Сколько тонн на одну ось положено

Обновлено: 04.07.2024

Штраф за перегруз грузового автомобиля - страшный сон перевозчика: его размер может достигать полумиллиона рублей. Какие штрафы приходят с автоматических рамок и как часто их выписывают по ошибке?

Среди огромного количества штрафов, прописанных в КоАП, штрафы за перегруз и габаритные нарушения стоят особняком. Наказание поражает размером: допустивший перегруз перевозчик может лишиться сотен тысяч рублей.

Какие штрафы грозят перевозчикам при перегрузе?

Размеры штрафов определяет статья 12.21.1 КоАП.

За превышение допустимой массы менее чем на 2% штраф не взимается.

За превышение допустимой массы на 2-10% водителя оштрафуют на 1-1,5 тысячи рублей, должностное лицо на 10-15 тысяч, юридическое лицо на 100-150 тысяч. Если нарушение зафиксирует АПВГК, штраф в фиксированном размере 150 тысяч рублей придёт владельцу ТС.

За превышение допустимой массы на 10-20% водителя оштрафуют на 3-4 тысячи рублей, должностное лицо на 25-30 тысяч, юридическое лицо на 250-300 тысяч. Если нарушение зафиксирует АПВГК, штраф в фиксированном размере 300 тысяч рублей придёт владельцу ТС.

За превышение допустимой массы на 20-50% водителя оштрафуют на 5-10 тысяч рублей, должностное лицо на 35-40 тысяч, юридическое лицо на 350-400 тысяч. Если нарушение зафиксирует АПВГК, штраф в фиксированном размере 400 тысяч рублей придёт владельцу ТС.

Что считается нарушением?

Формулировка из статьи 12.21.1 КоАП РФ:

“Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении”

Таким образом, штрафы за перегруз выписываются как за общее превышение допустимого веса ТС, так и за превышение максимально допустимых осевых нагрузок. При взвешивании измеряется вес каждой оси, и если, например, груз сместился из-за плохого крепления, и на одной из осей нагрузка будет превышать допустимую – штрафа за преегруз не миновать.

Каковы допустимые нормы?

Допустимая нагрузка на ось зависит от качества дорожного полотна. Для федеральных трасс это 10 или 11,5 тонн. Таблица, в которой указаны допустимые нагрузки по осям для разных участков федеральных трасс, размещена на сайте Росавтодора.

Стоит отметить, что для групп из сближенных осей допустимая нагрузка может отличаться. Таблица с конкретными значениями содержится в приложении к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

Из этой же таблицы видно, что на некоторых дорогах нагрузка на ось не должна превышать шести тонн. Обычно это региональные или муниципальные дороги - информация о них содержится на сайтах местных упрдоров.

В период весенних ограничений осевые нагрузки на региональных дорогах снижаются, поэтому владельцам грузовых автомобилей необходимо следить за информацией о сроках и условиях закрытия дорог, чтобы понимать, когда и в каком регионе начнётся распутица.

Ответственность грузоотправителя

12-я часть ст. 11 Устава автомобильного транспорта определяет: юрлица и ИП, осуществляющие погрузку груза в ТС, не вправе превышать допустимую массу груза и нагрузки по осям. За это им грозит такая же ответственность, как и владельцам грузовых автомобилей – в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ.

- Такие сведения у МУГАДН есть далеко не всегда, уже на этом этапе грузоотправители уходят от штрафов. А если административное расследование по факту выявленного перегруза всё-таки начали, но на выручку им приходят договоры и договоры-заявки, где указано, что за погрузку и размещение груза в кузове несёт ответственность перевозчик, - объясняет эксперт.

Штрафы, пришедшие владельцам автомобилей с автоматических весов, перекладываются на грузоотправителей исключительно редко.

- Как правило, перевозчик узнаёт о перегрузе и последовавшем за ним штрафе в самом конце срока привлечения. Пока перевозчик отбивается от штрафа, все сроки давности привлечения к административной ответственности проходят, и грузоотправитель опять-таки остаётся не при делах.

Перевозчик может обжаловать штраф, обратившись в ЦАФАП: если срок обжалования ещё не истёк, есть шанс, что виновным будет признан грузоотправитель.

Несправедливые штрафы за перегруз

Штраф за перегруз грузового автомобиля может быть выписан на стационарном посту весового контроля или на автоматическом пункте. В последнем случае перегруз определяет техника: грузовой автомобиль проезжает через весы, его госномер фиксирует фотокамера, после чего в случае выявления нарушения собственнику машины выписывается штраф.

Техника несовершенна, и нередки случаи, когда штрафы за перегруз выписываются несправедливо. На это может повлиять множество факторов: неполадки в работе оборудования, неправильная установка дорожных весов, обильные осадки. Но факт остаётся фактом: от штрафа за перегруз не застрахован даже тот, кто тщательно следит за весом перевозимого груза и правильностью его размещения в кузове.

Можно ли оспорить несправедливые штрафы?

Штрафы за перегруз, выписанные АПВГК, оспорить непросто. Для этого необходимо найти документы, подтверждающие, что при загрузке вес не превышал допустимый, а в процессе перевозки кузов не вскрывался. Это могут быть показания сертифицированных весов, расположенных на месте погрузки. Косвенное доказательство, которое может сыграть в пользу перевозчика - прохождение других АПВГК. К сожалению, ни один из этих способов не может гарантировать, что суд примет сторону перевозчика и отменит штраф - иногда судьи не принимают такие доводы во внимание.

В некоторых случаях на руку владельцу грузового автомобиля могут сыграть ошибки, допущенные сотрудниками контролирующих органов. Известны случаи, когда штрафы за перегруз признавались несправедливыми и успешно оспаривались из-за:

  • неправильно составленного протокола об административном правонарушении;
  • отсутствия сертификатов на оборудование для взвешивания.

Если грузовик находится в аренде, наказанию за перегруз всё равно подвергнется его владелец. Но оспорить такой штраф будет сравнительно нетрудно. Второй пункт статьи 2.6.1 КоАП определяет: владельцы транспорта освобождаются от ответственности за нарушения, совершенные арендаторами ТС. В таком случае важно вовремя оспорить постановление о штрафе, чтобы избежать наказания.

Массовые штрафы со сломанных весов

Известны случаи, когда автоматические весы выписывали несправедливые штрафы массово – сотням и даже тысячам владельцев автомобилей. Чаще всего такое случается из-за неправильной настройки и ошибок, допущенных при установке оборудования. Сложная техника может давать сбои из-за малейших нарушений: например, из-за неровности дорожного полотна.

Последний такой случай произошёл летом этого года в Челябинской области. Штрафы получили сотни перевозчиков (правда, фиксировались чаще всего не весовые, а габаритные нарушения). Прокуратура провела проверку и выяснила, что нарушения действительно имели место. Но об аннулировании штрафов говорить пока рано: сперва необходимо доказать, что именно эти нарушения стали причиной штрафов.

Вместо заключения

Сами по себе штрафы за перегруз выполняют важную и полезную функцию: они предостерегают перевозчиков от нарушений, сохраняя дорожное полотно и делая движение безопаснее. К сожалению, штрафы, которые выписывают автоматические пункты весогабаритного контроля нередко бывают несправедливыми. Для отмены неправомерного штрафа перевозчикам зачастую приходится тратить огромное количество времени и сил: штудировать законодательство, писать жалобы в контролирующие органы, инициировать проверки оборудования и участвовать в судах.

Нагрузка на ось

Грузоперевозки — неотъемлемый аспект торговых отношений. Если несколько десятков лет назад грузовой транспорт в большинстве своем принадлежал государству, то в современной России им, как правило, владеют физические лица и частные предприниматели.

Эксплуатация данного вида транспорта накладывает на его владельца и водителя строгие требования. Одно из них — разрешенная нагрузка на ось автомобиля и недопущение перегруза.

Разрешенная нагрузка


Осевой нагрузкой называют нагрузку от массы транспортного средства, передаваемую на дорожную поверхность колесами одной оси.

Дороги во время проектирования и строительства рассчитываются на определенную нагрузку.

Следовательно, если на дороге установлена нагрузка не более 10 тонн на ось, превышение показателя будет нарушением. Это связано с тем, что при повышенной нагрузке дорожное полотно быстрее портится.

Именно поэтому во многих населенных пунктах запрещено движение грузовиков (то есть им нельзя въезжать в поселки и т.п.).

В большинстве случаев грузовая платформа (самая тяжелая часть, груз) располагается в задней части автомобиля. Нагрузка на оси может быть неравномерной, но все-таки следует стремиться к тому, чтобы она была максимально одинаковой.

Что это означает

Для каждого грузовика есть разрешенная максимальная осевая нагрузка. Это понятие означает нагрузку от полной массы ТС, приходящуюся на самую нагруженную ось или тележку. Этот показатель указывают на дорожных знаках, которые запрещают проезд по определенным участкам.

Но максимальная нагрузка и разрешенная (допустимая) — это разные вещи. Под разрешенной понимается нагрузка, передаваемая на дорожное полотно колесами одной оси. Этот параметр используется во время проектирования транспорта.

Пример: в ПТС указано, что масса автомашины — 9 тонн, а разрешенная максимальная масса — 25 тонн. Это значит, что перевозить на грузовике можно не более 16 тонн (25-9=16).

Чем регулируются нормы

Контроль за большегрузами производится на основании:

  • Федерального закона №257;
  • Постановления Правительства РФ №227;
  • Штрафы за несоблюдение норм назначаются по КоАП РФ.

Данные акты устанавливают:

  1. Предельно допустимые нагрузки на ось транспортных средств.
  2. Допустимый перегруз.
  3. Правила транспортировки грузов, превышающих разрешенные нормы.
  4. Допустимые массы грузовых ТС с прицепами или без них.

ВАЖНО! Если ТС превышает допустимую массу более чем на 2%, то необходимо иметь разрешение на передвижение. Исключение составляет транспорт Вооруженных Сил РФ. Для получения разрешения перевозчик обязан согласовать маршрут движения и возместить вред (компенсировать), причиняемый дорожному полотну.

Установлены следующие нормы допустимой массы для одиночных грузовиков:

  • двухосные: 18 т.;
  • трехосные: 25 т.;
  • четырехосные: 32 т.;
  • 5-ти и более: 38 т.
  • трехосные: 28 т.;
  • четырехосные: 36 т.;
  • пятиосные: 40 т.;
  • 6-ти и более: 44 т.

Чтобы перевезти свыше установленного, нужно получить разрешение. Оно выдается на срок до трех месяцев.

На какие автомобили распространяется

Нормы распространяются на разные виды грузовых автомобилей: на автопоезда и одиночные авто. Одиночный грузовик — это неделимый транспорт без прицепа или полуприцепа (например, самосвал). Автопоезд — это два или более сочлененных ТС (прицепов, полуприцепов). Автопоезда также делятся на две категории: седельные (седельный тягач + полуприцеп) и прицепные (грузовик +прицеп(ы)).

Кем проверяется


Проверку проводит инспектор ГИБДД на специальных постах весового контроля: они бывают передвижными и стационарными.

Если масса грузовика с грузом составляет более 80 тонн, то инспекция составляет специальный маршрут, с учетом допустимости проезда по особым участкам трассы и мостам (а также иным дорожным сооружениям). Перегруженный транспорт хуже поддается маневрированию, поэтому он представляет повышенную опасность как для водителя, так и для других участников дорожного движения.

Как правильно рассчитать нагрузку

Нагрузка рассчитывается по двум параметрам:

  • по весу транспортного средства;
  • по нагрузке оси.

Масса ТС (снаряженная или полная) и нагрузки его оси связаны соотношением: Мтс = Нпо + Нзо, что означает Масса ТС = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю ось. Эта формула применяется к двухосному транпсорту. Для трехосного есть другая: Мтс = Нпо + Нзт (нагрузка на заднюю тележку).

Узнать нагрузку, имея вес машины, прицепа и груза будет сложнее. Для этого нужно действовать по следующему алгоритму:

ВНИМАНИЕ! Любой расчет будет приблизительным, а не точным.

Существующие виды весового контроля

Весовой контроль бывает двух видов (то есть производится двумя способами):

  • Динамический. Автотранспорт движется в определенном месте, которое оснащено специальными датчиками, со скоростью не более 5 км/ч. Погрешность измерения динамическим способом может составлять до 3%;
  • Статический. Измерения берутся после полной остановки транспортного средства. Такой способ более точно определяет параметры.

Какая максимальная нагрузка на ось грузового автомобиля в России

В России законодательно приняты следующие показатели максимальной нагрузки на ось грузового транспортного средства:

Расположение осей транспортного средства Расстояние между сближенными осями (показатели в метрах) Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси (тонн)
для дорог, рассчитанных на нагрузку
6 тонн
на ось
для дорог, рассчитанных на нагрузку
10 тонн
на ось
для дорог, рассчитанных на нагрузку
11,5 тонн
на ось
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) свыше 2,5 м 5,5 (6) 9 (10) 10,5 (11,5)
Двухосная группа до 1 м 8 (9) 10 (11) 11,5 (12,5)
свыше 1 м до 1,3 м 9 (10) 13 (14) 14 (16)
свыше 1,3 м до 1,8 м 10 (11) 15 (16) 17 (18)
свыше 1,8 м до 2,5 м 11 (12) 17 (18) 18 (20)
Трехосная группа до 1 м 11 (12) 15 (16,5) 17 (18)
свыше 1 м до 1,3 м 12 (13) 18 (19,5) 20 (21)
свыше 1,3 м до 1,8 м 13,5 (15) 21 (22,5 ) 23,5 (24)
свыше 1,8 м до 2,5 м 15 (16) 22 (23) 25 (26)
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) до 1 м 3,5 (4) 5 (5,5) 5,5 (6)
свыше 1 м до 1,3 м 4 (4,5) 6 (6,5) 6,5 (7)
свыше 1,3 м до 1,8 м 4,5 (5) 6,5 (7) 7,5 (8)
свыше 1,8 м до 2,5 м 5 (5,5) 7 (7,5) 8,5 (9)
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) до 1 м 6 9,5 11
свыше 1 м до 1,3 м 6,5 10,5 12
свыше 1,3 м до 1,8 м 7,5 12 14
свыше 1,8 м до 2,5 м 8,5 13,5 16

Большое значение имеет то, по какому маршруту будет следовать грузовик, поскольку дорога рассчитана на определенную нагрузку. Например, где-то может быть запрещено движение тяжеловесного ТС.

Какая нагрузка разрешена за рубежом

В каждой стране приняты свои нормы. Примеры допустимой массы (для двухосных авто):

  1. Болгария — 16 т.
  2. Венгрия — 20 т.
  3. Германия — 18 т.
  4. Ирландия — 17 т.
  5. Великобритания — от 16 т до 26 т.
  6. Франция — 19 т.
  7. Греция — 18 т.
  8. Нидерланды — 21,5 т.
  9. Польша — 16 т.

Для трех, четырех и более -осных транспортных средств, соответственно, показатели выше.

В большинстве стран Европы максимальный вес для неведущей оси составляет 10 тонн. Однако, это не отменяет того факта, что при выезде за территорию Российской Федерации нужно изучать требования к перевозчикам грузов.

Поскольку везде разные правила, грузоперевозчикам, работающим за территорией России, следует внимательно изучать нормы, принятые в других государствах. Штрафы за пределами РФ будут назначаться не в рублях, а в евро, долларах и других единицах. Помимо этого, грузоперевозчика могут внести в черный список и тогда дорога в другое государство со своим грузом будет закрыта.

Штрафы за нарушение норм


Важными пунктами являются:

  1. Ответственность ИП в большинстве случаев приравнена к ответственности юридических лиц, а это значит, что размер штрафов для ИП существенно увеличен.
  2. Ответственность водителей. При перегрузе в 20% и более водителю грозит лишение прав, а собственник заплатит немалый штраф.
  3. Если перегруз составляет от 10% до 20%, то будет наложен штраф: для водителя — 3-4 тысячи, для должностного лица — 25-30 тысяч, для юридического лица и ИП — до 300 тысяч рублей. При автоматической фиксации правонарушения штраф получит собственник — взыскание может достигать трехсот тысяч рублей.
  4. Перегруз от 2% до 10% наказывается следующим образом: для водителя — 1500 рублей, для должностного лица — 10-15 тысяч, для юридического лица и ИП — 100-150 тысяч рублей. При автоматической фиксации — штраф 150 000 собственнику грузового ТС.
  5. Ответственность грузоотправителей. Грузоотправителю грозит штраф за неуказание в накладной номера, даты и срока разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также маршрута перевозки этого груза.
  6. Возникновение ответственности на этапе загрузки автомобиля, то есть за перегруз ИП или юридическое лицо будет оштрафовано. Для юридического лица штраф составит 250-400 тысяч рублей, а для ИП 80-100 тысяч рублей.
  7. Возникновение ответственности за правонарушение и штрафы. Штраф зависит от размера превышения допустимой массы.

Это неполный перечень штрафных взысканий. Ответственность предусмотрена по статье 12.21.1 КоАП РФ.

Если грузоотправитель оформил в рейс грузовик с перегрузом без специального на то разрешения, он получит штраф. Так государство стремится снизить аварийность на трассе — нагрузка сверх нормы может привести к аварии и жертвам. Рассказываем, как получить разрешение на перевозку, как узнать штраф за перегруз грузового автомобиля и обжаловать его.

Штраф за перегруз грузового автомобиля для водителя

от 1000 до 10 000 руб.

Статья 12.21.1 КоАП

Штраф за перегруз грузового автомобиля для компании

от 100 000 до 500 000 руб.

Статья 12.21.1 КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Перегруз грузового автомобиля

Когда нужно разрешение. Масса груза по ПДД не должна быть больше той, что предусмотрел производитель авто. Например, для грузовика без прицепа и с тремя осями допустимая масса — 25 тонн по правилам грузоперевозок.

Если масса авто или нагрузка на одну колесную ось на 2% выше допустимой и более, перевозчик должен оформить специальное разрешение. Разрешение выдает местное отделение Росавтодора — управление дорогами на определенном участке. Срок действия — не больше 3 месяцев.

Этот документ нужен для учета большегрузов на дороге. Если разрешение выдали по ошибке или подделали и произошла авария — будет легче найти и наказать виновных.

В госте по проверке тормозных систем написано, что при скорости 40 км/ч грузовая машина должна остановиться на отрезке в 20 метров. Двадцатитонная фура будет тормозить не меньше 150 метров.

Чем больше масса, тем большую опасность представляет транспорт и тем больше воздействие на дорожное полотно.

Также нужно учитывать, что региональные власти вводят сезонный запрет на проезд большегрузов. Узнать это можно в региональном отделе Упрдора.

Так обозначается предельная нагрузка на ось. ТС — тонн силы или просто тонн. Обычно знак стоит перед участком, который не выдержит большого веса — мост или дорога, под которой текут грунтовые воды

Так обозначается предельная нагрузка на ось. ТС — тонн силы или просто тонн. Обычно знак стоит перед участком, который не выдержит большого веса — мост или дорога, под которой текут грунтовые воды

Как рассчитать массу грузовика по осям

Лучше всего это сделают специальные автовесы. Машина наезжает на пластины, в которые встроен датчик. Пластины кладут под каждое колесо — так система поймет, с какой силой на дорогу давит каждая пара колес. Данные передаются по каналу Bluetooth на компьютер оператора.

Такими весами пользуются сотрудники Ространснадзора, чтобы выявить перевес. Если превышение есть, оформят протокол о нарушении

Такими весами пользуются сотрудники Ространснадзора, чтобы выявить перевес. Если превышение есть, оформят протокол о нарушении

На ком лежит ответственность за перегруз

Штраф за перегруз по закону может получить:

  • водитель;
  • работник компании, который отправил грузовик в рейс;
  • компания.

Однако штраф чаще выписывают только компании. Дело в том, что перегруз чаще фиксируют автоматические системы. А если нарушение заметила камера, штраф получает только собственник авто.

В Ростовской области мировой суд вынес компании штраф 400 000 рублей за перегруз по осям. Компания попыталась его оспорить в районном суде, но тот оставил решение в силе .

Штраф за перегруз грузового автомобиля по осям

Чем больше процент перегрузки, тем выше штраф. Посмотрим, какой штраф можно получить, если не учесть перегруз.

нарушитель2-10% превышения нагрузки10-20%20-50%более 50%
водитель 1000-1500 руб. 3000-
3500 руб. 4000-5000 руб. или лишение прав до 3 мес. 7000-10 000 руб. или лишение до 6 мес.
должностное лицо 10 000-
15 000 руб. 20 000-25 000 руб. 30 000-40 000 руб. 45 000-50 000 руб.
собственник 100 000-150 000 руб. 200 000-250 000 руб. 300 000-400 000 руб. 400 000-500 000 руб.
водитель
2-10% превышения нагрузки 1000-1500 руб.
10-20% 3000-
20-50%
более 50%
3500 руб.
2-10% превышения нагрузки 4000-5000 руб. или лишение прав до 3 мес.
10-20% 7000-10 000 руб. или лишение до 6 мес.
20-50%
более 50%
должностное лицо
2-10% превышения нагрузки 10 000-
10-20%
20-50%
более 50%
15 000 руб.
2-10% превышения нагрузки 20 000-25 000 руб.
10-20% 30 000-40 000 руб.
20-50% 45 000-50 000 руб.
более 50%
собственник
2-10% превышения нагрузки 100 000-150 000 руб.
10-20% 200 000-250 000 руб.
20-50% 300 000-400 000 руб.
более 50% 400 000-500 000 руб.

Нарушение знака с запретом проезда грузовых автомобилей

Сумма штрафа зависит от города:

  • 5000 рублей — в Москве и Петербурге;
  • 500 рублей — в других городах РФ.

Кто выписывает штраф

Для фиксации нарушения существует два способа: стационарный весовой и передвижной контроль.

Стационарные системы считывают вес автоматически. Для этого автомобилю даже не нужно останавливаться — можно ехать со скоростью до 140 км/ч. Если система заметит перегруз и не найдет в своей базе информации о специальном разрешении, она отправит в ГИБДД данные о перегрузе и фото госномера. Далее инспектор сравнит данные авто с информацией о владельце и выпишет постановление о штрафе.

Мобильные комплексы разворачивают работники Ространснадзора совместно с ГИБДД. Сотрудники надзора проводят проверку, а инспектор выписывает протокол, если есть нарушение. Ространснадзор руководствуется правилами весового контроля.

Как оспорить штраф за перегруз

Оспорить штраф можно, если ошиблась техника или человек:

  • инспектор неверно заполнил протокол, например, не указал класс точности весов или не добавил письменное заключение технического эксперта, который проводил взвешивание;
  • нет сертификата на весы;
  • есть точные данные о том, что перевеса нет — перед отправкой авто с грузом взвешивали.

Подать жалобу придется лично в отдел ГИБДД или по обычной почте. Оформите документ на имя начальника отдела, работник которого оформил штраф. Узнать контакты можно по телефону, указанном на бумажном постановлении. Если бумаги на руках нет — позвоните в городское отделение ГИБДД.

В красной рамке дата постановления

В красной рамке дата постановления

Это пример жалобы в ГИБДД. Ответ дадут в течение 10 дней

Это пример жалобы в ГИБДД. Ответ дадут в течение 10 дней

Где посмотреть штрафы за перегруз грузового автомобиля

Для отслеживания водительского штрафа нужны два документа — свидетельство о регистрации ТС и права. Запишите их номера в нужные строки.

Поле с электронной почтой нужно заполнить, чтобы уведомления о новых штрафах приходили вовремя

Поле с электронной почтой нужно заполнить, чтобы уведомления о новых штрафах приходили вовремя

Сайт Госуслуг. Перед тем как оплатить, необходимо пройти регистрацию на сайте и сделать электронную цифровую подпись. Подпись делают удостоверяющие центры — стоит от 1000 до 6000 рублей, в зависимости от целей.

Как и где оплатить штраф за перегруз



Заполните поля с данными карты — на сайте они не хранятся.


Сайт ГИБДД. Если оплата прошла, платежная система отправит чек на указанную почту.

Нагрузка на ось

Грузоперевозки — неотъемлемый аспект торговых отношений. Если несколько десятков лет назад грузовой транспорт в большинстве своем принадлежал государству, то в современной России им, как правило, владеют физические лица и частные предприниматели.

Эксплуатация данного вида транспорта накладывает на его владельца и водителя строгие требования. Одно из них — разрешенная нагрузка на ось автомобиля и недопущение перегруза.

Разрешенная нагрузка


Осевой нагрузкой называют нагрузку от массы транспортного средства, передаваемую на дорожную поверхность колесами одной оси.

Дороги во время проектирования и строительства рассчитываются на определенную нагрузку.

Следовательно, если на дороге установлена нагрузка не более 10 тонн на ось, превышение показателя будет нарушением. Это связано с тем, что при повышенной нагрузке дорожное полотно быстрее портится.

Именно поэтому во многих населенных пунктах запрещено движение грузовиков (то есть им нельзя въезжать в поселки и т.п.).

В большинстве случаев грузовая платформа (самая тяжелая часть, груз) располагается в задней части автомобиля. Нагрузка на оси может быть неравномерной, но все-таки следует стремиться к тому, чтобы она была максимально одинаковой.

Что это означает

Для каждого грузовика есть разрешенная максимальная осевая нагрузка. Это понятие означает нагрузку от полной массы ТС, приходящуюся на самую нагруженную ось или тележку. Этот показатель указывают на дорожных знаках, которые запрещают проезд по определенным участкам.

Но максимальная нагрузка и разрешенная (допустимая) — это разные вещи. Под разрешенной понимается нагрузка, передаваемая на дорожное полотно колесами одной оси. Этот параметр используется во время проектирования транспорта.

Пример: в ПТС указано, что масса автомашины — 9 тонн, а разрешенная максимальная масса — 25 тонн. Это значит, что перевозить на грузовике можно не более 16 тонн (25-9=16).

Чем регулируются нормы

Контроль за большегрузами производится на основании:

  • Федерального закона №257;
  • Постановления Правительства РФ №227;
  • Штрафы за несоблюдение норм назначаются по КоАП РФ.

Данные акты устанавливают:

  1. Предельно допустимые нагрузки на ось транспортных средств.
  2. Допустимый перегруз.
  3. Правила транспортировки грузов, превышающих разрешенные нормы.
  4. Допустимые массы грузовых ТС с прицепами или без них.

ВАЖНО! Если ТС превышает допустимую массу более чем на 2%, то необходимо иметь разрешение на передвижение. Исключение составляет транспорт Вооруженных Сил РФ. Для получения разрешения перевозчик обязан согласовать маршрут движения и возместить вред (компенсировать), причиняемый дорожному полотну.

Установлены следующие нормы допустимой массы для одиночных грузовиков:

  • двухосные: 18 т.;
  • трехосные: 25 т.;
  • четырехосные: 32 т.;
  • 5-ти и более: 38 т.
  • трехосные: 28 т.;
  • четырехосные: 36 т.;
  • пятиосные: 40 т.;
  • 6-ти и более: 44 т.

Чтобы перевезти свыше установленного, нужно получить разрешение. Оно выдается на срок до трех месяцев.

На какие автомобили распространяется

Нормы распространяются на разные виды грузовых автомобилей: на автопоезда и одиночные авто. Одиночный грузовик — это неделимый транспорт без прицепа или полуприцепа (например, самосвал). Автопоезд — это два или более сочлененных ТС (прицепов, полуприцепов). Автопоезда также делятся на две категории: седельные (седельный тягач + полуприцеп) и прицепные (грузовик +прицеп(ы)).

Кем проверяется


Проверку проводит инспектор ГИБДД на специальных постах весового контроля: они бывают передвижными и стационарными.

Если масса грузовика с грузом составляет более 80 тонн, то инспекция составляет специальный маршрут, с учетом допустимости проезда по особым участкам трассы и мостам (а также иным дорожным сооружениям). Перегруженный транспорт хуже поддается маневрированию, поэтому он представляет повышенную опасность как для водителя, так и для других участников дорожного движения.

Как правильно рассчитать нагрузку

Нагрузка рассчитывается по двум параметрам:

  • по весу транспортного средства;
  • по нагрузке оси.

Масса ТС (снаряженная или полная) и нагрузки его оси связаны соотношением: Мтс = Нпо + Нзо, что означает Масса ТС = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю ось. Эта формула применяется к двухосному транпсорту. Для трехосного есть другая: Мтс = Нпо + Нзт (нагрузка на заднюю тележку).

Узнать нагрузку, имея вес машины, прицепа и груза будет сложнее. Для этого нужно действовать по следующему алгоритму:

ВНИМАНИЕ! Любой расчет будет приблизительным, а не точным.

Существующие виды весового контроля

Весовой контроль бывает двух видов (то есть производится двумя способами):

  • Динамический. Автотранспорт движется в определенном месте, которое оснащено специальными датчиками, со скоростью не более 5 км/ч. Погрешность измерения динамическим способом может составлять до 3%;
  • Статический. Измерения берутся после полной остановки транспортного средства. Такой способ более точно определяет параметры.

Какая максимальная нагрузка на ось грузового автомобиля в России

В России законодательно приняты следующие показатели максимальной нагрузки на ось грузового транспортного средства:

Расположение осей транспортного средства Расстояние между сближенными осями (показатели в метрах) Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси (тонн)
для дорог, рассчитанных на нагрузку
6 тонн
на ось
для дорог, рассчитанных на нагрузку
10 тонн
на ось
для дорог, рассчитанных на нагрузку
11,5 тонн
на ось
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) свыше 2,5 м 5,5 (6) 9 (10) 10,5 (11,5)
Двухосная группа до 1 м 8 (9) 10 (11) 11,5 (12,5)
свыше 1 м до 1,3 м 9 (10) 13 (14) 14 (16)
свыше 1,3 м до 1,8 м 10 (11) 15 (16) 17 (18)
свыше 1,8 м до 2,5 м 11 (12) 17 (18) 18 (20)
Трехосная группа до 1 м 11 (12) 15 (16,5) 17 (18)
свыше 1 м до 1,3 м 12 (13) 18 (19,5) 20 (21)
свыше 1,3 м до 1,8 м 13,5 (15) 21 (22,5 ) 23,5 (24)
свыше 1,8 м до 2,5 м 15 (16) 22 (23) 25 (26)
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) до 1 м 3,5 (4) 5 (5,5) 5,5 (6)
свыше 1 м до 1,3 м 4 (4,5) 6 (6,5) 6,5 (7)
свыше 1,3 м до 1,8 м 4,5 (5) 6,5 (7) 7,5 (8)
свыше 1,8 м до 2,5 м 5 (5,5) 7 (7,5) 8,5 (9)
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) до 1 м 6 9,5 11
свыше 1 м до 1,3 м 6,5 10,5 12
свыше 1,3 м до 1,8 м 7,5 12 14
свыше 1,8 м до 2,5 м 8,5 13,5 16

Большое значение имеет то, по какому маршруту будет следовать грузовик, поскольку дорога рассчитана на определенную нагрузку. Например, где-то может быть запрещено движение тяжеловесного ТС.

Какая нагрузка разрешена за рубежом

В каждой стране приняты свои нормы. Примеры допустимой массы (для двухосных авто):

  1. Болгария — 16 т.
  2. Венгрия — 20 т.
  3. Германия — 18 т.
  4. Ирландия — 17 т.
  5. Великобритания — от 16 т до 26 т.
  6. Франция — 19 т.
  7. Греция — 18 т.
  8. Нидерланды — 21,5 т.
  9. Польша — 16 т.

Для трех, четырех и более -осных транспортных средств, соответственно, показатели выше.

В большинстве стран Европы максимальный вес для неведущей оси составляет 10 тонн. Однако, это не отменяет того факта, что при выезде за территорию Российской Федерации нужно изучать требования к перевозчикам грузов.

Поскольку везде разные правила, грузоперевозчикам, работающим за территорией России, следует внимательно изучать нормы, принятые в других государствах. Штрафы за пределами РФ будут назначаться не в рублях, а в евро, долларах и других единицах. Помимо этого, грузоперевозчика могут внести в черный список и тогда дорога в другое государство со своим грузом будет закрыта.

Штрафы за нарушение норм


Важными пунктами являются:

  1. Ответственность ИП в большинстве случаев приравнена к ответственности юридических лиц, а это значит, что размер штрафов для ИП существенно увеличен.
  2. Ответственность водителей. При перегрузе в 20% и более водителю грозит лишение прав, а собственник заплатит немалый штраф.
  3. Если перегруз составляет от 10% до 20%, то будет наложен штраф: для водителя — 3-4 тысячи, для должностного лица — 25-30 тысяч, для юридического лица и ИП — до 300 тысяч рублей. При автоматической фиксации правонарушения штраф получит собственник — взыскание может достигать трехсот тысяч рублей.
  4. Перегруз от 2% до 10% наказывается следующим образом: для водителя — 1500 рублей, для должностного лица — 10-15 тысяч, для юридического лица и ИП — 100-150 тысяч рублей. При автоматической фиксации — штраф 150 000 собственнику грузового ТС.
  5. Ответственность грузоотправителей. Грузоотправителю грозит штраф за неуказание в накладной номера, даты и срока разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также маршрута перевозки этого груза.
  6. Возникновение ответственности на этапе загрузки автомобиля, то есть за перегруз ИП или юридическое лицо будет оштрафовано. Для юридического лица штраф составит 250-400 тысяч рублей, а для ИП 80-100 тысяч рублей.
  7. Возникновение ответственности за правонарушение и штрафы. Штраф зависит от размера превышения допустимой массы.

Это неполный перечень штрафных взысканий. Ответственность предусмотрена по статье 12.21.1 КоАП РФ.

Читайте также: