Среди факторов отрицательно влияющих на здоровье детей можно выделить

Обновлено: 07.07.2024

Одним из наиболее важных вопросов педиатрии, от решения которого во многом зависит снижение детской заболеваемости, является профилактика заболеваний у часто болеющих детей (ЧБД), так как ЧБД имеют высокий удельный вес среди дет¬ского населения, отличаются частой хронизацией процесса, отклонениями от нор¬мы показателей функционального состояния организма, отставанием в физическом развитии.


Авторами приводятся различные значения доли ЧБД среди всех детей. Указываются значения, что ЧБД составляют в от 6 до 34 %. Такое разнообразие оценок в распространенности ЧБД связано с различием в ме¬тодических подходах к определению этой группы детей.


Нижегородским НИИ педиатрии разработаны критерии, которые учитывают повозрастные особенности заболеваемости детского населения. Согласно рекоменда¬циям, к группе часто болеющих относят детей первого года жизни, которые перенесли за год 4 и более острых или обострения хронических заболеваний, с 1 до 3-х лет - 6 и более острых и обострений хронических заболеваний; на 4-ом году - 5 и более; на 5-ом и 6-ом годах - 4 и более, старше 6 лет - 3 и более заболеваний в год.


Среди ЧБРЗД достоверно выше уровень хронической патологии. По данным ряда авторов, доля детей с хроническими заболеваниями среди ЧБД составляет от 33% до 60% и выявляются они в 2 раза чаще, чем среди эпизодически болеющих детей (ЭПД). Наличие хронической патологии связано с измене¬ниями резистентности организма и, в свою очередь, оказывает на нее существен¬ное негативное влияние. Следовательно, для характеристики состояния резистен¬тности организма правильнее всего учитывать число перенесенных острых забо-леваний и обострений хронической патологии. Исходя из этого положения, ЭБД характеризуются довольно высокой резистентностью, а ЧБД - сниженной.


Частые респираторные заболевания многие исследователи объяс¬няют их полиэтиологичностью и видоспецифичностью иммунитета, незрелостью защитных сил детского организма, неоднородностью индивидуальной иммунорезистентности детей к возбудителям болезни на фоне многочисленных факторов риска, способствующих возникновению частых заболеваний. При рассмотрении причин возникновения острых респираторных заболеваний (ОРЗ) широко рас¬пространено мнение о почти исключительной роли острых респираторных вирус¬ных инфекций. Вместе с тем, все большее признание находит современное пред-ставление о смешанной вирусно-бактериальной природе острых респираторных заболеваний. Отмечается высокий удельный вес гриппа, парагриппа, респиратор- но-синцитиальной инфекции, аденовирусной инфекции. Немалая роль в возникновении острых респираторных заболеваний отводится гемофилюсу инф¬люэнцы, пиогенному стрептококку, клебсиелле, золотистому стафилококку, грамотрицательиым бактериям.


После каждого перенесенного заболевания формируется типоспецифический иммунитет. Повторные случаи ОРЗ обусловлены новым серовариантом возбуди¬теля и степенью зрелости иммунокомпептентных систем организма ребенка. В частности, склонность детей первых лет жизни к повторным вирусно-микробным заболеваниям, в значи тельной степени, обусловлена незрелостью их иммунной системы.


Большинство исследователей при рассмотрении причин и условий развития частых ОРЗ выделяют комплекс факторов, достоверно способствующих развитию частых заболеваний. Так, И.И. Пуртовым при анализе группы ЧБРЗД выде¬лено 15 экзо- и эндогенных факторов риска частых заболеваний, которые объеди¬нены в 3 основные группы: перинатальные, социально-гигиенические и факторы, характеризующие условия жизни ребенка. Н. Никитина с соавт. выявили 19 наиболее информативных факторов риска, влияющих на формирование груп¬пы ЧБРЗД. В.Ю. Альбицкий и А.А. Баранов выделили 27 факторов, объединив их в следующие группы: медико-биологические, факторы, характеризующие образ жизни ребенка, и факторы, характеризующие условия жизни ребенка и его семьи.


По данным литературы, у ЧБД чаще, чем у ЭБД выявляются различные откло¬нения в аните-, интра- и неонатальном периодах. Это преимущественно патология беременности, родов, в частности, токсикозы, гестозы, угроза прерывания бере¬менности, слабость родовой деятельности, преждевременное отхождение около¬плодных вод, акушерские пособия, преждевременная отслойка плаценты.


Фактором риска развития у детей частых заболеваний является возраст мате¬ри - до 18 и старше 35 лет. У юных матерей, как правило, выявляется социальная неподготовленность к рождению ребенка. Дети, рожденные юными матерями, в большинстве случаев относятся ко II группе здоровья, и, как следствие, заболевае¬мость среди них высокая. У женщин старше 35 лет достовер¬но чаше встречается соматическая патология, с возрастом увеличивается количе¬ство абортов и хронических заболеваний, что отрицательно сказывается на здоро¬вье ребенка.


Важное значение имеет проблема здоровья женщин репродуктивного возрас¬та. В. А., Глумова с соавт. отмечают, что 56% женщин имеют соматическое забо¬левание, 13,6% семей имеют наследственно-обусловленную патологию.


Ряд авторов выделяют такой фактор риска, как заболевания матери во время беременности острыми заболеваниями (ОРЗ, ангиной, бронхитом, пневмонией), особенно в последнем триместре беременности, В последнее время важное место в формировании частой заболеваемости детей отводится трансплацентарной пере¬даче вируса от матери с персистгентной формой вирусной инфекции. При этом, с антенатальным или интранатальным заражением плода связано острое вирусное заболевание или развитие хронической формы врожденной вирусной инфекции в неонатальном периоде.


Так, при проведении пролонгированного наблюдения за детьми в течение 4-х лет, установлена зависимость частых заболеваний ребенка от перенесенных ост¬рых заболеваний матери во время беременности, наличия эндокринной патоло¬гии, хронических очагов инфекции, повторных острых респираторных заболева¬ний у обоих родителей.
Железодефицитная анемия (ЖДА), формирующаяся обычно во второй поло¬вине беременности вследствие больших дополнительных затрат железа, усугубля¬ет ее течение. При дефиците железа у беременной в 1,5-2 раза чаще развиваются гестозы, до 40% возрастает частота невынашивания беременности, несвоевремен¬ное излитие околоплодных вод (раннее и преждевременное) составляет 40,3%, слабость родовой деятельности отмечается в 13,9% родов. Существенно возраста¬ет количество оперативных вмешательств в родах - кесарево сечение, акушерские пособия.


Весьма неблагоприятно сказывается на течении беременности и родов не только клинически сформированная ЖДА, но и латентный дефицит железа. ЖД А наблю¬дается у 40% беременных, в то время как латентный дефицит железа выявляется у 40-100% беременных.


С.Н. Вахрамеева с соавт, на основании плазменных показателей железа диагностировали латентную форму ЖДА у беременных и определили ее влияние на состояние здоровья детей. В 59% случаев авторами отмечено неблагоприятное течение беременности в виде угрозы ее прерывания и позднего гестоза. У 60,5% детей при рождении отмечалось состояние средней степени тяжести; 35,8% детей родились в асфиксии; 45,7% - с явлениями внутриутробного инфицирования.


Дефицит железа вызывает нарушение фагоцитоза, снижает бактерицидную способность нейтрофилов. При возникновении железодефицитной анемии у де¬тей чаще возникают острые респираторные заболевания с бактериальными осложнениями.


В формировании ЧБРЗД важная роль отводится патологии периода новорож- денпности. Отмечено, что внутриутробное инфицирование на фоне недоношеннос¬ти и незрелости иммунологических механизмов защиты приводит к развитию им¬мунопатологических реакций, которые, в свою очередь, повышают вероятность частых заболеваний в более старшем возрасте.
У детей с остаточными явлениями перенесенной перинатальной гипоксии су¬щественно нарушена адаптация к различным факторам внешней среды, изменяет¬ся функциональное состояние вегетативной нервной системы, отмечается повы¬шенная метеолабильность. Это определяет большую подверженность острым рес¬пираторным заболеваниям с раннего возраста.
Характер питания в раннем возрасте имеет прямое отношение к формирова¬нию контингента часто болеющих детей. Отмечается, что число часто болеющих детей может быть снижено более, чем в 2 раза при уменьшении числа детей, нахо¬дящихся на искусственном вскармливании.


Влияние употребления алкоголя родителями на состояние здоровья детей изу¬чается в течение многих лет. Было отмечено, что пристрастие родителей к алко¬гольным наплиткам может привести к возникновению алкогольной эмбриофетопатии. Данное состояние оказывает неблагоприятное воздействие на физическое и нервно-психическое развитие детей. Особенно выраженное негативное влияние алкоголя отмечается в случае приобщения родителей к спиртным напиткам в пу¬бертатном периоде.


В литературе приводятся веские доказательства пагубного влияния на орга¬низм человека табачного дыма, особенно это касается пассивного курения. Удель¬ный вес пассивных курильщиков среди ЧБРЗД составляет до 75%. Пассивное ку¬рение может приводить не только к угнетению различных звеньев иммунитета (снижению числа Т-лимфоцитов и дисбалансу субпопуляций Т-клеток), увеличе¬нию риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, онкопатологии, но и к возникновению бронхолегочной патологии, вследствие сенсибилизации детско¬го организма к белковым компонентам табака. Было показано, что глубина имму-нологических нарушений зависит от длительности курения.


Наличие фоновых пограничных состояний ребенка определяет развитие по¬вторных заболеваний. Так, у часто болеющих детей в 5 раз чаще отмечаются остаточные явления рахита, в 1,5 раза - проявления пищевой аллергии. У детей с отягощенным иммунологическим анамнезом отмечается склонность к хронизации инфекции в носоглотке, регистрируется повышенная час¬тота встречаемости увеличения вилочковой железы. При сочетании аллергического фона и тимомегалии дети начинают болеть с первых месяцев жизни.


Повторная заболеваемость на первом i-году жизни считается неблагоприятным фактором для формирования ЧБРЗД в последующих возрастных периодах. В ис¬следованиях З.С. Макаровой с соавт. отмечено, что почти все дети, реализо¬вавшие частую заболеваемость на первом году жизни, сохраняли ее в последую¬щем в течение раннего и дошкольного возраста.
Игнорирование рационального вскармливании, пренебрежение закаливанием и физической культурой, дефекты ухода за детьми могут привести к снижению резистентности организма и формированию частой заболеваемости.


В ряде работ изучалось влияние заг¬рязнения биосферы на здоровье детей. Отмечено, что многие вещества, загрязняю¬щие атмосферный воздух (оксид серы, азота, сероводород и другие), раздражают слизистые оболочки, попадая в дыхательные пути, вызывают десквамацию эпите¬лия слизистых с последующей дегенерацией и метаплазией, явления бронхоспазма, и, как следствие, повышенную заболеваемость. Повышенное содержание раз¬личных ксенобиотиков в окружающей среде приводит к накоплению их в организ¬ме, что вызывает изменения клеточного метаболизма, нарушения гемостаза. Это является одной из существенных причин формирования частой заболеваемости у детей. Следует подчеркнуть значимость не только каждого фактора в отдель¬ности, но и суммарное накопление их у ребенка на протяжении его жизни.


В свою очередь, частые заболевания влияют на состояние иммунных реакций растущего организма. Так, при остром респираторном заболевании, активность нейтрофилов меняется, что выражается в снижении активности пероксидазы, причем степень этого снижения коррелирует с тяжестью общего состояния. Активность щелочной фосфатазы при острых респираторных вирусных инфекциях у эпизодически боле¬ющих детей соответствует возрасту, а при наслоении бактериальной флоры повышается.


У ЧБРЗД выявлено повышение активности щелочной фосфатазы и снижение активности миелопероксидазы. При частых острых респираторных заболе¬ваниях наблюдается нарушение системы нейтрофильного фагоцитоза. Кроме того, у часто болеющих детей отмечено снижение уровня лизоцима, в то время как у здоровых детей в раннем возрасте активность его даже выше, чем в последующие возрастные периоды.
При возникновении повторных острых респираторных заболеваний у ЧБРЗД, по мнению ряда авторов, опреде¬ляется достоверное снижение содержания Т-лимфоцитов и повышение процент¬ного содержания В-лимфоцитов. При осложненном течении острых респиратор¬ных вирусных инфекций происходит угнетение В-лимфоцитарного звена имму¬нитета. У ЧБРЗД регистрируется дисиммуноглобулинемия.
У детей и взрослых установлена корреляционная связь между уровнем slgA, lgE и концентрацией бактериальных антигенов в содержимом бронхов. По содержанию бак-териальных антигенов в секрете можно прогнозировать уровень указанных иммуно¬глобулинов. Определение концентрации IgE в бронхиальном секрете не может быть диагностическим признаком аллергических заболеваний дыхательных путей. В реак¬циях местного и системного иммунитета имеется параллелизм, характеризующийся одновременным снижением активности лизоцима, IgA, IgG как в крови, так и в бронхи¬альном смыве при хронических воспалительных заболеваниях лёгких.


Для оценки особенностей активности секрета ротовой полости у ЧБРЗД (61 ребенок) проведено сравнительное исследование этого показателя у детей в срав¬нении с противовирусной активностью их периферической крови, а также с про¬тивовирусной активностью секрета ротовой полости условно здоровых детей. Противовирусная активность секрета ротовой полости у ЧБРЗД была дос¬товерно ниже (19,3+2,3 МЕ/мл), чем у условно здоровых детей (69,4x8,6 МЕ/мл; 32 ребенка). Противовирусная активность периферической крови у ЧБРЗД имела положительную корреляционную связь с противовирусной активностью секрета ротовой полости (коэффициент корреляции - г = 0,54, Р 0,05). Полученные данные могут быть связаны с влиянием на противовирусную активность секрета ротовой полости зна¬чительно большего числа экзогенных факторов (инфекционных агентов, пищевых продуктов и т. д.).


Следовательно, с одной стороны, средние значения противовирусной активно¬сти периферической крови и секрета ротовой полости в группе Ч БРЗД ниже, чем у условно здоровых детей, но, с другой стороны, они могут быть выше у пациентов, страдающих в момент обследования инфекционным заболеванием, или имеющих персистирующую инфекцию. Вероятно, вследствие этого отмечалась сильная от¬рицательная корреляционная связь между противовирусной активностью пери¬ферической крови, секретом ротовой полости у мальчиков из группы ЧБРЗД и сум¬марным числом низких показателей фагоцитоза, гуморального и клеточного им¬мунитета (соответственно, г = - 0,59, Р


У ЧБРЗД в 100% имеется снижение показателей иммунограмм. При этом, наи¬более часто (в 80,6-93,3% случаев) регистрируется снижение показателей клеточного иммунитета и активности фагоцитоза (в 71,0% - 76,7% случаев). Снижение содержания иммуноглобулинов в сыворотке крови наблюдалось значительно реже - в 12,9-16,7% случаев.
Таким образом, по литературным данным и результатам собственных исследо¬ваний, снижение иммунитета и факторов неспецифической резистентности дет¬ского организма, обусловленное наследственными факторами, или возникшее в ре¬зультате антенатального, интранатального и постнатального воздействия экзоген¬ных факторов, приводит к частым заболеваниям, которые, в свою очередь, способ¬ствуют дальнейшему угнетению различных звеньев резистентности организма.


Принципы реабилитации часто болеющих респираторными заболеваниями детей
Целенаправленная и эффективная система реабилитации часто болеющих рес¬пираторными заболеваниями детей является одним из резервов снижения детской заболеваемости. Поиск новых неординарных подходов к решению данной пробле¬мы, которая принадлежит к числу актуальных задач педиатрии, побуждает исследо¬вателей вести интенсивную работу в этом направлении.


Среди различных видов закаливания широкое распространение получило пла¬вание. Как и при всех методах закаливания, основной целью занятий плаванием является повышение резистентности к инфекции, достижение большей гармонич¬ности физического и оптимального нервно-психического развития.


Анализируя варианты закаливания детей, нельзя не упомянуть о важной роли рационально организованной двигательной активности.


Наибольшим закаливающим и оздоровительным эффектом обладают цикли¬ческие, длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, такие как массаж, гимнастика, позже - подвижные игры, широкий круг физических упражнений. Представляют интерес данные об использо¬вании с целью профилактики и оздоровления детей ходьбы босиком в помещении, в сочетании с воздушными ваннами, гимнастикой, а также упражнений на микро¬стадионе с элементами водных процедур. Авторы регистрируют снижение частоты острых респираторных заболеваний.
Отмечено, что при различных методах закаливания происходят реципрокные изменения в кровотоке внутренних органов, изменяется частота дыхания, повы¬шается артериальное давление. Это ведет к улучшению состояния нервно-психичес¬кой сферы, активации обмена веществ, значительно повышается сопротивляемость детского организма. Многие из указанных методов закаливания ис¬пользуются при организации семейных оздоровительных физкультурных групп с положительной динамикой результатов оздоровления. Кроме того, благодаря созданию новых методов и аппаратов, возросла возможность применения других физических методов профилактики рес¬пираторных заболеваний. Так, известны работы по примене¬нию в качестве физиопрофилактики ОРЗ природных (климат, лечебные грязи, ми-неральные воды) и преформированных (гальванизация, индуктотермия, электри¬ческое поле, ультразвук, ультрафиолетовое облучение) средств. Рекомендуется де¬тям с 2-х летнего возраста использование низкоэнергетического излучения гелий- неоновых лазеров в сочетании с электрофитоаэрозольной терапией отрицательно заряженного отвара фитосбора. Положительный эффект от применения излу¬чения авторы связывают со способностью последнего стимулировать регенератор¬ные и иммунологические процессы. Методика особенно эффективна при массовой профилактике ОРЗ. Таким образом, арсенал используемых в педиатрии оздорови¬тельных физических воздействий пополнился методами профилактики с примене¬нием гелий-неонового лазера.


Многочисленными исследованиями показаны изменения иммунологических показателей у ЧБРЗД, которые отмечаются практически во всех звеньях системы иммунитета. Дефицит клеточных факторов, снижение активности фагоцитоза, дисиммуноглобулинемия, нарушение факторов местной защиты и, как следствие, сни¬жение резистентности организма. Следовательно, одной из основных задач, кото¬рую необходимо решать при оздоровлении ЧБРЗД, является коррекция иммунных нарушений.


Для коррекции иммунных нарушений применяются препараты различного механизма действия: иммуномодуляторы, препараты метаболической коррекции, биостимуляторы, витаминные препараты, растительные адаптогены. В основе их терапевтического эффекта лежит способность оказывать влияние на иммунный ответ, либо на активность неспецифических факторов защиты.

Представлен всесторонний анализ влияния условий и образа жизни семьи на состояние здоровья детей. Результаты исследований, проведенных в области охраны здоровья детей в различных типах семей, доказывают, что социальное неблагополучие, а также расслоение населения по социальному составу с присущими каждой социальной группе особенностями условий и образа жизни, отражается на тех или иных отклонениях в росте и развитии детей, препятствует нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, соматическом, психическом и нравственном здоровье, способствует развитию у ребенка состояния хронического стресса, что на фоне функциональной и соматической незрелости организма приводит к раннему возникновению ряда заболеваний. Настоящий обзор подготовлен с целью систематизации литературных данных по проблеме взаимосвязи условий и образа жизни семьи с состоянием здоровья детей. Обоснована необходимость учета социально-гигиенических факторов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей.


1. Адаптация и психоэмоциональное состояние детей на третьем году обучения в школе, проживающих в неполных семьях / М.А. Пунина, Н.Н. Рябкина, З.В. Липень, О.А. Сивакова, В.Н. Шестакова // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2010. – № 4. – С. 42–45.

2. Альбицкий В.Ю., Cигал Т.М., Ананьин С.А. Состояние здоровья детей из социопатических семей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 1994. – № 1. – C. 8–11.

3. Бабенко А.И., Денисов А.П. Медико-социальные аспекты здоровья детей раннего возраста и их семей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2007. – № 5. – С. 18–20.

4. Денисов А.П., Банюшевич И.А. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей раннего возраста из различных типов семей // Омский научный вестник. – 2012. – № 2 (114). – С. 11–14.

5. Здоровье детей и подростков Сибири как основа формирования трудового потенциала региона / И.И. Новикова, Г.А. Оглезнев, В.А. Ляпин, Д.М. Плесовских // Вопросы современной педиатрии. – 2005. – Т. 4. № S1. – С. 380–381.

6. Каракеева Г.Ж. Состояние здоровья детей из многодетных семей: дис. … канд. мед. наук. – Бишкек, 2012. – 111 с.

7. Кеуш В.М. Особенности формирования неполных семей и состояние их здоровья в сельской местности: автореф. дис. . канд. мед. наук. – Красноярск, 2004. – 24 с.

8. Кислицына О.А. Жилищные условия и здоровье // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. – 2006. – № 6. – С. 23–34.

9. Лебедев Д.Ю. К вопросу о здоровье детей, проживающих в бедных семьях сельской местности // Российский медико-биологический вестник им. Академика И.П. Павлова. – 2011. – № 1. – С. 59–62.

10. Лежнина Ю.П. Социально-демографические особенности бедных в России // Социс. – 2014. – № 1. – С. 20–28.

11. Леонова И.А., Хомич М.М. Физическое развитие детей в семьях с различным материальным положением // Гигиена и санитария. – 2010. – № 2. – С. 72–74.

12. Ляпин В.А. Социально-гигиенические и экологические проблемы сохранения здоровья детской популяции // В сборнике: Актуальные проблемы здоровья населения Сибири: гигиенические и эпидемиологические аспекты. Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2004. – С. 81-85.

13. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей раннего возраста / А.П. Денисов, А.И. Бабенко, О.А. Кун, И.А. Банюшевич. – Омск, 2015. – 172 с.

14. Монахов M.B. Качество жизни семей с детьми и его влияние на заболеваемость и инвалидизацию детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2008. – 26 с.

15. Новикова И.И., Оглезнев Г.А. Современные проблемы здоровья детей // Материалы Региональной научно-практической конференции: Общественное здоровье: стратегия развития в регионах Сибири [под ред. В.Н. Денисова]. – 2002. – С. 29–30.

16. Оглезнев Г.А., Новикова И.И., Ляпин В.А. Социально-гигиенические и экологические проблемы сохранения здоровья детской популяции // В сборнике: Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904–1959–2004). Союз педиатров России; Научный центр здоровья детей РАМН. – М., 2006. – С. 134–137.

17. Сафронова М.В., Гаврилова Е.В. Психическое здоровье и индивидуально-психологические особенности детей, воспитывающихся в многодетных семьях // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2010. – № 7. – С. 158–162.

18. Смердин С.В. Научное обоснование стратегии охраны здоровья семей с детьми в муниципальных образованиях Сибири: дис. … д-ра мед. наук. – Красноярск, 2008. – 228 с.

21. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Социально-экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 73–84.

22. Яковлева Т.В., Курмаева Е.А., Волгина С.Я. Состояние здоровья детей дошкольного возраста из бедных семей // Вопросы современной педиатрии. – 2008. – Т. 7, № 14. – С. 14–18.

23. Evaluation of a mental health outreach service for homeless families / V. Tischler, P. Vostanis, T. Bellerby et al. // Arch. Dis. Child. – 2002. – V. 86. – P. 158–163.

24. Factors influencing iron nutrition among one-year-old healthy children in Sweden / A.C. Bramhagen, J. Svahn, I. Hallstrom, I. Axelsson // J. Clin. Nurs. – 2011. – № 5. – P. 10.

25. Nelson R.,PaynterJ., Arroll B. Factors influencing cigarette access behaviour among 14-15-year-olds in New Zealand: A cross-sectional study // Journal of Primary Health Care. – 2011. – № 3 (2). – P. 114–122.

26. Wen M., Lin D. Child development in rural China: Children left behind by their migrant parents and children of nonmigrant families // Child Development. – 2012. – № 83 (1). – P. 120–136.

Изменения, происходящие в современном обществе, оказывают влияние на повседневную жизнь, преобразуя социальные отношения, в том числе в семье и в области семейной политики, так как в сложных экономических и социальных условиях институт семьи становится особенно уязвимым [11; 18].

Естественным и правомерным для каждого ребенка является воспитание в семье, поскольку именно она является крайне необходимой для его социализации и развития индивидуальности [1; 2; 11; 20].

Весь потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности закладывается и формируется преимущественно в детском возрасте, особенно в первые три года жизни ребенка [3, 4; 11]. В то же время наблюдается изменение характера течения заболеваний у детей, появление их новых нозологических форм, возрастают уровни острой заболеваемости, увеличивается частота сочетанных и хронических форм заболеваний [14].

Цель исследования: систематизация литературных данных по проблеме взаимосвязи условий и образа жизни семьи с состоянием здоровья детей.

По данным Т.В. Яковлевой с соавторами [22], в структуре заболеваемости по данным обращаемости детей дошкольного возраста из бедных семей на первом месте находились болезни органов дыхания, второе принадлежало болезням костно-мышечной системы, на последующих местах находились болезни системы кровообращения, а также эндокринной системы и нарушения обмена веществ. У мальчиков чаще регистрировалась нормосомия (дефицит массы тела) и низкий рост при нормальной массе тела. По результатам обследования установлено, что большинство детей из бедных семей не готовы к школьному обучению, а более 30 % детей имели хроническую патологию, а более 50 % – морфофункциональные нарушения [4; 22].

Установлено, что детям, родившимся в бедных семьях, в гораздо большей степени присущи признаки антиобщественного поведения. Однако, как только их родители получают возможность зарабатывать большие деньги и в результате финансовое положение семьи улучшается, поведение детей начинает укладываться в пределы нормы [21].

Устойчивость внутрисемейных отношений в значительной степени зависит от психологического климата в ней, в конечном итоге определяющего развитие как детей, так и взрослых. Однако состояние психологического климата не может быть неизменным, данным навсегда. Будет он благоприятным или неблагоприятным, зависит от поведения членов семьи, и именно от этого зависит, каким он будет. Таким образом, психологический климат семьи можно определить как результат семейной коммуникации, то есть характерный для нее более или менее устойчивый эмоциональный настрой. Например, признаками благоприятного психологического климата являются: возможность всестороннего развития личности всех ее членов, высокая доброжелательная их требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, а также ответственность и сплоченность семьи [9].

Кроме того определяющими критериями наличия благоприятного психологического климата в семье является стремление всех ее членов к проведению свободного времени в домашнем кругу, общению на взамоинтересные темы, выполнению домашней работы, одновременной открытости семьи, ее широким контактам. Так, только 13 % детей из бедных семей воспитывается в условиях хорошего (благоприятного) психологического климата. В то же время в 28,3 % отмечался плохой психологический климат [9]. Эксперты ВОЗ убедительно показали, что у детей, страдающих от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, как и у детей, воспитывающихся в условиях семейного разлада, значительно чаще наблюдаются различные нарушения психического здоровья [23].

В настоящее время неполная семья, многодетность предопределяют низкий материальный статус семьи [10; 13].

Большинство неполных семей составляют социально неблагополучные семьи, то есть семьи с комплексом факторов риска, в том числе и по состоянию здоровья. Социально-гигиеническими факторами, оказывающими негативное влияние на состояние здоровья детей из неполных семей, в первую очередь являются: низкий уровень материального положения семьи, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неполноценное питание, низкий культурный уровень семьи. А также наличие неблагоприятного психологического микроклимата в семье, вредных привычек у родителей, низкой физической активности детей, профессиональных вредностей у родителей, низкой самооценки и низкой мотивации к обучению детей, несоблюдение правил личной гигиены и низкая медицинская активность. Основные медико-биологические факторы риска, которые определяют состояние здоровья детей – это наличие пороков развития и сочетанной патологии у ребенка с раннего возраста, наследственной отягощенности, осложнений беременности и родов, дисгармоничного физического развития. В группу высокого риска отнесены дети из неполных семей, имеющие неудовлетворительную адаптацию и низкие компенсаторно-резервные возможности вследствие выраженной тревожности, раздражительности и высокой утомляемости, а также дисгармоничного физического развития в результате дефицита массы тела и низкого роста [7; 11]. Так, исследование, проведенное М.А. Пуниной с соавт. [1], показало, что 66,9 % неполных семей питались нерегулярно, установлено преобладание в пищевом рационе хлебобулочных и макаронных изделий, крайне малое количество овощей и фруктов, напротив, в полных семьях такой закономерности не было установлено.

Наибольшая доля семей, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, была установлена в семьях одиноких матерей. По материальному положению большинство неполных семей (86,4 %) относятся к низкому и очень низкому уровню обеспеченности [7; 8; 13].

Для женщин, имеющих внебрачных детей, был характерен более низкий уровень образования, чем женщин-матерей, воспитывающих детей в полной семье. В то же время среди матерей-одиночек был выше удельный вес занятых на работе более девяти часов, в связи с этим они могли уделить ребенку значительно меньше времени, в том числе на разговоры с ним о принципах охраны здоровья, здоровом образе жизни и профилактике заболеваний [19]. То есть подобные монородительские семьи характеризуются резким ухудшением психологического состояния матерей (как одного родителя), ощущением неуверенности в себе, чувством страха и раздражением из-за снижения материального благосостояния семьи. Для таких семей в значительной степени характерно формальное отношение к заботе о ребенке, матери из-за хронического дефицита времени и усталости мало интересуются жизнью ребенка, а бабушки и дедушки напротив нередко проявляют чрезмерную опеку [1].

Для детей из неполных семей по сравнению с полными были характерны более частые случаи нарушения состояния здоровья, чаще наблюдалось формирование хронических заболеваний и функциональных нарушений, а в структуре заболеваний отмечалось преобладание болезней сердечно-сосудистой системы (30 %), желудочно-кишечного тракта (26 %), центральной нервной (25 %) и костно-мышечной систем (20 %) [24].

Структура заболеваемости детей, проживающих в неполных и полных семьях, по основным нозологическим формам была аналогичной, однако хроническая патология отмечалась в 1,5 раза чаще у детей из неполных семей, чем у таковых из полных семей. Чаще регистрировались нарушения гармоничности физического развития (дефицит массы тела, низкий рост), снижение показателей умственной и физической работоспособности как результат недостаточного уровня адаптационно-резервных возможностей [1; 23].

Уровень общей заболеваемости у детей в неполных семьях по классу психические расстройства и расстройства поведения в 2,3 раза выше, чем у детей, воспитывающихся в полных семьях, имея прямую корреляционную связь с уровнем заболеваемости матерей по этому классу болезней. Удельный вес детей с III группой здоровья в неполных семьях был в 1,4 раза выше, чем в полных семьях [7; 12].

Полнота охвата детей вакцинацией, что является одной из основных характеристик медицинской активности семьи, показала, что наибольшая доля детей (37 %) не получала прививки в семьях, где отсутствовали оба родителя; 32 % детей оставались непривитыми в семьях, воспитывающих ребенка без отца. По мере снижения уровня материальной обеспечения семьи, также уменьшалась доля вакцинированных детей [14].

Аналогичная ситуация прослежена и в многодетных семьях, где дети также отстают в показателях физического развития, имеют высокую заболеваемость, смертность [6; 18; 24]. Многодетные семьи в современной России переживают не лучшие времена: имеют место материальные затруднения, неудовлетворительные жилищные условия и проблемы с устройством на работу. Увеличение размера семьи пропорционально ведет к неизбежному прогрессированию проблем: наблюдается снижение уровня подушевого дохода на члена семьи, качества питания, одежды, нет возможности уделить должное внимание воспитанию и образованию детей [3; 6].

По данным М.В. Сафроновой, Е.В. Гавриловой [17], просоциальное поведение как неизбежная попытка защиты детей из многодетных семей более выражено в случае отягощения многодетности низким уровнем материального дохода семьи. В таких семьях проблемы общения со сверстниками испытывали все дети независимо от социально-экономического статуса семьи.

Изучая медико-социальное состояние семей в зависимости от детности, С.В. Смердин [18] выявил характерные особенности таких семей, а именно:

– высокая доля неблагополучных семей по социальному состоянию, которое связано с состоянием риска и неблагополучным состоянием здоровья I степени – характерная черта малодетных семей;

– среднедетные семьи относятся к группе медико-социального риска;

– появление семей неблагополучных по состоянию здоровья III–IV степени характерно для многодетных семей.

В работах М.А. Пуниной [1], Д.Ю. Лебедева [9] изучено влияние вредных привычек на состояние здоровья детей. По данным их исследований, умеренное потребление алкоголя (не чаще одного раза в неделю) отмечается в 2–3 % случаев. Аналогичный уровень установлен и для уровня с частотой потребления алкоголя несколько раз в неделю. Однако считать эти данные достаточно объективными достаточно сложно, поскольку не следует исключать, вполне возможное сокрытие адекватной информации о потреблении алкоголя чрезвычайно, так как реальные сведения об этом часто скрываются. Весьма вероятно, что, говоря о потреблении алкоголя только по праздникам и семейным торжествам, опрошенные лица относят к этим событиям и рядовые выпивки.

Таким образом, исследования, проведенные в области охраны здоровья детей, убедительно показали определяющее влияние социального неблагополучия на увеличение риска возникновения острых и хронических заболеваний низкого уровня физического, соматического, нервно-психического развития и нравственного здоровья, как закономерный результат развития у ребенка состояния хронического стресса на фоне функциональной и соматической незрелости организма.


Ключевые слова: здоровый образ жизни, микростресс, интенсификация учебного процесса, стрессовая педагогическая тактика.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния):

- стрессовая педагогическая тактика;

- интенсификация учебного процесса;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- нерациональная организация учебной деятельности;

- функциональная неграмотность педагога;

- системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействийявляется фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников.

Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Первый, наиболее явный – увеличение количества учебных часов. Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук) особенно в лицеях, гимназиях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часов в день, в основной школе 7,2-8,3 часов в день, в среднем звене 8,6-9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашнего задания рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной школе, 10-12 в основной и 13-15 в средней. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна и отдыха, вызывает утомление и тревогу. Есть второй вариант интенсификации – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению домашних заданий, и также к перегрузкам и утомлению. Микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности часто принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности [3].

Э. Днепров, бывший министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65-70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять.

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 – психоневрологические отклонения, в 3 –патология органов пищеварения. Причем, отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Следующая группа причин связана с перегрузками детей, возникающими при усвоении программного материала, информационной избыточностью в отдельных разделах каждой предметной области. Избыток содержания ведет к трудностям в усвоении программного материала и снижению успеваемости и как следствие – к ухудшению здоровья школьников. По данным Института возрастной физиологии РАО, первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономических часов в день. Общая статическая нагрузка, учитывающая уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия на средней и старшей ступени составляет в среднем 9 ч. 45 мин. Если к этому времени добавить среднее время просмотра телепередач – 1 ч. 36 мин., то без движения десятиклассники проводят в среднем 11 с половиной часов. Как правило, наибольшие нарушения выявляются в тех школах, где применяются усложненные варианты учебных программ. Увеличенная учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика, а это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания.

Фактор несоответствия методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей раньше не выделяли, так как педагогический процесс не рассматривался в медико-биологическом аспекте, не подвергались анализу технология, методика обучения с точки зрения влияния на состояние здоровья обучающихся. Возрастные особенности детей учитываются при отборе содержания материала по годам обучения, адекватности физических нагрузок, объема и интенсивности, соответствия возрастным и индивидуальным анатомо-физиологическим особенностям и функциональным возможностям детей и подростков. Форсирование обучения письму и чтению, методика обучения безотрывному письму вызывают повышенное напряжение, переутомление. При организации питания детей необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи. При неправильном питании различные болезненнее состояния возникают тем чаще, чем меньше возраст ребенка.

Сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3-го урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день, характерная для современной школы нерациональная организация урока, в течение которого 4-5 раз изменяется вид деятельности школьника (что затрудняет переключение и фактически лишает ребенка периода максимальной работоспособности). Учащиеся всех классов недосыпают 1,5-2,0 часа в 80-90% случаев. Какое-то время ребенок может выдержать такую напряженную жизнь, а потом жертвует – или школой (исчезает мотивация), или здоровьем.

Еще одним фактором риска для ребенка является сам учитель. Он может знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Школе необходим педагог, осознающий свою ответственность за эмоционально-комфортное развитие и здоровье школьника (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом есть необходимость) интересы ребенка. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно учитель, в первую очередь, отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает эту среду благоприятной для обучения школьников.

2. Матусевич А.М. Организация системы профилактических мероприятий по оздоровлению учащихся старших классов.2014. №4 (63).

4. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 360-364.

6. Матусевич М.С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода [Текст] / М. С. Матусевич [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 686-689.

7. Матусевич М.С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков//Журнал Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 814-817.

11. Макарова Л.П. Методологические основы превентологии (профилактики социальных отклонений) // Известия Российского государственного университета имени А.И. Герцена. 2012. № 145. – С. 44-54.

12.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//- 2005 - № 6. - с 23.

13.Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ, 2007 - с 21.

14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.: АРКТИ, 2005 - с 320.

15. Макарова Л.П. Методологические основы превентологии (профилактики социальных отклонений) // Известия Российского государственного университета имени А.И. Герцена. 2012. № 145. – С. 44-54.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, час, возрастная физиология РАО, методика обучения, современная школа, стрессовая педагогическая тактика, возрастная физиология, начальная школа, программный материал, учебная деятельность.

Петрова Марина Авенировна, педагог-организатор МАОУДО «Дворец

Республики, кандидат педагогических наук

Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье

учащихся (в условиях учебно-воспитательного процесса в школе)

Образ жизни и здоровье – актуальная проблема, далеко вышедшая за пределы

проведен анализ обусловленных факторов, влияющих на здоровье подрастающего

поколения. В ходе нашей деятельности нас насторожил тот факт, что по данным

официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований, за последние годы в

состоянии здоровья и физического развития детей и подростков улучшения не отмечается.

Более того, современное общество, где накопился огромный груз патологии, привело к

тому, что абсолютно здоровых детей в школе почти нет.

Учащимся учебным объединений ДДЮТ были предложены анкеты, позволяющие

оценить их знание основ здорового образа жизни (младшим школьникам), анкетирование

по проблемам питания, оценка собственного здоровья, по проблемам молодежи (среднее и

старшее звено). Анонимное анкетирование учащихся позволило выявить основные

факторы риска здоровью и динамику их формирования. Таким образом, была получена

информация об образе жизни школьников, их отношении к познанию основных

составляющих здорового образа жизни. Мы выделили в учебно-воспитательном

процессе группу факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное

влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма. Это:

1. Недостаточная двигательная активность.

2. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.

3. Нарушение гигиенических требований к учебной деятельности.

4. Нарушение организации питания.

5. Отсутствие у учащихся гигиенических навыков, наличие вредных привычек.

6. Неблагоприятный психологический микроклимат в школе.

Здоровый образ жизни немыслим без следующих элементов: рациональный режим

труда и отдыха, полноценное питание, искоренение вредных привычек, двигательная

активность, знание правил личной гигиены и неукоснительное их исполнение, а также

процедур закаливания и борьбы с вредными привычками. Рассмотрим эти факторы.

Недостаточная двигательная активность. Прилежный ученик должен заниматься

(школа + дом) по 10-12 часов в сутки, что ведет к переутомлению, дефициту двигательной

активности, уменьшению продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе.

Учебно-воспитательный процесс. Для оценки эффективности

здоровьесберегающей деятельности применили психофизиологический мониторинг, в

процессе которого проводится оценка таких личностных качеств учащихся, как

мотивация, стрессоустойчивость, информационная работоспособность, индивидуальная

выносливость, утомляемость. Влияние на психическое здоровье школьников и процессы

адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация

учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и

функциональным возможностям школьников, соблюдение гигиенических нормативов и

правил организации учебного процесса, которые обеспечивают профилактику учебных

перегрузок и утомления. Анкетирование показало, что психологическое состояние

большинства учащихся (64 %) не вызывает тревоги, а оставшиеся 36 % имеют высокий

уровень психологического напряжения, у них возникает риск возникновения

психологической дезаптации, высокой тревожности. Таких учащихся отличает сниженная

сопротивляемость стрессовым факторам, неуверенность в отношениях с учителями.

Сегодня среди выпускников школ только 3 % здоровых детей. По расчетам НИИ

гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в 5-м классе, например, при

5-дневной рабочей неделе в эту самую неделю должно быть 28 уроков, не больше.

Анкетирование показало, что многие родители целиком полагаются на школу и вообще не

знают суммарной часовой нагрузки в неделю. При шестидневной – 31 урок. В 6-м классе

при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32. Норма на приготовление уроков дома

для учеников 5–6 классов – 2,5–3 часа. Мы выявили, что родители не устанавливают для

детей нижний и верхний порог времени, которое должно отводиться на домашнюю работу,

что ведет к бесконтрольности и плохой успеваемости учащихся. Значит, задавать на дом

больше, чем можно сделать за это время, нельзя. Пяти-шестиклассники не могут спать

меньше 9,5–10 часов без вреда для здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать

за день около 7 км. Причем 3 км за те часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не

смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать. Гулять они каждый день должны 3

часа. Следить за правильной организацией режима дня школьников должны родители, но

школа не может оставаться в стороне. Любой учитель обязан знать, что учебная

перегрузка неминуемо скажется на структуре режима дня, потому что увеличит время на

приготовление домашних заданий и уменьшит время, отведенное на сон и выполнение

домашних заданий, а также нахождение на свежем воздухе.

Проблема питания и современная школа. На примере одной из школ Московского

района города Чебоксары в ходе нашего исследования оказалось, что учащиеся школы

употребляют мясо (50 %) и рыбу (15%) ежедневно. Отсюда мы делаем вывод, что дефицит

белка, который является строительным материалом для клеток, может стать причиной

серьезных функциональных нарушений. Овощи потребляют только 70% учащихся,

фрукты и соки - 75 %. Безусловно, недостаток витаминов и углеводов ведет к частым

болезням, так как снижает иммунитет. Если рассматривать питание детей, то по

результатам анкетирования можно понять, что питаются 3 раза в день только 25%, 45% -

когда захотят. На самом деле норма – 4-5 разовое питание, принимать пищу реже 4 раз в

день или когда придется – большая нагрузка на организм, особенно на желудочно-

кишечный тракт. Если посмотреть частоту заболеваний, то болеют от 3 до 5 раз в день 42

% учеников, 2 раза в год – 16 %, а 1 раз только четверть учащихся. Не завтракают 20 % -

регулярный отказ от завтрака приводит к повышенной утомляемости, снижению

внимания, плохой успеваемости, набору лишнего веса.

Что же предпринимать школе для сохранения здоровья своих учеников? Было

проведено анкетирование школьников, педагогов и родителей. Самым важным шагом

считают организацию здорового питания (2,4), на втором месте проведение

физкультминуток (3,4). Анкетирование детей показало, что физминутки проводятся очень

редко, а то и не проводятся в среднем и старшем звене. Исключение составляет начальная

школа – там постоянно проводят динамические паузы, что благоприятно сказывается на

здоровье школьников, снижает утомляемость и гиподинамию. На третьем месте – строгое

соблюдение режима проветривания кабинетов (4,0). На самом деле выявлен очень низкий

% проветривания кабинетов, особенно перед началом учебных занятий и в конце дня.

Примерно столько же считают, что сохранение здоровья решит организация

дополнительных занятий спортом, а именно открытие кружков и секций. Далее идут –

уменьшение объема домашних заданий и прогулки во время большой перемены (4,7 и 4,8),

хотя организовать это не представляется возможным на сегодняшний день, так как школа

численностью 1000 человек вряд ли сможет это воплотить в жизнь. Были предложения

сократить количество учеников в классах (5,0), что не может быть выполнено по той

причине, что в городе не строятся в данный момент новые школы, а только это сможет

повлиять на разгрузку и переход части учащихся в другие школы. Такой же процент (5,2)

составляет предложение добавить уроки физкультуры в школе, хотя сейчас увеличено

число уроков во всех классах до 3. Некоторые ученики хотели бы посещать 5-6 уроков

физкультуры в неделю (35 %), но некоторые - только один урок (25 %).

Оценка собственного здоровья. Оздоровление общества в широком понимании

немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как

жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт

здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех

сферах жизни. Анкетирование показало, что для учащихся школ здоровье находится на

первом месте (83 %), счастье – на втором (42 %), труд, к сожалению, только составляет 33

%, а материальное благополучие имеет значение только для 17 %.

Анализ экологического состояния школы. Так как учащиеся проводят большую

часть времени в школе, которая по праву может считаться вторым домом, то и отношение

к ней должно измениться. В создании благоприятной атмосферы помогают комнатные

растения. К сожалению, только начальная школа и некоторые кабинеты могут

оформлению школы должны привлекаться учащиеся, что даст им больше возможностей

показать свои знания на практике и проявить свою фантазию и дизайнерские способности.

Озеленение пришкольного участка – задача номер один в школе.

Следовательно, необходимо больше заниматься физическими упражнениями - это

наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению

будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятию

любимым делом и вообще к жизни.

Нужно вести разъяснительную работу по основам рационального питания, которая

должна проводиться не только на уроках, но и на классных часах, в личных беседах, в том

числе и с родителями. Продолжать профилактическую работу по предупреждению

травматизма и профилактике инфекционных заболеваний. Необходимо усилить

мотивацию детей на ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, для

контроля самими учащими времени, отводящегося на сон и выполнение домашнего

задания, ввести дневники контроля, которые помогут учащимся реально оценить

положение дел и внести коррективы в свой образ жизни.

дня – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток,

который должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада

работоспособности. Важно помнить, что любое нарушение режима может стать причиной

задержки роста и нормального развития организма. Необходимо в течение недели

подсчитать и внести время, затраченное учащимися на каждый элемент режима. Затем

сравнить с гигиеническими нормативами. Это окажется не простым, но полезным делом.

Это поможет понять, почему одни ученики успешно справляются с учебной нагрузкой, а

другие – нет. Во-вторых, будет собран материал для выстраивания эффективной работы по

сохранению здоровья школьников, а также для оценки эффективности

здоровьесберегающей деятельности школы.

Таким образом, полученный положительный опыт по формированию здорового

образа жизни позволит начать целенаправленную просветительную работу со

школьниками, родителями по вопросам профилактики заболеваний, важности соблюдения

рационального режима дня, личной и общественной гигиены, в которую могут быть

вовлечены культурно – досуговые и культурно- просветительные учреждения.

Ухудшение состояния здоровья учащихся нельзя связывать с негативным влиянием

только школьных факторов. Нужно учитывать и неблагоприятные социальные,

экономические условия, отрицательное влияние экологических факторов. Но изменить эти

негативные факторы, за исключением школьных факторов в ближайшее время

невозможно. Значит, так важно снизить или исключить влияние хотя бы школьных

факторов. Мы сделали вывод, что информация, которую получают учащиеся на уроках,

разрозненна, не систематизирована, нет эффективных методов формирования ценности

здоровья и здорового образа жизни. Здоровьесберегающая школа – это место, где

здоровью ребенка ничто не угрожает, где он может спокойно развиваться и учиться без

излишнего утомления и нервного напряжения. Нами внесены предложения школьной

администрации, учителям, классным руководителям и самим учащимся.

Список литературы:

1. Поляков С.Д, Хрущев С.В, Корнеева И.Т. Мониторинг и коррекция физического

здоровья школьников. – М.: Айрис, 2006. - 96с.

2. Исаева С.А. Переменки и динамические паузы в школе. Практическое пособие. –

М.: Айрис-пресс, 2009. – 48 с.: ил. – Культура здоровья с детства.

3. Семенова А., Васильева А. Осторожно, простуда! – СПб.: ИД «Невский

4. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов. Россия, 1989. - 64 с.

5. Сонькин В. Рациональное питание. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. –

6. Ланда Б.Х. Как провести физкультминутку? – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. –

Читайте также: