Сколько паспортов безопасности были утверждены и приняты к реализации в рамках каркас безопасности 1

Обновлено: 19.05.2024

2. ДОМКРАТ.
2.1. Автомобиль должен быть укомплектован домкратом.

3. МЕДИЦИНСКАЯ АПТЕЧКА.
3.1. Автомобили должны быть укомплектованы специальной аптечкой. Все составляющие аптечки должны соответствовать сроку годности и не иметь видимых следов повреждения упаковки. Аптечка должна находится в легко доступном месте и иметь водонепроницаемую упаковку.

4. ЗАЩИТНЫЕ ШЛЕМЫ.
4.1. Обязательно наличие защитных шлемов для всех членов экипажа, указанных в заявочном листе.

5. КАРКАС БЕЗОПАСНОСТИ.
5.1. Рекомендуется наличие как минимум главной дуги каркаса безопасности.
5.2. Для автомобилей с мягкой крышей наличие главной дуги каркаса безопасности обязательно.
5.3. Требования к изготовлению каркаса безопасности приводятся в Приложении №1

6. ЛЕБЕДКА.
6.1. Рекомендуется наличие как минимум лебедки с ручным приводом.
6.2. Трос лебедки, удлинитель троса, корозащитная стропа, крепежный крюк, такелажные скобы (шаклы) и блоки, используемые совместно с лебедкой должны выдерживать усилие на разрыв равное двукратному максимальному тяговому усилию лебедки.
6.3. Все автомобили, оснащенные лебедкой, независимо от типа привода, должны быть укомплектованы плоской корозащитной стропой, шириной минимум 60 мм.
6.4. При применении стальных тросов рекомендуется использование гасителя, надетого
на трос. Гаситель должен представлять собой, как минимум отрезок резинового шланга длинной не менее 500мм и массой не менее 1,5кг.

7. РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ.
7.1. Автомобили должны быть оборудованы как минимум трехточечными автомобильными ремнями безопасности заводского изготовления для всех членов экипажа.
7.2 Для автомобилей, в конструкции которых ремни безопасности не предусмотрены заводом изготовителем, требование пункта 7.1 носит рекомендательный характер.

8. СРЕДСТВА СВЯЗИ.
8.1. Для обеспечения мер безопасности, и своевременности оказания медицинской помощи, рекомендуется комплектация автомобилей радиостанциями СВ-диапазона (27 МГц). Допускается использование радиостанций других диапазонов, радио, сотовых и спутниковых телефонов.

9. СЕНДТРАКИ.
9.1. Допускается использование не более 4 жестких сендтраков, максимальным размером 1500х500мм.

11. ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР.
11.1. Запрещен забор воздуха из отсека экипажа.

12. КОЛЕСА (КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ) И ШИНЫ.
12.1. Запрещается установка на колеса и шины дополнительных устройств противоскольжения (например: цепей, специальных чехлов, изменяющих сцепные свойства шины и т. п.)
12.2. В случае, если комплектные колеса (шины вместе с дисками) при виде сверху выступают из колесных арок, рекомендуется установка расширителей арок.

13. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.
13.1. При прохождении топливопроводов через кабину запрещены любые виды сочленений топливопровода в кабине, за исключением резьбовых, в местах прохождения через пол или другие панели кузова.

13.2. Запрещается использование гибких шлангов для топливопроводов, проходящих через кабину.

14. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
14.1. Основное светотехническое оборудование (фары, указатели поворотов, габаритные огни, стоп-сигналы) должно находится в рабочем состоянии как минимум на момент предстартовой технической инспекции.

15. Во время движения автомобиля все дополнительное оборудование (огнетушители, аптечка, трос лебедки, удлинитель троса, корозащитная стропа, крепежный крюк, такелажные скобы, блоки, гаситель троса) должно быть надежно закреплено.

Все автомобили в рамках настоящих Технических требований делятся на 3 группы, в зависимости от массы и размера:

ГРУППА 1 (ГР-1):
Suzuki Eskudo/Vitara, Suzuki Jimni, Suzuki Samurai, Daihatsu Rocky, Нива-2121, Mitsubishi Jeep, ЛуАЗ, Mitsubishi Pajero Mini, Toyota RAV4 3door

Автомобиль, конструкция которого признана Технической комиссией опасной, не может быть допущен Спортивными Комиссарами до соревнования.

2. ПРЕДЕЛЫ РАЗРЕШЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.
2.1. Если в том или ином пункте Технических требований оговаривается перечень переделок, замен и дополнений, то все технические изменения, не указанные в этом перечне, разрешены.
2.2. Все автомобили должны состоять на учете в органах дорожной инспекции и иметь официальное разрешение на движение по дорогам общего пользования.

3. МАССА АВТОМОБИЛЯ.
3.1. Масса автомобиля должна быть не менее 800 и не более 3500 килограммов.

4. ТРАНСМИССИЯ
4.1. Запрещается установка мостов, не предусмотренных заводом-изготовителем для данной модели автомобиля.
4.2. Для автомобилей семейства ВАЗ-2121 ("Нива") допускается замена корпуса редуктора переднего моста на усиленный.
4.3. Разрешается устанавливать блокируемый дифференциал при условии, что он установлен в оригинальный картер.

5. ПОДВЕСКА
5.1. Разрешается лифт кузова и подвески, но не более:
ГР-1 – 50 мм суммарно
ГР-2 – 70 мм суммарно
ГР-3 – 100 мм суммарно
5.2. Запрещается применение активной подвески (позволяющей водителю изменять дорожный просвет автомобиля в процессе движения), даже если автомобиль оснащается такой подвеской серийно.

6. КОЛЕСА (КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ) И ШИНЫ
6.1. Диски должны быть заводского изготовления.
6.2. Запрещается изменять рисунок протектора шин методом нарезки.
6.3. Разрешается применение пневматических шин, внешний диаметр которых при измерении не превышает:
ГР-1 – 30 дюймов (762 мм)
ГР-2 – 32 дюйма (813 мм)
ГР-3 – 33 дюйма (838 мм)
и ширина которых при измерении не превышает:
ГР-1 – 10.5 дюймов (267 мм)
ГР-2 – 12.5 дюймов (318 мм)
ГР-3 – 13.5 дюймов (343 мм)
Измерения проводятся при давлении в шине не менее 1.5 кг/см². В случае, если фактическая высота и/или ширина шины при замере будет больше 5мм от максимально допустимой для данной категории, автомобиль участника переводится в следующую категорию для участия в Серии.
6.4. Диски, предусматривающие фиксацию боковин шин, запрещены.

7. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.
7.1. Марка и емкость аккумулятора(ов) свободные, однако, количество и места установки, предусмотренные изготовителем, должны быть сохранены.

8. КУЗОВ И РАМА.
8.1. Внешний вид оригинального автомобиля должен быть сохранен.
8.2. Разрешаются изменения арок для установки колес максимального диаметра, оговоренного данными требованиями, при условии сохранения габаритных размеров кузова и общего вида автомобиля.
8.3. Запрещено изменение колёсной базы.

9. ЛЕБЕДКА.
9.1. Разрешается установка одной лебедки с силовым приводом.

Автомобиль, конструкция которого признана Технической комиссией опасной, не может быть допущен Спортивными Комиссарами до соревнования.

2. ПРЕДЕЛЫ РАЗРЕШЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.
2.1. Если в том или ином пункте Технических требований оговаривается перечень переделок, замен и дополнений, то все технические изменения, не указанные в этом перечне, разрешены.
2.2. Все автомобили должны состоять на учете в органах дорожной инспекции и иметь официальное разрешение на движение по дорогам общего пользования.

3. МАССА АВТОМОБИЛЯ.
3.1. Масса автомобиля должна быть не менее 800 и не более 3500 килограммов.

4. ПОДВЕСКА
4.1. Разрешается установка любых амортизаторов.
4.2. Разрешается установка не более 2-х амортизаторов на колесо
4.3. Допускается лифт подвески и кузова.
ГР-1 – 125 мм суммарно
ГР-2 – 145 мм суммарно
ГР-3 – 175 мм суммарно
4.4. Запрещается применение активной подвески (позволяющей водителю изменять дорожный просвет автомобиля в процессе движения), даже если автомобиль оснащается такой подвеской серийно.

5. КОЛЕСА (КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ) И ШИНЫ.
5.1. Диски должны быть заводского изготовления.
5.2. Разрешается изменять рисунок протектора шин методом нарезки.
5.3. Разрешается применение пневматических шин, внешний диаметр которых при измерении составляет не более:
ГР-1 – 31 дюйм (787 мм)
ГР-2 – 33 дюймов (838 мм)
ГР-3 – 35 дюймов (889 мм)
и ширина которых при измерении составляет не более :
ГР-1 – 12.5 дюймов (318 мм)
ГР-2 – 14.5 дюймов (368 мм)
ГР-3 – 16.5 дюймов (419 мм)
Измерения проводятся при давлении в шине не менее 1.5 кг/см². В случае, если фактическая высота и/или ширина шины при замере будет больше 5мм от максимально допустимой для данной категории, автомобиль участника переводится в следующую категорию для участия в Серии.

6. АККУМУЛЯТОР.
6.1. Марка и емкость аккумулятора(ов) свободные, однако их количество, предусмотренное изготовителем, должно быть сохранено.
6.2. Аккумуляторы должны быть надёжно закреплены, а клеммы закрыты сплошной диэлектрической крышкой. В случае если аккумулятор находится в кабине, он должен располагаться в герметичном отсеке с обязательным устройством вентиляции отводящей пары из аккумуляторного отсека в пространство вне автомобиля.

7. КУЗОВ И РАМА.
7.1. Внешний вид оригинального автомобиля должен быть сохранен, за исключением изменений оговоренных в нижеследующих пунктах.
7.2. Разрешаются изменения арок для установки колес максимального диаметра, оговоренного данными требованиями.
7.3. Разрешаются изменения передней панели кузова для установки лебедки.
7.4. Все изменения кузова или рамы автомобиля не должны влиять на прочность или надежность машины.
7.5. Запрещено изменение колёсной базы.

8. ЛЕБЕДКА.
8.1. Разрешается установка не более одной лебедки с силовым приводом.

Автомобиль, конструкция которого признана Технической комиссией опасной, не может быть допущен Спортивными Комиссарами до соревнования.

2. ПРЕДЕЛЫ РАЗРЕШЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
2.1. Если в том или ином пункте Технических требований даётся перечень разрешённых переделок, замен и дополнений, то все технические изменения, не указанные в этом перечне, разрешаются.

3. ПОДВЕСКА.
3.1. Запрещается применение активной подвески (позволяющей водителю изменять дорожный просвет автомобиля в процессе движения), даже если автомобиль оснащается такой подвеской серийно.

4. КОЛЕСА (КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ) И ШИНЫ.
4.1. Разрешается изменять рисунок протектора шин методом нарезки.

5. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.
5.1. Аккумулятор.
5.1.1. Допускается установка не более двух аккумуляторов, подключенных к электросистеме автомобиля.
5.1.2. Аккумуляторы должны быть надёжно закреплены, а клеммы закрыты сплошной диэлектрической крышкой. В случае если аккумулятор находится в кабине, он должен располагаться в герметичном отсеке с обязательным устройством вентиляции отводящей пары из аккумуляторного отсека в пространство вне автомобиля.

6. КУЗОВ И РАМА.
6.1. Автомобили должны иметь жесткую металлическую крышу (защиту) над кабиной/отсеком экипажа. Допускается мягкая крыша при обязательном наличии главной дуги каркаса безопасности.

ATV

1. Команда состоит из двух участников не младше 18 лет. В противном случае участник допускается при наличии нотариальной доверенности от родителей или законных представителей.
2. Для участия в гонке спортсмен должен иметь защитную экипировку (шлем, защита тела).
3. Каждый квадроцикл должен быть укомплектован специальной аптечкой. Все составляющие аптечки должны соответствовать сроку годности и не иметь видимых следов повреждения упаковки. Аптечка должна находится в легко доступном месте и иметь водонепроницаемую упаковку, допускающую многоразовое использование (гермомешок, герметичный контейнер).
4. Разрешается устанавливать дополнительные канистры для топлива только заводского изготовления, выпускаемые специально для ATV и обеспечивающие безопасную заправку топливом закрытой струей. Количество и емкость канистр не ограничена. Автомобильные и иного типа канистры запрещены.
5. Во время движения все дополнительное оборудование (трос лебедки, удлинитель троса, корозащитная стропа, крепежный крюк, такелажные скобы, блоки, гаситель троса) должно быть надежно закреплено.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (КАРКАС БЕЗОПАСНОСТИ)

1. КАРКАС БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. КОНСТРУКЦИЯ.
Минимально должна присутствовать главная предохранительная дуга с задними подпорками и диагональным элементом. Возможное расположение диагонального(ых) элемента(ов) изображено ниже:
Рис.1-3 — минимально необходимая схема;
Рис.4-6 — рекомендуемая схема.

Каждый элемент каркаса должен быть изготовлен из единого непрерывного отрезка трубы. Между собой отдельные элементы каркаса могут соединяться с помощью сварки или разъёмных соединений.

1.2. СЪЁМНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
Если при изготовлении каркаса безопасности используются съёмные элементы, используемые разъёмные соединения должны соответствовать одному из следующих типов (рис.9А — 9Е)

Разъёмные соединения должны располагаться строго по оси соединяемых труб. Они не должны быть обварены после соединения. Болты и гайки должны иметь минимальное качество 8.8 (стандарт ISO).

1.3. УСТАНОВКА.
1.3.1. Минимальные требования.
Каркас должен быть расположен:
Главная дуга — непосредственно (или как можно ближе) за спинками сидений экипажа (передними), максимально вертикально;
Наклонные распорки должны образовывать в продольной плоскости с главной дугой угол не менее 30°, и крепиться над задней осью или за ней.
1.3.2. Каждая опора любой дуги или наклонных распорок должна включать усилительную пластину, толщиной, по крайней мере, 3 мм.
1.3.3. Каждая опора должна быть прикреплена, по крайней мере, тремя болтами к стальной усилительной пластине толщиной, по крайней мере, 3 мм, и площадью, по крайней мере, 120 см², которая приварена или приклёпана к кузову.
Рекомендуется: Угол между 2 болтами (измеренный от оси трубы на уровне начала дуги, см. Рис.10) не должен быть менее 60 градусов.

В дополнение может использоваться большее количество креплений, монтажные пластины опор могут быть сварены с усилительными пластинами, а дуга (клетка) безопасности может быть приварена к вертикальным элементам кузова/шасси.

1.4. РАЗМЕРЫ ТРУБ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ.
Материал — углеродистая сталь.
1.4.1.
Минимальные размеры (мм): 45×2,5 или 50×2,0
Применение: Главная дуга или боковые дуги, а так же их соединения согласно конструкции.
1.4.2.
Минимальные размеры (мм): 38×2,5 или 40×2,0
Применение: Другие элементы каркаса безопасности.

1.5. КОНТРОЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ.
На прямом участке главной дуги, в легко доступном месте, должно располагаться отверстие, диаметром не менее 4,5 мм, предназначенное для контроля толщины трубы.

1.6. ЗАЩИТНЫЕ ЧЕХЛЫ.
В местах, где части тел водителя и штурмана или их защитные шлемы могут контактировать с каркасом безопасности, рекомендуется установка защитных чехлов, изготовленных из упругого материала, не поддерживающего горение.

1.7. КРЕПЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ К КАРКАСУ.
Модификации описанного выше каркаса безопасности для крепления любых предметов или механических компонентов путем сверления отверстий или сварки запрещены. Допускаются любые крепления любых компонентов к дополнительным элементам каркаса безопасности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

111

Сегодня поговорим о каркасах. Каркас безопасности – самый главный элемент доработки спортивного автомобиля. Каркас выполняет одновременно две функции: обеспечение безопасности экипажа и значительное усиление кузова автомобиля, прямо влияющее на его управляемость. Поехали!

112

Установка каркаса безопасности – главное требование ФИА применяемое к спортивным автомобилям. При возникновении нестандартных ситуаций, это главное средство защиты экипажа. С нагрузками, действующими на автомобиль при переворотах или столкновениях, не справятся никакие другие усиления кузова. Главное назначение каркаса в сохранении внутри автомобиля жизненного пространства для экипажа во время аварии.

113

Каркас безопасности - пространственная конструкция, предназначенная для предотвращения серьезной деформации кузова в случае столкновения или переворота автомобиля. (РАФ, официальный перевод ст. 253 приложения J МСК FIA). Элементы каркаса безопасности располагаются настолько близко к внутренним панелям кузова, насколько это возможно. Каркас изготавливается из цельных кусков холоднотянутой (бесшовной) нелегированной малоуглеродистой (максимум 0,3%) стальной трубы. Такие трубы не лопаются при ударе, а лишь деформируются. Вот почему при изготовлении каркаса необходимо использовать именно правильные трубы. В противном случае риск быть проткнутым собственным каркасом слишком велик.

114

Каркас безопасности весит примерно 40-50 кг. В районе дверей на трубы крепят дополнительную защиту из поролона или вспененной изоляции для дополнительной безопасности и комфорта при посадке в автомобиль. К трубам каркаса часто крепят переговорку, камеры, штурманский свет, знаки аварийной остановки, аптечки и прочую мелочь.

115

Каркас безопасности может быть серийным или индивидуальным. Серийный каркас - это конструкция, которая была прописана в омологационной карте конкретной модели автомобиля. В 50-х годах прошлого века FIA ввела понятие омологации - с тех пор спортивный автомобиль, предназначенный для тех или иных соревнований, имеет описание всех своих ключевых узлов, в том числе и каркаса. Благодаря этим документам крупные компании, занимающиеся изготовлением автоспортивной экипировки (например, Sparco) выпускают готовые комплекты - наборы труб - для внедрения в конкретную машину.

116

117

Каркас безопасности, находящийся в вашем автомобиле, должен иметь сертификат: документ, выдаваемый производителем или изготовителем каркаса. Он содержит идентификационные данные автомобиля, на который установлен данный каркас, собственный номер и сведения об омологации. Сертификат предъявляется на ТИ. Кроме того, на каркасе должна быть закреплена специальная табличка, содержащая номер каркаса, наименование производителя и номер омологации.

118

Вы можете купить уже готовый автомобиль, с установленным каркасом (убедившись, что он подходит по требованиям) или “построить” его самостоятельно, если вы профессиональный сварщик, знаете, где купить необходимый материал и с пространственным воображением у вас все в порядке. Но мы советуем обратиться к профессионалам.

Машину, с установленным новым каркасом, лучше всего заранее показать главному техническому комиссару вашего региона, чтобы исключить сюрпризы на технической инспекции.
Удачи!


Все требования систематизированы с учетом последних изменений в 16-ФЗ, утверждена типовая форма паспорта обеспечения безопасности транспортного средства (далее – паспорт безопасности ТС).

Указанный документ является по сути продолжением развития ранее действовавших требований по категорированию, оценке уязвимости и разработке плана обеспечения транспортной безопасности ТС.

Требования в области обеспечения транспортной безопасности устанавливаются не в зависимости от категории ТС, а в зависимости от сферы применения ТС (при этом перевозчики как и ранее обязаны предоставлять в Федеральное дорожное агентство сведения об используемых ТС, получая взамен сведения о присвоенных реестровых номерах).

Оценка уязвимости также фактически сохранена, поскольку приложением к паспорту безопасности ТС прикладываются результаты обследований и изучения принятых мер в субъекте транспортной инфраструктуры.

Приказы, положения и разделы, которые ранее разрабатывались при подготовке плана обеспечения транспортной безопасности сейчас размещаются либо непосредственно в самом паспорте безопасности ТС, либо являются приложением к нему.

Суть мероприятий в области обеспечения транспортной безопасности сохранилась – по сути новые требования установили новую форму и порядок предоставления результатов работ в этой области.

Что должен сделать перевозчик по обеспечению транспортной безопасности?

В соответствии с действующими нормативными документами в области обеспечения транспортной безопасности перевозчик обязан предоставить в Росавтодор информацию об используемых транспортных средствах.

Перевозчик по-прежнему должен назначить ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ТС или группе ТС, а вот ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры он будет назначать только в том случае, если эксплуатирует 2 ТС и более.

Указанные ответственные лица должны пройти соответствующую подготовку (обучение) и аттестацию.

Перевозчик обязан разработать мероприятия (утверждаются приказам) в области обеспечения транспортной безопасности, причем один из порядков действий должен быть согласован с МВД, ФСБ и Ространснадзором.

На основании подготовленных документов готовится паспорт обеспечения транспортной безопасности ТС, к которому прилагаются 9 приложений, среди которых стоит выделить:

  1. результаты обследования и изучения реализуемых на транспортном средстве мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства (ранее – оценка уязвимости ТС);
  2. договор с подразделением транспортной безопасности (в течение 6 месяцев с даты утверждения паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС);
  3. согласованный с МВД, ФСБ, Ространснадзором Порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Отдельно обращаем внимание, что Паспорт разрабатывается на конкретное ТС, которое должно иметь соответствующий реестровый номер (присваивается Росавтодором и указывается в Паспорте). Перевозчик перед разработкой Паспорта обеспечения безопасности ТС предоставит сведения о нем в Росавтодор и получить указанный номер.

После разработки паспорт перевозчик обязан оснастить ТС необходимыми системами видеонаблюдения, связи и оповещения вот и выполнять мероприятия, предусмотренные Паспортом обеспечения транспортной безопасности ТС.

Требования в области обеспечения транспортной безопасности должны выполнять как перевозчики опасных грузов, так и перевозчики пассажиров, при этом в новой редакции Требований выделяется отдельно указаны требования по обеспечению транспортной безопасности иностранными перевозчиками.

Строго говоря, если раньше действовала система мер в зависимости от категории транспортного средства (выделено было три категории), то сейчас требования в области обеспечения транспортной безопасности сформулированы для в зависимости от назначения использования ТС.

При регулярных пассажирских перевозках в:

досмотр обеспечивается силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и всего лишь допускается привлечение подразделений транспортной безопасности (при наличии технологическое взаимодействия с подразделениями транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры – тех же самых вокзалов.

Системы видеонаблюдения также размещается в пассажирском салоне и отделении водителя, а в части систем связи требуется ее устойчивое наличие между экипажем и ответственным за обеспечение транспортной безопасности или пунктом управления обеспечением транспортной безопасности (при повышенном уровне).

При перевозках опасных грузов, на которые требуют специальное разрешение, силы обеспечения транспортной безопасности формируются отечественными перевозчиками. Система видеонаблюдения устанавливается не только в кабине управления транспортным средством (как ранее), но и в местах размещения груза.

Для отечественных перевозчиков требуется наличие устойчивой связи экипажа с ответственным за обеспечение транспортной безопасности, в то время как для иностранных перевозчиков требуются оснащение системами связи с экстренными оперативными службами по единому номеру.

Перевозчикам по-прежнему предоставляется возможность объединения транспортных средств в группы, чтобы впоследствии действие одного паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС распространить на несколько ТС.


Однако новыми правилами указанное объединение возможно лишь только в отношении ТС которые:

Все перечисленные действия необходимо выполнить в течение одного месяца с даты вступления в силу новых требований в области обеспечения транспортной безопасности – до 22.11.2020.

Основные выводы:

  1. требования по обеспечению транспортной безопасности распространяются уже не только на отечественных перевозчиков, но и на иностранных;
  2. паспорта должны быть разработаны до 22.11.2020, при этом количество разрабатываемых паспортов по факту увеличилась

Для подготовки паспорта обеспечения транспортной безопасности нам как специализированной организации от субъекта транспортной инфраструктуры необходимы:

  • сведения о ТС и осуществляемых перевозках;
  • контактные данные;
  • номер приказа (распоряжении, решения) о назначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ТС при этом надо понимать что они должны быть соответствующим образом обучены аттестованы;
  • фотографии и паспорт транспортного средства для того чтобы проверить корректность предоставлены данных о ТС.


Структуру услуг группы компаний ПРОФИТБ для перевозчиков не претерпели серьезных изменений. Они лишь уточнились в части разработки нормативных документов в области обеспечения транспортной безопасности (услуги в области категорирования, оценки уязвимости, разработки план обеспечения транспортной безопасности заменены на подготовку паспорта обеспечения безопасности ТС).

Услуги, связанные с обучением как мы оказывали в полному неизменном объеме так и продолжаем оказывать.

Наша компания работает с 2016 года на основании действующего свидетельства об аккредитации в области обеспечения транспортной безопасности и лицензии на осуществление образовательной деятельности. За время нашей работы мы выполнили задачи по более чем 700 контрактам в том числе государственным – мы успешно решаем любые вопросы в области обеспечения транспортной безопасности.

Зачастую, рассматривая фотографии и видео со спортивными автомобилями мы видим, что в салоне установлены непонятные трубы, которые пересекаются между собой, создавая клетку для водителя. Как ? Зачем ? И почему ? Именно на данные вопросы я постараюсь ответить в рамках данного поста.

Автомобильный каркас безопасности

Я уже писал пост о распорках кузова и стоек, но на этом усиление кузова не заканчивается, а только начинается. Как Вы уже поняли из названия поста, сегодня разговор пойдет про автомобильные каркасы безопасности и его установку.

Так что же такое каркас безопасности ?

Каркас безопасности - пространственная конструкция, предназначенная для предотвращения серьезной деформации кузова в случае столкновения или переворота автомобиля (РАФ, официальный перевод ст. 253 приложения J МСК FIA).

Для тех, кто пока совсем ничего не понимает: каркас безопасности - это некая конструкция из стальных труб, собранная внутри автомобиля и прикрепленная изнутри к кузову, которая должна сохранить жизненное пространство для экипажа автомобиля в случае аварии, а так же он используется для продольного усиления жесткости кузова.

Изначально каркасы безопасности применялись в раллийных гонках, но позже их применение стало обязательным и в других дисциплинах. Он делается только из круглых труб, т.к. скругленные бока менее травмоопасны.

В зависимости от сложности конструкции каркаса возможны различные варианты усиления. Начиная от простого - бугеля-арки над головами водителя и пассажира - и заканчивая сложным - пространственным скелетом, объединяющим в одну силовую структуру чашки передней и задней подвески, пороги и боковины, а также клетку безопасности самого салона. В обязательном порядке каркас применяют в целях уменьшения деформации крыши при опрокидывании автомобиля и для предотвращения тяжелых травм, ну или на худой конец, для сохранения жизни. Но не будем о грустном.

Разброс цен, как и конструкций так же велик, начиная от $1000 за самую простую конструкцию и заканчивая (по данным найденным в сети) $10000.

Каркас бывает разборным (сборным) и не разборным (вваренным):

Сборно-разборные каркасы - это чаще всего клетка безопасности в салоне, закрепленная к боковой стойке, порогу-полу. Все трубы соединены между собой болтами, именно поэтому в любой момент можно выкрутить болты и разобрать всю конструкцию. Так же его называют болтовой каркас безопасности.

Сваренный (вваренный) каркас - обычно сложный по конструкции, связанный с силовой структурой автомобильного кузова, применяется при серьезном индивидуальном тюнинге. Установка каркаса безопасности в данном случае сложная и кропотливая работа. Необходимо разобрать весь салон до металла, проделать технические отверстия в разных частях кузова для установки труб, соединить их между собой и все это дело сварить.

Если к "бутафорному" (сборному) каркасу предъявлять какие-то особенные требования бессмысленно, т.к. конструкция не дает максимальной жесткости и возможно даже сохранить практически весь салонный пластик (см. тут), то к спортивным, гоночным определены жесткие требования по форме, размерам, применяемым материалам и установке.

Каркасы жесткости существуют для двух или четырехдверных кузовов (двухдверные кузова и каркасы априори жестче). Также стоит отметить, что при установке большинства сложных каркасов машина превращается из 4-5 местной в двухместную. Поскольку задние сиденья отдают для переплетения и крепления труб. Исходя из размера труб их установки, каркас создает определенные трудности с обзорностью. К ним зачастую крепят четырех или пятиточечные ремни безопасности. Если Вы решитесь установить в свой автомобиль каркас безопасности (и многоточечные ремни), пройти техосмотр в России на такой машине будет весьма затруднительно – для этого нужно получить сертификат НАМИ. Да и эксплуатация по городу машин с каркасами по суди дела запрещена. В законах прописано, что управлять транспортным средством с каркасом можно только в шлеме и тут же подвох, что в шлеме ездить по городу запрещено. Идиотека и дурдом одним словом.

Чтобы более четко понять, как устанавливают вварной каркас безопасности в автомобиль, обязательно посмотрите следующее видео:

Материалом для изготовления каркасов являются холоднотянутые стальные трубы (по ГОСТ'у 8734-58 диаметром 38 мм и толщиной стенки 2.8 мм для автомобилей массой до 1200 кг), в редких случаях - алюминий. На практике трубы для каркаса безопасности используют следующие: 45х2,5; 40х2,0 см. В среднем каркас безопасности весит около 40 кг, более увесистая конструкция зависит от сложности. Часто трубы каркаса безопасности окрашивают в яркие цвета. Поверх труб на некоторые участки наносят защиту: обшивают элементы каркаса поролоном (толщина 3-5 мм) или вспененной изоляцией. Все это делается, с одной стороны, для эстетики, а с другой - в целях безопасности при посадке в автомобиль.

Когда искал информацию по каркасам несколько раз натыкался на понятия омологированный и неомологированный каркас. Думаю эта информация будет полезна для общего развития.

Что такое омологированный каркас и что такое неомологированный каркас?

Фирмы, занимающиеся производством каркасов могут отступать от ряда технических требований, выдвигаемых FIA, но при этом каркас должен подвергнуться процедуре омологации. В данном случае омологация - это согласование конструкции, материала и технологии изготовления каркасов безопасности с представителями FIA или национальной автоспортивной федерации (в нашем случае РАФ). В частности, если производитель собирается использовать в своем каркасе материал, отличающийся по характеристикам от требований FIA, каркас должен быть подвергнут статическим нагрузочным испытаниям (говоря проще засунут его под пресс), или должен быть представлен численный расчет прочности по определенной методике. Другая распространенная особенность - крепление каркаса к кузову. Если производитель собирается крепить каркас к кузову автомобиля сваркой - омологация обязательна. Так же в ряде случаев отступают от предписанной FIA схемы каркаса, что тоже требует омологации.

В то же время FIA допускает применение и неомологированных каркасов (некоторые их называют "гражданскими" или как я уже писал выше "сборно-разборные"). В таком случае каркас должен быть сделан из определенной стали, труб определенных размеров, иметь определенную конструкцию и крепиться к кузову болтами.

Один и тот же производитель имеет право выпускать омологированные каркасы и неомологированные, но отвечающие указанным требованиям FIA.

Пожалуй самый простой в установке - каркас разборный. Именно по этому потратил немного времени и нашел довольно-таки подробный пример, как он собирается.



В собранном виде конструкция выглядит следующим образом

Как каркас влияет на управляемость автомобилем ?

Главная прочностная характеристика автомобильного кузова — это его жесткость на скручивание, которая закладывается еще на заводе при проектировании автомобиля. Стоит отметить, что у спортивных автомобилей жесткость выше, чем у гражданских, но т.к. это конвейерный продукт, всегда есть места, которые стоит дополнительно укрепить перед использованием кузова в профессиональном спорте. Если жесткость кузова далека до идеала, то реакция на поворот рулевой колонки становится "размазанной" — изгиб кузова и податливость металла в зонах крепления рычагов подвески вносят рассогласование в работу передней и задней оси автомобиля. Постоянное скручивание автомобиля заставляет металл быстрее стареть, накапливается усталость металла. Что со временем приводит к расхождению сварочных швов кузова (см. топик на форуме: проварка кузовных швов автомобиля) и распространению коррозии. Сами понимаете, климат у нас далеко не подарок.

Не могу не затронуть и тот момент, что на жесткость (управляемость) влияет и тип кузова автомобиля. В этом плане 3-х дверные хэтчбеки и купе по жесткости опережают остальных из-за своей формы кузова. Они обеспечивающего максимальное сопротивление изгибу благодаря отсутствию дополнительных дверных проемов и своей компактной форме. Самыми же мягкими считаются - минивэны и универсалы.

Устанавливая автомобильный каркас безопасности, кузов уже перестает быть несущей конструкцией и выполняет скорее роль обложки. Вся нагрузка идет именно на каркас и равномерно распределяется по нему, благодаря пересечению свыше десятка труб, о которых речь пойдет ниже. Автомобиль становиться более собранным, и реакция на повороты руля увеличивается в разы.

За что отвечают трубы в каркасе ? (картинки кликабельны)

Первая схема:

A-post gusset – вставка для соединения каркаса и передней стойки кузова:
Данная вставка обеспечивает необходимую прочность при установке каркаса – вставка приваривается вдоль трубы каркаса и приваривается к передней стойке кузова – конструкция образует единое целое.

Dash bar – поперечная труба под панелью приборов:
Увеличивает жесткость и прочность каркаса при боковых ударах.

Door X bars – Х-образные усилители дверного проема:
Значительно увеличивает прочность и жесткость дверного проема, защищает при боковых ударах.

Front cross – переднее перекрестие труб:
Обеспечивает прочность в поперечном направлении силовой схемы.

Hoop to A-pillar tube – усилитель задней стойки и крыши:
Предназначен для поддержки дуги на уровне крыши.

Hoop cross – Х-образная растяжка средней стойки:
Обеспечивает прочность и жесткость каркаса при опрокидывании на крышу.

Lower rear stay – растяжка от основания средней дуги до задней части кузова:
Образует гипотенузу треугольника, обеспечивает большую жесткость и прочность задней части кузова.

Mid rear stay – растяжки от средней дуги до задней части кузова:
Добавляет прочность задней части каркаса, обеспечивает защиту от боковых ударов.

Rear strut brace – задняя растяжка между стойками:
Обеспечивает большую прочность кузова и распределяет нагрузку от подвески на основания каркаса, может быть использован для крепления ремней безопасности.

Roof cross или roof "V" – крест на крыше или трубы сваренные V-образно у задней дуги:
Увеличивает жесткость каркаса и безопасность людей при опрокидывании на крышу.

Вторая схема:

Rear X – задняя Х-образная растяжка:
Обеспечивает большую прочность задней части каркаса в отличие от диагональной растяжки. Обеспечивает распределение нагрузки от подвески на каркас безопасности (уменьшая нагрузку на кузов в целом). Увеличивает прочность.

Screen pillar support – поддержка трубы над лобовым стеклом:
Важный элемент для салонов автомобилей последних лет с большим наклоном лобовых стекол – обеспечивает поддержку в центре передней части крыши, усиливает конструкцию, защищает при лобовых ударах.

Seat harness tubes – труба для крепления ремней безопасности:
Обеспечивает меньшую длину ремней безопасности и служит для них опорой. Задает оптимальные углы при натяжении ремней.

Single roof diagonal – диагональный усилитель крыши:
Облегченный вариант усилителя, обеспечивающий меньшую прочность и жесткость каркаса по сравнению с Х-образным вариантом.

Triangulation tubes to front struts – треугольник из труб спереди каркаса:
Обеспечивает распределение нагрузки от подвески на каркас безопасности (уменьшая нагрузку на кузов в целом). Обеспечивают защиту ног водителя и штурмана. Также обеспечивает защиту от боковых ударов и передает нагрузку на дуги каркаса.

Tunnel brace – кронштейн крепления каркаса с туннелем:
Обеспечивает защиту от боковых ударов и поддержку основной дуги в случае переворота на крышу автомобиля. Уменьшает нагрузку на каркас распределяя ее на кузов.

В завершении поста, я хочу поднять вопрос, который скорее всего у вас уже зародился в головах .

Как сделать каркас безопасности своими руками или как сварить каркас ?

Угадал . Нет . Ну и ладно, все равно поделюсь информацией, которую нашел.
Во первых, чтобы сделать каркас безопасности своими руками Вам понадобиться как минимум умение сваривать металл, ну и соответственно сам материал (холоднотянутые стальные трубы) и сварочный аппарат. В идеале Вам еще понадобятся чертежи каркаса безопасности именно под Ваш автомобиль, чтобы не напортачить с размерами труб и соответственно схема сборки каркаса, чтобы не пришлось потом отрезать приваренные части. Тут как не крути, но без четких размеров и схемы сборки Ваш омологированный каркас не будет соответствовать всем необходимым требованиям, а следовательно автомобиль могут не допустить до соревнований. Если цель каркаса просто усиление жесткости кузова без замаха на соревнования, то советую обратить внимание на болтовой каркас (разборный). Благо есть готовые решения практически на любой автомобиль.

Признаюсь честно, особо чертежи и схемы каркаса безопасности не искал, но при беглом поиске ничего стоящего мне найти так и не удалось. Видимо все это надо искать на специализированных форумах. Из того, что удалось найти:

Паспорт на каркас безопасности

Паспорт на каркас безопасности

Если честно, то не очень понятно, на какой автомобиль рассчитана данная конструкция, т.к. написано не по нашенски. И еще нарыл вот такой вот чертежи каркаса безопасности на ВАЗ

Чертеж каркаса безопасности

схема-чертеж каркаса безопасности на ВАЗ

скачать чертеж

Думаю, для ознакомительных целей пригодиться данный чертеж, но использовать его без консультации профессионалов как инструкцию к применению думаю не стоит. Все-таки одно дело, когда каркас разрабатывается именно под Ваш автомобиль, а совсем другое - когда используется мануал просто скачанный из сети без каких либо расчетов нагрузки и испытаний.

Пожалуй на этом можно было бы и закончить, если бы при поиске информации мне не попались некоторые девайсы, которые можно дополнительно установить. Углубляться в их происхождение не буду, но поверхностно все же опишу.

Оконная сетка - крепиться на каркас в районе окна и предотвращает выпадение стекла в салон при аварии.

Оконная сетка на каркас безопасности

Поручни - скорее всего бутафорский элемент, т.к. ни на одной фотографии каркаса я их не видел. Но раз есть предложение, значит есть и спрос на них. Скорее всего их используют на сильнозаниженных автомобилях для простоты вылезания их них. Ну или на джипах, где нет крыши, а есть только каркас (это видно из фото)

EK Motor Sports Grab Handles
Поручень на каркас безопасности

Итог всему вышесказанному: Если Вы собрались строить настоящий спортивный автомобиль, тотально увеличивать жесткость кузова и максимально обезопасить свою жизнь, то забудьте о всех болтовых каркасах. Каркас надо варить. Не забивайте себе голову мыслями как сварить каркас и как его сделать своими руками, доверьтесь профессионалам. Именно они полностью раздербанят салон, по своим схемам и чертежам проделают все необходимые отверстия, согнут трубы и сделают все по фен шую. Комфорта в авто станет конечно меньше, но его жесткость и безопасность возрастет в разы. ИМХО

Вот теперь-то точно все. Если кто-то найдет неточности в описании или хочет дополнить пост - пишите в комментариях, всем буду очень признателен. Так же, предлагаю ознакомиться с результатами краш-теста Honda Civic .

Читайте также: