Сколько действует свидетельство бортпроводника

Обновлено: 24.04.2024

5.2.2. Срок действия свидетельства бортпроводника ГА РФ составляет 12 месяцев. Свидетельство бортпроводника продлевается на основании:

1. Сдачи дифференцированных зачетов по основным дисциплинам:

a) бытовое оборудование ВС и его эксплуатация;

b) аварийно – спасательные процедуры;

c) бортовое аварийно – спасательное оборудование;

d) организация обслуживания пассажиров питанием;

e) технология обслуживания пассажиров в полете;

f) английский язык.

2. Медицинского заключения.

5.2.3. Свидетельства бортпроводников, старших бортпроводников, бортпроводников–инструкторов продлеваются в ТКК Южного МТУ ВТ ФАВТ.

5.2.4. Планирование и проведение мероприятий по продлению срока действия свидетельств бортпроводников осуществляется в соответствии с годовыми планами.

5.2.5. Результаты проверки знаний ТКК записываются в листе оценок, а результаты проверки практической работы бортпроводников – в летной книжке.

5.2.6. Ответственность за своевременность продления срока действия свидетельства несут бортпроводники – инструкторы. Ответственность за организацию и проведение мероприятий по продлению сроков действия свидетельств возлагается на заместителя начальника службы бортпроводников.

5.2.8. Основной целью повышения квалификации является совершенствование знаний и практических умений, позволяющих проводить мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров, повысить уровень обслуживания пассажиров, уверенно вести разговор на иностранном языке с пассажирами и иностранными специалистами.

Подготовка старшего бортпроводника.

5.3.1. Кандидаты на должность старшего бортпроводника обсуждается на инструктивно- методическом совещании СБП под руководством начальника службы бортпроводников или его заместителя.

5.3.2. Первоначальная подготовка старшего бортпроводника проводится в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным программам.

5.3.4. Повышение квалификации старших бортпроводников (КПК СБ) осуществляется 1 раз в два года в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным программам.

Подготовка бортпроводника-инструктора.

5.4.1. Первоначальная подготовка бортпроводников-инструкторов проводится в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным программам. Курс первоначальной подготовки бортпроводников-инструкторов включает себя следующие дисциплины:

- основы воздушно – правовой подготовки;

- обеспечение безопасности полетов. Общее понятие о СУБП;

-специальная подготовка в области человеческого фактора (CRM);

-социально- психологические аспекты профессиональной деятельности инструктора – проводника бортового.

- организация работы бортпроводника – инструктора;

5.4.3. Повышение квалификации бортпроводника-инструктора проводится не реже одного раза в 5 лет по утвержденному плвну:

- основы воздушно – правовой подготовки;

- общие понятия о системе управления безопасности полетов;

- обеспечение безопасности полетов ГА;

- принципы профессионального обучения (методика);

- управление ресурсами экипажа (CRM) и психология управления;

- организация работы инструктора- проводника бортового;

- -социально- психологические аспекты профессиональной деятельности инструктора – проводника бортового.




5.4.4. Бортпроводники- инструкторы проходят все подготовки и контроль знаний, предусмотренные для бортпроводника.

5.5.2. В основе программ подготовки персонала в области перевозки опасных грузов лежат:

5.5.3. Подготовка персонала авиакомпании по указанным выше программам, как минимум, должна обеспечивать знание общих подходов к перевозке опасных грузов, ограничений и запретов, существующих исключений для пассажиров, правил оформления документов, знаков с обозначением опасности и правил обработки грузов, умение действовать при возникновении инцидентов и в аварийной обстановке.

5.6. Аварийно-спасательная подготовка.

5.6.1. Аварийно-спасательная подготовка (АСП) – система знаний, навыков и умений, необходимых и достаточных членам экипажей ВС для выполнения их обязанностей по спасанию людей в аварийной обстановке. АСП – это учебная дисциплина, предназначенная для подготовки членов экипажей воздушных судов гражданской авиации к действиям по обеспечению спасания людей в случае возникновения на борту ВС обстановки, угрожающей их безопасности. Совместные тренировки лётного и кабинного экипажей по АСП проводятся в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным программам.

5.6.2. После прохождения курса АСП члены экипажа должны:

a) иметь достаточное понимание о системе поиска и спасания пассажиров и членов экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие;

b) знать типовые аварийные ситуации на борту ВС и факторы угрозы, сопровождающие эти ситуации (особенности проявления, развития и влияние на человеческий организм);

c) знать основной порядок (базовые алгоритмы) действия в типовых аварийных ситуациях;

d) иметь твердые навыки применения бортового аварийно-спасательного оборудования ВС, знать основы его конструкции и особенности работы с учетом возможных отказов;

e) иметь навыки организации взаимодействия между членами экипажа на примере типовых аварийных ситуаций;

f) уметь принимать правильные решения при быстром развитии аварийных ситуаций;

g) иметь навыки руководства пассажирами, знать принципы предотвращения и подавления паники;

h) иметь навыки выполнения своих обязанностей в аварийных ситуациях при воздействии стресса;

i) обладать психологической устойчивостью к неожиданному возникновению аварийных ситуаций;

j) иметь навыки по обеспечению жизнедеятельности людей в условиях автономного существования после авиационного происшествия;

k) иметь навыки оказания доврачебной медицинской помощи.

5.6.3. Аварийно-спасательная подготовка членов кабинных экипажей ГА включает 4 этапа, каждый из которых предусматривает проведение определенной тренировки по АСП:

a) тренировку при первоначальном обучении;

b) тренировку при переподготовке на другой тип ВС;

c) тренировку при ежегодной переподготовке;

d) тренировку при водной подготовке.

5.6.4. Тренировки по АСП членов кабинных экипажей проводятся только в авиационных учебных центрах, сертифицированных Уполномоченным органом РФ в области ГА.

5.6.6. Ежегодная тренировка по АСП включает проведение практических занятий на тренажере или ВС по заданию на тренировку для каждого типа воздушного судна, к которому допущены члены кабинных экипажей.

5.6.7. Тренировка по АСП на воде проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.

Подготовка в области человеческого фактора.

5.7.1. Подготовка в области человеческого фактора (CRM) членов кабинных экипажей проводится на базе сертифицированных учебных заведениях ГА. Бортпроводники обязаны пройти курс первоначальной подготовки в объеме 12 учебных часов, а также повышение квалификации в объеме 6 учебных часов с периодичностью 1 раз в 2 года.

5.8. Переподготовка на другой тип ВС.

5.8.1. Отбор кандидатов для переподготовки на другой (новый) тип ВС осуществляется из наиболее опытных бортпроводников по представлению начальника СБП.

5.8.3. Переподготовка бортпроводников на другой (новый) тип ВС проводится по очной форме обучения в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным программам.

5.8.4. Переподготовка бортпроводников проводится в целях получения и закрепления профессиональных знаний и практических умений, необходимых для выполнения обязанностей в качестве члена кабинного экипажа.

Подготовка в области авиационной безопасности.

5.9.1. Подготовка в области авиационной безопасности членов кабинных экипажей проводится на базе сертифицированных учебных заведениях ГА в процессе теоретического обучения по программе первоначальной подготовки и повышения квалификации бортпроводников.

5.10. Сезонная подготовка.

5.10. 1. Сезонная подготовка в службе бортпроводников проводится в соответствии инструкцией МГА от 26.10.87 № 50/И в целях подготовки личного состава СБП к работе в ВЛП/ОЗП.

5.10. 3. В приказе определяются: главные задачи подготовки авиакомпании к работе в предстоящий период; состав специалистов (преподавателей) для проведения занятий.

5.10. 4. Проведение занятий поручается наиболее подготовленным специалистам.

5.10. 5. В соответствии с требованиями приказа генерального директора и методическими рекомендациями, отражающими особенности организации проведения производственного процесса в предстоящий период, в структурных подразделениях готовятся проекты планов подготовки подразделений к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период в зависимости от местных климатических условий региона и специфики работы в предстоящий период.

5.10. 6. План подготовки службы бортпроводников к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и иных нормативных актов, регулирующих деятельность в области гражданской авиации и организации использования воздушного пространства.

5.10.7. Организация подготовки службы бортпроводников к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период включает:

- проверку знаний особенностей работы в предстоящий период;

- допуск бортпроводников к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период;

5.10. 8. После проведения теоретической подготовки у бортпроводников проверяются знания особенностей перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты и обслуживания пассажиров в предстоящий период.

После проверки у бортпроводников знаний особенностей перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты в осеннее - зимний (весенне-летний период) период проводится предварительная подготовка.

5.10. 9. Бортпроводники, своевременно не прошедшие подготовку к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период (отпуск, болезнь и др.), самостоятельно изучают материалы подготовки службы к работе в предстоящий период.

5.10.10. Служба бортпроводников считается подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки службы к работе в осенне-зимний (весенне-летний), период, выполнены и бортпроводники, исключая находящихся в отпуске (на учебе, временно не трудоспособных и др.) прошли подготовку к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период в полном объеме.

5.10. 12. Допуск к полетам в сезонный период оформляется в летной книжке.

5.11. Приложений к главе 5 нет.

В соответствии с Решением, принятым 02.02.2017 на летно-технической конференции, и с целью выработки единого порядка подготовки членов летных экипажей на воздушные суда (далее - ВС) отечественного и иностранного производства, для подготовки на которые отсутствуют тренажерные устройства имитации полета (далее - ТУИП) или ТУИП не допущены уполномоченным органом к выполнению проверки для получения квалификационной отметки о типе ВС, установить следующий порядок подготовки кандидатов на получение квалификационной отметки о типе ВС.

К кандидатам для получения квалификационной отметки о типе ВС относятся: обладатели свидетельства авиационного персонала гражданской авиации; члены летных экипажей ВС других видов авиации, имеющие профессиональное образование (обладатели квалификационных свидетельств государственной авиации) и прошедшие обучение по утвержденной уполномоченным органом в области гражданской авиации программе подготовки членов летных экипажей других видов авиации для допуска к подготовке на ВС гражданской авиации в образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - АУЦ), имеющих сертификат АУЦ (далее - кандидаты).

Программа подготовки кандидатов разрабатывается АУЦ в соответствии с требованиями пункта 4 раздела II Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 (далее - ФАП-399), и предусматривает прохождение этапов теоретической подготовки и тренажерной подготовки (при наличии ТУИП). После успешного освоения программы подготовки АУЦ выдает лицам, успешно прошедшим программу подготовки, документ, подтверждающий прохождение обучения на тип ВС, который без прохождения подготовки по программе эксплуатанта не дает право на внесение квалификационной отметки о типе ВС в свидетельство специалиста авиационного персонала.

В соответствии с требованиями пункта 5.85 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128), подготовка и проверка навыков управления ВС и эксплуатации систем для получения квалификационной отметки о типе ВС выполняется на воздушном судне по программе эксплуатанта.

Программа подготовки членов летных экипажей для получения квалификационной отметки о типе ВС разрабатывается эксплуатантом в соответствии с требованиями пункта 4 раздела II ФАП-399 и должна включать этап летной подготовки, предусматривающий проведение наземной подготовки, подготовки в кабине ВС на земле в соответствии с требованиями подпункта "е" пункта 5.84 ФАП-128 (при отсутствии ТУИП), летной подготовки на ВС, не предусматривающей нахождение на борту лиц, за исключением членов летного экипажа, включающей тренировку по выполнению нормальных процедур выполнения полетов и проверку навыков (умений) управления ВС в полете (не менее часа).

Члены летных экипажей ВС других видов авиации, претендующие на получение свидетельства с квалификационной отметкой о типе ВС, проходят подготовку в АУЦ по программе периодической подготовки на тип ВС, на котором ранее выполняли функции членов летного экипажа других видов авиации.

Летная подготовка кандидатов осуществляется в соответствии с пунктом 2.10 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, на основании специального письменного разрешения, выдаваемого территориальными органами Росавиации.

Специальное разрешение территориального органа Росавиации должно содержать ФИО, текст разрешения для выполнения функций члена экипажа ВС и срок действия разрешения (не более 30 календарных дней).

Разрешение подписывается должностным лицом территориального органа Росавиации (не ниже заместителя руководителя) и заверяется печатью.

После прохождения кандидатами летной подготовки эксплуатант установленным порядком направляет в орган по выдаче свидетельств заявление с соответствующим комплектом документов.

Специальное разрешение, выданное территориальным органом Росавиации, сдается в орган его выдавший.

ТЛГ Росавиации от 14.02.2017 N 140930 и ТЛГ Росавиации от 12.01.2018 N 120910 считать утратившими силу.

Прошу Вас довести вышеизложенную информацию до АУЦ и эксплуатантов, осуществляющих деятельность на подконтрольной МТУ Росавиации территории.

Читайте также: