Социальная безопасность как социальное обеспечение

Обновлено: 30.06.2024

Основной задачей национальной социальной политики страны является обеспечение социальной безопасности. Изучение проблем социальной безопасности имеет особое значение. Оно обусловлено наличием негативных экономических и социально-политических явлений, которые привели к духовно-нравственной бедности значительной части населения страны и способствовали поляризации общества. Социальная безопасность обусловлена определенной дееспособностью социальной функции общества, постоянно обеспечивающей воспроизводство действительной жизни всех его субъектов, а также гармонизирующей их социальные отношения в едином и целостном социальном пространстве. При этом социальные отношения понимаются как связь между социальными субъектами общества при выполнении ими роли в распределении жизненных потребностей, при самореализации каждым из них своих целей и социального потенциала. Помимо всего прочего, социальная безопасность тесно связана с экономической безопасностью. Система обеспечения экономической безопасности страны включает в себя выявление ситуаций, при которых параметры экономического развития, фактические или прогнозируемые, выходят за пороговые значения и начинают представлять реальную угрозу обществу


1. Гафнер В.В., Петров С.В., Забара Л.И. Опасности социального характера и защита от них: учеб. пособие /

2. В.В. Гафнер, С.В. Петров, Л.И. Забара; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2010. – 264 с.

3. Дроздецкая И.А. Социальная политика: учебное пособие для вузов; ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. – 279 с.

Социальная безопасность обусловлена определенной дееспособностью социальной функции общества, постоянно обеспечивающей воспроизводство действительной жизни всех его субъектов, а также гармонизирующей их социальные отношения в едином и целостном социальном пространстве. При этом социальные отношения понимаются как связь между социальными субъектами общества при выполнении ими роли в распределении жизненных потребностей, при самореализации каждым из них своих целей и социального потенциала [3].

С социальной безопасностью непосредственно связаны такие понятия, как социальная сфера и социальная защита населения. Она объединяет в себе такое качество социальных взаимоотношений, при котором каждый член общества был бы защищен от угрозы, социальной, физической и экономической деградации из-за постоянного снижения уровня жизни, отсутствия возможности с наибольшей пользой для общества и себя лично использовать свои возможности в осуществлении гражданской, социальной и трудовой активности.

В системе оценки социальной безопасности четко обозначаются количественные величины, основные показатели и пороговые значения всех социальных угроз. При выходе за пределы этих значений того или иного социального субъекта ему дается право на помощь и социальную защиту от государства. В концепции социальной безопасности четко определяются принципы и цели ее обеспечения, которые формулируются на основе системного анализа социальной ситуации, сложившейся в обществе, в период кризисного этапа осуществления экономических реформ. Сохранение социального потенциала общества, активизация трудовой деятельности его членов, защита их социальных прав и жизненных интересов является первостепенной задачей сохранения социальной безопасности.

В информационно-аналитическом обеспечении социальной безопасности наиболее важное значение имеет выявление минимально возможных уровней безопасности и социальных угроз. Приближение социальных групп и слоев населения к такому рубежу, более того их вхождение в зону социальной деградации, необходимо своевременно фиксировать мониторингом. Он должен обеспечивать оперативную оценку ситуации, сложившейся в данный период времени, и находить возможные варианты разрешения. Кроме того, должны определяться механизмы и принципы гармонизации социальных отношений, наиболее эффективного взаимодействия субъектов, которые составляют общественную целостность, на основах гражданского согласия и социальной справедливости.

Помимо всего прочего, социальная безопасность тесно связана с экономической безопасностью. Система обеспечения экономической безопасности страны включает в себя выявление ситуаций, при которых параметры экономического развития, фактические или прогнозируемые, выходят за пороговые значения и начинают представлять реальную угрозу обществу [6]. Для избежания таких ситуаций, при составлении прогнозов и разработке программ экономического развития, предусматриваются меры по их преодолению. Главенствующая роль государства, заключающаяся в контроле и обеспечении социальной безопасности в обществе, должна быть обеспечена на весь период кризисного состояния. Кроме этого, требуется поощрять усилия, которые направляют общественно-политические, религиозно-конфессиональные организации, все социальные группы и слои населения на решение этой задачи.

Сегодня в системе социальной безопасности любого государства выделяют четыре основных критерия оценки:

а) недопущение эскалации социальной напряженности, своевременное и эффективное разрешение социальных конфликтов, предотвращение возникновения ситуаций социального взрыва;

б) предотвращение деформации и деградации социальной структуры и социальных институтов и не только сглаживания но и развития процессов социального расслоения,

в) обеспечение устойчивости и совершенствования социальной структуры при вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

г) поддержание адекватности политической и экономической системы ценностей и культуры общества, а также всех социальных институтов для обеспечения всестороннего развития [1].

Социальная политика должна быть направлена не только на ликвидацию последствий любых социальных болезней, но и на предотвращение целого ряда причин их появления. Причиной возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, опасных ситуаций социального характера являются социально-политические и межконфессиональные противоречия, которые серьезно нарушают функции общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности. Намеренное игнорирование данных противоречий, отсутствие желания своевременно заниматься решением проблем современного общественного развития приводит к деструктивным явлениям и катастрофам – социальным катаклизмам, войнам и конфликтам [2].

? способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;

? социальную независимость государства;

? стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения;

? уровень и качество жизни;

? стабильность заработной платы и соответствие минимальной заработной платы прожиточному минимуму;

? уровень социального страхования;

? степень развития социальной сферы.

Для того чтобы успешно реализовать цели социальной политики, необходима возможность выполнения решений, принятых в законном порядке, не разрушая самого общества и систем, которые им управляют. Современная социальная политика строится на принципах социальной безопасности, нацеленных на защиту жизненно важных интересов населения России и социальных факторов, определяющих стабильное развитие нашего общества и экономики страны в целом. Успешной может быть только та социальная политика, которая в полной мере обеспечивает безопасность страны [2].

Светлакова Н.А., д.э.н., профессор кафедры организации производства и предпринимательства в АПК, Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь;


В структуре национальной безопасности наряду с военной экономической, политической, духовной, экологической и иными видами безопасности имеет место безопасность социальной сферы, иначе говоря, социальная безопасность.

Идентификация, прогнозирование, локализация, пресечение и отражение опасностей и угроз социального характера, определяемая в современных научных исследованиях, правовых документах и специальной литературе как обеспечение социальной безопасности, имеет исторические истоки, выступает как социально-исторический феномен, краткое освещение которого является предметом данной статьи.

Анализ научной литературы свидетельствует, что начиная с древности и по настоящее время на проблемы обеспечения безопасности социума существовали разные точки зрения. Подобная неоднозначность объясняется тем, что понимание сущности социальной безопасности детерминировано господствующими в тот или иной исторический период мировоззренческими установками и соответствующими им картинами мира, под которыми понимается совокупность представлений религиозного, философского и научного характера о принципах, законах и нормах, определяющих устройство и механизмы функционирования социальной реальности.

В античной философии господствовала схоластическая (мифологическая) картина мира, согласно которой природа и общество трактуются как некий шифр, текст, поддающийся или не поддающихся прочтению, расшифровке пониманию. В схоластической картине мира ключ к расшифровке и пониманию проблемы безопасности находится в руках оракула или философа. В рамках этой научной картины мира безопасность рассматривалась как высшая ценность и чтобы ее обеспечить, необходимо равномерное распределение доходов среди всего населения. При этом на первое место мыслители античности ставили обеспечение безопасности либо отдельной личности, либо всего общества в целом.

Социальная безопасность в античном мире понималась как закон, направляющий жизнедеятельность человека на обеспечение в первую очередь своего самосохранение. Вместе с тем обеспечение социальной безопасности граждан рассматривалось как важнейшая задача государства. Иначе говоря, уже на данном этапе ее становления возникает определенной противоречие, которое проявлялось в том, что, с одной стороны, законодательно закреплялось, что личность сама должна обеспечивать свою безопасность, а с другой — этим должно было заниматься государство.

Основой социальной безопасности граждан философ считал разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. По его мнению, к факторам, отрицательно влияющим на безопасность, относятся неправильное государственное устройство и имущественное расслоение общества [2].

Мыслители Средневековья, Возрождения и Нового времени рассматривали социальную безопасность в рамках механистической картины мира, в которой опасность рассматривалась как некоторое нарушение функций в социальной машине. Управление безопасностью отдано хозяину этой машины — государству. Подобное взгляды о мире позволили раздвинуть границы представлений о нем, вычленить новые границы жизни и безопасных взаимоотношений с природой, вследствие чего формируются новые подходы к обеспечению социальной безопасности и ее анализу. При этом приоритетным было обеспечение безопасности государства, которое можно было осуществить через устранение и недопущение явлений, препятствующих управлению государством.

Весомый вклад в развитие философского подхода в исследовании социальной безопасности внесли представители Средневековья (А. Аврелий, Фома Аквинский, Бонавентура, Дунс-Скот, А. Миланский, Томазин де Цирклариа), которые утверждали, что обеспечить безопасность может только Бог. Именно он является источником безопасности и всех благ. Обеспечение безопасности связывалось с приготовлением себя и своих ближних к иной жизни через крещение, праведность, абсолютную гармонию с волей Бога, подчинение личной воли принципам божественного миропорядка, самоуглубление, самоуничижение, самоотречение и искреннюю молитву. Вера, смирение, надежда в спасение, служение Богу и ближним, главным мотивом которого является любовь, — основные христианские добродетели, обеспечат человеку сохранность и безопасность [3].

Философы эпохи Возрождения также занимались изучением проблемы социальной безопасности. По их мнению, безопасность заключается в единении, равноправии, совместном труде и равномерном распределении благ. Они понимали социальную безопасность как главное начало всей жизни общества, как фактор внешней и внутренней политики государства. Возникает понимание того, что не только от отдельного человека, но и от государства зависит обеспечение личной и общественной безопасности, предупреждение возможной опасности, исходящей от стихийных бедствий и от других государств.

Под влиянием философских произведений Гоббса сформировались взгляды на социальную безопасность голландского философа Б. Спинозы, в которых видно стремление к глубокому анализу целей безопасности, противоречий ее развития. Так, гражданский мир он трактовал не просто как отсутствие войны, а как единение душ, национальное согласие. Спинозой также было обосновано положение о свободе как необходимом условии развития безопасности личности и укреплении гарантий безопасного бытия гражданского общества [5].

Исследованием проблем социальной безопасности занимался также английский философ Дж. Локк. Им был сформулирован новый подход к анализу безопасности, включавший исследование процессов и явлений, разрушающих механизм управления страной. Он отметил противоречивость насилия как средства достижения безопасности [6]. Особо была выделена такая важная область, как экономическая безопасность, так как главной задачей государства, по его мнению, является защита собственности.

Для философии эпохи Просвещения и немецкой классической философии характерна статистическая научная картина мира, в соответствии с которой общество и природа мыслятся как баланс, равнодействующая различных сил (природных, культурных, экономических, политических, социально-бытовых, общественных и личностно-индивидуальных, групповых). В этой картине мира социальная безопасность рассматривалась как баланс между системами и подсистемами. Обеспечение безопасности в данном случае основано на представлении о балансе сил между системами и закрепленными в них нормами.

Изучению проблем социальной безопасности пристальное внимание уделяли и представители немецкой классической философии (И. Кант, Гегель,И. Г. Фихте), из анализа трудов которых видно, что решающую роль в обеспечении социальной безопасности они отводили государству [8,9,10]. Его отказ от этой функции неизбежно ведет в деградации всех общественных отношений, деструкции социального порядка, снятию духовно-нравственных, правовых и культурных ограничений, проявлению эгоизма, низких инстинктов, насилия над человеком. По их мнению, именно это выступает первопричиной всех опасностей и угроз для существования личности, социальных групп, государств, цивилизаций и человечества в целом.

В рамках системной картины мира сложилась философия марксизма и социологические взгляды на социальную безопасность. Здесь природа и общество характеризуются главным образом как организованные системы, состоящие из элементов, способных к изменению, но обеспечивающих их целостность и жизнестойкость. В системной картине мира, социальная безопасность рассматривалась как фактор изменения, способствующий обеспечить целостность, а не его распад. Обеспечение безопасности здесь во многом зависит от наличия сильной власти и действующих законов по сохранению целостности социальной организации, системы, общества. Кроме того, результатом исследования проблемы социальной безопасности в этот период стало: во-первых, выделение условий обеспечения социальной безопасности, к которым были отнесены порядок и стабильность; во-вторых, понимание необходимости модернизации действующей системы безопасности и увеличение ее гарантий.

Особое место в исследовании проблем социальной безопасности в XIX веке занимают научные воззрения К. Маркса. Его идеи играют значимую роль в осмыслении проблем социальной безопасности, как в социально-политическом, так и в социально-экономическом аспектах. К. Марксом была предложен новый взгляд на проблему социальной безопасности. По его мнению, угрозы социальной системе и безопасности общества, а также источник социальной напряженности находятся в неравном отношении людей к собственности. Систему безопасности он рассматривал с позиции классовых интересов. Так, согласно его точке зрения, построение системы социальной безопасности и разрешение классовых противоречий возможно при установлении диктатуры пролетариата и должно быть сориентировано на защиту его классовых интересов. Представители марксизма пришли к выводу о том, что свободная и необузданная конкуренция между индивидами не может обеспечить социальную безопасность, а также вести к общественному порядку и стабильности. Значительный акцент при этом был сделан, во-первых, на проблемах защиты революционных завоеваний, а, во-вторых, на исследованиях проблем нравственного совершенствования личности — патриота, способного активно включиться в процесс укрепления гарантий безопасности государства [12].

Становление социологических представлений о социальной безопасности происходило под влиянием схоластического, механистического и статистического способов осмысления социальной реальности в рамках функционализма, структурализма, структурного функционализма и институционализма.

Одним из первых исследователей, занявшихся изучением проблемы социальной безопасности, является французский социолог О. Конт. Он считал, что устойчивая социальная связь предполагает социальные механизмы регулирования социальных отношений, определенное единство верований, убеждений и социальных чувств. Это обстоятельство делает необходимым существование социального института формирования самосознания и сознания безопасности. Роль такого института Конт отводил церкви [13].

Интерес научной общественности к открытию и изучению законов социальной жизни разделяли английский социолог-позитивист Г. Спенсер [14] и французский философ и социолог Э. Дюркгейм [15], оригинальные научные идеи которых внесли значительный вклад в осмысление сущности социальной безопасности и механизмов ее обеспечения.

Большой вклад в осмысление проблем социальной безопасности внесла российская социология конца XIX — начала XX веков (П.Лавров, Н. Михайловский, П. Струве, М. Туган-Барановский, П. Сорокин) одной из ярких особенностей которой является непосредственное участие социологов в общественной жизни страны, их сильное влияние на социально-политические процессы, направленные на преобразование социального устройства общества, а также их высокая заинтересованность в решении социальных проблем России [16].

Для философов и социологов середины и конца ХХ века характерно изучение социальной безопасности в рамках диатропической картины мира, в которой реальность трактуется как ярмарка, сад, где возникающие флуктации, объединения сил, образующие ряды тропов, признаков сущего, позволяют видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво. Диатропические парадигмы фокусируют внимание на проблемах взаимодействия людей, межличностных коммуникациях, поведении и мотивации. К ним относят: понимающую социологию, символический интеракционизм, феноменологию, этнометодологию.

В диатропической картине мира наличие социальной безопасности является показателем многомерности, полицентричности и изменчивости разных форм бытия. В этой картине мира социальная безопасность становится результатом жизнедеятельности разных социальных групп, а ее обеспечение — это прерогатива её субъектов. Диатропическое видение состояния социальной безопасности позволяет сопоставить различные интерпретации, интересы, потенциал различных политических сил, общественных групп и провести процедуру согласования, в результате которой можно найти решение самых разных прикладных задач и проблем практики [17].

Таким образом, из всего изложенного можно сделать вывод, что в ходе анализа научной литературы представление о природе социальной безопасности в историческом контексте постоянно изменялось. Постепенно происходило осознание сложной природы этого феномена. Отношение исследователей различных исторических эпох к проблемам социальной безопасности не было однозначным, что обусловливалось их зависимостью от доминирующих в тот или иной исторический период научных картин мира. Различными были и общественные, и групповые, и индивидуальные стереотипы, сформированные этими картинами мира, и их реакция на отношение к социальной безопасности. В связи с этим, исследование проблем социальной безопасности, принципов и механизмов ее обеспечения не имеет смысла вне существующей научной картины мира, которая определяет теоретические схемы, конструкции, устоявшиеся представления и стереотипы общественного развития.

1. Платон. Диалоги / пер. с древнегреч. М.,1986. С. 254–255.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С. 307.

3. Карсавин Л. Философия истории. СПб., 1993. С. 89.

5. Спиноза Б. Политический трактат // Избр. произв. В 2-х т. Т. 2. М.: Политиздат, 1957.

7. Смирнов В. И. Великая французская революция и современность // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 7. С. 63–70

8. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т.6. М., 1964–1966.

10. Фихте Г. И. Избранные сочинения. М., 1916. Т.1. 32, с. 201; 293

11. Оуэн Р. Избранные сочинения: в 2-х т. М., 1950. Т. 1. С. 360–365.

12. Маркс К. Процесс труда и процесс увеличения стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2, 3. М., 1975; Его же Немецкая идеология / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1975. Т. 3. С. 7–44.

14. Спенсер Г. Основание социологии // Избранные произведения. М., 1997.

15. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение М., 1995.

16. История теоретической социологии. Предыстория социологии: учебное пособие для вузов. М. 2010.

17. Суббето А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. М., 1994.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная безопасность, картина мира, обеспечение безопасности, безопасность, взгляд, государство, обеспечение, проблема, социальная система, английский философ.

Похожие статьи

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

безопасность, угроза, опасность, обеспечение безопасности, общество, государство, подход, качественная определенность, проблема безопасности, социальное явление.

Концепция личностной безопасности в социальной философии

Взгляды на проблему культуры управления обществом и обеспечения безопасности границ государства в Древневосточной философии.

Современные проблемы безопасности с точки зрения.

Проблемы общественной и государственной безопасности в современном мире, становящемся глобальным, для социального сектора философии не новы, но в настоящее время, как представляется.

Human security: о понятии | Статья в сборнике международной.

Проблема безопасности на сегодняшний день в силу ряда очевидных причин является одной из самых обсуждаемых среди экспертов и исследователей.

Развитие историко-политической мысли по военной безопасности

В статье автор дает историко-политологический анализ развития социально-политической мысли по проблемам военной безопасности. Практическое решение задач обеспечения военной безопасности невозможно без теоретических представлений.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы

Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании.

Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь.

Взгляды на проблему культуры управления обществом.

Социальная политика и экономическая безопасность

Обеспечение экономической безопасности государства невозможно без выбора и реализации верной стратегии социально-экономического развития. В настоящее время при определении вектора экономического развития слабо учитывается влияние социальных проблем и.

Проблема международной и национальной безопасности в науке.

[6] Для обеспечения международной безопасности используются политические, правовые, экономические и военные способы. Обеспечение национальной безопасности современного государства неразрывно связано с проведением его внешней политики.

Читайте также: