Сколько времени длилось заключение сына ахматовой реквием

Обновлено: 01.05.2024

Одно из лучших стихотворных произведений в творчестве Ахматовой соответствовало ее желанию добиться определенной цели: передать суровость эпохи поэтическими средствами. Поэма содержит в себе множество лирических переживаний матери с некоторыми обобщениями в начале произведения и в самом конце.

На рассвете за сыном главной героини приходят сотрудники НКВД. Женщина с трудом переносит удары судьбы, обрушившиеся на нее в последние годы: смерть мужа, теперь арест сына. Ей только остается ждать, надеяться, передавать посылки в тюрьму родному человеку. Сына приговаривают к лишению свободы на несколько лет. Мать подумывает о том, что пришла пора прощаться с жизнью, которая потеряла смысл. Женщине мерещится картина распятия Христа. Мать молится и за своего ребенка, и за всех осужденных.

  • Главная героиня – мать , переживающая за своего осужденного сына, прототип автора.
  • Сын героини – арестованный и осужденный;
  • Образ матери – собирательный облик всех стойких женщин, дети которых оказались в застенках.

Посвящение.

Поэма посвящается всем тем женщинам – матерям, сестрам, дочерям, скорбящих о тех арестованных родных людях, которые подверглись преследованию, заключению под стражу и казни.

Вступление.

Ахматова

Автор: Анна Андреевна Ахматова

Глава 1.

Мать вспоминает, как ранним утром пришли арестовывать ее сына. Страшные мгновения отпечатались в ее памяти навечно, этот ужас трудно передать словами. Героиня сравнивает себя со стрелецкими женами, мужей которых отправили на казнь.

Глава 2.

Безмолвный свидетель горя женщины – желтый месяц. Она просит небесное светило помолиться за нее, ведь муж уже умер, а сына арестовали.

Глава 3.

Душевные терзания матери настолько сильны, что ей не верится – неужели все это происходит именно с нею? Она бы точно не вынесла подобных испытаний!

Глава 4.

Женщина вспоминает, что когда-то она была веселой и беззаботной. Теперь это скорее тень, чем человек. Удел ее – носить передачи, выстаивать длинные очереди и проливать на снег горючие слезы.

Глава 5.

Неопределенность ситуации длится почти полтора года. Мать готова кинуться в ноги палачу, лишь бы ее дитя помиловали. За весь период томлений и ожиданий она неимоверно измучилась.

Глава 6.

Время летит неделя за неделей, и ежедневно мать думала о том, что чувствует ее ребенок, находясь в застенках.

Глава 7.

И вот наступает ужасный день оглашения приговора. И хотя женщина, провожающая ребенка отбывать свой срок, была к этому морально подготовлена.

Глава 8.

Героиня понимает, что жизнь потеряла всякий смысл, а потому она призывает смерть явиться и забрать ее.

Глава 9.

Отчаяние и безумие завладевают душой матери, она не в силах выносить такие страдания.

Глава 10.

Свое положение героиня соотносит с библейским сюжетом, находя много общего: безвинно осужденный сын и изнывающая от горя Мать. Осужденный предстает смиренным мучеником, которого распяли на кресте.

Эпилог.

Поэтесса переживает, что все испытания, выпавшие на ее долю, спустя годы забудутся, как и страдания всех других женщин, дети которых были осуждены. Так пусть же ее муки станут основанием для создания общего памятника невинным жертвам и их родным.

Каждая из глав сочинения композиционно закончена, все они объединены горестными мотивами и болью утрат.

Главная героиня – это и автор, и мать, и женщина из народа. Каждый из образов поэмы хоть и уникален по сути, но при этом плавно перетекает из одного в другой, соединяясь в единый лик. Это человек с мощной внутренней энергией, стержнем, готовый сделать все, что помочь и спасти единственного ребенка.

В поэме все женские образы переплетаются единым переживанием за судьбы своих мужчин и сыновей. Матери и жены томятся в неизвестности, в ожидании коротких свиданий с ними. Женское самопожертвование и любовь способны преодолеть какие угодно препятствия в борьбе с жестокой системой.

В процессе работы Анна Андреевна пыталась донести свои поэтические чувства до читателей, но только до тех, кому беззаветно доверяла. Автор знакомила друзей с содержанием рукописей, а затем приходилось написанное уничтожать. Получилось одно из наиболее проникновенных литературных произведений об эпохе сталинского времени.

В течение пяти последующих лет поэтесса работала над стихотворным циклом о тяжелой доле русских женщин, у которых близкие люди лишались свободы по надуманным приговорам тех времен. Поэма стала своего рода памятником народному страданию.

Оборудование: презентация (Приложение 1).

Ход урока

I этап урока.

Беседа с классом:

- Какое настроение рождает это музыка? (Торжественное, скорбное, печальное.)

- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само название предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено трагическим событиям. Таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения.)

II этап урока.

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

- Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

- Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

Учитель: Степень страдания людей настолько велика, что для описания этого Ахматова выбирает библейский масштаб.

Учитель: Почему Ахматова использует апокалипсическую картину мира? (Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, сдвинулись с места. Эта картина становится символом её эпохи.)

Учитель: С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

Читаем Вступление. (Слайд)

Учитель: Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование. (Слайд)

Учитель: Время-Апокалипсис. Где же происходит всё это? Только ли в Ленинграде?

- Вы услышали эти голоса? Назовите главы, в которых л.г. выступает от лица поэта? Назовите главы, в которых л.г. выступает от лица матери?

Учитель: Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ.

Читаем вторую главу. Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства?

Давайте посмотрим, как связан плач матери в этой главе с фольклором.

- Какой цвет дан во второй главе? С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Что обозначает этот цвет у Ахматовой? (Сопутствует болезни, смерти, усиливает ощущение трагичности.)

Обратимся к 3 главе.

- Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

- Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

Откроем 4 главу. (Слайд)

- К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

Учитель: Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

Читаем 5 главу.

- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

Читаем седьмую главу.

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе? (Слайд)

Учитель: 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос л.г. срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало л.г. жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

- Как вы думаете, о чём умалчивает л.г.? (Она видит ещё один выход – смерть.)

Для неё неприемлема такая плата за существование-плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть Альтернатива жизни – смерть.

Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь? – так начинается следующая 8 глава.

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.) (Слайд)

- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

Читаем 10 главу. Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе? (Слайд)

- Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери?

Учитель: В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.

- С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса.)

- В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? (Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст (переосмысливая евангельский текст, Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына и Матери)).

- Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.) (Слайд) Портрет Ахматовой.

Эпилог. Ученик читает наизусть.

- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)

Учитель: Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.

- Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)

- Какое синтаксическое средства помогают создать эту молитву? (Анафора.) (Слайд) (Приложение 9)

- Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь.)

- Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять.Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

Учитель: Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.

Учитель: А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.

III этап урока.

Долгое время уже законченное произведение видели только близкие поэтессы – люди, которым она бесконечно доверяла. Именно им она зачитывала щемящие душу строчки.

Сейчас произведение внесено в обязательную школьную программу. Смысл поэмы Ахматовой ищут все новые и новые поколения школьников.

реквием смысл

История разворачивается в 30-х годах XX века. Ленинградские тюрьмы не справляются с бесконечным потоком арестованных и переполнены узниками. Возле каждой из них стояла молчаливая толпа, ожидающих новостей о своих близких.

предисловие реквием

Далее перед читателем предстает история матери, вспоминающей, как арестовали ее сына. Весь сюжет пронизан тоской и отчаянием одинокой женщины, похоронившей мужа, а вот теперь и потерявшей сына. Эмоции героини очень сильны. Ей не верится даже, что она способна испытывать такие душевные страдания. Некогда веселая и беззаботная, теперь она вынуждена стоять в очереди из таких же отчаявшихся оцепеневших женщин с передачами для близких.

17 месяцев ее терзало чувство неизвестности:

  • Что с сыном?
  • О чем он думает?
  • Как переносит все эти испытания?

В день оглашения приговора героиня молится о том, чтобы ее душа окаменела, а память очистилась. Она призывает смерть, так как только она может избавить ее от этих страданий, делающих ее почти безумной.

На заметку! В сюжете появляются библейские сравнения с Божьей Матерью, которая также вынуждена была отдать своего невинного сына на плаху.

реквием смысл

В эпилоге автор опасается, что ее мозг, опасаясь за здоровье всего организма, вычеркнет из памяти все испытания. Место, где были проведены страшные 17 месяцев, она считает единственно правильным местом, где должен стоять памятник ей.

Основная тема поэмы Реквием

Сквозь призму личных трагических обстоятельств, автор раскрывает тему переживания за свою родину, которая вынуждена беспомощно смотреть на то, как жестоко поступают с ее сыновьями. Анализ поэмы Реквием позволяет понять, что Ахматова проводит аналогии между собой и сотнями тысяч других женщин из разных времен, отправляющих на плахи своих детей. Тема материнской, сестринской, дочерней, женской любви раскрывается в поэме за счет описания отчаяния и душевных терзаний, которые испытывает такой слабый, и такой сильный пол за своих близких. Эмоции настолько сильны, что, кажется, не всегда помещаются в одном теле.

стих

реквием смысл

В этом и заключается основная тема и смысл поэмы Реквием, своеобразный призыв Ахматовой для потомков.

Смысл названия поэмы Ахматовой

Смысл названия поэму Реквием состоит в точно использованном автором значения этого слова. Те, кому посвящено произведение – умирающие, вот-вот уйдущие от своих близких, люди. Темная толпа отчаявшихся женщин будто проводит заупокойную службу по каждому обреченному любимому. Их близкие словно смертельно больны, и сейчас должен поставиться диагноз и раздаться приговор.

Этим смертельным недугом было инакомыслие. Его власти пытались жесточайшим образом безжалостно искоренить во все времена. Однако результатом террора было обычно искоренение умных и думающих людей, цвета нации. Что неизменно замедляло прогресс и общее развитие общества.

Когда был арестован сын Ахматовой, поэтесса написала вступление и первую часть поэмы. Ахматова испытывала тяжелое потрясение, и Михаил Булгаков помог ей составить письмо лично вождю народов, это принесло успех, и сына освободили. Но зоркое око НКВД не бездействовало, и вскоре Лев был арестован вторично, и приговорен к каторге в Сибирь. Ахматова и на этот раз обратилась к Сталину, но просьба ее не была услышана. Сын Ахматовой отбывал наказание, а переживания и страдания матери выливались в строки поэмы, которую даже нельзя было записывать. Ахматова держала сложившиеся стихи в голове, доверяя их только самым надежным и близким людям.

Около двух лет Анна Ахматова провела в тюремных очередях, рядом с такими же женами и матерями, носящих клеймо изгоев за несуществующие преступления своих мужей и сыновей. И это унизительное ожидание в тюремных очередях легло в основу сюжета поэмы.

Анна Ахматова вспоминает, что однажды в очереди к ней обратилась женщина, и попросила описать весь ужас происходящего, что поэтесса и пообещала сделать. Общее людское горе, тяжелым камнем придавившее судьбы народа, нашло свое выражение в горьких строках трагичной поэмы.

Поэма создавалась долго и трудно, отдельными эпизодами без хронологической последовательности, но в целом являет собой грандиозное произведение, выражающее трагедию всего народа.

В своем произведении поэтесса касается и религии, проводя параллель между горем Богородицы и горем всех матерей, одинаково страдающих и терпеливых, мужественно выносящих на своих плечах боль и горе.

Вариант 2

Их жизнь никогда уже не будет прежней, как до ареста, за ними всегда будет тянуться шлейф арестантов, политически ненадежных людей. Рухнут семьи, карьеры, здоровье, многие – многие не смогут этого пережить.

Анализ поэмы Реквием Анны Ахматовой 11 класс

Прежде чем начать хочется сказать сведущие, что вся поэма реквием - это жизнь всей страны и одного человека в целом. Реквием создавался как личная трагедия самой А.А. Ахматовой. Многие прочитавшие ее специалисты утверждают, что поэма написана при душевных страданиях и в разное время. Арест ее собственного сына был ударом для нее. Сана звали лев Гумилев. Многочасовые очереди она выстаивала лишь бы узнать, что с ним жив ли он и здоров. Из биографии поэтессы он неоднократно был задержан и арестован властями во время репрессий. Идея создания поэмы было положено примерно в 1935году. Долгое время поэтесса не решалась рассказать о поэме. Но терпение ее лопнуло, и она решилась, его отдать в печать в 1950 году, но по неизвестным причинам под печать попало, лишь в1988году. Почему так случилась не известно до сих пор, и эта тайна не раскроется не когда.

Поэтесса задумывала по жанру как лирическое произведения, но критики назвали реквием поэмой. Это произведение очень сложное и состоит из десяти глав и частей. Здесь было задействовано зеркальное отражение самого автора и героя поэмы.

Главная идея произведения — выражение масштабов трагедии героя и всего населения того времени. Все происходящие в 30 годы запечалилась в строках ее поэмы. Страдание любовь аресты и репрессии. Все кто был, недоволен властью того времени был, наказан или отправлен, в тюрьму не возвращался оттуда. Горечь Жен, матерей, сестер и всего населения того времени. Жернова, машины репрессий набирали обороты с такой скорость, что безжалостная машина поглощала всех без разбору. Это стало одно из самых главных тем. Репрессии 30 годов остались в памяти всех жителей современной России и бывшего СССР.

Сочинение 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Ахматовой Реквием

Популярные сегодня темы

Картина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны.

Лиза – крестьянка, чей отец-кормилец, который приносил большую часть прибыли в дом, умер. Лиза же остаётся с матерью одна, нагружая себя непосильным трудом с пятнадцати лет, чтобы прокормить себя и мат

В данном тексте представлено рассмотрение темы любви из повести Ивана Алексеевича Тургенева.

Мечта является одним из отражений личности. В том случае, когда человек мечтает о материальных благах, он обрекает себя на путь в никуда, ведь тогда появляется жадность

Читайте также: