Сколько общепризнанных принципов международного права содержится в уставе оон

Обновлено: 04.07.2024

Принципы международного права — это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в: Уставе ООН; Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.; Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а с другой — их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.

Для принципов международного права характерны следующие признаки: универсальность; необходимость признания всем мировым сообществом; наличие принципов-идеалов; взаимосвязанность; авангардность; иерархичность.

Функции принципов международного права: стабилизирующая — определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок; развивающая— закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

Принципы международного права можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по форме закрепления различают принципы писаные и обычные, что не влияет на их юридическую силу;

2) по историческому признаку их подразделяют на доуставные, уставные и послеуставные (новейшие);

3) по степени важности защищаемых отношений можно говорить о принципах, обеспечивающих общечеловеческие ценности и принципах, связанных с интересами государств;

4) по объекту сотрудничества выделяются принципы, обеспечивающие защиту мира и безопасности, принципы мирного сотрудничества государств и принципы защиты прав человека, наций и народов.

Основными принципами международного права (юридическим фундаментом) являются следующие принципы.

· Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г., определение агрессии, принятая ГА ООН в 1974 г., ЗА СБСЕ и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с уставом ООН.

· Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928 г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ, ЗА СБСЕ). Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

· Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ). Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.

· Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.

Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

· Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету. Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера.

Согласно Декларации 1970 г., понятие суверенного государственного равенства включает следующие элементы:

· государства юридически равны;

· каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

· каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;

· территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

· каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

· каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Существует прямая связь между суверенным равенством и уважением прав, присущих суверенитету. Однако юридическое равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

· Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Развитие международного сотрудничества увеличивает число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

· Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права 1970 г.). Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

· Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.

· Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ЗА СБСЕ, Парижская Хартия для новой Европы 1990 г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.

В соответствии с международными актами можно выделить следующие основные положения принципа уважения прав человека:

· признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

· каждое государство обязано идти путем совместных и самостоятельных действий ко всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;

· права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;

· государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;

· каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;

· государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;

· государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;

· государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем, стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства.

· Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

Принципы могут быть и региональными. Получили распространение двухсторонние акты о принципах (декларации, договоры). Нередко в их число включаются политические и иные принципы. Например, неделимость мира, равная безопасность, добрососедство, сохранение общего культурного наследия человечества, охрана окружающей среды и др. Есть все основания отнести к основным принципам международного права такие общеправовые принципы как справедливость, добрососедство, а также не злоупотребление правом.

Для того, чтобы принцип стал общеобязательным, необходимо признание его международным сообществом в целом, т.е. достаточно большим представительством государств.

Международное право развивается на единых для всех стран началах– основных принципах. Принципы международного права – это наиболее важные нормы международного права, имеющие обязательный характер для всех субъектов международного права, которые обязаны одинаково и неукоснительно применять каждый из принципов с учетом других принцпов. В Уставе ООН сформулированы семь принципов международного права:

1) неприменения силы или угрозы силой;

2) мирного разрешения международных споров;

3) невмешательства во внутренние дела;

4) сотрудничества государств;

5) равноправия и самоопределения народов;

6) суверенного равенства государств;

7) добросовестного выполнения международных обязательств.

Содержание этих принципов конкретизировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. В Хельсинском заключительном акте (1975) сформулированы еще три принципа:

8) нерушимости государственных границ;

9) территориальной целостности государств; 10) всеобщего уважения прав человека.

Принцип неприменения силы или угрозы силой следует из формулировки Устава ООН, выразившей единое намерение и торжественное обязательство мирового сообщества избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах. Этот принцип является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства.[77] Он означает, что каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных конфликтов. Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву. Государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн, от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.[78]

Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава. Государства не вправе побуждать, поощрять и оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой. Они обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы. Каждое государство обязано: воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда вышеназванные акты связаны с угрозой силой или ее применением.

Также государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, а также объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Однако принцип неприменения силы или угрозы силой не отменяет положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным, в том числе: а) по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии; б) в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Поэтому государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору, включая добрые услуги.

В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. В случае если стороны не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН и воздерживаться от любых действий, которые могут подвергнуть угрозе поддержание международного мира и безопасности.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Существуют международные процедуры, предусматривающие разрешение споров.[79] Любому государству, особенно если оно намерено просить о созыве заседания Совета Безопасности ООН, следует к нему обращаться, прямо или косвенно, на ранней стадии и, если это целесообразно, в конфиденциальном порядке.

Принцип невмешательства во внутренние дела означает, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженная и все другие формы вмешательства или различные угрозы, направленные против правосубъектности государства или его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических или любых иных мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Однако из этого принципа есть исключение. Допускается вмешательство во внутренние дела государства в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии по отношению к государствам – нарушителям международного права принудительных мер на основании главы VII Устава ООН.

Принцип сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от особенностей их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений сцелью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов. Основными направлениями сотрудничества являются:

? поддержание мира и безопасности;

? всеобщее уважение прав человека;

? осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, научной, технической и торговой областях и содействие прогрессу в области культуры и образования;

? сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;

? содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. В Уставе ООН указано, что эта организация призвана развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира. В силу этого принципа все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано содействовать осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов, с тем чтобы:

а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами;

б) положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением этого принципа.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих действиях против таких насильственных мер и в сопротивлении им эти народы вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава ООН.

Территория колонии или другая несамоуправляющаяся территория имеет, согласно Уставу ООН, статус, отличный от статуса территории государства.

Однако это ни в коей мере не означает, что принцип равноправия и самоопределения народов может толковаться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств.

Принцип суверенного равенства государств следует из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Исходя из этого все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

a) государства юридически равны;

b) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

c) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

d) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

f) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, в отличие от других принципов, заключает в себе источник юридической силы международного права. Содержание этого принципа в том, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров. При этом обязательства по Уставу ООН имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами.

Принцип нерушимости государственных границ означает, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Содержание принципа нерушимости границ включает:

а) признание существующих границ в качестве юридически установленных;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний в настоящем и будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на государственные границы.

Принцип территориальной целостности государств предполагает, что территория – это главная историческая ценность и высшее материальное достояние любого государства. В ее пределах сосредоточены все материальные ресурсы жизни людей, организация их общественной жизни. Поэтому международное право закрепляет особо уважительное отношение к территории и покровительствует обеспечению территориальной целостности государств.

Принцип всеобщего уважения прав человека обязывает каждое государство содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Исходя из того, что государства имеют собственные права и национальные интересы, они вправе законодательно устанавливать строго определенные ограничения прав и свобод личности. Принцип всеобщего уважения прав человека закреплен, кроме Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в двух пактах, подписанных в 1966 г.: о гражданских и политических правах; об экономических, социальных и культурных правах. Нормы международных конвенций и соглашений в области прав человека, таких как о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и других, образуют систему реализации указанного принципа, и об этом речь пойдет далее.

Принципы международного права — это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в:

  1. Уставе ООН;
  2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
  3. Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Признаки принципов международного права:

  • универсальность;
  • необходимость признания всем мировым сообществом;
  • наличие принципов-идеалов;
  • взаимосвязанность;
  • иерархичность.

Функции принципов международного права:

  1. стабилизирующая — определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;
  2. развивающая — закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

Классификация принципов международного права:

1) по форме закрепления:

  • писаные;
  • обычные (что не влияет на их юридическую силу);

2) по историческому признаку:

  • доуставные;
  • уставные;
  • послеуставные (новейшие);

3) по степени важности защищаемых отношений:

  • обеспечивающих общечеловеческие ценности;
  • связанные с интересами государств;

4) по объекту сотрудничества:

  • обеспечивающие защиту мира и безопасности;
  • мирного сотрудничества государств;
  • защиты прав человека, наций и народов.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а сдругой — их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.
Основные принципы международного права и их характеристика

Основные принципы международного права (юридический фундамент МП):

  1. неприменение силы;
  2. мирное разрешение споров;
  3. территориальная целостность государств;
  4. нерушимость границ;
  5. суверенное равенство;
  6. невмешательство;
  7. равноправие и самоопределение народов;
  8. сотрудничество государств;
  9. уважение прав человека;
  10. добросовестное выполнение международных обязательств.

Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г. и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с Уставом ООН.

Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ и др.).Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.

Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:
1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету.
Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера.
Согласно Декларации 1970г., понятие суверенного государственного равенства включает следующие элементы:

  • государства юридически равны;
  • каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Существует прямая связь между суверенным равенством и уважением прав, присущих суверенитету. Однако юридическое равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Развитие международного сотрудничества увеличивает число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., Декларация о принципах международного права 1970г.).Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Пакты о правах человека 1966г., ЗА СБСЕ, Парижская Хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.
В соответствии с международными актами можно выделитьследующие основные положения принципа уважения прав человека:

  • признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
  • каждое государство обязано идти путем совместных и самостоятельных действий ко всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;
  • права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;
  • государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;
  • каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
  • государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;
  • государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
  • государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем, стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства.

Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

Принципы общепризнанного характера конкретного права международной направленности – это специальные обобщенные нормы, которые служат для отражения характерных черт, а также для отражения основного содержание международного права и при этом обладающие высшей силой юридического порядка.

К тем или иным общественно признанным принципам международного права относятся такие принципы: неиспользование силы, а также угрозы силой, равноправия и самоопределения народов, неприкосновенности определенной территории государства, невмешательства в дела внутреннего характера государства, нерушимости, а также неприкосновенности границ, конкретного мирного способа для осуществления процесса по разрешению конфликтов, уважения человеческих прав, суверенного равенства государств, сотрудничества, добросовестного выполнения четких обязательств.

Основополагающие принципы права международной направленности – это тоже определенные нормы, но только те нормы, которые являются очень важными и обобщенными. Кроме этого, абсолютно каждый принцип на самом деле представляет собой специальный международно-правовой институт, то есть целую группу норм, свернутых в одну, именно из-за этого каждый принцип по большей части конкретизируется достаточно значительным числом норм – практически в любых частях, а также отраслях международного права.

Можно отметить такие черты, которые в свою очередь, являются присущими всем общепризнанным принципам международного права. Так принципы общепризнанного порядка:

  • являются специальными нормами императивной направленности;
  • составляют основы всей системы права международного характера;
  • имеют определенную достаточно универсальную сферу каких-либо действий по кругу субъектов, в пространстве и виде международных отношений;
  • не имеют никакой иерархии;
  • толкуются в четком контексте иных принципов основополагающего характера международного права;
  • имеют обратную силу.

В роли определенных основных документов, в которых в свою очередь закреплены принципы общепризнанной направленности международного права, выступает Устав ООН 1945 года, а также специальная Декларация о принципах права международного порядка, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года (Декларация принципов международного права 1970 года), Заключительный документ специального Совещания по безопасности, и, что самое главное сотрудничеству в Европе 1975 года (Заключительный документ СБСЕ 1975 года).

На основе определенных общепризнанных принципов право международного характера из совокупности определенных разрозненных норм превратилось в конкретную упорядоченную и, что самое главное единую нормативную систему. Для того чтобы более точно понять всю суть системы, необходимо рассмотреть содержание каждого из общепризнанных принципов права международного порядка.

Принцип неприменения силы, а также угрозы силой

К сожалению, в отношениях международной направленности известны определенные ситуации нарушения принципа неприменения силы и угрозы силой. Например, бомбардировки США в Югославии без санкции Совета Безопасности ООН в 1999 году, а также нападения в вооруженном порядке США и стран – союзников США на Ирак в 2003 году.

Принцип самоопределения народов

В соответствии с Декларацией о общепризнанных принципах международного права 1970 года принцип самоопределения вполне может быть реализован в таких формах: определенный статус автономии в четких рамках государства, которое существует (например, какая-либо Автономная Республика Аджария, которая в свою очередь входит в состав Грузии); создание государства собственного порядка (например, появление суверенного государства Республика Мальта на месте колонии Великобритании в 1964 году); выход из состава государства (например, выход Эритреи из состава Эфиопии в 1993 году, выход Южного Судана из состава Судана в 2011 год). При этом достаточно важно отметить, что право на самоопределение подразумевает под собой свободу выбора между данными возможностями.

Принцип территориальной неприкосновенности государств

Принцип суверенного равенства государств

Важно, что сам суверенитет осуществляется в конкретных рамках международного права, иначе он означал бы произвол. Разграничение сфер деяния суверенитета – одна из функций международного права. Если посмотреть с одной стороны, то право международной направленности обеспечивает суверенитет, а, если с другой, то препятствует злоупотреблению им. Именно из-за этого суверенное равенство государств является реальным только в рамках права международного характера.

Что касается равноправия, то оно в свое время означает, что абсолютно каждое государство является определенным субъектом права международной направленности. Все государства при фактическом неравенстве юридически равны.

В соответствии с Декларацией принципов права международного характера 1970 года и специальным Заключительным документом СБСЕ 1975 года вполне можно отметить такие элементы содержания принципа суверенного равенства государств. Также важно знать, что все государства юридически равны. Каждое государство в свое время использует права, которые присущи полному суверенитету; обязано уважать правовую субъектность иных государств, при выполнять полностью и, что самое главное добросовестно свои международные обязательства, и, конечно, жить в мире с иными государствами. Каждое государство обладает определенным правом самостоятельно проводить свою политику внешней направленности, принадлежать к конкретным международным организациям и при этом быть (не быть) участником специальных международных договоров. Также каждое государство обладает правом на нейтралитет.

Принцип, который не допускает какого-либо вмешательства во внутренние дела государства

Принцип невмешательства в дела внутреннего порядка государства является одним из наиболее часто нарушаемых принципов. Использование каких-либо вооруженных сил – это вовсе крайняя форма вмешательства в дела внутреннего характера.

В качестве примера нарушения такого принципа вполне может служить вторжение в 1983 году на Гренаду войск США для того чтобы осуществить свержение левого правительства М. Бишопа или вторжение в Панаму войск США в 1989 году в декабре месяце для свержения президента Ф. Родригеса, а также генерала М. Норьеги. Указанные выше примеры использования вооруженной силы являются крайней и, что наиболее важно самой агрессивной формой вмешательства во внутренние дела любого государства.

Принцип неприкосновенности, а также нерушимости государственных границ

Важный и вполне очевидный факт, что каждое государство имеет свою собственную территорию, которая в свое время ограничена сухопутными, водными и, конечно, воздушными границами.

Иными словами, граница – это определенный пространственный предел деяния суверенитета государства над его сухопутной, водной, воздушной территорией и недрами.

Государственной границей является конкретная линия и проходящая по этой линии поверхность вертикального характера, устанавливающая специальные пределы территории государства (то есть пределы его суши, вод, недр и воздушного пространства). Режим границы государственного порядка определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них. Границы в свою очередь, устанавливаются на основе международного договора между путями государственного характера делимитации и демаркации границ.

Делимитация – это конкретное определение в том или ином договоре общего направления и положения границы. Государства, которые между собой о чем-то договариваются составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят данную линию на карту.

Что касается демаркации – то можно сказать, что это определенный процесс по проведению линии границы на местности.

Для демаркации обычно сооружаются специальные знаки пограничного характера, а также составляются определенные протоколы о демаркации, в которых в свою очередь отмечаются места установки пограничных знаков и, конечно, описывается линия границы в протоколах о демаркации.

Неприкосновенность границ – это специальная функция осуществляющая предохранение границ от любого посягательства извне.

Тут стоит отметить, что никто не должен покушаться на границу с какой-либо целью ее изменения; все граждане обязаны соблюдать конкретный порядок, который был установлен по пересечению границы; никто не может пересекать границу без соответствующего разрешения или правил; каждое государство в свою очередь имеет определенное право осуществлять контроль по пересечению его границы людьми, животными, а также различными транспортными средствами.

Нерушимость границ – это специальное состояние, которое является признанным, а также юридически закрепленным в стабильности существующих границ государств, выражающееся в признании границ, которые существуют в качестве юридически установленных в соответствии с правом международной направленности; отказе от каких-либо притязаний территориального порядка на данный момент и в будущем; отказе от абсолютно любых других посягательств на границы, включая угрозу силой или ее использование.

Принцип сотрудничества международного характера

Декларация специальных принципов права международного характера 1970 года конкретизировала содержание принципа сотрудничества, которое по большей части заключается в следующем. Сотрудничество международного порядка направлено на поддержание мира, а также безопасности; всеобщее уважение человеческих прав; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в тех странах, которые достаточно активно развиваются.

Что касается принципа сотрудничества, то он означает не только само право, но также и обязанность государств осуществлять необходимые действия по сотрудничеству. Это в свою очередь достаточно тесно связано, прежде всего, с тем, что реализация всех остальных принципов международного права возможна только путем сотрудничества, помимо того, сегодня резко увеличилось число проблем глобального характера, с которыми государства не справляются в одиночку. К данным проблемам вполне можно отнести терроризм международной направленности, глобальные экологические проблемы и ряд иных.

Принцип в процессе которого осуществляется разрешение споров международной направленности мирным путем

Принцип защиты, а также уважения прав гражданина

  • осуществлять необходимые действия чтобы содействовать всеобщему уважению конкретных прав человека, а также его основных свобод;
  • уважать, и при этом обеспечивать всем гражданам, которые находятся в пределах их юрисдикции, права и, конечно, свободы без какого-либо различия по четко обозначенному признаку;
  • принять определенные законодательные, а также другие меры, которые потребуются для того чтобы обеспечить международно-признанные права гражданина;
  • обеспечить человеку определенное право, чтобы он узнал свои права и поступал в соответствии с ними;
  • гарантировать какому-либо гражданину, чьи права были нарушены, специальные эффективные средства защиты правового порядка, включая обращение в судебные и, конечно международные политические органы.

В качестве примера по нарушению принципа уважения, а также защиты прав человека может выступать специальный процесс размещения военнопленных из Афганистана на военной базе США – Гуантанамо (Куба), где они в свое время находились без органа судебной власти и следствия, подвергались пыткам, в том числе по национальному и, конечно, религиозному признаку.

Принцип, который основывается на добросовестном исполнении определенных обязательств международного характера

Также стоит отметить, что можно определить содержание какого-либо конкретного принципа основанного на добросовестном выполнении обязательств где:

- это наиболее важные, общепризнанные правила поведения субъектов международного права, отклонение от которых недопустимо.

Основные источники:

1. Устав ООН - международный договор, принятый в 1945 году 51 государством антигитлеровской коалиции – победителями во Второй мировой войне, учредивший Организацию Объединённых Наций. В настоящее время подписантами Устава и членами ООН являются все общепризнанные государства мира (193 государства). Устав ООН является важнейшим документом, на котором строится современная система международных отношений и международной безопасности.

2. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права 1970г. - содержит общепризнанное аутентичное толкование содержания семи основных принципов международного права, изложенных в Уставе ООН. Полное название: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принята резолюцией 2625 (XXV сессия) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970г.

3. Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. – политическая декларация, подписанная руководителями 35 государств (прежде всего членов НАТО и Организации Варшавского договора), закрепившая послевоенное территориальное и политическое устройство Европы (нерушимость границ), а также иные принципы, которыми государства должны руководствоваться во взаимных отношениях.

- тематические Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, посвященные нормативному толкованию отдельных принципов.

Всеобщая декларация прав человека 1948г., Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965г., Декларация об определении понятия агрессии 1974г., Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981г., Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г., Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987г.и другие.

- международные договоры, содержащие правовые нормы, дублирующие положения Устава ООН и Деклараций ГА ООН.

Особенности основных принципов международного права:

Согласно ст.53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Существует мнение, что принципы международного права носят квази-императивный характер, поскольку:

- отсутствует надежный механизм принуждения к их выполнению.

2. Обязательны для всех, в том числе для третьих стран.

Принцип Pacta tertiis пес nocent пес prosunt (с лат. – Договоры не вредят и не благоприятствуют третьим лицам) на них не распространяется.

Так, согласно п.6 ст.2 Устава ООН, организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности

3. Имеют обратную силу.

Согласно ст.64 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.

4. Применяются комплексно, с обязательным учетом всех основных принципов.
5. Восполняют пробелы в международном праве.
6. Являются критерием правомерности действий субъектов международного права.

Например, когда говорится о том, что какое-то государство нарушило международное право, то подразумевается нарушение основных принципов международного право.

7. Могут включаться в систему внутреннего права государств.

Согласно ч.4 статья 15 Конституции РФ общепризнанные принципы международного права являются составной частью ее правовой системы. Порядок выполнения этого положения Конституции РФ определен, в частности, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5(ред. от 05.03.2013)"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

Согласно ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 18 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

2. По объекту регулирования:

- обеспечивающие мирное сотрудничество государств.

Основные принципы международного права:

Восходит к принципу Par in parem non habet imperium (с лат. – Равный над равными власти не имеет), основанному на доктрине божественного происхождения и равенства государей. В результате буржуазных революций заменен на равенство государств.
Согласно п.1 чт.2 Устава ООН организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов.

Так, например, Княжество Монако (площадь 2 км.кв., население 36 тыс.чел.), Россия (площадь 17 млн.км.кв.) и КНР (население 1,4 млрд.чел., площадь 10 млн.км.кв.) являются равноправными субъектами международного права.

В международно-правовом смысле суверенитет неотделим от законной и/или легитимной публичной власти, которая обеспечивает территориальную целостность, защиту населения, верховенство собственных законов и независимость государства в международных отношениях. Это обстоятельство необходимо учитывать, когда мы оцениваем на предмет соответствия указанному принципу международного права , например, Польский поход Красной армии 1939г. или действия России в отношении Украины в феврале-мае 2014г.

Каждое государство вправе:

1. Свободно выбирать и развивать свое политическое, социальное, экономическое и культурное устройство.

3. Определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами согласно международному праву.

Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и жить с ними в мире.

2. Принцип неприменения силы или угрозы силой

Согласно п.4 ст.2 Устава ООН все члены ООН воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН.

Основное содержание принципа:

Например, См. Нюрнбергский трибунал (1945-1947) и Токийский трибунал (1946-1948).
3. Право на применение силы имеют:

- от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах.

5. Территория государства не может быть объектом военной оккупации, осуществленной в результате применения силы в нарушение Устава ООН.

6. Территориальные приобретения, ставшие результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Агрессией является применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
Квалифицируется в качестве агрессии:

- применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению, в нарушение условий или после прекращения действия соглашения;

- засылка вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников.
Вышеприведенный перечень не является исчерпывающим, и Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты представляют собой агрессию. Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.

3.Принцип невмешательства во внутренние дела государств.

Основное содержание принципа:

1. Государства не вправе вмешиваться прямо или косвенно во внутренние и внешние дела, входящие в компетенцию другого государства.

Исключение: применение принудительных мере безопасности на основании Главы 7 Устава ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, в случаях угрозы миру или акта агрессии.

(согласно Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, принятой Резолюцией 36/103 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981)

- право определять собственную политическую, экономическую, культурную и социальную систему, и свои международные отношения;

- собственная система средств массовой информации.

Государства обязаны воздерживаться:

- от актов военного, политического, экономического или другого принуждения, направленных на подчинение другого государства;

- от клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды с целью вмешательства в дела других государств;

- от использования программ экономической помощи и транснациональных корпораций для давления на другие государства;

- от использования или искажения вопросов о правах человека в качестве средства вмешательства во внутренние дела государств.

4. Принцип нерушимости государственных границ.

Сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975г.

Основное содержание принципа:

4. Границы могут изменяться только в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности.

5. Принцип территориальной целостности государств.

Территория – это основное условие существования государства и его неотъемлемый признак как субъекта международного права. В пределах территории, ограниченной государственными границами, проживает население, находятся ресурсы, необходимые для его существования и развития, размещаются органы государственной власти. Принадлежность территории закрепляется по мере возникновения и укрепления современных государств. Длительное время территория не являлась неприкосновенной, а рассматривалась как законный военный приз.

В Уставе ООН и Декларации ГА ООН 1970г. сформулирован как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. Выделен в самостоятельный принцип в Заключительном акте СБСЕ 1975г.

Основное содержание принципа:

Понятие территориальной целостности не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым государствами по договоренности и с согласия населяющего их народа.

4. Незаконность военной оккупации или приобретения чужой территории, с помощью прямых или косвенных мер применения силы или угрозы ее применения.

6. Принцип равноправия и самоопределения народов

Согласно п.2 ст.1 Устава ООН одной из целей организации является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Толкование принципа дано в Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960г., а также в вышеупомянутой Декларации ГА ООН 1970г.

Основное содержание принципа:

1. Самоопределение заключается в свободном определении народом своего политического статуса и осуществлении экономического, социального и культурного развития.

2. Реализуется путем создания независимого государства, присоединения к независимому государству или объединения с ним.

3. Государства обязаны воздерживаться от действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов и имеющих правительства, представляющие весь народ, проживающий на данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

Таким образом, если в государстве соблюдается принцип равноправия всех народов (в том числе национальных меньшинств) без какой-либо дискриминации, то считается, что право на самоопределение уже обеспечено в пределах существующего государства, а действия, сопряженные с попытками отторжения части государственной территории под предлогом самоопределения, являются сепаратизмом.

4. Народы вправе требовать и получать поддержку в их борьбе против насильственных действий, препятствующих осуществлению ими права на самоопределение.

- воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение, свободу и независимость.

- уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя в соответствии Уставом ООН и принципом территориальной целостности государств.


На самом деле большевики были сторонниками унитарного, а не федеративного государства. Но после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. страна расползлась на тысячу кусков, и сшить их обратно в унитарное государство не представлялось возможным. Провозглашение права республик на выход из состава СССР было не только данью гуманистическим идеалам, но и крайней политической необходимостью того времени. Создав на обломках Российской империи новое многонациональное федеративное государство большевики совершили невозможное! Кроме этого, СССР находился под постоянной смертельной угрозой внешней агрессии (которая и произошла в 1941 году). В этих условиях было крайне важно до минимума снизить внутренние напряжение, и решение национального вопроса стало важнейшим фактором Победы 1945г.

2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без различия его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

- поощрять и развивать осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод;


Основные права и свободы, предусмотренные Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948г.:
1. Личные права:

- свобода передвижения и выбор место жительства.

2. Политические права:

- право получать и распространять информацию.

3. Социальные права:

- право на равную и справедливую оплату труда, обеспечивающую достойное существование для работника и его семьи;

- право на жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, необходимые для поддержания здоровья и благосостояния;

- право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию;

- право на образование, бесплатно начальное, профессиональное и высшее - общедоступные на основе способностей.


Необходимо понимать, что все перечисленные группы прав и свобод являются одинаково важными. Без полноценной реализации социальных прав невозможны права личные, т.к. нищий человек не может быть по-настоящему свободен. При этом, невозможно добиться социальных прав если граждане лишены прав политических или не хотят ими пользоваться.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1966г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979г., Конвенция о правах ребенка, 1989г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятая резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992г., и многие другие.

8. Принцип мирного разрешения международных споров

Согласно п.3 ст.2 Устава ООН все члены организации разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Толкование принципа дано в Декларации ГА ООН 1970г., а также в Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, принятой резолюцией 37/10 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 1982г.

Основное содержание принципа:

- могут обращаться в международные организации, а в случае угрозы миру и безопасности – в Совет Безопасности ООН;

- обязаны воздерживаться от действий, угрожающих международному миру и безопасности.

9. Принцип, обязывающий государства сотрудничать.

Согласно п.3 ст.1 Устава ООН одной из целей организации является осуществление международного сотрудничество.

Основное содержание принципа:

- для разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

2. Сотрудничество осуществляется в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства.

10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Восходит к основополагающему принципу права - Pacta sunt servanda (с лат. - Договоры должны соблюдаться).

2. Устав ООН и основные принципы международного права имеют преимущество перед международными соглашениями.

3. Устанавливая законы государства должны сообразовывать их со своими международными обязательствами.

Для тех, у кого хватило сил дочитать – видеоклип о действиях "вежливых людей" в Крыму весной 2014 года -

Подробнее о международно-правовых аспектах принятия Республики Крым в состав Российской Федерации и оказания поддержки ДНР и ЛНР можно прочитать здесь - Россия нарушила международное право? (по ссылке первый из 10 постов на эту тему).

Читайте также: