Смотрели ли американцы чернобыль зона отчуждения

Обновлено: 02.07.2024

Картину про аварию на Чернобыльской АЭС должны были делать бывшие советские республики, наиболее пострадавшие от этой катастрофы, а не американский развлекательный канал HBO, считает обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский. По его мнению, Россия, Украина и Белоруссия, видимо, недостаточно хорошо усвоили этот урок, чтобы заснять подобный фильм.

И на то есть две причины. Во-первых, достоверность — ведь несмотря на храбрую попытку добиться её, сериалу этого явно не хватает. Вторая, более важная, причина — подобная суровая проповедь о том, как важно прислушиваться к мнению экспертов и управлять страной ради народа, а не ради государства, должна была прозвучать от одной из пострадавших стран.

Не только западные зрители, но и молодое поколение, выросшее в постсоветский период, скорее всего, не заметят проблем с достоверностью, полагает автор. Продюсеры предприняли серьёзную попытку воссоздать материальную культуру последних лет существования СССР, но выглядит всё так, будто они нашли эти вещи на блошином рынке.

Создатели минисериала, скорее всего, знали о некоторых ляпах, например, о том, что у них в картине в советских зданиях стоят современные пластиковые окна, но устранить их было бы просто чересчур затратно. Но было и множество других ошибок.

Так, Чернобыль находится слишком далеко, чтобы до него можно было долететь на вертолёте. На самом деле правительственная комиссия, отправленная на Чернобыльскую АЭС вскоре после ядерной катастрофы, вначале летела самолётом до Киева, а затем добирались до места на машинах, говорится в статье. И, конечно же, заместителю председателя Совета министров Борису Щербине даже и в голову бы не пришло угрожать уважаемому члену Академии наук СССР тем, что он сбросит последнего с вертолёта.

Легасов, один из центральных персонажей сериала, действительно покончил с собой через два года после катастрофы в Чернобыле, а перед смертью он записал свои воспоминания на аудиоплёнку. Но поскольку он был учёным высшего уровня, он не жил в обшарпанной квартире с характерным для тех времён ковриком с оленями: это было бы гораздо ниже его социального статуса.

И, конечно, Легасов не жил с одним лишь котом. После многочисленных поездок к ЧАЭС он заболел, и о нём заботились его жена и дочь.

Из-за всех этих неточностей — больших и малых — этот фильм воспринимается с меньшей серьёзностью теми зрителями, друзья и семьи которых пострадали от катастрофы. Подобные ляпы, считает автор, служат фильтром, напоминанием о том, что это американский телевизионный сериал, а не документальный фильм, и что ужасные вещи, показываемые на экране, — это всё неправда.

Но даже через этот фильтр громко и ясно прорываются суровые посылы сериала, уверен обозреватель Bloomberg. С одной стороны, люди зачастую не готовы к таким масштабным событиям, как катастрофа в Чернобыле. Они обычно теряются и лгут сами себе, убеждают себя в том, что мир вокруг них не рушится. Это верно и для людей, находящихся непосредственно на месте событий, и для руководства, на котором лежит ответственность за принятие итогового решения.

Тут речь идёт о ситуациях, когда нужно немедленно собирать экспертов и давать им возможность принимать решения, не руководствуясь такими понятиями, как политическая целесообразность, и не встречая помех со стороны установленной цепи командования. Никакой героизм и фатализм, ярко показанные в сериале, не являются адекватной заменой мнению экспертов.

Конечно же, попытки скрыть информацию в таких ситуациях — это отвратительное преступление, убеждён автор. Советский Союз был немногословен, когда лишь через два дня после аварии признавал перед миром факт катастрофы в Чернобыле. А лидер КПСС Михаил Горбачёв лишь через 18 дней выступил перед страной по этой теме. К тому времени большая часть населения, жившая в районе ЧАЭС, была эвакуирована, а в городах неподалёку прошли первомайские парады, несмотря на то что для людей находиться на улице, возможно, было опасно.

В своём выступлении Михаил Горбачёв сосредоточился на критике звучавшей на Западе информации, согласно которой вина за случившееся возлагалась на Советский Союз. Примечательно, что реакция в некоторых российских СМИ на минисериал HBO звучала в схожем ключе, отмечает автор.


Мало того, что зрители активно голосуют, многие еще активней обсуждают увиденное в соцсетях, причем это длится уже не одну неделю. Критики до сих пор недоумевают, чем же фильм покорил зрителей, ведь в нем нет ни драконов, ни супергероев, ни именитых актеров и даже захватывающей интриги нет. Но, тем не менее, зрители находят общие темы для обсуждения, ведь большинство людей в Европе и Америке даже не подозревали о жутких событиях, которые происходили в первые часы и дни после техногенной катастрофы.

Учитывая, что эти события еще многие помнят, а некоторые даже принимали активное участие в их ликвидации, появляются очень интересные факты от очевидцев. И что самое интересное, они оценивают фильм с точки зрения достоверности, ведь сотрудники АЭС, ликвидаторы и жители Припяти были в самой гуще ужасающих событий и испытали на себе обреченность и страх.

Вот они как раз и утверждают, что в фильме очень много вымысла и большинство фактов и событий показаны не так, как было на самом деле или абсолютно под другим углом зрения. Хотя и отмечают, что эмоциональная составляющая и накал событий отражены на достойном уровне. А вот в вопросах достоверности исторических и трагических событий любое мнение будет субъективным, особенно если учесть менталитет и воспитание людей, о которых идет рассказ, и тех, кто снимал сериал.

Но по этому поводу режиссер фильма Йохан Ренк и его сценарист Крэйг Мазин неоднократно подчеркивали, что фильм хоть и основан на реальных событиях, но является художественным произведением и в нем обязательно будет отражено видение авторов, а не просто сухие исторические факты.

Много форумов обсуждают вопросы создания фильма, учитывая, что съемки на самой Чернобыльской АЭС, так и на прилегающей территории происходить не могли. Как признаются создатели фильма, самым сложным было максимально приближенно к реальности воспроизвести советскую атмосферу жизни и быта тех времен. Художник-постановщик сериала Люк Хал, пересмотрев кучу вариантов, остановился на украинских и литовских городах.

Все натурные съемки внутренних помещений проходили на Игналинской атомной электростанции в Литве. | Фото: youtube.com.

Естественно зрителей больше всего интересовали съемки натуры, показывающие внутренние помещения ЧАЭС и сам реактор. Как оказалось, в Литве есть Игналинская атомная станция, построенная еще в советские времена и закрывшаяся в 2009 году, возле которой имеется свой город-спутник. Город Васагинас, который заменил многострадальную Припять, тоже расположен на берегу озера рядом с лесом и застроен такими же жилыми домами.

Но не все улицы подошли для съемок фильма, поэтому некоторые эпизоды снимали еще и на окраинах Вильнюса, где сохранились похожие 9-этажки. Причем создателям фильма пришлось изрядно потрудиться, чтобы на фасадах домов спального района Фабиенишкес отмыть граффити, убрать все рекламные щиты, высадить аллеи с розами и даже построить детскую площадку.

 В Киеве съемки проходили на Хрещатике, ул. Терещенковской, также в кадр вошли КГГА, КПИ, НАУ, КНУ. | Фото: m.sputnik.by.

В Киеве съемки проходили на Хрещатике, ул. Терещенковской, также в кадр вошли КГГА, КПИ, НАУ, КНУ. | Фото: m.sputnik.by.

Компьютерная модель ЧАЭС. | Фото: fakty.ua.

Кроме того, для реалистичности съемок во время аварии использовали компьютерная модель, которую создали специалисты киевской студии Postmodern digital еще в 2013 году для съемок украинского телесериала от режиссера Виталия Воробьева.

В кадр вошел памятник ликвидаторам чернобыльской аварии, установленный в Голосеевском районе в 2011 г (Киев). | Фото: fakty.ua.

В кадр вошел памятник ликвидаторам чернобыльской аварии, установленный в Голосеевском районе в 2011 г (Киев). | Фото: fakty.ua.

В мире существует много мест, которые были абсолютно не известны и не принесли столько страданий как Чернобыль, но, тем не менее стали популярными туристическими объектами. Как оказалось, причина в столь неожиданной известности кроется в том, что режиссеры их выбрали для съемок своих культовых кинолент.


Мой папа – ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС.Он рассказывал, как это было. Теперь я узнала, как это видят американцы


Папа живой, но многих, кто ездил с ним, уже нет…

Авария случилась в конце апреля, а отца командировали в зону отчуждения в начале июня.

Из воспоминаний моих родителей:

В первые дни мы ничего не знали о взрыве на ЧАЭС. 1 мая все, как было положено, вышли на демонстрацию – с цветами и транспарантами. Стояла солнечная теплая погода, бегали дети. И только в мае объявили о том, что произошло. Ни о каких мерах защиты речи не шло – просто сообщили о самом факте аварии. Все жили обычной жизнью, никаких защитных и профилактических мероприятий не проводилось.

Депрессивный, но как есть


Что было и чего могло не быть

В фильме много моментов, которые побуждают перемотать его немного вперед. Я несколько раз порывалась это сделать. Казалось бы, я взрослый человек и много повидала в этой жизни, но страдания людей на экране были порой невыносимы. Снят фильм отлично – с позиции графики, света, декораций. Обстановка узнаваемая для советского человека. Меня все серии поражал масштаб съемок, жизненность сцен. Это ж сколько денег ушло на воссоздание всей атмосферы, интерьеров, съемки с вертолетов и прочее. Но получилось весьма реалистично и очень эмоционально.


Но лично у меня появлялись вопросы по ходу фильма. Например, как на АЭС и в регионе, где она функционирует, был только один дозиметр? Как это может быть возможным?!

Тяжело для просмотра мне далась четвертая серия. Мне вообще тяжело смотреть все, связанное с убийством животных. Об этом я расспросила своего папу. Он, конечно, не был в самом эпицентре трагедии, он был поодаль, но его рассказы все же отличаются от показанного в фильме.

После фильма я зашла на Википедию еще раз прочитать про аварию на ЧАЭС. До сих пор нет единого мнения о ее причинах. Поэтому считаю справедливым то, что американцы позволили себе художественно поразмышлять и показать происходящее так, как они это сделали.

Трагедия, пропущенная через человека

Еще одна эмоциональная персоналия фильма – сцена бабушки, которая доила корову. Мне попросту не хочется комментировать этот эпизод – настолько он говорит сам за себя.Несмотря на линейность сюжета, фильм довольно разноплановый и органичный. Он держит в напряжении, он вызывает эмоции. Скажу, что это один из лучших фильмов, просмотренный мной за последние годы.

Из воспоминаний отца:

Я приехал домой после той командировки немного изможденным. Не скажу, что мне было плохо. Просто обычно после работы у меня хватало сил на то, чтобы еще что-то сделать. А в течение месяца после той командировки я приходил домой и падал на диван. Не было сил ни на что. Какой-то коматоз, что ли. Через месяц немного отпустило.

Ни до командировки, ни после нам не раздавали никаких препаратов, не рассказывали об укреплении здоровья. Возможно, чтобы не наводить панику.

Жизнь после

Папа рассказывал, что после оценки масштабов трагедии и опасности воздействия радиации на людей ликвидаторам последствий был назначен ряд преференций: дополнительные дни к отпуску, бесплатная путевка в санаторий раз в год, бесплатный перелет на самолете в одну сторону и др. Но несколько лет назад президент Беларуси все льготы отменил.

Вместо резюме

А что до ляпов… Думаю, если бы русские или белорусы решили снять фильм об Америке и американцах, не факт, что получилось бы их избежать))))

Мария Смирнова

Сюжет

Мини-сериал переносит нас в тревожные дни чернобыльской катастрофы. В 1986 год. Перед нами час за часом разворачивают экспозицию аварии и ее последствия. Группа ученых пытается выяснить настоящие причины катастрофы, чтобы предотвратить подобные аварии в будущем, а ликвидаторы рискуют своими жизнями, чтобы спасти жизни и здоровье миллионов людей.

Кто авторы сериала и где его снимали?

За эти недели Крейг Мейзин пережил головокружительный подъем карьеры. По его словам, он изучал аварию в Чернобыле пять лет — вопрос, почему случился взрыв, очень его увлек. Когда родилась идея сериала, он рассказал об этом исполнительному продюсеру Кэролайн Стросс — и они вместе презентовали идею HBO, канал согласился.

Сериал снимали в Литве. Почти все сцена на станции сняты на Игналинской атомной электростанции, так как там установлены реакторы такого же типа, что были и в Чернобыле. Припять снимали в Вильнюсе, Москву — в городе Каунасе.

Достоверность и атмосфера

Те, кто уже посмотрели сериал, отмечают достоверность и внимание к деталям. Эпоха советского союза передана идеально (хотя не обошлось без ляпов, но об этом попозже). Чтобы понять эту дотошность, приведем пример: номерной знак машины в кадре в действительности является номерами Киевской области. Кто это заметит в Америке или в Англии?

Ликвидаторы и свидетели событий отмечают, что с этой задачей сериал справился.

Художественные допущения

После выхода сериала все обсуждают его историческую достоверность и обсуждают ляпы. В сериале показана героиня по имени Ульяна Хомюк — её играет актриса Эмили Уотсон. Это советский ядерный физик, которая участвует в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Такого человека в реальности не было, но в образе Ульяны соединились черты всех ученых-ядерщиков, которые приехали в Припять весной 1986 года.

Критике также подверглась сцена с падением вертолета — она показана не совсем правдиво. В реальности авария произошла через две недели, а не сразу после взрыва. На реальной видеозаписи происшествия видно, что вертолёт столкнулся с краном и упал на землю.

Подверглась критике и сцена, где рабочие работают голышом. Шахтеры всегда ходили в белом белье — это солдатская одежда, которую обычно под гимнастерку надевают. Конечно, белье из-за высоких температур намокало, но они точно никогда полностью не раздевались.

Вызывают споры и некоторые моменты суда и причин трагедии. Но здесь, что называется, не будем спойлерить — лучше посмотреть сериал и почитать источники, чтобы составить свое мнение.

История о трех дайверах

Интересна и история о трех дайверах, которая рассказывается в сериале. Три мужчины погрузились в подземный бассейн и помогли предотвратить второй взрыв. Согласно распространенному мифу, после этого они погибли. В последней серии сериала рассказывается их дальнейшая судьба.

Ананенко, Баранов и Беспалов действительно совершили геройский поступок. Мужчины надели гидрокостюмы, но плыть по коридорам им не пришлось: насосы пожарных машин снизили уровень воды и её было максимум по колено. Задвижки были найдены, клапаны открыты, угроза миновала. При этом никто из трёх дайверов не получил смертельной дозы радиации.

В 2005 году Борис Баранов умер от сердечного приступа. Ему было 65 лет. Имя героя внесли в Книгу Памяти ЧАЭС. А вот Беспалов и Ананенко еще живы: первый продолжал работать на ЧАЭС, второй работал в Государственной инспекции ядерного регулирования Украины, а потом стал сотрудником Украинского ядерного форума.

Темнокожие герои Чернобыля

Многим показалось смешным высказывание британской сценаристки, которая раскритиковала сериал за то, что в нём не нашлось места темнокожим персонажам. Оказалось, что смеялись все зря — темнокожие герои в Чернобыле тоже были.

Почему стоит посмотреть этот сериал?

Читайте также: