Совершенствование правовой культуры как предпосылка формирования правового государства

Обновлено: 16.06.2024

Роль правовой культуры в формировании правового государства

Идея правового государства заключается в том, что верховенство закона превыше всего по отношению ко всему обществу, к государству, ко всем слоям населения, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право или другими словами нормативно-правовой акт. Базовыми принципами правового государства являются:

  • главенство закона и права над всей общественной жизнью, в том числе и над органами власти (принцип законности);
  • признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • разделение государственно власти на три уровня по горизонтали;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • стабильность законности и правопорядка в стране и т.д.

Однако на пути построения социально справедливого государства постоянно встает вопрос: каким образом можно этого достигнуть в обществе, где присутствует правовой нигилизм, недостаточно развита правовая культура? Как представляется, формирование правового государства возможно лишь там, где правовая культура и правовое сознание гражданского общества достигли своего совершенства. Отсутствие того и другого в значительной степени затрудняет формирование правового государства, а преждевременное его провозглашение, как это сделано в Конституции РФ, носит характер профанации, рассчитанной на юридическую безграмотность населения.

Любая культура, будь то художественная или религиозная — это, прежде всего, цивилизованный образ жизнедеятельности, структура и система интеллектуальных, духовных, психологических и нравственных ценностей индивида, социальных групп и общества в целом.

Специфика правовой культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права.

Правовая культура зависит не только от знания законов, безусловного и правильного их применения субъектами государственной власти, но и от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Правовая культура — это особая ценность общества. Другими словами, правовая культура — это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. Правовой процесс без правовой культуры не могут существовать друг без друга, ибо они взаимосвязаны между собой. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своего повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры 3 Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1994. . Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Правосознание — это внутренний, индивидуальный регулятор правового поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно, все зависит от обстоятельств, в которых развивается индивид. Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение, деятельность людей в юридически значимых ситуациях. Правосознание определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями, т.е. на все это влияет как правовой режим, установленный в государстве.

Но на самом деле правовая культура — нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется определенным уровнем знания действующих норм; ему свойственно уважительное отношение к праву и оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.

Таким образом, правовая культура — это единство правовых знаний, оценок и поведения. Иметь правовую культуру — значит не только самому выполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты следовали им.

Иначе говоря, почти половина опрошенных не ощущают себя активным субъектом правовых отношений. Характерно, что причину такого положения они видят не в недостатках действующего законодательства.

Анализируя некоторые моменты этого опроса, можно отметить, что большинство граждан Российской Федерации не до конца осознают, как важна правовая культура в России.

Чтобы поднять уровень правовой культуры, следует установить рациональный путь становления правосознания личности, помогающий осознать социальную ценность права, понять смысл действующих законов и их личную значимость. В этом случае, даже сталкиваясь с негативными явлениями в правовой сфере, граждане будут воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие праву и требующие устранения.

Таким образом, в процесс правового образования происходит становление позитивного, развитого, целостного правосознания, являющегося ядром правовой культуры личности, побуждая ее к правомерным действиям и поступкам.

Правовое образование гражданина современной России должно опираться на становлении правовой культуры граждан демократического общества. Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Речь идет и о среднее специальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического профиля. Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. Такая систематическая юридически-воспитательная работа тем более необходима для России, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.

Тем самым, анализируя вышесказанное, нельзя утверждать, что правовая культура не влияет прямо на правовое государство. Следовательно, чем выше уровень правовой культуры, тем быстрее государство станет правовым. В своем заключении еще раз отметим слова М. Монтеля о том, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей.

Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни культуру, право, экономическую целесообразность, мораль.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпимы политиканство, анархия, правовая самодеятельность и безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое.

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). И в том и в другом случае говорить об уважении к праву не приходится.

Особенно опасен доставшийся нам в наследство двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Маленький, но красноречивый пример: специалисты обратили внимание на фотографию одного из высокопоставленных подсудимых, направлявшегося от тюремной машины в здание суда с засунутыми в карманы руками. По инструкции же, регулирующей поведение подсудимого, руки должны быть за спиной.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Остаются неурегулированными правовые основы их деятельности. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти. Огульная и неквалифицированная критика делу не поможет, она вызывает лишь чувство неловкости.

Не будем забывать и о том, что негативно к правоохранительным органам относятся в первую очередь правонарушители, сознательно преступающие закон. Огромное же большинство граждан видят в них защитников своих законных интересов, гарантов спокойствия и безопасности.

Итак, правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и тем учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

Вопросы для самоконтроля

1. Как формируется правовая культура?

2. Что такое правовая антикультура?

3. Чем опасно незнание норм права?

4. Что такое правовой нигилизм и правовой цинизм? Как бороться с ними?

5. Какой путь ведет к формированию правовой культуры личности?

Формализованность правовых знаний, наличие в праве строгих, отточенных формул, четкость буквы закона не минус, а, скорее, плюс юридической науке. Такая особенность в какой-то мере приближает отработанные теоретические конструкции в юриспруденции к разряду знаний, свойственных точным наукам, если угодно– к знаниям математического профиля.

Можно наметить оптимальный путь утверждения в обществе высокой правовой культуры.

Этот путь – возрождение частного права.

Краеугольный камень такого мировоззрения в том, что частное право – это главное достижение мировой юридической культуры, рожденной еще в Древнем Риме, но достоинства которого в полной мере проявились на современной стадии цивилизации. Именно оно, частное, цивильное право, оказалось адекватным требованиям экономической свободы, независимости, защищенности и суверенности участников хозяйственной жизни, их неотъемлемых прав и свобод (С. Алексеев).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Гуманитарное образование и правовая культура.

2. Правовая культура и гражданственность.

3. Почему так популярно сегодня юридическое образование?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435]

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435] В настоящее время сложилась ситуация, когда в сфере недропользования одновременно действует две системы отношений:1) отношения собственно недропользования, которые выражаются в том, что

5.1. Совершенствование судебной системы России

5.1. Совершенствование судебной системы России Конституция Российской Федерации определила принципы построения единой судебной системы. Основополагающим фактором служит государственное устройство России как федеративного государства. Для нее характерно сочетание

§ 1. Уголовное право и его совершенствование

§ 1. Уголовное право и его совершенствование В. И. Ленин говорил, что теоретические положения имеют ценность не сами по себе, а только тогда, когда они претворяются в практические дела. «Было бы величайшей ошибкой, если бы мы стали укладывать сложные, насущные, быстро

1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ

Совершенствование законодательной базы

Совершенствование конституции

Совершенствование конституции На протяжении конца XVIII — первой половины XIX в. Конституция федерации оставалась в основном неизменной. Несколько дополнений к ней были вызваны упорядочением выявившихся в политической практике пробелов конституционного

28.4 Функции правовой культуры

28.4 Функции правовой культуры В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую.Содержание

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества А. С. КОМАРОВ, заведующий кафедрой частного права Всероссийской академии внешней торговли,

Понятие правовой культуры в контексте правовых норм

Правосознание определяет уровень правомерного поведения людей, отношение лица к действующим нормам права, а также вновь принимаемым нормативно-правовым актам. Данное явление тесно связано с уровнем нравственного сознания, взглядами и представлениями о праве, которые передаются из поколения в поколение, их развитие происходит в процессе воспитания, обучения, в семье.

Правовую культуру необходимо рассматривать не как простое явление или отношение к праву, а как, прежде всего, уважительное отношение к нормам права.

Основной задачей культуры является формирование отношений с окружающим миром и людьми. Данное явление характеризует в узком смысле систему нормативных отношений, возникающих между людьми и организациями, они сформированы в процессе социального взаимодействия и регулируются фиксированными правилами, которые обязательны для исполнения и охраняются государством. В широком смысле данное явление рассматривается в качестве совокупности правовых явлений, знаний, убеждений, а также установок личности, их реализация происходит в процессе общения, труда, выбора определенных моделей поведения, а также отношения к ценностям общества.

Специализированные уровни правовой культуры характеризуется такими явлениями, как право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляция правовых отношений. Также сюда относятся мораль, нравственность. Данное явление также характеризует взаимоотношения между людьми и их группами, а кроме того влияние права на различные стороны общественной жизни.

Формирование правовой культуры

Ученые выделяют в рамках правовой культуры четыре основных уровней, именуемых состояниями:

  • Идеологические, характеризующие правовые идеи;
  • Нормативные, характеризующие правовые нормы;
  • Поведенческие, характеризующие правовые поступки;
  • Объективированные, характеризующие правовые учреждения, которые закрепляют результаты правовой деятельности.

С указанных позиций правовая культура общества выступает в качестве разновидности общественной культуры, которая отражает определенный уровень или степень правосознания, законности, вопросов совершенствования законодательства и юридической практики, с учетом охвата всех ценностей, которые были созданы людьми в сфере права.

Готовые работы на аналогичную тему

Определяя правовую культуру личности, необходимо учитывать важные компоненты правовой культуры общества, а также зависимой от него величины, которые отражают степень и характер прогрессивного развития общества, а также результат правомерной деятельности индивида. Разрешение данных вопросов, во многом, зависит от образованности человека и его правовой информированности.

При помощи правовой культуры происходит массовое развитие правосознания, рост зрелой правовой активности отдельных граждан, что приводит к достаточно положительным результатам в рамках цивилизованного государства. Воспитание правосознания граждан по этой причине выступает в качестве необходимой цели профилактики правонарушений, а также борьбы с преступностью в целом в современных условиях.

Важную роль здесь играет правовое воспитание. Под правовым воспитанием понимается целенаправленное и систематическое воздействие на уровень сознания и культура поведения членов общества, которые реализуются в целях выработки у индивидов чувства уважения к правам, привычки его соблюдать на основе личного убеждения. Для того, чтобы достигнуть положительный эффект в данной сфере, государственные органы должны убедить личность в необходимости соблюдения норм права. Причём их соблюдение должно быть обоюдно выгодно как личности, так и государству.

Важную роль здесь также играют такие явления, как правовое обучение, пропаганда, юридическая практика, также самовоспитание. Под правовым обучением понимается передача, закрепление, усвоение знаний и принципов формы права, а также истоков формирования соответствующего отношения к нормам права, практики их реализации, умения использовать свои права и свободы, реализовывать свои обязанности в полном объеме.

Данная форма воспитания не всегда приемлема для всех индивидов. Это достаточно утопическая идея в форме создания государства, в котором бы всякий индивид соблюдал нормы права. На практике такое невозможно, что связано с различными явлениями, например, юридической безграмотностью, правовым нигилизмом, данные условия влияют на развитие правовой культуры.

Для преодоления данных условий требуется постоянная пропагандистская работа. Она должна заключаться в просвещении населения относительно правовой стороны. В частности, любой индивид должен быть знаком со своими правами и свободами, он должен уметь их реализовывать на практике, знать, куда ему обратиться для их защиты. Также он должен быть осведомлен и о своих обязанностях, то есть должен знать их перечень, а также быть настроен на необходимость их соблюдения. Индивид должен уяснить, что уклонение соблюдение обязанностей влечет применение мер государственного принуждения, что негативно скажется на нём.

Рисунок 1. Классификация прав. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важную роль здесь также играет юридическая практика. Сами по себе нормы права содержат лишь теоретическую основу регулирования правоотношений. Практические органы, такие, как полиция, прокуратура, судебный органы сталкиваются с вопросами при применении норм права к тому или иному случай. Зачастую именно на практике выявляются пробелы в правовом регулировании, которые должны быть устранены. Кроме того, именно в сфере применения норм права активно развивается явление правового нигилизма. Данное явление связано с несколькими обстоятельствами:

Список использованных источников.

Ларра был сыном женщины и орла. Он презирал людей, считал себя первым на земле. Он был гордым и высокомерным. Однажды он убил девушку за то, что та отказала ему в любви. Узнав об этом, люди придумали самое страшное наказание, которое только может выпасть на долю человека. Они оставили его в одиночестве. Его жизнь превратилась в бесконечную муку для него…

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. В таком восприятии право предстаёт в виде айсберга, меньшая часть которого видима, а большая скрыта под толщей воды. Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан.

1.1. Определение правовой культуры.

Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном виде. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

1.2. Структурные компоненты правовой культуры.

Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.

На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.

Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

1.3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.

II. Эхо прошлого… (Из истории развития правовой культуры).

Исходя из всего этого, можно судить о недостаточно высокой правовой культуре российских граждан. История развития права показывает, что долгое время интерес к правовым идеям в России отсутствовал. Накоплен небольшой запас работ по этой теме, и потому она актуальна в настоящий момент. Формирование правовой культуры граждан необходимо для постройки правового государства.
III. Задачи формирования правовой культуры.

Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание—это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

4.1 Содержание правового воспитания.

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

5. Художественная литература в процессе формирования правовой культуры.

Формирование правовой культуры — сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

Читайте также: