Судья осуществляет реконструктивную деятельность на каком этапе

Обновлено: 02.07.2024

венность к выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Социальная сторона судебной деятельности состоит в том, что судья наряду с правильным рассмотрением и разрешением уголовных и гражданских дел в максимальной степени использует судебные процессы и материалы для предупреждения нарушений законности. С этой целью он проводит публичные процессы, включая выездные судебные заседания, участвует в правовой пропаганде и правовом воспитании населения, проводит иную профилактическую работу. Профессиональная направленность личности судьи выражается также в постоянном повышении им своей квалификации, стремлении к установлению истины и торжеству справедливости, в профессиональной гордости и чувстве собственного достоинства. Судей характеризуют высокая ответственность, принципиальность, честность, беспристрастность, выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи состоит в текущем и завершающем анализе всей собранной по делу информации с целью вынесения справедливого решения или приговора. В этой деятельности реализуются общий и специальный интеллект судьи, его память, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, интуиция.

Коммуникативная сторона требует от судьи как главного организатора общения в ходе судебного процесса таких качеств, как эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать и ясно формулировать свои вопросы и реплики. Успех допроса во многом зависит от соответствия применяемых приемов индивидуальным особенностям допрашиваемого. Для того чтобы вызвать человека на откровенность, устранить растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы выдержка, большой такт и психолого-педагогическая культура.

Организационная деятельность судьи заключается в организации и руководстве судебным процессом. Она отличается от руководящей деятельности в общепринятом смысле тем, что участники процесса не находятся у судьи в подчинении, руководство ограничено рамками процессуального регулирования и, как правило, имеет публичный характер. Здесь реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость; умение организовать совместную работу всех участников процесса с целью установления истины и вынесения справедливого решения.

Удостоверительная деятельность судьи заключается в трансформации полученной в ходе судебного разбирательства информации в специальные предусмотренные законом документы: протокол, приговор (решение), определение и проч. Для этого необходимы навыки обобщения и компрессии информации, определенный уровень культуры письменной речи.

Прокурор. Содержание профессиональной деятельности прокурора определяется задачами прокурорского надзора. К ним относятся: общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, должностными лицами, организациями и гражданами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах предварительного заключения и исправительно-трудовых учреждениях, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Деятельность прокурора и его помощников требует определенных профессионально значимых качеств, главным из которых является профессиональное мышление. Его характеризуют глубина и широта, мобильность, быстрота, самостоятельность, критичность, гибкость, целеустремленность. Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности прокуроров неразрывно связаны с эффективным использованием речи в устной и письменной формах. Здесь чрезвычайно важны умение мыслить логически, выводить следствия из проанализированного массива информации, четко формулировать свои мысли устно и письменно, слушать и слышать собеседника.

Прокурор должен быть мастером ведения диалога, опытным полемистом и блестящим судебным оратором. Именно благодаря высокому уровню профессионализма, основанному на психолого-педагогической культуре прокурора, в ходе его диалога с подсудимым последний может начать давать искренние показания. Коммуникативная сторона обеспечивает достижение психологического контакта с судьями и всеми участниками процесса. Во время произнесения обвинительной речи прокурор контролирует реакцию слушающих его людей по внешним проявлениям (мимика, жесты и др.), по степени включенности в восприятие его речи, их отношению к ней, поддерживая, таким образом, обратную связь с аудиторией. Необходимо постоянно совершенствовать культуру речи, которая предполагает богатство словарного запаса, правильность словоупотребления, знание

норм современного русского литературного языка, использование эмоциональных компонентов речевой коммуникации.

Конструктивная (реконструктивная) сторона прокурорской деятельности заключается в анализе и синтезе всей информации, собранной по делу, с точки зрения разработки концепции государственного обвинения. В процессе поиска и установления истины у прокурора последовательно возникают гипотезы а затем определенные концепции, которые он излагает в своей речи. В этой стороне деятельности реализуются общий и специальный интеллект прокурора, его оперативная и долговременная память, его способности к анализу и синтезу информации. Благодаря конструктивной стороне деятельности прокурора суду представляется исчерпывающий анализ доказательств по данному делу, а также выводы, подтверждающие степень виновности каждого подсудимого.

Организационная сторона деятельности прокурора реализует эмоционально-волевые качества его личности: настойчивость, выдержку, собранность, самодисциплину и другие характеристики, которые обеспечивают готовность государственного обвинителя к своей сложной деятельности в процессе поддержания государственного обвинения. Важную роль играют его организаторские способности: чтобы подготовиться поддерживать обвинение по делу, выявление истины по которому требует использования специальных знаний, прокурор консультируется со многими специалистами в области медицины, криминалистики, психологии, педагогики, экономики, бухгалтерского учета и т. д. Организационная сторона, выражающаяся в самоорганизованности и целеустремленности, способствует преодолению всех сложностей и препятствий, которые возникают в процессе поддержания государственного обвинения.

Социальная сторона деятельности прокурора заключается в анализе генезиса совершенного преступления, выявлении причин и условий, которые способствовали его совершению, анализе причин и условий возникновения и функционирования организованных преступных группировок. Успех в этой сфере обеспечивают глубокие знания в области уголовного права, криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии, психологии личности и др. Социальная сторона определяет этические правовые формы, в которых осуществляется поддержание государственного обвинения.

Гуманистический подход в деятельности прокуратуры реализуется в объективном анализе личности подсудимого. Такой анализ сочетает в себе рассмотрение как позитивных, так и негативных черт в структуре личности подсудимого и способствует вынесению справедливого приговора. Этот анализ в ряде случаев может рассматриваться как начальный этап реализации правовой педагогики, так как он побуждает преступника радикальным образом пересмотреть свою позицию по отношению к окружающим людям и обществу. Особенно актуален такой подход при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних.

воката в процессе важное значение имеют его самостоятельность, волевые качества, настойчивость, решительность, умение отстаивать свою позицию.

В адвокатской деятельности выделяют три этапа: формирование общей концепции, разработка тактики защиты, реализация защиты. На первых двух этапах доминирующее положение занимает реконструктивная деятельность. Здесь реализуются такие качества, как память, аналитическое и синтетическое мышление, воображение. На третьем этапе к ним добавляются коммуникативные качества: умение устанавливать психологический контакт с подзащитным и с остальными участниками судебного процесса; качества судебного оратора, поскольку адвокат, как и прокурор, должен представить свои доводы суду в обоснованной и убедительной форме, внимательно разобравшись в личности подсудимого, психологических причинах и мотивах совершенного им преступления.

Профессиональная культура и социальная сторона деятельности адвоката проявляются в его умении соединять в защите интересы общества и подзащитного, не противопоставляя их, в умении подчеркнуть социальное значение защиты при отстаивании частного интереса. Важную роль играют адвокаты в правовом воспитании населения. Разъясняя те или иные положения законодательства, они вносят свой вклад в формирование правосознания граждан, способствуют предупреждению правонарушений. Адвокат должен всегда помнить о большой социальной ответственности своей профессиональной деятельности и заботиться об укреплении авторитета и престижа адвокатуры в обществе.

Юрисконсульт. Юрисконсульт осуществляет правовое обеспечение деятельности организаций, учреждений, предприятий. В его работе, как и в деятельности представителей других юридических профессий, можно выделить коммуникативную, конструктивную, организационную, удостоверительную и социальную стороны, в которых реализуются соответствующие качества личности юриста.

Юрисконсульт должен быть в курсе всей деятельности организации и ее подразделений. Одна из его основных функций заключается в том, чтобы вести активную организационную работу по правовым вопросам на предприятии, т. е. заниматься активным консультированием его руководителей и работников. Юрисконсульт участвует в составлении договоров, визирует их тексты и тексты протоколов разногласий, организует или непо-

средственно ведет претензионную работу, готовит материалы и выступает в арбитражном суде по спорам об исполнении договоров. Его задача — путем рекомендаций, советов, подготовки предложений по правовым вопросам и документов юридического характера способствовать широкому использованию правовых норм и средств для повышения эффективности хозяйственной деятельности организаций. Юрисконсульт призван свести к минимуму возможность возникновения конфликтов и споров, предупредить возможные правонарушения.

Широкий диапазон и разноплановость решаемых задач требуют от юрисконсульта творческой активности; высокого уровня интеллекта; разнообразных знаний в области экономики, гражданского, предпринимательского, трудового, финансового, уголовного права, гражданского и арбитражного процесса. Успех профессиональной деятельности юрисконсульта зависит от степени адекватности предлагаемых им проектов решений поставленным задачам, от его положения и авторитета в организации, которые базируются на деловом взаимодействии со всеми сотрудниками, плодотворности юридической службы, понимании ее важности и необходимости для деятельности всего трудового коллектива.

Юрисконсульт должен участвовать в разработке мер по использованию правовых средств для обеспечения сохранности собственности, оказывать активную помощь финансово-бухгалтерской службе по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию, по взысканию задолженности, а также в применении действующего законодательства при списании материальных ценностей и денежных средств. Хорошо организованная юридическая служба приносит предприятию ощутимый экономический эффект и непосредственно влияет на результаты всей производственной деятельности.

Похожие страницы:

Педагогика. Учебник

. и распределения материальных благ, пользуется соответствующими юридическими правилами в конкретной системе семейных и трудовых . , учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам. Изучение .

Психология и педагогика. Учебное пособие

. помимо общей психологии еще и юридическая, а в некоторых — еще и юридическая педагогика. В любой профессиональной деятельности . которого широко представлены в учебниках по педагогике (фактически — школьной педагогике). Обоснованно различать закономерности .

Психология и педагогика (10)

. В. БОРДОВСКАЯ С. И. РОЗУМ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Учебник для вузов Допущено учебно-методическим . Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом . стали получать высшее медицинское, юридическое, экономическое, педагогическое, инженер­но- .

Философско-методологические основы педагогики и образования

. реинтеграция на принципиально новой юридической и организационно-методической основе . реинтеграция на принципиально новой юридической и организационно-методической основе . . -254 с. 9.Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по .

Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

. и поставленной цели воспитания. В дореволюционных российских учебниках педагогики Цель воспитания формулировалась по-разному . . Поэтому заключение контракта требует серьезной юридической подготовки, чтобы обе стороны чувствовали .

Читайте также: