Социология права и деятельность религии как социального института

Обновлено: 28.06.2024

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.
Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Социология реферат.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Выполнил: студентка 1 курса

Проверил:

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как в форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мра, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Данная работа рассматривает религию как социальный интститут. Целью работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о религии как о социальном институте.

- изучение понятия социального института, его характерных черт;

- рассмотрение религии как социального института.

Термин заимствован социологами из юриспруденции, где под институтом понимается определенный комплекс норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере.

Социальный институт – целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, устойчивое социальное образование, обеспечивающее гарантированную реализацию данных потребностей.

Социальный институт имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны.

Внешняя сторона социального института – социальные группы, социальные организации.

Внутренняя сторона социального института – ценности, нормы, стандарты поведения.

Социальные институты выполняют роль инстинктов в человеческом обществе.

Они помогают бороться за существование и успешно выживать не только отдельному человеку, но и всему обществу.

Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института проходит несколько последовательных этапов:

1) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2) Формирование общих целей.

3) Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4) Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5) Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.

6) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7) Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социального процесса.

Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.

Социологи по-разному понимают внутреннюю структуру социальных институтов.

Другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний.

Третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля и т.д.

Все эти точки зрения по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.

Можно выделить следующие элементы социального института:

—цели и задачи, которые относятся к явным функциям института

—образцы или правила поведения

—устные и письменные традиции.

Все социальные институты подразделяются на главные (базовые, основные) и неглавные (неосновные).

Они различаются также по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты).

Социальные институты различаются также по жесткости санкций за нарушение правил, по наличию или отсутствию бюрократической системы управления и др.

1.2 Типы социальных институтов

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

1) институты семьи и брака, являющиеся институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения;

2) политические институты, государство, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;

3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико- экономическое развитие общества;

4) институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.

Все эти институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30—40 тыс. лет назад.

2. Религия как социальный институт.

2.1 Определение религии как социального института

Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются:

1. Обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).

2. Религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь. Список сакрального (священного) можно продолжить до бесконечности.

3. Религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида — символы определенных религий. Православный храм — святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы).

4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.

5. Религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека — от рождения до смерти — как бы направляется церковью.

6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.

2.2 Современные мировые религии

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их. Все мировые религии обещают верующим справедливое к ним отношение, но только в потустороннем мире и в зависимости от благочестия в этом.

Буддизм – одна из первых мировых религий. Возник в VI–V вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Одной из повелительных потребностей людей является потребность в осознании происходящего, объяснении его и выстраивании своей жизни в соответствии с представлением о сути вещей, картине мира, о смысле самой жизни, природе человека и его предназначении. Веками религиозное сознание отвечало на эту потребность, предлагая человеку, как конечному существу, выход за пределами его земного существования. Эта особенность религии, се трансцендентность (выход за пределы наличного бытия) позволяет включить мир и человека в контекст вечности, придавая тем самым смысл устройству мира и бытию людей в нем.

Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы, верований, воплощающих представление о священном, сверхестественном, определяющем судьбу человека. Элементами религии являются: наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном; особая система верований (вероисповедание); особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным); представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры.
Понятие священного

Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Тем не менее одна принципиальная черта характерна для всех них: выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. То, что свято, внушает ужас, почтение, глубокое уважение. Оно обладает необычными, сверхъестественными и подчас опасными качествами и с ним можно общаться только в рамках особого ритуала (молитвы, заклинания, ритуальные очищения). К числу священных объектов может быть отнесено что угодно — Бог, король, солнце, луна, скала, дерево или такой символ, как крест. Противоположно святому то, что ординарно, не принадлежит к миру свсрхъсстсствснного. Однако нечто становится святым или остается ординарным только в случае, если как таковое оно получает то или иное социальное определение, которым подобный объект наделяется сообществом верующих.

Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного.

Как показал еще Дюркгейм, о наличии определенной религии можно говорить в случае, когда вера в священное сочетается с соответствующей практикой сообщества верующих (совершение действий, вытекающих из такой веры — участие в деятельности религиозного сообщества, выполнение ритуалов, соблюдение запретов и т. д.).

С социологической точки зрения могут быть выделены следующие виды религий: простая вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал.

Первый тип религии характерен для примитивных, доиндустриальных обществ, не включает в себя веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил, оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей.

Анимистический тип религии признает активную деятельность духов в мире. Эти духи могут существовать в людях, но также и в природных объектах (реках, горах, ветрах), они персонифицированы, наделены человеческими качествами (мотивами, волей, эмоциями). Это не боги, им не поклоняются. Общение с ними достигается через магические ритуалы. Они могут быть добрыми или злыми или безразличными к людским делам.

Общей чертой религий является наличие теодицеи — эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти. Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.

Совместное участие в богослужении создает эмоциональное ощущение вдохновения, экстаза, не испытываемого в одиночку. Разделяемые религиозные верования вырастают из общества и содействуют его сплоченности. Ритуалы объединяют людей и способствуют передачи от поколения к поколению ценностей, норм, запретов (табу), нарушение которых ведет к покаянию и очищению. Ритуалы поддерживают и утешают людей в горе, особенно в связи со смертью. Каждое общество, заключает Дюркгейм, нуждается в религии или в системе верований, которые бы обеспечивали те же социальные функции.

Маркс выводил функции религии из теории социального (классового) конфликта, рассматривая религию как форму отчуждения, как орудие поддержки господствующего общественного порядка. Религия может быть элементом социального конфликта, как, например, в периоды религиозных войн. В соответствии с тезисом М. Вебера о протестантской этике как духовной основе современного капитализма — его развитию содействовали нормы такой этики, в рамках которой богатство рассматривалось как знак избранности Богом, и бережливость, а не расточительство, умножение капитала, а не его растрата — как основная религиозная, социальная ценность и добродетель. Здесь религия выполняет функцию содействия промышленному, социальному развитию.

Принципиальной чертой современного периода общественного развития в России является возрождение и распространение религиозного сознания. Конституцией РФ (ст. 28) гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Принципиально важно, конечно, в чем заключается суть подобной веры. Особое значение в условиях России, где религиозные верования воплощены в различных конфессиях, приобретают те черты подобных верований, в которых терпимость, уважение к чужой вере занимают подобающее место. Только при таком условии религиозная вера выполнит функцию духовно-созидательного начала в общественном развитии России как многоконфессиональной страны. Религиозное возрождение в России осуществит созидательную функцию в случае, когда взаимное доверие, нравственность, трудолюбие, надежда, основанные на вере, войдут в социальную практику, станут моральным стержнем общественного развития.

Принципиальное значение при этом имеют по меньшей мере два измерения соответствующих социальных взаимодействий: а) религии и государства; б) религиозных конфессий между собой. Конституция РФ (ст. 14) определяет Российскую Федерацию как светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В двух случаях созидательная, конструктивная, интегрирующая функция религии не способна быть реализована. Во- первых, путем подчинения религии государству, превращения религии в зависимый придаток государства, потеря ею функции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета, что ведет к потере религией сакральности, своего священного, независящего от земных структур характера с одной стороны. Во-вторых, путем поглощения религией государства, обретения религией официального государственного статуса в качестве единой и обязательной формы верования, потеря такого рода теократическим государством своего светского характера, утрата им функции гаранта свободы вероисповедания, что ведет к дискриминации и подавлению иных верований.

Свобода совести, равенство вероисповеданий, независимость от государства могут быть реально обеспечены только при наличии демократического государственного и общественного устройства. Только в этих условиях обеспечивается свобода личности (свобода совести — ее важнейший ингредиент); гарантируется веротерпимость, равенство и свобода вероисповеданий; сохраняется светский характер государства; создается морально- нравственный, духовный базис общественного развития. Правовые нормы обеспечивают структурирование социальной жизни, регулирование социальных взаимодействий с целью придания им формального порядка и определенности. Но содержание подобного порядка, определение того, что считать правильным и справедливым, а что несправедливым, преступным, что существенно, жизненно важно, а что нет, т. е. свою сущностную, ценностную природу право может обрести только извне. Таким источником могут служить также и нравственно-этические принципы религии.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Таким образом, основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям и образцам овладения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д., укоренение человеческой культуры в трансцендентное. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Она имеет вселенское космическое измерение Возникновение и функционирование религии — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму. С позиций религиозной духовности утверждается, что силы, управляющие миром, не могут полностью детерминировать человека, напротив, человек может стать свободным от принудительного воздействия сил природы и социума В нем заложено трансцендентное начало по отношению к этим силам, которое позволяет человеку освобождаться от тирании всех этих безличных или надличностных сил. Таким образом, религия утверждает приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами, противопоставляя их мирской, социальной ориентации ценности, веры, надежды, любви.

Наряду с этими основополагающими функциями религии отмечаются интегративная и дезинтегративная функции. Известный французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э.Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия конституирует общество как соци-окультурную систему: она подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

Основу религии составляет культовая система. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс инетитуционализации религиозных культовых систем.

В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а совершение культовых обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности. Как отмечается в этнографической литературе, у австралийцев, задержавшихся на примитивной стадии развития, не было профессионального духовенства. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы ит. д. В Малайзии, где уровень развития выше, чем в Австралии, уже выделились жрецы-профессионалы, которых еще не следует характеризовать как особый социальный слой, а только как своеобразную профессиональную группу, занятую однотипным видом деятельности.

Следующий этап в процессе инcтитуционализации связан с зарождением системы общественной организации, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины Как отмечает немецкий историк И.Г. Баховен. в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако здесь еще имеет место совпадение религиозной и социальной общности.

Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательства сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные сие темы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа—жреческие корпорации.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, приводит к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов Постепенно вместе с самоопределением других надстроенных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных организаций.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций, выработки систематизированного вероучения, разработки систем его защиты и оправдания, руководства и осуществления куль говой деятельности, контроля и осуществления санкций за исполнением религиозных норм, ведения связей со светскими организациями, государственным аппаратом и т.д

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса инетитуционализации, одним из следствий которого являет ся усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих—служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархизированную систему — Церковь Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организации и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне Церкви уже четко разделяются управляющая и управляемые системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем поведения, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая, подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в уставах и положениях конфессиональных организаций. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Религия — это социальный институт, функциями которого являются: компенсаторная, социализации, мировоззренческая, культурная, ценностная, осуществление социального контроля, коммуникативная и пр.

Далее мы кратко разберем происхождение религии как структуру этого социального института, так и функции на конкретных примерах. Также в конце статьи я приведу сложный план ЕГЭ по обществознанию, который может быть на реальном экзамене в в 2022 году.

Религия как социальный институт

Происхождение

Перед прочтением этой статьи настоятельно рекомендую разобраться с тем, что такое социальный институт. Вкратце — это комплекс норм и правил, а также устойчивых форм жизни людей, который решает важнейшие социальные проблемы. Кстати, вот статья про виды социальных норм.

Религия возникла давно — наверное с появлением человечества. Причиной этому было то, что люди не могли объяснить себе явления природы, а также цепь случайных событий.

Например, вот живет в лесу община людей 20 000 лет назад. Их убежище пещера. Начался дождь, и молния ударила в дерево, оно загорелось от этого. Люди увидели это и испугались. Затем подошли к дереву, взяли горящую палку и развели в пещере огонь. Назначили людей, ответственных за поддержание огня.

Как они себе все это объяснят? Понятно, что есть некий бог, некое высшее существо, которое метнуло молнию с небес и даровал людям огонь. Тут и до мифа о Прометее не далеко! Дескать, не хотел бог-отец давать людям огонь, но его сын сжалился над людьми и украл его у отца. За что и поплатился.

Вот и возникает язычество — система архаичных религиозных верований, которые обожествляют стихии природы.

Любая религия имеет следующую структуру:

  • Кредо — некое тайное религиозное учение, которое как раз и объясняет все необъяснимое: почему люди умирают, почему болеют, почему одни выздоравливают, а другие нет, почему есть молния, дождь, радуга… и пр. Обычно кредо содержится в священных книгах данной религии: сутрах, библии и пр.
  • Культ — система ритуалов, направленных на задабривание божества. В язычестве — это принесение в жертву животных, или сожжение умерших.
  • Служители — это люди-жрецы, которые имеют право отправлять культ. В язычестве таковыми были волхвы, в христианстве — священники.

Кстати, вот какая религия в Японии. Также мы разобрали для Вас раздел Человек и общество: что любит спрашивать реальный ЕГЭ

Функции

Компенсаторная

У человека есть множество страхов. Один из ключевых — страх смерти. Религия компенсирует этот страх верой в загробную жизнь. Также компенсируются другие страхи и восприятия мира.

Например, один человек работает — да просто пашет на работе ежедневно, в конце концов заболевает и при смерти наблюдает за другим — своим соседом, который в лотерею выиграл миллион долларов…. Чтобы он не пошел и напоследок не расправился с соседом из зависти есть религия, которая компенсирует это чувство зависти. Есть значит Бог, значит ты в прошлой жизни согрешил, и поэтому в этой жизни мучаешься, а другие — менее грешным — бог дает награду.

Не беспокойся, мол, в следующей жизни все будет наоборот!

Социализации

Социализация — это процесс усвоения человеком социальных норм и правил, а также социальных ролей. Религия в этом смысле является агентом социализации: она приобщает детей к ценностям. Например в христианстве есть 10 заповедей: не убей, не укради, почитай отца и мать и пр.

Таким образом дети и взрослые приобщаются к правилам общественной жизни, чтобы все жили в мире и не творили беззакония.

Понятно, что например в Средневековье, чтобы держать народ в подчинении им навязывалась религия. А тех, кто как-то по-своему верили — понятно пали жертвой инквизиции, в том числе сторонники Гелиоцентрической системы мира. Фактически шло уничтожение тех, кто был склонен к несоблюдению правил и социальных норм общежития и своими действиями могли склонить других к неповиновению.

Социального контроля

Социальный контроль — это система формальных и неформальных санкций, которые подчиняют людей обществу. Социальные институты, которые его осуществляют называются агентами социального контроля.

Сегодня религия осуществляет социальный контроль верующих через религиозные организации — церкви и через священников. Любой верующий может прийти в церковь, мечеть и получить наставление от служителя данного культа: покаяться в грехах, получить совет или просто высказать наболевшее с глазу на глаз.

Тут понятно и функция психологическая, и фатическая, и коммуникативная реализуются.

Культурно-ценностная

Эта функция напрямую связана с cоциализацией. Религия — это и как феномен культуры и поэтому осуществляет трансляцию культурных ценностей. В христианстве это общегуманитарные: ценность человеческой жизни и добродетельного поведения, моральные ценности как и в других религиях. Кстати, вот статья, про то, что такое мораль.

Посредством загробного воздаяния религия учит людей вести себя подобающим образом. Вместе с тем, нельзя забывать, что кроме религиозного мировоззрения, есть еще научное, обыденное и в современном обществе люди сами вольны выбирать, какой точки зрения на мир придерживаться. В современной России нельзя их осуждать и сажать в тюрьму только за то, что они не верят в высшие силы. Иначе не будет развиваться наука — основной двигатель современного прогресса!

Мировоззренческая

Любой человек нуждается в некой системе координат — в мировоззрении, которое отвечает на вопросы: кто я такой? Какое место занимаю в мире и в обществе? Как себя вести среди людей? Как себя вести по отношению к природе? Ответы на эти вопросы дает мировоззрение. Религиозное мировоззрение тоже отвечает на все эти вопросы.

Сложный план

Как и обещал, в завершении статьи привожу сложный план ЕГЭ по образцу 2022 года на тему:

Религия как социальный институт

1.Основные составляющие социального института:

1.3.Иерархия социальных ролей и статусов

1.4.Люди — представители социального института

2. Структура религии как социального института:

2.1. Кредо: система догм (норм) выражены в форме священного писания

2.2. Культ — система ритуалов

2.3. Служители культа: священники и пр.

3. Функции религии как социального института.

3.2. Социального контроля.

4. Институт религии как одна из основ современного общества

Теперь вы спросите: а где еще взять примеры сложных планов на другие темы. И я отвечу — задания есть в Открытом Банке заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ. А ответы на эти задания (на все задания банка, включая и на составление сложных планов) есть в наших ответах на Банк заданий ЕГЭ по обществознанию.

Предпосылки для институализации религии

Обществознание

Духовная составляющая жизни человека — невероятно важный аспект индивидуального и социального существования. Если рассматривать религию как социальный институт, то функции ее сводятся к основным принципам — интегративности, коммуникативности, психотерапии и регулятивности. Религиозная организация подразумевает под собой четко отлаженную функциональную структуру.

Предпосылки для институализации религии

Религиозный функционал

Мистицизм и тайна человеческого существования всегда привлекала как индивидуума, так и социум. Необъяснимые и глубинные внутренние духовные процессы являются в значительной степени двигателем прогресса — в культуре и искусстве, в изучении окружающей действительности как физической материи. Немаловажное и ключевое значение эти духовные поиски оказали и на социальную и психологическую составляющую цивилизации.

Представители более ранних эпох — древние греки и римляне, египтяне, и даже славяне и азиаты — были склонны к многобожию, язычеству и шаманизму. Это легко объяснить веянием духа того времени — ведь для каждого временного витка характерны свои культурные и социальные особенности. Зевс, Афина, Гор и прочие персонажи современных мифов разных народов когда-то были частью их истинной духовной жизни.

И нет никаких гарантий, что предания современной духовной литературы — будь то Библия или Коран — не станут очередным сборником легенд и сказаний.

Однако любое общество не стоит на месте: меняются индивидуальные и социальные потребности, меняется и политическая система. Все это требует также и реструктуризации духовных взглядов и мировоззренческого поведения. В связи с этим и появляются новые религиозные доктрины, которые позволяют массово вступать в новую эпоху.

Таким образом, широкое распространение религиозных взглядов потребовало срочной ее институализации — процесс закрепления общественных (политических, социальных, духовных) отношений в нормах права и морали.

Религиозный функционал

Религия — это определенный способ мировоззренческих взглядов на сверхъестественные стороны человеческой жизни, а также организации (церкви, мечети, храмы), которые поддерживают данное движение и способствуют распространению и сохранению внутренних постулатов и символов этой системы.

Характер любой религиозной системы обусловлен тремя главными аргументами:

  1. Внутренней иерархией;
  2. Совокупностью определенных системных действий — ритуалов;
  3. Самобытностью религиозной группы — символы, обряды, убранство помещений.

Любой социальный институт преследует некие цели и, соответственно, несет в себе и определенные функции. Традиционно, по определению Роберта Мертона, внутри социальных институтов выделяют:

  • Явные функции — объективные функционально-позитивные последствия, которые входили в намерения участников системы и осознавались ими;
  • Латентные функции — такие объективные последствия, которые не входили в намерения участников и не осознаются ими.

Также в интерпретации разных теоретиков существуют разнообразные классификации функций религии по целенаправленности. Наиболее популярная классификация выделяет четыре основные функции: интегративная, коммуникационная, регулятивная и психотерапевтическая.

Интегративная функция — функция сплочения индивидуумов за счет совокупности обрядов, символов, традиций и обычаев, которые способствуют сближению внутри религиозной группы.

Основные теории духовной культуры

Регулятивная функция — функция, которую частично можно отнести к латентным, так как заключается она в следовании приверженцев социального института определенным нормам поведения и правилам, которые предписывает религия. Таким образом, формируется общественная мораль, образец поведения, которому необходимо следовать. Также формируется свод правил — заповедей — список того, чего делать нельзя, так называемых преступных деяний.

Психотерапевтическая функция — подразумевает под собой возможность успокоить человека, вселить в него веру, надежду или же смирение. Научно доказано, что религиозные деяния и обряды действительно оказывают на верующего некий успокоительный терапевтический эффект. Этот внутренний монолог с Богом позволяет высвободить накопившиеся негативные эмоции.

Религия всегда занимала в жизни человека важное место. С ее помощью человек пытается ответить на главные вопросы своего существования — о жизни и смерти, о любви, детях, спутнике жизни, о своем предназначении.

Это основная классификация религиозных функций, но существуют и другие многочисленные структуры.

Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов классифицируют функции религии следующим образом:

Религия как социальный институт функции

  1. Мировоззренческая;
  2. Компенсаторная;
  3. Функция социальной самоидентификации;
  4. Социально-регламентирующая;
  5. Функция социального контроля;
  6. Адаптационная;
  7. Охранительная;
  8. Социально-критическая.

Веремчук В. И. считает необходимым к основной классификации прибавить функцию сакрализации культурных ценностей и мировоззренческую.

Дополнительно адаптационную, охранительную и социально-критическую функции выделяет Чемикосова Т. А.

Основные теории духовной культуры

По традиции выделяют трех главных теоретиков социологии, которые рассматривали религию: Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и Макс Вебер.

Что характеризует религию как общественный институт

В положительном же ключе рассматривали данное явление Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.

Дюркгейм трактовал религию крайне позитивно. Он считал, что она несет в себе максимально интегративную функцию, имеет большой потенциал относительно сплочения группы людей. «Значение концепции религии Дюркгейма состоит, прежде всего, в теоретическом и эмпирическом обосновании в качестве наиболее значимой интегративной функции этого социального института.

Макс Вебер также трактовал положительно влияние религии на человека, он считал крайне важным ее влияние на мировоззрение индивидуума. По сути, призма, через которую человек смотрит на мир, определяется теми социальными институтами, в которых он живет: школа, семья, религиозная община. Система духовных ценностей оказывает некое влияние на формирование человеческого взгляда на мир, что характеризует религию как общественный институт.

Помимо прочего, он классифицировал религии и религиозные организации, кратко их структурировав. Среди религий Вебер выделял мировые и национальные, организации же подразделял на церкви, мечети и секты. По его мнению, секты не обладают необходимыми институциональными характеристиками.

По признаку национальной принадлежности Вебер выделил следующие типы религий:

  • мировые (христианство, мусульманство, буддизм);
  • национальные (синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм).

В плане мировых религий происходит дополнительная классификация внутри групп:

Религия как общественный институт

  • Христианство: православные, католики, протестанты;
  • Мусульмане: суизм, шиизм, хариджизм;
  • Буддисты: хинаяма, тантризм, ламаизм, махаяна.

Таким образом, религиозное влияние на человеческую жизнь очень обширно и глубоко.

Духовность и некое мистическое объяснение действительности позволяет интегрировать, коммуницировать, регулировать социум посредством норм и правил, установленных системой церкви или любого другого храма.

Читайте также: