лат. сад hortus, швед сад - gård, град, гард, огород, garden, гарда, кәртә и т.д. И Башҡарт (Башҡорт) название города, огороженной территории, крепости, сада и, как следствие, всех прилегающих территорий. Есть источники, указывающие на существование города с названием Башҡарт на месте современной Уфы. Кстати, славянское произношение выдало вариант Уфа из более раннего Өҙә или Үҙә, родственное слово үҙәк - центр, ядро. Из этого следует, что Уфа центр территории под названием Башҡарт, но последнее распространяется на народ и всю страну в целом. Есть предположение, что страна называлась Катай, та самая легендарная Катай, подобная Эльдорадо. Тогда Башҡарт ее столица, үҙәк. Ведь термин катаи, имя жителей той самой страны, сохраняется в названии племенного объединения башкир неслучайно. Неслучайно и сходство терминов Эдем, Адам и әҙәм. Земля рассматривалась, как человек, лежащий на спине и он либо спит либо умер, второе вернее. Люди охраняют его покой, являются телохранителями: үнгәр и нөгәр. В случае с умершим человеком использовались синонимы яй (медленный, тихий), тынһыҙ (бездыханный), бартылымай (недвижимый). От термина яй происходит название Яик - тихий, медленный. Далее, следует сравнить имя Бартоломей, означает "сын вспаханной земли, сын полей". Башкиры утверждали, что вотчинное право им дал именно Тынһыҙ, вовсе не монгольский Темучин, известный как Чингисхан. У них своя свадьба, у нас своя. В башкирском эпосе Урал батыр погибает, не использовав эликсир бессмертия для себя лично. Урал батыр и есть Башҡарт - основатель земли, Адам и создатель сада Эдем, ведь эликсиром бессмертия Урал батыр воскресил землю, сад. Теперь приведите в пример хоть один язык, который даст аналогичные показатели. Нет. Потому что основа это Урал, он же Башҡарт, также известен как Адам.

Башкиры праздновали Нардуган и термин означал "рожденный от покойного", к монгольскому слову нар (солнце) не имеет отношения. У степняков было большое желание притянуть одело на себя, к своим монголам. Но не было необходимости давать монгольское имя своему празднику башкирам. Нар это труп, мертвец, например, нарата - сосна, буквально "цветущий мертвец". Нардуган - рожден от мертвеца, в данном случае, уже от мертвого башҡарта, земли. Праздник относился именно к сосне и ни к чему больше. Все логично, земля замерзала, как бы умирала, а сосна остается зеленеть, чем не повод для праздника? И это древний башкирский праздник, незаслуженно забыт многими башкирами. Только лишь потому, что пришлые, новые жители, не знали значения праздника. И эти пришлые все время тянут башкир в степь. Сколько волка не корми, а все одно в лес смотрит. И что, удивительно, даже через несколько поколений. Христиане также приложили руку к тому, чтобы о Нардугане забыли, ведь празднование сосны проходило в период с 25 декабря по 7 января. Вообще, могли и дольше праздновать, основной смысл сводился к угощению детей сладостями, взамен рассказанных стишков. Стоит добавить, что нар не только труп, но и дух. И сосна рассматривалась как проявление стойкости, сила духа. Обычай наряжать на Новый год сосну распространяется на весь мир, но вряд ли у остальных народов есть понимание, отчего зародилась данная традиция. Это говорит о большом влиянии башкирской культуры в прошлом.

Башҡарт это территориальный признак и этноним башҡорт никак не мог образоваться в других краях. Башҡорт это Урал и никак иначе. Допустимо, лишь в начальном этапе могли называть выходцев с Урала башҡартами, но уже в следующих поколениях этноним ими утрачивался. Еще совсем недавно считалось обязательным хоронить на той земле, где родился и вырос, на своей родине, на своей вотчине. В старину даже везли их далеких краев, чтобы быть похороненными у себя дома. Но был жесткий отбор, встречали усопшего үнгәр и нөгәр, в исламе Мункар и Накир, строго допрашивали, какой религии придерживался, как жил, кем был и т.д. И только после этого выделяли землю, указывали место, где лежат его родные. Это в том, случае, если покойный достоин своих предков. Иначе хоронили в стороне. О том, что с Урала во все стороны рассылались посланники, всадники на колесницах, с идеей единобожия, единого отца всех народов, очень много свидетельств. Единым отцом считался легендарный Урал батыр. Его имя производное от ур - творец и ал - земля (ил), также ал - будущее, прекрасное будущее. Это красочно описывается в эпосе, батыр сражается с чертями и из их тел создается новая земля. В конце и сам герой умирает и его тело также становится землей, той, которой дали имя Урал - земля изначальная, основа всего живого и которую берегли оставшиеся. И здесь видим, что Урал также относится территориально лишь к башкирам и не стоит искать его корни на Алтае, Альпах или Африке. Могло иметь место только лишь обратное заимствование, от тех самых посланников-егетов с идеей единобожия. Поэтому все попытки искать этимологию этнонима башҡорт вне Уральского региона ошибочны и являются фальсификацией. Башҡорт существовал всегда, это древняя земля, Башҡарт, это легендарные Катай и Эльдорадо, это шумерский Дильмун, это "Страна мертвых" ирландцев и древних египтян, это Magna Hungaria венгров, а также это библейский Эдем.


Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткая история риторики

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Развитие риторики в Древнем Риме

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.


Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткая история риторики

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Развитие риторики в Древнем Риме

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

Читайте также: