Становление казахстана как правового государства

Обновлено: 30.06.2024

Становление правового государства в Республике Казахстан

Юриспруденция, право, государство

Другие курсовые по предмету

Международная Академия Труда

113 - ДО

Кабанчук Николай Сергеевич

Т Е М А:

« Становление правового

государства в Республике

г. Актау 2001

Глава 1. Этапы формирования национально-правовой системы в

1. Конституция Республики Казахстан основа

формирования правовой системы Казахстана. 4 стр.

2. Соотношение права и закона по Конституции

Республики Казахстан. 8 стр.

Глава 2. Разделение властей основной принцип правового

1. Законодательная власть. 11 стр.

2. Исполнительная власть. 17 стр.

3. Судебная власть. 20 стр.

Заключение 24 стр.

Введение.

Глава I. Этапы формирования

национально-правовой системы в РК

1. Конституция Республики Казахстан основа формирования

правовой системы Казахстана.

В декабре 1991 года распался Союз Советских Социалистических Республик, состоявший из пятнадцати союзных республик. Все бывшие союзные республики провозгласили себя суверенными, независимыми государствами. Казахская Советская Союзная Республика тоже объявила себя самостоятельным государством.

До принятия первой Конституции независимого государства на территории Казахстана существовало три Конституции:

- первая Конституция Киргизской Советской Социалистической Республики от 18 февраля 1962 года;

- вторая Конституция Казахской ССР была принята на X Всеказахстанском съезде Советов 26 марта 1937 года, т.е. она была принята на том историческом этапе, когда Казахстан превратился в союзную Республику по Конституции 1936 года;

- третья Конституция Казахской ССР была принята 20 апреля 1978 года на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета Казахской ССР девятого созыва, после принятия новой Конституции СССР 1977 года.1

Конституция Основной Закон общества и государства, выражающий общую волю народа, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий важнейшие принципы и институты социально-экономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества.2

Конституция Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан.3

I веке до нашей эры для обозначения юридических актов древнеримских императоров. Конституция, в их понимании, есть основополагающие политико-правовые документы, в которых официально и в строгой юридической форме закрепляются признаваемые в данном обществе политическая философия и экономическая доктрина, отношение к личности и её правам, взглядам на природу публичной и государственной власти и механизм их осуществления, которые появились в конце XVIII века.

Первая в мире писаная Конституция Конституция Соединенных Штатов Америки была принята в 1787 году и действует в настоящее время. В Европе первые писаные конституции приняли Франция (1791 год) и Польша (1791 год).

Принятие писаных Конституций, которые признавались незыблемой основой всего законодательства и объявлялись гарантом стабильности устанавливаемых общественных отношений, положило начало разработке нового раздела в политических и юридических науках общего учения о конституции. В научных трактатах и специальных сочинениях ученые определяли Конституцию как правовой документ особого рода.

Известный германский государствовед писал, что Конституция представляет собой юридический акт, который фиксирует совокупность органов государства, их компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.1

Конституция представляет собой основной закон не только государства, но и общества в целом, т.е. это политический и юридический документ. В таком смысле осуществляемое конституцией правовое регулирование имеет универсальный характер, ибо охватывает все сферы организации жизни и развития общества социальную, экономическую и духовную. Конституция Основной Закон, обладающий наивысшей юридической силой. В иерархии действующего законодательства она стоит выше любого другого правового акта, ей должны соответствовать все законы и подзаконные акты. В случае же их несоответствия конституции они считаются неправомерными и подлежат отмене. Фактическое применение неконституционных актов не может повлечь за собой каких-либо юридических последствий.2

28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного независимого государства, которая имела большое значение в укреплении государственной независимости Казахстана, создании новых органов государства, призванных служить народу,

Что такое правовое государство? Признаки правового государства. Необходимость и цели правового государства. Пути становления правового государства в Казахстане.

Правовое государство. Республика Казахстан После обретения независимости одним из своих главных стратегических направлений развития объявила построе­ние правового государства. Правовое государство создается в процессе длительного исторического развития. Поэтому в Конституции Республики Казахстан записано, что страна встала на путь формирования правового государства.

Правовым является государство, в котором сформирована правовая система, незыблемо верховенство закона, требова­ния законов обязательны для всех субъектов и работа всех государственных органов, должностных лиц регулируется законами.

Признаки правового государства. Самым важным показателем правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наилучшие стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов. Конституция ориентирует законо­дательный орган на это обстоятельство.

В Конституции Республики Казахстан определен законотворческий характер деятельности парламента Казахстана. Парламент Республики Казахстан вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие обще­ственные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся право субъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государ­ственной и военной службы. Издание законов — основная функция парламента. Парламент не должен передавать эту миссию никакому другому органу, а должен ста­раться охватить своими законами и нормативными актами все важные сферы жизни общества.

Иногда и в правовом государстве законодательные функции могут быть переданы президенту. Общественная жизнь очень сложна и в ней случаются различные непредвиденные ситуации. Парламент в случае полити­ческого кризиса может быть распущен или в полном составе отправлен на очередные каникулы. Когда парла­мент временно отсутствует, президент страны имеет право издавать указы, имеющие силу закона. В таком случае президент не злоупотребляет своими полномочиями, не пытается изменить конституцию и конституционный строй в свою пользу. Президент в отсутствие парламента может издавать указы, имеющие силу закона, только по текущим проблемам. После того как новый парламент будет избран и приступит к своим обязанностям, он должен либо закрепить все изданные указы, либо аннули­ровать их и принять новые законы. В определенных случаях народ через референдум может принимать акты, имеющие силу конституционных и обычных законов. Расширение круга субъектов, имеющих право принимать законы, показывает намерение государства стать правовым.

Другим важным принципом правового государства является обязательность для всех государственных орга­нов, должностных лиц выполнения требований законов. Законы исходят главным образом от государства, его органов, следовательно, само государство в первую очередь берет на себя обязательство соблюдать требования законов.

Сама логика развития общества решение проблемы применения на практике законов возлагает на государство и его органы. Либо государственные органы следят за реализацией законов, либо они сами применяют законы, либо они обеспечивают применение законов, либо они применяют меры воздействия на нарушителей. Следова­тельно, принимая законы, государство не только берет на себя обязательство выполнять требования законов, но и следит за ходом выполнения положений законов всеми субъектами. Выполнение положений законов государством, его органами и должностными лицами имеет исключительное значение в становлении правового государства.

Правовая культура масс. Важным принципом право­вого государства является неукоснительное соблюдение законов гражданами. Для этого необходимо знать законы, другие нормативные правовые акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан. Для того чтобы обеспечить знание законов, конституция предусматривает официальную публикацию законов, всех нормат ивных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Публикация законов в печати является обязательным условием их применения. Это конститу­ционное положение имеет большое значение в правовом просвещении граждан. Указанное конституционное положение должно обеспечивать доступность для граждан многочисленных отраслевых законов, в которых конкретизируются права и обязанности граждан. Государственные органы не должны ограничивать доступ граждан к своим нормативным правовым актам.

Важным условием становления правового государства является формирование правосознания граждан. Республика Казахстан в настоящее время уделяет большое внимание правовому обучению населения. 21 июня 1995 г. вышел Указ Президента РК "О мерах по осуществлению правового всеобщего обучения”. В основе этого акта лежит идея обеспечения формиро­вания правового государства. В нем предусматривается обучение правовым и нравственным нормам с дошколь­ного возраста. Правовым обучением охватываются граждане всех возрастов и всех слоев независимо от сферы обучения, работы и служебного положения, вплоть до министров. И законопослушные граждане, и безу­пречно исполняющие законы государственные служащие, и нарушители законов формируются с детского возраста.

Независимость судов. Еще одним важным признаком правового государства является закрепление принципа независимости суда. В правовом государстве суд занимает особое место, поскольку является одной из трех ветвей государственной власти. Все спорные правовые вопросы в основном решаются в суде. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе конституции, законов, иных нормативных актов, международных договоров республики.

В Конституции Республики Казахстан записано, что "судья при отправлении правосудия не зависим и подчиняется только Конституции и закону". Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Одной из мер, направленных на обеспечение независимости судей, является их пожизненная назначаемость. Однако если судья нарушает закон, он освобождается.

Государство может признаваться правовым не только в силу наличия развитой национальной правовой системы, ее реального функционирования. Степень правового характера государства определяется и тем, как относится государство к международному праву, вбирающему в себя наиболее демократические, прогрессив­ные и гуманистические правовые идеи. Этому вопросу конституция уделяет особое внимание: в ней записано, что Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права. В действующее право нашей республики включаются международные договорные и иные обязательства. Международные договоры, утверж­денные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно.

Вопрос и задание

1. Какие существуют признаки правового государства? 2. Дайте краткую характеристику правового государства и выскажите свое мнение о мерах, осуществляемых в настоящее время по формированию правового общества в Казахстане.

Конституции Республики Казахстан государство рассматривается с различных сторон. В статье 1-й Конституции говорится:
"Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы".
Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства вытекает из содержания Конституции Республики Казахстан и из деятельности государственных органов.

Содержимое работы - 1 файл

OGP.rtf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Современный гуманитарный технический институт

Республика Казахстан правовое социальное государство

Конституции Республики Казахстан государство рассматривается с различных сторон. В статье 1-й Конституции говорится:

"Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы".

Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства вытекает из содержания Конституции Республики Казахстан и из деятельности государственных органов. Демократизм может быть формальным, т. е. закрепленным в правовых нормах. Демократизм может быть не только формальным, но и реальным, т. е. обеспеченным всевозможными гарантиями. Демократический характер государства Казахстана определяется в конституционных принципах. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность главы государства, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом деятельности государства является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Сюда относятся, в частности, проведение референдума, процедура голосования в парламенте.

Демократичность государства Казахстан выражается и в том, что Конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, и желающих, и способных отстаивать интересы народа в целом, интересы социального и национального меньшинства, законные интересы отдельных граждан.

Демократичность государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума, который основывается на принципах: 1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности. На референдум могут быть вынесены вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

Демократизм государства Казахстан выражается и в возможности оказывать гражданами, их объединениями влияния на содержание управленческих решений государственных органов и процессов их реализации в своих интересах. Для этого Конституция предусматривает определенные условия. Важнейшим из них является демократический политический режим.

Под политическим режимом понимается система приемов, методов, форм осуществления политической власти в обществе. Политический режим характеризует сущность, формы государства, его отношения с обществом, с отдельным человеком, урегулированные, в первую очередь, нормами конституционного права. Политический режим ярко показывает степень реального функционирования конституционных норм. Конституция Республики Казахстан предусматривает демократический политический режим. Во-первых, он выражается в установлении институтов представительной и непосредственной демократии. Дело, разумеется, не только в юридическом закреплении этих институтов, но и в том, чтобы они могли действовать с целью обеспечения участия граждан в формировании государственных органов, в определении политики государства, все реализации. Во-вторых, демократический политический режим выражается в закреплении широких гражданских прав и свобод и обеспечивании гарантии их реализации. Например, Конституция не только предусматривает свободу предпринимательской деятельности, но и создает, с одной стороны, правовую основу для нее, а, с другой стороны - защищает предпринимателя от незаконных действий должностных лиц. То же самое можно сказать 6 других гражданских правах, свободах. В-третьих, Конституция открывает дорогу для формирования независимых средств массовой информации. Политическая цензура (запрет, контроль), являвшаяся мощным средством тоталитарного режима, ушла в прошлое. Отсутствие цензуры - яркое проявление существования демократического политического режима. Обеспечение независимости средств массовой информации позволяет высвечивать недостатки в работе государственных органов, нарушения закона должностными лицами и укрепляет законность. В-четвертых, политический плюрализм, многообразие политических движений, признанные Конституцией Республики Казахстан, позволяют формированию различных организаций, в том числе оппозиционных, критикующих действия государственных органов. И это, безусловно, одна из гарантий от возможного отступления от демократических методов управления обществом.

Одним из важнейших принципов демократической организаций государства является принцип разделения властей. Конституция Республики Казахстан установила, что государственная власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов.

Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы органы государства, реализуя свои полномочия, не могли рассчитывать на безнаказанность за их нарушение, за узурпацию полномочий других органов.

Проявлением демократизма государства является утверждение национального и народного суверенитета. Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовной сфере. В условиях современного Казахстана национальный суверенитет имеет свои особенности. Дело в том, что в Казахстане имеется одна единственная нация - нация казахов, которая столетиями проживает на своей территории, и здесь она сформировалась как нация. Нигде в мире больше нет казахской нации, хотя казахи проживают во многих странах, и их насчитывается несколько миллионов человек. Новая Конституция Республики Казахстан 1995 г. признала и закрепила этот исторический факт, указав, что "создается государственность на исконной казахской земле" (преамбула). Из этого естественно вытекает, что казахская нация имеет право самоопределяться в государственной сфере, т. е. создавать свою национальную государственность. И признание этого было провозглашено как в законе Республики Казахстан о государственной независимости, так и в Конституции 1993 г. Однако в Казахстане живут представители многих других национальностей в количестве, превышающем половину населения страны. Несмотря на значительное количество, у них отсутствуют признаки нации. Например, в Казахстане живут в большом количестве русские, украинцы, узбеки, корейцы, уйгуры, и т. д. У каждой этой этнической группы есть исконная родина, где живут соответствующие нации, но поскольку они являются гражданами Республики Казахстан, то они имеют право на самоопределение в государственной сфере. Но не будучи нациями на территории Казахстана, они находятся в политико-правовой связи с государством как часть населения, народа страны. В силу этого в условиях Казахстана следует говорить о самоопределении в государственной сфере не одной только казахской нации, а всего народа Казахстана. В политическом отношении национальный суверенитет сливается с народным суверенитетом и как таковой является источником государственной власти, государственного суверенитета. Этим самым снят опасный источник напряженности в межнациональных отношениях. Особое значение имеет национальный суверенитет в духовной сфере. Национальный суверенитет в условиях многонационального Казахстана реализуется путем предоставления права казахской нации, всем национальным группам возможности реализации их этнической, культурной, языковой самобытности, путем содействия их активному участию во всех сферах общественной и государственной жизни. Т

Идея поддержки национальной самобытности проживающих в Казахстане национальных групп была заложена в Декларации о государственном суверенитете Казахстана, принятой 25 октября 1990 г.

"Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР".

Чрезвычайно важным в условиях современного Казахстана оказался вопрос о языках. Хотя казахский язык в период Советской власти наряду с русским признавался государственным языком, фактически сфера применения казахского языка сузилась до опасных пределов. Из употребления в государственной сфере он почти был вытеснен. В силу необходимости поднятия его значения, казахский язык был объявлен государственным. Однако в стенах Парламента, а также в средствах массовой информации вопрос о придании русскому языку также значения государственного превратился в острейшую проблему. Новая Конституция 1995 г. в этом вопросе пошла на существенный компромисс, установив, что русский язык употребляется официально в государственных органах и организациях и в органах самоуправления "наравне с казахским". Этот вопрос всесторонне отрегулирован в новом законе о языках.

Существенным признаком суверенитета государства является верховенство государственной власти. Верховенство позволяет создавать самостоятельную систему национального права, которая регулирует важнейшие стороны общественных отношений, устанавливает единый на всей территории правовой порядок, определяет правовой статус государственных органов, права, свободы и обязанности граждан. Верховенство государственной власти проявляется в верховенстве на территории Казахстана Конституции Республики, затем законов и других нормативных правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти.

Другим признаком суверенитета является единство государственной власти. В Конституции Республики Казахстан отмечается, что "государственная власть в Республике едина" (статья 3, п. 4). Единство государственной власти выражается в существовании системы органов, объединенных в высшую государственную власть. Она разделяется на ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделяясь, эти ветви единой государственной власти в рамках своих полномочий выполняют функции всего государства.

Наделение Парламента, правительства и судебных органов самостоятельными полномочиями не означает, что они абсолютно независимы друг от друга. Они являются органами одного государства. К тому же они оказывают влияние друг от друга. Например, Парламент может выразить недоверие правительству и т. д.

Становление правового государства в Казахстане. Правовое государство создается в процессе длительного исторического развития. Поэтому в Конституции Республики Казахстана записано, что страна встала на путь формирования правового государства.

Первым показателем правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наиболее важные стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов, Конституция ориентирует законодательный орган на это обстоятельство. В соответствии с Конституцией Парламент Республики Казахстан "вправе издавать законы, которые регулируют важнейший общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы" и т. д. Президенту могут быть переданы законодательные полномочия, и он может издавать указы, имеющие силу законов. В определенных случаях народ через референдум может принимать акты, имеющие силу конституционных и обычных законов. Расширение круга субъектов, имеющих право принимать законы, показывает намерение государства стать правовым.

Другим важным принципом правового государства является обязательность для всех государственных органов, должностных лиц требований законов. Законы исходят главным образом от государства, его органов. Следовательно, в первую очередь, само государство берет на себя обязательство соблюдать требования законов. Во всех случаях реализация восходит к государству, его органам. Либо государственные органы следят за реализацией законов, либо они сами применяют законы, либо они обеспечивают применение законов, либо они применяют меры воздействия на нарушителей и т. д. Следовательно, принимая законы, государство не только берет на себя обязательство выполнять требования законов, но и следит за всем ходом выполнения положении законов всеми субъектами. В число субъектов относятся государственные органы, служащие всех рангов и положений. Притом выполнение положений законов государством, его органами и должностными лицами имеет исключительное значение в становлении правового государства. "Правовое государство" - это не только государство где формируется право, принимается множество законов. "Правовое государство" вместе с тем такое государство, где деятельность государственных органов и учреждений основана исключительно на принятых законах. Нарушение положений действующих законов должностными лицами, государственными органами, тем более государством в целом ведет к тяжелым последствиям для самого государства. Даже при наличии большого числа хороших законов нарушение их государственными органами, с одной стороны отодвигает процесс формирования правового государства, а с другой стороны, порождает недоверие населения к нему. Нарушения законов государственными органами и должностными лицами всегда были и долго еще будут. Таковые имеют место даже в самых развитых государствах, которые можно считать правовыми. Но речь идет, во-первых, о масштабах нарушений, а во-вторых, о решимости государства постоянно к неуклонно бороться с ними. Если нарушения приобретают массовые масштабы и государство либо бессильно, либо не замечает их, тогда трудно вести речь о формировании правового государства. Особенно масштабными могут быть эти нарушения в переходные и кризисные периоды. Нарушения могут проявляться в злоупотреблениях служебным положением, в принятии незаконных решений исполнительными органами, в коррупции, во взяточничестве, в хищениях и т. д.

Важным принципом правового государства является неуклонное соблюдение законов гражданами. Для этого необходимо знать законы, другие нормативные правовые акты, устанавливающие Права, свободы и обязанности граждан. Для того, чтобы обеспечить знание законов Конституция предусматривает официальную публикацию законов, всех нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Печатание является обязательным условием их применения - это конституционное положение имеет большое значение в правовом просвещении граждан, поскольку они имеют возможность знакомиться с нормативными правовыми актами, касающимися их прав, свобод и обязанностей. Указанное конституционное положение должно обеспечить доступность для граждан многочисленных ведомственных актов, в которых конкретизируются права и обязанности граждан. Нередко государственные органы стараются не публиковать свои нормативные правовые акты, ограничивая доступ к ним граждан. Одна из причин этого - наличие в этих актах положений, нарушающих законные права и свободы граждан.

Другим важным условием выполнения гражданами положений законов является формирование их правосознания. Этому вопросу не уделялось должного внимания. Коренное изменение отношения государства к вопросам правового просвещения населения началось с постановления Президента Республики от 21 июня 1995 г. "О мероприятиях по осуществлению правового всеобщего обучения" в стране. Это - акт большого политического значения, в его основе лежит идея обеспечивания формирования правового государства. В нем предусматривается обучение правовым и нравственным нормам с дошкольного возраста. Правовым обучением охватываются граждане всех возрастов и всех слоев, независимо от сферы обучения, работы и служебного положения вплоть до министров. И законопослушные граждане, и безупречно исполняющие законы государственные служащие, и нарушители законов формируются с детского возраста.

Соблюдая требования законов, граждане конечно же должны чувствовать свою ответственность перед государством. Но это не означает, что ответственность должна носить односторонний характер. Не только граждане должны быть ответственны перед государством,, но и государство должно быть ответственно перед гражданами Раньше существовало представление, что права и свободы граждан - своеобразный дар государства гражданам. На самом деле многие права и свободы являются естественными, закрепляемыми в законах. Даже те права и свободы граждан, которые государство признает, объективно обусловлены. Государство несет ответственность за их охрану, создание условий для их реализации, Государство, его органы, учреждения, должностные лица должны обеспечивать реализацию прав и свобод граждан. При том они должны служить всему обществу, не деля их на классы, социальные слои, национальные группы. Они должны служить именно человеку, обеспечивать его законные права и свободы. И это одна из основных черт правового государства, о чем говорится в статье 1-й Конституции: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

І Іредста вдается. иго идеи, содержащие в себе суждения о формирова­нии и развитии демократического государства, имеются в творческом на­следии казахских мыслителей Одним из них является Абай Кунанбаев.

кото­рый высказал ряд оригинальных суждений по вопросу формирования не­которых принципов правового государства. не потерявших своей значимо­сти и в настоящее время Абай стоял на позициях государственного сувере­нитета, высшей формой организации и защиты людей он при знавал закон О роли закона Абай писал: "необходимо знать своды законов, доставшихся нам or предков. - "Светлый путь" Касым хана. “Ветхий путь” Есим хана, ‘ Семь канонов” Таукс хана. Важным критерием демократии, по мнению Абая. является верховенство закона Иден Абая о независимости судебной пласти перекликаются с современными положениями Конституции Республики Казахстан и развитых стран о судах. Он выступает за бессроч­ное и збрание судей и предлагает сделать их несменяемыми: "выбрать обра- юваниых и толковых нс определяя срока их пребывания на посту.. смещать только тех. кто обнаружит себя в неблаговидном деле” Гуманистические идеи Абаяосправехтивом. правовом государстве актуальны и сейчас, со­единяя прошлое е настоящим.

Становление правового государства процесс длительный и сложный. Современный период Казахстана характеризуется возвращением нашего государства на путьебщецивнлизационного развития Впервые Конститу­ция 1993 года высшей ценностью Республики Казахстан провозгласила че-

ловека, его дань, права и свободы. Это положение закрепила и ныне дей­ствующая Конститу ция 1995 года в ст 1

Одним из признаков правового государства является реализация прин­ципа разделения властей в организации государственной власти. Впервые он был выделен в качестве системообразу ющего принципа в ст 7 Декларации ‘ О государственном суверенитете Казахской ССР” от 25 остября 1990 года.

В соответствии с которым происходило реформирование всей системы государственной власти^ Конституция Республики Казахстан в ст.З п.4 отмечает, что государственная власть в Республике осуществляется в соот­ветствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви Законодательная власть осуществляется Парламентом Республики Казахстан, исполнительная - Правительством, судебная - Вер­ховным судом и нижестоящими судами Республики Казахстан. Наличие реальной системы сдсржск и противовесов - отличительное СВОЙСТВО НО­ВОЙ Конституции. К элементам системы сдержек и противовесов относится парламентский импичмент, выражение вотума недоверия Правительству: право роспуска Парламента Президентом, отставка Правительства и его членов.

В настоящее время формируется механизм конституционного контро­ля. Становление конституционного контроля в Республике связано с кон­ституционным установлением о формировании правового государства. Безусловное верховенство Конституции перед другими нормативными ак­тами является одним из признаков правового государств:). 'Дру гим же осно­вополагающим принципом правового государства является верховенство права, выражающееся в обязательном подчинении самого государства и его органов Конститх ции Республики Казахстан.

Конституционный Совет вправе признать неправовыми, т.с. несоответ­ствующими Конституции, законы и иные нормативные акты, если они про­тиворечат Конституции.

Конституция Республики Казахстан, признавая что человек, его права и свободы - высшая ценность, - исходит из того, тго соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека являются главной обязаннос­тью государственной власти. Причем Конституция заложила основу для создания реальной системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы равенство всех перед законом и судом, взаим­ную ответственность государства и личности.^

Конститу ция способствует формированию гражданского общества в Республике Казахстан Эго выражается в признании Конститх цией идеоло­гического и политического многообразия (ст.

на основе политического плюрализма. Конституция гарантирует полити­ческим партиям, общественным объединениям, движениям равные воз­можности для участия в политической и государственной жизни. Исключа­ется возможность установления какой-либо идєолоіии в качестве господ­ствующей. Гражданское общество характеризуется в конституционном допущении многообразия форм собственности, рыночного хозяйства, со­циального партнерства потребителя и производителя, гражданина и госу­дарства.

Ст. 1 Конституции Республики Казахстан провозглашает Казахстан пра­вовым государством. Представляется, что Казахстан стоит на пути форми­рования правового государства и конституционного закрепления основных его признаков.

КАЗАСТ - Современная история Казахстана - 2017

Лена Винокурова

Лена Винокурова

Лена Винокурова

2. Формирование внутренней и внешней политики государства

После августовского путча 1991 года СССР по сути перестал существовать. Бывшие союзные республики одна за другой объявляли миру о своей независимости. В начале декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение, провозгласившее фактический распад бывшего СССР.
16 декабря 1991 года, Казахстан последним из всех бывших пятнадцати республик объявил о своей независимости, приняв соответствующий Закон.
20-21 декабря 1991 года руководители 11 бывших союзных республик (исключая республики Прибалтики и Грузию) подписали в Алматы соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Декабрь 1991 года был знаменателен, произошли несколько событий вписанных в историю республики: 1 декабря были проведены всенародные выборы Президента РК; 10 декабря сессией Верховного Совета принято решение о переименовании КазССР в Республику Казахстан; Конституционный Закон от 16 декабря определил Казахстан как независимое, правовое, демократическое государство.
Современный Казахстан является полноправным членом мирового сообщества. В числе первых государств, признавших независимость возрожденного Казахстана стали такие державы, как Турция, Россия, Китай и США.
К 2001 году на планете насчитывалось 223 страны, из них 188 являлись членами ООН, по линии ЮНЕСКО регистрацию прошли также 188 стран. Казахстан с первых дней независимости признали 120 государств, со 105 были установлены дипломатические отношения. Начали свою деятельность 55 посольств и представительств международных организаций. Расширилась сеть миссий Казахстана за рубежом – открыты посольства и консульства в США, Великобритании, Китае, Индии, Турции, Италии, Германии и других государствах ближнего и дальнего зарубежья. Китай вдоль северо-западной границы вместо одного соседа заимел сразу четырех из числа государств бывшего СССР, три из которых представляют Центральную Азию. 3 января 1992 года в Алматы было подписано Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между РК и КНР.
РК является членом многих международных организаций: ООН (2 марта 1992), ОБСЕ (март 1992), ОЭС (Организация Экономического Сотрудничества, октябрь 1993), Европейское сообщество, Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный крест, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ЮНЕП (охрана окружающей среды), ВОЗ (здравоохранение), ОИК (организация исламской конференции, декабрь 1995), ПРООН (программа развития для стран – членов ООН), ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).
Одним из основных вопросов, стоящих на повестке дня с первых дней обретения независимости стала ядерная политика страны. После распада СССР Казахстан оказался одной из трех республик, обладающих ядерным оружием. В республике были размещены 104 самые тяжелые в мире ракеты СС-18 с 10 ядерными боеголовками на каждой, стратегические бомбардировщики ТУ-95 с 240 крылатыми ракетами с атомной начинкой. Количество ядерных боеприпасов в ракетных дивизиях Державинска Тургайской области и Жангиз-Тобе Семипалатинской области, превышало допустимые нормы в 2 раза.

Лена Винокурова

Продолжение вопроса 2
С обретением независимости Президент республики настойчиво шел к тому, чтобы ликвидировать в Казахстане ядерное оружие. Многие страны были также заинтересованы в том, чтобы Казахстан отказался от ядерного оружия, и оказывали в этом вопросе давление.
Одной из крупных экологических проблем вступало функционирование Семипалатинского ядерного полигона. Общественность республики, передовая часть интеллигенции не раз ставили вопрос о ликвидации этого объекта. 29 августа 1991 года Указом Президента РК Семипалатинский полигон был закрыт.
В декабре 1991 года в Алма-Ате государства, владеющие ядерным оружием, определили механизмы совместного контроля за их использованием. Затем Казахстан подписал Лиссабонский пятисторонний протокол, республика взяла на себя ответственность за выполнение Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и стал безъядерным государством. Наша страна продемонстрировала мировому сообществу свою миролюбивую политику.
В конце апреля 1995 года с территории республики были вывезены последние боеголовки. В мае 1995 года на Семипалатинском полигоне был уничтожен последний ядерный заряд. 30 сентября 1996 года по поручению Президента министр иностранных дел К. Токаев подписал от имени Казахстана Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В сентябре 1997 года по инициативе РК была проведена международная конференция по проблемам нераспространения ядерного оружия. Впервые по инициативе Президента РК был обсужден вопрос о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.
9 декабря 1997 года 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию об оказании помощи в ликвидации последствий ядерных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне. В соответствии с этой резолюцией в Казахстан прибыли эксперты ООН, которые совместно с национальными экспертами в июне-июле 1998 года изучали и анализировали обстановку в районах, пострадавших от ядерных испытаний. Число пострадавших от ядерных взрывов составило 1,6 млн. человек. Эксперты предложили конкретную программу международной медицинской, экологической, экономической и гуманитарной помощи пострадавшим.
Отказ от ядерного оружия нисколько не снизил обороноспособность страны, поскольку она получила гарантии безопасности от ряда ядерных держав – США, России, Великобритании (декабрь 1994 года). Ядерные державы приняли, на себя обязательство уважать независимость и существующие границы РК, оказывать помощь в случае, если Казахстан станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. В феврале 1995 года китайское правительство выступило с заявлением о предоставлении Казахстану гарантий ядерной безопасности.

Лена Винокурова

Лена Винокурова

Читайте также: