Сведения о гражданстве действуют с в 1с что писать в

Обновлено: 28.06.2024

О вступлении в силу очередной порции поправок в закон "О гражданстве РФ", значительно упрощающих процедуру получения российского паспорта иностранцами, "Российской газете" в интервью рассказала начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-лейтенант Валентина Казакова. Изменения заработали с 24 июля.

Этой даты, по словам Казаковой, ждали многие, поскольку было отменено условие предоставления документов о желании выйти из имеющегося гражданства. "У многих причиной отказа от приобретения российского гражданства служил тот факт, что либо нужно было выйти из имеющегося гражданства, либо предъявить этот документ, который направлялся в полномочные органы государства гражданской принадлежности. Вот с 24 июля этот документ никому предоставлять не нужно, независимо от гражданской принадлежности", - пояснила Казакова.

"Значительное количество лиц из дальнего зарубежья, имеющих виды на жительство для проживания на территории РФ, с учетом изменившихся условий об отказе от имеющегося гражданства теперь скорее всего обратятся с заявлениями о приобретении гражданства", - прогнозирует Казакова.

Кроме того, понимая, что большое количество документов иностранный гражданин собирает для получения того или иного статуса, вместе с заявлением о приобретении гражданства не нужно будет предоставлять документы, подтверждающие источник средств существования. Так как это происходит, по словам начальника миграционного главка МВД, при подаче документов на вид на жительство.

С 24 июля произошли также следующие изменения - граждане Украины, Белоруссии, Молдовы и Казахстана при получении вида на жительство сразу без срока проживания (ранее не менее 5 лет) смогут подавать документы на приобретение гражданства. На сегодняшний день это более 240 тысяч человек, проживающих в России с видом на жительство и подпадающих под процедуру упрощения приобретения гражданства.

Упростится процедура получения гражданства и для иностранцев, окончивших российские вузы. "По ранее действующему законодательству необходимо было представлять документы о том, что человек после окончания вуза отработал официально 3 года с отчислением в различные фонды социального страхования определенных денежных средств. Но, учитывая такую категорию иностранных граждан как выпускники вузов, которая востребована на рынке труда и адаптирована в российское общество, срок осуществления трудовой деятельности был снижен с 3 лет до 1 года. И я надеюсь, что данной нормой воспользуются многие иностранные граждане", - считает Валентина Казакова.

Зашел в беседе начальником миграционного главка МВД несомненно разговор и о том, как коронавирус отразился на миграционной ситуации в России. "С учетом закрытия границ с марта месяца на территорию России не въезжает большое количество иностранных граждан, с теми же гражданами, которые находятся в России, мы продолжаем активно работать. С учетом указов президента, которые определили особый порядок правового статуса на территории РФ иностранных граждан, все миграционные подразделения принимают иностранных граждан. И с марта месяца к нам обратилось более полутора миллионов иностранных граждан, которые хотели урегулировать свой правовой статус, то есть получить разрешительные документы, соответственно, продлить визы", - рассказала Валентина Казакова.

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией миграционщики предсказуемо зафиксировали спад в обращениях к ним - приблизительно на 30 процентов. При этом по вопросам получения гражданства, даже несмотря на коронавирус, фиксируется рост количества соискателей. Прирост - в два с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Если говорить в абсолютных цифрах, то порядка 300 тысяч человек за первое полугодие приобрели гражданство Российской Федерации. И, конечно, этому способствуют те изменения в законодательстве, которые произошли в текущем году. В июне вступили в силу изменения, которые сократили срок рассмотрения заявления о приобретении гражданства с 6 до 3 месяцев", - напомнила Валентина Казакова.

Кроме того, граждане Белоруссии и Украины освобождены от процедуры прохождения собеседования, если они попадают под условия носителей русского языка. Это означает, что украинцам и белорусам, свободно владеющим русским языком, не придется проходить собеседование специально образованной комиссией МВД России.

Как будет проходить собеседование для всех остальных граждан иностранных государств, попадающих под условия нормы носителей русского языка, можно будет вскоре узнать на сайте МВД. "Очень было много нареканий о том, что в одном субъекте спрашивают правила русского языка, в другом заставляют писать диктанты - вот для того, чтобы унифицировать эти процедуры, МВД разработало контрольно-измерительные материалы", - пояснила начальник главка МВД по вопросам миграции.

Фото: iStock

В целом же в МВД фиксируют тенденцию ежегодного роста числа иностранцев, желающих приобрести гражданство РФ. Если в прошлом году в российское гражданство было принято порядка 500 тысяч человек, то только за первое полугодие этого года изъявили желание и были приняты в гражданство РФ уже более 300 тысяч человек.

Стоит отметить, что вступившие в силу 24 июля поправки - не последние из числа вводящих послабления для иностранцев, желающих стать россиянами.

12 октября текущего года вступят в силу изменения в закон "О гражданстве", которые позволят работоспособным гражданам, имеющим совершеннолетних детей - граждан РФ и проживающих на территории России, приобрести наше гражданство. Пока российское гражданство могут приобрести только нетрудоспособные родители пенсионного возраста, имеющие совершеннолетних детей - граждан России. А с 12 октября уже трудоспособные, то есть люди, еще не достигшие пенсионного возраста, смогут приобрести гражданство "по детям, проживающим на территории России". "Я думаю, что после этих изменений количество трудоспособных граждан в возрасте от 40 до 60 лет увеличится", - заключила Валентина Казакова.

Аренда 1С Зарплата и управление персоналом

Пользователю Зарплата и Управление персоналом заранее требуется обратить внимание на тот факт, что регистрация сотрудников, являющихся иностранными гражданами происходит так же, как и с россиянами, за исключением правил внесения некоторых сведений. К таковым относятся следующие аспекты:

  1. ФИО физических лиц-иностранцев могут быть введены с использованием латиницы. Также в данном случае допускается пропуск пункта с отчеством, при его отсутствии в документе, удостоверяющем личность гражданина (рис 1).
  2. При отсутствии у сотрудника страхового свидетельства обязательным будет его получение. Для этого необходимо подать соответствующую анкету в Пенсионный Фонд России в формате АДВ-1.

1С ЗУП - заполнение персональных данных по сотруднику в программе

  • Место рождения. Внесение выполняется по следующей цепочке: государство, регион, район, населенный пункт. При заполнении обязательно необходимо вносить все реквизиты в именительном падеже. При этом они должны полностью соответствовать данным из основного документа. Для бывших республик Советского Союза внесение страны не требуется. Если район пребывал в республиканском подчинении, её название вносится в поле Область. При отсутствии возможности соблюдения всех требований к внесению нужно выбрать пункт Особое место рождения. Важно: в данном случае, название делится на несколько частей, каждая из которых вписывается в отдельную строку в соответствии с вышеописанными требованиями.
  • Гражданство. Необходимо указать то государство, в котором сотрудник родился и которое указано в его удостоверении личности. При отсутствии гражданства нужно выбрать соответствующий пункт.
  • Индивидуальный Номер Налогоплательщика в государстве. Он необходим для справки 2-НДФЛ.
  • Удостоверение личности. Оно выбирается в графе Вид документа, где на выбор доступно сразу несколько разновидностей. Прочие реквизиты вносятся строго в соответствии с данными из указанного документа.
  • Контактная информация. К таковой относятся адреса проживания гражданина, а также его номера телефонов. Заграничные адреса вносятся только для физ. лиц, не являющихся налоговыми резидентами России и для иностранцев. При заполнении адреса в отдельную графу вносится государство постоянного места жительства. Последующая запись адреса выполняется в произвольной форме. В данном случае также допустимо использование латиницы. Завершить процедуру можно посредством выбора кнопки ОК.

1С ЗУП - внесение данных по месту рождения сотрудника

1С ЗУП - выбор статуса застрахованного лица

1С ЗУП - выбор статуса нерезидент по сотруднику

1С ЗУП - внесение данных по зарплатной карте сотрудника

1С ЗУП - внесение данных о разрешении на работу, патент

Используя кнопку Печать в 1С ЗУП можно составить и распечатать стандартный трудовой договор с рассматриваемым сотрудником. Также на выбор доступны договоры для дистанционных рабочих или сотрудников микропредприятий. Для сотрудников-иностранцев в печатаемом договоре дополнительно отображается информация, касающаяся разрешения на трудовую деятельность, имеющихся условий проживания, а также возможностей для получения медицинской помощи.

Документы, удостоверяющие наличие гражданства

(в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2006 N 1226)

(см. текст в предыдущей редакции)

45. Наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:

а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом;

б) дипломатическим паспортом;

в) служебным паспортом;

г) утратил силу с 1 января 2014 года. - Указ Президента РФ от 22.10.2009 N 1180;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения);

ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).

(п. 45 в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2006 N 1226)

(см. текст в предыдущей редакции)

45.1. В случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.3, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения, наличие гражданства у детей может удостоверяться свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, выданным в соответствии с ранее установленным порядком и сохраняющим свое действие.

(п. 45.1 введен Указом Президента РФ от 03.11.2006 N 1226)

45.2. Документами, указанными в подпунктах "а" - "в" пункта 45 настоящего Положения, может также удостоверяться наличие гражданства Российской Федерации у детей, сведения о которых внесены в эти документы и заверены подписью должностного лица и соответствующей печатью полномочного органа.

(п. 45.2 введен Указом Президента РФ от 03.11.2006 N 1226)

45.3. Свидетельством о рождении может удостоверяться наличие у ребенка в возрасте до 14 лет гражданства Российской Федерации по рождению, если в свидетельство о рождении внесены сведения:

о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя ребенка (пункт "а" части первой статьи 12 Федерального закона, когда на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

о гражданстве Российской Федерации одного из родителей ребенка (пункт "б" части первой статьи 12 Федерального закона, когда на день рождения ребенка один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (пункт "в" части первой статьи 12 Федерального закона, когда на день рождения ребенка один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации).

Свидетельством о рождении может также удостоверяться наличие у ребенка в возрасте до 14 лет гражданства Российской Федерации при усыновлении (удочерении) на основании частей второй и четвертой статьи 26 Федерального закона, если в свидетельстве о рождении усыновленного (удочеренного) ребенка его усыновители или один из усыновителей, состоящие в гражданстве Российской Федерации, по решению суда указаны как родители (родитель) ребенка.

(п. 45.3 введен Указом Президента РФ от 03.11.2006 N 1226)

45.4. Свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, может удостоверяться наличие у ребенка в возрасте до 14 лет гражданства Российской Федерации по рождению, если:

в свидетельство о рождении внесены сведения о гражданстве Российской Федерации одного из родителей ребенка (пункт "в" части первой статьи 12 Федерального закона, когда на день рождения ребенка один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился за пределами Российской Федерации и ему не предоставлено гражданство иностранного государства);

в свидетельство о рождении внесены сведения о гражданстве иностранного государства обоих родителей или единственного родителя ребенка либо в свидетельстве о рождении такие сведения отсутствуют, в связи с тем что родители или единственный родитель являются лицами без гражданства (пункт "г" части первой статьи 12 Федерального закона, когда на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство).

(п. 45.4 введен Указом Президента РФ от 03.11.2006 N 1226)

45.5. Проставление на бланке свидетельства о рождении ребенка отметки, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 45.4 настоящего Положения, осуществляется полномочным органом на основании устного обращения родителей (родителя) в день обращения. При этом для подтверждения обстоятельств, предусмотренных пунктами "в" и "г" части первой статьи 12 Федерального закона, представляются следующие документы:

документ полномочного органа иностранного государства, гражданином которого является один из родителей ребенка, подтверждающий отсутствие основания для предоставления ребенку гражданства этого государства по рождению. Если ребенок родился на территории иностранного государства, гражданами которого его родители не являются, - также документ полномочного органа этого иностранного государства, подтверждающий отсутствие основания для предоставления ребенку гражданства этого государства по рождению (для подтверждения обстоятельств, предусмотренных пунктом "в" части первой статьи 12 Федерального закона, при условии что ребенок родился за пределами Российской Федерации и ему не предоставлено гражданство иностранного государства);

документ полномочного органа иностранного государства (полномочных органов иностранных государств), гражданами которого (которых) являются родители или единственный родитель ребенка, подтверждающий отсутствие основания для предоставления ребенку иного гражданства по рождению (для подтверждения обстоятельств, предусмотренных пунктом "г" части первой статьи 12 Федерального закона).

(п. 45.5 введен Указом Президента РФ от 03.11.2006 N 1226)

45.6. Наличие у ребенка единственного родителя подтверждается исходя из соответствующих обстоятельств решением суда о признании другого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельством о смерти другого родителя, или заявлением, составленным в произвольной форме, об отсутствии у одного из родителей сведений о месте нахождения другого родителя, или свидетельством о рождении ребенка, в котором отсутствуют сведения о другом родителе, или справкой о рождении, подтверждающей, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Формирование личной карточки сотрудника в — 1С: Зарплата и Управление Персоналом 8

В программе хранится история изменения паспортных данных работников, поэтому при вводе сведений о документе, удостоверяющем личность, необходимо указать дату, с которой будет действовать введенная запись. Историю изменения паспортных данных работника можно просмотреть и отредактировать по кнопке на форме ввода паспортных данных физического лица.

В программе хранится история изменения данных реквизитов, поэтому при вводе сведений о воинском учете, необходимо указать дату, с которой будет действовать введенная запись. Историю изменения данных о воинском учете можно просмотреть и отредактировать по кнопке формы ввода.

Расчеты с работниками-нерезидентами в — 1С: Зарплате и Управлении Персоналом

В соответствии со статьями 78 и 231 НК РФ сумма излишне уплаченного налога зачитывается в счет предстоящих платежей, погашения недоимки либо возвращается налогоплательщику. Излишне удержанные из дохода суммы НДФЛ налоговый агент должен возвратить налогоплательщику на основании соответствующего заявления.

Минфин России в письме от 26.07.2007 № 03-04-06-01/268 разъяснил, что при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом. Это правило действует и в том случае, когда 12-месячный период начался в одном налоговом периоде и продолжился в другом.

При редактировании информации о работнике необходимо помнить, что для физического лица-нерезидента обязательно должен быть указан адрес за пределами РФ. При этом страна проживания должна быть выбрана из классификатора стран мира (код страны в справочнике стран мира должен соответствовать коду по ОКСМ). Собственно адрес (индекс, город, улица и т. д.) вводится вручную, без использования каких-либо классификаторов.

Сведения о гражданстве действуют с в 1с откуда взять

Начинается ввод сведений о физическом лице с указания его ФИО. В поле Имя нужно с клавиатуры последовательно через пробел ввести фамилию, имя и отчество, а затем щелкнуть мышью в поле ФИО. В результате параметры верхней части окна будут заполнены так, как показано на рис. 2.30. Отметим, что впоследствии в поле Имя из раскрывающегося списка можно будет выбрать вариант представления фамилии, имени и отчества физического лица в интерфейсах списка и выбора (например, Петрова М.И., или Петрова Мария Ивановна, и т. д., причем список вариантов формируется программой автоматически после ввода ФИО).

В поле Страна следует указать название страны, гражданином которой является человек. Для этого нужно нажать кнопку выбора, затем в открывшемся окне классификатора стран мира выделить щелчком мыши нужную позицию и нажать кнопку Выбрать или клавишу . Если по каким?то причинам человек не имеет права на пенсионное обеспечение либо не является налоговым резидентом Российской Федерации, то нужно установить соответствующие флажки. В отдельном поле указывается дата, начиная с которой запись о гражданстве считается действительной. С помощью кнопки История можно просмотреть историю изменений записей о гражданстве данного физического лица.

Как настроить порядок начисления страховых взносов с выплат в пользу иностранных граждан

Обратите внимание! До версии программы 2.5.87 для временно пребывающих высококвалифицированных иностранных специалистов предполагалось указывать статус Временно пребывает на территории РФ, и при этом не указывать сведения о заключенном трудовом договоре. В этом случае взносы во все фонды (кроме взносов в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний) не начислялись.

Ввод сведений о гражданстве физического лица осуществляется в специальной форме ввода Гражданство физического лица, в которой указываются страна (из справочника Классификатор стран мира), гражданином которой является физическое лицо, в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства — уточняется статус для исчисления страховых взносов. Ввести сведения о гражданстве можно либо из справочника Физические лица (меню Предприятие — Физические лица), либо из справочника Сотрудники (меню Предприятие — Сотрудники). Если данные о гражданстве не заполнены, то считается, что физическое лицо является гражданином Российской Федерации и подлежит обязательному страхованию. Если лицо не имеет гражданства, то необходимо установить флажок Лицо без гражданства. В программе хранится история изменения данных реквизитов, поэтому при вводе сведений о гражданстве необходимо указать дату, с которой будет действовать введенная запись в поле Запись о гражданстве действует с. В поле Дата регистрации изменений(заполняется автоматически и соответствует дате, указанной в поле Запись о гражданстве действует с) при необходимости указывается дата, начиная с которой регистрируется изменение сведений об гражданстве физического лица для исчисления страховых взносов, т.к. при регистрации изменений задним числом может потребоваться перерасчет страховых взносов. Историю изменения данных о гражданстве можно просмотреть и отредактировать по кнопке История. формы ввода.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Напомним, что обязанность предоставления статистической отчетности в территориальные подразделения Росстата распространяется на организации и предпринимателей, в отношении которых органами статистики проводится сплошное или выборочное наблюдение в соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ.

1С Зарплата и Управление Персоналом — в примерах

Сведения о стаже сотрудников можно посмотреть дважды нажав на строчку с этим сотрудником. Откроется отдельное окно. Сведения сюда в 1С ЗУП 3 заполняются из регистра сведений Параметры периодов стажа ПФР. А этот регистр заполняется на основании документов: Прием на работу, Увольнение, Кадровый перевод, Отпуск, Больничный лист, Отпуск за свой счет и прочих документов, которые определяют параметры периодов работы сотрудников.

Иностранцы: Правила приема на работу

Запись ФИО иностранных физических лиц можно осуществлять при помощи букв латинского алфавита, кроме этого, можно пропустить заполнение отчества, если оно не указано в документе, удостоверяющем личность. Если прибывший вновь сотрудник-иностранец не имеет страхового свидетельства, то получить его он может после обработки ПФР анкеты застрахованного лица (форма АДВ-1), переданной страхователем.

  1. информация о действующих сотрудниках-договорниках ГПХ;
  2. начисления и удержания с произвольными формулами;
  3. кадровая история сотрудников для формирования аналитической отчетности;
  4. фактические начисления и выплаты для формирования аналитической отчетности;
  5. сведения о займах сотрудников;
  6. действующие на момент переноса отпуска, в том числе по уходу за ребенком.

Как заполнить декларацию по налогу на имущество

После того как внесете код территории, по которой будете платить налог, и кадастровый номер недвижимости, заполните стоимостные показатели и другие сведения для расчета налога. Так, по строке 020 укажите кадастровую стоимость недвижимости по состоянию на 1 января отчетного года. Строку 025 заполняйте, только если часть кадастровой стоимости объекта налогом не облагается.

Объясняется это тем, что для расчета налога остаточная стоимость имущества фиксируется по состоянию на начало дня. То есть по состоянию на 0 часов 1-го числа месяца. Например, для расчета средней стоимости имущества за I квартал нужно взять его остаточную стоимость по состоянию на четыре даты, в том числе на 1 апреля, и поделить на 4.

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Читайте также: