Склонность к какому либо виду деятельности передается по наследству

Обновлено: 28.06.2024

– Прямой зависимости, что какая-то черта характера вызывает заболевание, конечно, нет. Есть люди, у которых некоторые черты характера сильно заострены, это называется акцентуация характера. Существует целый перечень акцентуаций характера. Гипертимы (очень активный тип) много берут на себя, не умеют делегировать полномочия, им проще всё сделать самим. Для таких людей характерно переутомление, профессиональное выгорание. Для сензитивного (эмоционально чувствительного типа) – склонность принимать всё близко к сердцу, мнительность, нерешительность, ранимость. Для них более характерны переживания сниженного настроения, может быть, даже депрессивные состояния. Вместе с тем при адекватном воспитании родители и учителя могут скорректировать нежелательные черты характера.

– А оптимизм и пессимизм влияют на здоровье?

Миф третий: характер формируется до трёх лет

Непоседливый, импульсивный в детстве человек может стать как выдающимся спортсменом, общественным деятелем, лидером (если были созданы условия), а может быть крайне неадаптированной личностью. Импульсивность (преобладание возбуждения) не всегда замечательно сказывается на результатах в учёбе, но способствует высоким спортивным достижениям. Безусловно, должны быть созданы условия для интеллектуального развития и физической подготовки (например, шахматы и спортивная секция). Тогда импульсивность (так мешавшая в детстве) проявится с самой положительной стороны – высокая скорость реакции, быстрая интеллектуальная обработка информации, способность к высоким достижениям, хорошая самодисциплина.

Если ничего с излишней импульсивностью не делать, то во взрослой жизни возникнут серьёзные проблемы с постановкой целей, наличием длительных отношений (брака), постоянства в работе. Такой человек не будет готов нести ответственность ни за других, ни за себя.

Миф четвёртый: холерики – самый истеричный тип темперамента

– Деление на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов – это бытовое понимание, которое, вероятно, порождается желанием человека уметь предсказывать поведение других людей. Увидел в другом холерика, и сразу понятно, что от него ждать. Хотя на самом деле такого явления, как холерик, нет, есть черты темперамента, свойства характера. Вообще, профессиональные психологи рассматривают не традиционную бытовую типологию – 4 типа, а изучают свойства темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (силу эмоциональной реакции), пластичность (изменчивость), ригидность (инертность) и другие.

У холериков заострены такие черты характера, как потребность во внимании, у таких людей хорошие навыки самопрезентации, они умеют преподносить информацию нужным образом, концентрировать на себе внимание аудитории.

Но вообще, переживанию особенно интенсивных эмоций могут быть подвержены все. При этом одна и та же ситуация на разных людей может повлиять по-разному: кто-то перенесёт её спокойно, а у кого-то спровоцирует истерику.

– Есть мнение, что только холерики могут быть лидерами…

Миф пятый: меланхолики – это грустные и аморфные люди

– Здесь речь идёт о людях со слабой эмоциональной реакцией на внешние или внутренние раздражители. Такие люди обладают высокой концентрацией внимания, глубоко погружаются в деятельность, часто испытывают сложности с переключаемостью. Но это очень системные люди, которые шикарно работают с документами, эффективны в ситуациях контроля. Их ригидность (или инертность) позволяет при любых условиях достигать положительного результата. Это идеальные сотрудники для работы с документацией, например, экономисты, инженеры.

– Они всегда пассивны?

– Нет, просто у таких людей внутренний план деятельности скрыт от внешнего наблюдения. У других все эмоции на лице, активная жестикуляция, много лишних движений. А у человека с низкой реактивностью другой подход, ему надо больше времени подумать, кажется, что он ничего не делает. На самом деле он активно думает. Его мысль нельзя обрывать и резко переключать с одной задачи на другую. Такие люди могут быть прекрасными аналитиками.

– Но вообще есть убеждение, что меланхолики – это люди творческие: художники, поэты…

Миф шестой: сангвиники – работоспособные и целеустремлённые люди

– Бытовое представление о сангвинике – это человек, который обладает такими свойствами нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность. Такой человек действительно может быть очень работоспособным. Но такие люди часто не доводят начатое дело до конца, когда они понимают, как решить проблему, они теряют интерес.

А вот собственно целеустремленность – это черта характера. Она возникает при определённых воспитательных воздействиях со стороны семьи. В достижении ребёнка (его золотой медали в школе, красного диплома в вузе) всегда есть заслуга родителей.

Миф седьмой: есть несовместимые темпераменты

– Такого нет, есть несовместимые характеры. Но опять же, не сами характеры. Недопонимание возникает, если у людей разные ценности. Есть только одна черта, которая не даст ужиться, – это соперничество, склонность к доминированию. Супругам, у которых выражена склонность к соперничеству, будет достаточно сложно состоять в длительных тёплых отношениях.

При содействии пресс-службы УрГПУ
Текст: Ирина Ахметшина

Геномная наследственность обуславливается передачей части генетического кода следующему поколению. Что именно может передаваться от родителей к ребенку вместе с генами?

Гены — это участки ДНК, отвечающие за те или иные признаки. Сама ДНК находится в хромосомах, по сути хромосома — это форма упаковки генетического материала. У человека 48 хромосом, которые распределены по парам. В паре одна хромосома дублирует другую, то есть в них содержится одинаковый набор генов. Эти гены могут различаться по форме, такие гены называются аллелями.

При зачатии ребенок получает по половине хромосомного набора от обоих родителей, а именно по одной хромосоме из пары. Какая именно аллель наследуется ребенком предсказать невозможно. А так как гены отвечают абсолютно за все процессы в организме человека, нельзя угадать какой набор возможностей будет у ребенка.

Какие способности передаются?

Условно таланты можно разделить на физические и умственные. Рассмотрим, как они передаются и передаются ли вообще через геномное наследование.

Физические таланты. К этой категории можно отнести привлекательную внешность, спортивные достижения, здоровый организм, хорошее зрение, приятный голос, атлетическое телосложение и т.д. Все это безусловно напрямую относится к генетике. Если человеку повезло, он получит от родителей только самые лучшие гены.

Предрасположенность к заболеваниям часто имеет генетические корни. Мутация в генах вызывают склонность к развитию раковых опухолей, болезней крови, анемию и т.д.

Спортивные способности также заключены в геноме. За Рост быстрых и медленных мышечных волокон, выработку адреналина, насыщение крови кислородом и многое другое отвечают гены. Главное заниматься тем видом спорта, к которому организм предрасположен. Это зачастую отличается от спорта, которым занимались родители.

Итак, на физические способности и качества наследственность влияет довольно сильно. Идем дальше.

Умственные способности

Ключом к талантам подобного рода является мозг и не геномная наследственность. Разберем по порядку.

Головной мозг. Это центр управления организмом и огромный архив приобретенных знаний и умений. Мозг, как и любой орган имеет свою морфологию. Древняя лимбическая система отвечает главным образом за наши биологические потребности в еде, размножении, самосохранении. Неокортекс, серое вещество, сосредоточение мыслительной деятельности. Тут происходит обработка информации, ее анализ и сохранение.

Главным структурным элементом мозга является нейрон. Нейроны расположены не хаотически. Они упакованы в определенном порядке. Разные области мозга имеют различную плотность нейронов, пространственную ориентацию и обладают разными свойствами. Именно эти параметры, количество нейронов, их расположение и локализация в неокортексе, закладываются на генетическом уровне. Это отправная точка всех умственных талантов человека. Однако, существует подвох в том, что вариабельность и изменчивость морфологического строения мозга у разных людей практически не зависит от расы, пола и родителей. Это очень индивидуальный параметр. У математика может родится талантливый композитор, у архитектора физик.

Не геномная наследственность. Обладать прекрасно устроенным мозгом еще не значит хорошо уметь им пользоваться. Приобретенные в процессе жизни умения и способности играют очень важную роль. С рождения мы не умеем говорить, держать вилку и даже ходить на двух ногах. Все эти навыки мы получаем от окружающих нас людей. Родители, друзья, учителя и просто люди с которыми мы взаимодействуем, наследуют нам образ своего мышления и способности.

Таким образом генетически могут передаваться только физические способности. Социальные навыки новому поколению приходится изучать с нуля.

Генетический центр “ДТЛ” проводит ДНК тесты на предрасположенность к спорту, фитнесу и метаболизму продуктов питания. Индивидуальные исследования позволяют быстрее добиться успехов и получить минимум травм.

Талант и генетика

Вспышки творческого гения с самого начала двигали цивилизацию вперед, и особенные успехи люди всегда связывали с чем-то, что идет изнутри. Талант и генетика действительно связаны, о чем свидетельствуют многие генетические исследования, однако на сколько сильно способности определяются природой и как много заложено в наших генах?

Что такое талант?

Талант (музыкальный или любой другой) может быть определен как генетическая предрасположенность к успеху в определенной сфере. Существует немало наследственных факторов, способствующих тому или иному таланту, который нередко передается из поколения в поколение.

Однако наиболее точно талант стоит описать как показатель, с которым человек становится лучше благодаря усилиям. Скорость, с которой вы становитесь лучше в футболе – это ваш футбольный талант. Скорость, с которой вы становитесь лучше в математике, – это ваш математический талант. Важно всегда учитывать то, что вы прикладываете определенные усилия для достижения какого-либо уровня в выбранном занятии.

И наша генетическая предрасположенность, и наши усилия в итоге дают то, что окружающие называют талантом. Некоторые люди рождаются с большим потенциалом, но без тяжелой работы и практики их талант ни к чему не приведет. Музыка – хороший пример, поскольку ученые получили некоторые доказательства влияния генов на музыкальные успехи. Например, исследование с участием 500 близнецов показало, что 80% тональной глухоты (неспособность различать звуки той или иной тональности) определяется наследственностью. Другое исследование обнаружило гены, связанные с высвобождением серотонина в процессе музыкального творчества.

Талант и генетика

А исследование с участием ведущих шахматистов и музыкантов показало, что всего только около 30 процентов различий между игроками можно объяснить количеством практики. И, напротив, исследование с участием британских музыкантов показало, что лучшие исполнители практиковались намного больше, но учились не быстрее, чем менее опытные музыканты. Таким образом, эти данные довольно-таки противоречивы.

Популярно мнение, что для достижения экспертного уровня в чем-либо, требуется 10000 часов практики, и в этом, вероятно, есть доля правды. Но если ваши талант и ДНК дают вам способность к шахматам, математике, музыке или футболу и вы получаете удовольствие именно от этих занятий, вы, несомненно, с большей вероятностью потратите время на развитие именно этих способностей.

Какое отношение гены имеют к таланту?

В нашем геноме зашифрована масса информации, которая диктует то, как нашему телу развиваться. Есть в нашем геноме и маркеры, которые отвечают за некоторые черты характера и склонности. Однако талант (будь то музыка, спорт или шахматы) всегда будет очень сложной комбинацией множества генов, которые вносят небольшой, но все же весомый вклад в развитие способностей к тому или иному занятию.

Вероятность стать элитным спринтером или силовым атлетом в определенной мере зависит от генетических факторов. Однако в настоящее время были найдены только несколько генов, которые отвечают за определенные спортивные преимущества человека. Вот некоторые из них:

А вот некоторые гены, способствующие развитию музыкального таланта:

  • ген GATA2. Генетические вариации, наиболее тесно связанные с высокими музыкальными показателями, были обнаружены вблизи гена GATA2. Они вовлечены в развитие внутреннего уха и нижнего колликула;
  • ген PCDH15 играет роль в способности волосковых клеток преобразовывать звук в сигналы мозга.

Ученые соглашаются, что, хотя одни только результаты генетических исследований не помогут определить, кому суждено стать великим музыкантом, они могут быть полезны для понимания того, как слуховая система превращает звуковые волны в восприятие.

Относительно музыки, спорта, шахмат, искусства, генетика – это еще не все. Окружающая среда и культура, в которой мы живем, также важны для развития тех или иных способностей.

Можно ли использовать генетические исследования как основу для определения того, каким видом спорта стоит заниматься человеку? Сегодня накапливаются доказательства, что генетическая идентификация талантов является не самым оптимальным подходом для детей. Научные, этические и психологические последствия такого использования генетической информации могут быть очень серьезны. Невозможно дать абсолютно точную рекомендацию к занятию тем или иным видом спортом на основе ДНК-теста. Человеческие качества, включая спортивные, интеллектуальные, музыкальные достижения, представляют собой сложную головоломку, в которой генетика – это всего лишь одна ее часть. Имея знаниях о ваших генах и мутациях в них, мы рекомендуем использовать генетику в сочетании с вашими целями и выбранным видом спорта, чтобы определить наилучший план тренировок, питания и образа жизни.

Талантлив родитель – талантлив и ребенок?

Очень многое из того, что имеет наше тело, мы получаем по наследству от родителей. Наша ДНК во многом похожа на программное обеспечение, которое содержит все коды, определяющие характеристики нашего организма. Передача таланта по генам как таковая не происходит, но талант можно описать как набор генетических маркеров, которые могут быть унаследованы.

Например, чтобы стать отличным танцором, нужно иметь хороший баланс, гибкость, чувство ритма, хорошие рефлексы. Это физические характеристики, которые наследуются от родителей. Их взаимодействие создает выдающегося танцора, если он прикладывает к этому усилия, конечно же. Также, например и для певца важно иметь хороший слух и голосовые связки оптимального размера и формы для получения приятного голоса. Хорошее зрение может быть полезным в соревнованиях по стрельбе.

Так, передается ли талант на генетическом уровне? Ответ на этот вопрос – и да, и нет. Таланты, которые имеют генетический компонент, не наследуются в истинном смысле этого слова. Никто не сможет достичь успехов в музыке или спорте только потому, что это сделали его родители, но определенные генетические компоненты могут этому способствовать.

Самое главное, стоит понимать, что генотип не диктует наше существование. Наша судьба не определяется только нашими семьями. Здоровый образ жизни, хорошее питание, спорт сильно влияет на наше тело и нашу ДНК. Мы можем использовать наши генетические предрасположенности, чтобы достичь особенных успехов, и мы можем формировать наше поведение так, чтобы изменить нашу генетику. Гены могут быть включены и выключены опытом и окружающей средой. А современные методы диагностики, в том числе с использованием генетических исследований, помогут вам узнать больше о собственном организме, его возможностях и тех особенностях, которые требуют особого внимания.

Преимущества проведения анализов в лаборатории Медикал Геномикс Украина

  • широкий спектр генетических исследований. У нас можно пройти тесты для установления отцовства/материнства, а также близкого и дальнего родства, генеалогические и медицинские ДНК-тесты;
  • удобство заказа. Вы можете сдать биологический материал в одном из наших пунктов (есть во всех крупных городах Украины) или заказать набор для домашнего забора;
  • высокую точность. Результаты каждого теста проверяют двумя независимыми группами ученых под руководством докторов наук в генетике. Мы используем передовое лабораторное, компьютерное оборудование.

Вы также можете рассчитывать на доступные цены и высокую скорость выполнения тестов. Стандартные тесты выполняются в течение 7-9 дней. Есть также возможность заказать срочный тест. Со всей подробной информацией о том, какие тесты мы выполняем, процедуре их выполнения, вы можете ознакомиться на нашем сайте. Позвоните нам, если у вас есть вопросы – наши консультанты ответят на любые из них и помогут оформить заказ.

Особенности различных типов темперамента, его роль в деятельности человека. Определение практическим путем передачи темперамента по наследству. Выявление линии, по которой в семье передается темперамент. Методы и методики исследования, его результаты.

Рубрика Психология
Вид практическая работа
Язык русский
Дата добавления 07.10.2013
Размер файла 287,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Администрации Первомайского района г. Витебска

Государственное учреждение образования

"Средняя школа № 14 г. Витебска"

Исследовательская работа

Определение различных типов темперамента, передача их по наследству

Гормазова Ирина Юрьевна,

Мишкович Виктория Владиславовна

учащиеся 10 "А" класса

Руководитель: Александрова О.В.,

Оглавление

    Введение
  • Глава 1. Теоретическая часть
  • 1.1 Темперамент и его изучение
  • 1.2 Типы темперамента
  • 1.3 Особенности типов темперамента
  • 1.4 Роль темперамента в деятельности человека
  • Глава 2. Экспериментальная часть
  • 2.1 Методы и методики исследования
  • 2.2 Результаты исследования
  • Литература
  • Приложения

Введение

"В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений - флегматиком".В. Вундт

Актуальность темы. Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.

Темперамент - проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга. Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью. В своей работе мы хотим рассмотреть теоретические и научные взгляды на типологию темперамента и определить, действительно ли темперамент передаётся по наследству.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: особенности взаимосвязи передачи темперамента человека по наследству.

Методы исследования: опрос, наблюдение, анализ.

Цель: изучить особенности различных типов темперамента, определить практическим путём передачу темперамента по наследству.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал по темпераменту.

2. Составить родословную обследуемых.

3. Определить типы темперамента обследуемых.

4. Проанализировать особенности взаимосвязи передачи темперамента человека по наследству.

5. Выявить по чьей линии передаётся темперамент.

Экспериментальная база исследования:

Учащиеся ГУО средней школы № 14 г. Витебска, их родители и другие родственники.

Теоретическая и практическая значимость:

Исследуемая проблема позволяет расширить представления о темпераменте человека и его практическом применении.

Глава 1. Теоретическая часть

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.

Большое внимание Г. Айзенк в своих исследованиях уделяет сбору экспериментальных данных, подтверждающих универсальность предложенных им измерений личности. Для этого привлекается факторный анализ результатов многочисленных и разнородных тестов (методик), с помощью которых обследуются группы. Первоначально на основе комплекса признаков, дифференцирующих здоровых людей и больных неврозом, был выделен фактор нейротизма, позднее - фактор экстра - интроверсии, под который Г. Айзенк в течение длительного времени стремился подвести физиологическую основу, используя ряд положений теории И.П. Павлова.

Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей.

Для обихода нужна простая шкала темпераментов, доступная для понимания широкой аудитории. Именно поэтому до сих пор существует классификация И.П. Павлова и стандартизированный опросник Г. Айзенка, разработанный на основе этой классификации.

Рассмотрев вопрос развития теорий темперамента в истории психологии, можно сказать, что в настоящее время в российской литературе темперамент определяется как "те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

1.2 Типы темперамента

Сангвиник: человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой; обладает быстрой реакцией; его поступки обдуманны; жизнерадостен, поэтому высокая сопротивляемость трудностям жизни; чувства легко возникают и быстро сменяются; это общительный человек, легко сходится с новыми людьми; очень продуктивный деятель, но только если у него много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Флегматик: человек с сильной, уравновешенной, но инертной НС, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью; стратег, идет к цели, рассчитывая силы; прочно запоминает все усвоенное хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в новых неожиданных ситуациях; не любит менять привычки, работу, друзей настроение стабильное, ровное; самый надежный. Достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Холерик: боевой тип, задорный, легко и быстро раздражающийся; реагирует быстро, часто необдуманно; проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, несдержанность; повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости, даже агрессивности; характерна резкая смена настроений; для него характерна цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-либо делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все становится невмоготу. Наибольшей результативности достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Меланхолик: человек со слабой НС, обладающей повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (соревнования, экзамены, опасность) могут ухудшиться результаты деятельности по сравнению с привычной ситуацией; повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых); незначительный повод может вызвать обиду, слезы; настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях; часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены сильные внешние воздействия затрудняют деятельность при определенных условиях жизни легко формируются застенчивость, нерешительность. В благоприятной стабильной обстановке может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, быстрой обучаемости, наблюдательности. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Читайте также: