Социальное обеспечение за рубежом как правило включает такие системы как

Обновлено: 18.05.2024

За рубежом социальное обслуживание рассматривается как система определенных способов социальной деятельности, направленная на удовлетворение актуальных потребностей граждан в адаптации, интеграции и социальной реабилитации.

В большинстве европейских стран реализуются следующие направления развития социального обслуживания населения: - децентрализация системы социальных услуг, расширение компетенции местных органов власти и муниципальных служб; - интенсивное развитие негосударственного сектора и постепенное сокращение государственных служб на рынке социальных услуг; - развитие инновационных форм и видов социального обслуживания; - расширения платных услуг и т. д.

Социальные услуги населению оказывают, как правило, некоммерческие учреждения, основной функцией которых является поддержание необходимых жизненных условий малоимущих и неимущих слоев населения. Для этих категорий спектр услуг включает: консультационные, врачебные, информационные, правовые (с контрольной функцией), медицинские по общему уходу (исключая врачебные), организационные услуги и ряд других. Например, помощь в форме натуральных услуг включает медицинские профилактические мероприятия, бесплатное обеспечение лекарствами, возможность бесплатного пребывания в больнице, меры по предотвращению бесплатных случаев, мероприятия по восстановлению профессиональной пригодности и трудоспособности (пребывание на курорте, переобучение) и т.д. Данная форма обеспечения чаще всего предоставляется опосредованно через практикующих врачей, больницы, детские учреждения и т.д. Оплата предоставляемых услуг осуществляется или учреждениями социальной защиты, или самим получателем с последующим возмещением понесенных расходов системой социального обеспечения на основе принципа возмещения расходов.

Помимо натурально-вещественной помощи оказывается также финансовая помощь. Размер денежных выплат индивидуально дифференцирован в соответствии с величиной прежнего заработка и зависит от ранее выплаченных страховых взносов. Денежные выплаты могут быть связаны с индивидуальной нуждаемостью получателя. Они предоставляются независимо от страховых взносов в связи с тем, что отсутствуют иные источники дохода (социальная помощь), также денежные выплаты могут компенсировать дополнительные финансовые нагрузки на семейный бюджет. В последнем случае предусматривается одинаковый размер помощи для всех получателей (например, пособие на детей). Уровень социальной защищенности, выражающейся в объеме предоставляемых услуг, всегда тесно связан с финансовыми возможностями социальных служб.

В большинстве развитых стран существует двухтиповая система социальных служб, включающая территориальные социальные службы, образованные по территориально-административному признаку и оказывающие неотложную социальную помощь гражданам, которые проживают в данном административном округе, и специализированные социальные службы.

К учреждениям, обслуживающим жителей конкретной территории, относят коммуны, общины муниципалитета и других административных единиц. Находясь максимально близко к месту жительства людей, данные учреждения оказывают первичную социальную помощь всем нуждающимся. Основные функции этих учреждений — прием заявлений на социальную помощь и проверка на месте степени нуждаемости; оценка родительской заботы о детях и выполнения обязанностей по воспитанию детей; установление попечительства и опеки (например, при психическом заболевании человека); выполнение определенных обязан ностей по поручению суда или различных муниципальных ведомств, прежде всего ведомств по делам молодежи и социальных ведомств; консультирование граждан по различным вопросам.

Функции территориальных социальных служб постоянно расширяются. Помимо непосредственных социальных услуг за районными службами США и большинства западноевропейских стран закреплены функции помощи в получение специализированной социальной помощи (в частности, получение необходимой информации, помощь в подготовке необходимых документов). Социальные работники активно включаются в процесс развития обслуживаемой территории, обычно городского микрорайона. Они: - оказывают содействие в создании новых социальных организаций; - решают вопросы, связанные с обслуживанием жилищного фонда, образовательных учреждений; - выступают в качестве посредников при разрешении административных конфликтов и конфликтов в среде жителей микрорайона; - активно участвуют в политической деятельности, чаще всего во время избирательных компаний, оказывая помощь кандидатам и осуществляя просветительскую деятельность среди населения.

Особое место отводится разработке социальных программ, консультациям по вопросам социального планирования и развития.

Специализированные социальные службы помимо функций вмешательства в социально-неблагополучную ситуацию и оказания социальной защиты нуждающимся выполняют профилактическую и представительскую функции.

Специализированные социальные службы включают в себя: - службы, ориентированные на оказание помощи определенным социальным группам (престарелым, женщинам, детям и другим); - службы, специализирующиеся на конкретных социальных проблемах (например, центры помощи наркоманам, ресурсные центры, кризисные центры).

Среди стран Европейского сообщества на первом месте по объему финансирования социальных услуг находится Германия. Расходы на социальные услуги составляют примерно десятую часть бюджета на социальные нужды. К социальным услугам в Германии относят те услуги, которые оказывают слабо защищенным слоям населения в некоммерческих учреждениях, направленные на выравнивание жизненного уровня граждан. Объем социальных услуг за последние 15 лет возрос примерно в два раза. Социальной работой в Германии занимаются более 6 тысяч служб и организаций, в которых работают более 800 тысяч штатных сотрудников и более 1,5 млн добровольцев. Кроме того, насчитывается более 410 тысяч учреждений самопомощи. Значительная роль в обеспечении социальными услугами отводится местным органам самоуправления.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.


В статье мы рассмотрим две противоположные модели социального обслуживания: скандинавскую на примере Швеции и американскую на примере США. Сравним их с российской системой и подумаем, что можно улучшить у нас на основе чужого опыта.

Существующие модели соцобслуживания

В мире существует 2 основные модели социального обслуживания — скандинавская и американская.

Скандинавская модель системы социальной защиты базируется на теории государства всеобщего благосостояния. Приоритетной задачей является формирование развитой системы социальной помощи всем гражданам, доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других услуг.

Американская модель системы социальной защиты предполагает минимальное участие государства в социальном обеспечении граждан. Государственная поддержка оказывается только беднейшим слоям населения. Дополнительно в каждом штате свои социальные программы, работает система частного социального страхования и добровольные организации.

Рассмотрим подробнее каждую из моделей.

Скандинавская модель системы соцобслуживания на примере Швеции

Система социальных служб в Швеции регулируется законами:

— актом по медицинскому обслуживанию и охране здоровья

— актом по предоставлению социальных услуг умственно отсталым гражданам.

Согласно законодательству, в оказании услуг участвуют социальные службы, муниципальные и губернские органы власти, а также семьи и отдельные граждане.

Социальным обслуживанием населения занимаются муниципальные и окружные комитеты социального благосостояния.

Комитеты социального благосостояния работают в трех направлениях:

1. Улучшение коммунальных услуг.

2. Улучшение социальных условий конкретных групп населения — дети, престарелые, одинокие, инва­лиды.

3. Индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам — экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкого­ликами и наркоманами, помощь в налаживании семейных отношений.

Например, в шведском городе на 100 000 человек будет 1000 социальных работников и примерно 5 окружных комитетов. Каждый комитет будет включать 3 отдела: отдел заботы о детях, социального благосостояния и заботы о пожилых.

Отдел заботы о детях отвечает за оказание помощи здоровым детям, обслуживание детских садов и подготовительных групп для школы. В Швеции нет детских домов, так как детей-сирот сразу забирают в семьи.

Отдел социального благосостояния работает по направлениям: социальное обеспечение — денежные выплаты, индивидуальное и семейное лечение, содержание домов для алкоголиков и центров для молодежи.

Отдел помощи пожилым работает по направлениям: оказание домашней социальной помощи; содержание центров дневного пребывания для пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями; обслуживание пенсионеров с полным питанием; содержание домов по уходу за престарелыми; содержание центров с полным питанием для пенсионеров, страдающих старческим слабоумием.

В каждом округе есть дома сестринского ухода для престарелых — Хосписы. Также работают специально оборудованные дома — квартиры, где живут пенсионеры на государственном обеспечении, которые сдали жилье государству.

В округах также есть учреждения социального обслуживания:

Кризисные центры для мужчин

Мужчины обращаются в центры для разрешения конфликтов в семье, если не могут найти общий язык с родными, коллегами, соседями. При разборе семейных проблем обязательно ведется работа не только с мужем, но и с женой.

Женские кризисные центры

Помогают женщинам справляться с проблемами в отношениях с мужем, родными и близкими. Центры находятся в уединенных местах и практически засекречены. Сделано это с целью спрятать женщину от обидчика.При необходимости женщина с детьми может 4 месяца жить в центре и получать помощь психологов и социальных работников.

Мо­лодежные центры преодоления кризиса

В них попадают по направлению суда граждане в возрасте от 16 до 21 года. Они живут и работают в центре, но при этом могут посещать родных и близких. Задача сотрудников центра помочь воспитанникам измениться в лучшую сторону и найти свое место в жизни.

Приюты для подростков

Созданы для детей, которые ушли из семьи. Подростков не ставят на учет в полицию и не спешат возвращать родным. Сначала пытаются разобраться в причинах ухода из семьи и помогают преодолеть кризис.

Наркотические службы

Амбулаторные клиники, станции по­мощи несовершеннолетним, вытрезвители, интернаты-лечебницы, общежи­тия, приюты, опорные пункты с временным проживанием, диспансеры — лечебные стационары.

В системе соцобслуживания Швеции не выделяют отдельные категории граждан для оказания помощи. Поддержку может получить любой человек. В Швеции распространены различные государственные кризисные центры для граждан, куда обращаются за помощью психологов и социальных работников.

Американская модель системы соцобслуживания на примере США

В США нет единой общенациональной централизованной системы социального обеспечения. Она образуется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными органами и органами штатов. Отдельные программы принимают местные власти.

В США есть три типа организаций социальных услуг: государственные, частные некоммерческие, частные коммерческие.

С государственными все понятно, они финансируются напрямую за счет федерального правительства, штата, округа.

В частных некоммерческих финансирование идет за счет федеральных грантов, грантов штата и местных грантов. Они получают дотации, предназначенные для государственных программ.

Коммерческие финансируются деньгами клиентов. Их цель — получение прибыли.

Рассмотрим, как эти службы помогают детям и семьям, взрослым и детям-инвалидам, пожилым и престарелым.

Работу по направлениям дети и семья ведет Государственная Служба по Защите Ребенка. Она есть в каждом штате в виде отделения и далее представлена организациями в округах.

Например, штат Висконсин насчитывает 72 округа и в каждом округе есть одна организация по защите детей.

Работа государственной службы заключается в расследовании случаев плохого обращения с детьми. На основании расследования могут забрать детей из семьи, оказать помощь или закрыть дело.

В Америке есть система фостер — когда любая семья может взять проблемного ребенка на воспитание и получать за это денежную помощь.

Частные службы для детей и семьи представлены организациями, предоставляющими платно психологическую, медицинскую, юридическую помощь.

Службы для взрослых и детей — инвалидов работают за счет бюджетов штатов и федеральных средств. В округах функционируют службы по трудоустройству, медицинское наблюдение, транспортирование, услуги, связанные с лечением, и дневной уход.

Службы для престарелых также работают за счет бюджетов штата и округов. Помощь оказывается людям, которые находятся в тяжелом состоянии — дневной уход, медицинское обследование, поддержка в домашних условиях, забота об умирающем, транспортировка.

Есть государственные дома престарелых. Они финансируются федеральной программой медицинской помощи престарелым. Есть частные организации, в которых очень хорошие условия для содержания пожилых и престарелых. Они оплачиваются теми, кто в них находится и их родственниками.

Государственные и коммерческие психиатрические службы работают в каждом округе. Государственные предназначены для особ с серьезными и хроническими умственными расстройствами или для тех, кто находится в состоянии кризиса. Они дают временное жилье, поддержку в трудоустройстве, лечении, уход на дому круглосуточно, оказывают экстренную помощь 24 часа в сутки.

Психиатрические службы финансируются штатом, покрываются страховкой или оплачиваются чеками, которые инвалиды получают от федерального правительства. Если это частное учреждение, то все услуги платные.

В США много частных социальных организаций. Они финансируются смешанным образом: за счет благотворительных взносов, даров частных лиц, платы лиц, которым оказываются услуги, правительственными ассигнованиями. Эти организации различаются характером деятельности, спецификой предоставляемых услуг и масштабом работы.

Например, Американская служба семьи (Family Service America) включает сеть агентств по стране, которые обеспечивают семейную терапию и социальные услуги.

Другая американская служба, которая работает за счет пожертвований частных лиц — Организация по оказанию услуг семьям (Family Service Organization). Агентства, входящие в нее, оказывают разнообразные услуги семье, но особенно новобрачным и многодетным.

Лютеранская социальная служба — сеть агентств, связанных с лютеранской церковью. Она имеет представительства во всех крупных общинах США, где оказывает услуги по социальному обеспечению детей и престарелых.

Пример некоммерческой организации — Американский Красный Крест. Годовой бюджет — несколько сот миллиардов долларов. Деятельность Американского Красного Креста осуществляется благодаря добровольцам и добровольным пожертвованиям общественности.

Организация обеспечивает поставку почти половины запасов консервированной крови в США, обучает технике оказания первой помощи, популяризирует профилактику СПИДа. Первоочередная задача Красного Креста — помогать жертвам стихийных бедствий не только в США, но и во всем мире.

В системе соцобслуживания США есть государственные и частные службы. Материальную поддержку от государства получают только самые бедные слои населения. Широко распространены различные неприбыльные частные службы, которые оказывают помощь за счет благотворительных средств.

О Российской модели социального обслуживания

Российская модель социального обслуживания в основном похожа на скандинавскую модель. У нас также централизованно на государственном уровне регулируется социальная помощь. При этом в нашей системе присутствуют черты американской модели — есть коммерческие и некоммерческие организации социального обслуживания.

Неплохо было бы нам взять идею шведских центров помощи, куда обращаются в кризисных ситуациях обычные люди. При этом охватываются все сферы жизнедеятельности — от производственно-трудовой активности до интимных отношений, а также все этапы жизни — от младенчества до глубокой старости.

В Америке можно заимствовать практику развития некоммерческих социальных организаций, которые открываются на добровольные пожертвования общественности. Это организации с миллионными бюджетами и тысячами добровольцев и волонтеров.

За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты — государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Как правило, построенные по "накопительной" или "распределительной" схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.

Великобритания

Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире (существует с 1908 года) и наиболее сложных по организации, регулированию и набору возможностей. Британские пенсионеры могут получать как базовую пенсию от государства, так и трудовую пенсию из национальной страховой системы, зависящую от заработка и стажа.

Базовую государственную пенсию получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, ее размер зависит от стажа. Ее уровень ограничен и индексируется государством в соответствии с инфляцией. Государство гарантирует ее в размере 20% средней зарплаты работника. Трудовая пенсия тоже формируется за счет взносов работника, но уже пополам с работодателем. Она напрямую зависит от размера выплат и составляет чуть более 20% от дохода.

Кроме того, здесь существует множество способов накопления частных пенсий — от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ.

Германия

Пенсионная система Германии основана на принципе солидарности поколений — работающие оплачивают содержание нынешних пенсионеров в госфонд, потом из него же получают свою пенсию. Чем больше взносов они платят сейчас, тем больше пенсионных прав получат потом.

Средний взнос немецкого гражданина в пенсионный фонд составляет около 20% от ежемесячной заработной платы, при этом половину оплачивает работодатель. Во время службы гражданина в армии или декретного отпуска у женщин взносы платит государство. Сама пенсионная формула рассчитывается с учетом индивидуальных коэффициентов, накопленных за всю трудовую жизнь. Они зависят от возраста выхода на пенсию (в Германии — 67 лет), стажа, размера зарплаты и вида самой пенсии. В дополнение к государственной существует производственная пенсия от предприятий, многие работающие участвуют в негосударственных пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план.

Франция

Пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. В среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случае многопрофильной карьеры их число может превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах "социальными партнерами", то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.

Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд предусмотрены в размере 16,35%.

Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия — около 6 тысяч евро в год, максимальная в два раза больше.

Минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет. Если француз проработал 41 год, то он будет получать полную пенсию. Если трудовой стаж меньше — размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65. Если гражданин выходит на заслуженный отдых в 65 лет, то он будет получать свое пособие полностью вне зависимости от того, когда начал трудиться.

Швеция

Пенсия в Швеции состоит из трех частей — условно-накопительной, накопительной и гарантированной (обязательный минимум). Первая формируется из взносов работников, составляющих 16% от заработной платы. Эти деньги переводятся в обязательства, которые индексируются в зависимости от демографической и экономической ситуации. Накопительная часть тоже зависит от заработной платы работника, но это уже реальные деньги на его счету, которые можно инвестировать через НПФ и УК. Инвестиционная деятельность в Швеции в значительной степени ограничена государством. Один человек может получать несколько пенсий сразу, коэффициент замещения прежней зарплаты здесь близок к 70%.

Финляндия

В Финляндии основную роль играет распределительная система. Распределительный элемент делится на базовую и страховую часть. Базовая часть гарантирует минимальный размер национальной (государственной) пенсии. Страховая часть трудовой пенсии децентрализована и формируется за счет взносов в одну из выбранных схем в страховой компании или пенсионном фонде. Схемы бывают отраслевые, отдельных предприятий, социальных групп. Схемы являются частично-фондируемыми.

Норвегия

Пенсия в Норвегии состоит из минимума, который государство платит каждому гражданину, и прибавок в зависимости от стажа и зарплаты. Кроме того, в стране существует Пенсионный фонд, куда вложены нефтяные сверхдоходы. Государство инвестирует эти деньги в недвижимость и фондовый рынок по всему миру.

Возраст выхода на пенсию в скандинавских странах — 65-67 лет для мужчин и женщин, но сейчас правительства думают о том, чтобы увеличить его до 70 лет.

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан.

Крупнейшая государственная пенсионная система США — Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 года и обеспечивает минимальную пенсию. К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы. Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с работодателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Пенсионные программы с установленными взносами обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании около 5-10 лет.

Каждый американец также может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях.

Размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог.

Полный пенсионный возраст в США составляет 65 лет для лиц, родившихся до 1938 года. В связи с увеличением продолжительности жизни в закон о социальном обеспечении были внесены изменения о ступенчатом переходе на возрастной порог в 67 лет.

Модель пенсионной системы США функционирует в некоторых странах Латинской Америки, а также в Португалии.

Эквадор

Эквадор признан самым лучшим местом для жизни после выхода на пенсию в 2013 году, по рейтингу сайта International Living, составленному на основе голосования пользователей. Страна привлекает пенсионеров низкой стоимостью жизни, благоприятным климатом и доступным здравоохранением. В пятерку лидеров также вошли Панама, Малайзия, Мексика и Коста-Рика.

40 % пенсионных выплат в Эквадоре обеспечивает государство в лице Института социального обеспечения (IESS). В настоящее время, в Эквадоре существует четыре варианта выхода на заслуженный отдых для тех, кто рассчитывает на получение ежемесячной пенсии: без ограничения возраста (480 месячных выплат в социальный фонд или более 40 лет работы), 60 лет (360 месячных выплат или более 30 лет работы), 65 лет (180 месячных выплат или более 15 лет работы), 70 лет (120 месячных выплат или более 10 лет работы).

Пенсионный возраст Эквадора, по состоянию на май 2013 года, составил 60 лет.

Пенсионный фонд IESS основан на системе распределения. В настоящее время 170 тысяч служащих ежемесячно отчисляют взносы в дополнительные пенсионные фонды. Большинство их принадлежит государственному сектору (прокуратура, судопроизводство, фонд компании Petroecuador, муниципальные фонды и др). Существуют и частные пенсионные фонды, такие, как фонд компании Ecuacobre FV или фонд Епископского католического университета Эквадора.

В Эквадоре действует масштабная дисконтная программа для лиц старше 65 лет. Пенсионерам сокращены налоги, предоставляется скидки около 50% на государственные и частные перевозки в пределах страны (включая Галапагосские острова), на билеты на культурные и спортивные мероприятия, на оплату электроэнергии и воды (ниже определенного уровня использования).

Чилийская пенсионная система считается одной из новаторских пенсионных систем в мире, опыт которой использовался различными странами, в том числе и Россией. Исходя из схемы этой модели, ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан. У каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы. В дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина. Пенсионный возраст в Чили наступает в 60 лет у женщин и в 65 у мужчин.

Япония

В модели пенсионного обеспечения доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение. Пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень — это базовые пенсии, на которые имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, национальности и рода деятельности. Базовые пенсии разделяются на пенсию по старости (при условии достижения 65 лет и наличия страхового стажа), инвалидности и потери кормильца. Второй уровень — государственные и профессиональные пенсии, которые получают наемные работники дополнительно к базовой.

Пенсионный возраст в Японии составляет 65 лет. При продолжении трудовой деятельности размер пенсии увеличивается ежегодно.

Китай

Изначально пенсии в Китае получали только чиновники и работники госкомпаний, но по мере рыночных реформ система охватила городских жителей, работающих в частном секторе. В 2007 году на пенсионные выплаты могли рассчитывать только 30% китайцев (остальных по традиции кормили дети). В 2009 году власти КНР форсировали введение пенсий и для жителей сельской местности. По состоянию на октябрь 2012 года, пенсионная система охватывает 55% населения. Системы начисления отличаются в Китае в зависимости от того, живет ли человек в городе или сельской местности, а также от того, работает ли он на государство или на частную компанию. Государственная пенсия составляет 20% от средней заработной платы по региону проживания. Пенсия в сельской местности — 10% от среднемесячного дохода китайских крестьян. В частном секторе сотрудники направляют в пенсионные фонды 8% от зарплаты, еще 3% добавляет работодатель, а индексация ограничена уровнем роста цен.

Мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины, работающие в административной сфере, — в 55 лет, а женщины, занимающиеся физическим трудом, — в 50 лет. Необходимый трудовой стаж для получения пенсии составляет 15 лет.



Разработка программ и систем социального обеспечения является одним из наиболее значительных достижений социальной политики 20-го века. Тем не менее, укрепление и расширение социального обеспечения останутся основными проблемами на ближайшие десятилетия.

Что такое социальное обеспечение?

Социальное обеспечение может быть определено как любая программа социальной защиты, установленная законодательством или любым другим обязательным соглашением, которое обеспечивает людям определенную степень уверенности в доходе, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, связанными с преклонным возрастом, потерей кормильца, нетрудоспособностью, инвалидностью, безработицей или воспитанием детей. Он также может предложить доступ к лечебной или профилактической медицинской помощи.

Согласно определению Международной ассоциации социального обеспечения, социальное обеспечение может включать программы социального страхования, программы социальной помощи, универсальные программы, схемы взаимной выгоды, национальные сберегательные фонды и другие механизмы, включая рыночные подходы, которые в соответствии с национальным законодательством или практикой, являются частью системы социального обеспечения страны.

Универсальное право

Первые программы социального обеспечения, основанные на обязательном страховании, были созданы в Европе в конце 19-го века. Однако в 20-м веке национальные программы социального обеспечения получили более широкое распространение во всем мире, не в последнюю очередь в результате деколонизации и создания новых независимых государств после Второй мировой войны. Развитие социального обеспечения также поддерживалось различными международными конвенциями и инструментами, а признание социального обеспечения в качестве основного права человека было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948. В некоторых странах, например в Германии и Бразилии, социальное обеспечение является правом, гарантированным Конституцией. Сегодня в большинстве стран есть система социального обеспечения. Во всем мире наиболее распространенным типом программ являются пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, за которыми следуют программы по выплате пособий по производственным травмам и профессиональным заболеваниям, по болезни и материнству, по семейным пособиям и по безработице.

Ограниченный доступ

Согласно имеющимся оценкам, около 50 процентов населения мира имеют доступ к той или иной форме социального обеспечения, в то время как только 20 процентов имеют достаточный охват социальным обеспечением.

Поэтому необходимость расширения охвата является ключевой проблемой для организаций социального обеспечения во всех регионах. Однако это может быть сделано только при решении более широких вопросов политики, включая демографическое старение населения, развитие семейных структур, последствия экономической глобализации, рост неформальных рынков труда, а также эпидемиологические и экологические изменения.

Социальное обеспечение является ключом к долгосрочному социально-экономическому развитию

Социальная значимость систем социального обеспечения для общества в настоящее время широко признана. Тем не менее, существует меньшее единодушие в отношении экономической важности систем социального обеспечения. Независимо от того, что системы социального обеспечения следует понимать как производительный фактор экономического развития, эта точка зрения набирает силу.

При обосновании экономической важности обеспечения социального обеспечения европейская история социального обеспечения особенно поучительна. Многие европейские страны внедрили программы социального обеспечения на ранних этапах своего развития; прежде чем они были богатыми обществами. Европейская история также показывает, что эффективная экономика и эффективные системы социального обеспечения могут развиваться рука об руку, и что последняя не является тормозом первой. Очевидно, что все страны должны развивать свои системы социального обеспечения в соответствии со своими социально-экономическими потребностями и обстоятельствами. Тем не менее, исходя из европейского опыта, идея для развивающихся стран ясна: эффективные и действенные системы социального обеспечения являются ключом к долгосрочному социально-экономическому развитию.

Динамическое социальное обеспечение и путь вперед

ISSA поддерживает концепцию динамического социального обеспечения (DSS), которая способствует инновационному использованию комплексных, упреждающих и перспективных политик социального обеспечения с ближайшей целью создания высокопроизводительных организаций социального обеспечения. В основе этой идеи лежит мнение, что эффективные и хорошо управляемые организации жизненно важны для доверия к социальному обеспечению и, в конечном итоге, для его устойчивости. Основываясь на этом первом шаге, долгосрочной целью DSS является содействие обеспечению всеобщего доступа, по крайней мере, к основным денежным пособиям и первичной медико-санитарной помощи во всех странах.

Читайте также: