Склонность неотступно следовать чему либо осуществлять действия

Обновлено: 02.07.2024

2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.

3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей

Ход лекции

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.

Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересыобусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении, общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности, материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают:

1. по содержанию (например, музыкальные, технические);

2. по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

3. по глубине (глубокие или поверхностные);

4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.

Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв-ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Виды способностей

В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности.

Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)

Литературные Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.

Интернет-ресурсы по данной теме:

1. Закрепление знаний учащихся

1.1 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?

1.2 В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?

1.3 Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?

1.4 Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7

1.5 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?

1.6 Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?

1.7 Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?

2.1 Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

2.2 Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

2.3 Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

3.1 Вводный инструктаж

3.2 Самостоятельная работа учащихся

3.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

3.3.1 Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся;

3.3.2 Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД);

3.3.3 Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению задания;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

3.3.4 Заключительный инструктаж:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

разбор типичных ошибок учащимися;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

7. Подведение итогов урока учителем

объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

9. Уборка рабочих мест

Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей.

Технические Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания

Математические Способности к литературной деятельности, овладение языками

Педагогические Творческое воображение, образное мышление

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми

Литературно-лингвистические Умение логически мыслить, анализировать, обобщать

Способности к искусствам Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.

Задание: необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.

1. Под интересом понимается. познавательная. человека на той или иной.

2. Склонность -. заниматься определенной., постоянно. знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

3. Способности - любые индивидуально-психологические. человека, помогающие. в какой-либо деятельности и приводящиеся к знаниям, навыкам.

Методическая разработка занятия по математике Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10; пространственной ориентировки на листе бумаги,увеличении.

13. Адаптация человека к организации проявляется как:

  • А) состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей;
  • Б) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;
  • В) попытка поставить себя на место другого, рационально осмыслив происходящее с другим человеком;
  • Г) способность человека воспринимать другого через сформировавшийся образ, которым пользуются как эталоном;
  • Д) приобщение человека к ценностям, нормам, условиям и особенностям организационной среды.
  • Правильный ответ Д).

14. Ролевая неудовлетворённость выражается как

  • А) состояние, возникающее у человека, если склонность к одному типу ожиданий относительно работы находится в противоречии с другим типом ожидания;
  • Б) состояние сотрудника организации, при котором он не понимает, в чём заключаются его права и обязанности по выполнению работ;
  • В) ситуация, при которой работник вынужден уживаться или работать совместно с человеком противоположного темперамента, общение с которым ему неприятно;
  • Г) усталость от работы и желание покинуть данную организацию;
  • Д) неудовлетворённость актёра доставшейся ему ролью и неуступчивостью режиссёра.
  • Правильный ответ А).

15. Отсутствие чётких целей у менеджеров может вызвать

  • А) чрезмерные стрессовые нагрузки;
  • Б) безразличие к карьере;
  • В) срыв важных заданий;
  • Г) оправдание пассивности, инертности;
  • Д) все ответы верны.
  • Правильный ответ Д).

16. Под мотивацией человека к деятельности понимается

  • А) приспособление организма к изменившимся внешним условиям для достижения собственных целей;
  • Б) отделение от окружающей среды и других людей с целью решения поставленных задач;
  • В) бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям для обретения индивидуальности;
  • Г) совокупность движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности для достижения личных целей и целей организации.
  • Д) все ответы верны.
  • Правильный ответ Г).

17. Потребности – это

  • А) приспособление, при помощи которого производится работа, действие;
  • Б) приём, способ действия для достижения цели;
  • В) состояние человека в определённый момент развития;
  • Г) надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения.
  • Д) все ответы верны.
  • Правильный ответ Г).
  • А) явление, вызывающее возникновение другого явления;
  • Б) побудительная причина, повод к какому – либо действию;
  • В) степень воспитанности и обученности человека;
  • Г) способность производить физические действия.
  • Д) все ответы верны.
  • Правильный ответ Б).

19. Стимулирование отличается от мотивирования тем, что является

  • А) средством внешнего воздействия на поведение работника;
  • Б) информацией о результатах труда;
  • В) силой, способствующей достижению целей;
  • Г) результатом, полученным при выполнении деятельности.
  • Д) все ответы верны.
  • Правильный ответ А).

20. Внутренние нормы поведения личности можно сравнить с

  • А) правилом;
  • Б) предписанием;
  • В) кодексом;
  • Г) законом.
  • Д) все ответы верны.
  • Правильный ответ Д).

21. К содержательным теориям мотивации не относится:

  • А) иерархическая теория А.Маслоу
  • Б) теория К.Левина
  • В) теория потребностей ERG К. Альдерфера
  • Г) теория потребностей Д. МакКлелланда
  • Д) двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга
  • Правильный ответ Б).

22. Содержательные теории мотивации раскрывают

  • А) ценности человека;
  • Б) причины поведения людей;
  • В) значимость процесса деятельности;
  • Г) средства достижения цели.
  • Правильный ответ Б).

23. ОТМЕТЬТЕ ПЕРВИЧНУЮ ГРУППУ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПИРАМИДЕ А. МАСЛОУ

  • А) физиологические потребности, защищённость и безопасность;
  • Б) принадлежность и причастность;
  • В) признание и уважение;
  • Г) самовыражение.
  • Правильный ответ А).

24. При управлении людьми с потребностью самовыражения необходимо

  • А) стремиться давать им не сложные задания;
  • Б) ограничивать их свободу в выборе средств решения задач;
  • В) привлекать к работе, требующей изобретательности, творчества;
  • Г) создавать надёжную систему страхования.
  • Правильный ответ В).

25. Выделите потребности, не относящиеся к теории К. Альдерфера

  • А) потребности существования;
  • Б) потребности достижения;
  • В) потребности связи;
  • Г) потребности роста.
  • Правильный ответ Б).

26. Теорию К. Альдерфера отличает от теории А. Маслоу

  • А) потребности расположены иеархически;
  • Б) движение от потребности к потребности идёт в обе стороны;
  • В) движение от потребности к потребности идёт только снизу вверх;
  • Г) все ответы верны.
  • Правильный ответ Б).

27. Д. МакКлелланд считает, что для успеха менеджера наибольшее значение имеет потребность в стремлении

  • А) к власти ради властвования;
  • Б) командовать другими;
  • В) добиваться решения групповых задач;
  • Г) к власти ради тщеславия.
  • Правильный ответ В).

28. Процессуальные теории мотивации объясняют

  • А) что способствует продвижению по служебной иерархии;
  • Б) какие условия необходимо создать для успешной адаптации личности работника;
  • В) какие группы потребностей оказывают влияние на поведение человека;
  • Г) как следует воздействовать на людей для побуждения к результативной работе;
  • Д) все ответы верны.
  • Правильный ответ Г).

29. Сущность теории ожиданий В. Врума состоит в

  • А) наличии у человека активной потребности;
  • Б) ожидании, что выбранный тип поведения приведёт к удовлетворению потребности;
  • В) стремлении к самореализациии;
  • Г) получении лишь ценного вознаграждения;
  • Д) все ответы верны.
  • Правильный ответ Б).

30. Исходным положением в мотивационной теории справедливости Дж. Адамса является

1. Эмпатия

Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.

2. Прокрастинация

При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.

3. Фрустрация

Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.

Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.

4. Амбивалентность

Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.

5. Инсайт

Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.

6. Конформизм/нонконформизм

Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих. Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека. Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.

Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.

7. Катарсис

По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.

8. Ригидность

9. Ассертивность

10. Обсессия

Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.

11. Локус контроля

Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.


12. Интроспекция

Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.

Для передачи эмоционального состояния во время общения мы пользуемся:

Межличностный конфликт – это всегда:

конфликт нескольких участников

противоречие с самим собой

Почему главное правило морали называют золотым?

Оно неизменно даже со временем

Оно написано на золотом медальоне Чингисхана

Нормы гуманизма не легки и требуют от человека:

освоение принципов социалистического строительства общества

справедливый раздел имущества

освоение знаний и умений, необходимых для жизни человека в обществе

тип политической и экономической организации общества

Деятельности не может быть без:

Жизнь человека проявляется и формируется в:

Чувствами не являются:

Особую группу чувств составляют высшие чувства, к которым не относят:

Самая глубокая форма межличностных взаимодействий, не основанная на кровном родстве, возникает между:

Ситуация, когда только одна сторона стремится сгладить конфликт, называется:

Вариантом поведения в конфликтной ситуации не является:

5. \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0438\u0445 \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432

6\u00a0\u041e\u043d\u043e \u043d\u0435\u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0441\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c

8. \u00a0\u043e\u0441\u0432\u043e\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0438 \u0443\u043c\u0435\u043d\u0438\u0439, \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u044b\u0445 \u0434\u043b\u044f \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u0432 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435

juliabatitskaya

Ответ:

5. конфликт нескольких участников

6 Оно неизменно даже со временем

8. освоение знаний и умений, необходимых для жизни человека в обществе

Новые вопросы в Обществознание

Почему, по вашему мнению, количество рабочих, оценивающих свое материальное положение, как состоятельное и количество рабочих, которые считают свою жи … знь хорошей, не совпадают? Назовите не менее трех факторов (кроме дохода), которые определяют качество жизни человека и раскройте их на конкретных примерах.

Исчерпаемые ресурсы делятся на интеллектуальные, социальные природоохранные, заповедные невозобновляемые, возобновляемые, не полностью возобновляемые … Ответить!

Установите последовательность типов общественно-экономических формаций в зависимости от уровня развития производственных отношений. капитализм азиатск … ий способ производства первобытнообщинный строй феодализм рабовладельческое общество

Экономическая задача. Функция спроса на бутылированное молоко в Томской области описывается формулой =170-P, а функция предложения задана уравнением = … 3*P-70, где P – цена в рублях, – величина спроса и величина предложения молока в ноябре в тысячах штук. 1) Определите, чему будет равняться равновесная цена. 2) Определите, чему будет равняться равновесное количество. 3) Как изменится рыночный спрос, когда Департамент тарифного регулирования Томской области зафиксирует цену не ниже 70 рублей? 4) Сколько смогут производители бутылированного молока Томской области продавать его в Новосибирскую область, если там цена установилась P=66? Ответы без решения не засчитываются.

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Интервьюир … ование, эксперимент, анкетирование, тестирование, исследовательская беседа.

Предложите минимальное по объёму обобщающее понятие, вбирающее в себя все нижеперечисленные. Королевство Бельгия, Республика Индия, Сомали, Мексиканск … ие Соединенные Штаты, Австралийский Союз, Босния и Герцеговина

Читайте также: