Сколько получают дотаций из бюджета ес прибалтика

Обновлено: 17.05.2024

Там рассказывалось о добром, тактичном и благородном лосе, который разрешил присесть на своих рогах какой-то букашке, попросившей подвезти её по пути. Но букашке понравилось жить у лося на рогах, и она осталась там, а потом пригласила туда паучка, удода, дятла, белочек, зайцев, мышек, ёжика и рысь, которым тоже захотелось поселиться там, рассказывая всем, что лось очень добрый, он её друг, поэтому будет рад им и тоже станет другом её новым друзьям.

Живности на рогах становилось всё больше и больше, ведь рога были большие и развесистые, всем там было очень удобно, безопасно и комфортно, как сказали бы наши украинские "друзья", им это дуже подобалося. Дятел наделал множество дупел, куда все и заселились. Лось ходил целый день, искал еду, а они сидели в тёплых дуплах и без всяких усилий добывали пропитание, не слезая с его рогов, а когда лось находил что-то вкусненькое, то налетали и объедали всё, не успевал тот и глазом моргнуть
Вскоре лось уже потерял контроль над количеством тех, кто поселился в его рогах, а потом и сам не смог отказать медведю, который узнав, что у лося на рогах "гости", ревниво поинтересовался, почему это лось не позвал и его в гости.
1 из 3
Обитатели освоились, поняли с каким простачком и добрячком имеют дело и почувствовали, что уже вправе сами решать, что лосю делать и куда идти. Когда он захотел перейти на другой берег реки, они устроили ему обструкцию и заявили, что он не имеет права уносить их жилище, ведь их дом на этом берегу. Напрасно он взывал к справедливости, говоря, что рога его. Они ему на это отвечали, что, да, рога его, но ведь дупла-то их, и он не имеет права увозить их дом куда попало.4
Они проголосовали против, и бедный лось подчинился.

А теперь вернемся в старушку Европу. После Второй мировой войны некоторые страны Западной Европы решили объединиться, мол, так сподручнее противостоять рыночным отношениям, характерным для капиталистического строя. Решили создать Евросоюз или ЕС.

Формирование ЕС происходило поэтапно с 50-ых годов ХХ века с постепенным углублением интеграции на взаимовыгодных условиях, а вот после развала СССР расширение ЕС происходило уже практически в режиме "хватай всё, что плохо лежит". В ЕС начали проситься маленькие "беззащитные" страны, сбежавшие из-под "ига" СССР, в надежде получить и защиту и значительную денежную помощь от более богатых стран "старой" Европы, которые и принимали все эти страны без разбора.

И если объединение стран Западной Европы принесло положительный экономический эффект, то вот присоединение стран Восточной Европы потребовало солидных денежных вливаний от так называемых "локомотивов" ЕС. Причём вливания продолжаются уже не один десяток лет, и реально непонятно, что же там превалирует, польза от увеличения общего европейского рынка или вред от того, что все присоединённые после распада СССР страны являются, по сути, иждивенцами. Судя по бодрым докладам их аналитиков, считается, что всё-таки пользы больше, но что-то доверия у меня к ним нет. Ведь для того, чтобы получить рынки сбыта стран бывшего соцлагеря, не обязательно было их принимать в ЕС и сажать себе на рога дотации.

К сожалению, я не могу вставить на страницу в литературном сайте инфографику, которая показывает, кто какой вклад вносит в бюджет ЕС, а кто наоборот получает из него дотации, очень наглядно видно, какие страны являются "лосями", а какие "гостями" на рогах. Да, часть стран старой Европы (Испания, Кипр, Люксембург, Португалия, Греция) тоже получают дотации, правда, очень небольшие, но вот новые члены ЕС получают эти дотации в полном составе и в значительном объёме.

Это инфографика была за 2018 год, и Великобритании сейчас там уже нет, но не суть важно. Посмотрите: Германия внесла в общий бюджет 17,213 млрд. евро, а некие четыре страны получали в сумме 14,707 млрд. евро дотаций, то есть это не кредит, а прямая денежная помощь: Польша - 11,632 млрд. евро, Литва - 1,624 млрд. евро, Латвия - 0,935 млрд. евро и Эстония - 0,516 млрд. евро. Таким образом получается, что эти четыре страны, можно сказать, напрямую получают деньги из бюджета Германии. Ну чем Германия для этих стран не добрый лось, скажите пожалуйста?

Многострадальный проект "Северный поток - 2", строительство которого близится к завершению, крайне выгоден Германии, да и всем странам Западной Европы, потому что обеспечит их экономику дешёвым газом от надёжного поставщика, но он подвергается активным нападкам не только со стороны США, что понятно, но и со стороны именно этих четырёх стран.

Напомню, что ранее все они активно выступали и против проекта "Северный поток - 1", причём Польша до сих пор делает всё, чтобы "Газпром" не мог использовать трубопровод OPAL, являющийся сухопутным продолжением одной из веток "Северного потока - 1", на 100% мощности - 36,5 млрд. кубометров в год.

В соответствии с условиями третьего энергопакета ЕС "Газпром" не может монопольно его использовать, и должен предоставить 50% мощности альтернативным поставщикам газа.

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования. Источник: Википедия

Конечно сам этот энергопакет с его требованиями довольно нелеп, но и в нём есть исключение, которым воспользовался "Газпром". Так как альтернативных поставщиков не было, то Еврокомиссия по запросу "Газпрома" разрешила использовать этот газопровод на 100% мощности. Но не тут-то было. Польша не только выступила против этого решения, но и подала и выиграла суд. "Наверное у Польши были альтернативные поставщики газа для этого газопровода", - подумаете вы и ошибётесь. Их не было, но Польша решила, что раз их нет, то "не доставайся же ты никому" И теперь одна из ниток "СП - 1" используется на половину возможной мощности. Вы скажете: "Да это же абсурд! Газопровод OPAL идёт по территории Германии и только она вправе решать, как ей использовать газопровод!" Да, это абсурд. Но таковы правила третьего энергопакета ЕС.

Многие считают, что он был принят именно против "Газпрома", по крайней мере, явный вред он наносит именно нашей компании. Однако, как уже и сказано, можно было и в этих условиях обойти ограничение, но Польша добилась своего, пытаясь, как бы, наказать Россию и "Газпром", но наказала и Германию, несмотря на то, что "сидит на её рогах". Ведь в этот проект вложены крупные деньги немецких компаний. Газопровод должен давать отдачу и приносить им прибыль, а при прокачке через него половины возможного объёма, как вы понимаете, и отдача будет вдвое меньше.

Справедливости ради добавлю, что первоначально была против одна страна-донор - Швеция, но она действительно беспокоилась об экологии и сняла свои возражения, как только получила исчерпывающие гарантии в этой сфере от "Газпрома". Заметьте, за строительство были все самые крупные страны-доноры ЕС. А против выступали, мягко скажем, мелкие, но очень шумные и требовательные иждивенцы.

Таким образом мы снова наблюдаем ту же картину. Страны-доноры пытаются поддержать свои экономики дешёвыми энергоресурсами от надёжного поставщика, а страны, сидящие на дотациях, пытаются всеми силами воспрепятствовать этому проекту и тем самым, если удастся, заморозить его строительство, чем могут впоследствии подорвать их экономику, если США удастся навязать свой дорогой сжиженный газ, вместо нашего дешёвого трубопроводного. А ведь исходя из элементарного здравого смысла эти страны должны пылинки сдувать с кормильцев, всячески помогая им тащить на себе основное бремя расходов в ЕС. Просто они забыли об элементарной благодарности и уподобились живности на рогах лося, которая живёт за его счёт, но при этом пытается навязывать свои требования.

Та история с лосем закончилась хорошо. Лось был действительно очень добрый и не смог прогнать своих бесцеремонных гостей, но его спасла природа - он сбросил рога и ушёл на другой берег, хотя ему было очень-очень неудобно перед своими "друзьями". Вот и Великобритания уже сбросила их.

Интересно, а надолго ли хватит терпения у остальных, и когда страны-доноры Европы "сбросят рога" вместе с потерявшей чувство реальности компанией иждивенцев?

События последних дней с морозами в южных штатах США, где остановилась добыча сланцевого газа и работа заводов по его сжижению, когда газовозы развернулись и поплыли в Азию, не избалованную трубопроводным газом и готовыми покупать сжиженный газ по дорогой цене, а хранилища газа в Европе из-за суровой зимы наполовину пусты, показали, как ошибаются политики стран-иждивенцев, расположенных, кстати, довольно далеко от западного побережья Европы с его теплым течением Гольфстрим. Но мы не будем беспокоиться за эти народы, у них есть свои руководители, вот пусть у них и болит голова.

Приложение.
Справка по Евросоюзу за 2018 год

Страны доноры и их вклад в бюджет ЕС
Германия – 17,2 млрд. евро
Британия – 9,7 млрд. евро
Франция – 7,4
Италия – 6,6
Нидерланды – 4,8
Швеция – 1,9
Австрия – 1,5
Дания – 1,4
Финляндия – 679 млн. евро
Ирландия – 542 млн. евро

Страны-иждивенцы и сумма дотаций из бюджета Евросоюза
Польша – 11,6 млрд. евро
Венгрия – 5
Греция – 3,2
Португалия – 3,1
Румыния – 3
Бельгия – 2,5
Чехия – 2,1
Люксембург – 1,6
Словакия – 1,6
Болгария – 1,5
Латвия – 935 млн. евро
Хорватия – 666
Словения – 471
Испания – 428
Кипр – 61 млн. евро

В Брюсселе кипят нешуточные страсти — 27 стран Евросоюза должны обсудить бюджет на 2021 — 2027 годы и договориться по поводу него. Традиционно этому событию уделяется немало внимания. Автор рассказывает о мифах, которые, по его мнению, возникли вокруг бюджета ЕС.

Из общения со студентами, менеджерами, друзьями и политиками у меня создалось впечатление, что среднестатистический европейский обыватель не слишком разбирается в деталях и специфике функционирования Евросоюза, что приводит к возникновению некоторых мифов и стереотипов.

Миф 1. Деньги-то огромные

Нет, дебаты в Брюсселе масштабные, страсти в прессе жаркие, стереотипов о том, кто дает и кто получает, много. А сам бюджет не то, что не огромный — он очень даже маленький!

Он составляет 1% (один процент!) всего валового национального дохода Евросоюза. Для сравнения, средний национальный бюджет государства — члена ЕС составил бы примерно 46% его валового национального дохода. Но если бюджет ЕС маленький, связанные с ним ожидания огромны. Он должен и границы защитить, и регионы поднять, и дороги построить, и науку поддержать, и фермерам помочь и т.д., и т.п.

Многие члены Европарламента давно указывают на то, что бюджет никак не отвечает тем амбициям и ожиданиям, которые есть как у политиков, так и у граждан относительно целей и задач ЕС. Отдельно со всеми евроскептиками хочу поделиться крамольной мыслью: исторически столетиями в Европе мы воевали друг с другом и проливали свою и чужую кровь, а ЕС создал уникальный механизм говорить и договариваться. Бюджет ЕС обходится каждому европейцу 323 евро в год — ваша страховка на автомобиль стоит значительно дороже.

Миф 2. Кормим европейскую бюрократию и деньги уходят бог знает на что

Этот миф особенно распространен в Западной Европе, поскольку там в обществе существует мнение, что это они дают деньги, которые ЕС тратит потом на коррумпированные и бесцельные проекты в Южной и Восточной Европе. Да, бессмысленных проектов на деньги ЕС хватает (во всех его регионах) — и это в какой-то степени проблема. Для меня лично их трагедия состоит скорее в напрасно потраченных человеческих жизнях — когда администраторы и участники таких проектов, оглядываясь назад, видят только красивые презентации, потраченные деньги, ноль реального результата и жизнь, прожитую как некий симулякр.

Но при всей публичности таких провальных проектов, все же по большей части деньги ЕС тратятся на совершенно правильные и очень ценные вещи. Наука, дороги, культура, обмен студентами, экология — это только небольшая часть направлений, в которые ЕС инвестирует на благо всех. Есть много вопросов к системе поддержки фермеров, но это, наверное, тема отдельной статьи. Если речь идет о бюрократии — организовать, осуществить и проконтролировать то, как потратить в год 166 миллиардов евро (для сравнения бюджет Эстонии — менее 12 миллиардов), безусловно, требуется наличие хорошо слаженной администрации, тем более, это всего лишь часть того, чем занимаются евробюрократы.

Миф 3. Западная Европа кормит Восточную Европу

Банкноты евро

Второе — Восточная Европа стала донором рабочей силы для Западной. Молодые, талантливые, образованные массово перемещаются на Запад. Между 2009 и 2015 годами Румыния потеряла половину своих медицинских кадров и продолжает их терять с каждым годом. Половина польских и 90% болгарских студентов-медиков собираются покинуть страну. Латвия потеряла 20% своего населения, между 2013 и 2016 годами 230 тысяч хорватов (при населении в 4 миллиона) покинули страну, в одной Германии проживают более 400 тысяч болгар (при населении в 7 миллионов). Ситуация в Эстонии не намного лучше. Это выгодно всем: мигранты (такие же, как и я) получают более высокие доходы, политики Восточной Европы бессовестно хвастаются низким уровнем безработицы в своих странах, Западная Европа решает проблемы своей неважной демографии и потребности в рабочих руках. Кто жертва? Будущее Восточной Европы!

К сожалению для многих, такие мифы предопределяют и искажают их отношение к Евросоюзу, его бюджету, насущным задачам и преимуществам. Но это мифы, а не факты! А факты нам говорят, что бюджет ЕС не такой уж и большой, расходуется в целом разумно, и Западная Европа — совсем не дойная корова для других стран ЕС, даже если наивно и эгоистично в это верит.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Борьба стран Балтии с кризисом началась с резкого усиления их зависимости от ЕС. Брюссель и международные финансовые институты (как правило, неформально контролируемые Вашингтоном) перевели их на внешнее управление.

Под обеспечение и гарантии лично Грибаускайте и Домбровскиса их страны были переведены на искусственное дыхание: дотации из структурных фондов ЕС для балтийских республик составили 20 % их ВВП, государственный долг вырос с 16 % до 38 % по отношению к ВВП в Литве и с 9 % до 45 % в Латвии.

В Эстонии государственный долг за один год вырос почти вдвое, составив в 2011 году 10 % по отношению к ВВП. Впрочем, это самый низкий уровень государственного долга в Евросоюзе: для эстонского правительства данная статистика — повод для гордости.

Брюссельское финансирование выделяется странам — членам ЕС из трех основных фондов: Европейского фонда регионального развития (ERDF), Европейского социального фонда (ESF) и Фонда сплочения (CF). Меньше всех зависит от брюссельских дотаций Словения — фонды ЕС там составляют 11,6 % ВВП. При этом уровень ВВП на душу населения (частично отражающий производительность труда и благосостояние населения) в этой стране из 10 исследуемых государств выше всего. Аналогичная обратная зависимость прослеживается и в большинстве других случаев, в том числе — в странах Балтии.

Доля евродотаций в ВВП Литвы, Латвии и Эстонии, согласно KPMG, одна из самых больших в ЕС — 20 % (больше от структурных фондов зависит только Венгрия — 25,5 % совокупного ВВП). При этом подушевой валовой продукт в Латвии и Литве ниже, чем в среднем по региону.

Однако в этом случае брюссельские деньги не создают каркас самостоятельной экономики Литвы, Латвии и Эстонии.

Сколько протянут страны Балтии, если Центр вдруг по какой-то причине (например, в случае острого экономического кризиса) перекроет им канал получения финансового воздуха?

Этот вопрос целиком на совести правительств и властвующих элит балтийских стран, которые находились на тех же стартовых позициях, что и лидеры Чехии или Словении, а отстали от этих стран уже так же непоправимо, как от Западной Европы. Пока что правящие балтийские элиты, как и позднее брежневское окружение, предпочитают об этом не говорить. Политик, как известно, думает о следующих выборах, а государственный деятель — о следующем поколении. В Литве, Латвии и Эстонии государственных деятелей во власти не осталось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ПРИБАЛТИЙСКИЕ НЕМЦЫ ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА РОДИНУ

ПРИБАЛТИЙСКИЕ НЕМЦЫ ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА РОДИНУ Примерно через неделю после договоренности Гитлера и Сталина, известной под названием пакта Молотова – Риббентропа, Гитлер призвал остзейских немцев на родину. За короткое время следовало покинуть страну и всем эстонским

Глава 8. Прибалтийские лимитрофы

Прибалтийские добровольцы: сухопутные войска

Прибалтийские добровольцы: сухопутные войска Хотя наиболее известны те добровольцы из Эстонии, Латвии и Литвы, которые служили в войсках СС, многие солдаты из этих стран несли службу и в германских сухопутных войсках, и в люфтваффе.Спустя несколько недель после

Прибалтийские добровольцы: люфтваффе

Прибалтийские формирования

Прибалтийские формирования Литовское довоенное сопротивление.Первые дни войны 17 июня 1940 года в Литве было сформировано коммунистическое правительство во главе с Ю. Палецкисом. Через три дня аналогичное правительство во главе с А.М. Кирхенштейном появилось в Латвии, а 21

Новые фонды

Новые фонды Российское правительство, приняв во внимание считающийся успешным опыт исследовательской деятельности в США, которая осуществляется при поддержке таких структур, как Национальный научный фонд, прекратило прежнюю советскую традицию внешнего

Архивные фонды

Архивные фонды Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ):Ф. 109. Третье отделение СЕИВ Канцелярии.Ф. 130. Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР.Ф. 601. Николай II, император.Ф. 622. Брасова Наталия Сергеевна.Ф. 640. Александра Федоровна, императрица.Ф. 642. Мария Федоровна,

1-й и 2-й Прибалтийские фронты. Аэродром Колпачки

1-й и 2-й Прибалтийские фронты. Аэродром Колпачки Быстро пролетели несколько дней кратковременного отдыха в Брянске. Нам предстояло перебазирование на другой аэродром. Куда именно – не сообщали. Маршрут проложили лишь до Ржева. Там должна быть посадка. Для большей

1. Архивные фонды[2725]

1. Архивные фонды[2725] Государственный архив Вологодской областиФ. 512. Спасо-Прилуцкий монастырьГосударственный исторический музей. Отдел письменных источниковФ. 17. Собрание УвароваФ. 389. Собрание жалованных грамот из фонда ЩукиныхФ. 450. Е. В. БарсовОтдел

Архивные фонды

Архивные фонды

Архивные фонды Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)Ф. 109. Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярииФ. 1165. Особенная канцелярия департамента полиции Министерства внутренних делРоссийский государственный архив древних актов

Архивные фонды

Архивные фонды 1. Российский государственный архив древних актов РГАДА: ф. 1192 оп. 1, ф. 1205 оп. 1, ф. 1207 оп. 12. Центральный исторический архив Москвы ЦИАМ: ф. 203 оп. 205, 250, 386, 744, 746, 758, 763; ф. 423 оп. 1; ф. 1323 оп. 1, ф. 1368 оп. 1, ф. 1371 оп.

Архивные фонды

Архивные фонды Отдел письменных источниковГосударственного исторического музея (ОПИ ГИМ)ф. 221 — Лекции профессоров, научные пособия, рефераты студентов (кон. XVIII–XIX в.)ф. 247 — И. П. и Н. И. Тургеневыф. 292 — Рукописи XVIII–XIX вв. из собрания библиотеки Московского

На нефтяной игле, или По ком звонит колокол


В Министерстве сельского хозяйства Литвы заявляют, что Литва совместно с прочими странами Балтии и странами Вышеградской группы будет бороться против идеи финансировать фермеров стран ЕС из национальных бюджетов. У Литвы и других бедных государств Восточной Европы на это элементарно нет денег, тогда как в бюджете Германии и других богатых стран Западной Европы деньги на фермеров есть.

Прибалтика и Вышеградская группа требуют, чтобы сельхозпроизводители Европейского союза после принятия нового семилетнего бюджета ЕС по-прежнему финансировались из общего европейского бюджета, а не из национальных бюджетов стран-членов. Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия и Словакия подписали в Брюсселе совместную декларацию, которую намерены предъявить западноевропейским политикам на ближайшем саммите министров сельского хозяйства стран ЕС в сентябре этого года.

Бронюс Маркаускас

Бронюс Маркаускас

Весной этого года канцлер ФРГ Ангела Меркель и экс-президент Франции Франсуа Олланд (а затем и новый президент Эммануэль Макрон) заявили, что с такой порочной практикой пора заканчивать. Периферия не должна сдерживать развитие лидеров Евросоюза.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель и новый президент Франции Эммануэль Макрон

Канцлер ФРГ Ангела Меркель и новый президент Франции Эммануэль Макрон

Если еврогранды могут расти быстрее остальной Европы, то они должны сбросить восточноевропейский балласт и развиваться опережающими темпами.

Иначе Европа так никогда и не выберется из накрывшей ее хронической депрессии.

В Прибалтике уже начали считать, что с ними будет после 2020 года, когда из Евросоюза выйдет Великобритания, в Брюсселе примут новый семилетний бюджет ЕС и дотации странам-иждивенцам будут радикально урезаны, если не вовсе прекращены.

Доля ЕС в финансировании таких проектов станет меньше, а доля национальных бюджетов существенно возрастет

Доля ЕС в финансировании таких проектов станет меньше, а доля национальных бюджетов существенно возрастет

Литовское агентство BNS просчитало, какой будет экономика Литвы после прекращения политики выравнивания и сокращения дотаций из структурных фондов ЕС. Великобритания давала шестую часть общего бюджета ЕС, поэтому Brexit пробьет в Брюсселе финансовую дыру. Вероятно, произойдет увеличение национального софинансирования проектов с европейским участием. Доля ЕС в финансировании таких проектов станет меньше, а доля национальных бюджетов существенно возрастет.

Сегодня минимальный уровень софинансирования общих проектов со стороны Литвы — 15%, но если ЕС откажется платить и эта цифра будет удвоена-утроена, то литовский бюджет просто не выдержит напряжения. Если прекратится прямая поддержка ЕС, то Литва не сможет самостоятельно осуществлять ремонт школ и строить детские сады.

Расчеты литовских экономистов опровергают уверения официальной пропаганды насчет того, что Литва и другие страны Балтии экономически самостоятельны и материальная помощь из бюджета ЕС для их экономики несущественна.

История, схожая с той ситуацией, что развивается сейчас с еврофондами, была 10 лет назад со скандинавскими кредитами. Профессиональные патриоты Литвы, Латвии и Эстонии так же громко доказывали, что стремительный рост Прибалтики вызван здоровым экономическим развитием и никак не связан с пришедшим в Прибалтику вместе с европейской интеграцией внешним заемным капиталом — валом дешевых, ничем не обеспеченных кредитов.

Читайте также: