Способны ли законодательные запреты и конвенции по охране морской среды решить данную проблему

Обновлено: 02.05.2024

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана - это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном). Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков.

Современное общество все больше осознает всеобъемлющее значение Мирового океана как источника колоссальных запасов полезных ископаемых, биологических ресурсов, средства для межконтинентальных связей, генератора и регулятора климата нашей планеты. Но в то же время человечество истощает природные ресурсы океана и загрязняет его акваторию. С каждым днем влияние антропогенной деятельности на Мировой океан, во многих случаях превосходящее естественные процессы, становится все более заметным и приводит к существенному нарушению его геоэкологического баланса. Современное общество все больше осознает всеобъемлющее значение Мирового океана как источника колоссальных запасов полезных ископаемых, биологических ресурсов, средства для межконтинентальных связей, генератора и регулятора климата нашей планеты. Но в то же время человечество истощает природные ресурсы океана и загрязняет его акваторию. С каждым днем влияние антропогенной деятельности на Мировой океан, во многих случаях превосходящее естественные процессы, становится все более заметным и приводит к существенному нарушению его геоэкологического баланса.

Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.

1.
Загрязнение океана нефтью и тяжелыми металлами

Серьезные случаи загрязнения океана связаны, прежде всего, с нефтью. В результате промывки трюмов танкеров в океан ежегодно сбрасывается от восьми до 20 млн. баррелей нефти. И это не считая аварий при перевозке нефти по морским путям. Нефтяная пленка прекращает поступление в воду кислорода, нарушает влаго- и газообмен, губит планктон и рыбу. И это только малая часть того вреда, который приносит нефть морской воде и ее обитателям (рис. 1).

Рис. 1. Влияние нефтяного загрязнения

Особенно опасными нефтяные загрязнения считаются по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, лишающая доступ кислорода к морской флоре и фауне; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением. При содержании нефти в воде 10-15 мг/кг гибнут планктон и мальки рыб.

Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. По цвету пленки можно определить ее толщину. Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Пропускание света тонкими пленками сырой нефти составляет 1-10 % (280 нм), 60-70 % (400нм). Пленка толщиной 30-40 мкм полностью поглощает инфракрасное излучение. Смешиваясь с водой, нефть образует эмульсию двух типов: прямую "нефть в воде" и обратную "вода в нефти". Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефтей, содержащих поверхностноактивные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.

Настоящими экологическими катастрофами являются крупные разливы нефти при разрыве трубопроводов и крушении супертанкеров. Только одна тонна нефти может покрыть пленкой в 12 км 2 поверхности моря.

Например, в 2010 г. в результате аварии на нефтяной платформе за 3 месяца проведения восстановительных работ в Мексиканский залив вылилось 4 млн. баррелей нефти. На восстановление пострадавших прибрежных морских экосистем потребуется как минимум 5 лет.

Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн. т./год. Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн. т. нефти. На рисунке 2 представлены главные источники нефтяного загрязнения Мирового океана.

Рис. 2. Главные источники нефтяного загрязнения Мирового океана

Помимо нефти к наиболее вредным отходам, попадающим в океан, относятся тяжелые металлы, особенно такие, как ртуть, кадмий, никель, медь, свинец, хром.

Еще большую тревогу вызывает попадание в океанскую воду сточных вод, содержащих пестициды - альдрин, дильдрин и эндрин, - которые способны накапливаться в тканях живых организмов. В настоящее время даже не известны отдаленные последствия применения таких химикатов.

Губителен для обитателей океана трибутилоловохлорид (ТБТ), широко применяемый для покраски килей кораблей и препятствующий их обрастанию ракушками и водорослями. Сейчас доказано, что он исключает возможность размножения одного из вида ракообразных - трубача.

2. Сброс в океан отходов с целью захоронения (дампинг)

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10 % от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан.

Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов. Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40 % органических веществ; 0,56 % азота; 0,44 % фосфора; 0,155 % цинка; 0,085 % свинца; 0,001 % ртути; 0,001 % кадмия.

В таблице 1 представлены сроки разложения бытового мусора, загрязняющего Мировой океан.

Таблица 1 Время, необходимое для разложения различных видов отходов в океане

Время разложения, лет

Упаковки от пищевых продуктов с алюминиевой фольгой

Изделия из пластмассы (полихлорвинил)

Изделия из ПВХ (поливинилхлорид)

Стеклянные бутылки и стекло

Во время сброса при прохождении материала сквозь столб воды часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышается мутность воды. Наличие органических веществ часто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и нередко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода. Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод, содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса (организмов, обитающие на морском дне) и др. В случае образования поверхностных пленок нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробиантов и оказывать токсическое воздействие на них.

Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

3. Меры, принимаемые для охраны Мирового океана

Согласно ст. 192 Конвенции 1982 г. государства обязаны защищать и сохранять морскую среду. Они сотрудничают на всемирной или региональной основе непосредственно или через компетентные международные организации в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур, соответствующих Конвенции 1982 г., для защиты и сохранения морской среды с учетом характерных особенностей.

Нормы, касающиеся предотвращения загрязнения Мирового океана, закреплены в универсальных и региональных конвенциях.

К универсальным относятся Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1977/78 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Международная конвенция об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971/74 г., Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г., Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г., Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. и др.

Региональными являются, например, Конвенция по защите морской среды Балтийского моря 1992 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г. и т. д.

Международная конвенция 1977/78 г. объявляет ряд акваторий Мирового океана особыми районами. Таковыми, в частности, являются Средиземное, Балтийское, Черное и Красное моря. В особом районе запрещается любой сброс в море нефти или нефтесодержащей смеси с любого нефтяного танкера. Нефтяные остатки, которые не могут быть сброшены в море, сохраняются на борту и сбрасываются в приемные сооружения. Согласно этой Конвенции каждый большой нефтяной танкер должен иметь на борту журнал нефтяных операций.

Эта Конвенция запрещает сброс в море сточных вод, всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Конвенция запрещает также сброс в море ядерных веществ, представляющих опасность для живых морских ресурсов и здоровья человека.

Конвенцией 1972 г. запрещается сброс с судов, самолетов и платформ сырой и топливной смеси, тяжелого дизельного топлива и смазочных масел, гидравлической жидкости, а также смесей любых из этих веществ, погруженных на суда с целью сброса.

Вопросы имущественной ответственности за загрязнение морской среды регламентируются Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1984 г. С этой Конвенцией близко смыкается Международная конвенция об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971/74 г. Фонд выплачивает компенсации любому лицу, понесшему ущерб от загрязнения, если такое лицо не могло получить полное и достаточное возмещение ущерба на основании Конвенции об ответственности 1984 г.

Помимо универсальных конвенций, распространяющихся на Мировой океан в целом, имеется большое число специальных международных документов, регламентирующих предотвращение загрязнения конкретных морских пространств.

Конвенцией об открытом море 1958 г. (Россия участвует в ней с 20 октября 1960 г.) каждое государство обязуется издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр (ст. 24).

Согласно ст. 25 Конвенции каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов (ст. 25).

В части XII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. содержатся запретительные нормы относительно загрязнения континентального шельфа. Разведка шельфа и разработка его естественных богатств не должны создавать неоправданных помех охране живых ресурсов моря. Каждое прибрежное государство обязано принимать в зонах разработки ресурсов все надлежащие меры по охране морских живых ресурсов от вредоносных воздействий.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает прибрежные государства принимать законы и правила для предотвращения, сокращения загрязнения морской среды и сохранения его под контролем, вызываемого или связанного с деятельностью на континентальном шельфе (ст. 208).

Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1983 г. предъявляет к стационарным и плавучим буровым установкам, используемым для разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов морского дна, жесткие требования. С них запрещается сброс в море нефти и нефтеводяной смеси, за исключением случаев, когда содержание нефти без разбавления не превышает 15 частей на 1 миллион.

Конвенция по сбросу 1972 г. регламентирует удаление в море отходов или других материалов, в том числе в районе континентального шельфа.

Таким образом, можно сказать, что человечество давно осознало, что сохранение и восстановление Мирового океана требует совместных усилий международного сообщества. Ведущую роль в координации международной деятельности по охране водных ресурсов планеты играют международные соглашения (конвенции), а всеми вопросами, связанными с проблемами Мирового океана, занимается Международная морская организация (ИМО). Более чем за полвека тесного сотрудничества между государствами разработаны и принято большое количество международных соглашений, главным среди которых считается Конвенция ООН по морскому праву (Хартия морей). Она закрепляет правовой режим Мирового океана в целом и уже ратифицировано 155 государствами, которые несут ответственность перед международным сообществом за охрану акваторий, имеющих национальную юрисдикцию.

океан нефть захоронение отходы

Долгое время океан полностью перерабатывал поступающие в него вредные вещества, но сейчас загрязнение достигло такого масштаба, что природных процессов самоочищения недостаточно. Кроме загрязнения отрицательное влияние на морскую среду оказывает добыча полезных ископаемых, нерациональное использование биологических и других природных ресурсов океана, строительная, военная и другая деятельность человека.

Природные геосистемы океана испытывают постоянно возрастающее антропогенное давление. Для их оптимального функционирования, динамики и прогрессивного развития необходимы специальные мероприятия по охране морской среды. Они должны включать в себя ограничение и полное запрещение загрязнения Мирового океана; регулирование использования его природных ресурсов, создание охраняемых акваторий, геоэкологический мониторинг и т. д.

Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечества к Мировому океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня.

Таким образом, охрана Мирового океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

Список использованной литературы

1. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. - М., 2009.

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана - это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном). Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков.

Современное общество все больше осознает всеобъемлющее значение Мирового океана как источника колоссальных запасов полезных ископаемых, биологических ресурсов, средства для межконтинентальных связей, генератора и регулятора климата нашей планеты. Но в то же время человечество истощает природные ресурсы океана и загрязняет его акваторию. С каждым днем влияние антропогенной деятельности на Мировой океан, во многих случаях превосходящее естественные процессы, становится все более заметным и приводит к существенному нарушению его геоэкологического баланса. Современное общество все больше осознает всеобъемлющее значение Мирового океана как источника колоссальных запасов полезных ископаемых, биологических ресурсов, средства для межконтинентальных связей, генератора и регулятора климата нашей планеты. Но в то же время человечество истощает природные ресурсы океана и загрязняет его акваторию. С каждым днем влияние антропогенной деятельности на Мировой океан, во многих случаях превосходящее естественные процессы, становится все более заметным и приводит к существенному нарушению его геоэкологического баланса.

Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.

1.
Загрязнение океана нефтью и тяжелыми металлами

Серьезные случаи загрязнения океана связаны, прежде всего, с нефтью. В результате промывки трюмов танкеров в океан ежегодно сбрасывается от восьми до 20 млн. баррелей нефти. И это не считая аварий при перевозке нефти по морским путям. Нефтяная пленка прекращает поступление в воду кислорода, нарушает влаго- и газообмен, губит планктон и рыбу. И это только малая часть того вреда, который приносит нефть морской воде и ее обитателям (рис. 1).

Рис. 1. Влияние нефтяного загрязнения

Особенно опасными нефтяные загрязнения считаются по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, лишающая доступ кислорода к морской флоре и фауне; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением. При содержании нефти в воде 10-15 мг/кг гибнут планктон и мальки рыб.

Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. По цвету пленки можно определить ее толщину. Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Пропускание света тонкими пленками сырой нефти составляет 1-10 % (280 нм), 60-70 % (400нм). Пленка толщиной 30-40 мкм полностью поглощает инфракрасное излучение. Смешиваясь с водой, нефть образует эмульсию двух типов: прямую "нефть в воде" и обратную "вода в нефти". Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефтей, содержащих поверхностноактивные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.

Настоящими экологическими катастрофами являются крупные разливы нефти при разрыве трубопроводов и крушении супертанкеров. Только одна тонна нефти может покрыть пленкой в 12 км 2 поверхности моря.

Например, в 2010 г. в результате аварии на нефтяной платформе за 3 месяца проведения восстановительных работ в Мексиканский залив вылилось 4 млн. баррелей нефти. На восстановление пострадавших прибрежных морских экосистем потребуется как минимум 5 лет.

Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн. т./год. Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн. т. нефти. На рисунке 2 представлены главные источники нефтяного загрязнения Мирового океана.

Рис. 2. Главные источники нефтяного загрязнения Мирового океана

Помимо нефти к наиболее вредным отходам, попадающим в океан, относятся тяжелые металлы, особенно такие, как ртуть, кадмий, никель, медь, свинец, хром.

Еще большую тревогу вызывает попадание в океанскую воду сточных вод, содержащих пестициды - альдрин, дильдрин и эндрин, - которые способны накапливаться в тканях живых организмов. В настоящее время даже не известны отдаленные последствия применения таких химикатов.

Губителен для обитателей океана трибутилоловохлорид (ТБТ), широко применяемый для покраски килей кораблей и препятствующий их обрастанию ракушками и водорослями. Сейчас доказано, что он исключает возможность размножения одного из вида ракообразных - трубача.

2. Сброс в океан отходов с целью захоронения (дампинг)

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10 % от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан.

Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов. Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40 % органических веществ; 0,56 % азота; 0,44 % фосфора; 0,155 % цинка; 0,085 % свинца; 0,001 % ртути; 0,001 % кадмия.

В таблице 1 представлены сроки разложения бытового мусора, загрязняющего Мировой океан.

Таблица 1 Время, необходимое для разложения различных видов отходов в океане

Время разложения, лет

Упаковки от пищевых продуктов с алюминиевой фольгой

Изделия из пластмассы (полихлорвинил)

Изделия из ПВХ (поливинилхлорид)

Стеклянные бутылки и стекло

Во время сброса при прохождении материала сквозь столб воды часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышается мутность воды. Наличие органических веществ часто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и нередко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода. Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод, содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса (организмов, обитающие на морском дне) и др. В случае образования поверхностных пленок нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробиантов и оказывать токсическое воздействие на них.

Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

3. Меры, принимаемые для охраны Мирового океана

Согласно ст. 192 Конвенции 1982 г. государства обязаны защищать и сохранять морскую среду. Они сотрудничают на всемирной или региональной основе непосредственно или через компетентные международные организации в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур, соответствующих Конвенции 1982 г., для защиты и сохранения морской среды с учетом характерных особенностей.

Нормы, касающиеся предотвращения загрязнения Мирового океана, закреплены в универсальных и региональных конвенциях.

К универсальным относятся Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1977/78 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Международная конвенция об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971/74 г., Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г., Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г., Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. и др.

Региональными являются, например, Конвенция по защите морской среды Балтийского моря 1992 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г. и т. д.

Международная конвенция 1977/78 г. объявляет ряд акваторий Мирового океана особыми районами. Таковыми, в частности, являются Средиземное, Балтийское, Черное и Красное моря. В особом районе запрещается любой сброс в море нефти или нефтесодержащей смеси с любого нефтяного танкера. Нефтяные остатки, которые не могут быть сброшены в море, сохраняются на борту и сбрасываются в приемные сооружения. Согласно этой Конвенции каждый большой нефтяной танкер должен иметь на борту журнал нефтяных операций.

Эта Конвенция запрещает сброс в море сточных вод, всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Конвенция запрещает также сброс в море ядерных веществ, представляющих опасность для живых морских ресурсов и здоровья человека.

Конвенцией 1972 г. запрещается сброс с судов, самолетов и платформ сырой и топливной смеси, тяжелого дизельного топлива и смазочных масел, гидравлической жидкости, а также смесей любых из этих веществ, погруженных на суда с целью сброса.

Вопросы имущественной ответственности за загрязнение морской среды регламентируются Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1984 г. С этой Конвенцией близко смыкается Международная конвенция об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971/74 г. Фонд выплачивает компенсации любому лицу, понесшему ущерб от загрязнения, если такое лицо не могло получить полное и достаточное возмещение ущерба на основании Конвенции об ответственности 1984 г.

Помимо универсальных конвенций, распространяющихся на Мировой океан в целом, имеется большое число специальных международных документов, регламентирующих предотвращение загрязнения конкретных морских пространств.

Конвенцией об открытом море 1958 г. (Россия участвует в ней с 20 октября 1960 г.) каждое государство обязуется издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр (ст. 24).

Согласно ст. 25 Конвенции каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов (ст. 25).

В части XII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. содержатся запретительные нормы относительно загрязнения континентального шельфа. Разведка шельфа и разработка его естественных богатств не должны создавать неоправданных помех охране живых ресурсов моря. Каждое прибрежное государство обязано принимать в зонах разработки ресурсов все надлежащие меры по охране морских живых ресурсов от вредоносных воздействий.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает прибрежные государства принимать законы и правила для предотвращения, сокращения загрязнения морской среды и сохранения его под контролем, вызываемого или связанного с деятельностью на континентальном шельфе (ст. 208).

Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1983 г. предъявляет к стационарным и плавучим буровым установкам, используемым для разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов морского дна, жесткие требования. С них запрещается сброс в море нефти и нефтеводяной смеси, за исключением случаев, когда содержание нефти без разбавления не превышает 15 частей на 1 миллион.

Конвенция по сбросу 1972 г. регламентирует удаление в море отходов или других материалов, в том числе в районе континентального шельфа.

Таким образом, можно сказать, что человечество давно осознало, что сохранение и восстановление Мирового океана требует совместных усилий международного сообщества. Ведущую роль в координации международной деятельности по охране водных ресурсов планеты играют международные соглашения (конвенции), а всеми вопросами, связанными с проблемами Мирового океана, занимается Международная морская организация (ИМО). Более чем за полвека тесного сотрудничества между государствами разработаны и принято большое количество международных соглашений, главным среди которых считается Конвенция ООН по морскому праву (Хартия морей). Она закрепляет правовой режим Мирового океана в целом и уже ратифицировано 155 государствами, которые несут ответственность перед международным сообществом за охрану акваторий, имеющих национальную юрисдикцию.

океан нефть захоронение отходы

Долгое время океан полностью перерабатывал поступающие в него вредные вещества, но сейчас загрязнение достигло такого масштаба, что природных процессов самоочищения недостаточно. Кроме загрязнения отрицательное влияние на морскую среду оказывает добыча полезных ископаемых, нерациональное использование биологических и других природных ресурсов океана, строительная, военная и другая деятельность человека.

Природные геосистемы океана испытывают постоянно возрастающее антропогенное давление. Для их оптимального функционирования, динамики и прогрессивного развития необходимы специальные мероприятия по охране морской среды. Они должны включать в себя ограничение и полное запрещение загрязнения Мирового океана; регулирование использования его природных ресурсов, создание охраняемых акваторий, геоэкологический мониторинг и т. д.

Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечества к Мировому океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня.

Таким образом, охрана Мирового океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

Список использованной литературы

1. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. - М., 2009.

Загрязнение вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами. Влияние сточных вод на водный баланс. Содержание пестицидов и синтетических поверхностно-активных веществ в океане. Международное сотрудничество в области охраны вод.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.05.2015
Размер файла 56,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Необходимо отметить замечательный моющий препарат МЛ - исключительно эффективное средство для очистки танкеров от остатков нефти, разработанный в институте океанологии АН СССР. После нагревания до 70-80 °С он вводится под давлением в танк. Соединяясь с остатками нефти, препарат образует эмульсию, которая откачивается насосом в отстойник; здесь она быстро разрушается на нефтепродукт и моющий раствор, который вновь используется для мытья танков. В таком закрытом цикле очищающий раствор может быть использован 10-15 раз. После очистки танкеров таким способом их можно использовать даже для транспортировки пищевых продуктов, например хлебных злаков. Таким образом, собирается обычно в одном танкере от 100 до 300 т нефти или нефтепродуктов, которые раньше при очистке по старой технологии выбрасывались с промывочной водой в море.

Нетрудно представить, какую огромную экономическую выгоду даст применение этого препарата во всех портах России. Ведь, кроме дополнительного сбора большого количества нефтепродуктов, высококачественной и быстрой очистки танков, в 4-5 раз превышающей ранее общеустановленные сроки, не поддается оценке сохранность чистоты прибрежных морских вод и акваторий портов. Не случайно этим препаратом заинтересовались крупнейшие нефтяные фирмы Швеции, Японии, США, Великобритании и некоторых других стран.

Органы водного надзора осуществляют строгий контроль за чистотой моря с помощью катеров, самолетов и вертолетов, тщательно следят за количеством сдаваемых на берег с судов вод, загрязненных нефтью. К лицам, виновным в загрязнении моря нефтью, применяются различные меры наказания, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Большая работа проводится в РФ и по очистке промышленных и бытовых сточных вод. Только за последние годы введено в эксплуатацию более 5000 новых сооружений по очистке сточных вод, которые позволяют полностью обезвредить десятки миллионов кубических метров отработанных вод за одни сутки.

Специалисты РФ, работающие над проблемой очистки сточных вод, идут по двум направлениям:

- во-первых, это извлечение ценных веществ из производственных стоков, приносящее большую экономическую выгоду;

- во-вторых, многократное использование воды почти без сброса отработанных стоков в водоемы.

Оба направления разрабатываются успешно. Уже существует ряд предприятий, работающих практически без отходов.

В целом ряде промышленных предприятий уже сегодня настолько налажена технология использования отработанных вод, что они почти полностью употребляются в производственных процессах за счет неоднократной их очистки на тех же самых предприятиях. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах используется 93-96 % сточных вод и только 4-7 % стоков сбрасывается после очистки и до очистки.

В зависимости от принятой системы водоснабжения отработанная вода после соответствующей обработки может быть либо выпущена в водоприемник сточных вод, либо направлена в другой цех или на другое предприятие, либо может поступать в специальный регенератор и после восстановления необходимых свойств вновь использоваться в том же производственном процессе.

Таким образом, с одной стороны, значительно сокращается расход свежей воды, используемой из источников водоснабжения (что особенно важно в районах, страдающих от недостатка воды), с другой стороны, уменьшается до минимума сброс сточных вод в водоемы.

В России разработаны и другие методы защиты вод от загрязнения, в тех случаях, когда по техническим условиям невозможно утилизировать сточные воды. Здесь необходимо назвать такие, как закачка сточных вод в глубокие поглощающие горизонты, надежно изолированные от водоносных горизонтов и дневной поверхности; сжигание стоков, испарение их на специальных площадках, вымораживание солесодержащих стоков и т. д., причем применение их в каждом конкретном случае диктуется особенностями природных условий и местной обстановкой.

Многие научные разработки, связанные с охраной водной среды, выполняются нашими специалистами в рамках тесного научного сотрудничества с учеными стран - членов СЭВ - ГДР, Польши, Болгарии и Румынии.

Однако усилиями отдельных стран, как бы ни был велик их вклад, эту одну из важнейших проблем современности успешно разрешить нельзя, ибо, как очень метко заметил знаменитый норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал, океан не имеет "национальных вод". "Океан непрестанно движется. Можно нанести на карту и поделить между государствами неподвижное морское дно, но не воду над этим дном. Морские течения не считаются с политическими границами". Поэтому только коллективные усилия многих стран могут привести к успеху.

3. Международное сотрудничество в области охраны вод Мирового океана

Международное право охраны окружающей среды (международное право окружающей среды, международное экологическое право, интерэкоправо) - это совокупность норм и принципов, регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды, в целях охраны и рационального использования природных ресурсов.

Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:

1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты;

2) осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учётом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктиду и почву.

Универсальные (глобальные) международно-правовые нормы, относящиеся к защите морской среды от загрязнения с судов, морских установок и сооружений и летательных аппаратов содержатся в Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), эКонвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и других морских конвенциях[5].

Кроме этого имеется ряд региональных конвенций, обеспечивающих защиту морской среды отдельных морей и частей Мирового океана от загрязнения из различных источников.

В 1974 году в Хельсинки была заключена Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря, пересмотренная в 1992 году.

В Кувейте (Кувейт) в 1978 году была подписана Региональная конвенции о сотрудничестве по защите морской среды от загрязнения, а в 1982 году в Джедде (Саудовская Аравия) - Региональная конвенция по сохранению окружающей среды Красного моря и Аденского залива.

Были приняты также следующие региональные конвенции:

1) Конвенция о защите и развитии морской среды и побережья Средиземного моря 1976 года в Барселоне (Испания).

2) Конвенция о защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981 года в Лиме (Перу).

3) Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и побережья западной и центральной части Африки 1981 года в Абиджане (Кот Д'Ивуар).

4) Конвенция о защите и развитии морской среды региона Карибского моря 1983 года в Картагена де Индиас (Колумбия).

5) Конвенция о защите, управлении и развитии морской и прибрежной среды региона Восточной Африки 1985 года в Найроби (Кения).

6) Конвенция о защите природных ресурсов и окружающей среды южной части Тихого океана 1986 года в Нумеа (Новая Каледония).

7) Конвенция о защите морской среды в районе Северо-Восточной Атлантики (OSPAR) 1992 года в Париже (Франция).

8) Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года в Бухаресте (Румыния).

В 2003 году в Тегеране (Иран) была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, дополненная Протоколом в 2011 году.

В рамках Программы региональных морей ЮНЕП принимаются планы действий, посвящённых мероприятиям по охране морской среды в различных регионах, в том числе охваченных вышеперечисленными конвенциями.

Защите пресноводных водных путей и водоёмов посвящена Конвенция о защите и использовании трансграничных водных путей и международных озёр, подписанная в Хельсинки (Финляндия) в 1992 году[6].

В последние годы эта проблема стала предметом обсуждения ряда международных организаций, как в рамках ООН, так и других межправительственных всемирных организаций. Наиболее активно этим вопросом занимается постоянно действующее совещание руководителей водохозяйственных органов в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Вопросами загрязнения вод Мирового океана занимается также специальный подкомитет в составе межправительственной морской консультативной организации, а также международная ассоциация по исследованию загрязнения вод.

Европейское агентство по атомной энергии контролирует захоронение радиоактивных отходов в морях и океанах. Координацию деятельности международных организаций по охране вод от загрязнения осуществляет Европейская экономическая комиссия, работающая в рамках ООН. Без преувеличения можно сказать, что только участие государственных и общественных организаций стран социалистического содружества в деятельности международных объединений по охране вод от загрязнения придает работе этих организаций эффективный, действенный характер.

Многие положения, выработанные рядом международных организаций, носят дискуссионный, часто расплывчатый характер. Это легко объяснимо, учитывая постоянные противоречия между интересами государственных и частных компаний в капиталистических странах. Именно поэтому современные научные и технические достижения в области охраны вод от загрязнения не всегда находят применение на практике, а часто решаются не в масштабе всей страны, а лишь отдельными фирмами в их частных интересах. Несмотря на большие сложности, существующие в деятельности международных организаций по разрешению этой столь жизненно важной проблемы, в последние годы наметились определенные благоприятные перспективы. Эти перспективы связываются, прежде всего, с подписанием международных конвенций" по предотвращению загрязнения моря нефтью (согласно которой все морские районы в пределах 50 миль от ближайшего берега являются запретными зонами, где не допускается слив нефти в море), а также по предотвращению загрязнения с судов (предусматривающей недопустимость загрязнения моря не только нефтью, но и всеми другими вредными веществами, которые перевозятся на морских судах, а также отходами, связанными с эксплуатацией судов). Так, по данным наблюдений, проведенных в последние годы сотрудниками института океанологии, во время рейсов научно-исследовательского судна "Академик Курчатов" в Средиземное и Красное моря, а также в Индийский океан, зафиксировано заметное снижение содержания нефтяных пленок на поверхности этих акваторий. Помимо этих двух важнейших международных соглашений, подписана "Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью". Она предоставляет прибрежным странам право в крайних случаях, связанных с неотвратимой угрозой обширного нефтяного загрязнения, даже на уничтожение судов и груза.

Кроме того, подписано еще несколько международных соглашений, в том числе "О предотвращении загрязнения морской среды путем сброса веществ с судов и летательных аппаратов (для района северо-восточной части Атлантики)", а также ряд региональных соглашений между заинтересованными странами, касающихся сотрудничества и объединения усилий по недопущению загрязнений нефтью Северного моря, охране живых ресурсов Балтийского моря и мерах по борьбе с загрязнением Средиземного моря.

Заключение

Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечества к Океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё.

Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности.

Мирового океана, однако, взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов. Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40% 0органических веществ; 0,56% азота; 0,44% фосфора; 0,155% цинка; 0, 085% свинца; 0,001% ртути; 0, 001% кадмия. Во время сброса прохождение материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышается мутность воды. Наличие органических веществ чисто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и не едко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода. Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод, содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды и СПАВ, нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробионтов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества. При организации системы контроля за выбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

Список использованной литературы

1. Андрусевич, А. Конвенция Эспо: Трансграничная оценка влияния на окружающую среду. Пособие для граждан и их объединений. 2010г.

2. Ахатов, А. Г. Экология и международное право [Текст] / А. Г. Архипов - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - 512 с.

3. Бирюков, П. Н. международное право [Текст] / Учебное пособие // П. Н. Бирюков - М.: 2002 г.

4. Выстробец, Е. А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов [Текст] / Е. А. Выстробец - М.: Изв-во МНЭПУ, 2000.

5. Выстробец, Е. А. Атлас международного природоохранного сотрудничества [Текст] / Е. А. Выстробец - М.: Гаага, 2001. - 52 с.

6. Практика Комитета по соблюдению Орхусской конвенции (2004-2008) [Текст] / Под ред. А. Андрусевич - Львов: 2008 - 78 с.

7. Практика Комитета по вопросам соблюдения Орхусской конвенции (2004-2011) / Под ред. А. Андрусевич - Львов: 2012 - 238 с.

8. Кравченко, С. Актуальные вопросы международного права окружающей среды [Текст] / Учебник для ВУЗов // С. Кравченко, А. Андрусевич, Дж. Бонайн - М.: 2002г.

9. Новиков, Ю. В. "Экология окружающей среды и человека" [Текст] / Ю. В. Новиков - М.: 1998 г.

10. Степанов, В. Н. "Мировой океан" [Текст] / В. Н. Степанов - М.: "Знание", 1994 г.

11. Трофимов, В. Н. Военная и экологическая безопасность. Международное право и сила [Текст] / В. Н. Трофимов - М.: Прометей, 1991 - 131 с.

Загрязнение вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами. Влияние сточных вод на водный баланс. Содержание пестицидов и синтетических поверхностно-активных веществ в океане. Международное сотрудничество в области охраны вод.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.05.2015
Размер файла 56,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Необходимо отметить замечательный моющий препарат МЛ - исключительно эффективное средство для очистки танкеров от остатков нефти, разработанный в институте океанологии АН СССР. После нагревания до 70-80 °С он вводится под давлением в танк. Соединяясь с остатками нефти, препарат образует эмульсию, которая откачивается насосом в отстойник; здесь она быстро разрушается на нефтепродукт и моющий раствор, который вновь используется для мытья танков. В таком закрытом цикле очищающий раствор может быть использован 10-15 раз. После очистки танкеров таким способом их можно использовать даже для транспортировки пищевых продуктов, например хлебных злаков. Таким образом, собирается обычно в одном танкере от 100 до 300 т нефти или нефтепродуктов, которые раньше при очистке по старой технологии выбрасывались с промывочной водой в море.

Нетрудно представить, какую огромную экономическую выгоду даст применение этого препарата во всех портах России. Ведь, кроме дополнительного сбора большого количества нефтепродуктов, высококачественной и быстрой очистки танков, в 4-5 раз превышающей ранее общеустановленные сроки, не поддается оценке сохранность чистоты прибрежных морских вод и акваторий портов. Не случайно этим препаратом заинтересовались крупнейшие нефтяные фирмы Швеции, Японии, США, Великобритании и некоторых других стран.

Органы водного надзора осуществляют строгий контроль за чистотой моря с помощью катеров, самолетов и вертолетов, тщательно следят за количеством сдаваемых на берег с судов вод, загрязненных нефтью. К лицам, виновным в загрязнении моря нефтью, применяются различные меры наказания, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Большая работа проводится в РФ и по очистке промышленных и бытовых сточных вод. Только за последние годы введено в эксплуатацию более 5000 новых сооружений по очистке сточных вод, которые позволяют полностью обезвредить десятки миллионов кубических метров отработанных вод за одни сутки.

Специалисты РФ, работающие над проблемой очистки сточных вод, идут по двум направлениям:

- во-первых, это извлечение ценных веществ из производственных стоков, приносящее большую экономическую выгоду;

- во-вторых, многократное использование воды почти без сброса отработанных стоков в водоемы.

Оба направления разрабатываются успешно. Уже существует ряд предприятий, работающих практически без отходов.

В целом ряде промышленных предприятий уже сегодня настолько налажена технология использования отработанных вод, что они почти полностью употребляются в производственных процессах за счет неоднократной их очистки на тех же самых предприятиях. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах используется 93-96 % сточных вод и только 4-7 % стоков сбрасывается после очистки и до очистки.

В зависимости от принятой системы водоснабжения отработанная вода после соответствующей обработки может быть либо выпущена в водоприемник сточных вод, либо направлена в другой цех или на другое предприятие, либо может поступать в специальный регенератор и после восстановления необходимых свойств вновь использоваться в том же производственном процессе.

Таким образом, с одной стороны, значительно сокращается расход свежей воды, используемой из источников водоснабжения (что особенно важно в районах, страдающих от недостатка воды), с другой стороны, уменьшается до минимума сброс сточных вод в водоемы.

В России разработаны и другие методы защиты вод от загрязнения, в тех случаях, когда по техническим условиям невозможно утилизировать сточные воды. Здесь необходимо назвать такие, как закачка сточных вод в глубокие поглощающие горизонты, надежно изолированные от водоносных горизонтов и дневной поверхности; сжигание стоков, испарение их на специальных площадках, вымораживание солесодержащих стоков и т. д., причем применение их в каждом конкретном случае диктуется особенностями природных условий и местной обстановкой.

Многие научные разработки, связанные с охраной водной среды, выполняются нашими специалистами в рамках тесного научного сотрудничества с учеными стран - членов СЭВ - ГДР, Польши, Болгарии и Румынии.

Однако усилиями отдельных стран, как бы ни был велик их вклад, эту одну из важнейших проблем современности успешно разрешить нельзя, ибо, как очень метко заметил знаменитый норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал, океан не имеет "национальных вод". "Океан непрестанно движется. Можно нанести на карту и поделить между государствами неподвижное морское дно, но не воду над этим дном. Морские течения не считаются с политическими границами". Поэтому только коллективные усилия многих стран могут привести к успеху.

3. Международное сотрудничество в области охраны вод Мирового океана

Международное право охраны окружающей среды (международное право окружающей среды, международное экологическое право, интерэкоправо) - это совокупность норм и принципов, регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды, в целях охраны и рационального использования природных ресурсов.

Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:

1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты;

2) осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учётом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктиду и почву.

Универсальные (глобальные) международно-правовые нормы, относящиеся к защите морской среды от загрязнения с судов, морских установок и сооружений и летательных аппаратов содержатся в Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), эКонвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и других морских конвенциях[5].

Кроме этого имеется ряд региональных конвенций, обеспечивающих защиту морской среды отдельных морей и частей Мирового океана от загрязнения из различных источников.

В 1974 году в Хельсинки была заключена Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря, пересмотренная в 1992 году.

В Кувейте (Кувейт) в 1978 году была подписана Региональная конвенции о сотрудничестве по защите морской среды от загрязнения, а в 1982 году в Джедде (Саудовская Аравия) - Региональная конвенция по сохранению окружающей среды Красного моря и Аденского залива.

Были приняты также следующие региональные конвенции:

1) Конвенция о защите и развитии морской среды и побережья Средиземного моря 1976 года в Барселоне (Испания).

2) Конвенция о защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981 года в Лиме (Перу).

3) Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и побережья западной и центральной части Африки 1981 года в Абиджане (Кот Д'Ивуар).

4) Конвенция о защите и развитии морской среды региона Карибского моря 1983 года в Картагена де Индиас (Колумбия).

5) Конвенция о защите, управлении и развитии морской и прибрежной среды региона Восточной Африки 1985 года в Найроби (Кения).

6) Конвенция о защите природных ресурсов и окружающей среды южной части Тихого океана 1986 года в Нумеа (Новая Каледония).

7) Конвенция о защите морской среды в районе Северо-Восточной Атлантики (OSPAR) 1992 года в Париже (Франция).

8) Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года в Бухаресте (Румыния).

В 2003 году в Тегеране (Иран) была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, дополненная Протоколом в 2011 году.

В рамках Программы региональных морей ЮНЕП принимаются планы действий, посвящённых мероприятиям по охране морской среды в различных регионах, в том числе охваченных вышеперечисленными конвенциями.

Защите пресноводных водных путей и водоёмов посвящена Конвенция о защите и использовании трансграничных водных путей и международных озёр, подписанная в Хельсинки (Финляндия) в 1992 году[6].

В последние годы эта проблема стала предметом обсуждения ряда международных организаций, как в рамках ООН, так и других межправительственных всемирных организаций. Наиболее активно этим вопросом занимается постоянно действующее совещание руководителей водохозяйственных органов в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Вопросами загрязнения вод Мирового океана занимается также специальный подкомитет в составе межправительственной морской консультативной организации, а также международная ассоциация по исследованию загрязнения вод.

Европейское агентство по атомной энергии контролирует захоронение радиоактивных отходов в морях и океанах. Координацию деятельности международных организаций по охране вод от загрязнения осуществляет Европейская экономическая комиссия, работающая в рамках ООН. Без преувеличения можно сказать, что только участие государственных и общественных организаций стран социалистического содружества в деятельности международных объединений по охране вод от загрязнения придает работе этих организаций эффективный, действенный характер.

Многие положения, выработанные рядом международных организаций, носят дискуссионный, часто расплывчатый характер. Это легко объяснимо, учитывая постоянные противоречия между интересами государственных и частных компаний в капиталистических странах. Именно поэтому современные научные и технические достижения в области охраны вод от загрязнения не всегда находят применение на практике, а часто решаются не в масштабе всей страны, а лишь отдельными фирмами в их частных интересах. Несмотря на большие сложности, существующие в деятельности международных организаций по разрешению этой столь жизненно важной проблемы, в последние годы наметились определенные благоприятные перспективы. Эти перспективы связываются, прежде всего, с подписанием международных конвенций" по предотвращению загрязнения моря нефтью (согласно которой все морские районы в пределах 50 миль от ближайшего берега являются запретными зонами, где не допускается слив нефти в море), а также по предотвращению загрязнения с судов (предусматривающей недопустимость загрязнения моря не только нефтью, но и всеми другими вредными веществами, которые перевозятся на морских судах, а также отходами, связанными с эксплуатацией судов). Так, по данным наблюдений, проведенных в последние годы сотрудниками института океанологии, во время рейсов научно-исследовательского судна "Академик Курчатов" в Средиземное и Красное моря, а также в Индийский океан, зафиксировано заметное снижение содержания нефтяных пленок на поверхности этих акваторий. Помимо этих двух важнейших международных соглашений, подписана "Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью". Она предоставляет прибрежным странам право в крайних случаях, связанных с неотвратимой угрозой обширного нефтяного загрязнения, даже на уничтожение судов и груза.

Кроме того, подписано еще несколько международных соглашений, в том числе "О предотвращении загрязнения морской среды путем сброса веществ с судов и летательных аппаратов (для района северо-восточной части Атлантики)", а также ряд региональных соглашений между заинтересованными странами, касающихся сотрудничества и объединения усилий по недопущению загрязнений нефтью Северного моря, охране живых ресурсов Балтийского моря и мерах по борьбе с загрязнением Средиземного моря.

Заключение

Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечества к Океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё.

Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности.

Мирового океана, однако, взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов. Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40% 0органических веществ; 0,56% азота; 0,44% фосфора; 0,155% цинка; 0, 085% свинца; 0,001% ртути; 0, 001% кадмия. Во время сброса прохождение материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышается мутность воды. Наличие органических веществ чисто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и не едко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода. Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод, содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды и СПАВ, нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробионтов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества. При организации системы контроля за выбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

Список использованной литературы

1. Андрусевич, А. Конвенция Эспо: Трансграничная оценка влияния на окружающую среду. Пособие для граждан и их объединений. 2010г.

2. Ахатов, А. Г. Экология и международное право [Текст] / А. Г. Архипов - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - 512 с.

3. Бирюков, П. Н. международное право [Текст] / Учебное пособие // П. Н. Бирюков - М.: 2002 г.

4. Выстробец, Е. А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов [Текст] / Е. А. Выстробец - М.: Изв-во МНЭПУ, 2000.

5. Выстробец, Е. А. Атлас международного природоохранного сотрудничества [Текст] / Е. А. Выстробец - М.: Гаага, 2001. - 52 с.

6. Практика Комитета по соблюдению Орхусской конвенции (2004-2008) [Текст] / Под ред. А. Андрусевич - Львов: 2008 - 78 с.

7. Практика Комитета по вопросам соблюдения Орхусской конвенции (2004-2011) / Под ред. А. Андрусевич - Львов: 2012 - 238 с.

8. Кравченко, С. Актуальные вопросы международного права окружающей среды [Текст] / Учебник для ВУЗов // С. Кравченко, А. Андрусевич, Дж. Бонайн - М.: 2002г.

9. Новиков, Ю. В. "Экология окружающей среды и человека" [Текст] / Ю. В. Новиков - М.: 1998 г.

10. Степанов, В. Н. "Мировой океан" [Текст] / В. Н. Степанов - М.: "Знание", 1994 г.

11. Трофимов, В. Н. Военная и экологическая безопасность. Международное право и сила [Текст] / В. Н. Трофимов - М.: Прометей, 1991 - 131 с.

Читайте также: