Создание полиции в россии в 18 веке как органа правопорядка

Обновлено: 02.07.2024

XVIII век — важный этап в развитии политической полиции в России. Петр I стал царем в обстановке длительной и жестокой борьбы за власть придворной аристократии, усложнившейся вовлечением в эту борьбу московских стрелецких частей. Одновременно в стране росло недовольство крестьян, вызванное усилением крепостнического гнета. Без решительного подавления недовольства крестьян и сопротивления реакционного боярства успешное проведение намеченных Петром I преобразований было невозможно.

Одним из главных инструментов борьбы с теми, кто мешал проведению реформ, стал Преображенский приказ — новый орган по борьбе с преступностью, образованный в конце XVII века.

Преображенский приказ осуществлял преследование политических преступников на всей территории Русского государства. Полномочия приказа распространялись на всех его подданных, без различия сословия. Но наибольшее место в деятельности приказа занимали дела против представителей низших слоев населения.

Штат главной канцелярии Преображенского приказа, осуществлявший следствие и суд, был невелик. Он состоял из 2 дьяков и 5—8 подьячих. Для производства арестов, обысков и других операций, а также в качестве курьеров использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Во главе Преображенского приказа стояли близкие сподвижники Петра I — князья Ф.Ю. и И.Ф. Ромодановские.

По указаниям Преображенского приказа другие приказы и местные органы производили аресты, обыски, конфискацию имущества, переправляли нужных следствию лиц в Москву, наводили справки. По сути дела, Преображенский приказ стал централизованным органом политического сыска, действовавшим в общегосударственном масштабе.

Важной особенностью приказа была его непосредственная связь с царем. Петр 1 постоянно знакомился с делами приказа, писал по ним инструкции, выносил решения, иногда лично допрашивал обвиняемых. За период с 1700 по 1705 г. сохранилось более 50 его решений, которые затем служили образцомпри рассмотрении аналогичных дел (своего рода судебным прецедентом).

В первой четверти XVIII в. возник еще один орган политического сыска — Тайная канцелярия (1718 г.), которую возглавил П.А. Толстой.

Первоначально она имела узкоспециальную цель — расследование дела царевича Алексея и была временным чрезвычайным органом. Однако затем, после окончания следствия по этому делу, продолжала функционировать. В результате сложилась ситуация, при которой параллельно действовали два органа политической полиции — Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

Последняя сосредоточилась преимущественно на делах, возникавших в Петербурге или ближайших к нему городах. Остальная территория страны была подведомственна Преображенскому приказу (особенно Москва).

По масштабам деятельности Преображенский приказ существенно превосходил Тайную канцелярию. Например, в Тайной канцелярии с 1719 по 1726 г. было рассмотрено 280 дел, а в Преображенском приказе с 1718 по 1725 г. — около 2 тыс. дел.

Усиление жестокого политического террора в стране в годы правления Императрицы Анны Иоанновны 4 марта 1730 г., был уничтожен Верховный тайный совет. Вскоре, 6 апреля 1731 г., создается новый орган — Канцелярия тайных розыскных дел. Дворянское государство не могло обойтись без специализированного органа политического сыска.

Канцелярия тайных розыскных дел стала преемницей Преображенского приказа. Сюда был передан его архив, местом пребывания назначен Преображенский генеральный двор. Однако в отличие от Преображенского приказа Канцелярия тайных розыскных дел не была обременена другими функциями, она занималась только расследованием политических преступлений. Штат Канцелярии тайных розыскных дел (и ее конторы в Москве) значительно превышал штат Преображенского приказа. Канцелярия тайных розыскных дел подчинялась непосредственно царице (Анне Иоанновне, Елизавете Петровне).

Роль Канцелярии Тайных розыскных дел в системе органов государственной власти России в середине XVIII века была очень велика. Она с неослабевающей жестокостью преследовала всех тех. кто выражал недовольство правительством. Изощренные пытки, казни, жестокость служителей Канцелярии при разборе дел снискали этому органу страшную славу. Канцелярия тайных розыскных дел и ее контора в Москве были упразднены в 1762 г.

Екатерина II подчинила Тайную экспедицию Сената генерал-прокурору, роль которого возросла, как никогда ранее. Генерал-прокурор мог вмешиваться в дела любых органов, давать им предписания, оставаясь в то же время независимым, т.к. подчинялся только императрице. На должность генерал-прокурора Екатерина II назначала лиц, обязанных ей своей карьерой и являвшихся надежными проводниками ее политики (например, А.А. Вяземский).

Передача Тайной экспедиции в ведение генерал- прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других органов и сохранение секретности. Вся деятельность Тайной экспедиции Сената проходила под непосредственным контролем императрицы, она утверждала наиболее важные приговоры.

Основным материалом для возбуждения дела в Тайной экспе­диции были устные и письменные доносы. На почтамтах стали проводить ознакомление с письмами без ведома корреспондентов и адресатов (перлюстрация); это служило дополнительным источ­ником информации. Если полученные такими путями сведения заслуживали внимания, то начинался процесс: задерживали об­виняемых, вызывали свидетелей, проводили очные ставки и до­просы. Екатерина II не раз заявляла, что в Тайной экспедиции нет пыток и телесных наказаний; в действительности их приме­няли в не менее жестоких формах, чем ранее.

В XVIII в., благодаря усилиями двух великих реформаторов - Петра I и Екатерины II, Россия шагнула в Новое время из средневековья и вста­ла вровень с европейскими государствами. Достигнуто это было с помо­щью укрепления российской государственности путем образования но­вых структур и механизмов управления, включая и полицию. Идеалом Петра I являлось правильное, регулярное государство, в котором всякий будет знать свое место и точно исполнять роль, предписанную ему госу­дарством. Полиции в его создании отводилась важнейшая, если не ска­зать ключевая, роль.

Наиболее интенсивно эволюция государственной правоохрани­тельной системы проходила в XVIII в. Наметились пути дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата, параллельно углублялась специализация органов внутренних дел.

Эпоха правления Петра I ознаменовалась реформами западного образца во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в вопросах политического сыска и правоохранения в целом. В ходе реформ Петра были заложены основы новых учреждений, а после указов Екатерины II создавалась целая система городских и сельских полицейских органов. Во 2-й половине XVIII в. продолжался процесс совершенствования полицейских органов, однако единой политики в отношении ОВД и УИС так и не выработали.

В XVIII в. и Петр Великий и его преемники главное внимание уделяли не охране правопорядка и борьбе с уголовной преступностью, а созданию, дальнейшему развитию и укреплению политической полиции.

Кузнецов П.

Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII века), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и т.д. Однако эта деятельность не была их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности.

Развитие полицейских органов в период абсолютной монархии

Фактическая деятельность полицейских учреждений диктовалась условиями крепостнического строя, самодержавной государственностью и полицейским политическим режимом, конкретной ситуацией в стране и столицах, субъективными воззрениями и желаниями царя и его окружения. В законодательных актах указывались основные направления деятельности полиции, конкретизировались отдельные полномочия, регулировались формы и методы ее функционирования, однако в первой четверти XVIII в. не были определены рамки полномочий. Характер, формы и методы деятельности полиции просматриваются на примере некоторых традиционно присущих ей направлений деятельности.

Среди важнейших направлений карательно-правоохранительной деятельности столичных учреждений регулярной полиции выделяются регулирование передвижения и проживания в столицах населения, пресечение самовольных уходов работных людей, крестьян, дезертирства солдат. Вопросы о сыске беглых постоянно рассматривались полицмейстерскими канцеляриями. За три месяца (август - октябрь) 1724 года в Московской полицмейстерской канцелярии рассмотрено 19 дел о беглых, которых обнаружила московская полиция. Почти ежегодно полиция распространяла объявления о прощении возвратившихся до определенного срока на службу солдат.

Непосредственно на борьбу с беглыми направлялся учет городского населения. Это мероприятие имело существенное значение и для регламентации жизни горожан, привлечения их к полицейским повинностям, а также высылке из столицы людей, ставших там ненужными правительству.

Полицейские канцелярии в первой четверти XVIII в. имели широкие полномочия по части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. В них проводились дознание по всем обнаруженным полицией преступлениям, а также предварительное следствие и суд в отношении лиц, подведомственных полиции. Полицией приводились в исполнение вынесенные ею приговоры.

До крайности доведенная регламентация жизни и деятельности населения также была возложена на полицию. В функции регулярной полиции, как правило, входили те вопросы, в разрешении которых самодержавное правительство применяло грубое прямое принуждение. В регламентации часто подражали западноевропейским образцам, не считаясь с привычками и укладом жизни местного населения, что, естественно, вызывало противодействие с его стороны. Предметом разбирательства в сенате и полицмейстерских канцеляриях были в основном случаи злоупотребления, которыми причинялся ущерб знатным лицам или учреждениям. Эти случаи дошли до нас в архивных документах. А сколько бесчинства полицейских чиновников в отношении простонародья осталось неизвестно?

Итак, русский тип государственности, казалось бы, наиболее должен был укрепиться с 1861 года. Но для этого монарху необходимо было быть с народом, в мысли, в сердце, в общении. Монарху необходимо было вливать в свою личность всю живую работу народного духа. А между тем в этот момент самый важный, самый решительный, самый критический, какой только был в истории России, на монархию тяжко налегло антимонархическое управительное построение, выращенное в предшествовавший период.

Вот тут-то и сказались все вредные последствия насажденной с Петра и усиленной с Александра I бюрократии. До тех пор чрезмерный рост и вредное значение бюрократического управления было несколько ослабляемо влиянием дворянства, которое находилось в тесной и непосредственной связи с Верховной властью. Но дворянство потеряло возможность исполнять прежнюю роль связи между Верховной властью и нацией. А на месте этой связи ничего не было создано. С упразднением социально-исторической роли дворянства около верховной власти остались только ее бюрократические служебные органы.

Общая характеристика государственного строя России в XVIII веке

Естественно, что при этом задача организации самоуправления не только не была достигнута, но, в общем заглушена. Все же остальное и не могло быть достигнуто бюрократическим путем, ибо возможность личных прав и просвещения теснейше связана с социальной самостоятельностью народа.

Судить о мнениях народа по голосу печати – это значит сделать интеллигенцию представительницей всего народа и отдать мысль правительства во власть стремлений интеллигенции. На той же почве возникло огромное влияние разных заезжих иностранцев, обзаведшихся журналами, или евреев, или, наконец, просто спекулянтов, ни с какими слоями народа ничего общего не имеющих.

Таким образом, во всем прямая связь государства с народом отстранялась, и государственное строение с 1861 года в общем характеризовалось тем, что из года в год, почти без моментов передышки бюрократия развивала все большую централизацию и вмешательство чиновничьей власти решительно во все, чем только живет нация.

Область ведения управительных учреждений беспрерывно расширяется. Контроль частных граждан и общественных учреждений за действием бюрократических учреждений постоянно суживается. Контроль бюрократии за каждым малейшим действием личности и общественных слоев непрерывно растет.

Вот какие чувства и настроения воспитываются бюрократией и ее централизацией. Ее действо было вполне солидарно с тенденциями революционной интеллигенции.

Россия в период абсолютной монархии

Во второй половине XVII века I четверти XVIII в. в России утверждается абсолютная монархия. Впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата.

Принятый в 1649 г. наказ о градском благочинии стал действовать не только в Москве, но и на всей территории страны. В крупных городах объездным головам поручалось осуществлять паспортный контроль, наблюдать за порядком, санитарией и освещением. Они же формировали местную полицию и администрацию, организовывали патрулирование улиц.

После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и воеводам, взявшим на себя отправление основных полицейских функций.

Указом 1750 г. регламентировались методы борьбы с проституцией и притонами. Указом 1740 г. регламентировалась патрульная служба в городах. Однако к началу 60-х гг XVIII в. число полицейских учреждений сократилось, а оставшиеся перешли в 1762 г. в подчинение губернаторов и воевод.

Реформы полицейских органов, осуществленные Екатериной II, преследовали цель укрепить правительственный аппарат на местах. Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов, предназначенный для защиты фискально – полицейских интересов абсолютистского государства.

С другой стороны, русский статут содержит чрезмерно большой раздел (включающий в себя почти половину всех статей), в котором подробно описываются наказания, полагающиеся за каждое нарушение соответствующих правил.

В период царствования Павла I городское сословное самоуправление было слито с органами полиции. Вместо управ благочиния были учреждены городские правления – ратгаузы, соединявшие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. С 1799 г. во всех губернских и уездных городах стали открываться военно - политические органы – ордонанс - гаузы, каждый из которых возглавлялся полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму.

В XVIII в. правительство упорядочило управление крестьянами. В каждой удельной волости крестьяне избирали сельский приказ. Это был полицейский и финансовый орган, осуществлявший надзор за порядком, исполнением распоряжений правительственных учреждений.

Возникновение еще при Петре I специальные политические репрессивные органы более интересно стали развиваться во второй четверти XVIII в. Преобразование 1713-1718 гг. укрепили систему розыскных канцелярий, а в 1718 г. образован центральный органы – Тайная канцелярия. После ее ликвидации в 1726 г. контрольно-розыскные и надзорные функции перешли к Верховному тайному совету, а в 1731 г. – к специально созданной канцелярии тайных розыскных дел, контролируемой Сенатом. Это был действительный карательный орган, прототип тайной полиции. Манифестом 1762 г. была официально ликвидирована тайная полиция и канцелярия тайных розыскных дел. Однако на деле ее функции были возложены на третью экспедицию Сената 12 Манифестом Екатерины II 1762 г. были внесены существенные изменения в организацию нового тайного ведомства.

Согласно ее распоряжению, тайная экспедиция оказалась в подчинении одного генерал – прокурора. Передача тайной экспедиции в ведение генерал – прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности расследований. Тайная экспедиция действовала в условиях нараставшего народного недовольства с первых дней своего существования развернула активную деятельность. Поводом для возбуждения политических дел в тайной экспедиции чаще всего служили доносы. Широко применялась пытка, которая была отменена лишь Александром I в 1801 г.

Помимо широкого использования доносов, осуществлялась перлюстрация частной переписки подозрительных лиц, организовывалась слежка за радикально настроенными лицами. Во время следствия в тайной экспедиции отношение к подсудимым продолжало оставаться неодинаковым, в зависимости от их социальной принадлежности. Неравенств лиц перед законом внесено не только на характер допросов, но и на силу наказания, на условия содержания в тюрьме.

Период правления Павла I характеризуется отдельными либеральными жестами. Вместе с тем, царь сохранил тайную экспедицию, которую возглавил А. С. Макаров. В рассмотренный исторический период тайная экспедиция уже не играла серьезной роли. Политическим розыском занимался сам император и его окружение.

Александр I после вступления на престол повелел упразднить Тайную экспедицию. В своем манифесте от 2 апреля 1801 г. монарх резко осудил политику тайного политического сыска. Наряду с упразднением политического розыска была подтверждена отмена пыток. Однако позже Александр I пришел к выводу, что абсолютизм не может существовать без тайной полиции.

Список использованной литературы

Введение.

Совершенствование государственных и правовых институтов предполагает их развитие с учетом опыта, наработанного предшествующими поколениями. К сожалению, в теории и практике деятельности органов, осуществляющих борьбу с общеуголовной преступностью, были периоды, когда желание организовать ее по-новому приводило к отрицанию значительного объема исторически накопленного положительного опыта. Хотелось бы обратить внимание на то, что не следует предавать забвению отечественный исторический опыт борьбы с преступностью, так как в оперативно-розыскной деятельности новое - это зачастую хорошо забытое старое. Тема деятельности полиции была и остается актуальной для любого периода отечественной истории, такова природа Российского государства. Рост уголовной преступности и неудовлетворительные итоги борьбы с ней свидетельствуют о том, что один из основных административно-исполнительных органов государства в сфере поддержания правопорядка – полиция - уходит из правового поля органов местного управления и теряет связь с обществом и его институтами, что создает вакуум вокруг неё и ведет к правовому нигилизму. Гражданская активность в сфере охраны общественного порядка практически, сведена на нет, что вольно или невольно превратило правоохранительную деятельность в сугубо ведомственную задачу и обязанность соответствующих государственных органов.

Вопрос 1. Создание и развитие специализированных полицейских
органов России (первая половина XVIII века).

ХVIII в. занимает особое место в совершенствовании структуры и функций органов внутренних дел.

Этому способствовало и введение в России Петром I паспортной системы. Крестьяне и горожане не имели права покинуть место жительства, не получив паспорта. Контроль за соблюдением паспортного режима был возложен на полицию и стал одной из ее важнейших функций.

Отличительной чертой формировавшейся российской полиции был ее военизированный характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры. Низшие полицейские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту или состоянию здоровья не пригодных к службе в полевых войсках.

Жалованье полицейские чины, для которых в 1719 г. была введена специальная форма – кафтаны и короткие штаны василькового цвета и зеленые камзолы, получали наравне с военнослужащими[2].

Во второй четверти ХVΙΙΙ в. на органы полиции стали возлагаться и функции экономического характера. В 1729 г. была создана Канцелярия конфискации, в 1730 г. – Должный приказ (полицейские действия в отношении должников, неплательщиков и т.п.). Розыскные функции были сосредоточены (в 1730 г.) во вновь образованном Сыскном приказе. В 1733 г. были созданы полицейские камеры. К этому времени полицейская система выглядела следующим образом: губернатор, коменданты, генерал-полицмейстер, обер-полицмейстер, воеводы, сотские, земские комиссары, магистраты и ратуши – все эти органы в той или иной мере выполняли полицейские функции.

В первые годы своего царствования Екатерина II приняла ряд мер по совершенствованию деятельности полиции. Были увеличены штаты руководящих сотрудников Главной и Московской полицмейстерских канцелярий. Розыскная экспедиция в Санкт-Петербурге в 1763 г. была выделена из Главной полицмейстерской канцелярии и стала самостоятельным учреждением, подчиненным юстиц-коллегии.

С 1775 г. полицейские санкции в уездах стали выполнять исправники и нижние земские суды. В городах полицейское управление сосредоточилось у городничих. В Санкт-Петербурге и Москве – у обер-полицмейстеров.

Территория города делилась на округа, полицейский надзор в которых осуществлялся частным приставом.

В компетенцию управы благочиния входили:

- наблюдение за порядком, соблюдением законов;

- проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов;

- осуществление дознания и розыска, задержание преступников;

- решение мелких уголовных дел (на сумму до двадцати рублей);

- контроль за соблюдением паспортного режима;

Городские тюрьмы находились в ведении полицейских органов, (если это были не специальные тюрьмы и крепости для содержания политических и особо опасных преступников)[3].

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в ХVIII в. и Петр I, и его преемники главное внимание уделяли не охране правопорядка и борьбе с уголовной преступностью, а дальнейшему развитию и укреплению политической полиции. Если общая полиция, как уже отмечалось ранее, было децентрализованной, то политическая полиция с самого начала своего существования была строго централизована и подчинена непосредственно государю.

Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли первоначально созданные в марте 1711 г. фискалы, в задачу которых входило тайно подслушивать, проведывать и доносить обо всех преступлениях, наносящих государству вред: о нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и т.п. За несправедливые доносы фискал не наказывался, а за правильные – получал вознаграждения, равные половине судебного штрафа с уличенного им должностного лица. Фискалами руководил входящий в состав Сената обер-фискал, который поддерживал связь с ними через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата – особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.).

Главным судьей Преображенского приказа был крупный государственный деятель Ф. Ю. Ромодановский. В помощь главному судье с 1698 г. по 1706 г. действовала Судебная дворянская коллегия, куда входил ряд членов Боярской думы.

Если обвиняемый отрицал свою вину, то Приказ прибегал к пытке. Закон разрешал пытать трижды. Если обвиняемый на всех трех пытках показывал одно и то же, то это считалось доказательством правильности его показаний. Жестокость пытки в Преображенском приказе часто приводила к смерти. Из 365 человек, привлеченных к суду по делу об Астраханском восстании, от пыток умерло 45 человек.

Тайная канцелярия подчинялась Петру Ι, но в отношении некоторых дел (особенно по третьему пункту указа 1715 г.) ее решения допускались обжалованию в Сенате.

Наличие этих установленных в законе доказательств являлось основанием для вынесения обвинения. Оговор подсудимого, повальный обыск и присяга считались несовершенными доказательствами. Установление следственного процесса не устранило характерной для розыска пытки.

В 60-е года XVIII в. особое место среди центральных государственных учреждений занимали органы политического розыска – Тайная розыскных дел канцелярия (1731-1762) и Тайная экспедиция Сената (1762-1801).

Итак, к середине XVIII века, несмотря на меры, предпринимаемые властью, во многих регионах страны специализированные полицейские органы отсутствуют (сельская полиция еще не существует вообще). Практика привлечения к полицейской службе офицеров и солдат городских гарнизонов продолжается. Ситуация, сложившаяся в правоохранительных органах, уже не соответствовала требованиям времени.

Вопрос 2. Создание и развитие специализированных полицейских органов России во второй половине XVIII века.

В царствование Елизаветы Петровны Канцелярия осуществляла расправу над сторонниками Бирона и низвергнутой брауншвейгской фамилией, вынесла приговор вождю башкирского восстания 1755 г. Батырше и т.д. Здесь же рассматривались дела по оскорблению царствующих особ, их фаворитов, чиновников, а также дела участников народных движений, одиночек-бунтарей, в разных формах выражавших свой протест против существовавшего строя. В Канцелярии разбирались дела и неполитического характера: о взяточничестве и злоупотреблении властей, придворных дрязгах и ссорах.

Упразднив Тайную розыскных дел канцелярию, правительство сохранило политический розыск, передав его в введение Сената, в составе которого в октябре 1762 г. оформилась Тайная экспедиция. Общее руководство ее деятельностью было поручено генерал-прокурору А. И. Глебову и сенатору Н. И. Панину. В 1764 г. А. И. Глебова сменил А. А. Вяземский, оставшийся на посту генерал-прокурора до 1792 г. и фактически главой Тайной экспедиции. Реформа политического розыска в 1762 г. заключалась лишь в его своеобразной маскировке в аппарате Сената, Тайная экспедиция превратилась в самостоятельное центральное учреждение. В Москве существовал филиал экспедиции в ведении московского главнокомандующего – Тайная экспедиция при Сенатской конторе.

Основным материалом для возбуждения дела в Тайной экспедиции по-прежнему были устные и письменные доносы. Со времени правления Екатерины II в почтамтах стало проводиться ознакомление с письмами без ведома корреспондентов и адресатов (перлюстрация); это служило дополнительным источником информации. Если полученные такими путями сведения заслуживали внимания, то начинался процесс: задерживались обвиняемые, вызывались свидетели, проводились очные ставки и допросы. Екатерина II не раз декларативно заявляла, что в Тайной экспедиции нет пыток и телесных наказаний; в действительности же они применялись в не менее жестоких формах, чем ранее.

Петербургская палата уголовного суда приговорила Радищева к смертной казни, а две высшие инстанции – Сенат и Совет при высочайшем дворе – подтвердили приговор. В течение двух недель Радищев ожидал смерти. Но по случаю заключения мира со Швецией, а также по ходатайству, покровительствовавшего ему вельможи князя А. Р. Воронцова, Екатерина II заменила смертную казнь ссылкой на 10 лет в Илимский острог.

В 1792 г. Тайная экспедиция рассмотрела дело просветителя Н. И. Новикова, осужденного на заключение в Шлиссельбургскую крепость. В 1793 г. перед Тайной экспедицией предстал просветитель, сторонник республики и крестьянской вольности В. В. Кречетов, который после окончания следствия был также заключен в Шлиссельбургскую крепость. Попал в Тайную экспедицию близкий по взглядам к Радищеву писатель В.З. Пассек и т.д.

При Павле Ι в казематах Тайной экспедиции томились опальные вельможи, чиновники, офицеры. Через Тайную экспедицию прошли лица всех сословий. Одни из них затем попадали в Петропавловскую и Шлиссельбургскую крепости, другие рассылались по губернским тюрьмам, третьи высылались под надзор местных властей. Тайная экспедиция 2 апреля 1801 г. была упразднена указом Александра I.

Таким образом, наиболее интенсивно эволюция государственной правоохранительной системы, в том числе органов внутренних дел, проходила в ХVII и особенно в ХVIII вв. Определенно наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация и органов внутренних дел.

Заключение.

Итак, становление в России общей регулярной полиции началось в I четверти XVIII века с учреждения в Петербурге в 1718 году должности генерал – полицмейстера и создания при нем полицмейстерской канцелярии, которая после образования в 1722 году Московской полицмейстерской канцелярии во главе с обер - полицмейстером стала называться Главной. В 30-ые годы полицмейстерские конторы во главе с полицмейстерами создаются в крупных периферийных городах. Полиция, по замыслу Петра I, учреждалась как единый централизованный орган в городах.

Полицейская реформа Петром I осталась не завершенной. В первой четверти XVIII в. происходило становление регулярной полиции, но полностью установление ее, как и многих частей государственного механизма, тогда не произошло. Вместе с тем определились намеченные учредителем и сложившиеся на практике за неполных семь лет при Петре I основные задачи и функции полиции, ее регулярность и профессионализм, бюрократическая оторванность от народа. Реформы полицейских органов, осуществленные Екатериной II, преследовали цель укрепить правительственный аппарат на местах. Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов, предназначенный для защиты фискально - полицейских интересов абсолютистского государства.

Список литературы.

1. Березнев А. Т. История ОВД России. Учебное пособие в 2-х частях. – Воронеж, 1998.

2. Брачев В. С. Мастера политического сыска дореволюционной России. – СПб., 1998.

3. Власов В. И., Гончаров Н. И. Организация розыска преступников в России в IX-XX вв.: Историко-правовое исследование. Ч. 1-2. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 1997.

4. Глушаченко С. Б., Гундарин О. Т., Гутман и др. История ОВД. Учебное пособие в схемах и таблицах. – СПб., 2001.

5. Детков М. Г. Исполнение наказаний в дореволюционной России. – М., 1990.

6. История ОВД. Учебное пособие. Часть I. – М.: Академия МВД СССР, 1984.

7. История ОВД России. Краткий исторический очерк и основные документы: Учебное пособие./Сост. Т. М. Занина. Воронеж, 1999.

8. История ОВД России: курс лекций./Под ред. А. Г. Фастова. Волгоград, 2003.

9. Кучерук П. Деятельность полиции Санкт-Петербурга в середине XVIII-начале XIX вв.//История государства и права. – 2002. - № 2. – С. 43-45.

10. Кучерук П. Организация полиции Санкт-Петербурга в начале XVIII в.//История государства и права. – 2002. - № 3. – С. 7-9.

11. Михеева И. В. Российские министерства в XIX в.//Журнал российского права. – 2000. - № 4. – С. 155-162.

12. Мулукаев Р. С. Полиция в России: IX-начало XX вв. – Н. Новгород, 1993.

13. Омельченко О. Устав благочиния.//Человек и закон. – 1997. - № 6. – С. 7-12.

14. Российское законодательство X-XX вв. В 9-ти тт. – М., 1987.

15. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2007.

16. Сборник документов по истории ОВД: Вып. 1. – М.: Академия МВД СССР, 1980.

17. Сизков М. И. Полиция Российской империи в середине XVIII в.//Государство и право. – 1993. - № 11. – С. 124-131.

18. Сироткин В. Городовой – опора власти.//Спутник. – 1995. - № 12. – С. 145-149.

19. Степаненко О. Тюремная реформа 1879 года как основа гуманизации мест лишения свободы России.//Человек: Преступление и наказание. – 1999. - № 2. – С. 34-35.

20. Чукарев А. Г. Агентурно-осведомительный аппарат III Отделения при Николае I.//Российский исторический журнал. – 2000. - № 4. – С. 3-29.

[1] См. ПСЗ. Собр.1. Т.UI. № 3708.

[2] См.: Сизиков М.И. История полиции России. Вып.1. М.: 1992, с.14.

[3] Исаев И.А. История государства и права России. М.: 1993, с.93-94.

[4] См. Полиция и милиция России: страницы истории. М.: 1995, с.9.

[5] Цит. По Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: 1997, с.131.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.02)

Возникновение российской полиции при Петре I стало одним из звеньев формирования всей системы государственного управления. В ряду создания органов государственного контроля и политического сыска образование в 1715 г. в Санкт-Петербурге полицейской канцелярии стало началом создания российской полиции.

Вот с этого самого времени и вплоть до реформы 1861 г., а по некоторым данным и дольше, на офицерские должности в полицию, как правило, назначались те, кто прошел школу офицерства в российской армии с ее боевыми традициями. Это были люди долга, высокой чести и достоинства, чья нравственная сущность совпадала с теми нравственными целями, которые изначально ставились перед полицией.

Кроме того, в Уставе мы впервые имеем дело и с попыткой системного изложения нравственного содержания полицейской деятельности (достаточно лишь посмотреть на название пунктов Устава, в котором перечисляется, какими качествами должен обладать полицейский:

1. Здравый рассудок.

2. Добрая воля в отправлении порученного.

4. Верность службе императорского величества.

5. Усердие к общему добру.

6. Радение к должности.

7. Честность и бескорыстие.




Известно, что у русского человека в прошлом с детства воспитывали священное отношение к Богу и государю. Однако требование быть верным императору для полицейских означало сохранять ему верность как гаранту личности и собственности. Говоря современным языком, сотрудник должен хранить верность президенту как гаранту конституционных прав граждан. Процитированные документы свидетельствуют, что сотрудник призван охранять не интересы партии или группы людей, а быть защитником интересов личности и собственности граждан.

Есть еще одно, непосредственно связанное с высказанным выше, положение, с которым мы встречаемся и в текстах присяги и в других документах того периода. Смысл его состоит в том, что полиция — это опора государства, а любой чин полиции есть человек государственный, поэтому его долг состоит в том, чтобы посвятить всего себя служению общества.

Особая сложность состоит в том, что нравственные установки, в отличие от правовых, имеют множество подходов. К примеру, Гегель разрешает пойти наперекор абстрактному праву, если жизнь человека может быть спасена кражей куска хлеба, и предлагает не рассматривать это как воровство. Кант, напротив, категорически возражает против любых отступлений от нравственного идеала. Кроме того, как с нравственной точки зрения рассматривать насилие, которое должен использовать сотрудник, если зло оказывает сопротивление?

Проблема нравственной оправданности принуждения, насилие во благо — это одна из сложнейших проблем в области взаимоотношений общества и правоохранительных органов. Скажем, когда мы видим, как толпы разбушевавшихся фанатов во время футбольного матча или после него начинают крушить все подряд на своем пути, то насилие по отношению к ним со стороны правоохранительных органов — это препятствие на пути распространения насилия. Как бы жестоко это ни выглядело со стороны и что бы ни говорили по этому поводу, мы вправе настаивать на справедливости подобного принуждения.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы не переходить пределы здравого смысла в процессе правоприменительной деятельности, сотрудник должен обладать соответствующим набором нравственных качеств. Примечательно, что уже в документах, регламентирующих работу полицейских XIX - начала XX вв., нравственные качества рассматриваются как качества профессиональные, а не как нечто прилагательное к последним.

Значит, уже в старой России к культурному уровню полицейских предъявлялись достаточно высокие требования. Власть предержащие хорошо осознавали, что вежливое обращение и умение общаться с различными категориями лиц способствуют возвышению авторитета полиции в обществе. Нельзя не обратить внимание и на то, что демократизация социальной жизни России того периода поставила перед российскими полицейскими задачу пе­рейти от сугубо запретительных действий к предупредительным, при которых опять-таки резко возрастала значимость культурного уровня полицейских. Многие десятки лет отделяют нас от того времени, но как кажутся похожими наши времена!

Таким образом, во-первых, воспитательное воздействие и формирование личности подчиненного, можно сказать, является традицией русской полицейской службы. Кроме того, нельзя не обратить внимание на то, что взаимоотношения руководителя и подчиненного опираются на особенность нашего образа жизни и национального характера, что выражается, в частности, в указании на доверительность этих взаимоотношений. Во-вторых, старшим начальникам предписывалось уже тогда делать упор на индивидуальные, а не на коллективные формы воспитания, предлагалось вникать в интересы подчиненных, что должно вызывать доверие и расположение последних. Словом, утверждалось, что успешно руководить подчиненными можно лишь тогда, когда во взаимоотношениях с ними опираешься на нравственные регуляторы. Вообще нельзя не отметить, что весь документ отличается гуманистической направленностью. Защита интересов человека в различных формах службы городового отличает множество положений этого документа, включая взаимоотношения полицейский - гражданин, начальник - подчиненный.

Еще будучи ротмистром, он стал одним из тех руководителей Резерва

Очень хотелось бы, чтобы среди нынешних руководителей органов внутренних дел было побольше таких, как В.Ф. Галле, чтобы те, кому в XXI в. предстоит руководить подразделениями органов внутренних дел, были на него похожи.

Вывод: Традицией полицейской службы в России всегда был критерий честности и порядочности. Один из крупнейших исследователей нравственности И.Кант писал, что «ложь может быть внешней или внутренней. Внешняя ложь делает человека предметом презрения в глазах других, внутренняя - а это еще хуже - в его собственных глазах, она также оскорбляет достоинство человечества в его лице. Так вот нужно признать, что в различных документах, связанных с деятельностью полицейских, мы постоянно встречаемся с требованиями к ним о соблюдении как внешней, так и внутренней порядочности. Все это в конечном итоге именуется честью.

Вывод по теме: Тексты присяги, инструкций и др. документы дореволюционного периода свидетельствуют, что исполнение профессиональных обязанностей полицейского требовало высоких нравственных качеств, среди которых:

а) беззаветная преданность интересам государства;

б) личная честность и порядочность;

в) вежливость и доброжелательность, отзывчивость в общении с населением;

г) дружелюбие в общении с коллегами - являются одними из главнейших.

Наличие этих качеств традиционно рассматривалось как основа профессиональной пригодности полицейского России.

Полицейские боролись не только с уголовной преступностью, но и проституцией и нищенством.

Время правления императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра I, вызывает до сих пор бурные споры. Она пришла к власти после ожесточенной политической борьбы кланов. Ей было 37 лет, когда в марте 1730-го народ принес ей присягу на условиях полного самодержавия. 10 лет ее правления были полны противоречий. Скончавшись в феврале 1740-го, она оставила после себя не только рассказы о пышных приемах и праздниках, но и ряд указов, изменивших жизнь страны. Одним из них является документ, согласно которому в губернских, уездных и провинциальных городах появилась полиция.

Дьяки на службе

До Анны Иоанновны вопросом создания полиции занимался ее деятельный дядя. При Петре I в Санкт-Петербурге впервые появилась Главная полиция, которую возглавил генерал-адъютант Девиер, ставший генерал-полицмейстером. Штат его подчиненных был достаточно скромным по современным меркам. У него на службе числились заместитель, 4 офицера и 36 нижних чинов. Кроме того делопроизводством занимались дьяк и десять подьячих.

Выпить на Руси любили всегда.

В задачи полиции петровских времен входило не только обеспечение порядка на улицах столицы, но и уборка мусора, осушение болотистых мест, мощение улиц. Благодаря стараниям Девиера в городе на Неве были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. В функции стражей порядка также входила и борьба с пожарами, которые были страшной угрозой для молодого города.

Обер-полицмейстер был и в Москве. Должность, учрежденная в 1722-м году, являлась высшей полицейской должностью Москвы. Занять ее мог только кто-то из высших военных или гражданских чинов после личного назначения императора.


Лихие люди

В годы правления Анны Иоанновны города в страхе держали банды разбойников, на борьбу с которыми приходилось тратить из казны немалые деньги.

На должности прокурора Санкт-Петербургского окружного суда Анатолий Фёдорович руководил расследованием сложных, запутанных дел.

Для борьбы с лихими людьми приходилось посылать военные отряды и вырубать леса, чтобы бандитам негде было укрыться.

К слову, приговоры в те годы были суровые. Мало кто из преступников избегал высшей меры наказания. К примеру, в 1740 году в самой Петербургской крепости воры убили часового и украли несколько сот рублей казенных денег. Поиском преступников занялся особый постоянный отряд под начальством подполковника Реткина.

Его послужной список был обширный. В 1732 году из взятых им 440 человек 20 убийц были казнены, через год из 424 задержанных 11 получили высшую меру, в 1734 году из 570 к смерти были приговорены 24 человека, а в 1735 году – 94 (из 633 задержанных). Самым кровавым получился 1736-ой: из 835 преступников 102 были казнены.


Повальный мор

В задачи полиции тех лет входило и участие в борьбе с повальными болезнями, которые косили местное население. Главная полицеймейстерская канцелярия собирала данные, писала отчеты и предоставляла их в вышестоящие инстанции для принятия экстренных мер. К примеру, в 1737 году полицеймейстерская канцелярия представила в Медицинскую канцелярию отчет о том, что в Пскове в одну неделю заболело головною болезнью 355 человек, из которых умерло 8. Авторы записки били тревогу, что болезнь все усиливается, а в городе лекарей нет.


В этом же году полиции пришлось разбираться в странной горячке, которая поразила многих петербуржцев. Народ видел причину в том, что в город для потехи императрицы привезли слона из Персии. От этого диковинного зверя зараза и пошла. Правда, правительство находило другие причины: в 1738 году оно объявило, что болезни в Петербурге могут умножиться от привоза на продажу весьма дурного мяса. В итоге полиция должна была послать офицеров и лекарей для осмотра продаваемого мяса.


Устав благочиния

Новая реформа, затронувшая полицию, произошла уже после смерти Анны Иоанновны: в 1775-м была учреждена сельская земская полиция. Позже Екатерина II издала Устав благочиния, согласно которому вовсе создавался новый городской административно-полицейский орган – управа благочиния, или полицейская. В ее состав входили городничий и два пристава по уголовным и по гражданским делам. Кроме того в штате числились также 2 ратмана, которых выбирал народ на полгода, чтобы те могли контролировать деятельность городской полиции.

Читайте также: