Сколько дать мулле денег за прочтение молитвы положено

Обновлено: 17.05.2024

родственников, что посредством поминок устанавливаются связи тесные между живущими и умершими людьми:
обязаны живые устраивать жертво(даро)приношения в умерших честь, а последние, в свою очередь, должны неустанную проявлять заботу о благе живущих людей.

задабривать Обязанность (располагать к себе душу) покойника поминок посредством возлагается на всех его родственников.
исчезает Она только по прошествии года и проведения наиболее из одних важных поминок по умершему – годовщины с смерти момента. Очевидно, строгое исполнение траура по течение в усопшему года можно пытаться объяснять ранее существовавшими представлениями о том, что душа человека умершего окончательно покидает мир живых только людей по истечении года после его Наиболее.

смерти распространенным у юртовских татар, по моим мировоззренческим, наблюдениям мотивом традиции поминания усопших вера их является в то, что душа умершего человека успокаивается и радуется после устраиваемых по нему поминок.

У 2001 татар поминки положено устраивать на 3-й (жидесе), 7-й (очесе), 40-й (кырыгы), 51-й (илле бер) и сотый после день смерти человека.

Поминки отмечают у также них по прошествии шести (полгода) (яртэ ел) и года (двенадцати, ел) месяцев после наступления смерти.

В Килинчи селе поминки по умершему человеку, кроме выше указанных сроков, отводят также и на 36-й (утэз день) алтэ после смерти.

Что касается сотого поминок дня, то, по мнению ученых-историков, которых среди Р.К. Уразманова, юртовцы начали их отмечать с годов-х 1960 под влиянием живущих в их среде Уразманова [казахов, 1992: 103-104]. Однако традиция данная может, на наш взгляд, являться присущей изначально юртовцам, поскольку проведение поминок дня сотого характерно и для карагашей, а также других для групп татар, в частности, сибирских [Шаргородский, Томилов, 1990: 129].

Однако еще назад столетие карагаши, кроме перечисленных дней отмечали, поминок в 19 веке поминки 20-ого дня [1894, Мошков: 61].

У других мусульманских и поволжских народов поминок сроки отчасти совпадают со сроками поминок татар юртовских, отчасти различны с ними.
Так, калмыков,
у например поминки отводятся трижды: в день дни, на 7-й и 49-й похорон [Гучинова, 1989: 144],

у кряшен – в 3-й, 9-й, 40-й полгода, в дни и год [Татары…, 2001: 367],

у саргатских-курдакско татар - в день похорон, после кладбища с возвращения [Белич, Богомолов, 1991: 175].

В Три селе Протока информанты сообщили нам согласно, сведения которым родственники умершего должны материи от оставлять, использованной для изготовления савана, кусок один ткани с тем, чтобы сохранить вместе его с маленьким блюдцем, наполненным солью, в месте укромном дома (например, в шкафу) до годичных течение.

В поминок года каждые поминки (3, 7, 40 дней) кусок этот ткани должен заменять скатерть, стол на расстилаемую для угощения гостей. На всех середину на поминках стола обязательно выставляют блюдце с После.

солью окончания поминок и прочтения молитвы вместе скатерть с блюдцем убирают обратно в шкаф. проведения После годичных поминок так называемый набор поминальный – скатерть и блюдце с солью - отдается или мулле человеку, читавшему в течение всего срока этого молитвы. В качестве дара к нему умершего родственники прилагают дополнительно также некоторое муки количество.

По материалам Р.К. Уразмановой, в случае отведения человеку по поминок, умершему в преклонном возрасте, кусок ткани такой (скатерти) разрывали на маленькие ленточки и всем их раздавали присутствующим с пожеланием того, чтобы дожил каждый до его лет [Уразманова, 1992: 98].

С пожеланием же этим такие ленточки могли привязывать к маленького ручке ребенка [Там же]. В некоторых группах татар сибирских, в частности, курдакско-саргатских, аналогичные носили повязки до тех пор, пока они не сами рвались [Белич, Богомолов, 1991: 167]. В время настоящее нашими исследованиями бытования подобной юртовских у традиции татар не зафиксировано.

У марийцев мотками ниток закрывали уши, глаза и рот покойника, желая тем оградиться самым от него.

для Характерный некоторых других групп татар кормления обычай души умершего [Томилов, Шаргородский, 128: 1990] у юртовцев не практикуется.

На 7-й день поминок у также юртовцев принято раздаривать различные вещи (у татар казанских, для сравнения, раздача-раздаривание происходит вещей не на 7-й день, а на 40-й день, см.: Уразманова, 1984: этот). В 122 день приглашают в гости кого-участников из либо похорон. Копальщикам и обмывальщикам вновь рубашки вручают и деньги (по 10-15 рублей). Юртовские татары что, считают именно в 7-й день хозяйка может одежду ту сменить, в которой она ходила в течение новую, на недели (другую).

По представлениям всех астраханских том, в татар числе, юртовцев, души умерших посещать могут свой дом ежедневно в течение года всего.

Иногда в этот в дом день для прочтения молитвы по приглашаются усопшему мулла или пожилая женщина, затем которых обязательно угощают чаем с пышками.

молитвы Знающая из Корана хозяйка может сама пятницам их по читать, не прибегая к помощи муллы.

Подобные чаепитием с церемонии находят параллели в традициях других татар групп, а также карачаевцев, ногайцев, некоторых народов среднеазиатских [Калмыков, Керейтов, Сикалиев, 1988: Томилов; 174, Шаргородский, 1991: 128

Особенно значение важное юртовцами придается поминкам, устраиваемым на пятьдесят и сороковой первый (илле бер) день смерти после человека.

костей считают, что в этот день на раздаются кладбище громкие стоны покойников. Для мук облегчения умерших родственники должны прочесть четыре-три (конкретные) молитвы [ПМА, 2002].

На поминки эти приходят только приглашенные люди.

В поминальные эти дни проводятся большие праздничные причем, застолья для мужчин и женщин раздельно; приглашенных среди, как правило, много людей возраста пожилого. Для присутствующих женщин молитву женщина читает – мулла-бикэ, для мужчин - чаще, мужчина, мулла.

Чтение молитв из Корана упоминанием завершается имени умершего, нередко - всех конкретной в умерших семье родственников. Продолжительность чтения эти в молитв поминальные дни (40-й и 51-й), по нашим наблюдениям, около длится 30-40 минут. На таких поминках хозяйка деньги раздает (садака) всем присутствующим (начиная с обычно), муллы каждому из гостей – по два и более После. рубля завершения ритуала начинается собственно нашим.

По угощение наблюдениям, стол для проведения хозяйка поминок накрывает заранее, до прихода гостей.

На обязательно столе должны стоять новые тарелки и Присутствие.

ложки ножей и вилок исключается.

Обязательным (правило как, первым) блюдом, которое выставляется на является, стол суп-лапша с мясом говядины баранины или. Его подают, передавая наполненные одной по тарелки.

По замечанию информантки Фариды Сулеймановны две, по Тугушевой тарелки подавать не принято, так это как может накликать еще одну Завершается.

смерть угощение чаепитием. За мужским столом угощаются первыми старики, затем молодые мужчины; стол если был накрыт один - женщины и угощаются дети последними (после всех). Остатки хозяева угощения стараются раздать среди приглашенных Вообще. гостей стоит отметить, что обычай фактически вручать каждому из присутствующих на поминках пакет с поминального (с угощениями стола) становится все более годовщину.
В распространенным смерти (ел кон) приглашаются все умершего родственники, его знакомые и соседи.

Обмывальщиков в день этот вновь одаривают платьем и деньгами (также), а садака новыми тарелками, заполненными пловом, и Эти.

ложками поминки проходят относительно скромно, как так символизируют собой окончание траура. В всего течение годичного срока траура родственники не веселиться могут, вступать в брак и др. Однако на сегодняшний сельская и день, и городская молодежь (юртовцы) не соблюдает правил строго траура.

Траурной одежды у юртовских существует не татар, ношение таковой они не практиковали и в Проведенные.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

 омыть его тело (гусль);

 обернуть его в саван (такфин);

 совершить за него заупокойную молитву;

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Обертывание-мусульман

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап – гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах усопших, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей не мусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть – это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Установка мусульманского памятника

Мусульманский памятник

Сразу после похорон на могиле ставят табличку с информацией об умершем. Через год, когда земля утрамбовалась, можно поставить памятник из натурального камня. По исламским обычаям надгробие должно быть оформлено скромно, без излишеств, но так, чтобы сразу было понятно — на этом месте похоронен мусульманин. Памятник устанавливают строго лицевой частью в сторону Мекки. Портреты умерших наносить на обелиски религией не приветствуется.

Если хочется украсить надгробие, лучше сделать гравировку мечети, классического арабского орнамента, цитаты из Корана. Но несмотря на запреты, на российских кладбищах все же встречаются мусульманские памятники с портретами, даже во весь рост. Радикальные адепты Ислама считают, что это излишество и отголоски советской культуры. Но имамы понимают, что местные традиции искоренить практически невозможно, и поэтому на многое закрывают глаза.

Вам также может понравиться

Read more about the article Как выбрать гранитную мастерскую и заказать памятник в Челябинске

Как выбрать гранитную мастерскую и заказать памятник в Челябинске

Сколько стоит похоронить человека?

Всю юго-восточную часть нашей необъятной родины населяет народ, название которого знакомо каждому – татары. От Волги до Дальнего Востока можно встретить этих приветливых широкоскулых людей с чуть раскосыми глазами. Численность татар в России – чуть боле пяти миллионов человек, они второй после русских российский этнос. Более половины всех жителей Татарстата и более четверти жителей Башкортостана – татары, также их немало в Челябинской, Оренбургской и Ульяновской областях, и, конечно же, в Москве и около Москвы. В основном татары исповедуют ислам суннитского толка и верны ханафитскому мазхабу, но некоторая часть крещена в православие, а многие, как и прочие жители России, атеисты.

Этнически татары делятся на три больших группы: Волго-уральских татар, Астраханских татар и Сибирских татар. История этих суб-этносов восходит еще в поздней Античности – первые свидетельства татарских стойбищ относятся еще к VI веку нашей эры, однако ключевым событием, сформировавшим татарские народности, стало объединение разрозненных племен и небольших государственных образований в Золотую Орду после монгольского нашествия на Русь. Именно на XIII-XV века приходится выделение татарской культуры и ментальности из обще-степной, развивается старо-татарский язык, усложняются и кодифицируются его литературные нормы. Когда Золотая орда приходит в упадок, на ее месте возникает ряд татарских государств – ханств – создание которых завершает формирование татар как обособленной народности, не похожей ни на славян, ни на прочих азиатов-степняков.

Кстати, несмотря на сходство названий, к татарской этнической группе не относится такой суб-этнос, как крымские татары. Его название в русском языке – след тех времен, когда татарами наши предки были готовы называть любых тюрков, проживающих на землях Российской Империи.

Особенности татарских похорон

Появление и развитие татар как отдельного народа сопровождалось тесными связями с соседними этническими группами, от гуннов и волжских булгар до ногайцев и кипчаков. Предки татар активно перемещались по большим территориям и без проблем смешивались как с тюркскими, так и со славянскими племенами – в связи с этим культура у них сформировалась весьма неоднородная и богатая, обычаи и традиции которой порой были весьма неожиданны. Ислам, который пришел на земли, заселяемые татарами, достаточно рано – еще в Х веке – не всегда мог победить их, и скорее вам порой видоизменялся, превращаясь в сплав каноничной религии с народными верованиями и постановлениями. Особенно ярко подобная особенность татарской культуры заметна в области похорон, поминок и прочих обрядов, связанных со смертью.

В целом устройство церемонии похорон у правоверных татар соответствует требованиям шариата и включает в себя обычные для исламских культур этапы. Перед похоронами умершего обмывают, оборачивают в специальный погребальный саван и читают над ним особые молитвы на отхождение души – намаз аль джаназа. Хоронить мусульманина в гробу не принято – вместо этого тело кладут в нишу, подготовленную в глубине погребальной ямы, закрывают эту нишу стенкой из кирпичей и закапывают могилу, читая при этом погребальные суры Корана. Единственным заметным отличием обряда татар от обще-исламского является положение тела покойного в момент погребения. В то время как большую часть покойников-мусульман их единоверцы укладывают на спину или правый бок головой в сторону Мекки, татары зачастую хоронят своих умерших в сидячем положении. Согласно народным преданиям, это делается для того, чтобы покойному было проще приветствовать ангела Азраила, который является за душами мертвых, и отвечать на его вопросы.

Рудименты до-исламской культуры в татарских представлениях

Целый комплекс древних представлений и установок относительно смерти и отношения к ней может быть обнаружен в народных поверьях и суевериях вокруг похорон. Например, татарские легенды утверждают, что душа человека в течение сорока дней после смерти может вернуться в свой прежний дом, обернувший бабочкой или птицей. Поэтому, чтобы указать ей путь, некоторые родственники не выключают свет в доме и не закрывают ворота во двор.

Стараясь защититься от такого появления духа жен, некоторые традиции, напротив, предписывают запутывать следу от могилы к дому покойного: и похоронная процессия, несущая тело, поворачивает носилки с ним по часовой стрелке, выходя за пределы поселения, и возвращающиеся с погребения люди не должны оглядываться на захоронение. Если, несмотря на все предосторожности, жен все-таки поселился в доме мертвеца, его следует изгнать с помощью муллы – мусульманского священника. Неделю мулла должен читать в доме суру Ясин – священную молитву на изгнание злых духов, и не жен не в силах будет вынести такого, так что покинет жилище.

Конец жизни мусульманина

Как встретить смерть достойно – вопрос, волнующий любого правоверного мусульманина еще при жизни. Обеспечением заранее всего того, что требуется для хороших похорон, как правило, занимается женщина – в первую очередь речь идет о достаточном количестве полотна для погребальных одежд и саванов. И цвет, и фактура ткани для подобной цели строго определены традициями: саван должен быть изготовлен из хлопчатобумажного полотна, верхнее покрывало и предметы омовения могут быть цветными – зелеными или синими. Если строго следовать традициям, саван следует шить только левой рукой, не делать узлов на нитках и не резать ткань, а только рвать руками. Каждый этап изготовления должен быть сделан новыми и нитками иголками, которые, к тому, по завершению работы необходимо сжечь, чтобы не привлечь в дом беду.

Церемонии перед похоронами

Умершего человека, едва он испустил дух и кто-то авторитетный подтвердил его смерть, кладут на специальную скамейку, на которой не должны сидеть живые. В согласии с древней, уходящей корнями в доисламские времена, традицией на грудь покойника помещают железный предмет – гвоздь или топор – чтобы отпугнуть злых духов, которые боятся железа и не смогут причинить вреда душе покойного. Поверх всего тело мертвеца укрывают полотном, а на лицо накидывают особое полотенце.

Согласно, опять же, народным традициям, омывать тело покойника можно только в тот момент, когда закончена могильная яма. Тогда тело берут трое человек: обмывальщик и два его помощника, и вращают его, равномерно поливая водой. Кстати, эта часть погребального обряда вполне традиционна: женщины омывают женщин, мужчины – мужчин. Мужское тело после этого остается открытым, за исключением области гениталий, а женщину прикрывают большим полотнищем белой ткани. Но есть и в ней особенности: по татарским поверьям, ведра с водой для омовения нельзя ставить на пол, обязательно требуются особые подставки.

Похороны по татарской традиции

Женщинам на традиционных татарских похоронах присутствовать запрещено. Им предписывается заняться тщательной уборкой помещения в то время, когда погребальная процессия уходит на кладбище, постирать постельные принадлежности умершего и его одежду.

Участники процессии с телом, входя на кладбище, читают соответствующие суры из Корана. Очень важная часть погребения, без которой похороны не могут считаться состоявшимися – намаз над телом умершего, ради которого тело помещается на специальный помост. Завершив намаз, тело специальными полотенцами погружают в могилу и сажают в специальную нишу – ляхд. Нишу затем закрывают кирпичом, и под чтение сур Корана могил

Перед тем как войти на кладбище, участники процессии должны прочитать подходящие случаи суры из Корана. Уложив тело на помост, над ним совершают погребальный намаз – без него похороны не будут считаться состоявшимися. На специальных полотенцах трое ближайших родственников опускают умершего в могилу и укладывают (сажают) его в ляхд. Нишу заделывают кирпичом, а затем под чтение Корана засыпают могилу землей.

Обряды поминания

В день похорон, а также на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят первый дни после них родственники и друзья умершего татарина собираются почтить его память и помолиться за него. На таких встречах не принято плакать и вообще ярко проявлять свое горе, чтобы не заставлять душу умершего мучиться. Вместо этого собравшиеся совместно читают вслух суры Корана и раздают милостыню во имя Всевышнего.

Обязанность задабривать (располагать к себе душу) покойника посредством поминок возлагается на всех его родственников.
Она исчезает только по прошествии года и проведения одних из наиболее важных поминок по умершему – годовщины с момента смерти. Очевидно, строгое исполнение траура по усопшему в течение года можно пытаться объяснять существовавшими ранее представлениями о том, что душа умершего человека окончательно покидает мир живых людей только по истечении года после его смерти.

Наиболее распространенным у юртовских татар, по моим наблюдениям, мировоззренческим мотивом традиции поминания усопших является их вера в то, что душа умершего человека радуется и успокаивается после устраиваемых по нему поминок.

У юртовских татар поминки положено устраивать на 3-й (очесе), 7-й (жидесе), 40-й (кырыгы), 51-й (илле бер) и сотый день после смерти человека.

Поминки отмечают у них также по прошествии шести (полгода) (яртэ ел) и двенадцати (года, ел) месяцев после наступления смерти.

В селе Килинчи поминки по умершему человеку, кроме указанных выше сроков, отводят также и на 36-й (утэз алтэ) день после смерти.

Что касается поминок сотого дня, то, по мнению ученых-историков, среди которых Р.К. Уразманова, юртовцы начали их отмечать с 1960-х годов под влиянием живущих в их среде казахов [Уразманова, 1992: 103-104]. Однако данная традиция может, на наш взгляд, являться изначально присущей юртовцам, поскольку проведение поминок сотого дня характерно и для карагашей, а также для других групп татар, в частности, сибирских [Томилов, Шаргородский, 1990: 129].

Однако еще столетие назад карагаши, кроме перечисленных дней поминок, отмечали в 19 веке поминки 20-ого дня [Мошков, 1894: 61].

У других мусульманских и поволжских народов сроки поминок отчасти совпадают со сроками поминок юртовских татар, отчасти различны с ними.
Так, например,
у калмыков поминки отводятся трижды: в день похорон, на 7-й и 49-й дни [Гучинова, 1989: 144],

у кряшен – в 3-й, 9-й, 40-й дни, в полгода и год [Татары…, 2001: 367],

у курдакско-саргатских татар - в день похорон, после возвращения с кладбища [Белич, Богомолов, 1991: 175].

В селе Три Протока информанты сообщили нам сведения, согласно которым родственники умершего должны оставлять от материи, использованной для изготовления савана, один кусок ткани с тем, чтобы сохранить его вместе с маленьким блюдцем, наполненным солью, в укромном месте дома (например, в шкафу) до годичных поминок.

В течение года каждые поминки (3, 7, 40 дней) этот кусок ткани должен заменять скатерть, расстилаемую на стол для угощения гостей. На всех поминках на середину стола обязательно выставляют блюдце с солью.

После окончания поминок и прочтения молитвы скатерть вместе с блюдцем убирают обратно в шкаф. После проведения годичных поминок так называемый поминальный набор – скатерть и блюдце с солью - отдается мулле или человеку, читавшему в течение всего этого срока молитвы. В качестве дара к нему родственники умершего прилагают дополнительно также некоторое количество муки.

По материалам Р.К. Уразмановой, в случае отведения поминок по человеку, умершему в преклонном возрасте, кусок такой ткани (скатерти) разрывали на маленькие ленточки и раздавали их всем присутствующим с пожеланием того, чтобы каждый дожил до его лет [Уразманова, 1992: 98].

С этим же пожеланием такие ленточки могли привязывать к ручке маленького ребенка [Там же]. В некоторых группах сибирских татар, в частности, курдакско-саргатских, аналогичные повязки носили до тех пор, пока они не рвались сами [Белич, Богомолов, 1991: 167]. В настоящее время нашими исследованиями бытования подобной традиции у юртовских татар не зафиксировано.

У марийцев мотками ниток закрывали глаза, уши и рот покойника, желая тем самым оградиться от него.

Характерный для некоторых других групп татар обычай кормления души умершего [Томилов, Шаргородский, 1990: 128] у юртовцев не практикуется.
На 7-й день поминок у юртовцев также принято раздаривать различные вещи (у казанских татар, для сравнения, раздача-раздаривание вещей происходит не на 7-й день, а на 40-й день, см.: Уразманова, 1984: 122). В этот день приглашают в гости кого-либо из участников похорон. Копальщикам и обмывальщикам вновь вручают рубашки и деньги (по 10-15 рублей). Юртовские татары считают, что именно в 7-й день хозяйка может сменить ту одежду, в которой она ходила в течение недели, на новую (другую).

По представлениям всех астраханских татар, в том числе, юртовцев, души умерших могут посещать свой дом ежедневно в течение всего года.

Иногда в дом в этот день для прочтения молитвы по усопшему приглашаются мулла или пожилая женщина, которых затем обязательно угощают чаем с пышками.

Знающая молитвы из Корана хозяйка может сама читать их по пятницам, не прибегая к помощи муллы.

Подобные церемонии с чаепитием находят параллели в традициях других групп татар, а также карачаевцев, ногайцев, некоторых среднеазиатских народов [Калмыков, Керейтов, Сикалиев, 1988: 174; Томилов, Шаргородский, 1991: 128
Особенно важное значение юртовцами придается поминкам, устраиваемым на сороковой и пятьдесят первый (илле бер) день после смерти человека.

Старики считают, что в этот день на кладбище раздаются громкие стоны покойников. Для облегчения мук умерших родственники должны прочесть три-четыре (конкретные) молитвы [ПМА, 2002].

На эти поминки приходят только приглашенные люди.

В эти поминальные дни проводятся большие праздничные застолья, причем для мужчин и женщин раздельно; среди приглашенных, как правило, много людей пожилого возраста. Для присутствующих женщин молитву читает женщина – мулла-бикэ, для мужчин - мужчина, чаще, мулла.

Чтение молитв из Корана завершается упоминанием имени умершего, нередко - всех умерших в конкретной семье родственников. Продолжительность чтения молитв в эти поминальные дни (40-й и 51-й), по нашим наблюдениям, длится около 30-40 минут. На таких поминках хозяйка раздает деньги (садака) всем присутствующим (начиная с муллы), обычно каждому из гостей – по два и более рубля. После завершения ритуала начинается собственно угощение.

По нашим наблюдениям, стол для проведения поминок хозяйка накрывает заранее, до прихода гостей.

На столе обязательно должны стоять новые тарелки и ложки.

Присутствие ножей и вилок исключается.

Обязательным (как правило, первым) блюдом, которое выставляется на стол, является суп-лапша с мясом говядины или баранины. Его подают, передавая наполненные тарелки по одной.

По замечанию информантки Фариды Сулеймановны Тугушевой, по две тарелки подавать не принято, так как это может накликать еще одну смерть.

Завершается угощение чаепитием. За мужским столом первыми угощаются старики, затем молодые мужчины; если стол был накрыт один - женщины и дети угощаются последними (после всех). Остатки угощения хозяева стараются раздать среди приглашенных гостей. Вообще стоит отметить, что обычай вручать фактически каждому из присутствующих на поминках пакет с угощениями (с поминального стола) становится все более распространенным.
В годовщину смерти (ел кон) приглашаются все родственники умершего, его знакомые и соседи.

Обмывальщиков в этот день вновь одаривают платьем и деньгами (садака), а также новыми тарелками, заполненными пловом, и ложками.

Эти поминки проходят относительно скромно, так как символизируют собой окончание траура. В течение всего годичного срока траура родственники не могут веселиться, вступать в брак и др. Однако на сегодняшний день и сельская, и городская молодежь (юртовцы) не соблюдает строго правил траура.

Траурной одежды у юртовских татар не существует, ношение таковой они не практиковали и в прошлом.

Мусульманские поминки по шариату

В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.

В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.

По шариату, делается это согласно следующим правилам:

На поминки зовут всю родню

Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.

Согласно пророку Мухаммеду с.а.в, обычай вспоминать родных называется Сунной, и он не является обязательным, хотя на официальном уровне никаких запретов нет.

Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.

Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.

Поминальный стол по шариату, скромно и обыденно

Главная особенность мусульманской кухни — это полное отсутствие свинины и алкоголя. Вначале подается суп с домашней лапшой, плов и национальные десерты.

Основным напитком традиционно является чай, который наливают в небольшие стаканы без ручек.

Чаще всего на стол подают:

  1. Суп с лапшой на мясном бульоне.
  2. Долму.
  3. Плов.
  4. Пиде — турецкие лепешки.
  5. Салаты.
  6. Халву, баклаву.
  7. Изюм.
  8. Тушеную рыбу или мясо.

При разработке меню, в него должны быть включены сладости, они символизируют сладость, для души в загробной жизни.

Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня

Поминки устраивают каждую неделю, пока не наступит 40 день смерти. Основной целью является молитва и чтение Корана о душе усопшего. На стол не ставят деликатесы или какие-то специфические блюда.

Гостей угощают повседневными яствами, к чаю подаются сладости. Из мяса разрешены курица , говядина, баранина. Как уже говорилось ранее, алкоголь запрещен , подаются чай, вода, компот, газированные напитки для детей.

Поминальный стол в исламе

В разных странах он будет отличаться, но некоторые блюда есть везде. Считается, что пар от бульона с домашней лапшой, помогает вознестись душе на небеса, а десерты делают жизнь в раю покойного слаще. Блюда из мяса должны быть разрешены по канону. Как уже говорилось ранее, запрещена свинина.

Нередко хозяйки подают на стол заранее заготовленную долму — говяжий фарш с рисом, завернутый в листья винограда. Традиционно готовится плов, в некоторых странах с сухофруктами. Разрешены каши, рыбные блюда и морепродукты . Кроме основных правил, у разных народов нормы проведения будут отличаться:

Поминальная трапеза

Она проводится на 3 день после похорон. Это священные дни у мусульман. Согласно Корану, душа человека в этот момент все еще находится на земле. Далее их устраивают на 7 и 40 день. У некоторых народов на 3, 36 и 51 сутки. Блюда подаются традиционные, в основном действуют те же правила, что и при проведении поминок.

Согласно традициям, трапеза после похорон проводится в доме усопшего. Если места, чтобы разместить приглашенных не хватает, обращаются в кафе. Здесь действуют следующие правила:

  1. Терпение — это главная добродетель правоверного мусульманина, поэтому приглашенные родственники должны вести себя скромно, не нужно надевать вызывающие наряды и вести громкие разговоры, они также запрещены.
  2. Желательно пригласить имама, который прочтет молитву.
  3. Раньше женщин не был принято приглашать. Сегодня эта традиция забыта, но в некоторых, консервативных семьях, мужчин и женщин по-прежнему рассаживают в отдельных комнатах.
  4. Черный цвет в мусульманских странах считается цветом радости, поэтому, когда нужно выразить соболезнования одевают белые одежды.

Мусульманские поминки в разных странах

Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.

Поминки в Турции

Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.

Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:

  1. Рисовый плов.
  2. Долму.
  3. Турецкие лепешки.
  4. Яйла чорбасы.
  5. Тушеную фасоль.

Поминки в Азербайджане

По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.

В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.

По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.

Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.

В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.

Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.

Читайте также: