Становление профессиональной идентичности происходит в процессе согласования таких человеческих как

Обновлено: 04.07.2024

Формирование идентичности , также называемое развитием идентичности или построением идентичности , представляет собой сложный процесс, в ходе которого люди развивают четкое и уникальное представление о себе и своей идентичности . [1]

Я-концепция , развитие личности и ценности тесно связаны с формированием идентичности. Индивидуация также является важной частью формирования идентичности. [2] [3] [4] Непрерывность и внутреннее единство являются здоровым формированием идентичности, в то время как нарушение любого из них можно рассматривать и обозначать как ненормальное развитие; определенные ситуации, например детская травма , могут способствовать ненормальному развитию. Определенные факторы также играют роль в формировании идентичности, например раса, этническая принадлежность и духовность.

Идентичности формируются на многих уровнях. Микроуровень - это самоопределение, отношения с людьми и проблемы с личной или индивидуальной точки зрения. Мезоуровень относится к тому, как идентичности рассматриваются, формируются и подвергаются сомнению непосредственными сообществами и / или семьями. Макроуровень - это связи между людьми и проблемы с национальной точки зрения. Глобальный уровень объединяет людей, проблемы и группы на мировом уровне. [7]

Идентичность часто описывается как конечная и состоящая из отдельных и отличных частей (например, семейной, культурной, личной, профессиональной).

Содержание

Многие теории развития включают аспекты формирования идентичности. Две теории непосредственно касаются процесса формирования идентичности: стадии психосоциального развития Эрика Эриксона (в частности, стадия идентичности и смешения ролей) и теория статуса идентичности Джеймса Марсиа .

Теория Эриксона состоит в том, что люди переживают различные кризисы или конфликты на протяжении своей жизни в восемь этапов. Каждый этап происходит в определенный момент жизни и должен быть успешно завершен, чтобы перейти к следующему этапу. Конкретный этап, связанный с формированием идентичности, происходит в подростковом возрасте: идентичность против смешения ролей. [8]

Если кризис смешения идентичности и ролей не разрешится положительно, подросток столкнется с путаницей в отношении будущих планов, особенно своих ролей во взрослом возрасте. Неспособность сформировать собственную идентичность ведет к неспособности сформировать общую идентичность с другими, что может привести к нестабильности во многих областях во взрослом возрасте. Этап формирования идентичности в теории психосоциального развития Эрика Эриксона является решающим этапом в жизни. [8]

Марсия создала структурное интервью, предназначенное для классификации подростков по одному из четырех статусов идентичности . Статусы используются для описания и определения прогресса процесса формирования идентичности подростка. В теории Марсиа идентичность оперативно определяется как то, изучил ли человек различные альтернативы и взял на себя твердую приверженность профессии , религии , сексуальной ориентации и набору политических ценностей.

Четыре статуса идентичности в теории Джеймса Марсиа следующие: [10] [9]

  1. Распространение идентичности (также известное как смешение ролей): противоположность достижению идентичности. Человек еще не разрешил кризис своей идентичности, не придерживаясь каких-либо целей или ценностей и не определив направление своей жизни в будущем. У подростков эта стадия характеризуется неорганизованным мышлением, прокрастинацией и избеганием проблем и действий.
  2. Выкупа идентичности: это происходит, когда подростки подчиняются идентичности, не выясняя, что им больше всего подходит. Например, подростки могут следовать ценностям и ролям своих родителей или культурным нормам. Они также могут отказаться от негативной идентичности или прямой противоположности ценностям или культурным нормам своих родителей.
  3. Мораторий на идентификацию: это откладывает достижение личности, предоставляя временное убежище. Этот статус предоставляет возможности для исследования в широком или глубоком смысле. Примеры моратория, распространенного в американском обществе, включают колледж или армию.
  4. Достижение идентичности: этот статус достигается, когда человек решил проблемы идентичности, взяв на себя обязательства перед целями, убеждениями и ценностями после обширного исследования различных областей.

Я-концепция или самоидентификация - это набор убеждений и представлений, которые человек имеет о себе. [11] Я-концепция отличается от самосознания , которое представляет собой осознание самого себя. Компоненты Я-концепции включают физические, психологические и социальные атрибуты, на которые могут влиять установки, привычки, убеждения и идеи человека; они не могут быть объединены в общие концепции самооценки или самооценки . [12] Множественные типы идентичности объединяются внутри человека и могут быть разбиты на следующие: культурная идентичность , профессиональная идентичность , этническая принадлежность.и национальная идентичность , религиозная идентичность , гендерная идентичность и идентичность инвалидности.

Культурная идентичность - это (ощущение) идентичности группы или культуры или отдельного человека, поскольку они находятся под влиянием своей принадлежности к группе или культуре. Культурная идентичность связана с политикой идентичности, но не является ее синонимом . Есть современные вопросы культуры, которые переходят в вопросы идентичности. Историческая культура также влияет на индивидуальную идентичность, и, как и в случае с современной культурной идентичностью, люди могут выбирать аспекты культурной идентичности, отвергая или отрицая другие связанные идеи. [13]

Профессиональная идентичность - это отождествление с профессией , проявляющееся в согласовании ролей , обязанностей , ценностей и этических стандартов, принятых профессией. [14] [15]

Развитие карьеры индивида сосредотачивается на том , как люди управляют своими карьерами внутри и между организациями и каким образом организации структурировать прогресс в карьере своих членов и может быть связана [ кем? ] в планирование преемственности в некоторых организациях.

Обучение - это форма установки идентичности, поскольку она влияет не только на знания, но и на самооценку члена команды . С другой стороны, знание позиции открывает новый путь с меньшими усилиями для обучаемого, что продлевает эффект от обучения и способствует более сильной самооценке. [ необходима цитата ] Другие формы настройки личности в организации включают визитные карточки, особые преимущества по ролям и перенаправление задач. [16] [ требуется цитата для проверки ]

Этническая идентичность является идентификацией с определенной этнической принадлежностью , как правило , на основании предполагаемой общей родословной или родословным. Признание другими людьми в качестве отдельной этнической группы часто является фактором, способствующим развитию этой идентичности. Этнические группы также часто объединяют общие культурные, поведенческие, языковые, ритуальные или религиозные черты.

Процессы, приводящие к возникновению такой идентификации, обобщаются как этногенез . Различные культурологические исследования и социальные теории исследуют вопрос культурной и этнической идентичности. Культурная идентичность зависит от местоположения, пола, расы, истории, национальности, сексуальной ориентации, религиозных убеждений и этнической принадлежности. [17]

Религиозная идентичность является совокупность верований и практик обычно проводится индивидууму, включая соблюдение кодифицированных верований и ритуалов и изучения наследственных или культурных традиций, сочинения, истории, мифологии и веры и мистического опыта. Религиозная идентичность относится к личным практикам, связанным с общинной верой, наряду с ритуалами и общением, вытекающими из такого убеждения. Это формирование идентичности начинается с ассоциации в религиозных контактах родителей, а индивидуализация требует, чтобы человек выбрал ту же или иную религиозную идентичность, чем у их родителей. [19] [20]

В социологии гендерная идентичность описывает пол, с которым идентифицирует себя человек (то есть, воспринимает ли человек себя мужчиной или женщиной вне гендерной бинарности), но также может использоваться для обозначения пола, который другие люди приписывают индивид на основе того, что он знает по признакам гендерной роли (социальное поведение, одежда, прическа и т. д.). На гендерную идентичность могут влиять различные социальные структуры, в том числе этническая группа человека, статус занятости, религия или нерелигиозность и семья. Он также может быть биологическим в смысле полового созревания. [21] [ нужен лучший источник ]

Идентификация инвалидности относится к конкретным видам инвалидности, с которыми идентифицирует себя человек. Это может быть что-то столь же очевидное, как человек с параличом нижних конечностей, идентифицирующий себя как таковой, или что-то менее заметное, например, глухой, считающий себя частью местного, национального или глобального сообщества культуры глухих людей. [22]

Идентичность инвалидности почти всегда определяется конкретными физическими недостатками, с которыми человек родился, хотя она может измениться позже в жизни, если человек позже станет инвалидом или когда человек позже обнаружит ранее недооцененную инвалидность (особенно применимо к психическим расстройствам). В некоторых редких случаях на это может повлиять воздействие людей с ограниченными возможностями, например, при дисфории целостности тела .

Развитие межличностной идентичности исходит из теории статуса идентичности Марсии и относится к дружбе, свиданиям, гендерным ролям и отдыху как к инструментам зрелости в психосоциальном аспекте личности.

Социальные отношения могут относиться к множеству социальных взаимодействий, регулируемых социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых занимает социальное положение и выполняет социальную роль. В социологической иерархии социальные отношения более развиты, чем поведение, действие, социальное поведение, социальное действие, социальный контакт и социальное взаимодействие. Он составляет основу таких понятий, как социальная организация, социальная структура, социальное движение и социальная система.

Развитие межличностной идентичности состоит из трех элементов: [23]

  • Категоризация: Распределение всех по категориям.
  • Идентификация: ассоциирование других с определенными группами .
  • Сравнение: Сравнение групп.

Развитие межличностной идентичности позволяет человеку задавать вопросы и исследовать различные элементы личности, такие как идеи, убеждения и поведение. Действия или мысли других людей создают социальные влияния, которые меняют человека. Примеры социального влияния можно увидеть в социализации и давлении со стороны сверстников, которые могут повлиять на поведение человека, размышления о себе и последующее принятие или неприятие того, как другие люди пытаются влиять на человека. Развитие межличностной идентичности происходит во время исследовательского самоанализа и самооценки и заканчивается в разное время, чтобы установить легкое для понимания и консолидирующее ощущение себя или идентичности.

Коллективная идентичность - это чувство принадлежности к группе (коллективу). Если она сильна, человек, который идентифицирует себя с группой, посвятит свою жизнь группе, а не индивидуальной идентичности: он будет защищать взгляды группы и рисковать для группы. Сплоченность коллективной идентичности выходит за рамки сообщества, поскольку коллектив переживает горе из-за потери члена.

Люди обретают социальную идентичность и групповую идентичность благодаря своей принадлежности к различным группам, которые включают: семью, этническую принадлежность, образование и профессиональный статус, [24] дружбу, свидания и религию.

Одна из наиболее важных принадлежностей - это семья, будь то биологическая, расширенная или даже приемная семья. Каждый по-своему влияет на идентичность через взаимодействие между членами семьи и отдельным человеком. [25] Исследователи и теоретики утверждают, что личность человека (а точнее личность подростка) находится под влиянием окружающих людей и среды, в которой они живут. Если в семье нет интеграции, это может вызвать распространение идентичности (один из четырех статусов идентичности Джеймса Марсиа , когда человек не взял на себя обязательств и не пытается их выполнить) [26], и применяется к обоим мужчинам. и самки. [27]

Когнитивное развитие влияет на формирование личности. Когда подростки могут мыслить абстрактно и рассуждать логически, им легче исследовать и обдумывать возможные идентичности. Когда у подростка развиты когнитивные способности и зрелость, они, как правило, решают проблемы идентичности в большей степени, чем его сверстники с менее развитым когнитивным развитием. Когда проблемы с идентичностью решаются быстрее и лучше, на ее развитие тратится больше времени и усилий.

Подростки с высшим образованием склонны ставить более конкретные цели и стабильные профессиональные обязательства. Поступление в колледж или университет может продуктивно повлиять на формирование идентичности. Обратное также может быть верным, когда идентичность влияет на образование и учебу. Влияние образования на идентичность может быть полезным для идентичности человека; человек узнает о различных подходах и путях, которые следует выбрать в процессе формирования идентичности.

Социокультурные влияния имеют более широкий социальный и исторический контекст. Например, в прошлом подростки, скорее всего, просто принимали работу или религиозные убеждения, которых от них ожидали или были близки их родителям. Сегодня у подростков есть больше ресурсов для изучения выбора идентичности и больше возможностей для обязательств. Это влияние становится менее значительным из-за растущего признания вариантов идентичности, которые когда-то были менее приемлемыми. Многие варианты идентичности из прошлого становятся неузнаваемыми и менее популярными сегодня. Меняющаяся социокультурная ситуация вынуждает людей развивать уникальную идентичность, основанную на их собственных устремлениях. Социокультурные влияния сейчас играют иную роль в формировании идентичности, чем в прошлом.

Тип отношений подростков со своими родителями играет важную роль в формировании идентичности. Например, когда между родителями и подростками существуют прочные и позитивные отношения, они с большей вероятностью почувствуют свободу в изучении вариантов идентичности для себя. Исследование показало, что у мальчиков и девочек на формирование идентичности положительно влияет участие родителей, особенно в сферах поддержки, социального мониторинга и школьного мониторинга. [30] Напротив, когда отношения не так близки и присутствует страх отказа или недовольства со стороны родителя или других опекунов, они с большей вероятностью будут чувствовать себя менее уверенно в формировании отдельной идентичности от своих родителей. [ необходима цитата ]

  • Эрвинг Гоффман
  • Генеалогическое недоумение
  • Джордж Герберт Мид
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Лев Выготский
  • Нравственное развитие
  • Идентификация (психология)
  • Кризис идентичности (психология)
  • Самопознание
  • Самостоятельная схема
  • Социальная идентичность
  • Социальная теория
  • Символический интеракционизм
  • Otium

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные подходы к определению профессиональной идентичности и идентичности личности целом. Существенную роль в становлении профессиональной идентичности играет личностное самоопределение.

Ключевые слова.Профессиональная идентичность, личностная идентичность, самоопределение личности, психология.

Проблема профессиональной идентичности находится на стыке интересов таких наук как психология и социология. Проблематика идентичности рассматривалась в западной психологии такими выдающимися деятелями, как А. Адлер, У. Джемс, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др. В отечественной психологии проблема идентичности изучалась В.В. Абрамековой, М. М. Бахтиным, Е.П. Ермолаевой, И.С. Коном, В.С. Мухиной, В.И. Павленко.

Для начала рассмотрим понятие идентичности с точек зрения различных авторов.

Идентичность рассматривается и как чувство, и как совокупность знаний о себе, и как единство поведения, то есть мы можем говорить о том, что идентичность – это комплексное психологическое явление. Мы исходим из того, что идентичность есть совокупность всех свойств человека в уникальной структуре, которая может определяться и изменяться в результате определенной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды. Говоря об идентичности, мы делаем акцент на конкретном состоянии, то есть на конечном результате отождествления.

В концепции говорится о том, что человек думает о себе в двух плоскостях: в личном, где создана личная отождествленность и в социальном, где сформированы социальные представления индивида о себе.

Первым в начале 20 в. Термин идентичность в своих работах использовал З.Фрейд, чтобы обозначить самое ранее проявление эмоциональной связи с другим лицом.

1. бессознательное стремление к непрерывности жизненного опыта;

2. сознательное чувство собственной уникальности;

3. объединение с идеалами группы.

Г. Фогельсон представляет свою модель четырьмя видами идентичности:

2. идеальная идентичность – стремление индивида видеть себя тем, кем бы он хотел быть;

3. негативная идентичность, которой индивид избегает, каким он бы себя не хотел видеть;

4. предъявляемая идентичность – набор тех образов, которые индивид демонстрирует другим людям с тем, чтобы они своей оценкой повлияли на идентичность индивида.

Человек всегда стремится приблизить реальную к идеальной идентичности, чтобы тем самым увеличить расстояние между реальной идентичностью и негативной.[4]

В отечественной психологии понятие идентичности развивалось в границах исследований самоотношения и самосознания, следует отметить, что идентичность рассматривалась с точки зрения формирования человеком представлений о самом себе, как о личности.

В различных работах отечественных и зарубежных ученых можно столкнутся с такими понятиями как личностная и профессиональная идентичность.

Перейдем непосредственно к понятию о профессиональной идентичности. Итак, что же такое профессиональная идентичность и в процессе чего она формируется? Профессиональная идентичность формируется в процессе самоопределения и служит показателем профессионализма.

Профессиональная идентичность изучается такими учеными, как Л.Б. Шнейдер, Е. П. Ермолаева, М.В. Заковоротная, Д.Н.Завалишина, И.С. Кон и др.[1, 2, 3, 4, 5]

В психологии не существует единого подхода в определении профессиональной идентичности, так как каждый автор по-своему трактует смысл данного феномена. Рассмотрим некоторые из них. Итак, М.В. Заковоротная считает, что идентичность является состоянием принадлежности человека к некоторому целому, которое охватывает и субъективное время, и деятельность личности, и профессиональную сторону, и национальную культуру.

По мнению И. С. Кона, профессиональная идентичность – это наиболее востребованный вид социальной идентичности в современных условиях. Изменение социально-экономических условий жизни общества способствует появлению новых требований к профессии и к организации деятельности личности в целом. Новый социально-экономический уклад влияет на все сферы жизни общества, соответственно профессионал должен адаптироваться к новым условиям за счет своих усилий.

Для того чтобы выжить в новых развивающихся социально-экономических условиях, противостоять конкуренции, обеспечить благополучную жизнь своим близким и удержать стабильность в стране, современные профессионалы должны быть способны к непрерывному развитию и анализу своего места в обществе. Говоря о развитии, мы подразумеваем постоянную направленность на профессиональный рост, новое качество работы, умение принимать правильные решения и ставить конкретные цели, обозначив пути их достижения.

Следует отметить, что существует точка зрения, согласно которой, профессиональная идентичность повторяет другие, уже устоявшиеся в психологии определения. Например, профессиональное самоопределение, профессиональная роль и статус. Данные понятия определяют истинную суть личностно изменения в процессе профессиональной подготовки и деятельности. Да, мы можем утверждать, что данные слова близки по смыслу, тем не менее, каждое из них имеет свое определенное значение.

Профессиональную идентичность можно отнести к числу тех понятий, в которых отражено комплексное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Кроме того, данное представление сопровождается определенными ценностями и мотивационными ориентирами, а также принятием и непринятием своей профессиональной идентичности.

Итак, Е.П. Ермолаева считает, что идентичность – это продукт длительного личностного и профессионального развития, который образуется на достаточно высоком уровне овладения профессией и представляет собой устойчивую согласованность базовых компонентов профессионального процесса, а именно, согласованность реальных и идеальных профессиональных представлений человека о себе.[2]

Если рассматривать профессиональную идентичность с данной точки зрения, то можно придти к выводу о том, что профессиональная идентичность – это регулятор, выполняющий стабилизирующую и преобразующую функции.

Под стабилизирующей функцией мы понимаем обеспеченность необходимой степенью профессионального центризма. А преобразующая функция зависит от широты изменения тех качеств, которые важны в работе и от степени идентификации себя с профессией. Отметим, что возможность адаптации выше у тех людей, которым свойственна широкая идентификация себя с профессией.

Необходимо учесть, что профессиональное становление личности является ведущей формой развития идентичности. Психологами выделяется два базовых вида идентичности: личностная и профессиональная. Безусловно, это два различных вида идентичности, но если рассмотреть их соотношение, то можно говорить о том, что личностная идентичность сопровождает представления индивида о своей профессиональной принадлежности. Также профессиональную идентичность можно считать личностным качеством, так как она является стимулом для профессионального и личностного становления, тем самым оказывая влияние на многие стороны мышления человека.[5]

Итак, подведем итог. На основе проведенного анализа научной литературы мы можем говорить о том, что профессиональная идентичность – это многомерный и сложный психологический феномен, который обеспечивает индивиду тождественность, целостность и определенность, развивается в ходе профессионального обучения в пространстве процессов личностного самоопределения.

1. Виноградов А.Н. Особенности развития личностной идентичности студентов // Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика. Сб. Международной научно-практической конференции 15-17 мая 2015 г. Тольятти, ТГУ.2. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность: концепция и реальность [Текст] / Е.П.Ермолаева // Психологический журнал, 2001. Т. 22, № 4. С. 51–59.

3. Завалишина, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией [Текст]/ Д.Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М.; Ярославль, 2001. – С. 104 – 128.

4. Павленко, В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст]/ И.В. Павленко // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 135 – 142.

5. Шнейдер, Л.В. Профессиональная идентичность [Текст]: Л.В. Шнейдер. – Москва: МОСУ, 2001. 256 с.

Читайте также: