Страны где лгбт законно

Обновлено: 25.06.2024

LGBTQ+, обозначающая лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, людей, не поддающихся классификации и прочих. В данном случае применяем краткое устоявшееся сокращение ЛГБТ, не выделяя отдельные группы людей

Организация ILGA-Europ составила рейтинг самых дружелюбных стран для представителей ЛГБТ, оценивая 69 параметров, включающих возможность получения образования, госуслуг, преследование по закону, возможность самоопределения, создания семьи, отношение общества… Наша страна оказалась на 45 месте из 49 возможных. Но для людей с нетрадиционной ориентацией есть места и пострашнее России.

Asher&Lyric изучили 150 самых посещаемых стран мира, и самой опасной для ЛГБТ-людей оказалась Нигерия. После идут Катар, Йемен, Саудовская Аравия, Танзания, Иран, Судан, Барбадос, Малайзия и Малави. В странах с сильными исламскими традициями о нетрадиционной ориентации лучше не распространяться. И упаси боже – каким-то образом демонстрировать. Вопрос не в смелости и решимости. В Танзании и Барбадосе за гомосексуализм грозит пожизненное тюремное заключение. А в Саудовской Аравии, Йемене, ОАЭ и Иране содержанием заключённых правоохранительные органы себя не утруждают – там сразу казнят.

На противоположном полюсе всех рейтингов располагаются Норвегия, Великобритания, Швеция и Мальта. С антидискриминационными законами и правами в этих странах порой иметь нетрадиционную ориентацию бывает удобнее, чем быть натуралом: все двери открыты. Порой случаются и перегибы, которые никак не тянут на декларируемую толерантность, а скорее напоминают ЛГБТ диктатуру: да, в Швеции детей воспитывают на новых сказках с бесполыми героями, а в Канаде пожелавшего сменить пол ребенка родители не имеют права отговаривать, а должны поддержать.



Даже сами представители ЛГБТ, которые вроде бы должны оппонировать консерваторам, отмечают, что особые преференции излишни. В частности, если речь идет о том, что при устройстве на работу предпочтение работодатель в странах западной Европы отдаст представителям ЛГБТ.



- На мой взгляд такие особые условия не нужны. Кому какая разница, как ориентация, если речь идёт о профессиональных качествах? Главное, чтобы не было дискриминации. Нельзя спрашивать у кого, какая ориентация – это исключительно личный вопрос.



О том, какой контраст в части профессии и карьеры для ЛГБТ-людей в России и за рубежом (и речь даже не про западный мир), нам рассказал представитель ЛГБТ Юрий К ., 3 года назад эмигрировавший на Тайвань.

- Я родился в Петербурге, долгое время жил в СНГ, где мама занималась торговлей. Я понял, что я гей, будучи еще ребенком. Пытался с этим бороться, был даже опыт с женщиной, но все это не приносило счастья. В Питере мне удавалось скрывать свою ориентацию, поэтому не было никаких проблем. Кроме внутренних эмоциональных ощущений, которые тяготили – когда понимаешь, что ты не похож на других людей, на окружающих, когда то, что заботит обычно гетеросексуальных мужчин, тебе не интересно.

Реальные проблемы, связанные с моей ориентацией, начались, когда я переехал в Москву. Устроиться на работу было не сложно. Я занимался продажами. Там прежде всего смотрели на коммуникабельность. Но однажды с коллегой мы отдыхали в клубе, и я рассказал ему о своей ориентации. Тогда проблемы и начались. Поменялось отношение. В глаза не говорили, но со мной перестали контактировать, избегали. И я чувствовал себя не в своей тарелке. И так было и на других работах. Люди не говорят на прямую, но ты чувствуешь, что говорят за спиной. И тогда я понял, что ничего в России не изменится. Раз такое даже в столице. За МКАДом вообще ад. Однажды я поехал в командировку в Волгоград и столкнулся с тем, что в регионах относятся к геям не просто с неприязнью, а скорее с ненавистью. Меня там даже избили на улице. Видимо выдал мой наряд. Я не скрываю, что я гей, но и не афиширую. Но я люблю хорошо красиво одеваться. В Москве на это могут не обратить внимание на улице, но не в регионах. Здесь встречают по одежде.

Причём, негатив исходит не только от мужчин, но и от женщин. И тогда я понял, что мне надо искать работу за границей. Выбор пал на Тайвань - я давно слышал, что там к гомосексуалистам относятся хорошо. Честно говоря, это был главный фактор для меня на тот момент. И я не прогадал. На Тайване я наконец-то почувствовал себя свободным. Однако признаться друзьям и родственникам в России пока не решился. Меня до сих пор все донимают вопросом почему я не женюсь. Не знаю как долго ещё смогу прикрываться фразой - я делаю карьеру. Ну на Тайване у меня реально карьерный рост. Здесь не обращают внимания на твою ориентацию.



Представитель ЛГБТ Юрий К., Тайвань:

- От обычных людей на самом деле нетерпимость куда более ожесточенная, чем со стороны каких-либо государственных институтов. Это куда бОльшая проблема, чем какие-то вещи на законодательном уровне. Гей-комьюнити приходится максимально кучковаться, чтобы выжить, нет возможности растворяться в общей массе людей – тебя не принимают.

Однако представители ЛГБТ также отмечают, что ситуация в последние годы все же несколько изменилась в лучшую сторону. Поворотным моментом стало проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году.





страны

В соответствии с данными Международной ассоциации лесбиянок и геев (IGLA), 73 страны в мире имеют уголовные законы против лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (ЛГБТ).

На самом деле данные IGLA не в полной мере отображают эту проблему. К примеру, в их списке нет Индонезии, где миллионы граждан пострадали от законов против ЛГБТ. Данные также не включают еще три правительства, которые выступают против однополых отношений, потому что по разным причинам их нет в списке международно признанных стран.

страны

Сегодня мы предлагаем вам узнать, в каких странах ЛГБТ-сообщество оказалось вне закона. Кроме того, мы расскажем вам о 10 странах, законы которых предусматривают смертную казнь за однополые отношения, по крайней мере, на бумаге.

Официальный отчет IGLA

Согласно официальному отчету IGLA 2016 года, в мире существует 75 стран, которые борются с однополыми отношениями с помощью законов. Однако в мае 2016 года Сейшельские острова и Науру отменили свои законы, как раз после того, как доклад IGLA уже был подготовлен к публикации. Затем, 10 августа 2016 года, Верховный суд Белиза также отменил законы против представителей ЛГБТ своей страны.Таким образом, в списке IGLA осталось 72 страны.

страны

страны

Но уже в декабре парламент Чада одобрил новый уголовный кодекс, согласно которому однополые отношения оказались вне закона. К списку IGLA добавилась еще одна страна.

Дополнение к списку

Кроме того, в докладе IGLA упоминаются четыре политических образования, но они не включены в общей список. Это, прежде всего, Индонезия, две большие провинции которой имеют законы против гомосексуализма. Оставшиеся три политические организации также имеют законы, направленные против ЛГБТ, однако они не признаны странами со стороны международного сообщества. Это Острова Кука, жители которых имеют гражданство Новой Зеландии, но считают себя отдельным государством, Сектор Газа в Палестине, а также Исламское государство на территории Сирии и Ирака.

Кроме того, в списке IGLA упоминаются также Литва и Россия. Хотя эти страны не имеют законов против ЛГБТ-сообщества, но пропаганда гомосексуализма здесь является нелегальной. Ливия и Нигерия имеют аналогичные законы против пропаганды, но здесь также запрещены однополые отношения, так что они есть в списке.

Список Фонда Святого Павла

Еще в 2012 году Фонд Святого Павла составил собственный список, в который, в общей сложности, вошло 76 стран. Этот список был использован для программ по всему миру, направленных на отмену этих законов.

страны

Вот некоторые из последних изменений в списке:

  • Крошечные государства Палау в западной части Тихого океана, а также Сан-Томе и Принсипи в Атлантическом океане, в последнее время декриминализировали гомосексуальные отношения, поэтому были исключены из этого списка в 2014 году.

страны

  • Мозамбик, расположенный на юго-восточном побережье Африки, с населением в 24 млн человек, во второй половине 2014 года принял новый Уголовный кодекс и был исключен из этого списка в начале 2015 года.

страны

  • Страна Лесото также была исключена из списка после принятия нового Уголовного кодекса, в котором были устранены законы против представителей ЛГБТ.

страны

  • Как было отмечено выше, Сейшельские Острова и Науру отменили свои законы против гомосексуалистов в мае 2016 года, так же как и Белиз в августе 2016 г. Кроме того, как отмечалось выше, Чад принял закон о борьбе с гомосексуализмом в декабре 2016 года.

страны

  • Ирак был добавлен в список, хотя он и не имеет гражданских законов против однополых отношений. Но, согласно данным IGLA за 2015 год, в Ираке по всей стране проводятся суды, которые приговаривают к смерти за однополые отношения.

страны

страны

  • Исламское государство было добавлено в список после обнародования данных о расстрелах представителей ЛГБТ-сообщества в районах северного Ирака и северной Сирии, которые проводились его войсками.

страны

Где действуют законы против гомосексуалистов

Вот список из 76 стран и независимых политических образований, в которых действуют законы о борьбе с гомосексуализмом.

страны

Чад будет добавлен, если станет ясно, что новый Уголовный кодекс 2016 года вступит в силу

страны

1. Африка. Алжир, Ангола, Ботсвана, Бурунди, Камерун, Коморы, Египет, Эритрея, Эфиопия, Гамбия, Гана, Гвинея, Кения, Либерия, Ливия, Малави (исполнение закона приостановлено), Мавритания, Маврикий, Марокко, Намибия, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Сомали, Южный Судан, Судан, Свазиленд, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Замбия, Зимбабве.

страны

2. Азия, включая Ближний Восток. Афганистан, Бангладеш, Бутан, Бруней, Исламское государство, Индия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливан, Малайзия, Мальдивы, Мьянма, Оман, Пакистан, Палестина/ Сектор Газа, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур, Шри-Ланка, Сирия, Туркменистан, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан, Йемен.

страны

3. Северная и Южная Америка. Антигуа и Барбуда, Барбадос, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго.

страны

4. Океания. Острова Кука, Индонезия (провинция Ачех и Южная Суматра), Кирибати, Папуа Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу.

В Соединенных Штатах законы против гомосексуалистов были признаны неконституционными Верховным судом США в 2003 году, но они все еще действуют в 13 штатах: Алабаме, Флориде, Айдахо, Канзасе, Луизиане, Мичигане, Миссисипи, Северной Каролине, Оклахоме, Южной Каролине, Техасе, Юте и Виржинии. Консервативные государственные законодатели отказываются отменить эти законы, и в некоторых случаях полиция по-прежнему обеспечивает их соблюдение. За последние несколько лет за нарушение этих законов были задержаны более десятка представителей ЛГБТ-сообщества, но арестованных затем освобождали.

Европа

страны

Ни одна страна в Европе не имеет законов против гомосексуализма. Последним местом в Европе с такими законами был Северный Кипр (который признала страной только Турция), но они были отменены в январе 2014 года.

Запрет пропаганды в Европе

страны

Кроме того, стоит упомянуть те страны, которые запрещают пропаганду гомосексуализма:

  • Россия, которая приняла закон против пропаганды в 2013 году. В нем запрещены любые положительные упоминания о гомосексуальности в присутствии несовершеннолетних, в том числе и в Интернете.

страны

страны

  • Украина, где такой закон рассматривали в 2012 и 2013 годах, однако он не был принят.

страны

  • Молдова, которая сначала приняла, а затем отменила такой закон в 2013 году.

страны

  • Беларусь, где в начале 2016 года обсуждалось принятие такого закона.

страны

Законы против пропаганды в Азии и Африке

страны

Кроме того, Кыргызстан (страна в Центральной Азии) в октябре 2014 года был на грани принятия достаточно жесткого закона против пропаганды однополых отношений. Если этот законопроект будет принят, любое распространение позитивной информации об однополых отношениях, а не только разговоры в присутствии несовершеннолетних (как в России), будет признано преступлением, наказуемым штрафами и лишением свободы.

страны

Как было отмечено выше, Ливия и Нигерия также имеют законы, направленные против пропаганды гомосексуализма, в дополнение к тем, которые запрещают однополые отношения.

Сегодня защита прав ЛГБТ считается частью прогрессивной политики Запада, тогда как исламский мир предстает в массовом воображении дикими землями, где господствуют жестокость и гомофобия. Однако еще пару веков назад ситуация была обратной: на Западе гомосексуальность считалась преступлением, а в остальном мире к ней относились довольно безразлично. Это европейцы распространили гомофобию повсеместно, а фундаменталисты восприняли европейский импорт как собственную традицию.

В них он подробно описывал свои сексуальные приключения в посещенных колониях. Проблема заключалась в том, что приключения были исключительно гомосексуальны — для европейцев начала ХХ века это стало скандалом.

Некоторые полагали его гомосексуальность не менее ужасной, чем сам факт измены. Ирландцы считали, что британцы подделали тетради, чтобы его опорочить. Тем не менее раскрытие тетрадей ослабило его поддержку — и Кейсмента казнили.


Источник

Французский писатель Андре Жид осознал свою гомосексуальность после путешествия в Алжир. Гомосексуальные приключения в колониях, вероятно, были у немецкого путешественника Александра фон Гумбольдта и русского географа Николая Пржевальского.

Для гетеросексуалов привлекательность колоний обуславливалась во многом тем, что там они могли многое себе позволить, потому что находились в чуждой среде как завоеватели. Права местных жителей мало волновали колониальные власти, а сами местные жители не знали европейской морали, поэтому не могли осудить путешественников, да и их осуждение ничего не значило для европейцев. К тому же сами местные жители не вписывались в европейские стандарты: в некоторых странах возраст сексуального согласия был гораздо ниже, чем в Европе, в других жители носили гораздо меньше одежды.

У гомосексуалов ко всем этим мотивам добавлялся еще и тот факт, что почти во всей Европе гомосексуальность если не была криминализована, то как минимум крайне осуждалась, а те, кто были в ней уличены, подвергались насмешкам и остракизму. Например, несмотря на то, что послереволюционная Франция первой из европейских стран декриминализовала гомосексуальность благодаря секуляризации законодательства, преследование гомосексуалов здесь не прекратилось.

Полиция продолжала арестовывать тех, кто был уличен в однополых связях и трансвестизме. Просто теперь они осуждались не за преступление против бога, а за нарушение общественного порядка и противоестественные деяния.

Поэтому неудивительно, что, несмотря на отсутствие антигомосексуального законодательства в самой Франции, в каждой третьей ее бывшей колонии после освобождения от метрополии оно появилось. В то же время почти повсюду за пределами Европы однополые отношения и гендерный нонконформизм были частью нормы.


Источник

Гомосексуальность и ислам

В исламских странах отношение к гомосексуальным связям было схоже с таковым в античной Греции и Риме (что неудивительно с учетом того факта, что в эллинистическую эпоху они принадлежали к единому культурному пространству), так что романтические отношения взрослых мужчин с юношами ценились едва ли не больше отношений с женщинами. В Коране гомосексуальность осуждается на основе трактовки той же истории про Лота и Содом, что и в христианстве и иудаизме (хотя многие современные исследователи указывают, что и в ней осуждается вовсе не гомосексуальность). Однако в нем нигде не указано, какое наказание должно налагаться за этот грех. Более того, некоторые хадисы (изречения, приписываемые пророку) предостерегают от увлечения красотой безбородых юношей, потому что их взгляд может быть более соблазнительным, чем взгляд гурий (девственниц, ожидающих праведников в раю).

Несмотря на то, что гомосексуальные отношения были криминализованы в большинстве исламских стран, случаи наказания за них оставались крайне редки. Практически все такие случаи, о которых известно, были связаны с однополыми изнасилованиями или вопиющими нарушениями общественного порядка.

Чтобы наказать кого-либо за гомосексуальный акт, требовалось, чтобы его свидетелями стали по крайней мере четыре уважаемых в исламской общине человека, что делало судебные процессы по таким делам практически невозможными.

Побывавший в Париже в XIX веке египетский мыслитель Рифаа ат-Тахтави удивлялся тому, что европейцы испытывают такое отвращение к гомосексуальности, что, когда переводят арабскую любовную поэзию, почти половина которой обращена к прекрасным юношам, а не к женщинам, вынуждены заменять мужской род на женский. Посетивший Османскую империю в XVI веке Бернадетто Ромберти рассказывал, что во дворце султана под охраной евнухов живут сотни проданных в рабство и захваченных на войне юношей. Известно о мужских гаремах, открыто державшихся во дворцах правителей аль-Мутамида, Хишама II, Абд ар-Рахмана III, аль-Хакама II, правивших в IX–XII веках. Во многих музыкальных труппах были молодые танцоры — бача-бази или кучеки, обычно исполнявшие танцы в женском образе, их можно было купить для сексуального удовлетворения.

Хотя многие мыслители исламского мира считали содомию грехом, большинство из них искренне не верили, что просто влюбиться в мальчика или выразить эту любовь через стихи — грех.

Поэтому, например, ничто не мешало египетскому религиозному мыслителю и поэту Абдулле аль-Шабрави, который в XVIII веке на протяжении 30 лет был ректором Университета аль-Азахар, самого престижного учебного заведения в арабском мире, писать любовные стихи, адресованные к безбородому юноше по имени Ибрахим.

В светском же обществе желание мужчины заниматься сексом с юношей считалось совершенно понятным и даже оправданным.

Следует также помнить, что иерархические сексуальные отношения между мужчинами и юношами не считались педофилией по меркам того времени, потому что возраст сексуального согласия был значительно ниже, чем сегодня. Как и педерастия в Древней Греции, они становились дозволенными в том же возрасте, в котором девушек начинали выдавать замуж, то есть примерно с 12–14 лет, когда происходит половое созревание. Мальчики же в этом возрасте начинали военную подготовку. Одной из основных целей таких отношений было перенаправление сексуальной энергии юношей, чтобы те не заводили семью раньше, чем будут способны ее содержать, а главное, чтобы они не посягали на чужих женщин. Тех же, кто покушался на молодых людей раньше возраста согласия, подвергали наказанию.


Источник

Однако как в Греции, так и на Ближнем Востоке, во многом наследовавшем греческим традициям, сам факт того, что юноши и девушки могли вступать в этом возрасте в сексуальные отношения, уже предполагал, что они могут выполнять действия, которые выполняют другие взрослые: заботиться о семье, воспитывать детей и сражаться в войнах. Девушки в этом возрасте уже рожали детей и ухаживали за ними, а юноши могли сопровождать женщин в общественных местах (во многих культурах женщинам не разрешалось выходить в общество без сопровождения родственника или мужа) и сражаться наравне с другими мужчинами.

В некоторых странах если в семье не было подходящего на эту роль юноши, то его место могла занять девушка. В таком случае она принимала обет не вступать в сексуальные отношения и, поскольку забота о семье — это мужская функция, начинала одеваться и вести себя как мужчина, коротко стригла волосы и брала мужское имя.

Такие девушки на Ближнем Востоке и в Средней Азии назывались бача-пош, а на подконтрольных османам Западных Балканах — клятвенными девственницами. Самый известный пример — албанская клятвенная девственница и революционерка Яница, прозванная албанской Жанной д’Арк за активное участие в борьбе за независимость Албании.

Эта практика позволяла девочкам ходить в школу, устраиваться на работу, передвигаться без сопровождения, заниматься спортом и даже наследовать имущество. Семье же она помогала избегать социальной стигмы из-за отсутствия наследника, а иногда и существовать без главы семьи мужского пола. Некоторые матери специально принуждали дочерей жить как мальчиков, чтобы им не приходилось возвращаться в свою семью или становиться прислугой в семье мужа.

За пределами мира авраамических религий

По всему миру жесткая сегрегация между мужскими и женскими пространствами, призванная предотвратить случайные сексуальные связи и гарантировать, что женщины будут рожать детей от своих мужей, а не от кого-либо еще, приводила и к распространению гомосексуальных отношений. Большинство мальчиков-подростков индейцев яноама (Бразилия) и араукана (Чили и Аргентина) имеют гомосексуальные связи со сверстниками, обычно прекращающиеся после женитьбы.

В ряде районов Амазонии взаимная мастурбация и генитальные ласки — нормальные элементы дружеского общения молодых холостяков и женатых мужчин.

Кое-где такие отношения допускаются и среди молодых незамужних женщин; у нанди (Кения) и акан (Гана) они иногда продолжаются даже после замужества.


Источник

Такие же иерархичные отношения между мужчинами и юношами, как в Средиземноморье, встречаются и в других регионах мира. В Индонезии подросток в 12–13 лет должен переселиться от родителей к дяде по материнской линии, у которого он становится наложником до вступления в брак. В Папуа — Новой Гвинее мальчики должны были иметь старшего сексуального партнера, которым чаще всего становился жених старшей сестры, чтобы брат и сестра получали одно и то же семя. Местные племена верят, что для того, чтобы созреть и вырасти, юноши должны регулярно пить семя старших мужчин.

Традиция сюдо в Японии, распространенная среди самураев, очень напоминала традицию педерастии в Греции: старший мужчина должен был брать на попечение юношу и обучать его чести, боевым искусствам, чувству прекрасного и сексуальным навыкам.

Там же существовали мальчики-проститутки кагэма, похожие на уже упомянутых выше бача-бази. Обычно ими становились юноши, проходившие обучение в театре кабуки или работавшие в других развлекательных заведениях, таких как чайные дома.

Воины из племени занде в Судане по достижении совершеннолетия временно женились на мальчиках 12–20 лет, платили за них выкуп как за невесту и воспитывали, пока те не достигнут совершеннолетия и не вступят в брак с другими мальчиками.

В некоторых местах гомосексуальные отношения не являлись частью воспитательного процесса и не устанавливали иерархии между участниками. Так, по всей Африке зафиксированы десятки сообществ, в которых практиковались гомосексуальные браки, причем как среди мужчин, так и среди женщин. В древних индийских текстах, помимо мужского и женского пола, выделялся еще и третий пол, к которому относились гомосексуальные и трансгендерные люди. Многие из них рассматривают гомосексуальность как естественное явление и не ожидают, что люди, не испытывающие влечения к противоположному полу, будут вступать в гетеросексуальные связи или подвергаться наказаниям.

Китайская историография полна историй про гомосексуальные отношения людей из самых разных слоев общества, в первую очередь, конечно же, аристократии. Так, многие императоры из династии Хань наряду с женами имели любовников. Однако в большинстве случаев даже для правителей невозможно точно установить их сексуальность, поскольку в историографию попадали только из ряда вон выходящие случаи, но ни гомо-, ни гетеросексуальность не считались чем-то необычным. Так, одна из самых известных историй — это история императора Ай-Ди и его возлюбленного, чиновника Дун Сяня.

Это редкий случай в истории Китая, когда у императора были только гомосексуальные отношения, а потому, не имея наследников, он попытался передать власть после своей смерти любимому.

Правда, Дун Сянь так был поражен горем, что не смог предотвратить государственный переворот, устроенный чиновниками, которые не желали мириться с последней волей императора.


Источник

Колониальная эпоха

В исламском мире положение начало меняться только в XVIII–XIX веках со всё большим проникновением европейцев и распространением фундаменталистских движений, таких как салафизм и ваххабизм, возникших как реакция на него. Эти движения появились на окраинах цивилизации и во многом подпитывались теми, кто не смог найти себе места в городском обществе, бедняками, бегущими от разврата городов, в которых они рисковали оказаться в долговой кабале и продавать себя или своих детей в сексуальное рабство для утех богачей и европейцев. Поэтому неудивительно их презрение к вещам, процветавшим в городской культуре: гаремам, проституции, гомосексуальности, европеизации и секуляризации, — и желание вернуться к предполагаемым основам ислама.

Захватив Дамаск и Багдад в XIX веке, эти движения заставили местных женщин одеваться в бурки и начали активное преследование за гомосексуальные связи, которого до этого не было в Персии и Османской империи.

Однако к распространению гомофобных настроений в обществе привели не фундаменталисты, а сами европейцы. Европейские колониальные администрации приносили с собой европейские законы. Во многих странах до сих пор сохраняется криминализация гомосексуальности, введенная колониальной администрацией. Так, в современных Узбекистане и Туркменистане законы о мужеложстве повторяют советские уголовные статьи. В 57% всех стран, до сих пор криминализующих гомосексуальное поведение, законодательство основано на Уголовном кодексе Британской империи. Из британских колоний такие законы имеют 70%.

К началу ХХ века белые мужчины стали одержимы мыслью о том, что белая раса в опасности из-за наплыва мигрантов и роста освободительных движений среди женщин и цветных людей.

В Советской России, несмотря на декриминализацию гомосексуальности после революции, гомофобные законы царской эпохи сохранялись в исламских республиках. Интересно, что в самой России криминализующие гомосексуальность законы были приняты под влиянием немецкого законодательства. Располагаясь на окраинах Европы и периодически находясь на грани того, чтобы быть колонизированной, Россия после начала правления Петра I постоянно пыталась нагнать Европу, перенимая ее традиции и законодательство, чтобы иметь возможность быть одной из колониальных империй, а не покоренной иностранцами отсталой страной.

Однако гомофобия в Российской империи не приживалась: полиция занималась делами с неохотой, врачи не хотели свидетельствовать против гомосексуалов, потому что считали гомосексуальность врожденным признаком, а громкие скандалы, касавшиеся аристократии, гасились с подачи императоров.

При дворе было прекрасно известно о гомосексуальности композитора Петра Чайковского и консервативного литератора Владимира Мещерского, а также великих князей Сергея Александровича и Константина Константиновича, но в связи с этим никаких действий не принималось.

В то же время с ростом революционных настроений и опасности отделения окраин от империи усилилось представление о том, что на исламских окраинах гомосексуальность является продуктом культуры. Советские юристы связывали гомосексуальное поведение одновременно с избытком развития, вызванным упадком буржуазной европейской цивилизации, и с недостатком развития, вызванным ее недоразвитостью. Поэтому впоследствии декриминализована она была только в славянских республиках Советского Союза: славяне считались более развитыми, так что гомосексуальность в их случае полагалась врожденной кондицией, а они сами — достойными сочувствия. Исламские же окраины подлежали принудительному оцивилизовыванию, и с гомосексуальностью там боролись, потому что считали, что ее распространение связано с отсталостью традиций.

Рекриминализовали гомосексуальность в СССР в 1934 году, вновь под влиянием Германии. Однако на этот раз закон вводился с подачи НКВД из опасения, что гомосексуалы шпионили на нацистов — Веймарская Германия, несмотря на сохраняющуюся криминализацию гомосексуальности, была в то время центром сексуальной революции. В России еще не знали о том, что нацисты ужесточили антигомосексуальное законодательство, и увязали их приход к власти годом ранее с гомосексуальностью и сексуальным развращением нравов. При этом русские спецслужбы сами использовали гомосексуалов для шпионажа, что спровоцировало в США и Великобритании после войны паранойю по поводу того, что все гомосексуалы являются коммунистами и шпионят на Советы.


Источник

Антиколониализм и гомофобия

Возникновение ЛГБТ-движения совпало по времени с деколонизацией. Между Второй мировой и началом XXI века рухнули все колониальные империи и в то же время во всех западных странах были декриминализованы гомосексуальные отношения, а в некоторых даже легализованы однополые браки. Россия в этом отношении вновь выделилась: она полностью декриминализовала гомосексуальность (даже раньше, чем это сделали США и Великобритания) под давлением Совета Европы, но без широкой общественной дискуссии и сформированного ЛГБТ-движения.

К концу ХХ века европейцы начали позиционировать терпимость к гомосексуальным отношениям как признак развития и цивилизованности. Страны Африки, Азии и Ближнего Востока, только недавно перенявшие европейские гендерные нормы, теперь стали маркироваться как неразвитые именно из-за распространенности в них гомофобии.

Как ни парадоксально, фундаментализм — это результат модернизации, а потому любые проекты возвращения в прошлое, предлагаемые фундаменталистами, нацелены на момент, в котором модернизация уже произошла. По иронии судьбы, предлагая проект по борьбе с западным влиянием и европейской толерантностью, которая якобы зашла слишком далеко, современные исламские фундаменталисты на Ближнем Востоке и православные фундаменталисты в России сами утверждают те ценности, которые Европа им навязала совсем недавно.

Ежегодные прайд-шествия начинались как торжественные демонстрации протеста против репрессий. Сейчас участники во многом уже празднуют успехи и отвоеванные права, что свидетельствует о силе ЛГБТ-сообществ.

В Боготе, столице консервативного мачистского государства, ЛГБТ добились больших результатов в борьбе за свои права.

Так, в марте 2018 года Анхелика Лосано Корреа, раньше входившая в городской совет Боготы, стала первой открытой ЛГБТ-персоной, избранной в сенат. В 2016 году правительство приняло закон, разрешающий однополым парам вступать в брак и усыновлять детей, а годом ранее дало право трансгендерным людям менять гражданский статус. Эти меры значительно повысили открытость и равенство в обществе.


Прайд в Боготе, июль 2018 г. Фото Луисы Гонсалес (Reuters)

Наблюдая такой прогресс в политике и законодательстве, можно предположить, что Богота — толерантный и дружественный к ЛГБТ город. Но все не так однозначно. В прайде 2018 года был отчетливо слышен мотив сопротивления и страха перед сильно поправевшим правительством, сформированным новым президентом Иваном Дуке.

Глава государства открыто высказывается против мирного соглашения, учитывающего интересы ЛГБТ, которое в 2016 году заключили его предшественник Хуан Мануэль Сантос и левое повстанческое движение FARC. Как утверждают активисты, также он противник однополых браков и прав на усыновление.


Человек украшает фасад цветами радужного флага во время недели гей-торжеств, Испания. Фото Маркоса дель Мосо (LightRocket via Getty Images)

Жесткие меры

Определить, как в городе относятся к ЛГБТ-сообществу, действительно сложно. Соответствующие исследования, как правило, опираются на критерии политики и права: свобода вступления в брак, защита от дискриминации и так далее.

по теме


Общество

Общая база данных глобального ЛГБТ-движения Equaldex, составляющего карту правового положения ЛГБТ в мире, учитывает такие факторы, как свобода смены пола и усыновления. Правда, рейтинга городов и стран они не ведут.

В США Кампания за права человека ведет индекс, который отражает позицию муниципальных служб, правоохранительных органов и руководства на местах по вопросам равенства. В списке 506 американских городов, 78 из них набирают максимальные 100 баллов по сумме показателей. Например, город Брукингс в Южной Дакоте получил высший балл, в частности за то, что ввел медицинские льготы для служащих-трансгендеров. Многие другие города — за комплекс антидискриминационных постановлений, например, Бирмингем, Алабама, и Кливленд, Огайо, при том что в штате Огайо ранее запретили однополые браки и гражданские союзы.

В то же время Кампания за права человека ясно дает понять, что ее индекс не отражает и не может отражать степень дружественности городов по отношению к ЛГБТ.

В некоторых глобальных обзорах оцениваются отношение общественности к ЛГБТ, доступность ночной жизни и личная безопасность. В 2017 году сервис аренды жилья Nestpick составил рейтинг лучших для ЛГБТ городов, опросив тысячи людей, насколько дружественным они считают свой город по двум последним критериям. Первые три строчки заняли Мадрид, Амстердам и Торонто.


В Сан-Франциско самый большой процент ЛГБТ-населения в США. Фото Брижит Мерль (Getty Images/Photononstop RF)

И все же иногда реальный опыт ЛГБТ-сообщества резко противоречит внешней прогрессивности города.

Даже в Лондоне и Париже, городах с квир-френдли репутацией, в последние годы возросло число преступлений на почве ненависти. Согласно отчету Stonewall за 2017 год, 25 % ЛГБТ-жителей Лондона подвергались оскорблениям или нападению.

Рио-де-Жанейро, второй по величине город Бразилии, годами поддерживал имидж туристического направления для ЛГБТ. Огромных усилий стоило провести проекты по защите от издевательств в студенческой среде и запретить дискриминацию в ночных клубах. И тем не менее в прошлом году в городе было совершено рекордное количество жестоких нападений на членов квир-сообщества.

И наоборот, в странах, которые считаются отсталыми и опасными в плане отношения к ЛГБТ-сообществу, таких как Иран и Саудовская Аравия, жизнь вне традиций может процветать, пусть и подпольно. Так обстоит дело даже в России, где совсем недавно, по словам активистов, два человека были убиты и почти 40 человек задержаны в результате очередного полицейского рейда в Чечне.

Читайте также: