Сколько дотаций получает эстония от евросоюза

Обновлено: 25.04.2024

Положение стран, которые сегодня живут с репутацией бедных родственников, может оказаться лучше, чем у тех, кто с лёгкой руки Брюсселя сегодня заберёт львиную долю пирога в размере 750 млрд евро, которые дополнительно брошены к семилетнему бюджету свыше 1 трлн евро.

По мнению старшего экономиста банка Luminor Жигимантаса Маурицаса, существует высокая вероятность, что уровень развития таких стран, как Чехия, Словакия, Польша и страны Прибалтики, окажется выше, чем стран Южной Европы. В итоге уже к 2028 году эти страны станут не получателями дотаций ЕС, а вынуждены будут превратиться в доноров, в худшем случае в общий бюджет ЕС придётся платить больше, чем получать из него. В лучшем — разойтись по нулям, то есть, по сути, уже через 7 лет начинать полную самостоятельную жизнь.

Итак, Совет Европы утвердил, кроме семилетнего бюджета более чем в 1 трлн евро, дополнительный фонд поддержки экономик от последствий пандемии COVID-19 в размере 750 млрд евро. Он разделён на две части: 390 млрд раздадут как безвозвратные дотации, оставшуюся часть члены ЕС разделят в виде кредитов.

Изначально безвозвратными субсидиями собирались раздать 500 млрд евро и только 250 млрд евро как займы. Этому воспротивилась "бережливая четвёрка" — Нидерланды, Дания, Австрия и Швеция. Позже к этой группе присоединилась Финляндия. Всё потому, что на самом деле вся эта сумма — один большой заём от имени всего ЕС. А значит, чем больше часть, которую нерадивые члены получат как безвозвратные дотации, тем больше придётся отдавать как долг более развитым экономикам. А это означает рост отчислений в общий бюджет со стороны богатых стран. Долги надо будет начать возвращать через 7 лет, а полностью расплатиться — до 2058 года.

Прибалтика формально приблизилась к середнячкам

Один из вариантов возврата денег — введение целого ряда налогов, о которых уже писал "ДП". Снижение безвозвратных дотаций с 500 млрд до 390 млрд евро экономисты в целом встретили положительно. "Слишком большой размер дотаций вызывает риск снижения эффективности их использования южными странами. Дотации означают, что "каждому по потребностям, от каждого по возможностям". А поскольку свои возможности страны Южной Европы оценивают весьма скромно, долгое время их экономики в стагнации. Или если и растут, то медленнее среднеевропейского уровня — укоренилась вера, что счёт оплатят северные страны. И отчасти Центральной Европы и Прибалтики, экономики которых быстро догоняют (развитые страны)", — сказал порталу Alfa.lt Жигимантас Маурицас.

Формально догнать средний уровень по ЕС Прибалтика сможет уже через 7 лет, когда и начнётся возврат гигантского долга. "Ещё в прошлом году по номинальному ВВП Литва обогнала Грецию и была очень близка к показателям Португалии. Имея в виду, что эти страны от кризиса пострадали ещё больше, в этом году Литва уже обгонит и Грецию, и Португалию. Будет почти на полпути между Португалией и Испанией с Италией. А такие страны, как Чехия и Эстония, ещё больше продвинутся", — считает экономист.

К слову, 390 млрд евро, которые потратят как безвозвратные субсидии, в основном разделят между собой как раз страны Южной Европы. Восточной Европе достанутся крохи. Той же Литве в виде дотаций уйдёт всего 3,1 млрд евро. Мол, пострадали от кризиса несильно — нечего и помогать. А была бы эта безвозвратная часть 500 млрд евро? Они бы растворились в южных широтах, как уже происходило не раз, а отдавать деньги — богатому Северу и более дисциплинированному Центру.

Заставят провести реформы

Что касается кредитной части, то по принятой формуле попросить можно не больше 6,8% от ВВП страны. Таким образом Совет Европы подстраховался: новые кредиты драматично не увеличат долг каждого члена в отдельности. Их, к слову, можно и не брать, но в Брюсселе не сомневаются, что в первую очередь южные страны воспользуются правилом "дают — бери". А вот Северная Европа и развитый Центр — вряд ли. Нет необходимости. К ним может попытаться присоединиться и Прибалтика, которая пытается все последние годы уйти от имиджа бедного родственника.

Кроме того, чтобы получить дотации, члены ЕС обязаны провести определённые реформы. И тут могут появиться уже новые проблемы. Сегодня неизвестно, какие требования будут предъявлены к желающим воспользоваться бесплатными миллиардами. Для Прибалтики проблемой могут стать требования ускоренной реновации старого советского жилищного фонда, внедрения других мер, увеличивающих эффективность в энергетике, развития возобновляемой энергетики или синхронизации электросетей. И ещё целый ряд требований — вплоть до реформы системы образования.

Как будут делить

Сама схема получения как безвозвратных субсидий, так и кредитов достаточно непростая. Хотя вернуть деньги будет ещё сложнее. Еврокомиссия будет одалживать деньги на международном рынке, выпуская облигации от 3 до 30 лет. Из 390 млрд евро, которые заложены как безвозвратные дотации, 312,5 млрд евро, или 80%, будут направлены в виде так называемого инструмента восстановления и устойчивости. Эту часть члены ЕС потратят в 2021–2023 годах. Остальная часть фонда дотаций — 77,5 млрд евро — будет прикреплена к существующим программам бюджета ЕС.

Самая главная часть всего пирога — это и есть эти 312,5 млрд евро. Проблема в том, что Брюссель только определился с суммой, но критерии получения безвозвратных субсидий никто чётко не прописал и, кажется, трактуют их совершенно по-разному. Что не удивительно, когда формулировка такая расплывчатая: "Для получения дотации необходимо улучшить план восстановления национальной экономики".

Мина замедленного действия

Кроме того, гарантированный раздор между членами ЕС Брюссель заложил, увязав размеры дотаций с масштабом пандемии COVID-19 в каждой стране в отдельности. Это значит, что больше всего денег получат Италия и Испания, но на фонд может претендовать абсолютно каждая страна. И у каждой страны есть возможность блокировать такие транши в любую страну ЕС сроком на 3 месяца. И хотя в будущих спорах окончательное решение всегда будет принимать Еврокомиссия, нетрудно догадаться, как обидчивые члены ЕС будут вставлять друг другу палки в колёса. Это хорошо было видно по расколу в самом начале пандемии, о котором уже писал "ДП", когда медицинские препараты и защитные средства страны ЕС не пропускали друг к другу через вновь заработавшие границы.

Ещё одна интересная деталь: страны "бережливой четвёрки" после 5 дней переговоров согласилась одобрить как новый семилетний бюджет, так и фонд восстановления экономики только после скидки для них в выплатах в общий бюджет. Сколько времени Нидерландам, Дании, Австрии и Швеции разрешено платить меньшие суммы, остаётся неясным, но, по мнению экономиста Жигимантаса Маурицаса, может оказаться, что на неопределённый срок. "Страны позаботились о том, что будут платить столько же, но в реальности меньше, поскольку больше денег будет возвращаться", — говорит он.

А это значит, что дополнительную ношу на себя вынуждены будут взять и страны Прибалтики. Это не будет означать, что в общую казну ЕС придётся платить больше, чем получать из неё, но экономист предполагает, что соотношение уже в 2027 году будет 1:1. То есть европейские деньги для Прибалтики закончатся разом. Резко и без какой-то раскачки.

16 лет назад прибалтийские республики вступили в состав Европейского союза. Какие итоги пребывания в организации "в цифрах" можно подвести?

Шестнадцать лет назад Латвия, Литва и Эстония стали полноправными членами Европейского союза. Как изменилась жизнь граждан республик, анализируем на основе данных, собранных статистическим бюро организации Eurostat.

Население

По состоянию на 1 января 2004 году население Латвии, Литвы и Эстонии составляло 2 276 520, 3 398 929 и 1 366 250 человек соответственно.

В итоге с 2004 года численность начала постепенно сокращаться. В Латвии она, например, снизилась на 16,3% и составила в 2020 году 1 905 800 человек. За весь период нахождения республики в составе Европейского союза не было зафиксировано даже незначительного увеличения.

Литва начинала свой путь в Европейском союзе с населением более 3 млн человек. С каждым последующим за 2004 годом численность уменьшалась, и уже в 2013 году составила 2 971 905 человек. На начало 2020 года в республике проживают 2 794 389 человек. Примечательно, что в этом году цифра увеличилась впервые за почти 28 лет – на 145 человек.

Численность населения Эстонии сокращалась с 2004-го по 2015-й год. За этот период количество человек снизилось на 4%. По состоянию на 1 января 2020 года в республике проживало 1 337 039 человек.

Среди главных причин депопуляции республик – отрицательный естественный прирост и массовая миграция. Вступление в Евросоюз позволило жителям республик свободно перемещаться по всей территории организации, что в результате и привело к росту миграции.

Так, в 2004 году из Латвии, Литвы и Эстонии эмигрировали 4844, 5553 и 1097 человек соответственно. Впоследствии цифры только росли: 10 234, 15 685 и 3709 человек в 2011 году соответственно, в 2018 – 10 909, 28 914 и 17 547 человек.

Уезжает из республик в основном молодое население: люди, приобретя возможность свободного перемещения, выбирают более благополучные европейские страны, переезжают туда на постоянное место жительства, находят работу, заводят семьи и оседают там, приезжая впоследствии в Прибалтику уже в качестве туристов.

А кто остается? Люди предпенсионного и пенсионного возраста, которым приходится работать, поскольку социальных выплат на жизнь хватает не всем. Так, по данным за 2018 год, количество работающих жителей в возрасте от 55 до 64 лет в Латвии, Литве и Эстонии составило 65,4%, 68,5% и 68,9%. При этом в целом количество работающих людей в возрасте от 20 до 64 лет составляет 76,8%, 77,8% и 79,5% соответственно.

Таким образом, в балтийских республиках наблюдается существенное преобладание населения предпенсионного и пенсионного возраста. Eurostat прогнозирует, что в Латвии, Литве и Эстонии будет 28,7%, 30,7% и 28,5% населения в возрасте от 65 и выше соответственно.

В случае продолжения текущих тенденций страны ожидает массовый выход на пенсию и сокращение численности молодого населения или, иными словами, еще больший отток трудоспособного населения.

Экономический рост

Латвию, Литву и Эстонию называли "Балтийскими тиграми" в период их экономического бума с 2000 по 2006 год, когда страны демонстрировали внушительные показатели экономического роста.

Так, в 2006 году ВВП Латвии вырос на 11,9%, Литвы – на 7,5%, Эстонии – на 11,2%. Однако в положительную динамику вмешался глобальный экономический кризис 2008–2009 годов. По итогам 2009 года балтийские республики оказались в пятерке худших стран мира по динамике ВВП: в Латвии минус 17,8%, в Литве минус 16,8% и в Эстонии – минус 13,7%.

Впоследствии страны, хоть и демонстрировали рост, но все же незначительный. Так, в Литве в 2013 году был зафиксирован рост на 3%, в 2018 году – на 3,1%.

Текущий год также не принесет балтийским республикам хороших показателей, считают эксперты Международного валютного фонда (МВФ). В скорректированном в апреле прогнозе отмечается, что самый большой экономический спад ждет Латвию – 8,6%. На втором месте находится Литва – спад составит 8,1%. Для Эстонии прогноз составляет минус 7,5%.

Европейские дотации

После вступлении в Европейский союз балтийские республики стали получать дотации из структурных фондов организации. Эти средства должны были обеспечить рост экономик Латвии, Литвы и Эстонии до среднего экономического уровня развития Евросоюза.

Политолог Александр Носович отмечал, что еврофонды давали странам Балтии 3% прироста ВВП, а без этих дотаций республикам грозило бы падение экономики:

"За счет структурных фондов ЕС выживают сельское хозяйство и строительный сектор Прибалтики – с прекращением брюссельского денежного потока эти отрасли ожидает кризис, который перекинется на всю экономику прибалтийских республик".

Между тем дело, действительно, идет к сокращению дотаций. В новом проекте многолетнего бюджета Евросоюза, обсуждение которого сейчас прервалось из-за пандемии COVID-19, предлагалось урезать средства Фонда сплочения, предназначенные для ликвидации отставания от других членов организации.

В случае принятия такого проекта документа дотации, например, Литве должны сократиться на 27%. Поступления Латвии снизятся, по оценке премьер-министра республики Кришьяниса Кариньша, на 22%.

Самый же сильный удар нанесут по Таллину. Министерство финансов Эстонии посчитало, что сумма дотаций ЕС может уменьшиться на 40%, или на 1,5 млрд евро.

С учетом текущей ситуации – экономического кризиса и борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 – не исключено, что в будущем дотации республикам будут сокращены еще больше.

Время

Вступая в Европейский союз, в Латвии и Эстонии существовали институты неграждан. Так называется особый юридический статус, который лишает проживающих на территории республик неграждан ряда избирательных прав.

Большинство неграждан – бывшие граждане СССР, которые жили на территории Латвии и Эстонии, но не получили гражданство республик после распада Советского Союза.

Шестнадцать лет в Европейском союзе, одним из основополагающих принципов которого является охрана прав и свобод человека, не поставили точку на существовании этих институтов.

Кроме того, продолжают испытывать трудности проживающие на территории республик национальные меньшинства. В данном случае речь идет о праве получать образование на родном языке.

Ежегодно ситуация лишь усугубляется: недовольные своим положением граждане выходят на митинги и устраивают акции протеста, власти не делают шагов навстречу, тем самым увеличивая социальное напряжение. Дальше трудностей становится все больше, действует эффект "снежного кома".

Шестнадцать лет – достаточный срок для решения существующих проблем или хотя бы запуска механизмов, которые помогли бы их решить. Но этот срок Прибалтикой был упущен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Можно радоваться? Что получили Латвия, Литва и Эстония от ЕС по семилетнему бюджету

Семилетний план ЕС был сверстан и согласован давно, а главные разногласия на минувшем саммите в Брюсселе были по Фонду восстановления (спасения) после пандемии, который составил 750 миллиардов евро. Эти деньги Европейская комиссия будет занимать на финансовых рынках от имени ЕС, и они будут распределяться в форме субсидий (390 миллиардов евро) и кредитов (360 миллиардов евро).

Главная интрига была, сколько денег из этого фонда будет распределено за счет кредитов, а сколько — за счет субсидий. Страны доноры ЕС — Дания, Нидерланды, Австрия и Швеция выиграли борьбу, снизив долю субсидий с 500 до 390 млрд.

Выделено больше денег, чем за прошлые семь лет

Прибалтийские лидеры пока лучатся удовлетворением.

Так, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш сообщил, что страна получит из утвержденного бюджета ЕС почти 10,5 млрд евро, что на 39% больше, чем было выделено за предыдущий семилетний период с 2014 по 2020 год. Кроме того, при необходимости, у Латвии будет возможность занять еще около 2,5 млрд евро "на очень выгодных условиях".

Кариньш заметил, что несмотря на то, что объем фондов сплочения после из-за выхода Великобритании из ЕС сокращается, Латвии будет выделено из него больше средств, чем в прошлом периоде. Латвия по-прежнему будет получать из общего бюджета ЕС больше, чем вносит — в среднем 3,6 евро за каждый внесенный евро, подчеркнули в бюро премьер-министра.

Из фондов сплочения Литве выделено 6,2 млрд евро и 5 млрд евро- из фондов по сельскому хозяйству. Остальные деньги выделяются на закрытие Игналинской АЭС, Калининградский транзит и развитие инфраструктурных транспортных проектов.

Премьер-министр Юри Ратас заявил, что Эстония к 2027 году получит 6,8 млрд евро из бюджета ЕС. Из них три миллиарда евро — на "политику сплочения", при этом уменьшится требование доли софинансирования проектов - с 45% до 30%, что уменьшит в целом потребность госучастия примерно на миллиард евро. На каждый уплаченный в бюджет ЕС евро Эстония в последующие семь лет получит 2,8 евро. А если учесть и план восстановления экономики ЕС после пандемии, то 3,5 евро.

Фермерам — прямые субсидии

Все прибалтийские лидеры отмечают увеличение прямого финансирования фермеров с 66% до 76%, а к 2027 году до 80% от среднего по ЕС. Эстония получит на эти цели 1,35 млрд евро, что на 35% больше, чем за прошлый период. Литва — 400 миллионов евро. С 2022 года прибалтийские фермеры будут получать 200 евро субсидий за гектар обрабатываемой земли, к 2027 году платежи постепенно увеличатся, как минимум, до 215 евро за гектар.

Мечты сбываются

Общая ситуация не внушает оптимизма

Оптимизма, однако останется не так много, если посмотреть на текущие проблемы ЕС и стран Прибалтики в отдельности. Так, последним надо платить по кредитам взятым ранее, при этом ВВП всех стран в текущем году существенно снизится.

Например, по данным минфина Эстонии — самой благополучной экономически страны региона, ее ВВП в 2020 году снизится на 7-9%, а доходы бюджета также будут на 600 млн-1,5 млрд евро ниже запланированных. В общей сложности министерство ищет дополнительно 1,8 млрд евро для реализации приоритетных мер в бюджете 2021 года. При этом долговая нагрузка на государство возрастет в 2021 году до 499 млн евро (за четыре года возросла более чем в 29 раз).

Деньги строго регламентируются

При этом ничего из выделенных ЕС средств нельзя просто взять и потратить на зарплаты бюджетникам или на выплату госдолга. Ни фермерские деньги, ни деньги из фонов сплочения ( самые финансируемые фонды), не говоря уже о средствах из фонда на исполнение "мечты" для этого не годятся.

Только несколько областей будут в значительной степени финансироваться: оцифровка экономики, инновации и "зеленая" энергетика. Это очень специфические области реформ, которые страны должны будут осуществить и очень строго отчитаться перед ЕС.

Самые неприятные вещи, как уже говорилось, случились в новом Фонде восстановления ЕС. Литва субсидирована на 2,4 млрд евро, Эстонии выдали свыше полутора млрд евро, Латвии — около 3 миллиардов. Но, например, первоначальный план, предусмотренный для Литвы, составлял 3,9 млрд. Можно, конечно, брать "выгодные кредиты" в соотношении 1 ( субсидия) к 1,5 ( кредит) , но их все равно надо отдавать.

Кроме того, помощь из фондов сплочения для развития более бедных регионов стран Прибалтики, будет уменьшаться по мере приближения экономических показателей к среднему значению по ЕС. Для Литвы это снижение составит 24%.

Латвия радуется, что получит 3,6 евро из фондов ЕС на каждый перечисленный туда евро, но в предыдущем периоде она получала 4,2 евро. То есть, субсидии в абсолютных цифрах, возможно, и увеличиваются, но не в относительных.

Основные приоритеты ЕС изменились

Прибалтийские страны пока не хотят понять, что основные приоритеты ЕС изменились — он больше не подтягивает отстающих, а поставил задачу не отстать от США и Китая в области искусственного интеллекта, стать крупным экономическим игроком. Маловероятно, что большинство государств-членов ЕС, как и страны Прибалтики, смогут быстро подстроится под этот курс, если вообще смогут при потере населения, особенно интеллектуально развитого.

Жизнь людей не станет лучше

Пока можно сказать, что очень хорошо, что в ЕС в следующие семь лет будет много денег (напечатано), но, кроме их строгой подотчетности для вложения в непопулярные в бедных странах вещи, есть риск, что только очень малая часть попадет в экономику, потому что в мае годовые депозитные остатки жителей еврозоны были выше, чем в 2019 году. И за этот месяц выросли на 6,4 процента.

Это самый быстрый рост с 2009 года, и это означает, что люди, получившие пособия по коронавирусу, помещают их на счета, а не тратят, и, тем самым, не симулируют экономику.

С другой стороны, очевидно, что бизнес в ЕС в ожидании второй и так далее волн пандемии, не будет спешить с созданием новых рабочих мест. Поэтому валовой внутренний продукт прибалтийских стран, может быть и будет расти по причине получения субсидий ЕС (1-3% от ВВП), но реально жизнь людей не улучшится.

Так что слова Науседы о создании в Литве государства "всеобщего благосостояния" — это не более чем пропаганда.

В Брюсселе кипят нешуточные страсти — 27 стран Евросоюза должны обсудить бюджет на 2021 — 2027 годы и договориться по поводу него. Традиционно этому событию уделяется немало внимания. Автор рассказывает о мифах, которые, по его мнению, возникли вокруг бюджета ЕС.

Из общения со студентами, менеджерами, друзьями и политиками у меня создалось впечатление, что среднестатистический европейский обыватель не слишком разбирается в деталях и специфике функционирования Евросоюза, что приводит к возникновению некоторых мифов и стереотипов.

Миф 1. Деньги-то огромные

Нет, дебаты в Брюсселе масштабные, страсти в прессе жаркие, стереотипов о том, кто дает и кто получает, много. А сам бюджет не то, что не огромный — он очень даже маленький!

Он составляет 1% (один процент!) всего валового национального дохода Евросоюза. Для сравнения, средний национальный бюджет государства — члена ЕС составил бы примерно 46% его валового национального дохода. Но если бюджет ЕС маленький, связанные с ним ожидания огромны. Он должен и границы защитить, и регионы поднять, и дороги построить, и науку поддержать, и фермерам помочь и т.д., и т.п.

Многие члены Европарламента давно указывают на то, что бюджет никак не отвечает тем амбициям и ожиданиям, которые есть как у политиков, так и у граждан относительно целей и задач ЕС. Отдельно со всеми евроскептиками хочу поделиться крамольной мыслью: исторически столетиями в Европе мы воевали друг с другом и проливали свою и чужую кровь, а ЕС создал уникальный механизм говорить и договариваться. Бюджет ЕС обходится каждому европейцу 323 евро в год — ваша страховка на автомобиль стоит значительно дороже.

Миф 2. Кормим европейскую бюрократию и деньги уходят бог знает на что

Этот миф особенно распространен в Западной Европе, поскольку там в обществе существует мнение, что это они дают деньги, которые ЕС тратит потом на коррумпированные и бесцельные проекты в Южной и Восточной Европе. Да, бессмысленных проектов на деньги ЕС хватает (во всех его регионах) — и это в какой-то степени проблема. Для меня лично их трагедия состоит скорее в напрасно потраченных человеческих жизнях — когда администраторы и участники таких проектов, оглядываясь назад, видят только красивые презентации, потраченные деньги, ноль реального результата и жизнь, прожитую как некий симулякр.

Но при всей публичности таких провальных проектов, все же по большей части деньги ЕС тратятся на совершенно правильные и очень ценные вещи. Наука, дороги, культура, обмен студентами, экология — это только небольшая часть направлений, в которые ЕС инвестирует на благо всех. Есть много вопросов к системе поддержки фермеров, но это, наверное, тема отдельной статьи. Если речь идет о бюрократии — организовать, осуществить и проконтролировать то, как потратить в год 166 миллиардов евро (для сравнения бюджет Эстонии — менее 12 миллиардов), безусловно, требуется наличие хорошо слаженной администрации, тем более, это всего лишь часть того, чем занимаются евробюрократы.

Миф 3. Западная Европа кормит Восточную Европу

Банкноты евро

Второе — Восточная Европа стала донором рабочей силы для Западной. Молодые, талантливые, образованные массово перемещаются на Запад. Между 2009 и 2015 годами Румыния потеряла половину своих медицинских кадров и продолжает их терять с каждым годом. Половина польских и 90% болгарских студентов-медиков собираются покинуть страну. Латвия потеряла 20% своего населения, между 2013 и 2016 годами 230 тысяч хорватов (при населении в 4 миллиона) покинули страну, в одной Германии проживают более 400 тысяч болгар (при населении в 7 миллионов). Ситуация в Эстонии не намного лучше. Это выгодно всем: мигранты (такие же, как и я) получают более высокие доходы, политики Восточной Европы бессовестно хвастаются низким уровнем безработицы в своих странах, Западная Европа решает проблемы своей неважной демографии и потребности в рабочих руках. Кто жертва? Будущее Восточной Европы!

К сожалению для многих, такие мифы предопределяют и искажают их отношение к Евросоюзу, его бюджету, насущным задачам и преимуществам. Но это мифы, а не факты! А факты нам говорят, что бюджет ЕС не такой уж и большой, расходуется в целом разумно, и Западная Европа — совсем не дойная корова для других стран ЕС, даже если наивно и эгоистично в это верит.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также: