Согласование определение как подчеркивается
Обновлено: 04.07.2024
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Согласованное определение – это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово: зелёная листва, смеющегося мальчика, эти дети, в пятом классе.
Несогласованное определение – это определение, которое может быть выражено именем существительным, наречием или инфинитивом: остановка (какая?)автобуса, мясо (какое?)по-французски, умение (какое?)слушать.
Список литературы
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 85-87.
Дополнительная литература:
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.
2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 158.
3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с.319-321.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 259.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. В предложениях кроме подлежащего и сказуемого бывают ещё второстепенные члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.
Определения могут служить изобразительным целям, особенно в художественной литературе. Они могут показать предмет с необычной стороны, более ярко, более красочно.
Сравним два текста. В первом тексте специально убраны все определения.
Мы видим, что во втором тексте более подробно рассказывается, из какой рощи вышел герой, какими были яблони, про какие кусты идёт речь. Таким образом, мы видим, что наличие определений в художественном тексте делает его красочным, предметы, о которых идёт речь, изображаются более точно.
Также обратите внимание на то, что во втором тексте между определениями не стоит запятой. Это не случайно. Если определение обозначает разные признаки (цвет, размер, форма и т.д.), то между ними не ставится запятая. Например, круглые бледно-зелёные кочаны. В этом примере предмет характеризуется с точки зрения формы и цвета. Это признаки разнородные, поэтому между ними запятая не ставится. Если же определение обозначает один признак, то запятая должна стоять. Например, красные, зелёные яблоки. В этом примере предмет характеризуется с точки зрения цвета, значит надо ставить запятую. Будьте внимательны в предложениях с определениями.
Теоретический материал для углублённого изучения.
В русском языке выделяют два типа определений: согласованные и несогласованные. Когда мы говорили о словосочетаниях, то рассматривали три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Согласованное определение – это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово, т.е. связано по типу согласования: круглые кочаны, старые яблони, бурые прутья. Несогласованное определение – это определение, которое связано с главным словом по типу управления или реже примыкания: кочаны (какие?) капусты, кусты (какие?) крыжовника.
В одном предложении могут встречаться согласованные и несогласованные определения.
Словосочетания с согласованными и несогласованными определениями являются синонимичными, т.е. близкими по значению. Сравните два предложения. Папа купил красивый деревянный стол. – Папа купил красивый стол из дерева. Вы видите, что значение этих предложений одинаково, хотя в первом предложении использованы только согласованные определения, а во втором и согласованное и несогласованное.
Способы выражения определений
Согласованные определения
Прилагательное
Мы поздравили любимую бабушку.
(часть речи, которая совмещает признаки прилагательного и глагола)
Я увидел смеющегося мальчика.
Местоимение (кроме её, его, их)
Мы искали этого мальчика.
Числительное
Мы учимся в пятом классе.
Несогласованные определения
Существительное
Администрация перенесла остановку автобуса.
Мама приготовила мясо по-французски.
Она обладает умением слушать.
Местоимения её, его, их
Меня заинтересовал её рассказ.
Фразеологизм
Он клялся ей в любви до гробовой доски.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчёркивания элементов
Подчеркните определения в предложении.
Над светлым озером пурпуровой зари вечерний пламень потухает. (И. Никитин)
Разбор задания. Анализируем предложение. Находим подлежащее: пламень. Задаём вопрос: пламень (какой?) вечерний. Это определение, выражено прилагательным. От подлежащего больше нет зависимых слов. Задаём вопрос от сказуемого: потухает (над чем?) над озером, это дополнение. Продолжаем задавать вопросы: над озером (каким?) светлым. Это определение, выражено прилагательным. Над озером (чего?) зари, это дополнение; зари (какой?) пурпуровой. Это определение, выражено прилагательным.
Ответ: Над светлым озером пурпуровой зари вечерний пламень потухает.
Установление соответствий между элементами двух множеств.
Распределите предложения на две группы.
Осень пришла внезапно. В непроглядном мраке выли волки. Под горой журчал ручей. Над цветущим лугом вились пчёлы.
Разбор задания. Анализируем предложения.
Осень пришла внезапно. Находим подлежащее осень. Зависимых слов от подлежащего нет. Находим сказуемое пришла. Задаем вопрос от сказуемого пришла (как?) внезапно. Это обстоятельство. В предложении больше нет слов, значит оно не содержит определений.
В непроглядном мраке выли волки. Находим подлежащее волки. Зависимых слов от подлежащего нет. Задаем вопрос от сказуемого: выли (в чем?) в мраке, это дополнение. Продолжаем задавать вопросы: в мраке (каком?) непроглядном. Это определение.
Под горой журчал ручей. Находим подлежащее ручей. Зависимых слов от подлежащего нет. Задаем вопрос от сказуемого: журчал (под чем?) под горой, это дополнение. В предложении больше нет слов, значит оно не содержит определений.
Над цветущим лугом вились пчёлы. Находим подлежащее пчёлы. Зависимых слов от подлежащего нет. Задаем вопрос от сказуемого: вились (над чем?) над лугом, это дополнение. Продолжаем задавать вопросы: над лугом (каким?) цветущим.
Холодный день, высокая гора… — тут все понятно. А что, если:
1. определение при существительных общего рода
2. определение при существительных с приложением
3. определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре
4. два определения при одном существительном
5. определение при существительных – однородных членах
Разберемся со всеми по порядку.
Общеизвестно, что существительные общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов. Но встает вопрос: а какие существительные можно отнести к группе общего рода. Слова персона, педагог, мастер спорта, могут означать лиц и женского и мужского рода. Это существительные общего рода? Нет.
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/я. Образуются они от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр. Слова персона, педагог, мастер к таковым не относятся, поэтому определения должны с ними согласовываться по грамматическому признаку: персона — ж.р. (столичный актер — важная персона).
У определения существительного, при котором есть приложение, вариантов много. Оно может согласоваться или с самим существительным, или с приложением при нем в зависимости от обозначаемого родового, видового понятия, широты или конкретики этого понятия, расположения, склоняемости. Свои нюансы есть при использовании определения при аббревиатурах.
Например: по двум разным билетам (Д.п.), но по две золотые монеты (В.п.);
3) вместо классической формы определяемого существительного перешедшая в сущ. другая ЧР (субстантивированные прил., прич., местоим.) форма определения также зависит от рода определяемого слова и расположения.
II. Каким прилагательным выражено определение:
притяжательные прилагательные на -ин/ -ов — форма Р.п. независимо от рода (два маминых платья, два гусиных пера);
притяжательные прилагательные на -ий/ -ья, -ье — форма зависит от рода сущ. (ворона/воронЬЕ — два вороньих гнезда — Р.п.; медведь/медвежЬЕ — обе медвежьи берлоги — И.п / В.п.
III. Где стоит определение:
если ПЕРЕД словосочетанием числ.+сущ., независимо от рода определение ставится в И.п. (каждые четыре часа, лучшие две книги);
НО! прилагательные целый, полный, добрый и некоторые другие обычно употребляются в этом случае в форме Р.п.: целых два месяца, лишних две недели (ср.: две лишние недели), полных две корзины (две полные корзины), добрых двое суток;
если определение стоит ПОСЛЕ словосочетанием числ.+сущ., используется форма И.п (два грузовика, груженные мукой; для ср. два груженых мукой грузовика).
— если существительное во мн. числе приобретает другое значение, число разное (молодежнОЕ и студенческОЕ движениЕ, но плавнЫЕ и резкИЕ движениЯ рук);
— определения в ед.ч., если между ними стоят противительные, разделительные или сопоставительные союзы (как в прошлом, так и в нынешнем году);
— ед.ч. употребляется, если перечисляемые предметы/явления внутренне связаны (местоимения первого и второго лица имеЮТ…, головной и спинной мозг отвечаЮТ за…, с северной и восточной стороны дуют...) — сказуемые стоят во мн.ч.;
— если определения выражены порядковыми числительными или местоименными прилагательными, играет роль форма падежа (первый и второй этажи — И.п., но между первым и вторым этажом при косвенном падеже); При количественных числительных форма определяемого сущ. зависит от последнего компонента (Квартира состоит из трех светлЫХх и одной темнОЙ комнатЫ или квартира состоит из одной темнОЙ и трех светлЫХ комнат).
Выше перечисленные факторы диктуют необходимость использования формы определения в ед.ч.
Как следует из табл., имя сущ. ставится во мн. числе в трех случаях:
— если подчеркивается наличие нескольких предметов;
— если определения выражены порядковыми числительными;
— если предшествует определение в форме мн.ч.
Определение, относящееся к двум или нескольким существительным — однородным членам, ставится в форме единственного или множественного числа может зависеть от контекста (к одному или обоим существительным относится определение), формы падежа существительных, наличия между ними союза, от расположения определения.
Определение ставится в форме единственного числа:
— если определение относится ко всем однородным сущ. (развитие нашей техники, науки и культуры; общий веселый говор и хохот);
— если определяемые существительные в форме косв. падежа (громовым ударом разразилось это письмо над моим отцом и матерью); для сравнения при сущ. в И.п.: Здесь жили мои отец и мать.
— если между определяемыми сущ. стоит повторяющийся предлог (выслушать с большим вниманием и с сочувствием).
Примечание: если определение относится только к одному из однородных сущ., то вначале ставится сущ. без определения (На дворе валялись кирпичи и обгоревшие бревна).
Определение ставится в форме множественного числа:
— если между определяемыми сущ. стоит разделительный союз (молодые рожь и пшеница)
— если определение выражено причастным оборотом, расположенным после определяемых сущ.( мужской и женский род, отличающиеся своими формами)
Давайте оформим только что изученные второстепенные члены в виде сводной таблицы.
Название | Обозначает | Вопросы | Зависимость от члена предложения | Способы выражения |
Определение | Признак самого предмета | Чей? Какой? | Дополнения, Обстоятельства, Подлежащего | Существительным, Порядковым числительным, Местоимением, Причастием, Прилагательным |
Дополнение | Сам предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? | Сказуемого | Количественным числительным, Местоимением, Существительным |
Обстоятельство | Время, место, способ действия | Где? Когда? Как? Каким образом? | Сказуемого | Глаголом, Существительным с предлогом, Наречием |
Видео
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
- состав подлежащего (подлежащее + определения);
- состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Я пишу (что?) книгу . Разумеется, я пользуюсь при этом (чем?) языком , (чем?) словами (Ю. Смирнов).
Определение
Определение имеет значение признака и отвечает на вопросы части речи, обозначающей признак – полного прилагательного. Название говорит о функции – определять предмет, называть признак, выделяющий его из ряда подобных.
Дерево – понятие общее; высокое дерево – уточнённое, сужающее перечень подходящих под название предметов; то дерево – обозначение конкретного предмета, на который указывают.
Определения делятся на два типа:
- Согласованные. Употребляются в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово. При изменении грамматических признаков главного – меняет признаки и определение.
- Синий шар – синего шара, синие шары.
- Несогласованные. Сохраняют грамматические признаки при изменениях формы определяемого понятия.
- Мешок из-под картошки – в мешке из-под картошки , мешки из-под картошки .
Словосочетание: примеры, как определить в предложении
Тип определения | Чем выражается | Примеры |
Согласованное | Полное прилагательное | пушистый кот |
Полное причастие и прич. оборот | спящий кот | |
Местоимение-прилагательное | чей-то кот | |
Порядковое числительное | второй кот | |
Количественное числительное один | один кот | |
Несогласованное | Существительное Местоимение-существительное | суп с фрикадельками суп с чем-то |
Прилагательное в сравнит. степени | линейка подлиннее | |
Инфинитив | желание выжить | |
Наречие | дорожка наискосок | |
Личные местоимения в притяжательном значении | её сумка | |
Неделимые словосочетания (гл. слово – существительное) | Старик с густой бородой |
Согласованное или несогласованное определение, выраженное существительным и стоящее в той же грамматической форме, что и определяемое слово, называется приложением . В роли приложений выступают слова со значением:
- профессии (сосед- строитель );
- национальности (туристы- японцы );
- качества (дочка- затейница );
- возраста (прохожий- старик );
- собственного имени неодушевлённого предмета (гора Эльбрус ).
Если приложением является название литературного или музыкального произведения, периодического издания, судна, летательного аппарата или иное название, заключаемое в кавычки, приложение становится несогласованным.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Обстоятельство
Значение второстепенного члена отражено в его названии: указание на обстоятельства, при которых происходит действие или событие. Части речи и сочетания, используемые для выражения обстоятельства:
Типы обстоятельств зависят от задаваемого вопроса:
Тип | Вопросы | Примеры |
Места | Где? Куда? Откуда? | Магазин находился на площади . Трамвай идёт в парк . Издалека доносилась музыка. |
Времени | Когда? С каких пор? До каких пор? | Ремонт начали на прошлой неделе . Дождь идёт с утра . Будешь сидеть здесь до обеда . |
Образа действия | Как? Каким образом? | Мать молча смотрела на сына. |
Меры и степени | Насколько? В какой мере? В какой степени? | Медведица слегка подтолкнула медвежонка лапой. |
Сравнения | Как? Подобно кому (чему)? | Ветер выл диким зверем . Не скачи, как горная коза . |
Причины | Почему? По какой причине? | Максим сгоряча накричал на друга. |
Цели | Зачем? С какой целью? | Ольга наклонилась к реке набрать воды . |
Условия | При каком условии? | При ярком освещении листья растения краснеют. |
Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Вопреки распоряжению , работа не была закончена в срок. |
Каждый из второстепенных членов исполняет в предложении свою роль, уточняя информацию, раскрывая подробности, давая возможность полнее выразить мысль.
Нас с детства учат все делать в правильной последовательности: сперва уроки — потом гулять, съешь суп — потом десерт. Так и на уроках русского языка: сначала нужно определить главные члены предложения, а после — второстепенные.
О чем эта статья:
1 класс, 2 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие предложения
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.
Есть три типа предложений по цели высказывания:
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
У грамматической основы есть две функции:
Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.
Для примера рассмотрим предложение:
Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.
Кто переезжает? — Родня.
Когда переезжает? — Зимой.
Семья что делает? — Переезжает.
Откуда переезжает? — Из дома.
Куда переезжает? — В квартиру.
Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Главный член предложения: подлежащее
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Выделим предлежащее в предложениях:
- Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
- Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.
Главный член предложения: сказуемое
Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Выделим сказуемое в предложениях:
Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.
На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.
Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.
Между подлежащим и составным именным сказуемым можно поставить тире, если сказуемое выражено существительным, числительным или инфинитивом глагола.
Простое глагольное сказуемое
Они работают стоя.
Он боится темноты.
Составное глагольное сказуемое
Они продолжают работать стоя.
Он стал бояться темноты недавно.
Составное именное сказуемое
Они стали ночными рабочими.
Он так и остался трусом.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Я отдал кислую и горькую конфету.
У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)
Дедушка починил лук и стрелы.
На холсте художник отразил небо и океан.
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.
Читайте также: