Структура правовой нормы как единство идеальной и реальной структуры

Обновлено: 16.06.2024

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки правовой нормы

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).

2. Форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

3. Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она:

  • указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;
  • предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий;
  • носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа – нормативно-правовом акте.

5. Правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6. Обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Правовыми можно считать нормы, которые:

  • исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;
  • исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного Конституцией;
  • изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;
  • закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Структура правовой нормы

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно-определенные (точно указанный размер штрафа), относительно-определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Понятие и структура правовой нормы

Структура правовой нормы – это объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению.

Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.

Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отношений соответствует двучленная структура нормы.

Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в праве их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф. ).

Во-вторых, структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отношений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в праве их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

В-третьих, структуру правовой нормы нужно рассматривать как единство идеальной и реальной структуры.

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

В-четвертых, структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

В литературе описаны случаи проявления различных свойств структурных элементов нормы в зависимости от изменения фактических обстоятельств, особенностей их как системно-структурных явлений. В качестве примера можно привести схему, сконструированную М.М. Агарковым: гипотеза + диспозиция + гипотеза (нарушение предшествующей диспозиции) + диспозиция (изменение содержания первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление второй диспозиции). На возможность проявления структурных элементов нормы уголовного права в различных качествах обращали внимание И.С. Самощенко, О.Э. Лейст и А.С. Пиголкин. Они отмечали, что та часть уголовных норм, которая является диспозицией для граждан (запрет совершать общественно опасные деяния), одновременно является гипотезой для государства и государственных органов, рассматривающих дела о совершенных преступлениях. Интересна в этом плане и позиция К. Сайто. Он пишет, что уголовно-правовая норма в качестве нормы поведения обращена ко всем индивидам до совершения преступного деяния, в качестве нормы правосудия – к участникам процесса после совершения преступного деяния и в качестве пенитенциарной нормы – к наказуемому.

Во всех этих случаях решающее значение имеют свойство объективной избирательности фактического общественного отношения и направленность структуры правовой нормы, т. е. заложенная в нее законодателем возможная реакция на изменившиеся фактические обстоятельства.

Благодаря тому, что право обладает свойством системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных юридических норм. Причем связи между ними могут быть простыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замкнутыми и т. д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Примерами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Гражданского, Уголовного кодексов.

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

Структуру правовой нормы можно представить каксистему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в се рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

Виды норм права

3. Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системенормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3.3.По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить напозитивные, поощрительные ипоказательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются такжепо времени (постоянные и временные),по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

Структура нормы права — этоидеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные инструменты познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Структура юридической нормы естьобъективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения.

Под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило пове-дения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опублико-ванное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений пу-тем определения прав и обязанностей их участников.

Существенные признаки правовых норм:

1. норма есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

2. это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права.

3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течении какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа – нормативно- правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Структура правовых норм строится в виде трех элементов деонтической логики (т.н. логики норм и нормативных понятий) получивших название диспозиции, гипотезы и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких обстоятельств, перечисленных в статье нормативного акта.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтер-нативной (дает возможность участникам варьировать свое поведение в оговоренных преде-лах) и бланкетной (правило лишь в общей форме, отсылает субъекта к другим правовым актам).

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности подразделяются на абсолютно определенные (точно указывается размер, величина, срок), относительно определенные (от и до), альтернативные (возможна замена вида наказания другим).

Структуру правовой нормы нужно рассматривать как единство идеальной и реальной структуры. Идеальная структура нормы выражает первичные исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обус-ловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но изменяясь, сохраняется в своем результате. Реальная структура нормы отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, кото-рых достаточно для того, чтобы конкретное обшественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

Виды правовых норм:

1. по субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от:

а ) государства ( гос.органов);

б) непосредственно от гражданского общества (населением).

2. по социальному назначению и роли в правовой системе:

а) учредительные (нормы-принципы), отражают исходные начала правового регламен-тирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан; основополагающие идеи и параметры пра-вовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходи-мое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным зако-номерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закреплен-ные в Основах законодательства, кодексах;

б) регулятивные (нормы - правила поведения), непосредственно направлены на регулиро-вание фактических отношений. В зависимости от характера субъективных прав и обязан-ностей различают: - управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); - обязывающие (содержащие обязанность совер-шения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность – носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

в) охранительные ( нормы – стражи порядка), фиксируют меры гос.принуждения, кото-рые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания;

г) обеспечительные (нормы – гарантии), содержат предписания, гарантирующие осущест-вление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социаль-ная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизма и конструкций беспрепятственной реализации права;

е) дефинитивные (нормы – определения), формулируют определения правовых явлений или категорий;

ж) коллизионные (нормы – арбитры), призваны устранять возникшие противоречия между правовыми предписаниями;

з) оперативные (нормы -инструменты), устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.д.

3. по предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданс-кого, уголовного и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные (являются правилом поведения субъектов) и процессуальные (содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил);

4. по методу правового регулирования выделяют: - императивные (имеют сугубо строгий, властно категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведе-нии), диспозитивные (присущ автономный характер, позволяющий участникам самим до-говориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав или исполь-зовать в определенных случаях резервное правило); рекомендательные (устанавливают варианты желательного поведения субъектов).

5. По сфере действия вычленяют: - нормы общего характера ( распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории страны); - нормы ограниченного действия ( имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами); - локальные (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур);

6. По времени действия: постоянные и временные;

7. По кругу лиц: -распространяются на все категории лиц либо лишь на строго определенные.

Структура нормы права - логически согласованное внутреннее стро­ение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Различные взгляды на структуру правовых норм. Структура нормы права это:

1.идеальная логическая кон­струкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Традиционно считается, что норма права состоит из 3х эле­ментов:

Гипотеза – указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы.

Диспозиция – содержит само правило поведения, которое следует совершить при наличии условий содержащихся в гипотезе, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения.

Санкция – указание на неблагоприятные последствия за нарушения требований диспозиции.

Структура логической нормы выражается формулой: "если. то. иначе".

Словами "если" обозначается гипотеза; "то" - диспозиция; "иначе" - санкция.

Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого

поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет

применена при нарушении нормы.

Виды гипотез:

1) по форме выражения:

а) абстрактные - используется обобщающая формулировка;

б) казуистические - конкретно перечислены обстоятельства действия нормы;

а) простые - содержат одно обстоятельство, необходимое для действия нормы;

б) сложные - содержат два и более обязательных обстоятельства;

в) альтернативные - содержат несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы;

3) по наличию (отсутствию) юридических фактов:

а) положительные - указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы;

б) отрицательные - указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы.

Виды диспозиций:

1) по способу изложения:

а) простые - называет вариант поведения, но не раскрывает его;

б) описательные - описывают все существенные признаки поведения;

в) ссылочные - не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к другой норме;

г) бланкетные - не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к бланку (инструкциям, положениям, правилам и т.д.);

а) простые - содержат только одно правило поведения;

б) сложные - содержат два и более обязательных правила поведения;

в) альтернативные - содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права.

Виды санкций:

1) по степени определенности

а) абсо­лютно определенные (точно указанный размер штрафа),

б) отно­сительно определенные (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет),

в) альтернативные (лишение свободы на срок до 3 лет, или исправительные работы на срок до 1 года, или штраф).

2. объективированный результат отражения в норме определенного общественного от­ношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических эле­ментов, сколько этого требует данное общественное отноше­ние. Например, большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы.

3. единство идеальной и реальной структуры. Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Реальная структура нормы права отражает в известной сте­пени результат правового опосредования общественного отно­шения. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического обществен­ного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодей­ствия правовых норм в системе права.

4. сис­тема диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сло­жившимися общественными отношениями, а также специфи­ческими особенностями самих элементов. Причем связи между ними могут быть про­стыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замк­нутыми и т. д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Приме­рами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Граж­данского, Уголовного кодексов.

Читайте также: