Советский университет как наследник отечественных дореволюционных традиций

Обновлено: 02.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Попалось тут у Игоря Пыхалова.
Тк. тема мне завсегда интересна, то перепечатаю.
"О высшем образовании и сословном неравенстве"

Возьмём сословный состав студентов вузов на 1 января 1914 года и рассчитаем количество студентов на 100000 представителей каждого сословия. Численность сословий возьмём из данных переписи 1897 года. Эта единственная дореволюционная перепись даёт самые надёжные цифры. Разумеется, к 1 января 1914 года численность населения Империи выросла, однако пропорции между сословиями изменились незначительно.

Итак, в 1897 году Российской империи (без Финляндии) имелось:
Дворян потомственных — 1220169
Дворян личных и чиновников не из дворян — 630119
Лиц духовного звания всех христианских исповеданий — 588947
Потомственных и личных почётных граждан — 342997
Купцов — 281179
Мещан — 13386392
Крестьян — 96896648
Войсковых казаков — 2928842
Инородцев — 8297965
Финляндских уроженцев — 35585
Лиц, не принадлежащих к вышеупомянутым сословиям — 353913
Лиц, не указавших своего сословия — 71835
Иностранцев — 605500
(Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. Спб., 1912. С.54)

Университеты

На 1 января 1914 года в Российской империи имелось 10 университетов (Петербургский, Московский, Харьковский, Казанский, Св. Владимира, Новороссийский, Томский, Юрьевский, Варшавский, Саратовский), в которых училось:

потомственных дворян, сыновей личных дворян и чиновников — 12833
из духовного звания — 3677
сыновей почётных граждан и купцов — 3884
сыновей мещан и цеховых — 8675
казаков — 427
крестьян — 4758
иностранцев — 432
прочих — 1009

(Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С.11 второй пагинации)

Таким образом, на 100000 дворян приходилось 693,57 студентов университетов,
на 100000 духовенства — 624,33
на 100000 купцов и почётных граждан — 622,26
на 100000 мещан и цеховых — 64,80
на 100000 казаков — 14,58
на 100000 крестьян — 4,91

Высшие технические учебные заведения
На 1 января 1914 года в ведении министерства народного просвещения находилось 5 технических вузов (Петербургский технологический институт, Харьковский технологический институт, Московское техническое училище, Рижский политехнический институт, Томский технологический институт), в которых училось:

потомственных дворян, сыновей личных дворян и чиновников — 2383
из духовного звания — 232
сыновей почётных граждан и купцов — 1367
сыновей мещан и цеховых — 3063
казаков — 132
крестьян — 2044
иностранцев — 126
прочих — 357

(Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С.27 второй пагинации)

Таким образом, на 100000 дворян приходилось 128,79 студентов технических вузов,
на 100000 духовенства — 39,39
на 100000 купцов и почётных граждан — 219,01
на 100000 мещан и цеховых — 22,88
на 100000 казаков — 4,51
на 100000 крестьян — 2,11

Дети священников неохотно шли в технические вузы, а так картина примерно та же.

Ветеринарные институты

На 1 января 1914 года в Российской империи имелось 4 ветеринарных института (Юрьевский, Харьковский, Казанский, Варшавский), в которых училось:

потомственных дворян, сыновей личных дворян и чиновников — 302
из духовного звания — 900
сыновей почётных граждан и купцов — 74
сыновей мещан и цеховых — 257
казаков — 31
крестьян — 136
иностранцев — 4
прочих — 25

(Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С.35 второй пагинации)

Таким образом, на 100000 дворян приходилось 16,32 студентов ветеринарных институтов,
на 100000 духовенства — 152,82
на 100000 купцов и почётных граждан — 11,86
на 100000 мещан и цеховых — 1,92
на 100000 казаков — 1,06
на 100000 крестьян — 0,14

А здесь наоборот, дети священников составляют больше половины абсолютного числа студентов. Что касается низших сословий, то шанс крестьянского сына стать студентом ветеринарного института был в 1000 с лишним раз меньше, чем у сына священника, в 100 раз меньше, чем у сына купца и в 10 раз меньше, чем у сына рабочего

А ещё были военные училища, в которых в подавляющем большинстве учились сыновья дворян, Духовные академии, где подавляющее большинство студентов составляли дети духовенства.

О среднем образовании и сословном неравенстве pyhalov December 17th, 22:49

Теперь посмотрим, что творилось в средней школе.

Мужские гимназии

На 1 января 1914 года в мужских гимназиях и прогимназиях Российской империи училось 152110 гимназистов. Из них:

потомственных дворян, сыновей личных дворян и чиновников — 49058
из духовного звания — 8519
сыновей почётных граждан и купцов — 15098
сыновей мещан и цеховых — 40903
казаков — 3108
крестьян — 30418
иностранцев — 1530
прочих — 3476

(Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С.53 второй пагинации)

Таким образом, на 100000 дворян приходилось 2651,37 гимназистов,
на 100000 духовенства — 1446,48
на 100000 купцов и почётных граждан — 2418,87
на 100000 мещан и цеховых — 305,56
на 100000 казаков — 106,12
на 100000 крестьян — 31,39

Реальные училища

На 1 января 1914 года в реальных училищах Российской империи училось 80800 реалистов. Из них:

потомственных дворян, сыновей личных дворян и чиновников — 18241
из духовного звания — 2296
сыновей почётных граждан и купцов — 7715
сыновей мещан и цеховых — 23953
казаков — 3835
крестьян — 22094
иностранцев — 1188
прочих — 1478

(Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С.81 второй пагинации)

Таким образом, на 100000 дворян приходилось 985,85 реалистов,
на 100000 духовенства — 389,85
на 100000 купцов и почётных граждан — 1236,03
на 100000 мещан и цеховых — 178,94
на 100000 казаков — 130,94
на 100000 крестьян — 22,80

Как мы видим, для тех, кто не родился в семье дворянина, священника или купца, шансы получить среднее образование были в разы, а для крестьянских детей — в десятки раз меньше.

Для бедных


Первую попытку ввести доступное для всех начальное образование предпринял Петр I. По его приказу в уездных городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий, а ещё так называемые цифирные школы, в которых учили основам арифметики.

Российское общество начала XVIII века приняло эту идею в штыки. Духовные школы не желали терять учеников ради каких-то новомодных наук, а сами учителя в вопросах воспитания были людьми простыми, выходцами из низов, и придерживались традиционалистских взглядов. Например, они считали самыми эффективными методами битьё батогами, сажание на цепь и патрулирование классов с хлыстом для унятия крика и бесчинства юношей.

Более того, ремесленники и купцы (то есть подавляющее число городского населения) были против обучения своих детей в школе. Все профессиональные навыки передавались непосредственно от мастера к подмастерью или от отца к сыну, а школы отрывали ребёнка от производства и прерывали эту традицию. В итоге цифирные школы быстро утратили популярность и вскоре закрылись. А светские науки вроде математики и геометрии остались только в гарнизонных школах, где учились дети военных офицеров.

В середине XIX века возможностей стало больше. Появились одноклассные земские училища, где преподавали основы арифметики, русский язык и закон Божий для всех детей вне зависимости от их сословной принадлежности. Тогда же открылись классические гимназии и реальные гимназии. Они были платные, но бессословные и недорогие — от 3 до 10 рублей. В первых учили древние языки, во вторых — естественные науки.

По сути, всеобщее образование в Российской империи так и не было введено. Оно существовало только в форме законопроекта, подготовленного в начале XX века.

Для богатых


Разумеется, у дворянских детей возможностей было намного больше. Первая гимназия, в которой могли учиться дети из богатых семей, была открыта в Санкт-Петербурге в 1726 году. Вторая была создана в Москве при только что открывшемся Московском университете в 1755 году. Здесь изучали фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, даже стихосложение и красноречие были в числе обязательных предметов.

Одной из таких гимназий был знаменитый Императорский Царскосельский лицей, в котором учился Александр Пушкин. Он считался самым привилегированным светским образовательным заведением в Российской империи. Изначально предполагалось, что там будут учиться младшие братья Александра I — Николай (будущий император Николай I) и Михаил. Но к открытию лицея 19 октября 1812 года его программа изменилась и теперь была рассчитана на подготовку чиновников высших рангов. Первый набор состоял из мальчиков 10-14 лет. Кстати, самому Пушкину тогда было 13 лет.


Государева учёба: от Псалтыря до географии Америки

Для военных


Одним из первых и самых престижных учебных заведений, созданных в Российской империи, была московская Школа математических и навигационных наук, где дворянских детей учили на инженеров, артиллеристов и архитекторов. До появления Морской академии в Санкт-Петербурге здесь же обучали будущих моряков. Параллельно стали открываться гарнизонные школы для детей военных, гимназии и пансионы, а для обучения будущих военных в 1731 году был создан Первый кадетский корпус. Мальчиков брали туда в пятилетнем возрасте и обучали на протяжении 15 лет. Военные дисциплины были по факту не в приоритете: помимо языков, здесь учили театральному искусству, танцам и музыке. Кадетские корпуса были реформированы императором Павлом I, известным любителем военных смотров, парадов и учений. Теперь гражданские лица больше не допускались к преподаванию, а их место должны были занять офицеры. Также при Павле в его любимой гатчинской резиденции было открыто первое военное училище.

Для женщин


У женщин в Российской империи возможностей получить образование было прямо-таки совсем мало. В 1860-е годы открылись Мариинское женское училище, Женский медицинский институт и одноклассные земские школы. А вот высшие курсы появились только после отмены крепостного права, в 1869 году. Это было связано прежде всего с общеевропейскими тенденциями женской эмансипации.

До этого девочек не брали ни в школы, ни в гимназии. Богатые семьи приглашали учителей на дом, но чаще всего это ограничивалось уроками французского, пения, танцами и игрой на фортепиано — о точных науках речи не шло. А девушка из бедной семьи могла выучиться разве что на акушерку.

Исключение составляли Институты благородных девиц. Самый первый и самый известный из них — Смольный, который открылся при Екатерине II. К концу XIX века в Санкт-Петербурге было десять таких гимназий, в Москве — четыре и ещё 16 — в губерниях. Это были закрытые учебные заведения, в которые принимали девочек-сирот или детей из богатых семей в возрасте от 10 до 12 лет. Они учились там на протяжении 9-12 лет. Выпускницы институтов считались самыми завидными невестами: они говорили на нескольких языках, знали географию, арифметику, историю, музыку, танцы, различные виды рукоделия и домоводство. А ещё выпускницы Смольного института получали золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II.

Попасть в такие институты было крайне сложно, но невероятно престижно. Большинство девушек по-прежнему оставались безграмотными. Только в конце XIX века женщины получили доступ к общему образованию и наукам. Во многих городах открывались женские курсы, которые стали не только оплотом женской эмансипации, но и рассадником революционных настроений в крупных городах.

Елизаветинский институт благородных девиц. Приготовление уроков в 1-ом классе / Изображение на обложке: Wikimedia Commons

Сейчас есть такое мнение – не надо никаких реформ в образовании, надо просто вернуться к советской школе

Ученики выбирали учителей

- Тамара Юсуфовна, сейчас есть такое мнение – не надо никаких реформ в образовании, надо просто вернуться к советской школе. А к какой? Она же была разной в 20-е годы прошлого столетия, в 40-е, в 80-е…

- Это правда - школа гражданской войны, школа времен НЭПа, сталинская школа… Они были совершенно разные.

Октябрьская революция была рубежом, который отделил царскую, имперскую школу и на этом месте практически заново стала формироваться советская единая трудовая школа.

- А что собой представляла царская школа?

- На самом деле к 1916 году царская школа стала очень соответствовать вызовам времени. Но тут надо понимать, что школа начальная и школа средняя - разные вещи. Начальная не может быть единой. Были деревенские школы, городские, ведомственные. Были в то время в России и разные национальные школы - мусульманские, еврейские, буддистские. И немало – около 20 тысяч.

К 16-му году договорились: с 7 лет пожалуйте в начальную школу. Все и обязательно

К 16-му году договорились: с 7 лет пожалуйте в начальную школу. Все и обязательно Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Но начальная школа никаким знаниям не учит. Она дает умения - читать, писать и считать. Дети читают какие-то учебники о природе, о родине, что-то из литературы. Знания начинаются в средней школе.

В 1915-1916-ом годах у нас был хороший министр образования Игнатьев. Он собрал все достижения, которые уже свершились в науке, и придумал, как эти знания должны прийти в школу, через какие учебные предметы. У нас была умная средняя школа, которая готовила современных, грамотных людей.

В 1915-1916-ом годах у нас был хороший министр образования Игнатьев

- Насколько доступно было такое образование?

- Начальное образование было не везде в равной степени доступно. В Москве стояли очереди, чтобы отвести ребенка в школу. А в некоторых губерниях школы могли стоять наполовину пустыми. Большая часть населения была неграмотна. И это было уже опасно.

- То есть вопрос всеобуча стоял еще до революции…

- Да он практически был решен до революции! К 16-му году договорились: с 7 лет пожалуйте в начальную школу. Все и обязательно.

Но политические партии начинают эксплуатировать эту идею. Говорить, что власть не в состоянии всех научить. Вот мы возьмем власть, и мы вам все устроим! Большевики по этому поводу обещали больше других.

25 октября 1917-го большевики берут власть. Луначарский, который становится наркомом просвещения, начинает с воззвания: мы вам обещаем бесплатное образование, мы всех детей будем учить на родных языках.

Обещать-то можно. Но как? Денег, сами понимаете, нет. Полнейший саботаж. Все служащие министерства народного просвещения ушли, остались только сторожа, которые стояли при входе.

- То есть учителя революцию не поддержали?

- Учителя умоляли большевиков не трогать школу. Она профессионально всех устраивала.

Но большевики не послушали. Была приняла декларация единой трудовой школы. Учебный план отменяется, программ нет. Учителей выбирают…

- …ученики.

- И родители. А эта публика не лучше. Ввели бригадный метод обучения. Что это такое? Это, значит, учителя нет, урока нет. Детишки сами осмысливают какой-то сюжет. И потом выдвигается один, который идет сдавать зачет за всю компанию.

Луначарский, который становится наркомом просвещения, начинает с воззвания: мы вам обещаем бесплатное образование

Луначарский, который становится наркомом просвещения, начинает с воззвания: мы вам обещаем бесплатное образование Фото: фотохроника ТАСС.

Педагоги уехали в эмиграцию

- Зато Луначарский занимался художественным образованием…

- О, да. Во всех школах ввели танцы. Родители возмущались – уроков нет, зато дети танцуют!

Учителя средней школы убегали в эмиграцию. Вторая по численности эмиграция после военных – учителя. Ведь кто преподавал в средней школе? Выпускники классических университетов, люди с великолепным образованием. И они понимали, к чему дело пришло.

Но я бы Луначарского защитила. Он в то время находился в Питере. А в Москве, куда переехало правительство, заправляли наркоматом просвещения Михаил Николаевич Покровский и Надежда Константиновна Крупская. Они были сторонниками радикального слома школы. Крупская читала очень много хорошей педагогической литературы. Но она не была педагогом. Она была идеологом. Она понимала, чего власть хотела бы получить от школы, но не знала, как этого добиться.

Надо сказать, что Ленин Крупскую очень ругал. Они жестко сцепились по поводу того, что происходит в школе. Потом он умер. Сталин всю эту историю терпел до 1929-го, пока не начался великий перелом.

Ленин Крупскую очень ругал. Они жестко сцепились по поводу того, что происходит в школе

Ленин Крупскую очень ругал. Они жестко сцепились по поводу того, что происходит в школе Фото: GLOBAL LOOK PRESS

И вот по школам едет комиссия из ЦК партии. А ну-ка напишите, детки, нам диктант. Образцы этих диктантов они привозят в Москву. Там красных чернил больше, чем фиолетовых.

И Сталин понимает, что школы под ним нет. А с другой стороны, открыты все шлюзы в вузы. Детей рабочих и крестьян зовут в университеты. По 400 человек записываются на курс. А через несколько месяцев остается 20-25 – потому что они просто не могут осилить вузовскую программу.

И вот тогда вытаскивают документы министерства Игнатьева и начинают возвращать в школу. К 1931-у году возвращается план урока, классы, форма, система обучения преподавателей. Начинается соединение дореволюционного опыта и нынешних реалий.

Пошли настоящие пединституты вместо двухмесячных курсов, на которых молодых комсомольцев готовили в учителя. А тут случилась война…

Где-то с конца 40-х советская школа стала работать, по сути повторяя царскую… Хотя по содержанию образования мы до царской школы так и не доросли. Но к сороковым годам на уровне массового ученика это были хорошие знания. Они и объясняют дальнейшие успехи в освоении космоса и атома.

Где-то с конца 40-х советская школа стала работать, по сути повторяя царскую… Хотя по содержанию образования мы до царской школы так и не доросли

Где-то с конца 40-х советская школа стала работать, по сути повторяя царскую… Хотя по содержанию образования мы до царской школы так и не доросли Фото: фотохроника ТАСС.

Сколько было грамотных?

- Тамара Юсуфовна, а есть данные, каков к 1917 году был процент неграмотного населения в России?

- Цифры очень путанные. Кто-то кричит, что у нас была замечательная образованная страна. Кто-то - что у нас была глухая неграмотность. Почему нет общей статистики? Потому что не было критериев. Знаете ли вы, что у нас тогда самыми грамотными были протестанты - латыши и эстонцы. Почему? Потому что пастор неграмотных не женил. Или, допустим, Уфимская губерния. Башкирское население было грамотнее русского. Но на каком языке? На своем. А у нас они считались неграмотными потому, что русского не понимали.

В общем, я бы не побоялась произнести такую цифру: процентов тридцать было грамотным.

- То есть умели читать и считать?

- И писать… Тех, у кого были дипломы об окончании царских гимназий, было мало. Процентов 10, не больше.

- Вот, а советская власть много сделала, чтобы поднять уровень грамотности населения почти до 100 процентов…

- В 20-е год каждый год начинали всеобуч, издавали декреты. Но все заканчивалось, как правило, ничем. Нужны были деньги. Мы знаем, что Сталин, проведя коллективизацию, взял деньги на индустриализацию. Он получил громадное количество населения в деревнях, которому не нужно было платить деньги, а надо было давать только трудодни. Из этого же источника Сталин взял деньги и на всеобуч.

Национальные школы

- На конференции в Высшей школе экономики вы рассказывали, что с национальными школами первым начал бороться Петр Аркадьевич Столыпин (он был с 1906 по 1911 годы премьер-министром Российской империи – Ред.). А в чем была проблема? Национальная школа – это рост образования в регионах.

- Каждый народ имеет по Конституции право получать образование на родном языке. Ты осваиваешь картину мира в родных языковых формах. Каждый язык свою картинку в голове рисует. Почему у нас не сильно большое понимание друг друга? Это потому, что мы мир по-разному видим. Но государству это все неинтересно. Приведу пример. Я когда-то в одном ведомственном институте образования курировала северные школы, ездила в кетские поселки. Кеты – это изолянты. У нас их три поселка. Всего человек 15 каждый год идут в школу. Так вот русский букварь в советское время стоил 20 копеек, а кетский - 240 рублей. Это зарплата двух инженеров. И у нас таких малых народов много, и их всех надо учить.

Но если для начальной школы еще можно создать букварь, учить письменности, то как быть в средней школе, когда надо учить наукам, а даже терминов на национальном языке нет?

Столыпин понимал, что при переходе к индустриальному обществу дети по всей стране должны обладать примерно одним и тем же объемом знаний. А преподавать на родных языках по общей программе, во-первых, дорого, во-вторых, нет учителей. И в-третьих, эту проблему в регионах традиционно решала церковь. В мусульманских школа была отличная система образования. Были учебники – причем, даже для средней школы, самими татарами написанные. У казахов, узбеков, армян, грузин, евреев учебники были.

Но власть не могла контролировать, что в этом учебнике написали. В 1917 году был только один цензор в Казани, который посмотрел учебники по истории. Он написал, что там отражен татарский взгляд. А как он хотел? Чтобы он московский был? Конечно, там Иван Грозный не сильно хорошо выглядел.

Столыпин воевал с этими школами по-страшному. Нагнал большого шума. В Казани до сих пор Столыпина терпеть не могут. А ему говорили: вы на наши школы деньги даете? Нет. Вот и отойдите.

И с этой же историей столкнулся и Сталин. Но он решил эту проблему просто. Он все эти мусульманские и еврейские школы ликвидировал. Тогда же, в годы коллективизации. Школы существовали за счет церковной десятины. А если десятины нет, то и нечем платить за школу. На какие деньги мулла будет учить детей? И с иудейскими школами история была такая же. Эти школы стали вполне себе советскими. За содержанием образования стали смотреть очень серьезные люди.

Про Закон Божий

- Я бы хотел поговорить про влияние религии на образование. На той же лекции вы рассказывали, что когда в начале прошлого века обсуждали изменения в образовании, ни одной из партий не пришло в голову потребовать отмены Закона Божьего как школьного предмета. Почему?

- Вся система школьного образования вырастала из церкви. Мусульмане, вспомним их добрым словом, разделили все человечество на тех, кто исповедует мировую религию – это народы писания, у которых есть какая-то учительная книга – Библия, Коран, Тора, и те, у которых нет письменной культуры – язычники.

Поэтому, считали они, люди должны читать свои книжки. Отсюда и пошло учение. В средние века стала работать наука, школа стала отпочковываться от церкви, появлялись светские дисциплины.

Но всегда знание считалось сакральным, не всем его положено было иметь. Жизнь с развитием наук подвела к тому, что понадобилось гораздо больше грамотных людей. Стали говорить об этом всеобуче.

И вот как это объяснял замечательный русский педагог Василий Порфирьевич Вахтеров (кстати, его книжку читал и Ленин). Когда вы говорите о всеобуче, вы должны понимать, что бросаете знания в огромную массу народа. Но у вас нет в школе предмета, который бы учил моральной ответственности за полученные знания. Не надейтесь, что это будет история или литература, какую бы патриотическую линию вы в ней не проводили. Морали учит только Закон Божий. Он говорит: там наверху-то есть тот, которого нужно побаиваться. Тебе дали знания по физике, по химии. Ты соединил проводки, одну кислоту с другой… Это не значит, что ты, дурачок, должен училке под стол это положить. Или бомбу организовать.

- То есть Закон Божий как сдерживающий фактор…

Возрастная категория сайта 18 +


Масштабность здания науки, техники, наукоемкой промышленности и, в конечном счете, обороноспособности любого государства, и главное – прочность этого здания, зависит в первую очередь от качества фундамента здания. Фундаментом же этим является система народного образования государства. Чем совершеннее эта система, тем грандиознее и прочнее будут возведенные над ней корпуса отечественной науки, техники и всего с ними связанного.

Образовательное будущее страны всегда лежит в основе и предшествует ее научному, техническому, экономическому и военному потенциалу.

Образование в широком смысле создает, формирует образ нации, народа, его сознание. Сознание в свою очередь формирует ту материальную действительность, которая народ окружает в конкретный исторический момент.

Борис Глебович Галенин

Борис Глебович Галенин

Стандарты, нормы и эталоны образования должны естественным образом вытекать из истории данного народа, а также из целевой функции религии, которая является исторической, народной и государствообразующей.

Целевая же функция христианства и прежде всего нашего родного православия, заключается в том, чтобы посильно вернуть греховного человека, находящегося в вырождающемся, деградационном состоянии, в первозданное качество, присущее ему до его грехопадения, и во всяком случае, сделать его доброжелательным к ближним, и верным сыном своего земного Отечества.

Бюджет Министерства народного просвещения

Бюджет Министерства народного просвещения

1894–1914

Начальные школы
Увеличение числа школ – в 2 раза
Увеличение числа учеников – в 2,9 раза
Средние школы и гимназии
Увеличение числа школ – в 15 раз
Увеличение числа учащихся – в 13 раз

1917–1928

Начальные школы
Сокращение числа школ – в 1,1 раза
Сокращение числа учеников – на 2%
Средние школы и гимназии
Сокращение числа школ – в 1,5 раза
Увеличение числа учащихся – в 1,1 раза

Николай Богданов-Бельский Устный счет в школе Рачинского

Николай Богданов-Бельский Устный счет в школе Рачинского

С самого начала царствования Николая II имел место опережающий рост бюджетных расходов на образование, причем в 1906–1916 гг. рост совершенно беспрецедентный. Ни до, ни после этого периода государство Российское не расходовало на образование столь большую часть своего бюджета. И это было так. В начале царствования Николая II из средств государственного казначейства на образование выделялось немногим более 40 млн руб., а земства, города и учреждения расходовали еще 30–40 млн руб., то есть по совокупности – 70–80 млн руб.

А в 1914 г. консолидированный бюджет составил уже 660 млн руб. – это порядка 20% госбюджета. Так что если брать на 1894 г. цифру 70 млн руб., то рост будет почти 10-кратный, на порядок. Но и по минимальной оценке – более чем в восемь раз.

Чтобы было понятно, о каких цифрах идет речь, отметим, что 660 млн золотых руб. – это, по разным оценкам, порядка 200–300 млрд нынешних долл.
Наиболее впечатляющее представление о росте бюджетного финансирования образования в Российской империи при Николае II, дает график этого финансирования, причем только по линии Министерства народного просвещения (см. рис.).

Дореволюционная начальная школа

Дореволюционная начальная школа

Обратите внимание на форму графика начиная с 1906 по 1917 г. Он идет едва ли круче графика экспоненты. График же консолидированного бюджета шел еще круче.

Он, независимо от нашего желания, показывает, что в образовании, а вслед за ним в науке и технике мы шли с опережением, которого нам хватило до тех самых 1960–1962 гг., когда мы смогли первыми выйти в космос.

Поскольку образовательный потенциал страны с абсолютной необходимостью и неизбежностью предшествует потенциалу научному и техническому, график финансирования образования в Российской империи в царствование императора Николая II есть математическое обоснование того неотвратимого факта, что именно император Николай II – творец не только образовательного, но и нашего научного и технического потенциала за последний век. И остатки этого имперского потенциала пока позволяют России, даже в ее малопонятной структурной форме Российской Федерации, оставаться относительно независимым государством.

Разумеется, развитие образования сопровождалось открытием библиотек и музеев.

В 1914 г. в стране действовало 76 тыс. библиотек, посещаемость музеев достигла 5 млн человек в год. Ежегодно печаталось около 99 млн книг и 11 млн журналов. Почтенные цифры, не так ли?

Но откуда же, спросите вы, столь любимый необольшевиками и либералами миф о дремучей российской безграмотности при дремучем царизме? Приведу единственный, однако многозначительный пример, стоящий диссертации по контрразведке.

На самом деле, речь должна идти не о неточностях, а об идеологических диверсиях, равных государственной измене, которые и подготовили катастрофу 1917 г.

Неудивительно, что один из крупнейших математиков современности академик Владимир Арнольд ответственно заявил, что царская церковноприходская школа давала значительно большее развитие мозговых извилин, чем нынешняя постсоветская десятилетка.

Гимназии же, число которых, как мы помним, росло наиболее быстро (в 15 раз за 20 лет!), предполагали значительно более широкий список дисциплин, чем современные школы. В них изучались немецкий, французский, латинский, греческий языки, родная речь, история, география, физика, педагогика и, конечно, Закон Божий.

Многих постигло массовое душевное заболевание. Да еще с тяжелыми многолетними, неизлеченными до сих пор последствиями.

Борис Глебович Галенин – кандидат технических наук, автор научных работ, посвященных защите портов от волнения. В 1970 г. окончил механико-математический факультет МГУ, работал в системе Минморфлота СССР.

Автор ряда работ по малоизученным вопросам истории Российской Империи. Действительный член Общества изучения истории отечественных спецслужб.

Миф про отсталую Россию нужен был только для того, чтоб смотрелась получше разоренная новой властью страна, которую отбросили в развитии далеко назад. И чтоб ее научно-технические достижения, полностью основанные на том, что создали в России до 1917 года - казались более значительными.

А сейчас давайте вспомним, что же принесла Россия в мировую науку. Ведь не только уровень техники важен, но и научный потенциал - именно это показывает, может ли быть страна среди лидеров. Я кратко расскажу про нескольких выдающихся российских ученых, которые внесли очень большой вклад в мировую науку.



1. Александр Лодыгин (1847-1923). Изобретатель лампы накаливания

До сих пор мы пользуемся лампочками накаливания, несмотря на то, что их стараются вытеснить более современные полупроводниковые лампы. Старая лампочка, изобретенная больше ста лет - не сдается! Это одно из самых важных изобретений, поменявших жизнь человечества - с лампами накаливания свет пришел в самые далекие уголки планеты. И изобрел ее наш соотечественник, русский ученый Александр Лодыгин. Первые лампочки были с угольными стержнями, но позже он их усовершенствовал, применив внутри вольфрамовую нить. Это устройство лампочки мы видим и сегодня в наших квартирах.


2. Павел Яблочков (1847-1894). Изобретатель трансформатора переменного тока.

Павел Яблочков долго конкурировал с Александром Лодыгиным за право стать главным изобретателем, несущим свет людям. Его свеча, работавшая на дуговом разряде, одно время была невероятно популярна в мире, но все же лампа накаливания ее победила. Зато другое его изобретение стало бесценным подарком человечеству. Современную электротехнику невозможно представить без трансформатора, который можно найти почти в любом устройстве, работающем на переменном токе.


В мире больше известен Владимир Зворыкин, который учился под руководством Розинга, с ним ставя первые опыты в новой области электроники. Дальше судьба их разделила: Зворыкин уехал, спасаясь от большевизма в годы гражданской войны, когда его чуть не убили красные. В итоге его изобретения попали в США, где и были запатентованы. А Розинг остался в СССР, где подвергся арестам и ссылкам, что подорвало его здоровье, приведя к более ранней смерти. В СССР телевидение в итоге появилось позже, развивалось медленнее, но труды ученых не пропали, и реализовались и здесь тоже.



4. Дмитрий Менделеев (1834-1907), выдающийся физик и химик.

Таблица Менделеева, а также периодический закон - преследуют нас все те годы, что мы изучаем в школе химию. Значение этого открытия и правда велико - обнаружив периодичность химических свойств в элементах, расположенных по возрастанию заряда ядра, можно было открывать новые элементы, которые еще не были известны науке. Хотя еще большее значение имеет его вклад в физику - уравнение Менделеева-Клапейрона, описывающее состояние идеального газа. Кто учился в 10-11 классах школы, должен хорошо его помнить

Произведение давления и объема пропорционально температуре, коэффициентом пропорциональности являются количество газа, и газовая постоянная. Отсюда можно выводить множество других уравнений и законов, узнавая, как ведет себя газ, если какая-то из величин постоянная, а другая растет.


5. Александр Столетов (1839-1896). Исследователь фотоэффекта.

Александр Столетов внес значительный вклад в мировую науку. Он установил первый закон эффекта, говорящий о том, что электрический ток, образованный в веществе под действием падающего света, пропорционален интенсивности этого света. Кто забыл школьную физику, тем напомню: фотоэффект заключается в выбивании электронов из вещества падающими квантами света. Эти электроны потом образуют ток, который можно использовать в фотоэлементах.


6. Константин Циолковский (1857-1935). Основоположник космонавтики.

Важнейший вклад Циолковского - это работа над вычислениями параметров реактивного движения - единственного, при котором возможны полеты в космосе. Он вычислил, какой будет скорость ракеты, и она оказалась зависимой от скорости истекания газов из сопла, а также соотношения масс ракеты и топлива.

— скорость вырывающихся элементов относительно ракеты;

— масса ракеты без взрывчатых веществ (т. е. без топлива);

— масса взрывчатых веществ.

От теории он переходил к практике: Циолковский пришел к выводу, что летательным аппаратом в космосе должна быть ракета. Он же пришел к мысли, что в ракете будут несколько ступеней, которые будут отброшены по мере использования.


7.Пётр Ле́бедев (1866 - 1912) — русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии давления света.

Экспериментаторы оказывали огромное влияние на развитие фундаментальной науки - ведь именно они своими опытами доказывали справедливость разных физических теорий, что позволяло науке двигаться дальше, отталкиваясь от доказанных вещей. Петр Лебедев провел опыт, в ходе которого ярким лучом света освещались черная и зеркальная пластинки. Черная лучи поглощала, а зеркальная отражала, при отталкивании от нее частиц света она должна была сильнее отодвигаться, чем черная, получая дополнительный импульс при отталкивании от нее частиц. Лебедев не только продемонстрировал это явление, но и смог измерить разницу сил, действующих на разные пластинки


8. Александр Попов (1859-1905) - изобретатель радио

До сих пор идут споры, кто же на самом деле изобрел радио. На Западе считают,что Маркони, у нас считают, что Попов. Возможно, что справедливы все точки зрения, каждый внес свой вклад. Радиоприемник Маркони больше был пригоден для практического использования, а прибор Попова первым смог принимать электромагнитные сигналы, дав старт для дальнейших разработок, которые уже перешли в практическую плоскость. В России работы Попова быстро нашли применение в военном деле.


Я перечислил лишь нескольких выдающихся физиков. На самом деле, русские ученые внесли вклад в науку во всех ее отраслях. Российская наука до революции бурно развивалась, что доказывает наличие хорошо развитых, давно сложившихся, научных школ, а также говорит о качестве образования. Советская наука была прямым продолжателем дореволюционной российской, а советское образование - прямым продолжением образования царского, причем в сокращенном варианте. Россия до 1917 года была бурно развивавшейся страной, и если б не революции и войны, ее прогресс был бы еще значительно больше. Мы должны помнить, что в нашей стране существуют многовековые научные традиции. И поэтому очень важно придавать больше значение образованию, тяге к научному знанию, воспитывать это все в наших детях.

Читайте также: