Создание системы информационного обеспечения градостроительства необходимо для решения каких задач

Обновлено: 30.06.2024

Что хранит градостроительная информационная система

Муниципальные образования, активно использующие ИСОГД, хранят в ней сведения о градостроительной документации и находящихся на подведомственных территориях градостроительных объектах, а также применяют геоинформационные технологии для отображения информации на электронной карте.

Этапы развития информационных систем

Этап 1. Муниципальные геоинформационные системы (МГИС)

Информационные системы муниципальных образований, обеспечивающие деятельность организаций, управляющих территориями, стали возникать и развиваться с середины 90-х годов прошлого века, ещё до принятия Градостроительных кодексов 1998 и 2004 гг. Тогда они выглядели как муниципальные геоинформационные системы, связывающие данные об объекте с электронной картой.

Перенос информации с бумажной основы в электронный векторный вид осуществлялся органами архитектуры и градостроительства, а также другими организациями, например предприятиями сферы ЖКХ. В результате появились наборы электронных карт, выполненные в различных ГИС, имеющих разные требования ввода данных.

Этап 2. Информационные системы документооборота для органов архитектуры и градостроительства

Создание электронных карт привело к росту требований к информационному обеспечению управления муниципальными образованиями. Органы архитектуры и градостроительства ряда городов начали включать в ГИС семантические данные об объектах градостроительной деятельности, появились информационные системы, позволяющие автоматизировано формировать основные документы, используя картографический материал, и вести документо­оборот в одном программном комплексе.

Этап 4. Информационные системы как инструмент развития и мониторинга использования территории

В настоящее время данные о градостроительных объектах, перенесённые на элект­ронную карту, активно используются при разработке документации территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий. В свою очередь информация о регламенте использования территории позволяет осуществлять мониторинг градостроительной деятельности, так как обеспечивает возможность сравнивать её фактическое использование с установленным регламентом, фактические параметры объектов - с предельными, а также отслеживать сроки подготовки документации по её планировке.

Информационные сервисы сегодня

Сейчас ГИС-сервисы предлагают новые услуги. Через интернет можно получать данные о городских территориях, совмещённые со снимками, сделанными космическими спутниками. Большой популярностью пользуются геоинформационные порталы и интерактивные карты, предоставляющие информацию справочного и рекламного характера. Появились 3D-модели городов.

Навигационные программы позволяют туристам определять свои координаты, а также получать координаты точек интереса (points of interest) - объектов инфраструктуры, достопримечательностей, природных объектов и нанесённую на навигационную карту краткую информацию о каждом из них. При этом основной объём услуг, подразумевающий применение новых технологий, оказывают коммерческие структуры, однако поставляемая ими информация имеет справочный, а не юридически достоверный характер.

Преимущество информационных ресурсов органов власти состоит в том, что все имеющиеся в них сведения юридически подтверждены документами. Некоторое отставание органов власти в плане широты спектра услуг обусловлено не технологическими, а организационными причинами - пробелами в нормативной базе и финансовыми сложностями. Услуги по предоставлению сведений ИСОГД являются платными для юридических и физических лиц, поэтому органы власти финансово заинтересованы в их развитии.

Жители

Для получения информационных услуг в электронном виде население должно, во-первых, знать о своих правах на получение сведений, касающихся сферы градостроения, во-вторых, уметь пользоваться современной техникой. Сегодня можно говорить о двух главных качествах потребителей информационных услуг. С одной стороны, население очень быстро осваивает технические новинки. Сотовыми телефонами, относительно недавно вошедшими в обиход, пользуются представители всех возрастных и имущественных категорий. Быстрыми темпами растёт и компьютерная грамотность, поэтому информационные сервисы, предоставляемые интернетом, становятся доступны широкому кругу потребителей.

Результаты опроса, проведённого на сайте Службы градостроительной информации Москвы, показывают, что наибольший интерес для горожан представляют сведения о перспективах сноса, реконструкции или реставрации жилых домов (табл. 1).

Инвесторы

Информационные интересы инвесторов касаются градостроительного регламента, возможностей территории и ограничений её использования, а также наличия и потенциала развития инфраструктуры. Чтобы выбрать перспективную для вложения инвестиций территорию, инвесторам и проектировщикам необходима комплексная аналитическая информация, отражающая данные

  • о зонировании территории и градостроительном регламенте,
  • о видах разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства,
  • о предельных параметрах разрешённого строительства (реконструкции) объектов капитального строительства,
  • об ограничениях использования земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий,
  • о правах на земельный участок,
  • о документах, устанавливающих порядок платы за землю,
  • о наличии объектов инженерной и транспортной инфраструктур,
  • о наличии социальных объектов.

При этом инвесторы должны иметь возможность самостоятельно заказывать информацию и получать комплексные справки в удобных для использования форматах.

Туристы

Сервисы органов архитектуры и градостроительства

Органы власти обязаны информировать жителей о порядке предоставления хранящихся в ней данных (табл. 2). За сведения, содержащиеся в одном разделе ИСОГД, установлена плата в размере 1000 руб., за копию одного документа - в размере 100 руб.

Как видно из табл. 2, информационные услуги органов архитектуры и градострои­тельства в первую очередь направлены на обеспечение потребностей инвесторов, а интересы жителей или туристов в основном удовлетворяют коммерческие структуры.

Межведомственное взаимодействие

Помимо создания качественной информационной среды для профессионалов, населения и туристов органы власти обязаны решать повседневные задачи, связанные с развитием территории, в том числе задачи реализации федеральных и региональных программ, а также взаимодействия с соседними муниципальными образованиями.

(Продолжение статьи, посвящённой вопросам межведомственного взаимодействия, будет опубликовано в следующем номере журнала.)

Информацио́нная систе́ма обеспе́чения градострои́тельной де́ятельности (ИСОГД) — организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, их застройке, о земельных участках и иных сведений, необходимых для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией, необходимой для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности. Включает в себя материалы в текстовой форме и в виде карт. Ведение ИСОГД может быть автоматизировано.

Содержание

Подходы к пониманию

В настоящее время существуют два основных подхода к пониманию термина ИСОГД.

Вместе с тем, перечень фактических функциональных требований к ИСОГД, предъявляемых сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере архитектуры и градостроительства, значительно шире перечня требований, предусмотренных нормативной базой РФ.

В широком понимании ИСОГД – метасистема (система систем) [1] , которая обеспечивает информационную поддержку множества разнообразных процессов жизнеобеспечения и развития города. Такая комплексная система включает в себя несколько классов программного обеспечения: ГИС (географическая информационная система), СЭД (система электронного документооборота), СУБД (система управления базами данных), ЭАР (система управления электронными административными регламентами), СКК (система классификации и кодирования информации), web-портал, а также организует доступ к СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия).

Правовые основы ведения ИСОГД

• Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 56, 57 ГрадК РФ);

Трехуровневая ИСОГД

Градостроительный кодекс до 2011 года предусматривал возможность создания ИСОГД только на муниципальном уровне. Практически сразу стало понятно, что для эффективного управления развитием территорий городов и регионов необходимы региональные и федеральные информационные системы в области градостроительства [2] .

В 2005 году ГИС-ассоциацией была предложена Концепция формирования трехуровневой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности [источник не указан 98 дней] . Однако реализации данная концепция не получила.

Новая редакция Градостроительного кодекса (от 20 марта 2011 г.) [3] предусматривает возможность создания градостроительных информационных систем на региональном уровне (ч. 3 ст. 57.1 Градостроительного кодекса РФ) и создание Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП).

Сегодня стоит задача по обеспечению интеграции разноуровневых систем в единую трехуровневую информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и организации взаимодействия ИСОГД со СМЭВ.

Назначение ИСОГД

Целью ведения ИСОГД является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц актуальными и достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Состав сведений ИСОГД

Основные разделы ИСОГД

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.06.2006 №363 ИСОГД включает в себя следующие основные разделы:

1. Документы территориального планирования РФ в части, касающейся территории муниципальных образований;

2. Документы территориального планирования субъекта РФ в части, касающейся территории муниципальных образований;

3. Документы территориального планирования муниципальных образований и материалы по их обоснованию;

4. Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений;

5. Документация по планировке территории муниципального образования;

6. Изученность природных и техногенных условий;

7. Изъятие и резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

8. Застроенные и подлежащие застройке земельные участки;

Дополнительные разделы ИСОГД

В ИСОГД могут быть включены дополнительные разделы. Содержание дополнительных разделов и порядок их ведения орган местного самоуправления определяет самостоятельно, с учётом установленного законодателем ограничения, что дополнительный раздел не может дублировать основной. Наиболее часто выделяют следующие дополнительные разделы:

Ведение ИСОГД

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности ведутся органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учёта и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Предоставление сведений ИСОГД

Сведения ИСОГД являются открытыми и общедоступным, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа. Орган, ведущий ИСОГД, обязан предоставлять сведения из системы по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Предоставление сведений ИСОГД осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление сведений устанавливается Правительством РФ и составляет [4] :

• за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе ИСОГД – 1 000 рублей;

• за предоставление копии одного документа, содержащегося в ИСОГД – 100 рублей.

Пользователи сведений ИСОГД

Основными пользователями сведений ИСОГД являются:
• Органы государственной власти;

• Главы муниципальных образований, представительные органы местного самоуправления, администрации муниципальных образований имеют доступ к сведениям, необходимым для реализации их полномочий;

• Органы архитектуры и градостроительства муниципальных районов и городских округов – ведут и актуализируют сведения в системе и контролируют текущее состояние градостроительной деятельности;

• Юридические и физические лица – инвесторы и застройщики. Имеют доступ к сведениям, необходимым для оценки инвестиционной привлекательности территории и принятия решений о застройке и возможности использования свободных земельных участков.

• Жители муниципального образования нуждаются в доступе к документам по развитию территории, к информации, имеющей особую социальную значимость, в целях реализации и защиты своих конституционных прав и свобод, в том числе, осуществления индивидуального жилого строительства, оформления прав на земельные участки и объекты капитального строительства.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля

ПМ.04 Информационное обеспечение градостроительной деятельности

(базовая подготовка)

Методическим объединением

преподавателей профессионального учебного цикла по программам ППССЗ

Протокол № ____

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 120703 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

Председатель МО

____________/ О.А. Карпенко

Заместитель директора по УПР

___________/Т.Ю. Коровайчикова

ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование организации

Рецензент: __________________________________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование организации

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2.результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности )

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

Область применения программы

1. Выполнять градостроительную оценку территории поселения.

2. Вести процесс учета земельных участков и иных объектов недвижимости

3. Вносить данные в реестры информационных систем градостроительной деятельности

4.Оформлять кадастровую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в программах повышения квалификации и переподготовки работников в области выполнения топографо-геодезических работ при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работные требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- сбора и подготовки материалов, необходимых для составления заключений о градостроительной ценности территории района поселения;

- подготовки и внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с действующими нормативными документами.

- определять и описывать по исполнительной документации или по натурным обследованиям: виды, элементы и параметры благоустройства улиц, территорий кварталов; виды и элементы инженерного оборудования территории поселения и оценить степень инженерного обеспечения здания;

- определить по генплану тип застройки и вид территориальной зоны;

- готовить справочные материалы, необходимые для выполнения оценки экологического состояния городской среды;

- готовить справочные материалы и заключение о градостроительной ценности территории на основе имеющейся градостроительной документации;

- вести учет земельных участков и иных объектов недвижимости;

- осуществлять подготовку документов, необходимых для регистрации прав на недвижимое имущество;

- осуществлять подготовку и вносить данные в реестры информационных систем градостроительной деятельности;

- проводить инвентаризацию имеющихся сведений об объектах градостроительной деятельности на части территории поселения;

- выполнять мероприятия по защите информации.

- нормативную базу и требования к инженерному благоустройству и инженерному оборудованию застроенных территорий поселений;

- виды и элементы инженерного благоустройства;

- виды оборудования и элементы инженерных сетей;

- условные обозначения инженерных сетей, улиц, дорог на генпланах;

- принципы создания и ведения информационной системы по инженерной инфраструктуре поселений;

- принципы градостроительного зонирования, виды территориальных зон и виды градостроительной документации;

- принципы оценки экологического состояния городской среды;

- градостроительные факторы, определяющие градостроительную ценность территории;

- методику градостроительной оценки территории поселения (муниципального образования);

- принципы ведения Государственного кадастра недвижимости и градостроительного кадастра;

- правила кадастрового деления и правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам и иным объектам недвижимости;

- состав сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности об объектах недвижимости и объектах градостроительной деятельности на уровне муниципального образования;

- состав необходимых для кадастрового учета документов и порядок кадастрового учета на основе современных информационных систем и технологий;

- порядок внесения данных в реестры объектов недвижимости и информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;

- порядок внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

- порядок представления сведений информационных систем градостроительной деятельности по запросам заинтересованных лиц;

порядок проведения мероприятий по защите информации.

1.3. Использование часов вариативной части программы подготовки специалистов среднего звена.

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные знания, умения, практический опыт

, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 1178 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1251 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –714 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 357 часов;

учебной и производственной практики – 180 часов.

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Информационное обеспечение градостроительной деятельности , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

Выполнять градостроительную оценку территории поселения.

Вести процесс учета земельных участков и иных объектов недвижимости.

Вносить данные в реестры информационных систем градостроительной деятельности.

Оформлять кадастровую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального

и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля *

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

В конце сентября 2020 года глава Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил правила ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Они начнут действовать с 1 декабря 2022 года.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на постановление правительства, опубликованное на портале правовой информации, документ среди прочего устанавливает правила предоставления доступа органов власти, физических и юридических лиц к сведениям информационной системы.



Предполагается, что единая ГИС в сфере градостроительства будет интегрировать аналогичные платформы регионов и федеральных органов власти, включать классификатор строительной информации, реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса. Платформа будет связана с порталом госуслуг.

Благодаря электронной системе градостроительства, в частности, можно будет получить аналитические сведения о выданных градостроительных планах земельных участков, заключениях экспертизы проектной документации, предоставленных разрешениях на строительство, об объектах капитального строительства.

Согласно постановлению правительства, ГИСОГД РФ включает в себя пять функциональных компонентов:

Минстрой подготовил проект постановления правительства о проведении с 2020 года по 1 декабря 2022 года эксперимента по информационному обеспечению градостроительной деятельности с применением облачного решения. На эти цели планируется потратить 254,3 млн рублей. [1]

Федеральная ГИС для строительного комплекса не нашла подрядчика

Тендер на разработку и сопровождение первой очереди государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации (ГИСОГД РФ) признан несостоявшимся, так как на участие в нем не было подано ни одной заявки. Соответствующая информация была размещена на сайте госзакупок 24 июля 2020 года [2] .

Тендер

Система обеспечения градостроительной деятельности России создается в соответствии с поручением президента Владимира Путина, данным экс-премьер-министру Дмитрию Медведеву 19 июля 2018 года. Согласно поручению, для модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства в стоане должен быть осуществлен переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования.

Система

Согласно техническому заданию, система обеспечения градостроительной деятельности страны должна быть предназначена для:

  • консолидации и обработки данных, содержащихся в государственных и иных информационных системах;
  • повышения качества государственного управления;
  • поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления градостроительной деятельностью;
  • информационно-аналитического обеспечения реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также достижения целей их подведомственных учреждений и обмена информацией между такими организациями.

Основными целями системы в техническом задании обозначены:

  • модернизация строительной отрасли и повышение качества строительства;
  • повышение эффективности процессов управления объектами капитального строительства на всех этапах их жизненного цикла;
  • формирование сервисов бесшовного управления объектами капитального строительства на всех этапах жизненного цикла;
  • обеспечение прозрачности и непротиворечивости информации о ходе реализации инвестиционно-строительных проектов, сведений, содержащихся в градостроительной документации и иной информации об осуществлении процессов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
  • создание единой точки доступа к достоверной информации о состоянии группы отраслей градостроительной деятельности.

Одними из основных задач системы являются:

Система должна автоматизировать процессы анализа и контроля деятельности участников процессов градостроительной деятельности, в том числе территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, благоустройство территории. Также система должна автоматизировать процессы взаимодействия участников процессов градостроительной деятельности, а также инженерные изыскания, подготовку проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В качестве обязательных характеристик системы указаны следующие показатели:

  • 100 обращений в секунду в среднем, максимально – 1 тыс.;
  • 50 тыс. Гигабайт накапливаемой информации за год в среднем;
  • 2 тыс. одновременно работающих с системой пользователей в среднем, 10 тыс. – максимально.
  • Портал системы;
  • Подсистема формирования и ведения классификатора строительной информации;
  • Информационно-аналитическая подсистема;
  • Подсистема ведения реестра документов, необходимых для экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий, а также документов по стандартизации, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, сооружения, реконструкции, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства;
  • Подсистема обработки данных для оказания государственных и муниципальных услуг;
  • Подсистема администрирования;
  • Подсистема информационной безопасности;
  • Подсистема взаимодействия с внешними информационными системами;
  • Подсистема нормативно-справочной информации;
  • Подсистема авторизации пользователей.

В разработке системы должна быть использован принцип построения платформенно-сервисной (микросервисной) архитектуры. Компоненты системы должны базироваться на едином функциональном ядре, преимущественно с открытым программным кодом, поддерживаемым сообществом разработчиков.

При создании и развитии системы должны быть использованы программные средства, включенные в единый реестр отечественного программного обеспечения (ПО), либо разработанные в рамках ее создания, которые должны требованиям правил формирования и ведения реестра российского ПО.

Создание облака для объединения градостроительных данных по всей России

В мае 2020 года стало известно о создании в России облачного решения для Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД РФ), которую разрабатывает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Эта система призвана объединить на единой платформе всю градостроительную информацию в России.

Минстрой интегрирует градостроительные данные на территории всей страны для дальнейшего анализа в национальной системе управления данными, а также производит перевод административных процедур в сфере градостроительной деятельности в цифровой формат. Предполагается, что такой проект повысит открытость градостроительной деятельности для общества, в том числе за счет снижения издержек при получении информации, формируемой на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.



Эксперимент по информационному обеспечению градостроительной деятельности с применением облачного решения будет проведён с 1 июля 2020 по 1 декабря 2022 года. Эта инициатива призвана ускорить создание актуальной и полной цифровой базы об условиях осуществления и планирования градостроительной деятельности в России.

Также будет предусмотрена возможность получения электронных градостроительных услуг инвесторами и гражданами. Кроме того, благодаря эксперименту предполагается сократить расходы на региональную информатизацию. На реализацию проекта выделяется 254,3 млн рублей. [3]

Читайте также: