Соглашение с мвф россия подписала в каком году

Обновлено: 25.06.2024

Традицию новогоднего телевизионного обращения к народу ввел Леонид Брежнев, первым с бокалом шампанского в руке снялся Борис Ельцин, а Владимир Путин перенес поздравление на свежий воздух. Подробности.

Главные события 2022 года в политике

Как победили Гитлера под Москвой

Украина готовится к войне

Города России украсились к празднованию Нового года и Рождества

Главный вход на территорию ВДНХ выглядит сегодня именно так – с большими светящимися цифрами 2022. Москва и многие другие крупнейшие города России искусно украшены к празднованию Нового года. Как это сделано – в репортаже газеты ВЗГЛЯД

Украинские авиастроители представили первый серийный Ан-178

В Ленобласти открыли мемориальный комплекс в честь Александра Невского

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.

  • Лучше предыдущего
  • Хуже предыдущего
  • Таким же
  • Приглашать гостей
  • Ходить в гости
  • Не хожу в гости и не приглашаю их

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная тема

Видео


Окончание строительства

энергетический кризис

государственный ориентир

переговоры путина и байдена

критерий истины

реальный сценарий

разные ценности

на ваш взгляд

Ровно четверть века назад – 26 марта 1996 года – Международный валютный фонд (МВФ) предоставил России кредит на 10,1 млрд долларов, самый большой в своей истории. Эти деньги не спасли Россию от дефолта 1998 года, но надолго отбили у нее охоту жить взаймы. Зачем России в свое время понадобились эти кредиты и как наша страна избавилась от необходимости в иностранных займах?

В России о сотрудничестве с МВФ в середине 1990-х годов сейчас вспоминают редко, но среди специалистов по финансовой и экономической политике этот эпизод в современной истории страны до сих пор вызывает серьезные споры. Примечательно, что даже сам Мишель Камдессю, директор-распорядитель фонда, в дальнейшем признавал отсутствие принципиальной необходимости в этом сотрудничестве.

Фискальный кризис и его последствия

Действительно, в марте 1996 года крупный кредит МВФ для России был предоставлен всего через несколько недель после проведения печально известных залоговых аукционов – серии приватизационных сделок, в ходе которых ряд крупнейших активов страны в металлургии и нефтегазовой отрасли перешел в частные руки фактически за бесценок. Сама схема залоговых аукционов хорошо демонстрирует то отчаянное положение, в котором тогда находились российские финансы. Пакеты акций предприятий передавались под залог коммерческим банкам в обмен на кредиты для правительства с тем условием, что в случае невозврата этих займов акции переходят в собственность банков.

На эту тему

Выручить на залоговых аукционах ноября – декабря 1995 года бюджету удалось не так много – в пределах 900 млн долларов, кратно меньше, чем последовавший кредит от МВФ, членом которого Россия стала в 1992 году. За дальнейшие четыре года опыт работы с фондом был накоплен немалый, поскольку хронический фискальный кризис – нехватка собственных доходов бюджета – требовал постоянного обращения к международным кредиторам.

Признав успехи властей в стабилизации экономики, фонд в апреле 1995 года предоставил России кредит в 6,8 млрд долларов, более чем вчетверо превышавший предыдущий транш на 1,5 млрд долларов в октябре 1994 года. Но кредиты МВФ, как известно, обременены дополнительными требованиями: взамен фонд выставил ориентиры дальнейшей стабилизации – сокращение госдолга страны до 6% ВВП, снижение среднемесячной инфляции до 1%, устранение внешнеторговых льгот и т. д. Собственно, залоговые аукционы также можно рассматривать в качестве ответа на требования западных кредиторов ускорять приватизацию государственных активов.

Спасительный дефолт

А затем в дело вступил фактор большой политики – приближающиеся выборы президента России. Как известно, в кампанию 1996 года Борис Ельцин вошел с рейтингом на уровне статистической погрешности, и предоставление МВФ нового кредита выглядело сигналом о поддержке его курса со стороны Запада. Тем временем наблюдатели отмечали, что между Россией и фондом сложились слишком уж тесные отношения: кредит 1996 года значительно превосходил установленные лимиты. Члены совета директоров МВФ и власти разных стран постоянно высказывали свою озабоченность по поводу России, поскольку считали предоставляемый ей режим исключительным, отмечает в своей книге Мартин Гилман. Он приводит еще одно тогдашнее высказывание Мишеля Камдессю, зачастившего в Москву в середине девяностых:

Поначалу казалось, что план работает. Переизбрание Бориса Ельцина на второй срок летом 1996 года укрепило веру международных кредиторов в российскую экономику, курс рубля удалось успешно закрепить в районе 6 пунктов за доллар, инфляция и дефицит бюджета продолжали снижаться. Но по любопытному стечению обстоятельств МВФ проглядел новый системный риск для российской экономики – растущую пирамиду государственных краткосрочных обязательств (ГКО), приобретать которые с начала 1996 года было разрешено нерезидентам (иностранным инвесторам). Осенью 1997 года фонд с удовлетворением констатировал, что с того момента нерезиденты приобрели российские долговые бумаги на 10 млрд долларов.

Так или иначе, после краха пирамиды ГКО, дефолта и обвальной девальвации рубля Россия оказалась крупнейшим должником МВФ. На начало 1999 года ее совокупный долг перед фондом превышал 15 млрд долларов. Общий государственный долг России достиг 53 млрд долларов, не считая обязательств, оставшихся от СССР.

Спасение из долговой ловушки

Как вскоре выяснилось, пресловутые структурные реформы Россия была способна реализовать и без чуткого руководства МВФ. Проведенное в начале 2000-х годов упорядочение законодательства, прежде всего налогового, стало тем фундаментом, на котором российская экономика начала быстро восстанавливаться. Рост цен на нефть дополнил благотворный эффект от девальвации рубля для внутренних производителей.

Поэтому уже через очень непродолжительное время Россия оказалась в состоянии рассчитаться по долгам перед фондом. День 31 января 2005 года, когда министр финансов Алексей Кудрин объявил о полном погашении обязательств перед МВФ, может считаться одной из самых памятных дат в новейшей истории страны, причем не только финансовой. В самом деле, за последние десятилетия было не так много случаев, когда та или иная страна успешно избавлялась от долгового бремени, не подорвав при этом свою экономику, как это произошло, к примеру, в социалистической Румынии при Николае Чаушеску.

За погашением долгов перед МВФ в августе 2006 года последовали досрочные выплаты Парижскому клубу кредиторов в объеме 22,5 млрд долларов, что позволило снизить соотношение госдолга к ВВП до минимального уровня 9%.

Это создало для России очень комфортную возможность прибегать к заимствованиям в случае необходимости, но за последующие полтора десятилетия консервативная долговая политика оставалась для российского Минфина неизменным ориентиром даже в кризисные периоды. Коэффициент долг/ВВП постепенно увеличивался, но никогда не выходил за пределы безопасного уровня – тот же МВФ считает, что для стран со средним уровнем развития институтов он составляет около 40%. В параметры федерального бюджета на 2021 год Минфин заложил отношение долга к ВВП в 20,3%, или 23,5 трлн рублей, причем на внешнюю часть долга приходится лишь четверть (чуть более 5 трлн рублей).

Столь осмотрительный подход к долговой политике идет вразрез с общемировой тенденцией. Еще накануне пандемии коронавируса, в третьем квартале 2019 года, американский Институт международных финансов сообщил, что совокупный размер мирового долга достиг максимального уровня – 253 трлн долларов, или 322% глобального ВВП. Если же брать только суверенный долг государств, то он, по оценке МВФ, до пандемии составлял 84% мирового ВВП, а за прошлый год подскочил до 98%.

Для лидеров глобальной экономики, таких как США и Япония, постоянное наращивание долга давно стало главным принципом финансовой политики, но сравнивать их показатели с Россией (у Японии, например, соотношение долг/ВВП находится на уровне порядка 240%) едва ли корректно. Зато вполне красноречиво выглядит сопоставление с бывшими советскими республиками, оказавшимися в долговой ловушке, прежде всего у того же МВФ.

Самым очевидным примером в данном случае, конечно же, является Украина, ставшая одним из любимых клиентов фонда после событий 2014 года. Если в конце прошлого года ее долг находился на относительно приемлемом уровне 44,3% ВВП, то в прошлом году из-за новых заимствований и падения экономики увеличился до 56,8%, а в абсолютных цифрах превысил 90 млрд долларов. И даже несмотря на то, что украинские власти регулярно вынуждены идти на уступки международным кредиторам ради новых займов, как это было, к примеру, в вопросе о приватизации сельхозземель, это не гарантирует благосклонность со стороны западных заемщиков. Переговоры по предоставлению очередного транша помощи от МВФ, похоже, надолго зависли – по прогнозу Bank of America Global Research, пересмотр программы МВФ для Украины может быть отложен на третий и четвертый квартал, а тем временем в октябре предстоят пиковые выплаты по кредитам в 5,73 млрд долларов.

Принять предложение Минэкономразвития России, согласованное с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о подписании Меморандума о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Всемирным экономическим форумом по вопросу создания и функционирования Аффилированного центра четвертой промышленной революции (проект прилагается).

Поручить Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. подписать от имени Правительства Российской Федерации указанный Меморандум, разрешив вносить в него изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

МЕМОРАНДУМо сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Всемирным экономическим форумом по вопросу создания и функционирования Аффилированного центра четвертой промышленной революции

Правительство Российской Федерации, именуемое в дальнейшем "Правительство", и Всемирный экономический форум, именуемый в дальнейшем "Форум", совместно именуемые "Стороны":

принимая во внимание, что Форум, основанный как фонд в 1971 году и расположенный в г. Женеве (Швейцария), является независимой и некоммерческой организацией и не преследует в своей деятельности какие-либо политические интересы, интересы отдельных групп или стран;

принимая во внимание, что 23 января 2015 года в знак признания Форума в качестве международной организации государственно-частного сотрудничества Федеральное Правительство Швейцарии и Форум подписали Соглашение о штаб-квартире согласно Закону о принимающем государстве Швейцарии, которое дополнительно усилило профиль и статус Форума;

принимая во внимание, что Стороны считают, что экономический прогресс не может быть устойчивым без социального развития, в то время как социальное развитие без экономического прогресса нецелесообразно;

принимая во внимание, что Форум заключает настоящий Меморандум с целью реализации миссии Форума и World Economic Forum LLC по улучшению положения дел в мире путем вовлечения деловых, политических, научных и других лидеров общества в процесс формирования глобальной, региональной и отраслевой повестки;

принимая во внимание, что Форум и World Economic Forum LLC создали Центр четвертой промышленной революции, расположенный в г. Сан-Франциско, в качестве новой площадки для сотрудничества, посвященной разработке принципов государственного управления, политики и протоколов, способствующих применению науки и техники в интересах всего человечества в эпоху трансформации, которая именуется четвертой промышленной революцией;

принимая во внимание, что Правительство выразило желание поддерживать и содействовать развитию Аффилированного центра четвертой промышленной революции на территории Российской Федерации (далее - Аффилированный центр), который не будет находиться в собственности, совместной собственности, эксплуатации или управлении Форума;

принимая во внимание, что Стороны разделяют мнение о том, что постоянная поддержка и содействие развитию Аффилированного центра со стороны Правительства имеют важнейшее значение для плодотворного и успешного сотрудничества между Аффилированным центром и Форумом, пришли к взаимопониманию о нижеследующем:

Пункт 1

Определения

Для целей настоящего Меморандума используемые в нем понятия означают:

"Аффилированный центр" - организация, созданная на территории Российской Федерации, определенная в результате консультаций с Правительством, а именно автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика", которая не является собственностью Форума и не управляется Форумом. Организация функционирует как платформа для государственно-частного сотрудничества и является частью Глобального совета по четвертой промышленной революции, которая запускает проекты, направленные в том числе на совместную разработку регулятивных практик для новых технологий, которые будут протестированы в Российской Федерации;

"Глобальный совет по четвертой промышленной революции" - интеграция ключевых сообществ представителей государства, лидирующих компаний, гражданского общества и технических компаний, вовлеченных в совместное ответственное управление и взаимное сотрудничество по вопросам четвертой промышленной революции в интересах всего человечества;

"Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Аффилированным центром и Форумом" - соглашение, подписываемое между Аффилированным центром и Форумом, в котором устанавливаются условия функционирования Аффилированного центра и его взаимодействия с Форумом, в том числе конкретные направления деятельности Аффилированного центра, обязательства по выплате и размер ежегодного платежа Аффилированного центра Форуму.

Пункт 2

Взаимодействие Сторон

Стороны будут осуществлять взаимодействие по следующим направлениям:

содействие в пределах компетенции и полномочий по созданию и развитию Аффилированного центра на территории Российской Федерации и обеспечению возможности осуществления миссии и задач Аффилированного центра;

обеспечение взаимного обмена информацией и оказание консультационной поддержки Аффилированному центру в разработке и тестировании протоколов регулятивных практик в соответствии с задачами Глобального совета по четвертой промышленной революции;

оказание поддержки Аффилированному центру в совместной разработке регулятивных практик в соответствии с задачами Глобального совета по четвертой промышленной революции;

оказание взаимной экспертной и консультационной помощи в процессе создания и функционирования Аффилированного центра;

информационное взаимодействие в целях организации и проведения мероприятий, в том числе с привлечением представителей Сторон.

Со стороны Правительства органом государственной власти, реализующим положения настоящего Меморандума, выступает Министерство экономического развития Российской Федерации.

Области взаимодействия, описанные выше, не носят финансовый характер. Взаимодействие происходит на безвозмездной основе.

Пункт 3

Прочие положения

3.1. Все изменения и дополнения к настоящему Меморандуму оформляются в форме дополнительного соглашения по взаимному согласию Сторон.

3.2. Ни одна из Сторон не будет использовать средства индивидуализации другой Стороны без предварительного письменного согласия другой Стороны в отношении формы, содержания и контекста такого использования.

3.3. В случае возникновения любых разногласий, связанных с толкованием, применением или последствиями применения настоящего Меморандума, обе Стороны добросовестно будут прилагать все усилия для достижения путем переговоров урегулирования возникших разногласий.

3.4. Настоящий Меморандум не является международным договором и не влечет за собой никаких взаимных правовых и финансовых обязательств ни для одной из Сторон.

Пункт 4

Продолжительность и прекращение применения

4.1. Настоящий Меморандум начинает применяться с той же даты, что и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Аффилированным центром и Форумом (с " " 20 г.), и действует в течение первоначального периода в три (3) года, заканчивающегося " " 20 г. (далее - первоначальный срок). После первоначального срока настоящий Меморандум продолжает применяться в течение неопределенного периода времени (за исключением случаев, когда он прекращает свое применение в соответствии с подпунктом 4.2).

4.2. Любая Сторона может немедленно прекратить применение настоящего Меморандума, направив письменное уведомление другой Стороне, в том числе если отсутствует поддержка и участие одной из Сторон в создании и развитии Аффилированного центра.

Подписан в г. " " 20 г. в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках.



Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). Первого июня 1992 года Россия вошла в состав одной из крупнейшей финансовых организация мира.
За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора.

История взаимоотношений России и МВФ — в материале ТАСС.

Что такое Международный валютный фонд? Когда он появился и кто в него входит?
Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда. На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.
Сегодня в МВФ входят 189 государств.

По каким принципам работает МВФ?
Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны, входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.
Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество "голосов" при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.
Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.
Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR ("специальные права заимствования"). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по "безналу" — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.
Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою "резервную долю" (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства.

МВФ

Насколько велика российская квота в современном МВФ?
Квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти триллион рублей).

Почему Советский Союз не входил в МВФ?
Некоторые эксперты считают, что это просчет руководства СССР. Например, нынешний дуайен Совета директоров фонда (термин МВФ, дословно переводящийся как "старейшина") Алексей Можин рассказал ТАСС, что советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции, на которой разрабатывалась Хартия МВФ. Ее участники обращались к руководству Советского Союза с рекомендацией вступить в МВФ, но тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов написал отказную резолюцию. По мнению Можина, причиной были особенности советской экономики, иная статистика и нежелание властей выдавать иностранным государствам некоторые экономические данные, например размер золотовалютных резервов.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов, автор книги "История отношений России с международными финансовыми организациями", приводит другое объяснение: "Догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР".

Почему же Россия начала занимать деньги у фонда?
После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги, ликвидировать которые удалось только в этом году. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991–1999) Борис Ельцин подписал соглашение о "нулевом варианте", при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.
МВФ и Соединенные Штаты (в качестве обладателя самой большой квоты в фонде) приветствовали это решение (по одной из версий — потому что другие республики попросту отказались возвращать займы и в 1992 году деньги отдала только Россия). Больше того, по версии Смыслова, МВФ едва ли не ставил подписание "нулевого варианта" условием вступления в фонд.
Фонд позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Таким образом, Россия "рефинансировала" долги перед кредиторами СССР: их "процентная ставка" была существенно выше. Обратной стороной медали были требования, которые МВФ выставлял к России.

МВФ1

И сколько мы получили от фонда?
Есть две цифры. Первая из них — размер одобренных кредитов, он составляет 25,8 млрд SDR. Однако по факту Россия получила только 15,6 млрд SDR. Эта существенная разница объясняется тем, что кредиты выдаются частями и с определенными условиями. В случае если, по мнению МВФ, Россия их не выполняла, дальнейшие транши просто не приходили.
Например, по итогам 1992 года Россия должна была обеспечить сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП. Но он оказался в два раза выше, и поэтому транш не был отправлен. В 1993 году МВФ должен был выдать кредит более чем на 1 млрд SDR, однако его руководство не было удовлетворено результатами проводимой в России финансовой и макроэкономической стабилизации. По этой причине, а также из-за перемен в составе правительства РФ вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена. Наконец, в 1998 году Россия объявила дефолт, и поэтому объем финансовой помощи в размере более $10 млрд предоставлен не был. В 1999–2000 годах МВФ должен был дать в кредит около $4,5 млрд, но перечислил только первый транш. Кредитование прекратилось по инициативе России — поднялась цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране и необходимость влезать в долги исчезла. После этого Россия вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства.
В любом случае Россия была крупнейшим заемщиком МВФ, и, например, в 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более чем в три раза.

На что тратились эти деньги?
Однозначного ответа нет. Часть из них шла на укрепление рубля, часть — в бюджет России. Очень много денег из кредитов МВФ ушло на погашение внешнего долга СССР перед другими кредиторами, в том числе Лондонским и Парижским клубами.

МВФ помогал только деньгами?
Нет. Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг. Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой. По мнению Алексея Можина, фонд сыграл решающую, ключевую роль в создании казначейской системы в России. Кроме того, взаимоотношения с МВФ помогали России получать и другие займы, в том числе от коммерческих банков и организаций.

Какие взаимоотношения у России с МВФ сейчас?
"Россия участвует в финансировании наших усилий — будь то в африканских странах, где у нас сейчас много программ, или в некоторых европейских странах, где мы работаем. И деньги к ней вернутся, с процентами" — так охарактеризовала роль нашей страны директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью ТАСС.
В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
Сергей Круглов


P.S. Бреттон-Вудс. июль 1944 года. Именно здесь банкиры англосаксонского мира окончательно отстроили очень странную и противоречащую здравому смыслу финансовую систему, неизбежный закат которой мы сегодня наблюдаем. Почему неизбежный? Потому что система, придуманная банкирами, противоречит законам природы. В мире ничто не исчезает в никуда и не появляется из ничего. В природе действует закон сохранения энергии. А банкиры решили нарушить фундаментальные основы бытия. Деньги из воздуха, богатство из ничего, без труда — это скорейший путь к деградации и вырождению. Именно это мы сегодня и наблюдаем.

Великобритания и США активно направляли события в нужное им русло. Ведь новый мир можно было построить только… на костях старого. А для этого и была нужна мировая война. По ее итогам доллар должен был стать мировой резервной валютой. Эта задача была решена путем Второй мировой войны и десятков миллионов смертей. Только так европейцы согласились расстаться со своим суверенитетом, неотъемлемым признаком которого является выпуск собственной валюты.

Борьба завязывается потому, что Сталин отказался сдать государственный суверенитет России. Его на пару сдадут Ельцин и Горбачев.

Главным итогом Бреттон-Вудса стало клонирование американской финансовой системы на весь мир, с созданием в каждой стране филиала ФРС, подчиненного мировому закулисью, а не правительству этой страны.

История создания и основные задачи МВФ. Как с ним работает Россия и за что его критикуют?

МВФ – уникальная организация, которой просто нет аналогов. Ее влияние на современный валютный рынок остается существенным, но ее часто критикуют. Так что послужило созданию данной организации? Кто являлся первичным основателем международного валютного фонда? В чем основная идея ее системы? Мы ответили на эти вопросы, а еще нашли самую актуальную информацию касательно работы МВФ на сегодняшний день.

Как и зачем был создан Международный валютный фонд

Международный валютный фонд был создан практически сразу после Второй мировой войны в 1945 году. История фонда тесно связана с Организацией Объединенных наций (ООН). При этом МВФ независим от ООН, хоть эти организации и связаны специальным договором о сотрудничестве. Соответственно, обе организации являются самостоятельными и независимыми – как отдельные единицы.

Решение о создании МВФ было принято на Бреттен-Вудской конференции ООН, на которой были пересмотрены принципы функционирования мировой валютной системы. Кроме прочего, была установлена твердая цена золота в долларах, который стал базовой валютой.

На этой же конференции впервые возникла идея создания еще одной важной организации – Международного банка реконструкции и развития.

В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда было подписано представителями 29 стран. Данное соглашение положило начало для создания МВФ, однако же, полноценно он начал свою деятельность лишь 1 марта 1947 года. Официальной же датой создания Международного валютного фонда принято считать 27 декабря 1945 года.

Первой страной социалистического лагеря, которая вступила в Международный валютный фонд, стала Румыния, вступившая в МВФ в 1973 году. Но уже в середине 80 годов долг Румынии вырос до 22 миллиардов долларов. А первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция. Страна получила деньги с целевым предназначением – на восстановление экономики после Второй мировой войны. Данный кредит был выдан МВФ Франции уже в 1947 году.

Инфляция и рост цен стали главными проблемами европейских государств. Тогда Европа решила бороться с этим путем укрепления собственных валют. Таким образом, денежные реформы были проведены в нескольких странах Европы (Бельгия, Австрия, Франция, Голландия, Дания, Норвегия, Финляндия).

Система и основные принципы работы МВФ

Изначально Международный валютный фонд создавался в качестве организации, которая будет выдавать краткосрочные и среднесрочные займы государствам, испытывающим дефицит платежного баланса и необходимость в поддержании стабильности национальной валюты.

В основу Бреттен-Вудского соглашения был положен план Главы американской делегации –– Гарри Декстера Уайта – высокопоставленного чиновника Министерства финансов США. Но истинными авторами данного документа считаются совсем другие персоны – это Генри Моргентау и Марринер Экклз. Генри Моргентау был в тот момент министром финансов США, он занимал этот пост 11 лет. С октября 2019 года и по настоящее время главой Международного валютного фонда является болгарский экономист Кристалина Георгиева.

Сейчас членами МВФ являются 187 стран, то есть, это практически все признанные государства мира (в ООН их 193).

Международный валютный фонд имеет большое количество штатных аналитиков, которые систематически разрабатывают рекомендации и требования к государствам – заемщикам. К слову, в структуре МВФ работают около 2600 человек из более чем 130 стран мира.

Целями Международного валютного фонда являются:

  1. Содействие увеличению объемов торговли между государствами мира;
  2. Содействие сотрудничества между различными государствами в валютно-финансовой сфере;
  3. Создание условий, необходимых для поддержания стабильности основных мировых валют;
  4. Оказание поддержки государствам – участникам фонда в формировании многосторонней системы осуществление взаиморасчетов;
  5. Выдача кредитов государствам для решения их проблем в отношении платежного баланса и поддержания стабильности местных валют.

Для этого организация способствует улучшению международного сотрудничества и международной торговли, принимает меры по обеспечению стабильности обмена и котировок различных мировых валют, консультирует государства по вопросам улучшения их экономического положения, а также создает и совершенствует стандарты ведения финансовой статистики.

В чем заключается уникальность МВФ

Международный валютный фонд является уникальной организацией, аналогов которой больше нет во всем мире.

Кроме уникальной системы, МВФ обладает и собственным уникальным платежным средством, которое называется SDR (СДР).

СДР отображается в форме записи на банковских счетах, которые, по сути, не являются долговыми обязательствами или валютой. Обращение данного платежного средства осуществляется лишь в рамках системы МВФ. Оно применяется для регулирования сальдо платежных балансов, а так же для расчетов по крупным кредитным обязательствам. Кроме того, данное платежное средство может быть использовано для восполнения дефицита платежного баланса.

Решение о создании специальных прав заимствований было принято в конце 1969 года. По состоянию на конец декабря 2018 года, состояние МВФ составляло 217 миллиардов СДР.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов стран-участниц.

Международный валютный фонд обладает собственным руководящим органом, места в котором распределяются между странами-участницами в соответствии с размером их квот. Порядок принятия решения в МВФ имеет определенный регламент. Для того, чтобы принять то или иное решение, требуется 85% голосов. При этом, с момента создания организации, 17% голосов находится в руках США.

Таким образом, США обладает своеобразным правом вето: так как без одобрения Штатами невозможно принять ни одно важное решение. Это, конечно, вызывает волну критики от других государств. Тем не менее, США продолжают использовать свое преимущество и препятствуют перераспределению квот. Это им нужно для того, чтобы сохранить свое эксклюзивное положение.

Высшим руководящим органом Международного валютного фонда является Совет управляющих.

Отношения СССР и России с МВФ

Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.

Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.

Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.

В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.

В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:

  1. Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
  2. Снижение инфляции до 1% в месяц;
  3. Устранение внешнеторговых льгот;
  4. Либерализация экспорта нефти;
  5. Отмена экспортных пошлин до 1996 года.

В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.

Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.

Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.

Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.

В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.

Прогнозы МВФ на развитие мировой экономики в ближайшие годы

В октябре прошлого года МВФ спрогнозировал весьма пессимистичное развитие экономики на ближайшие 3 года. При чем речь идет о синхронном замедлении роста экономик для большинства государств мира.

Прогноз для других стран еще печальнее: МВФ считает, что Германия фактически приближается к рецессии. Рост экономики США, который предвиделся в районе 3%, будет значительно ниже, так же подметил международный валютный фонд.

27 февраля 2020 года официальный представитель МВФ Джерри Райс, на регулярном брифинге для журналистов заявил, что МВФ готовится скорректировать (снизить) показатели прогнозов роста мировой экономики.

Смотрите, куда вступаете Политика, Финансы, Международный валютный фонд, Длиннопост

Смотрите, куда вступаете Политика, Финансы, Международный валютный фонд, Длиннопост

В результате МВФ стал своего рода мирной (в смысле – невоенной) и финансовой версией ленд-лиза. Только взаймы давали уже не технику и сырьё, а деньги. И с возвратом.

Почему СССР игнорировал МВФ

СССР в работе конференции участвовал, однако к международным финансовым институтам, созданным её решениями, решил не присоединяться. В том числе по соображениям сохранения в тайне ключевых экономических показателей. Но не только поэтому.

Система организации мировых финансов, которая была согласована в июле 1944-го, получила название не только по имени конференции. Довоенный паритет валют в мировой торговле сменялся гегемонией доллара, которая со временем ослабела, но не исчезла. Сегодня, к примеру, корзина СПЗ (специальные права заимствования, своего рода валюта МВФ) на 41,73% состоит из долларовых активов и с начала 80-х эта доля почти не менялась.

Смотрите, куда вступаете Политика, Финансы, Международный валютный фонд, Длиннопост

Смотрите, куда вступаете Политика, Финансы, Международный валютный фонд, Длиннопост

Конечно сам МВФ менялся, однако на середину 40-х эта организация олицетворяла собой финансовое могущество США без всякого камуфляжа. Выиграть в казино можно, если ты владелец казино. Поэтому мы туда и не вступили. А начали заниматься созданием собственного мира-экономики из стран социалистического блока, Китая и постепенно получающих независимость колоний.

Капитуляция

А в 1991 СССР подписал с Фондом соглашение. Оно не означало вступления в организацию, это произошло только в июне 1992-го. Иногда положение РФ в 1991-1992 гг. называют ассоциированным членством, однако устав МВФ не предполагает такого статуса. Скорее это был период своеобразного карантина, во время которого создатели МВФ убеждались в возможности вступления СССР, а сам он – разбирался с проблемой долгов (кому и сколько мы и должны и сколько должны нам) и проблемой собственности.

Смотрите, куда вступаете Политика, Финансы, Международный валютный фонд, Длиннопост

Кстати, весьма показательно, что визит Мишеля Камдессю состоялся в тот же год, что и подписание Хартии для новой Европы – символического завершения Холодной войны. Война завершилась, мы её проиграли, а какие деньги могут быть у проигравшего? Только заёмные. И от победителя.

Недолгая кредитная история

Первый кредит от МВФ Россия получила в августе 1992 года и до конца 1990-х успела их набрать на сумму 22 млрд долл (не одновременно: брали, отдавали, брали вновь). Давали их с перебоями, так как в требования МВФ постсоветская экономика вписывалась с трудом. Инфляция – слово, которое в первые постсоветские годы выучили все. Правительство с ней постоянно боролось, однако не потому, что из высокой инфляции нищало население, а потому, что при высокой инфляции кредитование замораживали.

Смотрите, куда вступаете Политика, Финансы, Международный валютный фонд, Длиннопост

Кроме признания долгов (в том числе царских) от нас требовали приватизации. Впрочем, тут будет неправильно списать её на МВФ. Реформаторы вроде Гайдара и сами рвались её провести, причём не размениваясь на мелочи, а первая экономическая элита их в этом всячески поддерживала.

Однако затем всё изменилось. Не сразу, не вдруг, но самые наглые схемы разворовывания страны прикрыли, а в Россию перестали ездить миссии МВФ, которые взамен на право пользования кредитными средствами прямо вмешиваются в экономическую политику правительства. С 2000 года Россия не брала у МВФ в долг, а с 2005-го – закрыла перед Фондом долги по прошлым кредитам. Можно связывать это с началом периода дорогой нефти, однако никакая высокая цена не сможет компенсировать отсутствия необходимой государственной политики. В том смысле, что период укрощения олигархов примерно совпадает по времени с периодом отказа от денег МВФ. В конце концов, даже в самой нищей стране мира есть деньги. Нужно просто сделать так, чтобы они перестали из неё утекать. И не бояться, что внешние управляющие заморозят кредиты.

Смотрите, куда вступаете Политика, Финансы, Международный валютный фонд, Длиннопост

Сегодня Россия всё ещё член МВФ, но уже, скорее, пассивный. И дело не в том, что кредиты нам больше не нужны, просто сам Фонд как их источник более не интересен.

Сегодня Россия состоит сразу в двух организациях, которые имеют славу молодых конкурентов МВФ – Азиатском банке инфраструктурных инвестиций и Банке развития БРИКС. Первый имеет уставный капитал в размере 100 млрд долл и Россия входит в число его сооснователей. Структура второго более напоминает МВФ, тут нет уставного капитала, но есть пул валютных резервов – тоже в размере 100 млрд, 18 из которых обязалась внести Россия. Символично, что одна из целей банка БРИКС – помощь странам, пострадавшим от валютно-кредитной политики США (то есть всё от того же МВФ).

Кому-то может показаться, что это история падения – от проекта мировой экономической системы к младшему партнёру Китая в его противостоянии с США. На самом деле старшинство партнёра – вещь преходящая. В начале 90-х при определении квоты голосов в МВФ Россия на шаг опередила Китай. А сегодня китайский юань – одна из резервных валют МВФ с долей в корзине 10,92% – третье место после США и ЕС. Как Китай этого добился? Суверенной экономической политикой. Причём сама по себе она не была направлена ни на статус резервной валюты для юаня, ни на третье место в корзине СПЗ. И то и другое – значимые, но всё равно мелкие бонусы.

25 лет назад президент СССР добивался признания финансовой организации мировых воротил, чтобы с их помощью вступить в капиталистический клуб. Сегодня мы знаем, что некоторым государствам (для сохранения своего статуса), нужно либо вовсе не вступать в финансовые клубы, либо создавать их самому.

Читайте также: