Сколько хранить согласие на обработку персональных данных после увольнения

Обновлено: 28.06.2024

Если у вас есть сотрудники — вы автоматически становитесь оператором персональных данных, а значит должны соблюдать правила работы с ними. Вполне возможно, что о некоторых из них вы даже не подозревали. Почитайте статью, чтобы знать и избежать штрафов.

Что такое персональные данные

Это любые факты, события, обстоятельства жизни и другая информация, благодаря которым можно идентифицировать личность физлица.

Точного перечня персональных данных нет. Что в него включать, зависит от ситуации. В частности, к персональным данным работника относятся:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол;
  • возраст;
  • дата и место рождения;
  • паспортные данные;
  • адрес регистрации и фактического проживания;
  • номер телефона;
  • национальность;
  • семейное положение;
  • сведения о детях, родственниках;
  • социальное, имущественное положение;
  • образование, профподготовка, повышение квалификации;
  • профессия, специальность;
  • доходы;
  • состояние здоровья;
  • информация о судимости;
  • сведения о предыдущем месте работы: должность, зарплата и т. д.;
  • политические и религиозные взгляды и др.

По отдельности эти сведения не будут персональными данными. Например, адрес без ФИО проживающего. Или номер телефона, если непонятно, чей он. Персональными они становятся, когда по этим данным можно прямо или косвенно определить конкретного человека.

Не относится к персональным данным ИНН. Минфин объясняет , что он нужен только для учёта налогоплательщиков внутри налоговой системы и для ускорения обработки большого потока информации.

Документы, которые содержат персональные данные работников:

  • трудовой договор и допсоглашения к нему;
  • приказы о приёме на работу, о переводе, о совмещении, об отпуске, о премировании, об увольнении и т. д.;
  • документы по аттестации работника;
  • трудовая книжка;
  • личное дело;
  • график отпусков;
  • расчётный листок;
  • зарплатная ведомость;
  • копии паспорта, документа об образовании, военного билета;
  • личная карточка и др.

Такие документы работодатели обязаны вести и хранить по особым правилам.

Как работать с персональными данными

Основные документы, которыми нужно руководствоваться в работе с персональными данными — это закон № 152-ФЗ и глава 14 ТК РФ .

Что такое обработка персональных данных и как её вести

Обработкой персональных данных считаются любые действия, которые с ними можно произвести вручную или с помощью программ и сервисов:

  • сбор;
  • передача
  • запись;
  • хранение;
  • изменение;
  • распространение (неограниченному кругу лиц);
  • предоставление (конкретным лицам);
  • анализ;
  • удаление и т. д.

Организация или ИП, у которых есть работники, считаются операторами персональных данных, так как получают и обрабатывают информацию о физлицах.

В некоторых случаях обработку нельзя сделать без ведома Роскомнадзора ( ч. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ ). В частности, если работодатель:

  1. Получает любую дополнительную информацию о сотрудниках, которую не обязывает собирать ТК РФ. Например, их фотографии.
  2. Ведёт обработку не только в рамках трудовых отношений. Например, подаёт данные сотрудников в страховую компанию для оформления полисов ДМС или устанавливает видеонаблюдение на рабочих местах.

Если работодатель обрабатывает информацию только в рамках трудовых отношений, никаких уведомлений не нужно.

Положение о работе с персональными данными

Всем работодателям нужно составить локальный нормативный акт — положение о работе с персональными данными. Установленной формы нет, но обычно в нём несколько разделов:

  • общие положения — цель документа;
  • основные понятия — расшифровки терминов, которые фигурируют в документе (обработка, распространение и т. д.);
  • состав персональных данных — какая информация к ним относится, список документов, в которых она содержится;
  • правила получения, обработки, передачи, хранения и использования персональных данных;
  • список сотрудников, у которых есть допуск к таким данным;
  • порядок хранения — где и как хранятся персональные данные, меры по защите;
  • ответственность за нарушение правил работы с персональными данными;
  • заключительные положения — с какой даты вводится в действие, кто назначен ответственным.

Формулировки можно брать из Закона № 152-ФЗ . Внизу, на последнем листе расписывается сотрудник, составивший документ. Чаще всего это специалист по кадрам.

Положение утверждает руководитель организации, ИП или уполномоченный сотрудник. До утверждения документ могут согласовать другие заинтересованные работники (например, руководитель отдела кадров или юрист), если такой порядок принят у работодателя.

С положением нужно ознакомить всех работников под подпись. Это можно сделать:

  • на отдельном листе ознакомления и подшить его к положению;
  • в специальном журнале ознакомления с локальными нормативными актами работодателя;
  • на последнем листе второго экземпляра трудового договора, который будет храниться у работодателя.

Если работник отказывается ознакомиться с положением о работе с персональными данными, оформите акт об отказе. Это будет подтверждением того, что вы выполнили свои обязанности и убережёт от претензий проверяющих.

Когда нужно согласие на обработку персональных данных и как его оформить

Не всегда нужно получать письменное согласие работника на обработку его персональных данных. Например, оно не потребуется для:

  • оформления и исполнения трудового договора;
  • заполнения личной карточки и других кадровых документов;
  • передачи в органы статистики при условии, что данные обезличены, то есть их нельзя отнести к конкретному физлицу;
  • передачи в налоговую инспекцию, соцстрах, пенсионный фонд, военкомат — по их запросам или в составе отчётности;
  • внесения в специальный реестр ЕСИА информации о корпоративных сим-картах сотрудников;
  • передачи по запросу в прокуратуру, МВД, ФСБ и в другие ведомства, которым разрешено запрашивать информацию о работниках.

Подтверждение — ст. 86 , 88 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 6 закона № 152-ФЗ., п. 2 ст. 44 закона № 126-ФЗ и т. д.

Взять согласие на обработку нужно, если вам понадобилось больше информации о работнике, чем установлено в ТК РФ или при передаче данных третьим лицам. Например, когда:

  1. Вы хотите запросить сведения о жилищных условиях работника, чтобы понимать, в каком жилье он нуждается. Это бывает нужно, когда в трудовом договоре есть дополнительное условие о предоставлении квартиры для проживания на время исполнения трудовых обязанностей.
  2. Вы передаёте кадровое делопроизводство или бухучёт на аутсорсинг.
  3. Вам нужна фотография работника на пропуск для прохода на рабочее место.
  4. Вы хотите разместить персональные данные работника на корпоративном сайте, например, его фото, должность, сведения об образовании и т. д.

В согласии на обработку персональных данных нужно прописать ( п. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ ):

  • ФИО и адрес работника;
  • серию и номер паспорта, дату выдачи и кем выдан;
  • наименование или ФИО работодателя, его адрес;
  • для какой цели понадобилось согласие;
  • список информации для обработки;
  • какие действия будут производиться с этими данными;
  • способы обработки;
  • срок действия согласия и как его отозвать.

Согласие можно оформлять на бумаге с собственноручной подписью работника или в виде электронного документа, подписанного ЭП.

Когда вы публикуете в интернете информацию о работниках — это распространение персональных данных неограниченному кругу лиц. В этом случае надо получить отдельное согласие — на распространение. Его оформляют с учётом требований Роскомнадзора и ст. 10.1 закона № 152-ФЗ .

Обязан ли работодатель уничтожить копии документов, на основании которых заполнялась карточка формы N Т-2, после увольнения работника (копия паспорта, ИНН, СНИЛС, диплом и прочее), или они могут храниться вместе с карточкой формы N Т-2 (с работника было получено согласие на обработку персональных данных, которое не отозвано)? Обязан ли работодатель выдать копии этих документов по заявлению работника и в какой срок?

1. Статья 86 ТК РФ предоставляет работодателю право обрабатывать персональные данные работника исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), является его персональными данными. Под обработкой персональных данных понимается в том числе хранение и уничтожение персональных данных. Уничтожением персональных данных признаются в том числе действия, в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться только в установленных данной статьей случаях. Одним из таких случаев является получение от субъекта персональных данных согласия на их обработку (п. 1 ч. 1 указанной статьи). Буквальное толкование данной нормы позволяет заключить, что в иных случаях получение согласия на обработку персональных данных не требуется. В частности, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

Согласно ч. 5, ч. 6 ст. 21 Закона N 152-ФЗ в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных оператор обязан прекратить их обработку и уничтожить их, если их сохранение более не требуется для целей обработки персональных данных. Для этого оператору предоставляется срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных данным законом или другими федеральными законами. При отсутствии возможности уничтожить персональные данные в 30-дневный срок оператор должен их блокировать и обеспечить их уничтожение в срок не более чем шесть месяцев, если иной срок не установлен федеральными законами. Отметим, что обязанность оператора уведомлять субъекта персональных данных о прекращении обработки, блокировании или уничтожении его персональных данных действующим законодательством не предусмотрена. Такая обязанность будет возложена на оператора, только если соответствующие положения будут включены им в свои локальные нормативные акты (Положение об обработке персональных данных). При этом часть 2 ст. 9 Закона N 152-ФЗ специально оговаривает, что оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных в случае отзыва им согласия на их обработку при наличии оснований, указанных в пп. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 данного закона. К таковым относятся случаи обработки персональных данных без согласия работника. Таким образом, только в случае отзыва работником согласия на обработку его персональных данных у работодателя возникает обязанность прекратить их обработку и уничтожить (за исключени

ем тех данных, которые могут обрабатываться без согласия работника).

Поскольку в рассматриваемой ситуации работник не отзывал свое согласие на обработку персональных данных, бывший работодатель не обязан уничтожать копии документов работника в связи с его увольнением.

2. В силу ст. 62 ТК РФ работодатель обязан выдавать работнику по его письменному заявлению копии документов, связанных с работой. Копии должны быть заверены надлежащим образом и предоставлены работнику безвозмездно не позднее трех рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

С учетом общих норм, регламентирующих понятия "работник" и "работодатель" и их статус (ст.ст. 15, 20-22, 56 ТК РФ), можно прийти к выводу о том, что данная норма действует только в отношении лица, состоящего в трудовых отношениях с работодателем на момент запроса копий документов. Однако при таком подходе указание в ст. 62 ТК РФ на обязанность работодателя выдать приказ об увольнении в течение трех рабочих дней с момента подачи заявления становится бессмысленным: приказ об увольнении можно выдать настоящему (не бывшему) работнику только в день увольнения. В связи с этим мы полагаем, что по смыслу ст. 62 ТК РФ работодатель должен выдавать документы, связанные с работой, в течение трех рабочих дней как лицам, с которыми у него имеются действующие трудовые договоры, так и тем, с которыми трудовые договоры уже прекращены. Судебная практика подтверждает данную позицию (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 16.12.2016 N 307-ЭС16-15862, апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15.06.2016 по делу N 33-2543/2016 и т.д.).

Примерный перечень документов, подлежащих предоставлению по письменному заявлению работника, приводится в ст. 62 ТК РФ. В их числе указаны копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое. Как видно, данный перечень является открытым, в связи с чем работник вправе обратиться к работодателю с требованием о выдаче при увольнении любых копий документов (справок, выписок), содержащих информацию о его трудовой деятельности.

В то же время нельзя забывать, что на основании части первой ст. 88 ТК РФ работодатель не имеет права представлять документы, содержащие персональные данные работника, без его письменного согласия третьей стороне, в том числе другому работнику. Таким образом, если работник запрашивает документы, содержащие в том числе информацию о других работниках (например приказ о премировании работников), то работодатель вправе представить лишь выписку из этого документа, содержащую информацию, относящуюся конкретно к этому работнику, или обезличенную информацию, относящуюся ко всем работникам организации в целом или к некоторой группе работников, включающей в себя работника, обратившегося с просьбой о выдаче копий документов.

По вопросу об обязанности работодателя выдать бывшему работнику по его требованию копии документов, которые не издавались работодателем, в которые работодатель не вносил какие-либо записи и которые представлялись работодателю самим работником в период действия трудовых отношений (в том числе копий таких документов, как паспорт, диплом об образовании работника, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования), отметим следующее.

Согласно ч. 7 ст. 14 Закона N 152-ФЗ субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе информации, содержащей обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом. В силу ч. 1 ст. 20 Закона N 152-ФЗ оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 152-ФЗ, субъекту персональных данных информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.

Следует также отметить, что работодатель не обязан хранить у себя копии документов, предоставленных ему работником (смотрите также ответ на вопрос: Обязан ли работодатель делать и хранить копии трудовых книжек уволенных работников? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2015 г.)). Поэтому отказ работодателя в предоставлении информации о персональных данных, содержащихся на материальных носителях, которые работодатель хранить не обязан и которые были уничтожены работодателем по собственной инициативе после прекращения трудовых отношений с работником, не является нарушением прав бывшего работника.

Таким образом, на работодателе, являющемся оператором персональных данных бывшего работника, лежит обязанность ознакомить бывшего работника по его просьбе с теми персональными данными, которые он сообщал работодателю и которые имеются у работодателя в наличии. Обязательных требований к форме ознакомления с этими данными не установлено, поэтому мы полагаем, что работодатель вправе в указанный в ст. 20 Закона N 152-ФЗ срок самостоятельно сделать копию с копии документа и представить ее работнику или сообщить бывшему работнику о способах ознакомления с интересующими его данными, в том числе и о возможности самому воспроизвести копию документа с помощью любых доступных ему технических средств. При этом заверять воспроизведенные изображения печатью организации-работодателя или подписью какого-либо должностного лица организации не требуется.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

19 января 2017 г.

** Здесь и далее звездочки (**) означают, что при ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, документы принимаются на постоянное хранение по принципу выборки организаций и документов.

Срок хранения документа*

8.1. Прием, перемещение (перевод), увольнение работников

Документы (доклады, сводки, справки, сведения) о состоянии и проверке работы с кадрами

Переписка о приеме, распределении, перемещении, учете работников

Документы (заявки, сведения, переписка) о потребности в работниках, сокращении (высвобождении) работников

Переписка о переводе работников в другие организации

Документы (списки, ходатайства, представления, характеристики, анкеты) по формированию резерва работников на прием

Сведения о составе работников, замещающих государственные должности по полу, возрасту, образованию, стажу работы за год

Письменные уведомления работодателя об увольнении работников с указанием причин, не вошедшие в состав личных дел

Локальные нормативные акты (положения, инструкции) о персональных данных работников:

(1) После замены новыми

а) по месту разработки и утверждения

Личные дела (заявления, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и др.)(1):

(1) Виды документов, входящих в состав личных дел, определенных категорий работников указаны в соответствующем законодательстве

а) руководителей организации; членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации; членов (депутатов) представительных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, степени и звания

б) работников, в т.ч., государственных гражданских и муниципальных служащих

Трудовые договоры (служебные контракты), трудовые соглашения, договоры подряда, не вошедшие в состав личных дел

Личные карточки работников, в т.ч., временных работников

Выездные дела специалистов, командированных на работу за рубежом

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских и муниципальных служащих, не вошедшие в состав личных дел

Характеристики, резюме работников, не вошедшие в состав личных дел

Переписка по вопросам реабилитации (политической, профессиональной, медицинской) работников

Документы (анкеты, автобиографии, листки по учету кадров, заявления, рекомендательные письма) лиц, не принятых на работу

Подлинные личные документы (трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства)

До востребования (1)

(1) Невостребованные –75 л.

Документы (справки, докладные, служебные записки, копии приказов, выписки из приказов, заявления и др.), не вошедшие в состав личных дел

Документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных

Акты приема-передачи личных дел государственных гражданских и муниципальных служащих при переходе на другую работу

(1) После возвращения из командировки. Для работников, направленных в командировки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности – 75 л.

Документы (служебные задания, отчеты, переписка) о командировании работников

(1) Для долгосрочных зарубежных командировок – 10 л. ЭПК

Протоколы заседаний конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность, формирования кадрового резерва; заключению служебных контрактов с государственными гражданскими служащими, достигшими возраста 60-ти лет; документы (справки, характеристики и др.) к ним

Документы (выписки из протоколов, списки трудов, отчеты) для конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность лиц (работников), не имеющих личных дел

Документы (заявления, справки и др.) претендентов на замещение вакантных должностей

(1) После проведения конкурса на замещение вакантных должностей

Переписка о замещении вакантных должностей, избрании на должность, подготовке кадрового резерва

Переписка о прохождении государственной и муниципальной службы

Переписка по вопросам подтверждения трудового стажа работников

Документы (представления, ходатайства, анкеты, акты) об установлении персональных ставок, окладов, надбавок

(1) При отсутствии приказов – 75 л. ЭПК

Переписка об установлении и выплате персональных ставок, окладов, надбавок

Протоколы заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликтов

Документы (заявления, протоколы, решения, докладные, служебные записки) по вопросам соблюдения требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов

(1) После урегулирования конфликта

Документы (служебные, объяснительные записки, заключения, протоколы, заявления и др.) о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений; о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов

Уведомления о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений; об осуществлении иной оплачиваемой деятельности государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими

Документы (заявления, служебные записки, заключения и др.) о служебных проверках государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

а) уведомлений о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений

б) уведомлений об осуществлении иной оплачиваемой деятельности государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими

в) служебных проверок государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

г) заявлений о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов

Реестры федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих

(1) Состав документов и сведений, содержащихся в реестрах, определяется законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Хранятся в организации, исполняющей функцию ведения реестра, передаются на постоянное хранение после завершения ведения

(1) При отсутствии лицевых счетов – 75 л.

а) членов руководящих и исполнительных органов организации

б) ветеранов и участников Великой Отечественной войны и других военных действий

в) награжденных государственными и иными наградами, удостоенных государственных и иных званий, премий

С убъектам хозяйствования, независимо от формы собственности, необходимо собирать, обрабатывать, хранить персональные данные (ПДн) работников, партнеров по бизнесу и других лиц. Получать согласия на обработку персональных данных нужно с соблюдением требований законодательства. Оператору также нужно знать, сколько может действовать такое согласие, чтобы при выполнении любых действий с ПДн не нарушать требования законодательных актов.

Срок действия согласия

Хранить и обрабатывать личные данные оператор может на протяжении некоторого срока. Для этого нужно получить у субъекта ПДн одобрение на их использование, в котором указывается период его действия. Но в законе о персональных данных № 152 не указываются эти граничные сроки (гл. 2 з-на). Соответственно, нужно установить этот срок, опираясь на взаимно подписанное соглашение.

Предусматривается три варианта фиксации срока такого разрешения:

1. Можно установить ограниченное время на использование и хранение ПДн, прописав конкретную дату, до которой разрешение будет юридически законным. В таком случае нужно учитывать, что по окончании этого срока может понадобиться применить личные сведения гражданина. Но до оформления нового разрешения воспользоваться ими не разрешается, поэтому можно потерять много времени на документальные проволочки, что иногда тянет за собой проблемы. Нужно постоянно контролировать граничные сроки действия разрешения и до окончания указанной в нем даты оформить новое одобрение.

2. Следующий способ: вписать в разрешение срок действия данного документа – до реализации условий, при которых обработка ПДн будет прекращена. В согласии гражданина на обработку его ПДн нужно указать какое-либо событие вместо конкретного числа. Это может быть дата увольнения сотрудника, выполнение какой-либо услуги. Такой формат срока действия разрешения более приемлем в плане уменьшения затрат времени на бумажную фиксацию этого разрешения. Пока сотрудник не уволился, не нужно контролировать его сведения, чтобы отслеживать срок действия полученного от него согласия. Также не требуется подписывать новое разрешение, если срок старого истек.

3. Можно воспользоваться комбинированным вариантом определения срока действия согласия, при котором устанавливается дата окончания и наступления конкретного события. Примером такого способа может служить оформление займа в банке. Кредитор рассчитывает использовать сведения о заемщике на протяжении трех лет после закрытия кредита. Соответственно, в соглашении указывается срок – на протяжении трех лет с даты окончания действия договора кредитования.

Содержание согласия

В законе о ПДн № 152-ФЗ прописан ряд обязательных требований в отношении оформления согласия на пользование личными сведениями, которые нельзя игнорировать. Во время формирования согласия важно тщательно проработать и внести следующую информацию:

  • цель – не каждый гражданин хочет, чтобы его личные сведения были доступны всем. Нужно указать в одобрении, с какой целью требуется обрабатывать ПДн, кто будет иметь доступ к этой информации. К примеру, если работник будет выходить на пенсию, кадровик должен передать его документы Пенсионному фонду. От оперативности передачи данных будет зависеть своевременность назначения пенсии. Но если сотрудник рассчитывает на действия с его личными данными исключительно для работы, он может проявить свое недовольство тем, что его руководством переданы сведения о нем для действий, не связанных с работой;
  • отрезок времени, на протяжении которого ПДн гражданина будут использоваться. Нужно прописывать срок действия согласия на обработку персональных данных. К примеру, работник два года назад прекратил трудовые отношения с компанией, а бывший работодатель предоставляет его личные сведения в целях оформления карты для зачисления заработной платы в определенном банке. Это может привести к недовольству бывшего сотрудника. Не нужно игнорировать необходимость установки периода обработки ПДн, чтобы избежать проблем с обращением работника в судебные органы или прокуратуру;
  • срок хранения документов с ПДн. Если согласие на использование персональных данных было дано для каких-либо конкретных целей, то их уничтожение должно быть произведено на протяжении 1 месяца после того, как цель достигнута. Это требование регламентировано статьей 21 ФЗ № 152. Как только стороны выполнят свои обязательства в отношении друг друга, сведения хранить не имеет смысла.

Нужно знать, что законодательство требует хранить документацию, касающуюся сотрудника, на протяжении 75 лет. Это касается и личной информации.

Продление сроков

Если необходимо продлить срок действия согласия на какой-либо период после окончания указанной в нем даты, выполнить это можно следующим образом:

  • заключить дополнительное соглашение;
  • сделать новое разрешение;
  • внести в его текст возможность автоматического продления на конкретный период.

Чтобы избежать конфликтов, недоразумений между сторонами, лицо, уполномоченное на обработку ПДн, должно владеть знаниями о требованиях актуального законодательства и обеспечить их выполнение.

Обработка персональных данных работника, государственного служащего не требует получения соответствующего согласия указанных лиц, при условии, что объем обрабатываемых работодателем персональных данных не превышает установленные перечни, а также соответствует целям обработки, предусмотренным трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Работодатель вправе без соответствующего согласия осуществлять обработку персональных данных работника в случаях, предусмотренных коллективным договором, в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, являющимися, как правило, приложением к коллективному договору, соглашением, а также локальными актами работодателя, принятыми в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, получение работодателем согласия на обработку персональных данных не требуется в следующих случаях:

1. Обязанность по обработке, в том числе опубликованию и размещению персональных данных работников в сети Интернет, предусмотрена законодательством Российской Федерации.

К примеру, согласно п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках, об уровне их образования и об их квалификации.

В соответствии с Правилами размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 N 343, образовательное учреждение должно размещать на своем официальном сайте в сети Интернет и обновлять в сроки, установленные Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в том числе информацию, содержащую следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество учредителя образовательного учреждения, его место нахождения, график работы, адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество руководителя образовательного учреждения, его место нахождения, график работы, адрес электронной почты, справочные телефоны, фамилии, имена, отчества, должности руководителей структурных подразделений, включая филиалы и представительства, места их нахождения, графики работы, адреса электронной почты, информация о персональном составе педагогических (научно-педагогических) работников, их фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, их уровень образования, квалификация, наличие ученой степени, ученого звания.

2. Обработка персональных данных близких родственников работника в объеме, предусмотренном унифицированной формой N Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", либо в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (получение алиментов, оформление допуска к государственной тайне, оформление социальных выплат).

В иных случаях, получение согласия близких родственников работника является обязательным условием обработки их персональных данных.

3. Обработка специальных категорий персональных данных работника, в том числе, сведений о состоянии здоровья, относящихся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции на основании положений п. 2.3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О персональных данных" в рамках трудового законодательства.

4. При передаче персональных данных работника третьим лицам в случаях, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Работодатель, согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, в частности Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Таким образом, передача персональных данных работников в Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется без их согласия.

Согласие работника, государственного служащего не требуется при передаче его персональных данных в случаях, связанных с выполнением им должностных обязанностей, в том числе, при его командировании (в соответствии с Правилами оказания гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 N 490, нормативными правовыми актами в сфере транспортной безопасности).

Под исключения, связанные с отсутствием необходимости получения согласия, подпадают случаи передачи работодателем персональных данных работников, государственных служащих в налоговые органы, военные комиссариаты, профсоюзные органы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. ст. 17, 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, в том числе осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

Согласие работника не требуется при получении, в рамках установленных полномочий, мотивированных запросов от органов прокуратуры, правоохранительных органов, органов безопасности, от государственных инспекторов труда при осуществлении ими государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных органов, уполномоченных запрашивать информацию о работниках в соответствии с компетенцией, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Мотивированный запрос должен включать в себя указание цели запроса, ссылку на правовые основания запроса, в том числе подтверждающие полномочия органа, направившего запрос, а также перечень запрашиваемой информации.

В случае поступления запросов из организаций, не обладающих соответствующими полномочиями, работодатель обязан получить согласие работника на предоставление его персональных данных и предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, а также требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило будет (было) соблюдено.

Необходимо отметить, что передача персональных данных работника кредитным организациям, открывающим и обслуживающим платежные карты для начисления заработной платы, осуществляется без его согласия в следующих случаях:

а) договор на выпуск банковской карты заключался напрямую с работником и в тексте которого предусмотрены положения, предусматривающие передачу работодателем персональных данных работника;

б) наличие у работодателя доверенности на представление интересов работника при заключении договора с кредитной организацией на выпуск банковской карты и ее последующем обслуживании;

в) соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре (ст. 41 Трудового кодекса РФ).

5. Обработка персональных данных работника при осуществлении пропускного режима на территорию служебных зданий и помещений работодателя, при условии, что организация пропускного режима осуществляется работодателем самостоятельно либо если указанная обработка соответствует порядку, предусмотренному коллективным договором, локальными актами работодателя, принятыми в соответствии со ст. 372 Трудового кодекса РФ.

При привлечении сторонних организаций для ведения кадрового и бухгалтерского учета работодатель обязан соблюдать требования, установленные ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных", в том числе, получить согласие работников на передачу их персональных данных.

Содержание согласия работника должно быть конкретным и информированным, т.е. содержать информацию, позволяющую однозначно сделать вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых персональных данных.

Согласие работника может быть оформлено как в виде отдельного документа, так и закреплено в тексте трудового договора и отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию согласия, согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О персональных данных".

Относительно обработки персональных данных уволенных работников необходимо пояснить следующее.

Работодатель вправе обрабатывать персональные данные уволенного работника в случаях и в сроки, предусмотренные федеральным законодательством. К таким случаям, в том числе, относится обработка персональных данных в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Так, согласно подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налоговых агентов (работодателей) в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога.

Статья 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяет, что организации обязаны хранить бухгалтерскую документацию в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но при этом минимальный срок хранения не может быть менее пяти лет.

Таким образом, с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных", согласие уволенных работников на обработку их персональных данных в вышеуказанных случаях не требуется.

По истечении сроков, определенных законодательством Российской Федерации, личные дела работников и иные документы передаются на архивное хранение на срок 75 лет. При этом, на организацию архивного хранения, комплектования, учет и использование архивных документов, содержащих персональные данные работников, действие Федерального закона "О персональных данных" не распространяется, и соответственно, обработка указанных сведений не требует соблюдения условий, связанных с получением согласия на обработку персональных данных.

Обработка персональных данных соискателей на замещение вакантных должностей в рамках правоотношений, урегулированных Трудовым кодексом РФ, предполагает получение согласия соискателей на замещение вакантных должностей на обработку их персональных данных на период принятия работодателем решения о приеме либо отказе в приеме на работу.

Исключение составляют случаи, когда от имени соискателя действует кадровое агентство, с которым данное лицо заключил соответствующий договор, а также при самостоятельном размещении соискателем своего резюме в сети Интернет, доступного неограниченному кругу лиц.

В случае получения резюме соискателя по каналам электронной почты, факсимильной связи работодателю необходимо дополнительно провести мероприятия, направленные на подтверждение факта направления указанного резюме самим соискателем.

К примеру, к таким мероприятиям можно отнести приглашение соискателя на личную встречу с уполномоченными сотрудниками работодателя, обратная связь посредством электронной почты и т.д.

При поступлении в адрес работодателя резюме, составленного в произвольной форме, при которой однозначно определить физическое лицо, его направившее, не представляется возможным, данное резюме подлежит уничтожению в день поступления.

В случае, если сбор персональных данных соискателей осуществляется посредством типовой формы анкеты соискателя, утвержденной оператором, то данная типовая форма анкеты должна соответствовать требованиям п. 7 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 687, а также содержать информацию о сроке ее рассмотрения и принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу.

Типовая форма анкеты соискателя может быть реализована в электронной форме на сайте организации, где согласие на обработку персональных данных подтверждается соискателем путем проставления отметки в соответствующем поле, за исключением случаев, когда работодателем запрашиваются сведения, предполагающие получение согласия в письменной форме.

В случае отказа в приеме на работу сведения, предоставленные соискателем, должны быть уничтожены в течение 30 дней, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, где срок хранения персональных данных соискателя определен в течение 3 лет.

Получение согласия также является обязательным условием при направлении работодателем запросов в иные организации, в том числе, по прежним местам работы, для уточнения или получения дополнительной информации о соискателе.

Исключение составляют случаи заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим. В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанность получения согласия также не распространяется на обработку персональных данных соискателей, подавших документы на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, поскольку перечень предоставляемых документов определен Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п. 7 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112, а форма анкеты, предполагающая внесение персональных данных заявителя, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 N 667-р.

Ведение кадрового резерва на сегодняшний день трудовым законодательством не регламентировано. В этом случае, обработка персональных данных лиц, включенных в кадровый резерв, может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев нахождения в кадровом резерве действующих сотрудников, в трудовом договоре которых определены соответствующие положения.

Согласие на внесение соискателя в кадровый резерв организации оформляется либо в форме отдельного документа либо путем проставления соискателем отметки в соответствующем поле электронной формы анкеты соискателя, реализованной на сайте организации в сети Интернет.

Обязательным является условие ознакомления соискателя с условиями ведения кадрового резерва в организации, сроком хранения его персональных данных, а также порядком исключения его из кадрового резерва.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено формирование кадрового резерва (федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации). Таким образом, согласие на обработку персональных данных гражданских служащих, а также иных лиц, при ведении органом государственной власти кадрового резерва не требуется.

Читайте также: