Сохраняется ли классный чин при увольнении с госслужбы

Обновлено: 02.07.2024

Трудовой договор с бывшим госслужащим

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

1.jpg
Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе, и с момента расторжения его контракта прошло менее двух лет (ст. 64.1 ТК РФ, ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Законом не установлен порядок уведомления нового работодателя, но желательно, конечно, сделать это в письменной форме.

  1. ФИО (в случае если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  2. число, месяц, год и место рождения (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  3. должность государственной или муниципальной службы, замещаемая сотрудником непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  4. наименование организации по старому месту работы (полное, а также сокращенное);
  5. дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому экс-госслужащий принимается на новую работу;
  6. дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  7. наименование должности, которую занимает сотрудник по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  8. должностные обязанности, исполняемые по должности (указываются основные направления поручаемой работы).

Работник не сообщил о своем опыте государственной службы

Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

15.jpg

О каких госслужащих можно не сообщать

Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего

Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.

Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.

Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.

Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.


В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Итак, работодатель обязан в десятидневный срок с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора уведомить бывшего нанимателя.

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

Деятельность комиссий регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник - уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Классные чины муниципальных служащих (далее также - классные чины) присваиваются муниципальным служащим в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:

1) муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы, - действительный муниципальный советник 3, 2 или 1 класса;

2) муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы, - муниципальный советник 3, 2 или 1 класса;

3) муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы, - советник муниципальной службы 3, 2 или 1 класса;

4) муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы, - референт муниципальной службы 3, 2 или 1 класса;

5) муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы, - секретарь муниципальной службы 3, 2 или 1 класса.

4. Считать ранее присвоенные муниципальным служащим в Пензенской области квалификационные разряды соответствующими классными чинами муниципальных служащих

Классные чины присваиваются муниципальным служащим в соответствии с настоящим Законом персонально, с соблюдением последовательности от 3-го до 1-го класса, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности муниципальной службы, за исключением классного чина, присваиваемого главе местной администрации, назначаемому по контракту.

Главе местной администрации, назначаемому по контракту, классный чин "Действительный муниципальный советник 1 класса" присваивается представителем нанимателя не ранее чем через три месяца после назначения на замещаемую должность.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин присваивается муниципальному служащему, не имеющему классного чина.

Первым классным чином (в зависимости от группы должностей муниципальной службы, к которой относится должность муниципальной службы, замещаемая муниципальным служащим) является соответствующий классный чин 3 класса, за исключением классного чина, присваиваемого главе местной администрации, назначаемому по контракту.

Первый классный чин присваивается муниципальному служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы.

При поступлении на муниципальную службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин (квалификационный разряд) государственной гражданской службы Пензенской области, классный чин (квалификационный разряд) федеральной государственной гражданской службы, классный чин иного вида государственной службы Российской Федерации, воинское или специальное звание (далее - иные чины (звания)), первый классный чин присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы.

Если первый классный чин, который должен быть присвоен муниципальному служащему в соответствии с частью 3 настоящей статьи, ниже имеющегося у него иного чина (звания) с учетом соотношения классных чинов государственной гражданской службы Пензенской области и классных чинов муниципальных служащих в Пензенской области, классных чинов федеральной государственной гражданской службы и классных чинов муниципальных служащих в Пензенской области, положений указа Президента Российской Федерации о соотношении классных чинов федеральной государственной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, то муниципальному служащему присваивается классный чин на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности муниципальной службы, в пределах группы должностей муниципальной службы, к которой относится замещаемая муниципальным служащим должность.

КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ

СЛУЖБЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И КЛАССНЫХ ЧИНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

СЛУЖАЩИХ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Классные чины государственной гражданской службы Пензенской области

Классные чины муниципальных служащих в Пензенской области

Действительный государственный советник Пензенской области 1 класса

Действительный муниципальный советник 1 класса

Действительный государственный советник Пензенской области 2 класса

Действительный муниципальный советник 2 класса

Действительный государственный советник Пензенской области 3 класса

Действительный муниципальный советник 3 класса

Государственный советник Пензенской области 1 класса

Муниципальный советник 1 класса

Государственный советник Пензенской области 2 класса

Муниципальный советник 2 класса

Государственный советник Пензенской области 3 класса

Муниципальный советник 3 класса

Советник государственной гражданской службы Пензенской области 1 класса

Советник муниципальной службы 1 класса

Советник государственной гражданской службы Пензенской области 2 класса

Советник муниципальной службы 2 класса

Советник государственной гражданской службы Пензенской области 3 класса

Советник муниципальной службы 3 класса

Референт государственной гражданской службы Пензенской области 1 класса

Референт муниципальной службы 1 класса

Референт государственной гражданской службы Пензенской области 2 класса

Референт муниципальной службы 2 класса

Референт государственной гражданской службы Пензенской области 3 класса

Референт муниципальной службы 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы Пензенской области 1 класса

Секретарь муниципальной службы 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы Пензенской области 2 класса

Секретарь муниципальной службы 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы Пензенской области 3 класса

Секретарь муниципальной службы 3 класса

КЛАССНЫХ ЧИНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И КЛАССНЫХ ЧИНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Классные чины федеральной государственной гражданской службы

Классные чины муниципальных служащих в Пензенской области

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

Действительный муниципальный советник 1 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Действительный муниципальный советник 2 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Действительный муниципальный советник 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

Муниципальный советник 1 класса

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Муниципальный советник 2 класса

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Муниципальный советник 3 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Советник муниципальной службы 1 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Советник муниципальной службы 2 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Советник муниципальной службы 3 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Референт муниципальной службы 1 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Референт муниципальной службы 2 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Референт муниципальной службы 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Секретарь муниципальной службы 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Секретарь муниципальной службы 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Секретарь муниципальной службы 3 класса

В случае если у муниципального служащего имеется два и более иных чина (звания), то при присвоении ему первого классного чина учитывается наиболее высокий иной чин (звание).

Очередной классный чин присваивается муниципальному служащему по истечении срока, установленного для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 и пунктом 1 части 14 настоящей статьи.

Для прохождения муниципальной службы устанавливаются следующие сроки:

1) в классных чинах 3 и 2 класса младшей и старшей групп должностей - не менее одного года;

2) в классных чинах 3 и 2 класса ведущей, главной и высшей групп должностей - не менее двух лет.

Для прохождения муниципальной службы в классных чинах 1 класса младшей, старшей, ведущей и главной групп сроки не устанавливаются.

Срок муниципальной службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

При назначении муниципального служащего на более высокую должность муниципальной службы в пределах одной группы должностей муниципальной службы очередной классный чин присваивается ему по истечении срока, установленного для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы.

При назначении муниципального служащего на должность муниципальной службы более высокой группы должностей муниципальной службы ему присваивается классный чин, являющийся в соответствии с частью 3 настоящей статьи первым для этой группы должностей муниципальной службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет муниципальный служащий. В указанном случае классный чин присваивается без учета продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы.

Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на определенный срок полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена, за исключением главы местной администрации, назначаемого по контракту.

Сдача квалификационного экзамена проводится в соответствии с муниципальными правовыми актами, изданными на основе Типового положения о порядке сдачи квалификационного экзамена муниципальными служащими в Пензенской области (приложение 2-1 к настоящему Закону).

Классные чины, предусмотренные частью 2 статьи 5-1 настоящего Закона, присваиваются представителем нанимателя по представлению непосредственного руководителя муниципального служащего, за исключением присвоения классного чина главе местной администрации, назначаемому по контракту.

Решение о присвоении муниципальному служащему классного чина принимается в течение одного месяца со дня подачи представления непосредственного руководителя муниципального служащего, а муниципальным служащим, указанным в части 10 настоящей статьи, - со дня сдачи квалификационного экзамена. Решение о присвоении муниципальному служащему классного чина оформляется правовым актом представителя нанимателя.

Днем присвоения классного чина муниципальному служащему считается день подачи представления непосредственным руководителем муниципального служащего, а муниципальным служащим, указанным в части 10 настоящей статьи, - день сдачи квалификационного экзамена.

Копия правового акта (выписка из правового акта) о присвоении классного чина хранится в личном деле муниципального служащего. Соответствующая запись о присвоении муниципальному служащему классного чина вносится в его трудовую книжку.

Со дня присвоения муниципальному служащему классного чина ему устанавливается доплата за классный чин в соответствии с присвоенным классным чином. Размер доплаты за классный чин устанавливается в соответствии с муниципальным правовым актом, издаваемым представительным органом муниципального образования. Доплата за классный чин подлежит индексации в порядке, установленном муниципальным правовым актом.

В качестве меры поощрения за особые отличия в муниципальной службе классный чин муниципальному служащему может быть присвоен представителем нанимателя:

1) до истечения срока, установленного частью 6 настоящей статьи для прохождения муниципальной службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности муниципальной службы, - не выше классного чина, соответствующего этой должности муниципальной службы;

2) по истечении срока, установленного частью 6 настоящей статьи, - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, к которой относится замещаемая должность.

Очередной классный чин не присваивается муниципальным служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также муниципальным служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

Присвоенный классный чин сохраняется за муниципальным служащим:

1) при освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на муниципальную службу вновь;

2) при переводе муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в пределах одной группы должностей муниципальной службы - до присвоения в установленном порядке очередного классного чина;

3) при переводе муниципального служащего на иную должность муниципальной службы нижестоящей группы должностей муниципальной службы;

4) при переводе муниципального служащего на иную должность муниципальной службы вышестоящей группы должностей муниципальной службы - до присвоения в установленном порядке очередного классного чина.

Муниципальный служащий либо лицо, ранее замещавшее должность муниципальной службы, может быть лишен присвоенного классного чина судом в установленном законодательством порядке.

Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

Федеральный государственный гражданский служащий занимает должность федеральной государственной гражданской службы старший специалист 1 разряда (старшая группа должностей), с ноября 2012 года он переведен на должность временно исполняющего обязанности заместителя начальника отдела (ведущая группа должностей), на период временного отсутствия основного работника (находится в отпуске по уходу за ребенком). Классный чин ему присваивается в соответствии с должностью старший специалист 1 разряда, и на сегодняшний день это предельный классный чин для старшей группы должностей - референт государственной гражданской службы 1 класса (находится в нем 1 год и 4 месяца).

На период временного исполнения старшим специалистом 1 разряда обязанностей заместителя начальника отдела на его место также временно взят сотрудник, которому по истечению шести месяцев был присвоен первый классный чин старшей группы должностей - референт государственной гражданской службы 3 класса.

Вопрос:

Может ли ему быть присвоен классный чин в соответствии с временно занимаемой должностью - советник государственной гражданской службы 3 класса, или по окончании временного исполнения обязанностей его классный чин - советник государственной гражданской службы 3 класса не будет соответствовать его должности - старший специалист 1 разряда, и поэтому присвоение ему очередного классного чина невозможно? Временное исполнение обязанностей планируется до ноября 2016 года, что в общей сложности составит четыре года. Служебный контракт срочный.

Ответ:

В соответствии с законодательство Российской Федерации при назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113 (ред. от 30.09.2013) "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим"

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона и Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111, квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы без ограничения срока полномочий. Требования о проведении квалификационного экзамена при присвоении классных чинов гражданским служащим, с которыми заключены срочные служебные контракты, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

В связи с вышеизложенным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на условиях срочного служебного контракта, присвоение классных чинов может осуществляться по решению представителя нанимателя без применения процедуры квалификационного экзамена при условии соблюдения требований, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим".

Подборка документов (см. приложение к ответу):

Вопрос: Заместитель начальника отдела территориального органа ФНС России находится в отпуске по уходу за ребенком. Руководитель территориального органа предложил лицу, занимающему нижестоящую должность (старшему государственному налоговому инспектору), замещать должность заместителя начальника отдела на время нахождения его в отпуске по уходу за ребенком. Сохраняется ли в случае подобного временного замещения за гражданским служащим ранее занимаемая им должность? (Консультация эксперта, 2012)

Вопрос: Об определении срока временного замещения гражданским служащим иной должности гражданской службы в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2008 N 2310-17)

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, июль 2015 г.


Присвоение классного чина государственному служащему не может осуществляться просто так, по чьей-либо протекции, без соблюдения законных требований. Любые попытки обойти законы и нормативные акты, регулирующие данный вопрос, рано или поздно обнаруживаются. И тогда все виновники привлекаются к суровой ответственности, вплоть до уголовной. Все назначения и переводы должны соответствовать Указу Президента №113 от 01.02.2005 г. Присвоение классных чинов гражданским служащим осуществляется по решению соответствующей комиссии после тщательного и подробного изучения биографии и заслуг кандидата, характеристики с места работы.

Государственные сотрудники

Общие положения

Под государственной гражданской службой понимается определенная ее разновидность. На служащих этого ведомства возлагаются обязанности по обеспечению полномочий госорганов и замещающих высокие государственные должности людей. Служащим гражданской службы может стать любой гражданин государства, обладающий необходимым комплексом деловых, моральных и этических качеств. Этот человек, разумеется, должен быть совершеннолетним (восемнадцать и более лет) и отлично владеть русским языком.

Отношения между служащими и государством регулируются рядом отраслевых законодательных актов. Соответствующие нормативно-правовые документы устанавливают права как служащего, так и государства, а также обязанности, запреты, определяют ответственность каждого участника и так далее.

Присвоение классного чина государственным гражданским служащим является стимулом для всех категорий чиновников повышать уровень своего мастерства и качество работы. И здесь дело кроется не только в финансовой выгоде (за классовость предусмотрены определенные надбавки к жалованию). В среде чиновников наличие класса открывает возможности карьерного роста.

присвоение классных чинов государственным служащим

После революции все, что напоминало о царском режиме в России, выжигалось каленым железом. Поэтому после 1917 года классовость государственных служащих была упразднена. Но в 2004 году практика классных чинов была вновь внедрена в систему государственного управления.

В системе государственного управления действует принцип сохранения классных чинов при переводе чиновника из органов государственного управления в органы местного управления. В таких ситуациях служащему присваивается чин, соответствующий предыдущему месту работы, без проведения переоценки знаний и навыков.

Первый классный чин

Кто вправе подписывать приказ о присвоении классного чина государственному служащему? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Некоторые назначения вправе осуществлять лишь президент, да и то по предложению соответствующих компетентных органов. Такой чести удостаиваются представители высшей группы должностей.

Правительство во главе с премьер-министром уполномочено назначать на должности государственного советника. Данные должности относятся к главной группе служебных обязанностей.

Присвоение классного чина государственным гражданским служащим нижестоящих групп (ведущей, младшей, старшей) вправе осуществлять сам наниматель (например, начальник районной управы). Эти должности также делятся на классы. Младшим классом является третий.

Первый классный чин может быть присвоен тогда и только тогда, когда гражданский служащий успешно прошел испытательный срок. В некоторых случаях, определенных законом, испытание может не устанавливаться. Тогда присвоение первого классного чина государственным гражданским служащим становится возможным лишь по истечении трех месяцев с даты назначения на должность.

Закон определяет для некоторых категорий служащих иных ведомств упрощенный порядок присвоения чина. Речь идет о сотрудниках Министерства иностранных дел, военных, офицерах ФСБ и других силовых структурах. Таким людям классный чин присваивается в соответствии с занимаемой должностью.

Присвоение очередного классного чина государственному служащему

Поводом и необходимым требованием для присвоения очередного чина является необходимый стаж работы на предыдущей должности. Еще одно важное условие: чиновник должен вступить в должность, которая требует эквивалентного или более высокого уровня, нежели ему присваивается. Как показывает практика, руководство на местах довольно часто игнорирует это требование, продвигая по службе друзей и родственников. Однако все более часто подобные махинации раскрываются, а все лица, участвовавшие в этой незаконной схеме, лишаются своих должностей (в лучшем случае).

Если в отношении претендента проводится служебная проверка, либо он является фигурантом (подозреваемым) открытого уголовного дела, то повышение классного чина гражданскому служащему недопустимо.

Государственные гражданские служащие

Если служащий добросовестно выполняет свои обязанности, хорошо зарекомендовал себя, пользуется заслуженным авторитетом среди коллег и гражданского населения, то закон предусматривает возможность присвоения такому человеку очередного классного чина до истечения срока пребывания в предыдущем. Но при этом должно выполняться одно очень важное условие: служащий должен проработать не менее шести месяцев, а присваиваемый чин не может быть выше соответствующего занимаемой должности.

Сроки присвоения классного чина государственным гражданским служащим

Согласно действующим законам, повышение классного чина возможно лишь при наличии определенного стажа на нижестоящих должностях. Таким образом, очередное присвоение классных чинов государственным служащим возможно лишь при соблюдении следующих условий:

- претендент проработал не менее 1 года в чине секретаря или референта госслужбы третьего и второго класса;

- претендент на присвоение чина проработал не менее двух лет советником госслужбы Российской Федерации третьего и второго класса;

- чиновник проработал не менее одного года в должности действительного государственного советника.

Первый класс государственного служащего является вершиной его карьеры. Поэтому сроки пребывания на данных должностях законом не ограничиваются.

Срок службы начинает отсчитываться со дня назначения классного чина государственным гражданским служащим. Получается, что чиновник третьего класса может пойти на повышение (присвоение второго класса) лишь спустя минимум один год с момента присвоения классности.

собрание чиновников

Порядок понижения и лишения классных чинов

Процедуру понижения в чине инспектора, а то и вовсе лишения (за особо тяжкие проступки), может инициировать начальник кадровой службы. Решение принимает непосредственное руководство провинившегося.

Процедура лишения либо понижения представителя высшего звена власти (государственного советника) может инициироваться исключительно Президентом Российской Федерации.

Окончательное решение о лишении чина либо о понижении в чине государственного советника гражданской службы принимается специально созданной комиссией.

Наиболее частым поводом для лишения государственного служащего чина служит возбуждение в отношении его уголовного дела. Автоматически государственный служащий лишается чина в том случае, если он принимает гражданство другой страны.

присвоение классных чинов государственным служащим

Проведение экзамена на соответствие занимаемой должности

Порядок присвоения классных чинов государственных гражданских служащих гласит, что чиновники должны проходить квалификационный экзамен. После проведения этого испытания специально созданной комиссией выносится коллегиальное решение по этому вопросу. Эту процедуру в обязательном порядке проходят те чиновники, которые претендуют на должности ведущей и главной групп (руководитель, специалист). При этом факта успешной сдачи испытания претендентом на вакантную должность руководителя будет недостаточно. В данном случае необходимо получить согласие руководителя органа государственной власти, в котором предполагается работать.

Требования к организации квалификационного экзамена

В соответствии с действующим законодательством, инициатором проведения испытания государственных служащих на профессиональную пригодность может выступать как сам чиновник, так и организация федерального значения (Роструд). При желании пройти экзамен служащий в установленном порядке подает заявление на имя своего непосредственного руководителя. С момента подачи соответствующего заявления до проведения экзамена должно пройти не менее трех календарных месяцев.

Данное испытание проводится с целью проверки наличия у испытуемого необходимых для осуществления служебных обязанностей знаний и умений, выявления положительных качеств и полезных знаний с целью возможного продвижения служащего по карьерной лестнице.

Процедура проверки знаний является обязательной для всех без исключения чиновников. От прохождения экзамена освобождаются лишь те служащие, которые работают в системе менее одного года, а также беременные женщины.

В случае удовлетворения заявления служащего о проведении экзамена с целью присвоения более высокого чина уполномоченный орган в лице руководителя издает приказ. В данном документе указывается время и дата мероприятия, приводится список чиновников, которые будут проводить испытание, а также перечень документов, которые обязаны предоставить служащие.

Человек, назначенный ответственным за проведение мероприятия, обязан позаботиться о том, чтобы каждый из участников был уведомлен как минимум за тридцать дней до даты его проведения.

трое чиновников

Работа экзаменационной комиссии

Обязанность организовать и провести на должном уровне испытание, без каких-либо нарушений с чьей-либо стороны, возлагается на специально созданную комиссию. Члены комиссии внимательно знакомятся с характеристиками и отзывами всех соискателей. Эта информация должна предоставляться не позднее тридцати дней до назначенной даты испытания. Человек, которому предстоит проходить испытание, имеет полное право ознакомиться с отзывом о себе. Если у него возникнут замечания по поводу объективности предоставленной о нем информации, то он может обратиться с соответствующим заявлением и опротестовать отзыв.

Данный экзамен проводится следующим образом. Секретарь вызывает экзаменуемого в комнату заседания комиссии. В его присутствии рассматриваются предоставленные им документы, задаются интересующие членов комиссии вопросы.

Главной задачей всех членов комиссии является оценивание уровня навыков, знаний и умений испытуемого. При этом принимаются во внимание требования к государственным служащим, сложность предстоящей работы.

После того как были заслушаны все участники, комиссия удаляется для принятия решений по каждому. По результатам комиссия может признать, что служащий успешно сдал экзамен и достоин повышения в чине, либо же наоборот – чиновник не выдержал испытания.

Результаты вносятся в бланк установленной формы. Все документы (отзывы с места работы, заключение комиссии) подшиваются в личное дело чиновника.

Если чиновник не выдержал по тем или иным причинам квалификационный экзамен, то он может спустя полгода повторно обратиться с заявлением в компетентный орган о его пересдаче.

Нужно ли сдавать квалификационный экзамен при заключении срочного контракта?

В соответствии с действующим законодательством и трудовым правом, в ряде случаев, с учетом категории должности, с государственными служащими не могут устанавливаться бессрочные трудовые отношения. В таких ситуациях заключаются трудовые контракты.

И несмотря на то что закон изначально предусматривают заключение с чиновниками бессрочных договоров, порядок присвоения классных чинов государственным гражданским служащим остается прежним. Иными словами, независимо от того, каким образом оформлены трудовые отношения, чиновники для присвоения чина обязаны сдавать квалификационный экзамен.

В каких случаях чиновник проходит проверку испытанием?

В соответствии с положением о присвоении классных чинов государственным служащим, испытание по проверке знаний и навыков проводится при решении вопроса о назначении чиновника на новую должность и назначении очередного чина. Данный вопрос выносится на рассмотрение компетентной комиссии по прошествии установленного срока работы служащего на предыдущей должности.

присвоение очередного классного чина служащему

Кроме того, испытание проводится в том случае, когда присвоение классного чина государственному гражданскому служащему впервые осуществляется. Таким образом, все кандидаты без опыта работы на государственной службы в обязательном порядке проходят это испытание.

Порядок присвоения классных чинов государственным служащим требует проведения квалификационного испытания и для той категории лиц, которые повышены в должности, при этом для осуществления своих профессиональных обязанностей на должном уровне им необходимо иметь более высокую категорию (в соответствии с принятыми отраслевыми стандартами и нормами).

Читайте также: