Сколько как правило особых категории возвратов или вторичных возвратов приемных детей выделяют

Обновлено: 30.06.2024

Главная страница Специалистам Вы работаете с приёмной семьёй с особым ребёнком Методики работы

Комплексная технология профилактики вторичных возвратов детей из замещающих семей

Вступление

Одним из важнейших направлений в решении проблемы сиротства является семейное устройство. Именно семья является наиболее благоприятной средой для развития личности ребенка. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, очень важно устроить его в семью замещающую. Жизнь в семье позволит ребенку получить необходимую поддержку и понимание, впитать в себя культурные и общечеловеческие ценности. Все это создает положительные предпосылки к тому, чтобы, став взрослым, ребенок мог найти себя в этом непростом мире и создать собственную семью.

В настоящий момент в нашей стране очень остро стоит проблема возвратов детей из замещающих семей.

Отказ от ребенка и последующий его возврат в интернатное учреждение становится огромной травмой для всех участ ников этого разрушительного процесса. В ситуации возврата каждый переживает очень тяжелый жизненный опыт. Ребенок ощущает крах еще одной привязанности, чувствует себя виновным в случившемся, испытывает страх перед будущим и полностью утрачивает доверие ко взрослым людям. Родитель, возвращающий ребенка, раздавлен осознанием собственной некомпетентности, несостоятельности, испытывает бессилие, чувство стыда и массу других отрицательных эмоций.

Проблема возврата ребенка из замещающей семьи является оборотной стороной современного семейного устройства. Она требует особого к себе отношения, основанного на понимании процессов, происходящих в семье, и подборе эффективных стратегий сопровождения и поддержки замещающих семей.

Служба семейного сопровождения существует на базе Шаталовского детского дома с октября 2012 года, но непосредственная деятельность по сопровождению замещающих семей ведется с января 2013 года. Основная деятельность специалистов службы направлена на поддержку приемных и опекунских семей в целях профилактики отказов от детей.

Комплексная технология работы по профилактике отказов от детей в замещающих семьях.

1. Отсутствие качественной подготовки детей к переходу в замещающую семью

Мероприятия, направленные на снижение данного риска:

2. Недостаточная готовность замещающих родителей к приему ребенка-сироты

Суть трудности: Несмотря на организацию ШПР на базе учреждения и активное обучение кандидатов в замещающие родители, большинство из них порой очень сложно адаптируется к приему ребенка и к меняющейся семейной ситуации в целом. Родители оказываются не готовыми к проблемам, которые появляются в семье с приходом приемного ребенка, главным образом, в связи с наличием идеалистических представлений о будущем ребенке (поведение, способности) и его роли в жизни семьи.

Мероприятия, направленные на снижение данного риска: Здесь выделяются три крупных блока.

Первый блок – это корректировка занятий программы Школы принимающих родителей, которая реализуется на базе учреждения:

В структуру занятий ШПР вводятся темы, которые освещает психолог службы сопровождения (по сути – кризисный психолог). Это позволяет дать кандидатам в замещающие родители максимально объективные представления о возможных проблемах с ребенком (приводятся конкретные примеры). Также идет корректировка заведомо идеалистических представлений о ребенке из учреждения и о семейной ситуации, которая сложится в случае принятия нового члена.

Второй блок мероприятий по снижению данного риска связан с реализацией программы пошагового сближения замещающих родителей и ребенка. Эта программа включает в себя этап заочного знакомства кандидатов с ребенком, этап очного знакомства, этап оценки ресурсов семьи, этап гостевого взаимодействия, этап сопровождения замещающей семьи. В рамках реализации данной программы наиболее важным считается следующее:

На этапе заочного знакомства кандидатов с ребенком специалистами службы озвучивается максимально честная информация о ребенке, об особенностях его здоровья, психофизиологического развития, нарушениях эмоциональной, интеллектуальной сферы и проблемах поведения. Основное внимание уделяется совместному анализу с родителями результатов диагностики ребенка;

Анализ и оценка внутренних и внешних ресурсов семьи, которые могут оказаться достаточными или не достаточными для создания наиболее благоприятной среды для развития данного конкретного ребенка;

3. Наличие у ребенка кровнородственных связей с родителями и родственниками

Кандидаты максимально полно информируются об имеющихся кровнородственных связях у ребенка, о степени близости ребенка с родителями (родственниками), об особенностях этих взаимоотношений. Основной упор делается на то, какую помощь кровные родители или родственники оказывали ребенку и специалистам, работающим с ребенком, во время его пребывания в учреждении. Отдельно отмечается, какие ресурсы несет в себе сохранение этих связей в дальнейшем: выделяется положительное влияние родственников на такие возможные области, как воспитание, обучение и т.д. С кандидатами в замещающие родители обсуждается их готовность к взаимодействию с семьей ребенка, и затем данное решение озвучивается кандидатами ребенку, что создает особую предпосылку к формированию доверия у ребенка к замещающим родителям.

4. Закрытость замещающих семей

Суть проблемы: Замещающие родители, приняв ребенка в семью, часто пытаются отгородиться от представителей любых социальных институтов. На начальном этапе адаптации это может расцениваться как абсолютно закономерный процесс. Семейная система, приняв нового члена, закрывает свои внешние границы с тем, чтобы все ресурсы бросить на то, что происходит внутри. Однако последующая закрытость замещающей семьи может являться тревожным признаком (вплоть до предположения о наличии физического или эмоционального насилия). Зачастую закрытость замещающей семьи может приводить к назреванию таких серьезных трудностей, которые уже почти невозможно решить.

Мероприятия, направленные на снижение данного риска:

Налаживание связей семьи со специалистами различных организаций. Практикуется такая форма работы, как плановая организация встреч замещающего родителя с конкретными специалистами органов опеки и попечительства (ООП), больницы и т.п. При таком подходе замещающий родитель идет со своей проблемой не в организацию, а к конкретному, ожидающему его специалисту, что дает возможность формирования безопасного и положительного опыта взаимодействия замещающей семьи с социумом;

Привлечение замещающих семей к участию в досуговых мероприятиях, праздниках, проходящих на базе учреждения, где работают психологи и социальные педагоги;

Проведение выездных родительских собраний, после которых предоставляются индивидуальные консультации специалистов (социального педагога, педагога-психолога, юриста).

Суть проблемы: Замещающие родители могут испытывать потребность экстренно обратиться к специалисту. Однако удаленность населенных пунктов, отсутствие интернета и персональных компьютеров, наличие у специалистов выходных дней и другие объективные причины могут определять невозможность получить оперативную помощь. Это, в свою очередь, может приводить к ухудшению ситуации в семье и запуску неэффективных сценариев во взаимоотношениях замещающих родителей и приемных детей.

Мероприятия, направленные на снижение данного риска:

Организация телефона экстренной помощи (мобильный телефон, по которому происходит добровольное дежурство специалистов, готовых поддержать семью в ситуации сильной эмоциональной встряски);

Ведение родителями дневника адаптации (с его помо щью специалисту на приеме становится возможным увидеть назревающие кризисы, подстраховать родителя, дав ему рекомендации. Дневник также является мощным ресурсным инструментом для положительной оценки родителем самого себя как воспитателя).

6. Недостаток общения замещающих семей друг с другом

Мероприятия, направленные на снижение данного риска:

Организация выездных мероприятий (круглые столы, дни опекуна, на которых могут встречаться и общаться в неформальной обстановке замещающие родители), проведение выездных детско-родительских тренингов;

Родительские встречи представляют собой практические занятия и проводятся по заявкам замещающих родителей. То есть тему встречи запрашивают сами родители, исходя из актуальных проблем взаимодействия с приемным ребенком в семье. Здесь озвучиваются как общие и частые трудности, например, негативное поведение ребенка в школе, неприспосо- бленность ребенка в быту, так и очень личные и порой интимные для семьи вещи: проблемы в отношениях приемного и родного ребенка, воровство ребенка и т.д. Очень важным в данных занятиях является то, что они проводятся по запросу замещающих семей, пред полагают участие небольшого количества родителей (2-4 мамы), объединенных сходными проблемными ситуациями. Еще одной обязательной особенностью этих родительских встреч является присутствие на них замещающих родителей, имеющих положительный опыт преодоления той или иной проблемы в воспитании приемного ребенка. То есть данная форма работы является не только консультативной психологической помощью замещающей семье, но и определенным семейным обменом родительского опыта.

7. Недостаток взаимодействия специалистов службы сопровождения

Суть проблемы: Одну семью могут сопровождать несколько специалистов, каждый из которых ведет свою документацию, внедряет свои идеи, ответственно подходит к оказанию адресной помощи семье, но, к сожалению, достигает незначительного результата из-за узкого профиля своей работы и недостатка знаний о семье с позиций других специалистов.

Мероприятия, направленные на снижение данного риска:

Специалисты службы семейного сопровождения на протяжении 2-х лет работают по технологии кейс-менеджмента, или технологии ведения случая. В команде состоят социальный педагог, психолог, ведущий ШПР, кризисный психолог, юрист, педиатр.

8. Нарушение эмоционального состояния замещающей матери

Суть проблемы: По статистике службы сопровождения учреждения около 32% обратившихся за помощью замещающих мам на момент обращения находятся в негативном эмоци ональном состоянии. Причиной может быть целый комплекс проблем, связанных с мужем, матерью, приемным и кровными детьми, ситуацией на работе.

Мероприятия, направленные на снижение данного риска:

Проведение индивидуальных консультаций не толь- ко для ребенка, но и для мамы. Очень часто взрослый человек нуждается в помощи, совете специалиста, но считает для себя неловким, а порой и пугающим обратиться за поддержкой к психологу. В процессе взаимодействия с замещающей мамой необходимо корректно интересоваться ее общим эмоциональным фоном, физиологическим состоянием (в норме ли ее сон, режим труда и отдыха и т.д.). Очень часто эмоциональный выплеск мамой своих трудностей (помимо проблем во взаимодействии с ребенком) происходит при таких кратких, тактичных вопросах специалиста и проявлении им заинтересованности в ее комфортном состоянии. Далее психолог работает с озвученными замеща ющим родителем проблемами.

Обучение замещающей мамы приемам релаксации, саморегуляции и расслабления. Данная работа проводится с замещающей матерью с целью профилактики у нее эмоционального выгорания, снятия психического напряжения, выброса негативных эмоций посредством социально-приемлемых форм и стабилизации эмоционального состояния.

Отмечено, что при психологической поддержке замещающей матери проблемная ситуация в семье начинает выравниваться значительно быстрее.

Результаты осуществляемой деятельности и перспективы дальнейшей работы

Семья - единственный путь обретения опыта семейного образа жизни для детей. Особенно это актуально для тех детей, которые воспитываются в государственных учреждениях. В настоящее время значительно увеличилось количество детей, воспитанников интернатных учреждений, передаваемых на воспитание в замещающие семьи. Этот процесс обусловлен государственной политикой в вопросе развития семейных форм устройства детей-сирот, определённой готовностью общества к приёму детей в семьи.

Однако в реализации новых направлений семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует ряд трудностей таких как: внутренняя неготовность потенциальных замещающих родителей к приёму детей в семью, незнание потенциальными приёмными родителями особенностей развития депривированных детей-сирот, неготовность самих детей к проживанию в семье.

Также наблюдается возврат детей, находившихся в семье продолжительное количество времени.

Причин возврата детей много, это как правило состояние здоровья, изменение материального положения семьи, и что совсем неприемлемо – ненадлежащее исполнение обязанностей опекуном. Самой главной причиной является обострение межличностных отношений – неумение детей и замещающих родителей эти отношения выстраивать. Дети растут, подростковые проблемы накапливаются, и замещающие родители оказываются, к этому не готовы, отсюда и вывод: легче вернуть.

В целях предотвращения возвратов приёмных семей необходимо выявить проблемы в замещающих семьях ещё на ранних этапах, проводить профилактическую работу отдельно с замещающими родителями, с другими членами семьи, с приёмными детьми и в целом со всей семьёй.

Работа с семьёй по предотвращению возвратов проходит в несколько этапов:

Подготовка граждан, выразивших желание принять на воспитание детей в семью, которая проводится по специально разработанной программе с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Порядка подготовки граждан. Программа включает не только юридический и медицинский, но и психолого-педагогический модуль, где уделяется внимание вопросам поведенческих возрастных и полоролевых особенностей приёмных детей.

Подготовка детей-сирот к проживанию в семье осуществляется специалистами детского дома и службой сопровождения замещающих семей, с использованием специально разработанных программ, включающих эмоциональный, когнитивный и поведенческий блоки.

Результатом данного этапа должна стать мотивационная и знаниевая готовность кандидата.

Углублённая диагностика как родителей, так и детей на предмет совместимости и определения психологических особенностей.

Диагностика проводится в период подготовки и включает как самодиагностику, так и тестирование специалистами.

С этой целью используется стандартизированная база валидных методик (опросники, тесты, проективные методики).

Обработка рабочих материалов проводится специалистами: психологом, социальным педагогом. На основании полученных данных делается окончательный вывод о готовности кандидатов, о возможных претендентах.

На момент окончательного перехода ребенка в семью организуются встречи, совместное времяпровождение, используется форма временного пребывания ребёнка в семье (гостевой режим). После чего принимается окончательное обоюдное (ребенка и семьи) решение о передаче на воспитание приемного ребенка и присвоения семье статуса замещающей семьи.

После окончательного принятия решения о передаче ребёнка в семью, с ней заключается договор специалистов службы сопровождения замещающих семей о социально-психологическом сопровождении, которое включает поддержку семей, профилактику кризисных моментов, просвещение, консультирование, супервизию проблем, внутрисемейные и межсемейные занятия (тренинги) на развитие семьи и семейных отношений и предусматривает закрепление куратора.

График посещения семьи первые три месяца составляет 2-3 раза в неделю. Используется метод включенного наблюдения, проводится срезовая диагностика семейного микроклимата и комфортности пребывания ребёнка в семье. Также предусматривается работа со всей семьей (мини-тренинги). Семьи могут участвовать и в групповой, клубной работе, которая проводится специалистами службы сопровождения.

По мере адаптации встречи на дому становятся реже, но остаётся контроль по телефону и участие в клубной работе

Сопровождение семьи и ребёнка осуществляется специалистами службы сопровождения замещающих семей при активном сотрудничестве со специалистами образовательных учреждений (дошкольных и школьных).

По мере взросления ребёнка и с учётом прохождения замещающей семьёй стадии своего становления и развития специалисты отмечают наиболее опасные в плане кризиса периоды, например подростковый, поступление в школу и т.п., и усиливают интенсивность встреч. Кроме того в банке данных о замещающих семьях службой контролируются семьи в предкризисные моменты и проводится просветительская работа с родителями.

Кризисы могут быть вызваны управляемыми (кризис возраста) и неуправляемыми факторами (несчастные случаи, потеря работы и т.п) Информация о проявлениях неблагополучия, в первую очередь вызванных неуправляемыми факторами может поступать в службу со стороны образовательных учреждений, ближайшего окружения семьи, получается путём собеседования с воспитателем, классными руководителями, участия специалистов службы сопровождения в психолого-педагогических консилиумах, профсоветах образовательных учреждений, информации детского телефона доверия, а также обращениях замещающих родителей в органы опеки и попечительства.

Изучаются причины кризиса, участников конфликта, намечаются пути решения и ответственные -кризисный куратор.

Во втором случае изучаются ресурсы семьи и возможности помощи (экстренной или пролонгированной) до момента разрешения кризиса и принятия решения. Возможен вариант передачи ребёнка в патронатную/гостевую семью из числа ближайших родственников, знакомых или сотрудников учреждения, где расположена служба сопровождения. В любом случае это должна быть семья знакомых ребёнку людей. В крайнем случае, ребёнок возвращается в учреждение.

Семья переводится на сопровождение, частота встреч снижается. Критические периоды в становлении приёмной семьи:

12 месяцев приёма (семья, нередко самодостаточные до приёма, начинают отказываться от детей). В первые полгода приёма увеличивается эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (независимо, кровные они или приёмные) ожидают от неё исполнения роли лидера семьи. В это же время резко снижается статус отцов.

На этом этапе психологическое сопровождение направлено на целостность супружеской подсистемы, уровень эмоционального напряжения у матери и статус отца в семье. Супругов обучают техникам принятия совместных решений, помогают в организации обсуждения ситуации, сложившейся в семье.

2 года приёма (к этому времени должна сформироваться самоидентификация членов семьи с её новым статусом). Идёт процесс переструктурирования границ, как в отдельных подсистемах, так и в системе в целом. Это вносит значительный хаос в структуру отношений в семье как внутри самой системы, так и во взаимодействии с окружением. Приёмные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье, они пытаются воспроизвести привычные модели взаимоотношений сиротского учреждения или кровной семьи.

Психологическое сопровождение направлено на структурные изменения, которые переживает семья, интегрируя новых членов, а также системные защиты базовой семьи и приёмного ребёнка от взаимной интервенции. Важным становится участие детей в группе поддержки с другими кровными и приёмными детьми, имеющими большой опыт совместной жизни.

Целями психологической помощи становятся личностные границы членов семьи, способы проявления ими своих чувств, привязанности в семье, способность к рефлексии и управлению поведением детей. Главной целью сопровождения в этот период становится вывод семьи из кризиса.

Замещающие семьи проходят через определённые этапы становления и развития. Семейные системы находятся на постоянном движении: дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, её потребности. Поэтому своевременное выявление и разрешение семейных проблем является важным фактором профилактики отказа от приёмных детей.

Список литературы

1. Басова В.М. Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). Учебно-методическое пособие. // Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2003.

2. Гринберг С.Н. Савельева Е.В. и др. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги.Речь. СПб., 2007.

3. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. Энас. М., 2005.

6. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Минск: 1999. –185с.

ГОРОДА: Абакан, Альметьевск, Ангарск, Арзамас, Армавир, Артем, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск ,Белгород, Бердск, Березники, Бийск, Благовещенск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Грозный, Дербент, Екатеринбург, Елец, Ессентуки, Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каспийск, Кемерово,Киров, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Люберцы, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Москва, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Нальчик, Нефтекамск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новороссийск, Новосибирск, Новочебоксарск, Новочеркасск, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Обнинск, Омск, Орёл, Оренбург, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Псков, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Севастополь, Северодвинск, Северск, Сергиев Посад, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Улан - Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Чита, Элиста, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль

"Эвенсис" - Федеральный Центр Науки и Образования © 2015 - 2022 г. Все права защищены
Использование материала сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.


Что такое вторичный возврат

Возвратом обычно называют действие приемного родителя или опекуна, когда он написал заявление и вернул ребенка. Почему это называется именно вторичным возвратом? Потому что ребёнок уже был в учреждении, и он повторно попадает в систему.

Почему происходят возвраты

1. Несовпадение ожиданий с реальностью

  • Не все проблемы со здоровьем ребенка-сироты будут проявляться в учреждении. Некоторые, особенно поведенческие проблемы, станут очевидны только дома, из-за этого приемный родитель часто не может правильно оценить свои ресурсы.
  • Потенциальный приемный родитель во время знакомства часто видит идеального ребенка, а не настоящего. Важно понимать, что, оказавшись в детском доме, ребенок уже имеет непростой жизненный опыт, который так или иначе оказывает влияние на его поведение и отношение к окружающим. До пандемии проводились дни открытых дверей в ЦССВ и детских домах, где можно было пообщаться с ребенком. Но это все равно искусственная обстановка, где ребенок не может полностью раскрыться. Часто приемный родитель берет ребенка и имеет слабое представление о его характере и темпераменте. Он увидел только картинку, которую ему показали за два часа. Несовпадение ожиданий с реальностью может привести к внутреннему конфликту у приемных родителей, к страху, к пониманию того, что они не знают, как реагировать в тех или иных ситуациях на поведение приемного ребенка.

2. Сложная адаптация

Подавляющее число приёмных семей проходят период адаптации. В каких-то семьях она проходит более спокойно, а в каких-то — по сложному сценарию.

Конечно, любовь и забота — это важно, но не менее важно понимать, что без помощи и поддержки специалистов проблема может и не решиться

Постепенно накапливаясь, она приведет к серьезному кризису в отношениях между ребенком и родителем.

3. Возвраты из-под родственной опеки

Около половины возвратов — это родственные возвраты. Бабушки и дедушки или другие близкие родственники не справляются и сами отдают детей в интернаты, либо делают это под влиянием школы, органов опеки или комиссии по делам несовершеннолетних.


Первый вариант: бабушка забирает ребенка, и пока он маленький, проблемы не возникают. Но когда внук становится подростком, она перестает с ним справляться, потому что у нее нет ресурсов.

Второй вариант: ребенка берут тети или дяди. Если бабушка участвует в воспитании ребенка с более раннего возраста, то тетя или дядя живут отдельно, у них своя семья.

Из чувства долга они принимают ребенка, но он не вписывается, накладывается проблемное поведение, они возвращают его в детский дом

Что происходит во время кризиса с такой семьей:

  • Для школы — это проблемный ребенок с плохо справляющимися родителями.
  • Для органов опеки — слабая приемная семья, слабый опекун, дополнительная работа и отсутствие возможностей предложить какую-то помощь.

Получается, что в ситуации, когда семье нужна поддержка и опора, происходит все наоборот. Они становятся изгоями, постоянно получают замечания из разных служб, их постоянно вызывают на какие-то комиссии и применяют по отношению к ним карательные меры. Все эти обстоятельства могут привести к возврату.

Приёмных родителей надо готовить

Люди, движимые лучшими побуждениями, но не владеющие информацией об особенностях детей с сиротским опытом, могут принять решение, не рассчитав грамотно свои силы и возможности

Просить о помощи не стыдно

Ребенку и семье тяжело жить в напряжении и страхе быть отвергнутыми. Если опекунами становятся родственники, с ними нужно проводить занятия на принятие ребенка, на принятие ситуации, на проживание чувства вины и стыда. С одной стороны, они чувствуют, что они как семья виноваты в том, что ребенок/ сестра/брат неблагополучные. С другой стороны, они испытывают стыд из-за общественного осуждения. Часто они не выбирали этого ребенка, это не было их осознанным решением, на них это свалилось. Поэтому так важна для них психологическая поддержка.

Важно предлагать помощь не только приемным родителям, но и ребенку

Не нужно стесняться просить о помощи

  • Медицинских вопросов (например, если у ребенка есть особенности развития, ему нужны обследования и реабилитация);
  • Юридических проблем (например, если есть вопросы, связанные с недвижимостью ребенка, с оплатой коммунальных услуг и т. д.);
  • Психологических проблем.

Сопровождение замещающих семей подразумевает адресный подход и не должно быть шаблонным. Специалисты должны изыскивать ресурсы, чтобы помогать семье в решении конкретного запроса.

Период адаптации в идеале должен проходить при поддержке психолога

Как часто и с какой периодичностью необходимо консультироваться с психологом — зависит от конкретной семьи. Не надо доводить ситуацию до критической точки: исправлять всегда намного сложнее. Как только появляются какие-то предвестники проблем, нужно сразу обращаться за помощью. Адаптация страшна выгоранием приемного родителя и риском вовремя не заметить свое состояние.


Почему детей возвращают в приюты?

В исследовании приняли участие приемные мамы из трех российских регионов, проживающие в сельской местности и малых городах, эксперты с опытом сопровождения приемных семей и возврата, а также руководители и специалисты организаций для детей-сирот.

Специалисты также исследовали внутрисемейные и внешние причины возвратов. Среди первых они выделили завышенные ожидания родителей от приемных детей (75%), низкую компетентность и незрелость родителей в вопросах воспитания и трудное поведение ребенка ( по 73%).

«Самая неправильная мотивация именно взятия подростка — что мы берем помощницу, няньку, рабочую силу. Кстати, именно в сельских местностях [это происходит] очень часто.

Среди внешних факторов исследователи выделили позднее обращение родителей за помощью (75%), слабое межведомственное взаимодействие ответственных служб (38%), нехватку помогающих сервисов и специалистов для приемных семей (36%), недостаток квалификации специалистов, которые занимаются подготовкой и сопровождением (29%).

Как компетентные органы относятся к возвратам?

Алексей Газарян во время выступления подчеркнул, что у специалистов со временем отношение к этому вопросу становится более философским.

76% респондентов уверены, что у приемных родителей должно быть обязательное сопровождение. При этом 43% сказали, что сталкивались с негативным и резко отрицательным, осудительным отношением специалистов к приемным родителям, которые задумываются о возврате. Также некоторые специалисты и семьи сообщили, что редко взаимодействуют с помогающими службами, поскольку это воспринимается как наказание и контроль. У кого-то во время взаимодействия произошел конфликт из-за ожиданий специалиста от семьи, у других — из-за обсуждения только ребенка, но не чувств родителя, также некоторые воспринимают психолога как психиатра.

Как приемные дети живут в сельской местности?

Газарян отметил, что сельская местность может оказаться рисковой средой для приемного ребенка. Среди сильных сторон проживания на селе эксперты выделили традиции общинного воспитания, эффект социализации средой, общение и дружбу приемных родителей из разных семей между собой, наличие возможности естественного приучения к труду, занятость на селе.

Исследователи уверены, что специалисты служб подготовки и сопровождения должны обращать внимание и учитывать те риски, которые есть у семей в сельских условиях.

Что не так со школой приемных родителей (ШПР)?

Алексей Газарян рассказал, что многие эксперты, приемные родители и специалисты недовольны качеством ШПР. В среднем они оценили работу школ на 6,6 из 10. При этом 86% уверены, что ШПР играет важную роль в успешности приемной семьи.

Оксана Дмитрова уверена, что для приемных родителей необходимо развивать средства дистанционной поддержки.

Как решать возникшие проблемы?

Приемные родители рассказали исследователям, что помогало им самим преодолевать сложности. Респонденты выделили среди самого основного отказ от образа будущего и формирование гибких и реалистичных ожиданий. Также они отмечали важность установки на долгосрочные отношения с ребенком, родители посоветовали не думать об отказе как о возможном сценарии и не выделять приемного ребенка относительно кровных детей.

Также респонденты заявили, что необходимо проводить семейные советы и выезды на природу, вовлекать обоих родителей в воспитание детей, своевременно обращаться к специалисту, входить в группы поддержки, профильные сообщества, посещать клубы приемных семей и форумы.

Внутри семьи опрошенные выделили важность умения общаться по душам, не затягивать решение трудностей, опыт сопереживания детям, развитие навыка терпения, установку правил и дисциплины.

«Есть хорошие слова:

Исследователи выявили запросы на развитие разных навыков у специалистов. Так, 41% опрошенных уверен, что им необходимо научиться распознавать кризисные и конфликтные ситуации в приемных семьях и поддерживать родителей в этот период. 49% заявили, что специалисты должны научиться проводить эффективную подготовку кандидата в приемные родители. 41% посчитал, что надо развивать навыки в реабилитации ребенка после возврата (только 4% сказали, что это же должно касаться и приемных родителей).

При этом сами специалисты хотели бы развить свои навыки в таких сферах: помощь приемным семьям на этапе подросткового возраста приемных детей (52%), воровство у приемных детей и способы его коррекции, агрессия и проявление насилия со стороны приемных родителей и приемных детей ( по 41%).

В целом исследователи посчитали, что на уровне государства необходимо разработать общую позицию и стратегию в отношении ситуаций возврата, пересмотреть подход к целеполаганию и оценке качества работы по семейному устройству, совершенствовать работу ШПР, повышать компетентность специалистов сопровождения, образования, органов опеки и попечительства, развивать инфраструктуру профессионального сопровождения приемных семей, поддерживать ресурсы самопомощи среди самих приемных родителей.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Читайте также: