Создана как продукт божественной воли какая правовая семья является

Обновлено: 25.06.2024

Поскольку процессы возникновения государства являются сложными, возникло множество теорий по данному вопросу.

1. Теологическая теория (Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жан Маритен) объясняет происхождение государства и права божественной волей. Теория не раскрывает конкретных путей и способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога.

2. Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский, Конфуций) рассматривает возникновение государства как процесс разрастания семьи, власть монарха формируется на основе власти отца в семье. Теория предполагает возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен – в большие общности, вплоть до государства.

3. Договорная теория (Локк, Гоббс, Руссо, Радищев и др.) считает, что государство возникает в результате заключения общественного договора. В силу этого договора люди передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор мыслится не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно организованную форму.

4. Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс). Согласно ей само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьбы с соседями) в единый организм – государство. В нем правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы.

5. Теория насилия (Гумплович, Каутский, Дюринг) объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими. Для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

6. Психологическая теория (Тард, Петражицкий) объясняет появление государства свойствами человеческой психики: потребностью подчиняться, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов поведения.

7. Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин) объясняет возникновение государства экономическими причинами, которые породили социальные причины – общественное разделение труда, появление избыточного продукта, частной собственности, раскол общества на антагонистические классы, классовая борьба. В силу этих факторов появляется государство как организация экономически господствующего класса для обеспечения эксплуатации другого класса.

8. Ирригационная теория (Виттфогель) объясняет возникновение государств, их первые деспотические формы связываются им с необходимостью осуществления крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и строительству гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Это приводит к образованию бюрократического класса, порабощающего общество.

Ни одна из теорий не может претендовать на абсолютную истину, так как у разных народов образование государства шло разными путями, и на возникновение любого государства оказали влияние множество различных факторов.

На экзамене каждая теория происхождения государства будет представлена в билетах отдельным вопросом.

Достоинством теологической теории происхождения государства является то, что она правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью, и это придавало власти особый авторитет.

Недостатком данной теологической теории является то, что она опирается не на данные науки. Эту теорию нельзя доказать, равно, как и опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, то есть это, в конечном счете, вопрос веры.

Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель, предполагает возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен – в большие общности, вплоть до государства. Согласно объяснению Аристотеля, государство – это продукт разросшейся семьи. Являясь первичной формой организованного общения, семья затем естественным образом размножается и делится. Государство по Аристотелю – это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение.

Позднее идеи Аристотеля использовались Р.Фильмером, Г.Мэном, Э.Вестермарком, Д.Мэрдоком, а в России – Н.Михайловским.

Недостаток патриархальной теории заключается в том, что она не подкреплена какой-либо исторической практикой. Патриархальная семья появилась вместе с государством как результат разложения родового строя. Если главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи.

Договорная теория происхождения государства имеет несомненные достоинства. Она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, обязаны отчитываться перед народом и могут быть смещены по его воле. Права и свободы человека признаны естественными, неотчуждаемыми, люди равны между собой и каждый их них ценен для общества. Кроме того, договорная теория впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты (договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми правителями в Венеции, Генуе, Великом Новгороде, Пскове и др.)

Органическая теория получила наибольшую известность в XIX в. в результате успехов естествознания, хотя еще Платон сравнивал государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. Представители этой теории – Г.Спенсер, И.Блюнчли, Р.Вормс, Прейс и др., – основываясь на теории дарвинизма, трансформировали биологические закономерности (эволюцию, внутривидовую борьбу, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы.

По их мнению, человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьбы с соседями) в единый организм – государство. Государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и живой организм, то есть растет, увеличивается в размерах, усложняется в строении, размножается и умирает. В государстве все части специализируются на выполнении определенных функций. В соответствии с органической теорией в государстве все части специализируются на выполнении определенных функций. Правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборону, нападение).

Достоинство этой теории в том, что ее представители справедливо заостряют внимание на том, что государство – это результат постепенного развития, эволюции. Кроме того, между естественной природой и обществом существуют самые тесные взаимосвязи.

Однако органическая теория происхождения государства имеет очевидный недостаток. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (механики, химии, биологии и т.п.). И так же как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Влияние естественной природы на общественное развитие не столь однозначно, как это представляли сторонники органической теории происхождения государства.

Теория насилия возникает в XIX в. в Германии в двух вариантах – как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е.Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства.

Основоположниками теории внешнего насилия являются Л.Гумплович и К.Каутский. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одних племен другими. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному, а государство трактуется как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Л.Гумплович утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К.Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными.

Данная концепция имеет достаточно сильные стороны. Насилие, завоевание одним народом другого действительно в целом ряде случаев сопутствовало образованию государств, например, древнегерманские, венгерское и другие государства.

Однако, как показывает то же исторический опыт, процесс возникновения государства основывается на тех изменениях, которые происходят внутри общества. Завоевания одних народов другими, на примеры которых опирались в своих рассуждениях сторонники этой теории, происходили в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур. Государство нельзя навязать какому-либо народу, если отсутствуют объективные внутренние предпосылки. Насилие следует рассматривать не как причину, а как ускоряющий образование государства фактор.

Психологическая теория возникла в XIX в. в трудах проф. Петербургского университета Л.И.Петражицкого. Сторонниками этой теории являются также Г.Тард, Д.Фрэзер, З.Фрейд и др. Они объясняли появление государства свойствами человеческой психики: потребностью подчиняться, жить в рамках организованного сообщества, чувством необходимости коллективного взаимодействия, осознанием справедливости определенных вариантов поведения, стремлением людей к поиску авторитета, указаниям которого можно было бы подчиняться в повседневной жизни. Государство порождается эмоциями и переживаниями людей, без них невозможно существование устойчивых социальных групп, общества и государства. По мнению Л.И.Петражицкого, к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно, привело определенное состояние психики первобытных людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов.

Оценивая данную теорию, следует отметить, что действительно различные интересы людей, реализуемые через психику, сыграли большую роль в процессе образования государства. Особенно следует выделить положение о том, что именно из сильных, волевых по своим качествам людей уже в древнее время выделилась группа управленцев – основа будущих институтов государственного управления.

Основным недостатком психологической теории является то, что ее сторонники придавали решающее значение психологическим факторам в таком сложном процессе, как формирование государства. Общеизвестно, что психологические качества людей сами формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных факторов. Кроме того, точка зрения сторонников данной теории о врожденном стремлении людей к общению как одной из важнейших причин происхождения государства не соответствует практике государственного строительства. На протяжении всей его истории человечество сопровождали войны, борьба, вражда. Военные конфликты всегда имели и имеют место в объективной реальности в противовес чувствам солидарности и общения.

Марксистская теория объясняет возникновение государства экономическими причинами – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на антагонистические классы. В силу этих факторов появляется государство как организация экономически господствующего класса. Ф.Энгельс писал, что государство – это продукт общества на известной ступени его развития. Государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала бы их в границах порядка. Такой силой, вышедшей их общества, но ставящей себя над ним, все более отчуждающей себя от него, является государство.

Несмотря на устарелость и ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. В частности, Ф.Энгельс показал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности – на появление и развитие государства. Ценным для того времени являлась характеристика разложения родового строя и перерастание его в государственную форму организации общества.

Недостатком данной теории является то, что недооцениваются конкретно-исторические и региональные особенности, а также иные факторы, влияющие на возникновение государства. Положения марксистской теории противоречат существу так называемого азиатского способа производства, многочисленным фактам истории (Киевское и Новгородское государства в ранний период их развития, первые скандинавские государства, государства, майя, инков, ацтеков и др.). Кроме того, понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, обедняет его содержание, игнорирует общесоциальное значение государства, его регулятивные и арбитражные возможности. Как показывает исторические опыт, эксплуататорские государства с течением времени смогли стать инструментами выражения воли большинства, а не узкой группы.

Виттфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство и т.д. Такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Кроме того, Виттфогель пытается связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.д.

Однако данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса возникновения государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, в других регионах не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны. Основным недостатком этой теории является то, что возникновение государства все же первично по отношению к ирригационным работам: именно его наличие и позволяло организовывать столь крупные и скоординированные действия населения.

Государства, как и право, существовали не всегда. Они появились на определенном этапе развития общества. О причинах возникновения государства и права спорят до сих пор. Существует несколько основных теорий, которые пытаются объяснить их появление.

Одна из них (она же самая древняя) — теологическая, которая говорит, что государство и право произошли по воле Бога. Эта идея господствовала еще во времена Древнего Египта, Вавилона, Иудеи, а потом получила развитие в Средние века.

Суть теории

Сторонники теологической теории настаивают, что государство — продукт божественной воли. Поэтому государственная власть вечна и незыблема, зависима от религиозных организаций.

Каждый человек обязан во всем подчиняться государю, а существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же самой божественной волей. Поэтому с таким неравенством нужно смириться и не оказывать сопротивления государю, который является продолжателем власти Бога на земле.

В современном мире тоже есть последователи этой теории. Это идеологи ислама, католической церкви, представители неотомизма.

Неотомизм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879 по 1962, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля ( Википедия ).

Учение Фомы Аквинского

Основателем теологической теории считается итальянский философ, религиозный деятель эпохи Средневековья Фома Аквинский (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима). Известен тем, что связал христианское вероучение с философией Аристотеля и сформулировал пять доказательств бытия Бога.

  • сущность, которая имеет божественное происхождение;
  • происхождение власти конкретного правителя;
  • использование власти этим правителем.

Первый элемент всегда имеет божественный характер, как идея о порядке. Остальные два элемента могут иметь как божественную природу, так и дьявольскую.

Наилучшей формой правления Фома Аквинский считал монархию, но весьма специфическую. Он видел опасность ее вырождения в тиранию, поэтому предлагал монархию политическую, при которой правитель подчиняется закону, и при нем существует совещательный орган, состоящий из духовенства.

Законы Фома Аквинский делил на Вечный и естественный.

Естественные являются производными от Вечного, божественного, закона, который управляет Вселенной и содержится в Библии.

Естественный закон предписывает людям стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Он конкретизируется в человеческих законах, назначение которых — силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели.

Закон в трактовке Фомы Аквинского представляет собой порождение воли тех, кто осуществляет заботу об обществе: Бога, церкви, правителя.

В этом еще одно требование к закону: он должен быть обнародован (опубликован), чтобы иметь возможность направлять деятельность.

Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Поскольку человеческие законы несовершенны, то если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, им можно не повиноваться.

Если естественный закон нарушается правителем, то его… нужно терпеть. Это возмездие за человеческую греховную природу. Выступление против законной власти Фома Аквинский считал смертным грехом. Лишь в одном случае допускалось восстать против тирана — если он посягает на божественные законы, идущие против церкви.

Теологическая теория интересна, но недоказуема в принципе, поскольку построена на вере. Кроме того, она принижает влияние социально-экономических, культурных и других материальных, духовных отношений на государство и право. И эта теория не дает ответа на вопрос: как совершенствовать государство и государственное устройство?

Религия представляет собой особую форму осознания и представления мира. Основными составляющими религии являются моральные нормы и типы поведения, культовые действия и обряды, а также объединения людей в организации. Религиозное мировоззрение опирается на мистический опыт или веру и связано с нематериальной сущностью.

Рассмотрим взаимодействие религии и права и выделим следующие их существенные связи:

  • такие однородные элементы религии и права как идеология и правосознание, религиозные и правовые нормы, церковные и светские суды воздействуют друг на друга;
  • совокупность однородных элементов одной из систем напрямую воздействует на общественную жизнь, что не может отразиться на совокупности однородных элементов другой системы. Например, религиозная идеология является источником нравственных представлений для большинства верующих и является определенным критерием, не допускающим нарушение законодательства;
  • неоднородные элементы религиозной и правовой систем также влияют друг на друга и представляется в форме регулирования юридическими нормами культовых отношений и поведения. То есть не только религиозные установки лежат в основе законодательства, но и законодательство содержит нормы, которые образуют невидимый барьер между дозволенностью и недозволенностью культового поведения;
  • взаимодействие отраслей права с различными сферами религии, что выражается в регулировании правовыми и религиозными нормами самых разных сторон общественной жизни – церковно-государственные отношения, взаимоотношения служителей культа, узаконение церемоний (коронация, инаугурация, присяга и т.д.);
  • взаимосвязь различных отраслей права с религией в целом (например, разная степень их секуляризации)

Таким образом, исходя из изучения теории взаимосвязи религии и права, следует сделать вывод, что различные однородные и неоднородные элементы правовой и религиозной системы взаимодействуют друг с другом во всех сферах общественной жизни современного человека, и образуют совершенно новую религиозно-правовую систему, которая объединила в себе все аспекты, характерные для каждой системы в отдельности.

Право и религия в настоящее время выступают как регуляторы общественных отношений, которые при своем взаимодействии подчиняют себе поведение индивидов и способны им манипулировать. Что это значит?

Человек, который родился в глубоко верующей семье и сам стал таковым, не может нарушить грань, которая находиться между религиозно дозволенным и запрещенным, это определяет его нравственные устои и религиозно верное поведение. Но не только религия влияет на поведение человека. Он живет в государстве, где действую свои законы. То есть помимо религиозных рамок перед верующим образуются еще один слой рамок, которые в данном случае будут иметь правовой характер.

Это можно представить как вакуум, в котором находится человек и не может из него выбраться из-за своих религиозных предрассудков и правовых наставлений государства. То есть, соединившись, религия и право образовали тот самый барьер, который и способен регулировать поведение человека.

Мусульманское право

Право мусульманских стран строилось исключительно на религиозных взглядах и установках. Только религия могла регулировать общественные отношения мусульман. Никакой другой закон не может быть выше закона Аллаха.

Все практические предписания Шариата можно разделить на три категории, которые регулируют:

  • служение (пост, молитва, паломничество ит.д.);
  • отношения между людьми (этика, семья, культура, право ит.д.);
  • наказание за правонарушение.

Основным источником мусульманского права является Коран. Правовая значимость Корана выражена в нем самом в словах: "И так Мы ниспослали его как арабский судебник". Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна - "Священное предание", состоящее из рассказов - хадисов - о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Следует отметить, что при жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, и оба источника в письменной форме были составлены уже после смерти Мухаммеда.

В Коране существовало множество различных пробелов, которые привели к необходимости создать своего рода комментарий Корану и Сунны. Основой такого толкования стал иджтихад, который содержал в себе те регулирования правил поведения, которые отсутствовали в Коране и Сунне.

С развитием мусульманской теории права иджтихад стал символизировать высшую ступень знания, на которой человек способен самостоятельно принимать решения. Мусульмане, которые обладали таким правом, назывались муджтахидами и становились впоследствии законодателями.

К началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина, ликвидируя правовые пробелы в основных источниках - Коране и Сунне, сформулировала нормы, составившие вторую группу источников мусульманского права.

Иудейское право

Иудейское право - это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем.

Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ.

Источником иудейского права является только Ветхий Завет, который нередко называют еврейской библией. Как известно, христиане признают в качестве Библии Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета делятся на три группы книг. В первую группу книг входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой. Тора выступает в качестве самостоятельно источника иудейского права. Две другие группы книг носят пророческий и этическо-назидательный характер.

Буддийское право

В Древней Индии религиозные начала вошли не только в культурную жизнь, они стали частью социально-правового развития общества. Доказательством этого служат источники права Древней Индии, которые закрепили в себе как нормы права, так и нормы нравственности и морали.

Развитие права в Древней Индии неразрывно связано с дхармашастрами, которые в наиболее полной мере отразили социально-экономическое и государственное развития государства. Дхармашастры представляли собой сборники религиозно-правовых предписаний, которые вобрали в себя и характеристики морали и нравственности, и образ закона права. Дхарма распространялась на все области жизнедеятельности индуса. Это были своего рода правила поведения, которые в полном объеме отвечали всем религиозным требованиям.

Синтоистское право

Будучи национальной религией, синтоизм в Японии сформировал понятие священной, избранной богами, страны, управляемой столь же священным императором. Более того, начиная с 1868 года, версия о божественном происхождении японского государства и императорской династии, положенная в основу синтоизма, в качестве составной части вошла в систему государственного образования.

Законодательными актами подтверждалось, что императорская особа есть божественный посланец небес, чье право наследственной власти сомнениям не подлежит и от народной воли не зависит. Такие принципы синтоизма составляли сущность государственной японской религии, которая была отменена только в 1945 году. Император в специально изданном эдикте отрекся от собственного божественного происхождения, и с тех пор синтоизм стал лишь одной из многих религий.

В современной Японии найдется совсем немного людей, относящих себя к синтоистам, но эта религия стала неотъемлемой составляющей жизни большинства японцев, воспринимающих сегодня исполнение традиционных синтоистских обрядов, неразрывно связанных со всеми ключевыми событиями в жизни, как часть национальной культуры.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Читайте также: