Собрания граждан как институт непосредственной демократии

Обновлено: 02.07.2024

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Основные институты прямой непосредственной демократии:

2. Выборы - это участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды при помощи голосования представителей для выполнения государственных органов или органов местного самоуправления функций по осуществлению власти.

3. Собрания и сходы граждан - совместное присутствие групп и граждан в определенном месте и определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо проблем и вопросов.

4. Народная правотворческая инициатива - когда население муниципального образования в соответствии с его уставом имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, где проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения.

5. Публичные массовые мероприятия( митинги, демонстрации, уличные шествия, пикетирования) - это организованные или стихийно возникшие собрания групп людей в целях публичного выражения отношения к решениям или действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, привлечения внимания власти к каким-либо проблемам или выражение своих вглядов, настроений и тд.
6.Индивидуальные и коллективные обращения - граждане имеют право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны дать ответ по существу обращения граждан.

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось :

" Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос ( референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик".

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос "Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" В референдуме приняло участие 75.44% граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4% участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день - 17 марта 1991 года - прошел первый Всероссийский референдум о введении поста президента РФ. В нем приняло участие 75,09% граждан России, из них 69,85% поддержало это предложение.

Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин.

Согласно ч.3 ст.3 Конституции высшим непосредственным выражением воли народа является референдум и свободные выборы.

Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов урегулированы ФКЗ от 28 июля 2004 года "О референдуме РФ".

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Институты выборов и референдумов носят во многом сходный характер:

1. Конституция РФ в равной мере защищает избирательные права граждан и право участвовать в референдуме. ( ч.2 ст.32)

2. Выборы и референдумы проводятся по одинаковой организационной основе.

3. У выборов и референдумов совпадают многие процедуры, такие как: образования избирательных участков, составление списков избирателей и тд.

4. Порядок голосования. Вне зависимости от того, насколько быстро и правильно была проведена агитация, подсчет голосов происходит в соответствии с ФКЗ.

Референдум как институт непосредственной демократии:

1. В зависимости от предмета референдума существует:

- конституционный( предметом является внесение изменения в Конституцию, либо принятие нового проекта Конституции)

- законодательный( предмет - принятие законопроекта, имеющего важное государственное значение, а также внесение изменений или отмена действующих законов)

- международно-правовой (проводится для решения вопросов, имеющих международно-правовое значение.Например, вступление в международные организации, ратификация, денонсация)

- административный (проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов).

2. После степени обязательности ( по характеру юридической силы):

- императивный( решения референдума обязательны)

- консультативный( проводится для выяснения мнения населения по тем или иным вопросам, и решения референдума не имеют обязательной силы)

Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.

3. В зависимости от условий, необходимых для их проведения:

- обязательный( проводится по вопросам, прямо предусмотренных в Конституциях и законах)

- факультативный( проводится только при наличии инициативы, определенной законом субъектов)

4. По территории проведения:

- общегосударственный( то есть референдум РФ)

- региональный(проводится в пределах территории субъекта Федерации)

- местный(проводится в пределах административно-территориальных и муниципальных единиц)

5. По времени проведения:

- дозаконодательный( когда на референдум выносится законопроект, который после его одобрения на референдуме, получает силу закона)

- послезаконодательный( проводится в отношении акта, имеющего юридическую силу)

Референдум РФ - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе прямого, равного и избирательного права. Референдум назначает Президент.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1. Не менее чем два миллионам граждан РФ, при этом место жительство не более 50 тысяч граждан должно находиться на территории РФ или за пределами территории РФ;

2. Конституционному Собранию - в случае предусмотренном ч.3 ст.135 Конституции РФ. (Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ);

3. Федеральным органам государственной власти.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

16. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ В РФ

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-ный).

По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

17. ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ: ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Референдум РФ – это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим федеральным конституционным и федеральным законам и иным вопросам государственного значения.

Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения: 1) изменение статуса субъектов РФ; 2) досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а равно проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы, досрочное формирование Совета Федерации либо отсрочка этих выборов; 3) принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства; 4) введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты; 5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистия и помилование.

Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Особенностью всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ. В РФ принимают участие все граждане рФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ.

Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.

Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; 2) Конституционного Собрания.

Непосредственная демократия в современном государстве

Прямая демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. В противовес прямой, представительная демократия предполагает осуществление власти посредством выборных представителей, выражающих волю всего народа или населения отдельных территорий.

Между тем, в науке конституционного права нет единства в определении непосредственной (прямой) демократии. Можно выделить широкий и узкий подходы к данному определению. В широком смысле непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля. При широком подходе к прямой демократии можно отнести и процесс выборов - формирования представительных органов власти.

Непосредственная демократия в узком смысле рассматривается как прямое осуществление народом функций законодательства и управления. Она фактически ограничивается такими формами, как референдум и собрания граждан. Непосредственная демократия в узком смысле - это порядок, при котором решения принимаются на основе прямого волеизъявления всех граждан, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для исполнения.

Прямая и представительная формы народовластия отличаются, прежде всего, субъектом правомочий: в первом случае им является непосредственно народ как совокупность граждан Российской Федерации. Во втором случае - избранные представительные органы и подчиненные им другие структуры государственной власти.

Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.

Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.

Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.

В противовес представительной демократии, прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.

Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан.

Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют как способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания. Ряд ученых полагает, что такие консультативные формы следует именовать формами косвенной демократии.

Известны также региональные референдумы в ряде штатов по вопросу легализации хранения и употребления марихуаны, в том числе в медицинских целях. Положительные результаты референдумов по данному вопросу в штатах Колорадо и Вашингтон породили правовую коллизию, так как принятые решения вступили в противоречие с федеральным законодательством, соответственно, результаты этих референдумов также могут быть отменены в судебном порядке. Приведенные примеры демонстрируют, что в США референдум не признается высшим выражением воли народа.

Помимо Швейцарии и США, представляют интерес референдумы, которые проводились в Австралии по вопросу формы правления и в Исландии по вопросу выплаты внешнего долга. Особняком стоят случаи проведения референдумов по вопросам территориальных изменений - сецессии части государства, либо объединения государств. Таких примеров множество - референдумы в Либерии (1848), Восточном Тиморе (1999), Черногории (2006), Южном Судане (2011).

В Квебеке референдумы 1980 и 1995 г. г. об отделении от Канады завершились неудачей сторонников отделения. Ряд референдумов, на которых были приняты решения об отделении и образовании независимых государств, не признаются подавляющим большинством стран мира - как, например, референдумы в Южной Осетии 1992 и 2006 гг., а также в Приднестровье в 2006 г.

В 2012 г. в Пуэрто-Рико прошел референдум о статусе государства, на котором большинством голосов было принято решение о вхождении Пуэрто-Рико в состав США на правах отдельного штата.

В 2014 г. в Автономной Республике Крым и в г. Севастополе был проведен референдум о статусе территории, результатом которых стало решение о воссоединении Крыма с Российской Федерацией и образование в составе РФ двух новых субъектов.

Онлайн калькуляторы

Актуальность настоящего исследования обусловлена непосредственно тем, что, согласно статье 1 Конституции, Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Становление демократического общества в России сопровождалось и сопровождается до сих пор развитием народовластия и институтов участия населения в управлении делами государства и решении вопросов местного значения, то есть институтов непосредственной демократии.

Конституцией также в статье 3 закрепляется, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Кроме того, часть 3 названной статьи гласит о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Тема является актуальной, в связи с тем, что развитие институтов непосредственной демократии напрямую влияет на государственную власть и местное самоуправление, обеспечивая их стабильное, устойчивое развитие.

Целью данной работы является рассмотрение различных теоретических подходов к пониманию сущности понятия институт непосредственной демократии, а также установление основ правового регулирования институтов непосредственной демократии в РФ.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность института непосредственной демократии с точки зрения различных конституционалистов;
  • провести сравнительный анализ подходов к пониманию понятия и сущности института непосредственной демократии;
  • ознакомиться с нормативной базой, устанавливающей правовые основы институтов непосредственной демократии в РФ;
  • обобщить практику реализации институтов непосредственной демократии в РФ.

В качестве объекта исследования выступают институты непосредственной демократии.

Предметом исследования служат институты непосредственной демократии в РФ.

Степень разработанности темы. На современном этапе теоретически данная тема разработана все еще недостаточно. В соответствующей литературе ученые-юристы до сих пор не пришли к общему понятию института непосредственной демократии.

Научные работы и публикации таких авторов, как В.Н. Руденко, В.В. Комарова, М.А. Бучакова, Т.Е. Грязнова, В.В. Пылин, М.М. Курячая, Е.С. Шугрина, С.А. Авакьян и других составляют теоретическую базу исследования.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования были использованы такие методы: системный анализ при изучении специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, сравнение различных точек зрения, обобщение материалов исследования, был также использован диалектический метод.

Научная новизна представленной работы состоит в попытке комплексного анализа и обобщения различных точек зрения на сущность понятия института непосредственной демократии, а также рассмотрении основных НПА, регулирующих порядок реализации прямого волеизъявления народа.

1. Теоретические подходы к пониманию института непосредственной демократии

1.2 Понятие и сущность института непосредственной демократии в теории конституционного права

В литературе советского времени авторы к институтам прямой демократии относили все те институты, что обеспечивают принятие участия граждан в управлении государством и не входят в систему представительной демократии.[1]

М.И. Кукушкин в качестве основополагающего признака отнесения того или иного института народовластия к институтам прямой демократии выделял то, каким образом гражданин принимает участие в управлении государством и обществом: он делает это либо лично, то есть непосредственно, либо же через представителей, которых он избирает.[2]

М.А. Бучакова и Т.Е. Грязнова отмечают, что на основании данного подхода отмечались такие институты непосредственной демократии как: референдум, выборы, отзыв депутатов, обсуждение законопроектов, съезды и совещания трудящихся и другие.[3]

В.Т. Кабышев к институтам прямого волеизъявления граждан относил наказы избирателей депутатам и Совету, отзыв депутата Совета, деятельность общественных организаций как субъекта народовластия, общие собрания граждан.[4]

В.Н. Руденко, однако, отмечает, что называть все вышеперечисленное институтами непосредственной демократии представляется излишним, поскольку это сильно расширяет толкование сущности данного понятия. Исследователь в данном контексте ссылается на мнение вышеупомянутого М.И. Кукушкина, считающего, что прямое волеизъявление граждан направлено в данном случае лишь на образование перечисленных органов, когда как в решении общественных и государственных дел участвуют избранные в них представители.

В.В. Комарова под формами, фактически, – институтами, непосредственной демократии понимает те ее проявления, которые формализуют, систематизируют непосредственное властное волеизъявление обладателя всей полноты власти – народа.[5]

В.Н Руденко, размышляя над сущностью института непосредственной демократии, указывает на то, что это разновидность политико-правовых институтов, которые, в свою очередь, являются обособленной группой правовых норм, регулирующих определенный комплекс взаимосвязанных между собой однородных отношений и тесно связанных с властными отношениями.[6]

Ученый в своей работе приходит к выводу о том, что институты непосредственной демократии - совокупность правовых норм, регулирующих отношения по принятию гражданами в рамках установленной законом компетенции общеобязательных публично-властных решений, которые имеют силу государственно-волевых решений (решений органов местного самоуправления).

В систему институтов прямой демократии, по его мнению, можно включить институты, регулирующие принятие гражданами управленческих решений и прямое правотворчество граждан (референдум, народная правотворческая инициатива, народное вето, общие собрания (сходы) граждан по месту жительства); институты, обеспечивающие прямое участие граждан в формировании системы публичной власти (выборы, отзыв депутата или выборного должностного лица, институт роспуска выборного органа власти). Особо отмечается, что каждый из перечисленных институтов предполагает принятие гражданами общеобязательных публично-властных решений.

На юридический критерий окончательности решений, присущий исключительно формам непосредственного осуществления местного самоуправления, в отличие от форм участия, указывает и Е. С. Шугрина.[7]

Если говорить об институтах непосредственной демократии в контексте местного самоуправления, то можно отметить позицию Л. А. Макаренко. Он отмечает также, что к формам непосредственной демократии на данном уровне можно отнести только те, которые влекут за собой принятие властного решения.[8]

С.А. Авакьян все институты разделяет на императивные, консультативные и смешанные. К императивным, по его мнению, относятся императивный референдум, выборы депутатов и выборных должностных лиц, отзыв депутатов. Опрос народа, всенародное, публичные, коллективные обращения, народные правотворческие инициативы, российские общественные инициативы, наказы избирателей – консультативные институты. А к смешанным можно, согласно точке зрения ученого, отнести, например, собрания (сходы) граждан.[9]

И.В. Выдрин также не говорит об обязательности принятого народом решения и выделяет среди институтов непосредственной демократии митинги, шествия и демонстрации, а также обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.[10]

Таким образом, все вышесказанное позволяет заключить, что в науке конституционного права существует ряд подходов к определению понятия института непосредственной демократии, сравнительный анализ которых проведен в параграфе 2 главы 1 исследования.

1.2. Сравнительный анализ теоретических подходов к пониманию институтов непосредственной демократии

Рассмотрев ряд подходов к понимаю сущности института непосредственной демократии, мы можем провести их сравнительный анализ.

Особое внимание на себя обращает факт того, что в советское время основными критериями отнесения той или иной формы волеизъявления граждан к числу институтов непосредственной демократии служили, во-первых, возможность этих форм волеизъявления обеспечить принятие гражданами участия в управлении государством, а, во-вторых, отсутствие их в системе институтов представительной демократии.

Такой подход, разделяемый, в частности, М.И. Кукушкиным и В.Т. Кабышевым, представляется слишком расширенным и в недостаточной степени конкретизированным, поскольку, опираясь на него, мы можем отнести, например, митинг, пикет, демонстрацию и тому подобные публичные мероприятия к институтам непосредственной демократии, что, на наш взгляд, не в полной степени правильно.

В данном аспекте стоит согласиться с мнением В.Н. Руденко о том, что эти институты скорее можно отнести к такой форме организации власти, при которой окончательные решения принимаются представительными органами власти или должностными лицами, но на процесс их обсуждения и рассмотрения граждане могут оказывать существенное влияние.[11]

Что касается подхода, предлагаемого В.В. Комаровой, то необходимо особо отметить, что он позволяет существенно конкретизировать содержание понятия института непосредственной демократии, поскольку исследовательница вводит такой, по нашему мнению, основополагающий признак, как связь института с прямым властным волеизъявлением народа, которое подлежит обязательному всеобщему исполнению. Данный подход представляется более удачным по сравнению с советской концепцией.

В принципе аналогичной точки зрения придерживаются и В.Н. Руденко, Е.С. Шугрина и Л.А. Макаренко, делая также акцент именно на властном характере принимаемых гражданами решений посредством институтов непосредственной демократии.

Обратим, внимание, однако на то, что В.Н. Руденко относит к институтам непосредственной демократии и собрания граждан, что на наш взгляд ошибочно, поскольку обращения граждан, принятые собранием граждан впоследствии подлежат также рассмотрению органами МСУ и должностными лицами.[12]

Точка зрения же С.А. Авакьяна представляется не в полной мере верной, поскольку, все же те институты, которые он относит к консультативным, будет, с нашей точки зрения отнести к также форме гражданского участия в решении каких-либо вопросов, поскольку они не обязательно влекут за собой принятия властного решения. Такого же мнения мы придерживаемся относительно подхода И.В. Выдрина.

Кроме всего вышесказанного, хочется отметить, что нам непонятно, почему многие авторы не разделяют институты собраний и сходов граждан, несмотря на отделение их друг от друга федеральным законодателем.

Таким образом, проведя анализ, можно заключить, что в науке конституционного права России до сих пор не выработано конкретного общепринятого четкого подхода к рассмотрению понятия института непосредственной демократии. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в современной российской научной литературе, посвященной исследованию непосредственной демократии, преобладают две точки зрения. Согласно первой, ученые в качестве главного и основополагающего признака институтов непосредственной демократии выделяют властный характер принятых решений, согласно второй – делят институты непосредственной демократии на императивные и консультативные. Нам же в рамках данного исследования первая точка зрения представляется более верной.

Читайте также: