Стратегия как источник права

Обновлено: 25.06.2024

ИТ-концепции разрабатывались в России начиная с 1990-х и примерно до середины 2010-х годов. При этом большинство концепций из прошлого не имеет прямой связи с сегодняшними стратегическими документами в ИТ. Отдельные идеи и направления перекочевали в новые документы, не сохранив целостности и связи с предшественниками.

Рисунок А.1
Основные этапы государственной информатизации в России

ФЗ — федеральный закон
ПП — постановление Правительства
ФЦП — федеральная целевая программа
ГП — государственная программа
ФОИВ — федеральные органы исполнительной власти

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о совершенствовании управления на основе широкого использования средств вычислительной техники

Указ Президента РФ о совершенствовании информационно телекоммуника ционного обеспечения органов государственной власти

Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

Внедрена система электронного документооборота между федеральными и региональными органами власти (МЭДО)

Преобразование региональных органов власти, ответственных за информатизацию и развитие электронного правительства, в органы цифрового развития

Назначение в высших исполнительных органах государственной власти ответственных за цифровую трансформацию (CDTO)

А.3.1 Исторический экскурс

1986: ГКВТИ СССР

Практически все координационные функции ГКВТИ, определенные в Положении о ГКВТИ (утв. постановлением Совета Министров СССР от 21.04.1987 № 456), звучат вполне современно и актуально, несмотря на то, что они были сформулированы более 30 лет назад. Вот лишь пара примеров:

    координация и научно-методическое руководство разработкой целевых программ по повышению эффективности использования вычислительной техники и автоматизированных систем в народном хозяйстве и контроль за их выполнением, подготовка и утверждение научно-методической документации для формирования этих программ, методическое руководство и координация деятельности межотраслевых научно-технических комплексов в области вычислительной техники и информатики;

Полномочия ГКВТИ вполне соответствовали возложенным на него задачам. Госкомитет имел право:

    осуществлять контроль за выполнением министерствами и ведомствами и подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями решений Партии и Правительства по вопросам разработки, производства и использования средств вычислительной техники;

«В июле 1988 г. Политбюро ЦК КПСС поручило Госплану СССР, ГКНТ СССР, Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике (ГКВТИ СССР), Академии наук СССР и Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию организовать разработку на конкурсной основе вариантов проекта концепции информатизации общества и представить на рассмотрение Верховного Совета СССР…

Если теперь вернуться к упомянутым вариантам проектов концепции информатизации общества, то видно, что трактовка самого понятия "информатизация" в них далеко не однозначна.

Сегодня, с высоты исторического знания, следует признать, что ГКВТИ СССР был первым и, видимо, последним полноправным и полноценным координатором государственной информатизации в нашей стране. У ГКВТИ было все: финансовые и материальные ресурсы, властные и контрольные полномочия, четко определенные задачи и зоны ответственности, критерии оценки эффективности деятельности. Не оказалось у ГКВТИ только одного — времени, достаточного для реализации намеченных планов и достижения поставленных целей.

1994: Указы Президента РФ от 20.01.1994 № 170 и от 17.02.1994 № 328: Роскоминформ

  • определены основные направления государственной политики в сфере информатизации;
  • образован Комитет при Президенте РФ по политике информатизации (Роскоминформ);
  • определены основные задачи Роскоминформа.

Среди наиболее значимых результатов деятельности Роскоминформа:

А.3.2 Концепции

За 30 с лишним лет российской госинформатизации было разработано около десятка концептуальных документов, содержавших стратегические аспекты. В силу ограниченных сроков, на которые разрабатывались эти концепции, ни одна из них не актуальна в качестве действующего документа, хотя некоторые базовые идеи из них нашли свое место в действующих сегодня НПА.

    разобщенность и ведомственная изолированность ИТ-систем и решений, функционирующих в органах государственной власти;

    разработку и реализацию единой государственной политики в сфере информатизации федеральных органов власти;

    Необходимо повышение публичности и наглядности процесса координации, что позволит задействовать общественные ресурсы для проведения экспертизы целесообразности планируемых ведомствами мероприятий по информатизации, а также поспособствует выявлению нарушений органами, уполномоченными в соответствующей сфере.

Проект Концепции содержал также ряд конкретных мер и рекомендаций:

    Предложения по формированию уточненного перечня стадий и этапов жизненного цикла АИС и/или компонентов ИТКИ государственных органов;

А.3.3 Стратегические документы про ИТ и информационное общество

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий, техники и подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Первый вариант ГП ИО утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2010 № 1815-р. Первая редакция действующего варианта ГП ИО утверждена постановлением Правительства от 15.04.2014 № 313. В последующие годы в программу вносились изменения в общей сложности 25 раз — действующая редакция утверждена (в рамках сохраняющего силу базового ПП 313) 19.10.2020. В основном изменения касались параметров финансового обеспечения программы и контрольных значений показателей.

Ожидается, что в ближайшее время сроки реализации ГП ИО снова будут скорректированы — теперь до 2030 года, так как до этого года планируется продлить все нацпроекты. Все редакции ГП ИО, принятые после 2014 года, разрабатывались уже с учетом принятого Федерального закона № 172-ФЗ.

    формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;

    формирование безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

«. создать российское общесистемное и прикладное программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и пользовательские устройства для широкого использования гражданами, субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе на основе обработки больших объемов данных, применения облачных технологий и интернета вещей;

. создать встроенные средства защиты информации для применения в российских информационных и коммуникационных технологиях;

. обеспечить использование российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти Российской Федерации, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления;

. создать справедливые условия ведения предпринимательской деятельности для российских разработчиков;

Основные направления развития российских ИКТ:

  • конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
  • обработка больших объемов данных;
  • искусственный интеллект;
  • доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
  • облачные и туманные вычисления;
  • интернет вещей и индустриальный интернет;
  • робототехника и биотехнологии;
  • радиотехника и электронная компонентная база;
  • информационная безопасность

Паспорт нацпрограммы утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, а паспорта федеральных проектов — президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. То есть правовой статус этих документов неясен: протоколы заседаний и президиума Совета при Президенте РФ и президиума Правительственной комиссии не имеют силы нормативных правовых актов.

Майский указ 2018 года и июльский Указ 2020 года, а также паспорта национальных и федеральных проектов, де-факто стали новой формой документов стратегического планирования, не вписывающейся в конструкцию 172-ФЗ.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ СТРАТЕГИЙ КАК ИСТОЧНИКА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
Методологические предпосылки исследования правовых стратегий
Сущность правовых стратегий
Место правовых стратегий в системе источников современного права
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ОСНОВНЫХ ФОРМАХ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
Правовые стратегии в государственном праве
Правовые стратегии в международном праве
Правовые стратегии в иных формах современного права
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА
Правовые стратегии в сфере прав человека
Правовые стратегии в сфере правосудия
Правовые стратегии в организации функционирования механизма государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК использованной литературы

Диссертация | 2016 | Россия | docx/pdf | 1.41 Мб

Правовые стратегии как источник развития современного права

1. Государственное управление как часть социального управления, предмет и метод административного права. 2. Понятие, структура и особенности административно- правовых норм, виды административно-

Романова Екатерина Викторовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва-2012 | Диссертация | 2012 | США | docx/pdf | 8.65 Мб

право, финансовое право, информационное право Содержание Введение ГЛАВА І. СУДЕБНАЯ ДОКТРИНА КАК ИСТОЧНИК (ФОРМА) ПРАВА В АНГЛО САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ §1. Понятие источника и формы права 1.1.

Попов Олег Валериевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тольятти - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 11.57 Мб

12.00.01. —теория и история права и государства; история правовых учений СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Природа судебного правотворчества. § 1. Понятие правотворчества. § 2. Источники правотворчества.

Бирюкова Людмила Григорьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 9.87 Мб

Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства; история правовых учений СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ В ПРАВОВОЙ

Гринченко Катерина Александровна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. САРАТОВ-2016 | Диссертация | 2016 | Россия | docx/pdf | 5.01 Мб

12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА 1.I.

ЗМІСТ ВСТУП Розділ 1. ПРАВОВА ПРИРОДА ГОСПОДАРСЬКИХ СУДІВ ТА ЇХ МІСЦЕ В СУДОВІЙ СИСТЕМІ УКРАЇНИ Теоретичні засади організації та діяльності господарських судів України Спеціалізовані суди як

Иванова Регина Геннадьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань - 2018 | Диссертация | 2018 | Россия | docx/pdf | 5.8 Мб

07.00.09. - Историография, источниковедение и методы исторического исследования Оглавление: Введение Работы, посвященные истории российских университетов. Работы, посвященные истории государственного

Лечич Никола Добривоевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва - 2016 | Диссертация | 2016 | Россия | docx/pdf | 2.38 Мб

Специальность: 09.00.03 — История философии Оглавление Введение 1. Специфика изучения мысли ранних пифагорейцев Ранние пифагорейцы как часть досократической философии Специфика доксографии и краткий

Остапенко Оксана Григорьевна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Москва - 2015 | Диссертация | 2015 | Россия | docx/pdf | 1.43 Мб

Специальность 10.02.20 - сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1 . Русская и английская дипломатическая и административная

Загуменнов Александр Владимирович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Вологда - 2018 | Диссертация | 2018 | Россия | docx/pdf | 3.46 Мб

Специальность 10.02.01 - Русский язык Специальность 10.02.19 - Теория языка ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КОНЦЕПЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ Вводные замечания об

Другие источники по дисциплине Теория государства и права:

Крупеня Елена Михайловна | Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Курск - 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 3 Мб

Мусаева Джамиля Юсуповна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Грозный, 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 1.32 Мб

Петровская Татьяна Сергеевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону - 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 1.72 Мб

Крупеня Елена Михайловна | Диссертация на соискание учёной степени доктора юридических наук. Курск - 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 2.96 Мб

Косарева Владислава Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 1.79 Мб

Читайте также: