Сколько длится вахта на подводной лодке

Обновлено: 30.06.2024

Мало кто задумывается о том, что уже само погружение на подлодке – настоящий героизм. Ведь выдержать 3 месяца под водой – а именно столько длится стандартный боевой поход – могут лишь единицы. Капитан первого ранга Евгений Голованов с 1977 по 1984 год был старшим помощником командира атомного ракетного крейсера проекта 667. На его счету 16 боевых походов. Он рассказал о том, как самые обыденные действия на глубине превращаются в подвиги.

– В ы плавали и на дизельных, и на атомных лодках. Сильно они отличаются?
– Дизельная лодка не обладает большой автономностью – по ночам ей нужно всплывать, чтобы заряжать дизельную установку и пополнять запас воздуха. Для членов команды это огромный плюс – они могут выйти наверх, дышать, видеть море. Минус таких лодок в том, что после погружения все стараются экономить воздух и электричество. Ни о каких кондиционерах не может быть и речи, так что температура в лодке прыгает – в Северном Ледовитом океане ужасно холодно, а в теплых широтах в отсеках как в бане – 45-50 градусов. Все сидят в трусах и вытирают пот. На атомной лодке таких проблем нет – все электричество обеспечивает атомный реактор. За это “удовольствие” расплачивается команда, которая не видит белого света 3 месяца. Зато дизельная лодка практически бесшумна под водой. Погрузилась – и попробуй найти ее!

– Каждый способен стать подводником?
– Отнюдь! Подводник – это не профессия, а судьба и вера! Лодку можно либо полюбить, либо возненавидеть. У нас в училище все мечтали стать подводниками. После первого курса мы приехали в Кронштадт и спустились в дизельную лодку. Тесная, темная, со спертым воздухом. Когда поднялись наверх, половина курсантов не захотели быть подводниками. Нас осталась половина. После третьего курса мы снова были на практике, после которой отсеялось еще 25 процентов. А после четвертого курса испытали на себе первое погружение. Большинство пришли в ужас. И вот нас осталось только 10 процентов. Все остальные пошли служить в надводный флот.

– Каково это – быть подводником?
– Это не просто трудно, а подчас даже невыносимо. Человек не может жить без пяти составляющих: воздуха, солнца, земли, воды и огня. А подводник этого ничего не видит. И днем и ночью одна картина – отсеки. И так 3 месяца подряд. Это максимальный срок пребывания под водой, который может выдержать человек. Хотя сама атомная подлодка может находиться, не всплывая, под водой в течение 10 лет при полном заряде тепловыделяющих элементов ядерной установки. Ограничение здесь люди, а не железо. Не нужно даже всплывать, ведь воздух подлодка производит из морской воды – мы разлагаем морскую воду (H2O) на кислород и водород. Выделяем и сбрасываем за борт соль. Кислород идет в лодку, а водород – за борт. А ядерный реактор вырабатывает электричество. В надводном положении в море этих лодок никто не видит, они всегда под водой. Сверху чистый океан — а внизу, как суп с клецками, куча всевозможных лодок всех стран.

– А какой он – воздух, сделанный из воды? Есть у него специфический запах?
– Есть. Это запах пластика от приборов на лодке. А в трюмах – специфическое амбре от насосов. Главная проблема – в условиях подлодки в воздухе всегда присутствует углекислый газ. Его уровень технически невозможно сбросить ниже отметки 0,3 процента. Врачи установили, что при такой концентрации, если находиться в этой атмосфере 2000 часов (как раз 3 месяца боевой службы), в организме начинаются необратимые процессы: нарушение обмена веществ, проблемы с иммунной системой, печенью, почками. Это все приводит к резкому ухудшению здоровья. Но, когда люди молодые, они этого не замечают. Иногда система очистки дает сбой, и объем углекислого газа возрастает. Если он составляет 1 процент, у всех начинается дикая головная боль. Если более 1,5 процентов, люди желтеют, как пергамент.

– Как же люди выдерживают эти условия?
– Их питает надежда! На глубине часто даже путаешь день с ночью — смотришь на часы, а там 12. И ты думаешь: полдень или полночь? Все ведут календарь, отмечают, сколько осталось. И часто путаются: один говорит, что осталось 40 дней, другой — 42, третий — вообще 45. Люди находятся в режиме биороботов. Все постоянно заняты, думать некогда. И самое интересное, что, когда до конца службы остается дней 10, люди начинают выходить из этого состояния. Когда остается неделя, с людьми начинает твориться ужасное — они не могут уснуть, их трясет. Надо спать, а человек начинает думать о том, как увидит землю, жену, детей. И когда звучит команда “Сутки до всплытия” – вообще никого не загнать спать. Счастливее подводника нет никого! Когда ты всплываешь, и там, наверху, например, зима и жуткая метель, все просятся наверх и с вожделением смотрят на снег. У всех текут слезы от радости! Ты снова ощущаешь этот свет. Людям на земле этого никогда не понять! А еще там, на берегу, экипаж встречают семьи! Они тоже ждали, готовились. Мне жалко людей, которые никогда не испытывали таких эмоций!

– Чем под водой кормят?
– В те годы, когда в СССР были пустые прилавки, на подлодке имелось все, что только можно было себе представить. Кормили нас 4 раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Как правило, первые 2-3 недели мы ели свежее мясо и яйца, которые хранили в рефрижераторах. А потом переходили на еду из банок – превосходного качества ветчину и тушенку. В магазинах такое не продавалось, это был эксклюзив Министерства обороны. Были мед, хорошее сухое вино (каждый день по 50 грамм), необходимое, чтобы поддерживать аппетит. На 3 месяца мы обычно загружали 300 тонн провизии.
Хлеб либо сами выпекали, либо получали так называемый хлеб замедленного черствения, внутри проспиртованный и расфасованный в специальные пакеты, из которых выкачан воздух. Если разорвешь пакет, есть хлеб невозможно из-за спирта. Кок закладывает его в специальные печи. За 10 минут спирт выпаривается, и достаешь свежайший хлеб – как будто только из пекарни. Помню, была еще сырая картошка в собственном соку, уже почищенная в запаянных банках. Раз в сутки выдавали по 15 граммов шоколада и вяленую рыбу. Как правило, офицеры не ели ни рыбу, ни шоколад, ни красную икру. Все копили. Тогда же вообще ничего не было в магазинах! А ты возвращаешься домой с пятью банками икры, несешь мешок шоколадок. Отдаешь его детям, те в восторге!

– Как решался вопрос с отходами?
– Отходы закачиваются в специальные мешки и выстреливаются за борт с глубины. Поверхности они не достигают, так как мешки специально заправляются водой. Это необходимо, чтобы не расшифровывать лодку. Так что этими отходами лакомятся акулы и киты. Что касается отходов гальюна, то, когда наполняется специальный баллон, матрос выстреливает продукты жизнедеятельности человека за борт.

– Видели ли вы Бога на глубине?
– Большинство людей приходят на лодку атеистами. Но после нескольких боевых служб превращаются в глубоко верующих, понимающих: что-то такое есть! Мы все знаем, что нас под водой защищает Бог. Помню такой случай: сплю как-то ночью, и вдруг меня как будто что-то разбудило, заставило встать. Иду в центральный пост и вижу: лодка “тяжелая” из-за того, что за борт не сбросили лишнюю воду. Если лодка “тяжелая”, то при остановке двигателей она тут же пойдет на дно, затонет, и ты уже ничего не сможешь сделать. Я тут же разобрался, излишек воды сбросили за борт. Опять лег, а через 10 минут из-за ошибки матроса ядерный реактор встает в аварийную защиту, турбины останавливаются. Если бы лодка была “тяжелой” – мы бы сразу все погибли. И вот тогда я понял: какая-то сила оберегает меня, хочет, чтобы я вернулся. Был еще случай, когда мы серьезно разбились, маневрируя подо льдом. С трудом добрались до базы. Я тогда подумал: мне больше в жизни ничего не нужно, я хочу просто еще раз увидеть землю и семью, и тогда я буду самым счастливым человеком в мире! И я дошел. Я действительно счастлив сейчас. Мне ничего не нужно, радуюсь каждому мгновению. На подводных лодках неверующих людей нет. Бог — он за подводников, он за нас.

– Лодка женского или мужского рода?
– Женского. Лодка, без всяких преувеличений, живая. Бывает, разговариваешь с ней. Возвращаешься домой – похлопываешь ее по металлу и шепчешь: “Давай, дорогая, осталось немножко. Потерпи! На тебя вся надежда”. И, когда приходим, она встает, умолкает. Смотришь на нее – и такое ощущение, что у нее аж рубочные рули обвисли, настолько она устала. И говоришь ей: “Спасибо тебе, родная!”

– Можно ли сравнить подводную лодку с космическим кораблем?
– Не только можно, но и нужно. Все, что на нас испытывали, потом передавали космонавтам. Только после нас они стали применять системы очистки воздуха. Я считаю, космонавтам намного легче, чем нам. Их гораздо меньше в замкнутом помещении. С ними постоянно общаются, у них есть иллюминаторы, они видят Солнце, Землю. А мы уходили и не могли выходить на связь в течение всех этих месяцев. Связь была только односторонняя — нам передавали информацию по радиоканалам, но отвечать мы не имели права, чтобы не дешифровать лодку. Мы можем уйти и через неделю утонуть, а об этом никто не узнает. Будут нам 3 месяца давать информацию, через 3 месяца придут в точку встречи, а мы не всплывем. И только тогда по флоту пойдет тревога.

– В американских фильмах часто показывают ситуацию, когда капитан субмарины, наплевав на приказы, самостоятельно запускает ядерные ракеты. Такое возможно?
– Это полная чушь! Командир технически не может самостоятельно запустить ракеты. Нужно по нескольким каналам получить сигнал, в котором будет содержаться информация с кодами. Эти коды вводятся, и лишь тогда ракеты готовы к запуску. Решение о нем принимает только верховный главнокомандующий, то есть президент. Более того, вводя коды, мы даже не узнаем, куда полетят ракеты. Так что впечатлительные люди могут спать спокойно .

При обсуждении условий службы особую важность приобретают два принципиально важных фактора: первый — физические условия существования в отсеках подводного корабля, второй — жалование и слава элитных воинов кригсмарине.

Организовать трехразовое питание для команды получалось не всегда. Считается, что подводные лодки ходят под водой, где нет качки, но это — не так, по крайне мере было не так. Субмаринам приходилось довольно часто всплывать на поверхность для подзарядки батарей. Командиры старались выполнять данную операцию в максимально безопасное время и в максимально безопасном месте. Ночью или в шторм, когда особенно не наготовишь.

Фото: кубрик подводников, тесно в нем.

Фото: кубрик подводников, тесно в нем.

Интерьеры отсеков были таковыми, что говорить о комфорте, даже относительном, не приходится. Когда лодка находилась на поверхности, в шторм через открытые рубочные люки внутрь постоянно поступала вода. В подводном положении из-за разности температур воздуха внутри лодки и забортной воды на стенках отсеков скапливался конденсат. В теплых водах из-за плохой вентиляции воздух в отсеках нагревался очень сильно. Температура в 50 градусов Цельсия в машинном отделении считалась нормальной. Теснота, жара, отсутствие возможности не то что помыться, а нормально умыться — представьте себе амбрэ! А говорят подводникам везло — они питались лучше других! Консервами большей частью.

Фото: лодка VII серии в спокойных водах. Моряки дышат свежим воздухом на верхней палубе. Лодка — довольно крупная, но палуба все равно узковата.

Фото: лодка VII серии в спокойных водах. Моряки дышат свежим воздухом на верхней палубе. Лодка — довольно крупная, но палуба все равно узковата.

Определенным комфортом пользовался лишь командир подводной лодки, единственный в экипаже обладатель личных аппартаментов в виде одноместной каюты. Каюта, однако располагалась в непосредственной близости от центрального поста, где никогда не бывало тихо.

Каюты офицеров были двухместными, с откидными койками. Старшины спали на лавках, рядовые подводники — в гамаках или где ни попадя. Одно спальное место делили двое моряков — не подумайте чего нетрадиционного: они спали не вместе, а по очереди! Спальные места простых матросов размещались в носовой и кормовой оконечностях субмарины, где шумность была наиболее высока.

Отдельные командиры пытались читать свободным от вахты морякам лекции на тему о влиянии национал- социализма на половую активность северного сияния, например. Чтение лекций на политические темы не поддерживал Дениц. Свободные от вахты моряки занимались регламентными работами, мелким ремонтом, приборкой. Попытки организовать в отсеках занятия строевой подготовкой успех не имели по многим объективным и субъективным причинам.

На рисунке — двое играют в карты, один читает, кок чистит картошку.

Поклонники формального соблюдения дисциплины на лодках не приживались. Высокий моральный дух экипажей объяснялся прежде всего высочайшей самосознательностью и самодисциплиной каждого моряка, вне зависимости от его должности и звания.

Условия существования на лодках были таковы, что морские традиции вроде чистой синей формы с белыми рубашками, адмиральского чая в серебряном подстаканнике и рояля в кают-компании отдыхали. Об уставной форме одежды в отсеках никто не вспоминал — носили чего удобнее.

На лодках постоянно нехватало свежей пресной воды, из-за чего возникали проблемы с личной гигиеной, например — с бритьем. Большинство подводников возвращались из походов бородатыми. Выдающиеся германские химики сумели разработать особое мыло, которое сохраняло свои моющие свойства в морской воде, но для бритья им пользовались немногие. Большинство предпочитало бороды. По прибытию в базу бороды полагалось немедленно сбривать, но известно немало фотографий бородатых подводников в полной парадной форме… если нельзя, но очень хочется — то можно. Тем не менее, бороды брили. Находился на каждого подводника свой германский Петр I.

Фото: туалет за бортом. Для подобных операций на субмаринах имелись специальные сидалища — обратите внимание, моделисты. Чтобы не упасть за борт моряк обоими руками держится за страховочный конец (за страховочный!). Риск существовал при таком оправлении, зато не воняло, как в гальюне.

Фото: туалет за бортом. Для подобных операций на субмаринах имелись специальные сидалища — обратите внимание, моделисты. Чтобы не упасть за борт моряк обоими руками держится за страховочный конец (за страховочный!). Риск существовал при таком оправлении, зато не воняло, как в гальюне.

Наиболее тяжелыми были условия в машинном отделении. На германских субмаринах стояли мощные дизели длинной 6 м. При работе дизели издавали невероятный шум и давали сильнейшую вибрацию. Многие обитатели машинного отделения теряли со временем слух.

Камбуз субмарины, как и все другие отсеки лодки, не отличался простором. В небольшом закутке с трудом помещались две электроплиты и рабочая поверхность в виде довольно небольшого стола. Здесь готовилась еда для 50 здоровых мужиков с волчьим аппетитом. При нахождении субмарины на поверхности готовить горячее не удавалось, поэтому коки старались готовить в то время, когда лодка находилась под водой и не испытывала качки.

Через несколько недель похода атмосферный воздух в отсеках превращался в затейливый коктейль из остатков атмосферного воздуха, паров дизельного топлива и смазки, пота, человеческих испражнений, смачно приправленного большим количеством одеколона. Одеколон лили везде, дабы не так воняло.

Помимо зарплаты служба на U-ботах давала возможность ускоренного роста в должностях и званиях, особенно в военное время.

В походе подводники отдыхали совсем иначе. Большую часть похода субмарины проводили в поисках противника, тем не менее свободное время у моряков имелось. Кто-то читал, кто-то играл в карты. Беда, что в подводном положении старались экономить электроэнергию, из-за чего освещение отсеков сводилось к минимуму, а в темноте не сильно почитаешь. Зато существовала возможность слушать радио, причем — иновещание: разлагающую тлетворную музыку, которую транслировали британские и американские широковещательные радиостанции. В Германии прослушивание иностранных радиопередач строго каралось, однако эти карательные меры никогда не применялись к подводникам. Командиры лодок часто устраивали различные соревнования, возможные в тесном пространстве внутрилодочных отсеков. Первым призом чаще всего являлась возможность подышать свежим воздухом — нести внеочередную вахту на мостике. Учитывая атмосферу в отсеках, приз был очень ценным, но погодные условия Северной Атлантики делали ценность приза весьма относительной.

Если выпадал случай, когда субмарина находилась в безопасных водах и стоял штиль, то командир мог разрешить морякам подняться на верхнюю палубу, чтобы позагорать, а то и поплавать. По случаю пересечения экватора устраивались традиционные для моряков всего мира церемонии с участием Нептуна, в которого переодевался кто-нибудь из членов команды. Как всегда торжественная церемония оборачивалась форменным безобразием.

Хорошие командиры пользовались безоговорочным уважением и доверием со стороны простых матросов. Многие выдающиеся подводники Рейха не стеснялись во всеуслышание говорить, что Рыцарский крест или Дубовые листья к нему получил весь экипаж, а не он сам-один.

Военно-морской флот (ВМФ) — один из трёх основных видов Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ ). Главным предназначением ВМФ России является обеспечение безопасности страны на морских и океанских театрах военных действий. Российский военный флот контролирует безопасность океанских и морских коммуникаций, обеспечивает оборону побережья страны, а также призван содействовать сухопутным войскам в проведении ими боевых операций. ВМФ России обладает собственным ядерным вооружением как стратегического, так и оперативно-тактического назначения. Кроме того, силы военно-морского флота в мирное время направлены на поиск и спасение людей, потерпевших кораблекрушения.

Контрактная служба в морфлоте

Служба по контракту на флоте традиционно считается многими молодыми людьми престижной и привлекательной. Российский военный флот активно совершенствуется, в строй вступают новые корабли, подводные лодки, береговые ракетные комплексы, оснащённые всё более современным и сложным оборудованием. Это означает, что на флоте всё более востребованы профессиональные военнослужащие.

В российском ВМФ широко практикуется переход со срочной службы на контрактную в качестве уже хорошо подготовленных специалистов. Так, на службу в Северный флот, где сосредоточены наиболее мощные военно-морские силы России , в настоящее время моряков-срочников вообще не призывают. Служба по контракту — сейчас единственная возможность молодым людям попасть в морскую пехоту.

Кандидатам на поступление в ряды ВМФ во все времена предъявляли достаточно строгие требования. В целом потенциальный контрактник должен обладать крепким здоровьем и хорошей психологической подготовкой. На сегодняшний день основные медицинские требования сводятся к следующему:

  • Рост — не более 182 см (для плавсостава);
  • Категории военной годности — как правило, А1, А2 и А3 (в редких случаях — Б2);
  • Вторая группа психологической устойчивости, подтверждённая соответствующим тестированием.

На службу по контракту в ВМФ принимаются только граждане Российской Федерации в возрасте до 40 лет. Непременным условием приёма на контрактную службу является уже имеющийся опыт военной службы в ВС РФ (в том числе срочной) в течение не менее одного года.

Контрактники на флоте

Порядок устройства на контрактную службу в ВМФ

Чтобы попасть на службу в конкретное подразделение ВМФ, претенденту следует обратиться в местный пункт отбора на военную службу по контракту, сообщив данные о себе, а также о желаемом месте службы и должности. Зачастую будет полезно предварительно связаться с соответствующей флотской кадровой службой и получить от неё приглашение. После чего потребуется:

  • Явиться в военкомат по месту прописки и написать заявление о желании проходить службу в ВС РФ на контрактной основе;
  • Пройти медицинское освидетельствование;
  • Пройти психологический профессиональный отбор;
  • Предоставить все затребованные военкоматом документы и подписать контракт.

Медкомиссия при отборе военнослужащих-контрактников обязательно запросит сведения об отсутствии у кандидата психологических расстройств, вредных зависимостей (наркомании, токсикомании, алкоголизма), опасных заболеваний. Потребуются анализы крови, мочи, флюорограмма и электрокардиограмма. Женщинам нужно будет пройти тест на беременность.

Годность к военной службе на контрактной основе подтверждается экзаменом по физподготовке с учётом возрастных нормативов, которые различаются не особо значительно:

Физические упражненияМинимальные требования для категорий военнослужащих
мужчиныженщины
До 30 летСтарше 30 летДо 25 летСтарше 25 лет
Сила
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа35 раз30 раз12 раз10 раз
Толчок двух гирь весом 24 кг11-15 раз9-13 раз
Наклоны туловища вперед25 раз20 раз
Подтягивание на перекладине10 раз8 раз
Быстрота
Бег на 60 м9,8 с10,0 с12,9 с13,9 с
Бег на 100 м15,0 с15,8 с19,5 с20,5 с
Челночный бег на 10х10 м28,5 с29,5 с38,00 с39,0 с
Выносливость
Бег на 3 км14 мин15 мин 15 с
Бег на 1 км4 мин 20 с4 мин 45 с5 мин 20 с5 мин 45 с
Плавание 500 м13 мин13 мин 30 с11 мин11 мин 30 с
Лыжная гонка на 5 км28 мин29 мин

С гражданами, впервые поступающими на контрактную военную службу в категории рядового и младшего командного состава, заключается первичный контракт на срок от двух до трёх лет, с офицерами и мичманами — на 5 лет. При повторном заключении контракта допускается выбирать любой срок, но не менее одного года.

Служба в ВМФ России: где лучше

В организационном плане ВМФ России включает в себя отдельные флоты (Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский), а также Каспийскую военную флотилию. Каждое из этих соединений обладает всем комплексом сил и средств ведения боевых действий на море и побережье, при этом самостоятельно контролируя воздушное пространство театра военных действий. Таким образом, перечень требуемых военных специальностей в любом из флотских соединений примерно одинаков. Различия проявляются в масштабах их востребованности по отдельным направлениям.

Военнослужащие-контрактники вправе самостоятельно выбирать, на каком именно флоте им предстоит служить. Условия службы заметно разнятся в зависимости от мест дислокаций подразделений российского военного флота. Так, если контрактнику важны более комфортные природно-климатические условия, ему лучше всего будет выбрать местом службы Черноморский флот или Каспийскую флотилию. Служба на Северном и Тихоокеанском флотах, напротив, связана с пребыванием в суровых, зачастую экстремальных климатических условиях, но это компенсируется морякам выплатой заметно более высокой зарплаты и дополнительными льготами.

Балтийский флот

Служба на Краснознамённом Балтийском флоте (КБФ) не считается особо суровой в плане климатических условий, а в социально-бытовом плане оценивается как наиболее благополучная в сравнении с другими флотами. Развитая инфраструктура мест постоянного базирования весьма привлекательна для семейных военнослужащих.

Контрактники Балтийского флота могут рассчитывать на прохождение службы в трёх регионах: Санкт-Петербург , Ленинградская и Калининградская области . При этом большинство мест службы привязаны лишь к двум городам: Кронштадт и Балтийск . Вакансии для контрактной службы в КБФ в основном распространяются на должности плавсостава надводных кораблей, а также в состав 336-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты, дислоцированной в Балтийске .

Северный флот

Из других важнейших военно-морских баз Северного флота, предлагаемых в качестве места службы по контракту, следует отметить города Полярный (крупнейший пункт базирования надводных кораблей), Видяево и Гаджиево (основное место службы подводников атомных субмарин). Основные силы береговых войск и морской пехоты дислоцированы на самом севере Кольского полуострова, на территории посёлков в составе городского поселения Печенга.

Следует иметь в виду, что все перечисленные города имеют статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Иными словами, въезд в такой город для лиц, не проживающих в нём постоянно, разрешается только по пропускам. Будущим контрактникам, предпочитающим непосредственно обратиться в пункт набора на службу в КСФ, доступен Северодвинск , где служба военных моряков связана прежде всего со строящимися и ремонтируемыми кораблями.

Контрактники Северного флота

Тихоокеанский флот

Тихоокеанский флот (ТОФ) считается наиболее удалённым местом службы применительно к большинству регионов России , но к жителям Дальнего Востока и даже Сибири это не относится. Главная база ТОФ находится во Владивостоке , там же базируется бригада больших противолодочных кораблей (БПК) и дислоцирована 155-я отдельная бригада морской пехоты.

Черноморский флот

Для Черноморского флота России (ЧФ) его главной базой является город Севастополь . Местами прохождения контрактной службы в рядах ЧФ также являются города Новороссийск , Судак, Феодосия и Ялта . Кроме того, именно в подчинении Черноморского флота находится место постоянной дислокации ВМФ России в Средиземном море —военно-морская база Тартус на территории Сирии .

Для военнослужащих-контрактников ЧФ наиболее распространённые вакансии имеются как в плавсостав (надводные корабли и подводные лодки), так и в береговые подразделения ВМФ (части морской пехоты и артиллерийская бригада).

Каспийская флотилия

Для тех, кто решил служить по контракту на Каспийской флотилии, придется выбирать место службы из трёх городов: Астрахань (где расположена главная база), а также Махачкала и Каспийск ( Республика Дагестан ). Вакансии для моряков-контрактников Каспийской флотилии в основном представлены воинскими должностями плавсостава надводных кораблей, рядового и сержантского состава частей морской пехоты.

Особенности службы во флоте

В зависимости от решаемых задач в составе флота задействованы различные рода войск, а основные типы сил ВМФ России сгруппированы в следующие войсковые объединения:

  • Надводные силы;
  • Подводные силы;
  • Морская авиация;
  • Береговые войска (ракетно-артиллерийские подразделения, морская пехота).

Служба военных моряков сегодня требует квалифицированного освоения ими самых разнообразных воинских специальностей, причём как большинства из общеармейских, так и весьма специфических флотских. Кроме того, существенной особенностью действий множества военнослужащих ВМФ является их автономность: дальние походы, патрулирование морских рубежей, служба на удалённых базах. В целом условия длительного пребывания на корабле или подлодке гораздо более суровы, чем на суше.

Служба на корабле

Надводные силы традиционно считаются важнейшей частью ВМФ России. Боевые корабли в их составе делятся на следующие основные классы:

  • Авианесущие и ракетные корабли (ракетный крейсер, ракетный катер);
  • Противолодочные корабли (противолодочный крейсер, сторожевой корабль);
  • Десантные корабли;
  • Артиллерийско-торпедные корабли (крейсер, эскадренный миноносец, артиллерийский катер и др.);
  • Противоминные корабли (морской тральщик и т.п.).

В соответствии с их назначением надводные корабли вооружены современными боевыми комплексами и оборудованием. Наличие кораблей-носителей самолётов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов значительно расширяет их способности по эффективному обнаружению и поражению военно-морских сил противника. Служба по контракту на надводном корабле очень часто привлекает возможностью длительных зарубежных походов.

Контрактник на подводной лодке

Служба на подводной лодке

Подводные силы ВМФ РФ — его главная ударная сила, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развёртываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по типу энергетической установки — на атомные и дизель-электрические.

Атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами, постоянно находятся в различных районах Мирового океана. Служба на них сопряжена с постоянной готовностью к немедленному применению мощнейшего стратегического оружия современности. Подводные атомные ракетно-торпедные субмарины нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника, нарушения его подводных и надводных коммуникаций, а также защиту и эскортирование собственных кораблей. Дизельные подлодки способны эффективно решать разноплановые задачи в ограниченных районах моря.

Служба в морской пехоте

Морская пехота предназначена для ведения боевых действий в составе морских десантов, в разведывательно-диверсионных операциях, а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов, других особо важных стратегических объектов). Для поддержания боевого духа и отработки навыков ведения борьбы в условиях реальных боевых столкновений, подразделения морской пехоты задействовались для участия во внутренних конфликтах (Первая и Вторая Чеченские войны), а в настоящее время они периодически направляются в Сирию .

Требования к контрактникам-кандидатам в морскую пехоту предельно высоки. Учитывая специфику рода войск, морпех обязательно должен хорошо уметь плавать, при этом одновременно в полной мере обладать качествами и умениями воздушного десантника, поскольку высадка на территорию противника может осуществляться не только с десантных плавсредств, но и с воздуха, в том числе на парашютах.

Контрактники в морской пехоте

Сколько платят контрактнику в ВМФ

Зарплата (денежное довольствие) военнослужащего-контрактника ВМФ исходит из должностного оклада, который по состоянию на 2020 год составляет 10-18 тысяч рублей. Оклады плавсостава, как правило, выше, чем в береговых войсках ВМФ. К этой сумме прибавляется оклад по воинскому званию: от 5 тысяч рублей у матроса до 7,5 тысяч рублей у главного корабельного старшины.

  • Ведомственное жильё для солдат-контрактников и их семей либо выплаты на его аренду (поднаём) на уровне офицерского состава;
  • Вещевое снабжение;
  • Продовольственное обеспечение;
  • Бесплатные медицинские услуги;
  • Бесплатный проезд в отпуск и обратно для удалённых мест службы;
  • Право на пенсию с 45 лет.

Серьёзным бонусом контрактной службы является возможность после увольнения приобрести в собственность квартиру по избранному месту жительства. Есть ещё выплаты подъёмных при переезде и суточные на самого военнослужащего и на членов семьи за каждый день пути к новому месту службы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

подлодка

Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.

Подлодка

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.

подлодка

подлодка

Первое погружение

подлодка

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

подлодка

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам.

подлодка

Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

подлодка

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

подлодка

подлодка

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

подлодка

подлодка

подлодка

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

подлодка

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

подлодка

Иерархия

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

подлодка

подлодка

Командиры

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко. Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте.

подлодка

подлодка

подлодка

подлодка

подлодка

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: