Сторонники считают что право это регулятор поведения людей на основе естественных законов

Обновлено: 16.06.2024

Позитивное право — официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве.

Обычно противопоставляется естественному праву (как школе и направлению мысли) как совокупности прав не закрепленных в правовых актах, но присущих каждому человеку и обусловленных его природой.
Сторонники правового позитивизма считают, что правом можно называть только принятые в государстве законы. Это вечный спор о том, чем является право — метафизическим принципом или принятым законом.

Позитивное право обладает следующими основными признаками:

1. Нормативность означает, что право как некая совокупность норм, правил поведения, указывает пределы (рамки) поведения людей. В их основе лежит типичность, сходство в поведении людей, повторяемость социальных и мыслительных процессов. Это правила поведения для неопределённого круга субъектов во всех однотипных повторяющихся случаях, урегулированных той или иной нормой. Характеризует также содержательную сторону права, то есть определяет какими правами, свободами и обязанностями наделяются участники общественных отношений (т.к. право – это правила поведения). Нормы права распространяются на общественные отношения, регулируют их не как индивидуальную ситуацию, а как вид отношения.

2. Обеспеченность возможностью государственного принуждения в следующих формах:

1) Принудительное исполнение обязанности
2) Возмещение причинённого вреда
3) Привлечение к юридической ответственности за правонарушение.

3. Формальная определенность. Право – это единственный, социальный регулятор, имеющий жестко определенную форму своего выражения и фиксации. Т.е. нормы права получают внешнее формальное закрепление в официальных источниках права (НПА, нормативных договорах, правовых обычаях, прецедентах). Официальными будут те источники, которые непосредственно исходят от государства или которые признаются государством в качестве таковых (например, органы местного самоуправления не являются государственными органами, но они наделены правом принимать нормативные правовые акты). Посредством этого право приобретает официальный характер, становится точным, чётким, единообразным, общеизвестным. Через формальную закреплённость оно получает некую структурность.

4. Системность. Право имеет внутреннюю систему, структуру. Оно внутренне согласовано, обеспечивает комплексную регламентацию всех наиболее важных общественных отношений. Системность права объясняется тем, что регулируемые им общественные отношения также взаимосвязаны, взаимообусловлены. Система права строится на основе критерия – регулируемые отношения. Соответственно право делится на отрасли и институты права.

5. Общеобязательность. Означает то, что требования, предписания норм права обязательны для всех субъектов права, т.е. и для граждан, организаций, и для гос. органов, должностных лиц. Требования норм права являются обязательными независимо от желания участников общественных отношений. Общеобязательность обеспечивается принудительной силой государства. Обязательными будут нормы, содержащие не только указание на обязанности или запреты, но и предоставляющие права. И хотя реализация права как определённой социальной возможности, закреплённой в конкретной норме права, зависит от усмотрения правообладателя, но само наличие права у того или иного лица одновременно налагает обязанности на всех остальных лиц как минимум это право не нарушать.

6. Интеллектуально-волевой характер. Означает то, что нормы права создаются в результате интеллектуальной, волевой деятельности людей. Нормы права специально разрабатываются на основе анализа подлежащих регулированию общественных отношений и выработки политики, стратегии их регулирования.

Теоретики правового позитивизма

Истоки правового позитивизма можно обнаружить ещё в Древнем Риме, в котором была создана одна из самых развитых систем римского права. Так как западная Европа во многом наследовала римскую культуру, то и там первоначально возобладал позитивистский подход в юриспруденции.

Однако в эпоху Средневековья активно развивалась доктрина естественного права, согласно которой, в противовес позитивистской, определённый круг правовых норм понимается как некая данность, присущая человеку по факту его рождения. Отсюда проистекало и, например, приветствование многими мыслителями идеи народного восстания против правителя (право на революцию), умаляющего естественные права подданных.

Полемика между позитивизмом и доктриной естественного права в эпоху Средних веков объясняется и господством религиозного мировоззрения, которое предполагало превосходство божественной воли над волей суверена, а естественное право декларировалось как данность людей, определённая Богом.

Положение правового позитивизма в юридической науке изменилось с наступлением Нового времени. После того, как началось активное формирование светского государства и соответствующего ему мировоззрения, основным источником права стал признаваться суверен, а право стало пониматься как волеизъявление конкретного государства с определённым порядком. Такая трансформация мировоззрения предопределила развитие правового позитивизма.

Серьёзный прорыв в своём развитии правовой позитивизм получил в XIX веке, когда вся западная Европа была охвачена волной революций, толчок которым дала ещё Великая французская революция. Это привело к небывалому усилению позиций либеральных, демократических идей. В таких условиях для сохранения целостности государств было необходимо обосновать связь между государством и провозглашёнными правами и свободами людей, поэтому представители позитивистской школы разработали систему аргументов и положений в пользу монопольного права государства на установление законов, частью которых в том числе становились и вновь провозглашённые свободы.

Однако, есть несколько версий правового позитивизма

Этатистская версия (легизм)

По этатистской версии право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

В отличие от них, Макиавелли прежде всего утверждал, что государство и право никоим образом не подчинены естественному праву или морали с того момента, когда встаёт вопрос об интересах государства, правитель не должен колебаться в выборе средств, которые впоследствии будут оправданы успехом.

Томас Гоббс увязывал понятие общественного договора с понятием абсолютной власти: в результате общественного договора, предназначенного для обеспечения порядка, люди признают право законодателя за абсолютным монархом, законы которого везде справедливы, поскольку служат общим интересам, даже если они противоречат божественной воле.

Впоследствии идея государственного позитивизма была поддержана в трудах Гегеля. Пытаясь примирить противоречия истории и единообразие разума и нейтрализовать оппозицию реального мира и (идеальной) мысли при помощи диалектики, Гегель стремился отождествить рациональное и реальное, признавал первенствующую роль за государством и объяснял право через осуществившийся факт и через силу, одним словом, он отождествлял право с государством.

Подобно Гегелю, немецкий юрист Рудольф Иеринг видел в государстве единственный источник права; подчёркивая роль принуждения как неотъемлемого свойства правовой нормы, он признавал только позитивное право, внушить почтение к которому может только государство, путём принудительного воздействия.

В современной юриспруденции получила развитие теория правового позитивизма, в основу которой положены принципы правового регулирования в соответствии с историческими закономерностями функционирования политически организованного общества, а также разделения и кооперации труда как основы самосохранения и прогресса государства. В России эту концепцию обосновал профессор Сергей Дробышевский.

Позитивное право и социологическая версия

Сторонники социологического позитивизма считают первоосновой права правоотношения. С их точки зрения право — реальный порядок общественных отношений; закон с большей или меньшей адекватностью фиксирует правила, которых люди придерживаются в своих взаимоотношениях, и обретает жизнь, лишь будучи реализован в них. Социологическая версия исследует право как реальное социальное явление, используя при этом методы позитивистской социологии.

Позитивное право и нормативистская версия

Нормативистская версия принципиально отличается от этатисткой использованием понятия нормы в качестве исходного понятия. Государство при этом рассматривается как производное от правовых норм явление.

сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Основные идеи названной доктрины:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.

впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

в связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Ирина Пухова

Ирина Пухова

Ирина Пухова

Ирина Пухова

Принудительные меры медицинского характера – меры государственного принуждения к лицам, совершившим уголовно наказуемые деяния в состоянии невменяемости. Поскольку в действиях недееспособного отсутствует состав правонарушения (отсутствует субъективная сторона), к нему не применяются меры юридической ответственности. Такое лицо направляется на принудительное лечение в психиатрическом стационаре (ст. 99 УК РФ).
Меры защиты. Это меры государственного принуждения в целях восстановления и защиты нарушенных прав (например, принудительное взыскание алиментов, изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов и др.). В этом случае нарушитель не испытывает лишений (как при осуществлении юридической ответственности), так как здесь цель принуждения – не наказание правонарушителя, а принуждение его к исполнению юридической обязанности, посредством которой и обеспечивается субъективное право управомоченной стороны.
Меры пресечения - меры государственного принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонарушений (например, КоАП РФ в гл.27. предусматривает целый ряд подобных принудительных мер: доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов). В данном случае правонарушение со стороны субъектов вообще отсутствует, однако, к ним применяются принудительные меры в целях предупреждения возможного правонарушения, обеспечения производства по делу и т.д.
Наконец, законодательство знает и такие принудительные меры, как реквизиция – принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер: стихийные бедствия, аварии, эпидемии и др. (ст.242 ГК РФ).
Все указанные меры являются мерами государственно-правового принуждения, осуществляются в рамках правоприменительного процесса на основе соответствующих норм права.
Цель юридической ответственности - это идеально предполагаемая, гарантируемая и обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности[20].
Общими целями юридической ответственности являются:
1) создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности;
2) превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;
3) воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма;
4) наказание правонарушителей;
5) восстановление общественных отношений.
Реализация указанных целей ведет к достижению другой цели - укреплению законности и правопорядка. Глобальной целью юридической ответственности является формирование гражданского общества и построение правового государства.
Принципы:
- принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными, установленными законом, органами, на определенных законом основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией юридических норм;
- принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого;
- принцип ответственности за вину. К юридической ответственности может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения. Законодательство знает случаи безвиновной ответственности, но все они точно закреплены в законе;
- принцип справедливости. Наказание должно быть справедливым, то есть более тяжелое деяние должно повлечь и более строгое наказание. Нельзя характеризовать как преступление деяние, по своей тяжести носящее характер проступка;
- принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и др. особенностей;
- принцип целесообразности заключается в том, что при о

Ирина Пухова

Ирина Пухова

Ирина Пухова

когда она обладает всеми особенностями (основание, вид, порядок применения и т.д.), отличными от других видов юридической ответственности. Подробный анализ иных (кроме указанных) видов ответственности дает основание для утверждения, что они не обладают всеми необходимыми особенностями и поэтому не могут рассматриваться в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

Ирина Пухова

Ирина Пухова

система права состоит из отраслей. Это такие отрасли как уголовное, гражданское, административное право и т.д. Поскольку отрасль – часть системы, то и ее функционирование, назначение, развитие необходимо исследовать в рамках всей системы права, а не отдельных ее частей.
2. Отрасль права – самостоятельная часть системы права. Отсюда следует, что совершенствование, изменение, изучение отрасли можно осуществлять самостоятельно, не касаясь содержания других отраслей. Так, внесение изменений в Уголовный кодекс не требует одновременного изменения норм гражданского, семейного, трудового законодательства. Самостоятельность отрасли формально подкрепляет то обстоятельство, что отрасли права закрепляются в систематизированных источниках (кодексах).
3. Общественные отношения, регулируемые отраслью, имеют родовое отличие от отношений, регулируемых нормами иных отраслей.
Например, трудовые отношения принципиально отличаются от уголовных, гражданско-правовых, семейных отношений. Появление принципиально новых общественных отношений вызывает необходимость формирования новой отрасли права.
4. Каждая отрасль осуществляет регулирование общественных отношений своим особым, отличным от остальных отраслей, методом.

Правовой институт. Это относительно самостоятельная часть отрасли права, регулирующая специфические отношения в рамках одной отрасли.
Признаки института:
1. Институт - это часть отрасли права, поэтому анализ его особенностей осуществляется в рамках отрасли, а не всей системы права. Каждая отрасль состоит из достаточно большого количества институтов. Так, в рамках отрасли трудового права различаются такие институты, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина труда и т.д. Семейное право как отрасль включает в себя институты: заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязанности членов семьи. Для отрасли гражданского права характерны такие, например, институты, как институт собственности, купли-продажи, подряда, аренды, проката, найма, займа и др.
2. Правовой институт - относительно самостоятельная часть отрасли. Поэтому неслучайно в рамках отрасли имеется общая часть, содержание которой распространяется на все отраслевые институты. Для отрасли характерны принципы, на основе которых функционируют все ее институты.
3. Институт права включает в себя нормы, регулирующие специфические отношения. Например, отношения купли-продажи и отношения мены очень похожи. И там и тут речь идет о смене собственника. Однако характер отношения несколько различен. В одном случае собственность переходит за счет денежных средств, в другом – за счет иной вещи. Поэтому нормы, регулирующие эти отношения представляют собой самостоятельные институты (купли–продажи и мены).
4. Для всех институтов отрасли характерен единый отраслевой метод регулирования. Конечно, имеются определенные особенности, но они не столь существенны, чтобы говорить о самостоятельном методе отдельного института. Например, для гражданского права характерен принцип диспозитивности. Формально он проявляется в том, что гражданско-правовые отношения регулируются посредством договора. Поэтому договорной метод регулирования свойственен всем институтам гражданского права. Хотя характер договора, его форма, условия могут иметь отличия.
Система права знает и иные комплексные образования. Это подотрасли и субинституты.
Подотрасль права – совокупность правовых институтов, регулирующих взаимосвязанные (родственные) отношения одной и той же отрасли права. В частности, в конституционном праве выделяют подотрасль избирательного права, в трудовом – пенсионное, в гражданском – жилищное, в земельном – горное, водное, лесное и т.д. Они настолько специфичны и объемны, что нередко их характеризуют как самостоятельные отрасли.
В отличие от подотрасли субинститут- элемент института. Его можно определить как упорядоченную совок

Ирина Пухова

В отличие от подотрасли субинститут- элемент института. Его можно определить как упорядоченную совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Так, в рамках уголовного права имеется институт преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности. Он включает в себя субинституты преступлений против жизни (его составляют различные нормы, предусматривающие ответственность за убийства), против здоровья (ответственность за различные телесные повреждения) и против достоинства личности (нормы, содержащие санкцию за клевету, оскорбление). Гражданско-правовой институт купли-продажи содержит такой субинститут как розничная купля-продажа и т.д.
Наряду с отраслевыми институтами система права знает межотраслевые и общеправовые институты. Таков, например, институт ответственности, который характерен для всех отраслей права. Но поскольку характер его проявления имеет особенности во всех отраслях, он воспринимается как институт конкретной отрасли.

Ирина Пухова

Ирина Пухова

. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.
4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.
5. Наконец отличаются отраслевые нормы и по характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.
Комплекс указанных особенностей и характеризует в совокупности отраслевой метод правового регулирования. Следует отличать общеправовые методы – императивный и диспозитивный от отраслевых методов, которые проявляются в комбинации указанных элементов.
Единство предмета и метода правового регулирования как основания деления прав по отраслям признается всеми учеными. Однако в последнее время в связи с изменяющимися общественными отношениями и их нормативной регламентацией учеными были предложены дополнительные критерии. Таковыми, например, является законодательный массив - наличие достаточного большого количества нормативных актов, регулирующих данное отношение. Можно ли считать трансплантационное право самостоятельной отраслью? Предмет и метод здесь налицо. Однако эти отношения регламентируются небольшим количеством норм, причем, норм различных отраслей.
Отдельные авторы в качестве дополнительного критерия предлагают отраслевые принципы и отраслевые режимы. Однако данные положения требуют дополнительной аргументации и дальнейшего научного анализа.

Ирина Пухова

Читайте также: