Сколько раз можно переводиться из вуза в вуз с сохранением отсрочки

Обновлено: 19.04.2024

В то же время право студентов на переход с платного обучения на бесплатное в Законе № 273-ФЗ все же закреплено. Переход с платного обучения на бесплатное упоминается в перечне академических прав обучающихся (подп. 14 п. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ). Причем такой переход возможен в случаях и в порядке, которые предусмотрены Минобрнауки России.

Таким образом, образовательная организация может устанавливать порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное только в соответствии с порядком, утвержденным Минобрнауки России.

А как быть, если в уставе учреждения уже прописан такой порядок и он отличается от того, что утвержден Минобрнауки России? Придется вносить изменения в устав.

Рекомендуем порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное закрепить отдельным локальным нормативным актом образовательной организации (например, положением). Также будет не лишним ввести соответствующий пункт (или ссылку на свое внутреннее положение) в типовой договор на оказание платных образовательных услуг, на основе которого учебное заведение разрабатывает тексты рабочих коммерческих договоров со студентами (их представителями).

В чем заключается процедура перевода

Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное утвержден приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443 (далее – Порядок ). Документ вступил в силу с 1 сентября 2013 года одновременно с новым законом об образовании. Порядок распространяется в том числе на иностранных граждан, которые в соответствии с законодательством РФ вправе обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Переход с платного обучения на бесплатное возможен при наличии свободных бюджетных мест. Количество таких мест определяет сама образовательная организация не менее двух раз в год (по окончании семестра). Оно равно разнице между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся по определенной образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.

Сроки подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное определяются учебным заведением самостоятельно.

При этом необходимо соблюдать поставленный законом об образовании во главу угла принцип открытости системы образования (ст. 29 Закона № 273-ФЗ). В данном случае он заключается в обязанности образовательной организации обнародовать сведения о количестве вакантных бюджетных мест для перехода с платного обучения на бесплатное, а также информацию о сроках подачи обучающимися заявлений о таком переходе. Эти данные размещаются в том числе на официальном сайте образовательной организации в интернете.

Сейчас действуют Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582.

Согласно пункту 7 Порядка, для решения вопросов о переходе обучающихся с платного обучения на бесплатное учебное заведение создает специальную комиссию. При принятии решений она должна учитывать мнение представителя студенческого совета. Состав, полномочия и порядок деятельности комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.

Материалы в комиссию направляют структурные подразделения учебного заведения, принявшие заявления студентов о переходе на бесплатное обучение.

Кого переводят на бюджетные места

Для получения студентом, обучающимся на коммерческой основе, права на переход с платного обучения на бесплатное он на момент подачи заявления не должен иметь академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения. Кроме того, должно выполняться одно из следующих условий (п. 6 Порядка):

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

Выполнение указанных условий учитывается комиссией при рассмотрении заявлений обучающихся следующим образом.

Далее приоритеты ранжируются по правилам пункта 11 Порядка. Он заключается в следующем. Если на одно вакантное бюджетное место претендуют два и более кандидатов одной очереди, то предпочтение оказывается:

  • в первую очередь – обучающимся, имеющим более высокие результаты по итогам промежуточной аттестации двух семестров, предшествующих подаче заявления о переходе с платного обучения на бесплатное;
  • во вторую очередь – обучающимся, имеющим особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации.

При наличии двух и более кандидатов первой очереди, определенной по критериям пункта 11 Порядка, приоритет отдается тем из них, у кого лучшие результаты по критериям второй очереди.

Как оформляется решение о переводе

Кандидат на переход с платного обучения на бесплатное должен подать заявление на имя руководителя образовательной организации. К заявлению он должен приложить следующие документы (при необходимости):

б) подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (при наличии).

По итогам рассмотрения заявления (с приложенными документами) комиссия принимает одно из двух решений: о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное или об отказе в таком переходе. Протокол заседания комиссии размещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в интернете.

Переход с платного обучения на бесплатное оформляется распорядительным актом образовательной организации. Он издается руководителем или уполномоченным им лицом не позднее 10 календарных дней с даты принятия комиссией решения о таком переходе.

Как расторгается договор о платном обучении

Вполне очевидно, что после перехода студента-контрактника на бесплатное обучение нужно что-то делать с его договором на платное обучение и внесенным по этому договору авансом за следующий семестр (при наличии). К сожалению, Порядок на сей счет не содержит никаких указаний.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 54 Закона № 273-ФЗ основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре. Такими основаниями могут быть, к примеру: просрочка оплаты по договору, невозможность надлежащего исполнения обязательства по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося (п. 7 ст. 54 Закона № 273-ФЗ).

Возможность расторжения договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования по соглашению сторон предусмотрена, в частности, в примерной форме такого договора, предложенной приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. № 3177.

Обратимся к Методическим рекомендациям по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования, приведенным в письме Минобразования России от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 . В разделе 3 Методических рекомендаций среди сведений, включаемых в договор, указаны в том числе стоимость обучения, порядок оплаты, а также возможность возврата денег с удержанием из них фактически затраченных.

В Методических рекомендациях также говорится, что к условиям договоров, противоречащим законодательству, относится, в частности, условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги. Ровно как и условие о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании статьи 782 Гражданского кодекса РФ (односторонний отказ потребителя), а также установление штрафа за такой отказ.

Начнем с простого – школа. Средний возраст выпуска из школы – 17 лет. Однако ситуации бывают разные, случается, что молодой человек достигает 18 лет, еще учась в школе. Здесь все легко – школьников не призывают. Более того, отсрочка дается не только на период учебы, но и до 1 октября года выпуска. Это позволяет выпускнику продолжить образование.

Чтобы все было законно и без нервотрепки, нужно принести в военкомат справку из школы, которая подтвердит, что молодой человек действительно проходит здесь обучение. Документ должен быть составлен по установленному образу, заверен и подписан.

Отсрочка от армии колледже и техникуме

Дает ли право на отсрочку учеба в средне специальном учебном заведении? Можно ли получить вторую отсрочку по окончании колледжа?

Поступили в колледж или в техникум с государственной аккредитацией? Примите наши поздравления, ведь теперь вам положена отсрочка!

Чтобы все прошло гладко, не забудьте взять справку, которая подтвердит, что вы действительно зачислены, и занесите ее в военкомат. Помните, воспользоваться такой отсрочкой можно лишь раз.

Нас часто спрашивают, можно ли, закончив колледж, поступить сразу в другой и получить новую отсрочку? Нет, такое невозможно. Если вы хотите продолжать учиться дальше, придется сначала отслужить.

Отсрочка от армии универе

Как правильно выбрать ВУЗ, чтобы получить отсрочку от армии? Сохраняется ли отсрочка в случае отчисления?

При поступлении в ВУЗ с гос.аккредитацией на очную форму предоставляется отсрочка от армии. Право сохраняется, даже если ВУЗ переходит на дистанционное обучение вследствие неблагоприятной эпидемиологической ситуации. На заочной и вечерней форме отсрочка не предоставляется.

Чтобы воспользоваться правом на отсрочку, достаточно взять в ВУЗе справку о том, что вы действительно там учитесь. Этот документ нужно предоставить в военкомат. Это важно! Именно военкомат предоставляет отсрочку. ВУЗ, в котором вы учитесь, не будет заниматься решением этих вопросов за вас. Рекомендуем не пускать это на самотек, если не хотите проблем с военкоматом.

Отсрочка от армии для учебы в магистратуре

Предоставляется ли отсрочка от армии для учебы в магистратуре, и какие документы для этого понадобятся

Магистратура — это одна из ступеней высшего образования, которая идет сразу после бакалавриата. Обучение в магистратуре позволяет получить более углубленные знания в выбранной области. Помимо этого, обучение на магистра дает и еще одно важное преимущество – отсрочку от армии.


Для того чтобы получить отсрочку, нужно поступить в магистратуру сразу после окончания учебы в бакалавриате. Подчеркнем, что обучение должно быть очным, а ВУЗ обязательно должен иметь государственную аккредитацию. Одного лишь факта поступления, конечно, недостаточно. Военкомат требует документального подтверждения. Для этого понадобятся:

справка формы приложение №2, выданная образовательным учреждением;
копия диплома бакалавра.

Возникает логичный вопрос, а можно ли получить отсрочку от армии для учебы во второй магистратуре, отсрочив тем самым время призыва в армию? Увы, нет. Законодатель не предусматривает такую возможность. Однако это не значит, что после магистратуры призывник обязательно отправится на службу. Есть возможность снова получить отсрочку, поступив в аспирантуру.

Отсрочка от армии для учебы в аспирантуре

Аспирантура – это форма подготовки кадров, которую выбирают люди, решившие связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием. Особенностью обучения в аспирантуре является возможность получения отсрочки от армии.


Развитие науки и подготовка ценных кадров – приоритет для нашего государства, поэтому после завершения обучения в аспирантуре предоставляется отсрочка на один год для подготовки и защиты диссертации. Таким образом, период, в течение которого военкомат не будет тревожить аспиранта, составляет 3 года обучения и 1 год для подготовки к защите.

Кроме того, успешно защитившиеся аспиранты получают ученую степень и становятся научными сотрудниками. Им независимо от возраста предоставляется бессрочная отсрочка.

Для получения отсрочки нужно поступить в аспирантуру сразу после получения высшего профессионального образования. Как и в случае с магистратурой, обучение должно быть очным, а программа обучения должна пройти государственную аккредитацию.

Военкомат потребует документального подтверждения факта поступления в аспирантуру. Для этого нужно получить:

  • справку формы приложение №2, выданную образовательным учреждением;
  • копию диплома о высшем профессиональном образовании;
  • копию аккредитации.

Помните, что аспирантов, не сумевших защитить диссертацию, могут призвать в армию на законных основаниях.

Отсрочка от армии во время академического отпуска

Вынуждены взять академический отпуск, но боитесь потерять отсрочку от армии? Узнайте, как сохранить право на отсрочку даже в академ. отпуске

Академический отпуск — это освобождение от занятий, которое может получить студент для решения внезапно возникших проблем. Не стоит переживать – отсрочка от армии сохраняется, поэтому вы можете спокойно написать заявление на имя ректора вашего ВУЗа о предоставлении вам временного освобождения от посещения занятий.


Важный момент! Для того чтобы не потерять отсрочку, вы должны взять академический отпуск на срок, не превышающий один год с тем, чтобы общий срок обучения в ВУЗе увеличился не более, чем на один год. Если это условие выполнено не будет, отсрочку от армии вы потеряете.

Еще один нюанс, о котором не знают многие студенты. При выходе из академического отпуска нужно соответствующее документальное оформление. Нельзя просто начать ходить на лекции. Ректорат может об этом и не знать, отчислив вас из ВУЗа. Напишите заявление о выходе на учебу. Так вы сможете избежать проблем и не потерять отсрочку.

Популярные вопросы от призывников

Мы ответили на 6 самых частых вопросов касательно этой темы

Можно ли получить вторую отсрочку по учебе?

Сохраняется ли отсрочка при переводе на другую программу в этом же ВУЗе?

Сохраняется ли отсрочка при переводе в другой ВУЗ?

Сохраняется ли отсрочка у восстановившегося аспиранта?

Право на отсрочку теряется, если отчисление было произведено по инициативе образовательного учреждения.

Можно ли взять академ.отпуск, чтобы отслужить в армии?

Да, для этого нужно обратиться в военкомат, получить повестку на отправку и подать заявление в ВУЗ для предоставления академ.отпуска, приложив к нему копию повестки.

Я потерял право на отсрочку по учебе. Теперь меня точно заставят служить?

Не обязательно. В нашей практике есть много случаев, когда после потери права на отсрочку призывник прошел все призывные мероприятия, получил военный билет с нашей помощью и продолжил учебу.

Мнение эксперта

Усманова Ирина

Стаж работы: 12 лет

По вопросам, связанным с переводом и восстановлением в число студентов РГСУ, Вам необходимо обратиться к сотрудникам Отдела централизованного деканата.

Прием документов на бюджетную основу обучения осуществляется с 13 августа по 13 сентября

Прием документов на перевод из другой образовательной организации в РГСУ на бюджетную основу обучения осуществляется с 06 сентября по 13 сентября.

Основные направления деятельности Отдела централизованного деканата

1. Комплект документов, необходимый для перевода:

- Справка о периоде обучения (в которой указывается уровень образования, на основании которого поступил обучающийся для освоения соответствующей образовательной программы, перечень и объем изученных учебных предметов, курсов, дисциплин, пройденных практик, выполненных научных исследований, оценки, выставленные исходной организацией при проведении промежуточной аттестации);

- Справка, подтверждающая факт обучения студента в настоящее время.

- По результатам предоставления вышеуказанных документов сотрудниками централизованного деканата заполняется соответствующее заявление и передается претенденту на подпись, составляется лист учета разницы учебных планов (если академическая разница учебных планов превышает 12 дисциплин и сумму перезачтенных дисциплин больше 50 %, то перевод невозможен).

В случае, если у исходной образовательной организации нет государственной аккредитации (лишение/приостановление) необходим официальный запрос ректора исходной организации ректору РГСУ "О переводе для продолжения обучения по основной профессиональной образовательной программе".

После положительного ответа подается комплект документов на рассмотрение.

2. Порядок рассмотрения

Комплект документов рассматривается на заседании Учебно-методического совета.

В случае положительного решения РГСУ выдает претенденту справку установленного образца с приложением и лист учет разницы учебных планов.

Студент представляет указанную справку в исходное учебное заведение, в котором он обучается с письменным заявлением об отчислении в связи с переводом.

Исходная организация в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления об отчислении издает приказ об отчислении обучающегося в связи с переводом в другую организацию. И выдает выписку из приказа об отчислении в связи с переводом, из личного дела студента извлекается и выдается ему документ об образовании, на основании которого он был зачислен в вуз (при наличии в исходной организации указанного документа).

Студент представляет данные документы в РГСУ, после чего с ним заключается договор об оказании платных образовательных услуг. Приказ о зачислении в порядке перевода издается после факта подтверждения оплаты.

До получения документов ректор принимающего вуза имеет право допустить студента к занятиям своим распоряжением.

Комплект документов для перевода:

  1. Копия паспорта;
  2. По результатам предоставления вышеуказанных документов сотрудниками централизованного деканата заполняется соответствующее заявление и передается претенденту на подпись, составляется лист учета разницы учебных планов.

Весь этот комплект документов рассматривается на заседании Учебно-методического совета.

Комплект документов для перевода:

1. Копия паспорта;

2. По результатам предоставления вышеуказанных документов сотрудниками централизованного деканата заполняется соответствующее заявление и передается претенденту на подпись, составляется лист учета разницы учебных планов.

Весь этот комплект документов рассматривается на заседании Учебно-методического совета.

Комплект документов для перевода:

1. Копия паспорта;
2. По результатам предоставления вышеуказанных документов сотрудниками филиала заполняется соответствующее заявление и передается претенденту на подпись, составляется лист учета разницы учебных планов.

Весь этот комплект документов рассматривается на заседании Учебно-методического совета.

Комплект документов для перевода:

1. Копия паспорта;

2. По результатам предоставления вышеуказанных документов сотрудниками централизованного деканата заполняется соответствующее заявление и передается претенденту на подпись, составляется лист учета разницы учебных планов.

Весь этот комплект документов рассматривается на заседании Учебно-методического совета.

График приема студентов для перевода/восстановления/восстановления и перевода

Комплект документов для восстановления:

1. Копия паспорта;

2. Справка об обучении (академическая справка) (если выдавалась при отчислении);

3. Документ о предыдущем образовании (оригинал указанного документа или его копия, заверенная в установленная порядке, или его копия с предъявлением оригинала для заверения копии принимающей организацией);

4. По результатам предоставления вышеуказанных документов сотрудниками централизованного деканата заполняется соответствующее заявление и передается претенденту на подпись, составляется лист учета разницы учебных планов.

Весь этот комплект документов рассматривается на заседании Учебно-методического совета.

Нормативные документы, регламентирующие порядок перевода и восстановления студентов

Отдел централизованного деканата

  • на осенний семестр с 01 августа по 31 августа
  • на весенний семестр с 15 января по 15 февраля.​

График приема студентов для перевода/восстановления/восстановления и перевода:


Если вы вдруг поняли, что с первого раза выбрали не тот вуз, ничего страшного. Расскажу особенности поступления в вуз во второй раз.

С точки зрения нормативки нет термина “перепоступление”, так что давайте внесем ясность, что я точно имею в виду. Перепоступление — это отчисление из одного вуза на любом курсе и поступление в другой вуз заново. Перепоступление не равно переводу из вуза в вуз. О нем я писала отдельно.

И хоть эта тема, возможно, никогда вас не коснется, если вы это читаете, то почему-то она вам интересна. А мне интересно все, что связано с поступлением. Так что давайте разберем и этот процесс.

Отдельно подчеркну, что данный процесс описывает процедуру перепоступления без Особенностей приема в вузы, Особенностей проведения ГИА и т.д. На данный момент мы не знаем, будут ли они приняты на 2022/23 год.

Нужно ли писать еще раз итоговое сочинение?

Хоть оно уже прошло, но все равно отвечу. Такого требования нет.

ИС является допуском к государственной итоговой аттестации, а не допуском к ЕГЭ. п. 10 Порядка проведения ГИА

То есть, чтобы получить аттестат о среднем общем образовании нужно написать ИС. Аттестат у вас уже есть, поэтому писать заново ИС нет необходимости.

Зачем это все же можно сделать. Если вуз, куда вы хотите подать документы, учитывает ИС, например, Институт русского языка им. Пушкина в Москве за него дает аж до 10 баллов, то (если вы думаете, что новое сочинение напишите лучше) вы можете заново написать ИС.

Нужно ли заново сдавать ЕГЭ?

Опять же по вашему желанию. Есть несколько вариантов:

Если вы поступали по результатам не ЕГЭ, а вступительных испытаний в самом вузе (например, у вас установлена инвалидность), то результаты таких экзаменов действительны лишь в год поступления. В следующем году все экзамены придется сдавать заново.

Для этого на него надо зарегистрироваться. Если в школе с этим было относительно просто, то тут немножко сложнее.

Подача заявления

Сейчас я приведу цитату, а дальше мы ее подробно разберем на части.

Для участия в ЕГЭ лица, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, подают до 1 февраля включительно заявления с указанием выбранных учебных предметов и сроков участия в ЕГЭ в места регистрации на сдачу ЕГЭ, определенные ОИВ. п. 14 Порядка проведения ГИА

Срок подачи заявления на участие в ЕГЭ — до 1 февраля.

Выбранными предметами могут быть любые ЕГЭ (не важно сдавали ли вы их раньше или нет) кроме базовой математики.


Места регистрации на сдачу ЕГЭ в Краснодарском крае в 2022 году

Какие документы понадобятся?

  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Оригинал документа об образовании или его заверенная копия.
  • Если у вас есть ограничения по здоровью, и вы хотите сдавать ЕГЭ в специальных условиях, предусмотренных Порядком, то нужно предоставить копию рекомендаций ПМПК.

Как мне предъявить оригинал аттестата, если он лежит в вузе?

При поступлении в этом году действовали Особенности приема на обучения.

По ним абитуриент при зачислении на бюджет давал обязательство предоставить оригинал в течение первого года обучения. пп. 2, п. 13 Особенностей приема

Если ваш вуз его так и не потребовал, то оригинал должен быть у вас на руках.

Если оригинал все же лежит в вузе, то формально нет проблемы его оттуда забрать навсегда. Неформально — человеческий фактор вам будет мешать. Для этого нужно подать заявление о выдаче оригинала на руки. Форму такого заявления каждый вуз устанавливает самостоятельно. Если ваш вуз утверждает, что может выдать вам заявление только на определенный срок, то он лжет.

Документ об образовании, предоставленный при поступлении в организацию, выдается из личного дела лицу, окончившему обучение в организации, выбывшему до окончания обучения из организации, а также обучающемуся по его заявлению . При этом в личном деле остается заверенная организацией копия документа об образовании. п. 47 Порядка осуществления образовательной деятельности

Приказ, на который я ссылаюсь, утратит силу 01.09.2022. После него вступает в силу приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 №245. В нем есть аналогичный пункт под номером 41.

В какие сроки будет проводиться сдача ЕГЭ?

На момент написания статьи (декабрь 2021 г.) расписание ЕГЭ еще не утверждено.

Подача документов в вуз

Здесь никаких отличий нет. Единственное скажу про сочетание ЕГЭ за несколько лет.

При наличии у вас нескольких действующих результатов вуз автоматически засчитает наилучший из них. Разрешено подавать результаты ЕГЭ за разные года. п. 18 ПП

Нужно ли отчисляться из первого вуза перед подачей документов?

Опять отвечу — по вашему желанию. А как же два раза на бюджете? Это же нельзя?

Давайте разберемся, что именно нельзя.

Нельзя получать второй раз бесплатно образование того же уровня при наличии оконченного высшего образования этого уровня.

В Российской Федерации гарантируются (…) на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые . ч. 3, ст. 5 273-ФЗ
Другими словами: если у вас есть диплом бакалавра, то второй раз получить степень бакалавра можно уже на платной основе. ч. 8, ст. 69 273-ФЗ

А вы на данный момент еще студент любого курса. У вас нет оконченного высшего образования. Таким образом, вы еще не истратили возможность единожды получить высшее образование бесплатно.

Вы можете отчислиться до подачи документов, можете после — когда будете уверены, что точно поступили в новый вуз. А можете и вовсе не отчисляться и попытаться совмещать учебу. Реально ли такое совмещение? На очной форме вряд ли, а, например, очная + заочная — можно попробовать. Но решать не мне.

Если вы решили совмещать два вуза, то обратите внимание на год получения вами диплома о высшем образовании. Когда вы его получите в первом вузе, то во втором вы станете нарушать правило на первое высшее. Этот вопрос решается переходом с бюджетной на платную основу по вашему собственному желанию.

Армия. Потеря отсрочки

Единственный, наверное, неприятный момент для мальчиков — при перепоступлении теряется отсрочка от армии. Если вы ей воспользовались в первом вузе, то при отчислении из него и поступлении в другой вуз снова отсрочку на первом курсе вам не дадут.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз. пп. “а”, п. 2, ст. 24 53-ФЗ

Исключения, описанные этим пунктом, не подходят под ситуацию перепоступления.

Вы можете подписаться мой на канал в телеграме и узнавать о выходе новых статей оттуда.

Если вам нужна индивидуальная консультация по поступлению — см. информацию в профиле.

📌1 день: Что нужно знать выпускнику для планирования поступления на бюджет?

📌2 день: Практикум- вы соберёте всю полезную информацию с сайтов вузов

📌3 день: Узнаете, почему изучение приказов о зачислении даст вам преимущество перед конкурентами

Читайте также: