Сколько российских паспортов выдано

Обновлено: 28.05.2024

Паспорт гражданина РФ не является бессрочным документом. За свою жизнь, его придется сменить минимум три раза по достижению определенного возраста. Есть и другие случаи, которые могут сократить срок паспорта РФ, прервать его действия и потребовать его замены.

Когда паспорт приходит в негодность

Есть ряд причин, которые сокращают срок действия паспорта РФ. Они отражены в двух документах:

Замена паспорта по достижении определенного возраста

Законом установлены три возраста, в которых необходимо произвести плановые получение или замену удостоверения личности. Срок действия паспорта гражданина:

  • от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;
  • от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;
  • от 45 лет — бессрочно.

Замена паспорта после утери или кражи

В этом случае, следует незамедлительно обратиться в органы внутренних дел с заявлением об утере или краже вашего документа. Это поможет вам доказать свою невиновность в тех ситуациях, когда вашим паспортом воспользовался мошенник, оформив на него кредит или открыв на него компанию по обналичиванию денежных средств. Благодаря вашему заявлению в полицию, вы сможете доказать свою невиновность в подобных случаях.

Изменение персональных данных

Если гражданин изменяет фамилию, имя или отчество, его текущий паспорт перестает действовать. Чаще всего это случается в связи с браком, либо разводом. Впрочем, россияне имеют право в любой момент поменять свою фамилию, имя или отчество на другие. Также действие удостоверения личности прекращается если были внесены изменения в дату или место рождения.

Кроме этого, если человек сменил пол или изменил свою внешность до неузнаваемости по фотографии, вклеенной в документ, документ также следует заменить.

Истечение срока действия из-за ошибок

Бывает, что паспорт оказывается выдан с ошибками в персональных данных, указанных в нем. Такой документ считается недействительным и подлежит обязательной замене. Любопытно, что многие люди могут годами пользоваться таким паспортом, не замечая ошибки.

Посторонние надписи

Закон содержит однозначную позицию. При появлении в паспорте посторонних записей, не соответствующих закону, документ сразу становится недействительным. Поэтому лучше не давать его детям, равно как и вносить туда посторонним людям какие-либо отметки.

Куда обращаться для замены документа

Если действие удостоверения личности закончилось в связи с окончанием срока действия или по любой другой причине, получить новый паспорт можно одним из следующих способов:

  1. Обратиться в отделение по вопросам миграции МВД. Это подразделение занимается выдачей паспортов. Подать заявление на замену можно находясь в любом городе страны, независимо от вашей прописки и тому, где вам выдавали документ в прошлый раз. Однако стоит отметить, что быстрее всего вам сделают новое удостоверение личности при обращении в отделение МВД по месту регистрации.
  2. Оформить документ через МФЦ. Вы можете обратиться за заменой паспорта в любой многофункциональный центр. Посещать органы МВД в этом случае вам не придется. И принятие заявления, и выдача готового документа произойдет в МФЦ.
  3. Подать заявление через Госуслуги. После окончания действия вашего удостоверения личности, вы можете подать заявление о замене через Госуслуги. А затем забрать готовый документ в отделении МВД.

Как сделать новый паспорт

1. Заполните заявление

Для начала необходимо заполнить заявление по форме 1П. Это можно сделать как на компьютере, так и при помощи шариковой ручки черного цвета.

образец заполнения заявления по форме 1П

2. Сделайте фотографии

Вам понадобится сделать две фотографии 3,5 x 4,5 сантиметра. А если вы планируете заказать себе временное удостоверение личности, которое выдается на время изготовления паспорта, то вам понадобится три фотографии.

образец фотографии на паспорт

3. Оплатите госшпошлину

Стандартная госпошлина равна 300 рублей. Исключение составляет досрочная замена паспорта, в тех случаях, когда он был потерян или поврежден. В этих случаях, размер госпошлины составит 1500 рублей. В случае, если паспорт был поврежден или утерян в результате чрезвычайного происшествия, госпошлина за его замену не взымается.

Сформировать квитанцию для оплаты госпошлины можно на сайте МВД здесь. При оформлении этого же документа через Госуслуги, вы сможете сделать это со скидкой в 30%.

4. Соберите все документы и подайте заявление на замену

Полный комплект документов для подачи заявления на замену выглядит так:

Сроки изготовления

Если вы будете оформлять паспорт по месту своей регистрации, то это займет 10 дней. Если вы обратитесь в отделение МВД не по своей прописке, срок выдачи документа составит 30 дней.

Сколько времени дается на замену и штрафы

Если срок действия вашего удостоверения личности истек, следует как можно скорее всего заменить. По действующему законодательству, лица, проживающие без действительного документа, удостоверяющего личность, наказываются штрафом от 2000 до 5000 рублей.

Подать заявление на замену паспорта необходимо в срок не позднее 30 дней с момента окончания его срока действия.

Получение паспорта РФ после получения гражданства РФ в 2021 году

Завершающим этапом натурализации иностранца в России является оформление внутреннего национального удостоверения личности. Именно получение паспорта после присяги на гражданство РФ превращает лицо в полноценного гражданина со всеми вытекающими обязанностями, социальными, личностными и другими правами.

Сроки получения паспорта РФ после получения гражданства

Сроки получения паспорта РФ после получения гражданства

Срок получения паспорта РФ — 10 дней.

Период, в течение которого необходимо подать документы для оформления удостоверения личности, законодательно не регламентирован. В некоторых миграционных подразделениях МВД это можно сделать сразу же после принесения присяги, буквально в тот же день. В других мигранта могут пригласить для подачи пакета документов через несколько дней или даже недель.

А вот сроки получения паспорта РФ после получения гражданства четко прописаны в соответствующем Приказе МВД. Они составляют:

  • 10 дней с момента подачи документов – для тех, кто оформлял подданство в России;
  • 30 дней с момента подачи документов – для лиц, получавших гражданство в российском дипломатическом представительстве на территории другого государства;
  • 30 дней с момента подачи документов – для тех, кто оформляет паспорт не по месту регистрации, то есть, фактически, при ее отсутствии.

Следует знать: мигрант может попросить выдать ему временное удостоверение личности гражданина России, которое будет действовать на протяжении всего времени оформления паспорта. Никаких дополнительных документов предоставлять для этого не нужно. Понадобится лишь дополнительное фото и устное заявление. Отказать в такой просьбе сотрудники МВД не имеют права.

Как получить паспорт после получения гражданства РФ?

Как получить паспорт после получения гражданства РФ?

Оформить паспорт можно только посредством посещения структурного подразделения МВД.

Новоиспеченный россиянин должен предоставить сотруднику этой организации следующие документы:

  • заявление установленной формы № 1П, которое заполняется вручную либо на компьютере. Бланк можно взять у сотрудника МВД, скачать и распечатать на официальном сайте организации или найти на тематических сайтах в интернете. Если заявитель по каким-либо причинам (обычно связанным со здоровьем) не может заполнить бланк самостоятельно, принимающему документы инспектору разрешено (но не обязывает!) сделать это собственноручно;
  • национальный документ, удостоверяющий личность. Это может быть внутренний или иностранный паспорт страны предыдущего гражданства, удостоверение личности лица без гражданства и некоторые другие;
  • свидетельство о рождении. Если оно утеряно, необходимо взять в органе ЗАГС по месту рождения заявителя соответствующую справку. В исключительных случаях паспорт может быть выдан на основании свидетельства о браке;
  • черно-белые или цветные фотоснимки размером 35х45 мм, отпечатанные на матовой фотобумаге;
  • квитанцию, подтверждающую уплату государственной пошлины. Ее размер в 2022 году составляет 300 рублей.

Дополнительно предоставляются документы, подтверждающие семейное положение, свидетельства о рождении детей младше 14 лет и документы о воинском учете страны, в которой ранее проживало обращающееся лицо.

Важно: все документы на паспорт после получения гражданства РФ, заполненные на иностранном языке, необходимо русифицировать. Перевод должен заверить нотариус.

Какие неурядицы могут возникнуть при получении внутреннего российского паспорта?

Если отбросить надуманные проблемы, вызванные по большей части недопониманием между сотрудником и заявителем, а также хронические задержки по срокам, из реальных несостыковок можно выделить две наиболее часто встречающиеся.

На практике нередко получается следующим образом: гражданину выдают документ без отчества и предлагают в дальнейшем заменить его на паспорт, в котором будут указаны полные ФИО. Такой алгоритм мало того, что не логичен, но, с ноября 2017 года, после обновления Регламента выдачи и замены паспортов, еще и не законен. По российскому законодательству компетентные лица обязаны с первого раза выдать паспорт, в который будет внесена максимально полная информация, в том числе, и отчество. Так что соискатель может смело требовать от чиновников выполнения этой нормы.

Вторая проблема – смена фамилии в процессе прохождения натурализации. Пример: женщина подавала документы на гражданство под одной фамилией, но, пока принималось решение по ее вопросу, вышла замуж и взяла фамилию мужа. В этом случае паспорт заполняется на основании наиболее актуальных персональных данных, в частности, указанных в свидетельстве о браке. То есть, требование вначале получить паспорт на ту же фамилию, на которую предоставлялось гражданство, а затем переоформить документ на новую, является однозначно неправомерным.

Это не так: такие удостоверения личности не изымались у граждан и ранее, просто считались недействительными. Однако с 2020 года выход из предыдущего подданства перестал быть обязательным условием для натурализации в России. У таких граждан продолжают действовать оба паспорта. А вот временное удостоверение личности, если заявитель получал его, после выдачи паспорта придется сдать.

Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.

До конца 2021 года в России появятся аналоги бумажных паспортов - смарт-карты, заявил в интервью телеканалу "Россия 24" глава минцифры Максут Шадаев. При этом отмены бумажных паспортов не произойдет: россияне смогут выбрать наиболее удобный для себя вариант. По мнению экспертов, для большинства замена бумажного паспорта на цифровой не станет проблемой, но важно решить вопрос с безопасностью данных и инфраструктурой.

"Смарт-карту можно положить в кошелек, она не портится, при посещении МФЦ можно будет приложить цифровой паспорт к считывателю, и все данные будут загружены. Но у нас не стоит задачи отказаться от бумажного паспорта. Принято решение не делать это обязательным: те люди, которые будут готовы поменять бумажный паспорт на смарт-карту, смогут это сделать, но обязаловки нет", - заявил Шадаев.

Фото: Михаил Почуев / ТАСС

В МВД планируют, что выдача паспортов с электронным носителем (ПЭН) стартует с Москвы, срок начала действия программы - 1 декабря 2021 года. Что касается других регионов, это будет зависеть от технической готовности. При этом крайний срок, когда цифровые паспорта должны стать доступны всем россиянам - 1 июля 2023 года.

В пресс-службе департамента информационных технологий Москвы подтвердили, что минцифры совместно с правительством Москвы и федеральными органами исполнительной власти, участвующими в проекте, в том числе регуляторами в области защиты информации, занимаются детальным проектированием и разработкой программно-технических решений, необходимых для внедрения электронного паспорта. Одновременно ведется и проработка нормативно-правовой базы.

В пресс-службе департамента отметили, что для правительства Москвы перевод госуслуг и сервисов в электронную форму - одна из стратегических задач. "Более 380 городских услуг и сервисов можно получить удаленно без посещения МФЦ или органа власти. Это экономит время горожан, избавляет их от личного посещения органов власти и сбора бумажных документов, - сообщили "РГ". - В то же время есть услуги, которые без предъявления документа, удостоверяющего личность, и рукописной подписи, оказать невозможно. Для их получения необходим личный визит. Электронный паспорт помимо удостоверения личности будет иметь возможность электронной подписи, что снимет эти ограничения и позволит перевести еще большее число важных для жителей услуг в дистанционную форму".

После запуска программы россияне смогут оформить документ на выбор - либо привычный бумажный паспорт, либо электронный. Прежде чем получить паспорт с электронным носителем, человека сфотографируют и возьмут у него отпечатки пальцев на обеих руках. В остальном выдача электронного паспорта не будет отличаться от той, что сейчас сопровождает оформление бумажного документа.

Внешне цифровой паспорт будет представлять собой пластиковую карточку, похожую на банковскую. Смарт-карта будет отечественного производства. На ней разместят привычные данные: регистрация по месту жительства, год и место рождения, семейное положение, сведения о детях и т.д. Данные можно будет считать с помощью специального мобильного приложения. В МВД отмечают, что электронный носитель снабдят повышенными средствами защиты, в том числе криптографическими. В микросхему такого документа поместят персональные и биометрические данные гражданина, а также персональную подпись владельца (по желанию). С юридической точки зрения пластиковые паспорта будут приравнены по статусу к действующим бумажным.

Электронный паспорт будет документом для внутреннего пользования - выехать по нему за границу не получится. При этом есть оговорка: границы тех стран, которые сейчас пускают граждан России по внутреннему паспорту (например, Армении или Беларуси), можно будет пересечь по электронному документу.

"Замена бумажного паспорта не должна вызывать дополнительные неудобства для россиян в виде новых карт и т.д", - считает руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково-РЭШ" Егор Кривошея. Но в цифровых каналах необходимо сохранить баланс между удобством и безопасностью, подчеркнул эксперт.

"Вслед за людьми в онлайн перемещаются мошенники, - указывает сооснователь и генеральный директор CloudPayments Дмитрий Спиридонов. - Поэтому возникает резонный вопрос сохранности данных электронных паспортов: как это будет организовано, что делать гражданам в случае массовой утечки данных, как будет подтверждаться подлинность новых паспортов".

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Читайте также: