Списание обязательств аис идо что это

Обновлено: 02.07.2024

Активное внедрение информационных технологий в деятельность органов принудительного исполнения – это требование времени и необратимая тенденция. Она влияет на несколько ключевых аспектов исполнительного производства – улучшение его качества, совершенствование форм и методов организации работы органов принудительного исполнения, повышение открытости исполнительного производства для общества.

Положения указанного Закона , регламентирующие вопросы использования информационных технологий в исполнительном производстве, призваны способствовать:

  • сокращению времени, затрачиваемого на проведение исполнительных действий;
  • созданию условий для своевременного извещения сторон и других участников исполнительного производства;
  • обеспечению принципа процессуальной экономии, в том числе уменьшению бумажного документооборота и снижению расходов органов принудительного исполнения, бюджетных средств и средств сторон исполнительного производства при исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Вступившие в силу изменения в указанный нормативный правовой акт предусматривают возможность направления процессуальных документов сторонам исполнительного производства в электронном виде.

Особую роль в работе судебного исполнителя играет автоматизированная информационная система органов принудительного исполнения (АИС), интегрированная с информационными ресурсами иных государственных органов и организаций.

Автоматизация процессов поиска, обработки и хранения данных, внедрение персональных идентификаторов, налаживание взаимосвязи между различными информационными ресурсами позволяют судебным исполнителям за короткий промежуток времени собрать практически всю необходимую для исполнения исполнительного документа информацию о должнике и его активах.

Законодательно закреплены положения, реализация которых позволит перевести исполнительное производство в электронную форму. Так, например, с использованием информационных технологий можно предъявить к исполнению исполнительный документ в форме электронного документа.

Уже сегодня проводятся работы по переходу на полноценное электронное взаимодействие органов принудительного исполнения с государственными органами и иными организациями в части направления электронных исполнительных документов на исполнение в органы принудительного исполнения.

В апреле текущего года реализован первый этап перехода органов принудительного исполнения на электронное взаимодействие с органами внутренних дел, который позволил импортировать из автоматизированной информационной системы Государственной автомобильной инспекции (АИС ГАИ) в АИС информацию о направленных органами внутренних дел на принудительное исполнение постановлениях по делам об административных правонарушениях, сведений о наличии обременений на транспортных средствах, а также экспорт из АИС в АИС ГАИ информации о статусах исполнительных производств без направления соответствующей информации на бумажном носителе.

На постоянной основе проводится работа по модернизации автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения.

Цели и задачи АИС – обеспечить автоматизированное ведение и учет исполнительных производств, исполнительных действий и финансовых операций, электронного документооборота внутри системы органов принудительного исполнения, а также реализацию различных форм электронного взаимодействия с государственными органами и организациями по обмену необходимой информацией.

АИС взаимодействует в режиме онлайн практически со всеми сторонними информационными системами государственных органов и организаций, к которым можно обеспечить доступ, в том числе посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). Кроме того, АИС позволяет сформировать сведения о совершенных судебным исполнителем исполнительных действиях, а также обеспечить контроль за его деятельностью.

Министерством юстиции обеспечена интеграция АИС с автоматизированной информационной системой исполнения денежных обязательств (АИС ИДО).

Предусмотренный механизм взыскания в бесспорном порядке денежных средств и электронных денег через АИС ИДО позволил автоматизировать процесс списания денежных средств и электронных денег.

Начиная с апреля прошлого года, наибольшее количество транзакций с банковских счетов должников было совершено именно посредством принудительного списания через АИС ИДО.

Министерством юстиции создан банк данных исполнительных производств, который предназначен для автоматизации бизнес-процесса предоставления сведений об исполнительных производствах, в том числе сведений о должниках, об ограничениях (обременениях), установленных в отношении таких должников и (или) их имущества в исполнительном производстве.

Так, создание банка данных исполнительных производств, предназначенного для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, учета, контроля и использования сведений в целях реализации задач исполнительного производства, направлено на обеспечение открытости и прозрачности процесса исполнения, а для взыскателей – возможности осуществления контроля за этим процессом.

Таким образом, внедрение электронных сервисов в исполнительное производство мы рассматриваем как серьезный вклад в развитие информационных технологий в нашей стране, важное средство обеспечения доступа к исполнительному производству и его открытости.

Активное использование информационных технологий в правоприменительной деятельности позволяет упростить работу системы органов принудительного исполнения и создать комфортные условия для взаимодействия сторон исполнительного производства с судебными исполнителями. Достижение поставленных задач позволит получить максимальный эффект как в рамках конкретного исполнительного производства, так и в рамках государства в целом.

Дмитрий Коваленко,
начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Министерство юстиции)

Указанная система, в соответствии с Положением о взаимодействии посредством АИС ИДО, утвержденным Указом № 414, используется для осуществления плательщиками* платежей в бюджет в случае недостаточности денежных средств на счетах в банках и электронных денег в электронных кошельках для исполнения в полном объеме обязательств перед бюджетом.

*Под плательщиками для целей Указа № 414 понимаются юридические лица, в том числе осуществляющие исполнение их денежных обязательств филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, организации, не являющиеся юридическими лицами, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 3 указанного Положения в АИС ИДО:

  • определяется общая сумма неисполненных денежных обязательств плательщика;
  • формируется и направляется в каждый банк плательщика электронный документ, содержащий общую сумму неисполненных денежных обязательств плательщика.

На основании сведений, полученных от банков о наличии денежных средств на счетах плательщика, и его платежной инструкции система формирует платежную инструкцию АИС ИДО (в том числе на частичную уплату) и направляет ее в банк на исполнение в установленной законодательством очередности.

Порядок привлечения к административной ответственности за неуплату (неполную уплату) налогов, сборов (пошлин)

Согласно примечанию 2 к статье 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1 - 6 данной статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их текущих (расчетных) банковских счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме.

  • к одному или нескольким счетам – при наличии на них денежных средств, достаточных для исполнения налогового обязательства в полном объеме;
  • к одному из счетов (с последующим направлением банком на исполнение посредством АИС ИДО) – при недостаточности (отсутствии) на его счетах денежных средств для исполнения налогового обязательства в полном объеме.

Условные примеры:

Пример 1. У плательщика открыто 3 счета в банках. На счете в банке №1 сумма денежных средств составляет 10 рублей, на счете в банке №2 – 5 рублей, на счете в банке №3 – денежные средства отсутствуют.

Размер налога (НДС), подлежащего уплате по сроку 22.01.2020, составляет 10 рублей.

Пример 2. У плательщика открыто 3 счета в банках. На счете в банке №1 сумма денежных средств составляет 2 рубля, на счете в банке №2 – 3 рубля, на счете в банке №3 – 5 рублей.

Размер налога (НДС), подлежащего уплате по сроку 22.01.2020, составляет 10 рублей.

Пример 3. У плательщика открыто 3 счета в банках, на всех счетах денежные средства отсутствуют или на одном счете сумма денежных средств составляет 2 рубля.

Размер налога (НДС), подлежащего уплате по сроку 22.01.2020, составляет 10 рублей.

В данном случае плательщик направляет в банк 22.01.2020 платежное поручение к любому из имеющихся счетов на уплату НДС в сумме 10 рублей.

Справочная информация

АИС ИДО направлена:

  • на развитие автоматизации процессов бесспорного взыскания денежных средств при исполнении обязательств плательщиков (юридических лиц, в т.ч. филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, а также физических лиц, в т.ч. ИП) в том числе перед бюджетом;
  • на совершенствование порядка исполнения платежных инструкций плательщиков при расчетах с бюджетом при недостаточности денежных средств на их счетах в банках.

Новая система, функционирующая в режиме реального времени, предусматривает погашение задолженности со всех банковских счетов и электронных кошельков должника.

Внедрение указанного механизма взыскания направлено на исключение случаев многократного списания органами взыскания одной и той же суммы денежных средств со всех счетов должников, автоматизацию и унификацию процессов взыскания денежных средств для всех органов взыскания, сокращение документооборота между органами взыскания и банками.

Создание данной системы является очередным шагом развития безналичных расчетов в Республике Беларусь, оптимизации взаимодействия между государственными органами, банками, хозяйствующими субъектами и физическими лицами.

Пресс-центр инспекции МНС
Республики Беларусь
по Могилевской области

Читайте также: