Совокупная мощь государства как показатель его возможностей обеспечения национальной безопасности

Обновлено: 30.06.2024

В статье представлена оценка военной мощи десяти крупнейших армий мира и определены позиции России среди мировых держав, разработана модель обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: военная мощь, национальная безопасность, военный, экономический, научный и моральный потенциалы.

Annotation: The article presents an assessment of the military power of the ten largest armies in the world and determines Russia's positions among world powers, and a model for ensuring national security has been developed.

Key words: military power, national security, military, economic, scientific and moral potentials .


Современный мир полон угроз и противоречий. Военно-политическая нестабильность, продолжающиеся экономические санкции и экономический кризис накладывают свой отпечаток на национальную безопасность России. Экономика оказывает существенное воздействие на преобразование вооруженных сил, а формы и способы боевых действий, на характер войны. Вместе с этим военная мощь государства выступает важным фактором обеспечения национальной безопасности.

Материально-технической базой войны выступает экономика государства. Экономический потенциал страны оказывает существенное влияние на военную доктрину, концепции, стратегические планы. Подготовка государства к отражению возможной агрессии влияет на стратегию экономического развития, перевода экономики к функционированию в условиях военного времени, планы оснащения и обеспечения вооруженных сил государства. В этой связи, военное противостояние между государствами происходит в военно-экономической области, затрагивает развитие национального хозяйства противоборствующих сторон.

Ни одно государство не может пренебрежительно относится к своей обороне, как к гаранту существования и экономического процветания, как к залогу сохранения и развития имеющихся достижений. Отношения с другими странами определяются тенденциями в экономике и корректируются военным превосходством. Защита национальных интересов определяется состоянием оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.

Приоритетным направлением государственной политики является обеспечение национальной безопасности, территориальной целостности государства и его суверенитета. Национальная безопасность обеспечивается совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных мер и мероприятий, направленных на достижение международной, внутренней, экономической и других видов безопасности [1].

Стратегические приоритеты национальной безопасности формируются на основе анализа современной геополитической ситуации. Сегодня в большинстве регионов мира не соблюдается принципы равной безопасности. Блок НАТО укрепляет свои позиции в странах, граничащих с Россией. В Польше и Чехии американские военные размещают системы ПРО, что приведет к изменению баланса сил и вынуждает РФ к принятию ответных мер.

Следует отметить, что среди огромного арсенала средств обеспечения национальной безопасности приоритет отдается политическим средствам, позволяющим применять всю совокупную мощь государства для достижения мира и спокойствия. Однако политический инструментарий не безграничен. Национальная безопасность обеспечивается не только предупреждением угроз, а в необходимых случаях и их отражением, но и положением страны на мировой арене как в военном аспекте, так и конкурентными преимуществами развития экономики.

Мировое сообщество оценивает военную мощь государств с помощью индекса Global Firepower (GFP), который базируется строго на национальном военном потенциале по суше, морю и воздуху, включая показатели, связанные с финансовыми и природными ресурсами, а также с географическим положением страны.

Он объединяет более 50 различных показателей. Кроме численности армии, количества танков, кораблей, самолетов и прочей военной техники он также учитывает уровень финансирования военной сферы, транспортную инфраструктуру страны, доступ к нефтепродуктам и прочие факторы, которые могут повлиять на боеспособность армии. При этом в индексе не учитывается фактор ядерного оружия [2]. В тройку лидеров 2016 года вошли Вооруженные Силы Соединенных Штатов, армии России и Китая.

Ключевым фактором, обеспечивающим американским Вооруженным Силам большой отрыв от соседей, являются объемы военных расходов. Однако по некоторым позициям многие страны превосходят лидера. Количество танков в России составляет 15 398, в США – 8 848. Китай опережает США по количеству боевых машин.

Последние события на мировой арене (конфликт на Украине, военная компания в Сирии) позволяют западным партнерам вновь рассматривать Россию как военную сверхдержаву.

Однако по использованию современных способов ведения военных операций российские войска еще не вышли на одну ступень с развитыми военными державами, такими как США, которые превосходят нашу страну в космических системах наблюдения и беспилотных летательных объектах. Судя по экономической и технологической ситуации в недалеком будущем Вооруженные Силы России не получат подобные прототипы техники как у западных стран.

Российская армия обладает значительным ядерным потенциалом, который имеет силу сдерживания стран НАТО. При возникновении политических конфликтов, в которых блок пытается вмешаться, Россия старается исключить эти попытки, напоминая о своем ядерном превосходстве.

Российская Федерация развивает систему ограничения доступа (A2/AD), одновременно использующую самолеты системы ПВО, противокорабельные ракеты, подводные лодки, ракетные корабли и другое вооружение и военную технику.

Следует заметить, что в аспекте оснащения армий наша страна сильно отстает от США. К передовым достижениям, направленным на уничтожение потенциального противника в американской армии относятся сверхскоростные самолеты, спутниковые системы наблюдения, компьютеризированные системы управление и беспроводные сети, обеспечивающие полный контроль.

В современном нестабильном мире государство решает задачи обеспечения обороноспособности и защиты национальных интересов, что обуславливает развитие всех элементов военной организации. Модель обеспечения национальной безопасности представлена на рисунке 2.

Военная мощь обладает важной особенностью, заключающейся в качественном обновлении за счет оснащения инновационным и перспективным вооружением, совершенствования боевой подготовки Вооруженных Сил и развития инфраструктуры.

В целях укрепления военной мощи государство применяет возможности различных сфер общественной жизни: военный, экономический, научный и моральный потенциалы.

Обеспечение эффективной системы военной мощи связано с рядом проблем, основными среди которых являются: незавершенность процесса реформирования Вооруженных Сил; сохраняющийся разрыв между политическими установками и их реализацией; недостаточность финансирования национальной обороны; невысокая эффективность системы управления в военной сфере; недоработки нормативно-правовой базы.

Основная цель государства на современном этапе заключается в качественном укреплении военной мощи. Коренные преобразования, проводимые в военной сфере, будут способствовать приведению ее к оптимальным параметрам, соответствующим возможностям страны и существующим и потенциальным военным угрозам. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития ОПК приведет к инновационным преобразованиям не только в военной, но и национальной экономике. Государственная политика должна быть направлена на укрепление военной мощи России, консолидацию усилий всех ветвей и органов власти, концентрацию и эффективное использование выделяемых сил и средств. Необходимы серьезные корректировки соответствующей законодательной базы. Современная армия не должна давать не малейшего шанса военным угрозам. Эту задачу невозможно выполнить без реформирования и оснащения Вооруженных Сил новейшими видами ВВТ, инновационных решений оборонных предприятий, без серьезного повышения качества и снижения себестоимости выпускаемой ими продукции и в конечном итоге повышения военной мощи России, что исключит возможность ослабления роли и значения РФ как субъекта международных отношений.

Для описания и получения комплексной, научно обоснованной оценки совокупной мощи государства необходим определенный ряд показателей, характеризующих всю сложность и многоаспектность ее структуры. Набор взаимосвязанных показателей, дающих всестороннюю характеристику отображаемого объекта в аспекте определенной задачи (комплекса задач), представляет собой систему показателей. Как во всякой системе, в ней должна достигаться взаимная увязка и сопоставимость показателей по объему понятия и методологии измерения.

Показатель - количественная характеристика какого-либо свойства объектов и процессов, качественно определенная величина, являющаяся результатом измерения или расчета.

По признаку формальной характеристики различаются абсолютные и относительные показатели. При конкретных расчетах в обязательном порядке должны использоваться как те, так и другие показатели.

При формировании системы показателей их число может разрастись до чрезвычайно больших масштабов, что сделает крайне затруднительным и длительным процесс расчетных операций. Однако решение этой проблемы может быть значительно упрощено, если из множества возможных показателей экспертно отобрать строго определенное количество наиболее представительных показателей. Но и многие из отобранных показателей имеют различного рода взаимосвязи и взаимозависимости. Наличие тесной корреляции между отдельными показателями свидетельствует о принципиальной возможности выбора ограниченного количества агрегированных показателей.

Исходную систему наиболее представительных показателей должны составлять три группы показателей, характеризующих в соответствии с определением понятия совокупной мощи государства - силу государства, общества и вооруженных сил.

Практика подобных расчетов интегральных показателей свидетельствует, что наиболее рациональной является система из 20-25 исходных показателей. При таком количестве система устойчива и добавление дополнительных показателей не меняет общего тренда интегрального показателя, тогда как при меньшем количестве интегральный показатель крайне чувствителен к любым дополнительным исходным показателям. Таким образом, в каждой из трех вышеуказанных групп достаточно иметь по 6-7 показателей.

Материальная сила государства с наибольшей полнотой может быть выражена набором показателей.

К таким показателям достаточно отнести:

· валовой внутренний продукт (руб.);

· территория (кв. км);

· расходы по государственному бюджету (руб.);

· доля обрабатывающей промышленности в общем производстве (%);

· численность занятых в обрабатывающей промышленности (чел.).

Наиболее общими показателями, характеризующими на определенный момент времени в стоимостной форме экономические возможности государства следует считать национальное богатство и валовой внутренний продукт (ВВП).

Национальное богатство представляет собой сумму накопленного обществом овеществленного труда, т.е. совокупность наличных материальных объектов и продуктов, созданных трудом человека. Национальное богатство характеризует имеющиеся в наличии материальные ресурсы. В его состав входят основные производственные и непроизводственные фонды страны, оборотные фонды и природные ресурсы, вовлеченные в производство. Национальное богатство, как правило, в 3-5 раз больше величины валового внутреннего продукта.

ВВП характеризует экономическую мощь государства, тогда как национальное богатство в большей мере характеризует экономический потенциал. Она является достаточной мерой того, что общество получает в свое распоряжение, чем оно действительно располагает для удовлетворения своих потребностей, в том числе военных.

Однозначной зависимости между численностью вооруженных сил и других войск в системе обеспечения национальной безопасности и площадью территории, а также численностью населения страны не прослеживается. Так, в Канаде на 1 тыс. кв. км территории приходится 6 тыс. военнослужащих, в США - 230 тыс., в Израиле -10 тыс. человек.

Относительно населения страны различие в численности вооруженных сил составляет до 40 раз. В Индии численность вооруженных сил составляет 0,15% от общего числа населения, а в Ираке - 5,3%. Наибольшая милитаризация населения наблюдается в Ираке, Сирии, Северной Корее, Израиле и Греции, наименьшая - в Индии, Канаде, Китае и Японии. Если ориентироваться на средний уровень зависимости численности вооруженных сил от численности населения, то Во­оруженные Силы Российской Федерации должны иметь 4 млн. человек, на американский показатель-1,3 млн. человек, на среднеевропейский - до 1 млн. человек.

Материальная сила общества может быть выражена набором следующих показателей:

· численность занятого населения (чел.);

· средняя ожидаемая продолжительность жизни (лет);

· коэффициент рождаемости (чел./тыс. населения);

· расходы на науку (руб.);

· число студентов вузов (чел.);

· энерговооруженность (квт./.час. потребл.) чел.

Материальная сила вооруженных сил может характеризоваться следующими показателями:

· общая численность вооруженных сил (чел.);

· расходы госбюджета на национальную оборону (руб.);

· расходы на военные НИОКР (руб.);

· наличие в боевом составе: боевых самолетов и вертолетов (чел.), танков (ед.), боевых кораблей (ед.), артиллерийского вооружения: орудия ПА — 75 мм и выше;

· минометы — 81 мм и выше (ед.);

· экспорт вооружения и военной техники (руб.). Атомное оружие не учитывается, поскольку оно является оружием сдерживания и используется в обеспечении национальной безопасности, но вряд ли будет применено в боевой обстановке.

Для того чтобы рассчитать интегральный показатель совокупной мощи государства требуются специальные методические приемы, поскольку выполнять даже самые простейшие арифметические операции с разноплановыми абсолютными величинами невозможно. В связи с этим необходимо осуществить переход к относительным показателям или параметрам.

При сравнительном анализе возможностей обеспечения национальной безопасности ряда государств по указанным 20 показателям определяется удельный вес каждого государства в общей сумме значений того или иного показателя по всей группе анализируемых стран. Интегральный показатель совокупной мощи государства Мг представляет собой средневзвешенное значение всех 20 параметров в условных единицах.

Результаты расчетов позволяют отранжировать все страны по уровню их совокупной мощи и наглядно показать место каждой страны в мире или регионе. Проведя аналогичные расчеты на основе соответствующей исходной информации за несколько лет, можно получить ряд значений Мг для каждой страны и построить временную зависимость показателя совокупной мощи. Выравнивая динамический ряд тем или иным способом, в частности, методом наименьших квадратов, можно рассчитать значение Мг для каждой страны на перспективу.

Таким образом, создается возможность количественно прогнозировать изменение соотношения сил, что позволяет конкретно дополнить качественный анализ обстановки в регионе и мире в целом. Такой подход обеспечивает достаточную объективность при решении проблемы сравнительной оценки совокупной мощи различных стран.

Полученные значения совокупной мощи государства могут стать объективной основой при разработке научно обоснованной государственной политики обеспечения национальной безопасности.

Читайте также: