Сколько дней в году обязан служить рыцарь

Обновлено: 04.07.2024

Рыцарь — долгое время рыцарство было личным (не передающимся по наследству) теоретически не обладал никаким правом, ни одной особой привилегией, возносившей его над другими представителями воинского класса. Однако это равенство было лишь видимостью.
Фактически рыцарь почти всегда занимал пост военачальника (невысокого ранга) с двумя или тремя слугами, двумя или тремя оруженосцами.
Исключительной привилегией рыцарей иметь герб (знак позволявший узнать командира среди сражающихся, лица которых были закрыты).
Это ограничение на право обладать гербом появилось, когда хартии стали скрепляться печатью.
Лишь рыцари могли украшать печать своим геральдическим знаком (blason).
Оруженосцы использовали простую печатку (signet), но после посвящения и становления рыцарем, акты ему надлежало скреплять гербовой печатью.
Но данная привилегия рыцарей, исчезнувшая, когда этот социальный институт объединился со знатью, и ставшая собственностью последней, произошла не от рыцарского звания, а первоначально принадлежала командиру небольшого отряда, ведшего в рукопашный бой тяжеловооруженных воинов.
Кроме того, некоторые из прав, которые, как можно было бы полагать, являлись собственностью рыцарства, на самом деле были ему дарованы.
Рыцаря XII века отличало от современников только нравственное право.

  • повиновение Церкви и забота о ней; уважение ко всем и верность своим предводителям;
  • щедрость по отношению к беднякам;
  • смелость и сострадание в бою;
  • помощь и содействие слабым.
  1. Религиозные обязательства.
  2. Мирские обязательства.
  3. Личные обязательства.

Нет нужды долго распространяться о религиозных обязательствах рыцаря.
Он должен подчиняться всему, чему учит и что предписывает Церков.
Будучи человеком военным, рыцарь должен, в частности, обеспечивать каждый раз, когда это потребуется, защиту ее служителей и имущества.
Человеку физически сильному, ему также следовало оказывать немощным и беднякам ту нравственную и материальную помощь, которую требует Церковь.

Мирские обязательства рыцаря проистекали из занимаемого им в средневековом мире положения.
Воину, не имевшему фьефа, следовало сохранять верность своему военачальнику.
Вассалу надлежало старательно выполнять свои феодальные обязанности.
Если же рыцарь являлся сюзереном, то должен был осуществлять свои права по отношению к вассалам со всей справедливостью и добротой. Человеку, принявшему рыцарское посвящение, следовало выполнять все свои сословные обязанности.
Личные обязательства.
По отношению к самому себе у рыцаря имелось только одно, но, пожалуй, самое тяжелое, обязательство: всегда быть верным себе и добровольно данной им клятве.

В этой краткой формуле находим три принципа основы рыцарства.
В день своего посвящения оруженосец публично клялся быть верным этим трем принципам рыцарского кодекса.
А именно при совершении самой церемонии, происходившей в мирное время и посреди торжественных и помпезных праздников согласно существовавшему ритуалу, будущий рыцарь клялся, положив руки на Евангелие, произнося условия этого торжественного обещания, сводившиеся, в конце концов, к одной фразе, которую находим в понтификалии епископаГильома Дюрана:

Esto miles pacificus, strenuus, fidelis et Deo devotus.
(Будь рыцарем миролюбивым, отважным, верным и преданным Богу).

Юноша, выходец из воинского сословия, пройдя суровое обучение, в ходе великолепной церемонии, где присутствовал его государь, или в простом убранстве домашнего торжества, становился рыцарем.
Сопоставляя рыцарский идеал с самыми банальными повседневными требованиями жизни, этот молодой рыцарь очень быстро постигал, какая глубокая пропасть разделяет мечту и реальность.
Ему предстояло встретить на своем пути неудачи, перенести личные поражения, испытать разочарования.
Могло статься, что однажды он окончательно утрачивал свои юношеские мечты.

Более подробную информацию о воспитании рыцарей вы можете получить, изучив следующую ссылку Кодекс чести рыцаря


Рыцари – это титулованные воины, обитавшие в замках и принимавшие активное участие в битвах и показательных сражениях на турнирах. Посвящение в рыцари расценивалось как награда короля за государственную службу. Братства рыцарей в средние века подразделялись на светские и религиозные: первые традиционно являлись выходцами из знатных семей и несли службу в королевской армии, отстаивали они преимущественно государственные интересы, тогда как вторые боролись скорее за интересы церкви.

Служить рыцари предпочитали только с равными себе по титулу: некоторые доходили до такого абсурда, что отказывались идти в одном ряду с пехотинцами, рискуя своей жизнью.

Первые рыцарские сословия возникли еще в 8 столетии на территории современной Франции, когда в государстве осуществлялся переход от народного ополчения к вассальному конному войску. Церковь оказала немаленькое влияние на средневековую конницу, превратив ее в элитное войско. Формированию рыцарства также способствовала эпоха крестовых походов.

Первыми прототипами рыцарей были древнеримские всадники: они, как и средневековые рыцари, передвигались по полю боя на конях, в качестве брони использовали доспехи. Конница предназначалась для преследования убегающих врагов.

Официальным началом эпохи рыцарства считают 4-6 столетие , когда Римская империя пала, а сарматы, поспособствовавшие этому, стали вторым прототипом средневековых рыцарей. Сарматская конница считалась привилегированной частью общества.

История формирования рыцарей тесно связана с франками, у которых возникла острая необходимость создания мобильной конницы, поскольку на их территории участились набеги арабов.

Мастерство езды на норовистых конях было недоступно для пеших франков. Конницу начали формировать из представителей дворянства. Помимо стрельбы, поединков на мечах и езды на конях, детей крупных землевладельцев обучали также плаванию, этикету, стратегии, тактике и искусству осады.

Подрастая, пажи поступали на службу к взрослым рыцарям в роли оруженосцев, сопровождавших воинов во всех походах. В их обязанности входило поддержание доспехов в чистоте и целости, транспортировать щиты и оружие.

Золотая эпоха рыцарства

Рыцарство развивалось очень динамично: требования к претендентам на получение титула становились все жестче, а тех, кому удавалось его получить, почитали все больше.

Рыцарям необходимо было быть в достаточной степени мужественными, верными своему королю, щедрыми к своим подданным и крайне галантными при дворе. Они всегда должны были защищать интересы церкви, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался, держать свое слово и бороться со злом во всех его проявлениях.

Требования выдвигались также к внешнему виду рыцарей: воины должны были облачаться в красивые тяжелые доспехи, которые значительно усложняли передвижение солдата по полю боя. Огромная цена на обмундирование повлекла за собой новую традицию: побежденный в турнире должен был отдавать свои доспехи победителю.

Однако, в эпоху Крестовых походов требования к претендентам на получение рыцарского титула значительно снизились: чтобы присоединиться к войску, нужно было всего лишь принести обет противостояния нехристианам.

Популярности рыцарям добавляли барды и менестрели, воспевающие в своих произведениях их подвиги.

Однако, с изобретением огнестрельного оружия потребность в рыцарях сошла на нет – теперь воины являются скорее представителями аристократического класса, чем сплоченной армией. В Великобритании посвящение в рыцари происходит и в наши дни: титул даруется лично монархом за заслуги перед государством.

Одним из наиболее интересных орденов является Мальтийский, основанный в Иерусалиме в 11 веке. В него входили преимущественно монахи, в 1118 году объединение возглавил французский рыцарь Раймон Дюпои, он же превратил орден в военную организацию, сражающуюся за интересы христианской церкви. Рыцари доблестно боролись за неприкосновенность Иерусалима вплоть до 1187 года, когда были изгнаны в Акка, где задержались на сотню лет. На закате 13 столетия они перебрались на Кипр, а в начале 14 века захватили остров Родос. В течение 200 лет рыцари полностью контролировали воды Средиземного моря, однако Великая Французская революция 18 столетия нанесла ордену смертельный удар: в 1792 году вся собственность органа была конфискована, а в 1798 году рыцари, изгнанные Наполеоном, были вынуждены искать новое пристанище: большая часть ордена бежала в Россию, где Павел I попытался возродить объединение , однако надолго продлить его существование не удалось – в 1801 году император умер, а вместе с ним канул в лету и орган. Еще одна попытка вернуть орден к жизни была предпринята спустя 78 лет, инициатором этого выступил Папа Лев ХIII. Рыцари вернулись, однако повторить успех своих предшественников им не удалось.

Еще одной интересной организацией является Тевтонский орден, который был основан в период третьего крестового похода в 12 веке. Членами объединения были преимущественно немецкие монахи, давшие обеты целомудрия, бедности и послушания. В 1221 году на членов ордена были распространены такие привилегии как иммунитет и индульгенции. В начале 15 столетия тевтонский орган вел активную войну с Польшей и Литвой. Литовскому князю удалось разгромить монахов, планы тевтонцев относительно господства в Восточной Европе были разрушены. Тевтонский орден был вынужден признать свою несостоятельность. 8 августа 1525 года представители Тевтонского ордена заключили мирный договор с Польшей, согласно которому рыцари теряли все свои привилегии.

В 1834 году Тевтонский орган был восстановлен в Австрии и Германии.

Самым могущественным по праву считают орден Тамплиеров. Объединения рыцарей отличались между собой используемой военной стратегией, а в остальном были достаточно похожи.

Средневековый рыцарь

Армии мира

Средневековый рыцарь

Классическим символом эпохи Средневековья считается рыцарь в доспехах и оружием в руках. Становление культуры рыцарей непосредственно связано с феодальным строем. Это обусловлено тем, что рыцари часто становились феодалами, благодаря верной службе монарху, который впоследствии наделял их землей и деньгами. Ведь средневековые рыцари в первую очередь были профессиональными воинами. Во главе дружин или армий стояли рыцари, имеющие знатное происхождение.

Рыцарство – привилегия дворянства

Рыцарский турнир

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Настоящий средневековый рыцарь (особенно рыцарь в средневековой Испании) должен был происходить из знатного рыцарского рода и знать свою родословную, как минимум до пятого колена. Доказательством знатного происхождения рыцарей служили фамильный герб и девиз. Титул рыцарей передавался по наследству или давался королём за военные подвиги.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Началом эпохи рыцарей можно считать 4-6 века, когда Римская империя пала под ударами конных кочевников. Именно сарматские всадники, использующие тяжёлые доспехи и щит, стали прототипом рыцарской конницы Европы.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Древние франки – первые рыцари

Битва франков с маврами

История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.

Так как корона остро нуждалась во всадниках, облачённых в доспехи, Карл Мартел и его сыновья начали раздавать церковные и коронные земли своим дружинникам, требуя от них за это несения конной военной службы. Если при Карле Великом в войне участвовало большое количество пехоты, то войны при Людовике 1 и Карле 2 проходили полностью без участия пехоты.

В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч. Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.

Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу, но не опоясываться им.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

Рыцарь с окровавленным мечом

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Воспитание настоящего рыцаря

Тренировки рыцарей

Будущих рыцарей начинали готовить с самого детства. Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось до 21 года, когда молодого человека официально посвящали в рыцари. Сначала мальчиков учили держаться в седле, потом – владеть оружием. Броня детям не давалась, хотя известны случаи, когда богатые феодалы заказывали уменьшенный комплект брони, которая в точности копировала доспехи взрослых рыцарей.

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Только после этого молодые люди посвящались в рыцари и получали право носить родовой герб на поле своего щита.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Кодекс чести средневековых рыцарей

Посвящение в рыцари

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

  1. Верность своему господину;
  2. Культ Прекрасной Дамы;
  3. Служение идеалам церкви.

Служение церкви привело к созданию рыцарских орденов. Они появились во времена крестовых походов. Рыцари в таких орденах считались монахами-крестоносцами и носили рясы поверх доспехов. Кроме этого, их щит украшался эмблемой креста.

Доблести настоящих рыцарей

Рыцари перед походом

Каждый средневековый рыцарь должен был стремиться обладать следующими качествами:

  • Мужеством в бою (настоящий рыцарь, не дрогнув, мог вступить в схватку с целой армией);
  • Верностью (подразумевается верность своему господину);
  • Щедростью;
  • Умеренностью;
  • Утончённостью в общении.

Главные рыцарские заповеди заключались в следующем:

  • Всегда стоять на защите интересов церкви;
  • Помогать слабым и обездоленным;
  • Сражаться за свою страну и короля;
  • Держать своё слово;
  • Бороться со злом во всех его проявлениях.

Естественно, что достаточно небольшой процент рыцарского сословия обладал набором таких качеств, но многие стремились именно к этому идеалу.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

Удар рыцарской конницы представлял собой железный клин, сминал неподготовленного врага в мгновение ока. К сожалению, для достаточного разбега рыцарская конница нуждалась в ровной площадке, поэтому рыцарские стычки происходили на равнинах.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Рыцарские замки

Конные рыцари с флагами

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

По существу вопроса, как отмечалось выше, хороший доспех стоил больше, чем крестьянин видел за жизнь; наверное, если бы он не работал, черта с два кто бы раскошелился. Летальность турнирного боя со временем снижалась, пока не стала стремиться к нулю.

С полевыми сражениями интереснее. Длительное время (приблизительно до пятнадцатого века) убить рыцаря в качественном доспехе было весьма непросто. Отсюда популярность не фэнтэзийных мечей, но всевозможных палиц, моргенштернов, дубинок, копий, алебард и подобного: вместо малопродуктивного прорубания доспеха оглушить носителя грубой силой.

“Глушеная рыба” шла на рынке, точнее, за выкуп, не то чтобы на вес золота, но в сравнимых порядках. Поэтому для распоследнего ратника передать подраненного противника сюзерену на предмет заработать (поскольку самому простолюдину получить с рыцаря выкуп не светило) означало шанс к хорошей жизни.

Рыцарство без мифов

Надобно заметить что сдаться в плен не рыцарю, а обычному крестьянину для рыцаря было стыдно. Не то чтобы было запрещено, просто сдавшийся потом становился всеобщим посмешищем: приятели — забудут, враги — будут насмехаться, а благородные дамы отвернутся. Всего этого можно было избежать …посвятив берущего в плен не-рыцаря в рыцари.

Впрочем рыцари сдаваться в плен крестьянам всё же не спешили, а обычно старались дождаться появления кого-нибудь более-менее благородного на вид, и только затем выкрикнуть пожелание сдаться (если прошедший фэйс-контроль оказывался не-рыцарем, то его так и быть посвящали в рыцари). Так что взять рыцаря в плен для простолюдина было большой удачей но счастливчики, которым повезло, всё же находились.

Через это подавляющее большинство боевых потерь рыцарства проходило по категориям раненых и плененных, а основной причиной смерти оказывался не вражеский клинок, а воспоследовавшая гангрена (ибо до концепции антисептики в медицине оставалось протянуть буквально пару сотен лет; тот самый Львиное Сердце, каких-то десять дней агонии — и все).

С другой стороны, некоторые войны (чем особенно славились религиозно замешанные, вроде Альбигойских, и базировавшиеся на перезрелой взаимной ненависти, как например постоянно получалось у англичан с французами) велись совсем уже на другой планете не только от соображений рыцарства, но и от вполне денежной выгоды.

В таких случаях ВНЕЗАПНО обнаруживалось, что если плененных и оглушенных добивать, то рыцарям следует очень “meminisse mori”. Ну, а с постепенным распространением сначала мощных луков и арбалетов, успешно пробивавших доспехи (битва при Пуатье до сих пор считается среди историков образцовым примером), а затем и огнестрельного оружия, выживаемость рыцарей действительно стала приближаться к таковой, что в свою очередь, и привело к закату всей темы.

Рыцарство без мифов

Стоит отметить, что появившиеся в позднее Средневековье швейцарские баталии пленных не брали в принципе (это было прямо запрещено уставом), что вело к дикому баттхерту благородных донов, когда ополчение конфедеративно-демократического государства из грязного мужичья невозбранно вырезало цвет нации. Но это уже совсем другая история и совсем другое время.

Распиаренное клише, чьи корни теряются в веках, а именно в истории кельтов, которые поклонялись оружию. Их римско-греческие соседи главной фишкой считали копье. Меч и его разновидности — это фетиш даже не Средневековья, а в большей степени Древнего мира.

Предки демократов из ЕС пару тысяч лет назад бегали по лесам и полям с этими самыми “ковырялами” наперевес и очень любили отрубать друг другу головы. Ибо доспехи в те суровые времена мог себе позволить даже не каждый саксонский или франкский вождь, а от закованных в железо легионеров проще было бежать куда угодно, покуда цел.

Руки-ноги у всех врагов почти голые — отрубай не хочу. А вот как раз в отрубании славному “ковыряльнику” с тяжёлым клинком равных нету. То же сохранилось и в Раннее Средневековье. Трешевые скандинавские саги полны упоминаний безногих и безруких.

Надо понимать, что наравне со многим другим, металлургия — наука, получившая настоящее развитие лишь в новое время. Длинный и плоский лист металла в древности мог быть либо мягким, либо хрупким, либо не совсем то и другое, но астрономически дорогим.

Рыцарство без мифов

Про булат и говорить нечего, сплавление и легирование в закрытых тиглях без точного технологического процесса по КПД сравнимо с шаманскими плясками (что не отменяет отменного качества удачных изделий).

Отсюда и легенды о древних мечах, которым сражался ещё пра-пра-прадед владельца, а то и вовсе какое-нибудь ктулху — меч был не самым эффективным, а самым дорогим и понтовым оружием. Ими не столько рубились, сколько потрясали на всяких пирушках.

К сожалению, против соперника в миланских латах подавляющее большинство мечей работают чуть хуже лома, так как весят меньше. Логичный выход — утяжелить меч, так мы получаем сначала клеймор, коим храбрые горцы рубились не одну сотню лет, а затем и расовый цвайхендер (двуручник, он же эспадон), коими вооружают грязных бородатых ландскнехтов, — им одинаково хорошо прорубается как стена копий швейцарской баталии, так и полный доспех благородных рыцарей.

Некий сумрачный средневековый хакер додумался вместо наращивания силы удара уменьшить площадь соприкосновения — так родился фламберг, меч с волнообразным лезвием. Стоил он чуть больше, чем все обмундирование, зато хорошо пробивал доспехи, почти в них не застревал, а при вытаскивании устраивал хирургический кошмар из-за нарезания краёв раны тонкими ломтиками, как зубьями пилы, что гарантировало смерть либо сразу от кровопотери либо попозже от гангрены.

Рыцарство без мифов

Вскоре фламберг был проклят церковью как негуманное даже по меркам тех времён оружие, а попадание в плен с такой штуковиной вело к немедленной казни.

А клевцы, чеканы и прочие боевые топоры и секиры вообще произошли от инструмента для рубки дров, то есть изначально предназначены для концентрации максимума удара на минимальной поверхности. Что очень печалило мародеров, поскольку доспехи с дырками уходили барыгам со скидкой. К тому же, всё вышеперечисленное технологически представляет собою кусок металла, не важно какого качества, просто набитого на деревянную рукоятку.

И если щербина на мече для ремонта требовала наличия кузнеца и кузни (хотя бы походной), то о сохранности булавы в походе можно было не волноваться, что сделало её обязательным вторым оружием у каждого крестоносца.

Вообще, историческое значение меча есть предмет постоянных споров между разнообразными историками, реконструкторами и примкнувшими к ним читателями фэнтези. Характерно, что где-то в совсем хорошо наблюдаемом и изученном 17+ веке, после исчезновения доспехов на поле боя (по описанным в предыдущем пункте причинам), мечи у офицеров быстро сменились на предельно облегчённые шпаги (кавалеристы, впрочем, так и остались с саблями, ибо на скаку лучше разрубить, чем проколоть - меньше шансов, что оружие застрянет в трупе).

Рыцарство без мифов

В итоге легко заметить, что по доспехам — булава, без них — шпага, без денег — копье (в отличие от всего вышеописанного не выходившее из моды вообще никогда), а меч — некий гибрид первого и второго без малейшего внимания к третьему, если не считать польский кончар или французский эсток — полутораметровую кавалерийскую шпагу.

Ну, и в итоге это непонятное орудие сомнительной полезности имеет в литературе и культуре распространение куда большее, чем в истории.

Гадить под себя, тем не менее, было не принято. Средневековые одежда и доспехи максимально облегчали процедуру справления малой и большой нужды. В то время не было штанов в классическом их понимании, а носили так называемые шоссы, представляющие из себя суконные чулки, которые подвязывались к нижнему поясу, а в пятнадцатом веке стали сшивными и заимели брагет — клапан спереди (дабы не усложнять процедуру).

Рыцарство без мифов

Но это мы отвлеклись. Суть в том, что рыцари хоть и грязнули, но понимали, что такие вещи как дефекация и мочеиспускание в бре влекут к очень малоприятным последствиям для кожи и общего здоровья.

А мнение о вони рыцарей происходило от несколько других причин - нацепи на себя плотный свитер-поддоспешник и активно помаши длинным трёх-четырёхкилограммовым ломом с полчаса под жарким палестинским солнцем. Чуешь, чем пахнет?

Этот миф верен, но лишь отчасти. Дело в том, что в средневековье не стиралась только верхняя одежда. Нижняя, которая представляла из себя камизу (рубаха) и бре (трусы-семейки), стиралась по возможности часто. К тому же в рыцарской среде был популярен институт обетов — эдаких священных клятв, которые рыцарь, раз уж дал, то обязан был держать оговорённый срок и никак иначе.

Читайте также: