Современная государственная служба как политико правовой механизм цели функции задачи

Обновлено: 07.05.2024

В научной литературе встречаются разные подходы к типологии целей государственной службы. Наиболее часто встречаются уровневая и отраслевая классификации.

С уровневой точки зрения цели государственной службы принято делить на стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель административной власти — служить интересам государства, а через него — общества, народа. Служение государству и обществу, качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц, повышение эффективности работы государственного механизма — главная цель государственной службы. Кроме того, перед государственной службой политической властью, в соответствии с политической и социально-экономической ситуацией в стране, ставятся среднесрочные и текущие цели [10, с. 10-15].

С отраслевой или содержательной точки зрения все цели государственной службы подразделяются на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные (Таблица 1).

Политико-административные цели государственной службы направлены на укрепление государства и государственности, исполнительной ‑­вертикали власти, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом - на решение задач государственного управления. Таблица 1 – Цели государственной службы [10].

Основные цели государственной службы

-выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы;

-реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных потребностей людей;

-обеспечение благосостояния общества.

-исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов;

-решение общегосударственных задач управления;

-выполнение публичных дел;

-практическое осуществление функций государства;

-создание условий для связи государственного аппарата с народом

-повышение эффективности государственного управления экономикой;

-осуществление от имени государства управления государственной собственностью;

-обеспечение финансирования затрат на государственную службу;

-снижение затрат на содержание государственного аппарата

-обеспечение соблюдения законодательства государства;

-создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата

-организационно-техническое обеспечение органов государственной власти

-профессионализация государственного аппарата

-совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе

-приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы

Социальные цели государственной службы обусловлены ее социальным характером и предназначением государственной службы как социального института. Государственные органы ставят перед собой цели выполнения конституционных требований государственной поддержки социальной сферы — образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед населением регулирования и предотвращения социальных конфликтов в обществе, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из целей в этой области является обеспечение социальных гарантий для работников государственного аппарата и членов их семей.

Социальные цели государственной службы имеют ценностное содержание. В этом важная связь ее социального и культурного компонентов. С помощью государственной службы государство обеспечивает воспроизводство социальных ресурсов, стабильность, целостность, равновесие общественной системы, снижение социальной напряженности, повышение уровня и качества жизни, способствуя удовлетворению потребностей членов общества. Важную роль при этом играют соответствующие виды государственной службы – демографии, здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки, культуры и др.

Они являются специализированными органами, осуществляющими дифференцированное управление социальной политики, анализ и обобщение соответствующей социальной информации, разработку социальных программ, регулирования процессов социальной дифференциации общества., способствуя его социокультурному развитию [11, c.29-33].

Экономические цели государственной службы направлены на повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т. д.

Правовые цели государственной службы ориентированы на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности в стране, на создание правовых условий для организации и функционирования государственного ‑­ аппарата. Выполнение данных функций позволяет говорить о государственной службе, как правовом институте.

Организационные цели государственной службы направлены на организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, на повышение уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, на приведение структуры я численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, на совершенствование норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

охрана конституционного строя, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;

cоздание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников [5, c. 27-31].

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти, имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных законодательством.

Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть не только её основное назначение, но и выявить нерешенные проблемы государственной службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств улучшения государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов.

В зависимости от критериев анализа структуры и содержания данного явления существует насколько вариантов классификации функции государственной службы.

Первая классификация дается с точки зрения содержательной деятельности государственных органов и их служащих, и в соответствие с ней государственная служба выполняет следующие основные функции:

Вторая классификация, автором которой является В.Д. Граждан, отраслевая.

Автор выделяет три группы функций: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции: познавательно-аналитическая, оценочно-экспертная, прогнозно-целевая, морально-правовая, документационно-архивная. В организационной группе выделяются функции: корпоративно-технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции: подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений. Принятие государственных решений – это прерогатива политической власти, а административных решений -ьгосударственной службы [10, с. 56-60].

Четвертая классификация функций государственной службы дается с точки зрения ее граней (сущностных сторон). В этой связи выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института. Четвертую классификацию дают представители юридической науки, которые понимают под функциями государственной службы, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Также функции государственной службы можно разделить на основные и специфические. В свою очередь, основные и специфические функции подразделяются на общие, специальные и вспомогательные (факультативные). Это является пятой классификацией.

Основные функции государственной службы – это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным общим функция государственной службы можно отнести:

информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности; прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;

планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы ‑­ с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.)

организация – формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессе, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; организация в узком смысле – это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих пол поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; в узком смысле – текущие указания руководящими государственными служащими;

руководство – установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов; общее руководство – определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);

координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы; контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому (определенному) стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;

регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;

учет – фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы, о результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и т.д. [5, с. 63-70].

Специфические функции государственной службы, с одной стороны, затрагивают деятельность персонала органов публичной власти по осуществлению государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка и общественного порядка, а с другой - могут рассматриваться как регулятивное и иное организационное воздействие (деятельность) по ‑ограниченному и целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где часто объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба – часть механизма государственного управления, которое осуществляют государственные служащие.
Находясь между государством и гражданским обществом, госу-дарственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным же механизмом этого управления выступает государственная служба

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1Теоретические аспекты государственной службы……………………………….4
1.1 Сущность государственной службы……………………………………..4
1.2 Понятие государственной службы………………………………………7
2 Цели и задачи государственной службы………………………………………..13
2.1 Цели государственной службы и их направленность…………………13
2.2 Основные задачи государственной службы…………………………. 19
3 Функции государственной службы……………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

функции и задачи гос службы.docx

1Теоретические аспекты государственной службы……………………………….4

1.1 Сущность государственной службы……………………………………..4

1.2 Понятие государственной службы………………………………………7

2 Цели и задачи государственной службы…………………… …………………..13

2.1 Цели государственной службы и их направленность………… ………13

2.2 Основные задачи государственной службы…………………………. 19

3 Функции государственной службы……………………………………………..21

С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба – часть механизма государственного управления, которое осуществляют государственные служащие.

Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным же механизмом этого управления выступает государственная служба. Такова общая логика взаимосвязи и взаимодействия политической власти, государственного управления и государственной службы. И от того, какое место занимает государственная служба в системе власти, и какую роль она в ней играет, зависит очень многое в стране и обществе.

Государственная служба продолжает и завершает организацию государственного механизма, делая ее готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своей миссии.

Институт государственной службы является юридическим исходным правовым средством в системе построения государственности, т.к. он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов и органов местного самоуправления, т.е. он создает государственную администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого государства.

1 Теоретические аспекты государственной службы

1.1 Сущность государственной службы

Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения производства главным образом в интеллектуальном отношении. Недаром долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности.

Решающим фактором здесь является объект воздействия в процессе осуществления деятельности. Служба есть трудовая деятельность для других людей. Объектом воздействия в процессе службы выступает человек, личность, притом воздействие это - непосредственное, а человек - конкретный индивидуум. Служба зародилась и, развивалась вместе с обществом, в рамках общества и для общества.

Государственная служба находится в одном ряду с такими явлениями, как государство, государственная власть, государственное управление, взаимосвязана с ними и только через влияние на них может проявлять себя, реализоваться, анализироваться и оцениваться.

Проблема места и роли государственной службы в системе власти и управления всегда имела не только теоретическое, но и большое политическое значение. От ее решения во многом зависели характер и направленность государственного строительства. Для осуществления политики стабильности необходимо эффективное государство. Однако, несмотря на многие позитивные изменения, эта действительно центральная проблема в полной мере не решена. Очевидно, что ее решение лежит в плоскости определения места и роли административной власти в системе государственной власти и управления.

Государственная служба рассматривается как объект теоретического исследования, с одной стороны, и в плане нормативно-правового понимания, с другой. Теоретически государственная служба может быть представлена в аспектах: социальном, политическом, социологическом, правовом, организационном, нравственном. В правовом смысле исследуется юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение задач государственной службы.

Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

Чтобы наглядно представить природу и предназначение государственной службы в системе государственной власти необходимо определить ее сущность.

Есть два подхода к сущностной характеристике государственной службы - институционально-правовой и политический.

Первый подход - правовой, смысл его состоит в том, что государственная служба рассматривается как социально-правовой институт. Его основная цель - обеспечивать интересы государства и общества. Его главные функции - административная и сервисная по существу, не имеющие политического характера.

Второй подход – деятельностно - политический. Он заключается в том, что государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и поэтому носит политический характер.

В полном объеме сущность государственной службы как социального явления не может быть однозначно охарактеризована ни с позиций правового, ни с позиций политического подходов. Необходимо комплексное решение вопроса. Только в триединстве - профессиональная деятельность, социально-правовой институт и публично-правовое отношение - можно целостно и системно представить такое сложнейшее социальное явление, как государственная служба.

Исходя из сущности государственной службы, представляется возможным определить ее характер.

По своей сути и своему происхождению государственная служба носит ярко выраженный публично-правовой характер. Именно закон и право (административное, трудовое, служебное) определяют правовые и организационные основы и принципы государственной службы, устанавливают правовой статус государственных служащих, регулируют государственно-служебные отношения.

По своим социально- экономическим и политическим результатам и последствиям государственная служба носит политический характер. По своему предназначению она носит административный, управленческий и сервисный характер. По качеству и эффективности выполняемой деятельности государственная служба носит профессиональный характер.

Также для определения сущности государственной службы необходимо перечислить характеристики, делающие публичную службу государственной:

Во-вторых, государственная служба обеспечивает решение, как общегосударственных политических, так и административных, государственно-управленческих задач, отражая, таким образом, основные функции и черты государства.

В-третьих, государственный служащий выступает от имени и по поручению государства в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Эти вопросы не могут не носить властного характера.

В-пятых, государственная служба реализует волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью правовых, организационных и идеологических механизмов.

В-шестых, государственная служба реализует на практике принуждение, монополия на которое принадлежит исключительно государству.

В-седьмых, государственная служба является реальным проводником идеи государственности. Исторический опыт организации и функционирования государственной службы России свидетельствует о том, что государственная служба - это стержень государства, его опора, одно из основных звеньев государственного управления

В-восьмых, с содержательной стороны существенно то, что государственная служба от имени государства использует основные методы государственной власти - планирование, прогнозирование, организацию, убеждение, контроль. С их помощью государственная служба проводит в жизнь принятые органами государственной власти решения, программы, законы, указы, нормы, правила, запреты, предписания.

1.2 Понятие государственной службы

Цели, задачи, функции государственной гражданской службы

В научной литературе встречаются разные подходы к типологии целей государственной гражданской службы. Наиболее часто в научной литературе встречаются уровневая и отраслевая классификации. По уровням цели государственной службы принято делить на стратегические, оперативные и текущие. Главная, на наш взгляд, цель административной власти — служить интересам государства, а через него — общества.

К стратегическим целями государственной службы, таким образом, относятся:

  • служение государству и обществу;
  • качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц;
  • повышение эффективности работы государственного механизма.

Кроме того, перед государственной службой политической властью в соответствии с политической и социально-экономической конъюнктурой ставятся среднесрочные и текущие цели, выраженные в различных программах.

По отраслям или с содержательной точки зрения все цели государственной службы подразделяются на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные.

Политико-административные цели государственной службы направлены на укрепление государства и государственности, исполнительной вертикали власти, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом — на решение задач государственного управления.

Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением государственной службы как социального института В свете сказанного государственные органы ставят перед собой цели выполнения конституционных требований государственной поддержки социальной сферы — образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед населением, регулирования и предотвращения социальных конфликтов в обществе, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из целей в этой области является обеспечение социальных гарантий для работников государственного аппарата и членов их семей.

Экономические цели направлены на повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т.д.

Правовые цели ориентированы на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности в стране, на создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.

Организационные цели направлены на организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, на повышение уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, на приведение структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, на совершенствование норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

В научной литературе встречаются различные трактовки сущности и содержания функции государственной гражданской службы. Анализ вопроса показывает, что пока отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций государственной гражданской службы. Преобладает тенденция смешения функций государства и государственной службы, что не совсем оправданно.

Каждый государственный орган, его структурное подразделение, каждый государственный служащий имеют свою, характерную только для них функцию. Поэтому государственную гражданскую службу можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и гражданских служащих.

В зависимости от критериев анализа структуры и содержания данного явления существует насколько вариантов классификации функций государственной службы.

По содержательной деятельности государственных органов и их служащих функции государственной службы делятся на:

  • управленческую (административную);
  • организационно-распорядительную;
  • правовую;
  • сервисную;
  • социальную;
  • экономическую;
  • культурную;
  • воспитательную.

По отраслевому признаку обычно выделяют три группы функций гражданской службы: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции познавательно-аналитическая, оценочно-экспертная, прогнозно-целевая, морально-правовая, документационно-архивная. В организационной группе выделяются функции корпоративно-технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции подготовки государственных решений и их выполнения, принятия и реализации административных решений. Принятие государственных решений — это прерогатива политической власти, а административных решений — государственной службы.

По сущностным сторонам гражданской службы выделяют функции профессиональной деятельности, правового института, социального института публично-правового отношения. В этой связи выделяют функции государственной службы как профессиональной служебной деятельности, как правового института, как социального института, как публично-правового отношения.

Основной функцией государственной гражданской службы как профессиональной служебной деятельности является организация работы аппарата государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного управления в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы планирования. организации, распоряжения, координации, информации. стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место здесь занимают вопросы профессиональной переподготовки чиновников, повышения их ответственности за соблюдение служебной дисциплины и правил служебного поведения.

В ряду функций государственной гражданской службы как правового института на первый план выходят функции соблюдения Конституции РФ, реализации законов и иных правовых актов государства, разработки проектов законов и иных правовых актов, в том числе о государственной службе, регулирования правового статуса государственных служащих.

Центральной функцией государственной гражданской службы как социального института является реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т.д.

Функции государственной службы как публично-правового отношения государства и служащего нацелены на правовую и социальную защищенность чиновников, на создание благоприятных правовых и иных условий прохождения государственной службы, на регулирование денежного содержания и численного состава государственных служащих.

Четвертая классификация функций государственной службы связана с технологией управления. Ее сторонники справедливо исходят из того, что главной функцией государственной гражданской службы является государственное управление. По управленческому циклу, по А. Фай ото, можно выделить функции прогнозирования, организации, распоряжения, координации, контроля.

В юридической науке под функциями государственной службы понимают прежде всего правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Как видим, спектр функций государственной гражданской службы очень широк, что свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

С уровневой точки зрения, основные цели государственной службы принято делить на: стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель государственной власти – служение интересам государства, а через него – интересам общества и народа. Служение обществу, повышение эффективности работы государственного механизма, качественное обеспечение исполнения основных функций и задач государства, его должностных лиц и органов - главная цель государственной службы. Кроме того, перед системой государственной службы политической властью, в соответствии с социально-экономической и политической ситуацией в стране, ставятся текущие и среднесрочные цели [12, с. 10-15].

С отраслевой точки зрениявсе цели государственной службы подразделяются на: социальные, политико-административные, правовые, экономические, организационные .

Административно-политические цели института государственной службы направлены на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом - на решение задач государственного управления.

Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением института государственной службы как социального института. Так, органы государственной власти ставят перед собой цели выполнения требований государственной поддержки социальной сферы- здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед обществом, регулирования и предотвращения социальных конфликтов, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из главных целей в данной сфере является обеспечение социальных гарантий для служащих государственного аппарата и их семей.

Социальные цели государственной службы имеют ценностное содержание. В этом заключается важная связь ее культурного и социального компонентов. С помощью института государственной службы государство воспроизводит социальные ресурсы, обеспечивает целостность, стабильность, равновесие общественной системы, снижает социальную напряженность, повышает уровень и качество жизни населения, способствуя удовлетворению потребностей членов общества [13, c.29-33].

Экономические целиинститута государственной службы ориентированы на повышение эффективности государственного регулирования в экономической сфере, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т. д.

Правовые цели государственной службы направлены на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности, на создание основных правовых условий для функционирования государственного аппарата. Реализация этих функций позволяет говорить о государственной службе, как правовом институте.

Выполнение организационных целей государственной службы способствует организационно-техническому обеспечению государственных органов, повышению уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, приведению структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, совершенствованию норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

- охрану конституционного строя, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития общества;

- формирование общественно-правовых условий для практического осуществления функций органов государственной власти;

- повышение эффективности работы государственных органов в соответствии с их компетенцией и совершенствование условий государственной службы, профессиональной деятельности служащих;

- создание и поддержание в органах государственной власти благоприятных межличностных отношений, обеспечивающих развитие положительных личных качеств государственных служащих [6, c. 27-31].

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти, имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью института государственной службы является практическая реализация функций государства, решение его задач, удовлетворение общественных интересов на основе принципов и положений, установленных законодательством, обеспечение благосостояния населения.




Рассмотрениевопроса о функциях государственной службыпозволяет раскрыть её основное назначение. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства т.к. государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение государственными служащими своих обязанностей и компетенции органов государственной власти.

В зависимости от критериев анализа содержания и структуры института государственной службы существует несколько вариантов классификации основных функций.

В соответствии с первой классификацией, которая дается с точки зрения содержательной деятельности органов государственной власти, государственная служба выполняет следующие основные функции: управленческую, организационно-распорядительную, правовую, сервисную, социальную, экономическую, культурную, воспитательную.

В соответствии со второй классификацией, автором которой является В.Д. Граждан, выделяется три основных групп функций:информационная, организационная и технологическая. В организационную группу входят функции корпоративно-технологического и коммуникативно-компьютерного обеспечения. Информационная группа включает в себя функции: морально-правовую, познавательно-аналитическую, прогнозно-целевую, оценочно-экспертную, документационно-архивную. Такие функции как подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений относятся к технологической группе. Принятие государственных решений – это прерогатива государственной власти, а административных решений - государственной службы [12, с. 56-60].

Четвертая классификация функций государственной службы рассматривается с точки зрения ее сущностных сторон. Эту классификацию дают представители юридической науки, которые выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института. В этой связи под функциями государственной службы понимают, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Также функции государственной службы можно разделить на: основные и специфические. Это является пятой классификацией.

К основным общим функциям государственной службы можно отнести:

- информационное обеспечение деятельности органов государственной власти;

- прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, основных стандартов государственного управления;

- планирование - определение темпов, направлений, качественных и количественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления.

- организация - упорядочение структуры государственных органов, штатов, персонала, процессов в системе государственного управления;

- координация – согласование деятельности государственных служащих для достижения общих целей и задач государственной службы;

- контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;

- регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;

- руководство – установление основных правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий органов государственной власти, управляемых объектов [6, с. 63-70].

Специфические функции государственной службы рассматриваются как организационное воздействие по целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где чаще всего объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности института государственной власти в жизни страны и общества.

Читайте также: