Скандинавское право как смешанная правовая семья

Обновлено: 02.07.2024

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Балтийское право — правовая семья, объединяющая национальные правовые системы трех прибалтийских государств: Литвы, Латвии и Эстонии.

Французское право (фр. droit français) как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо-германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789—1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799—1814 гг.).

Автономия воли — в традиционном понимании международного частного права институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или другими компетентными органами к данной сделке (лат. lex voluntatis).

Подразумева́емые права́ (имплицитные права) — судебная теория в канадском правоведении, признающая, что в Конституции Канады некоторые основополагающие принципы не выражены явно, а подразумеваются. Она применялась в основном до принятия Канадской хартии прав и свобод, но и сейчас остаётся актуальна при рассмотрении вопросов о парламентском верховенстве и полномочии отмены.

И́стинный смысл — правовая теория в интерпретации канадской конституции, используемая для определения, какому уровню власти принадлежит право издавать законы по конкретному вопросу. Теория применяется, главным образом, когда закон оспаривается на основании того, что один уровень власти (провинциальный или федеральный) нарушил пределы исключительных полномочий другого уровня власти.

Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Прибалтийское гражданское право (также остзейское) — самостоятельное гражданское законодательство в Прибалтийском крае Российской империи, состоявшее в ближайшем родстве с германским правом. Законодательство имело много внутренних делений по отдельным сословиям и социальным классам населения (права земское, городское и крестьянское) и по отдельным губерниям, городам и местностям. К концу XIX века его кодификация различала земские права Лифляндии, Эстляндии, Курляндии и Пильтена, городские права Эстляндии.

Институт права или правовой институт — объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Африка́нское пра́во или африка́нская правова́я семья́ — термин, часто используемый в сравнительном правоведении, обозначающий совокупность действующих национальных правовых систем на Африканском континенте.

Принцип правовой определённости требует ясности и постоянства в правовом положении субъектов и содержании правовых норм.

Сюсла (исл. sýsla, дат. syssel) — единица административного деления в средневековой Скандинавии, эквивалентная округу. Главой сюслы был сюслуман, что в общих чертах соответствует английскому понятию шериф.

Преддоговорная ответственность — это институт гражданского права, вид гражданско-правовой ответственности за убытки, причиненные на стадии ведения переговоров и заключении договора вследствие ненадлежащего исполнения контрагентом потерпевшего своих преддоговорных обязанностей (прежде всего — обязанности позитивного информирования контрагента о свойствах и качествах объекта договора, отсутствия намерения заключать договор).

Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Пандектная система — принцип построения нормативно-правовых актов (кодексов, законов, ГОСТов), при котором общая и особенная части выделяются в отдельные разделы. Ей противостоит институционная система, воплощённая в Кодексе Наполеона.

Единообра́зный торго́вый ко́декс США (англ. The Uniform Commercial Code), сокращенно ЕТК (англ. UCC) — модельный (рекомендательный) акт, представляющий собой унификацию торгового права США и ратифицированный с теми или иными изменениями большинством американских штатов.

Российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права.

Принцип добросовестности в качестве общего принципа гражданского права нормативно был закреплен в российском гражданском кодексе в 2012 году Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ).

Коллизионная норма (лат. collisio — столкновение) — это норма, содержащая правило определения права, применимого для регулирования отношений, осложненных иностранным элементом.

Консолида́ция (лат. consolidatio от consolido — укрепляю) — укрепление, вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной.

Налоговое право Европейского союза — совокупность правовых норм отдельных положений Договора о Европейском союзе (первичное право), а также актов институтов Европейского союза, принятых в рамках их компетенции и полномочий в Европейском сообществе (вторичное право), а также практика Суда Европейского союза и Суда первой инстанции в сфере налоговой политики ЕС.Налоговое право Европейского союза — особая отрасль права Европейского союза. Налоговое право Европейского союза отражает действительные интеграционные.

Скандинави́зм — общественное движение в скандинавских странах — Швеции, Норвегии и Дании, направленное на политическое, экономическое и культурное объединение этих стран.

Кана́дское конституцио́нное пра́во — часть канадского права, относящаяся к интерпретации и применению Конституции Канады трибуналами. Все законы Канады, как провинциальные, так и федеральные, должны сообразовываться с Конституцией, и всякий закон, не соответствующий ей, недействителен.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Исто́рия междунаро́дного пра́ва — отрасль науки международного права, изучающая возникновение и развитие международного публичного права как комплекса правовых норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Диспозитивность — юридическая категория, характеризующая возможность свободного распоряжения субъекта права его правами.

Междунаро́дно-правова́я отве́тственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Международно-правовое регулирование труда — регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двухсторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Конституционная экономика — научно-практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают экономические и социальные права, гарантированные в Конституции, а также взаимоотношения проблем применения Конституции со структурой и функционированием экономики.

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями — с другой.

Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Японское право является одной из составных частей дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и состоит из современных правовых понятий с элементами, взятыми из глубокой древности.

Англосаксонская правовая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis), или англо-американская правовая система (англ. anglo-american legal system) — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие между разными организациями и гражданами, а также между отдельными гражданами.

Рижское городское право — система городского права, действовавшая в Риге на протяжении нескольких веков. Во многом она базировалась на правовых системах других европейских городов.

Частное право — часть системы права, функционально-структурная подсистема права, совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность. Тем самым частное право — это совокупность норм права, защищающих интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами.

О́бщее пра́во (англ. common law) — единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, наряду с правом справедливости (англ. law of equity) является одной из составных частей прецедентного права, которое имеет главенствующее значение в странах англо-американской правовой системы.

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Субсидиа́рность (от лат. subsidiarius — вспомогательный) — принцип социальной организации, возникший в Римско-католической церкви и получивший своё развитие после Первого Ватиканского собора. Многие ассоциируют его с идеей децентрализации. Согласно данному принципу социальные проблемы должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть "субсидиарную" (вспомогательную), а не "субординативную" (подчинительную.

Скандинавская правовая семья объединяет национальные правовые системы Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии (некоторые авторы к этой группе относят правовые системы государств Балтии — Эстония, Латвия, Литва).

Вопрос о природе и месте скандинавского права на правовой карте мира является дискуссионным. В современной компаративистике существуют различные мнения о связях скандинавского права с основными правовыми семьями современности. Мнение одних ученых сводится к тому, что скандинавское право является самостоятельной правовой семьей, поскольку имеют место их общие исторические, политические, экономические и культурные основы формирования и развития, отличные от других правовых систем (К. Цвайгерт, X. Кётц). Применительно к данной точке зрения скандинавская правовая семья является самостоятельной правовой семьей, находящейся между системами общего и ро- мано-германского права (К. Осакве).

Некоторыми компаративистами скандинавская правовая семья вообще не выделяется в качестве самостоятельной, и включает правовые системы этих государств в романо-германскую правовую семью (Р. Давид). Другие же считают, что скандинавская правовая семья является смешанным типом права, поскольку она имеет общие черты в формировании и развитии, схожие с другими правовыми семьями, в частности с романо-германской правовой семьей и с правовой семьей общего права (О.Ф. Скакун).

Как справедливо отмечает О.Ф. Скакун, скандинавскую правовую семью можно охарактеризовать как смешанный (конвергентный) тип правовой системы, под которой понимается совокупность национальных правовых систем, имеющих общие закономерности развития и сходные признаки, сложившиеся как на основе местных источников права, так и широкого заимствования элементов правовых систем романо-германского, а также англо-американского типа.

В качестве признаков скандинавского права как смешанного (конвергентного) типа правовой системы она выделяет доминирование нормативно-правового акта как формального источника права; использование судебного прецедента наравне с нормативно-правовым актом; признание деления права на частное и публичное; отвод норме права (образец поведения) основную роль в регулировании общественных отношений; проведение кодификации законодательства; соблюдение иерархии нормативно-правовых актов и существование паритета процессуального и материального права[279].

В начале рассмотрим соотношение скандинавского права и романо-германского права. В скандинавских государствах возникла интересная комбинация средневековых воззрений и институтов, с одной стороны, и национальных традиций — с другой, которая стала возможной в значительной степени потому, что, например, в Швеции до конца XVI в., в отличие от большинства государств средневековой Европы, почти не было юристов с университетским образованием, чье мышление обуславливалось римскими правовыми образами и чье влияние постепенно возрастало[280].

Влияние римского права на формирование и развитие правовых систем скандинавских государств менее значительно, чем на процесс формирования романо-германской правовой семьи. Основная причина в том, что территория скандинавских'государств никогда не входила в Римскую империю.

Римское право оказало значительное влияние на характер и сущность скандинавского права через романо-германское право и носит опосредованный характер. Некоторые положения римского права, в частности деление права на публичное и частное, а также роль закона в качестве основного источника права, были восприняты скандинавским правом через романо-германское право. Это влияние усилилось в XVII в., когда в этих государствах сложились свои национальные системы права.

Национально-правовые системы скандинавских государств никогда не знали кодексов французского и германского образца. Кодификация в скандинавских государствах, как уже отмечалось, носила комплексный характер.

Что касается соотношения скандинавского и общего права, то

необходимо подчеркнуть, что историческое развитие скандинавских государств происходило независимо от общего права. Однако, роль судебной практики в правовых системах этих государств значительнее, чем в государствах романо-германского права.

Так, в правовой системе Дании отдельные институты гражданско-правовых отношений регулируются нормами прецедентного права. Законодательство этих государств допускает решение многих вопросов по судейскому усмотрению. Однако, это не является основанием относить скандинавскую правовую семью к семье общего права.

По мнению А.Х. Саидова, скандинавское и общее право объединяет прагматический подход к праву, правовым понятиям и конструкциям. Растущее воздействие американского права проявляется также в заимствовании в последнее время отдельных юридических конструкций, понятий, например, в сфере деликтной ответственности, страховании и т.д.1

Итак, скандинавская правовая семья, заимствуя многие правовые положения у других правовых семей, занимает самостоятельное место на правовой карте мира.

Важное место среди источников скандинавского права принадлежит делегированному законодательству. Удельный вес нормативных актов, принятых в рамках делегированного законодательства, превышает количество законов, принятых законодательными органами этих государств.

Особое место судебной практики в качестве источника скандинавского права объясняется тем обстоятельством, что законы позволяют судьям при разрешении отдельных вопросов действовать более свободно по судейскому усмотрению, что расширяет возможности судебных органов при применении и толковании норм права. Также судьи обязаны руководствоваться решениями, принятыми по аналогичным делам вышестоящих судебных органов. Однако, необходимо отметить, что судебные решения носят конкретный характер, что затрудняет их использование в дальнейшем.

Роль судебной практики как источника права в правовой системе Швеции менее заметна, чем в Дании и Норвегии. Несмотря на отсутствие в законодательстве данного государства норм,

признающих судебные решения в качестве источника права, они иногда выступают в качестве такового (прежде всего, это решения верховных судебных органов).

Обычай в качестве источника скандинавского права играет вспомогательную роль и, в основном, затрагивает области торгового и морского права. Он часто служит дополнением к действующему конституционному законодательству. Иногда ссылка на обычай в качестве источника права содержится в тексте соответствующих договоров. Необходимо отметить, что имеются некоторые исключения, в частности, на автономной территории Гренландии в сфере гражданско-правовых отношений кроме датских законов действуют местные обычаи. Это распространяется и на уголовно-правовые отношения. Более того, до принятия Данией в 1954 г. Уголовного кодекса в Гренландии отсутствовали писаные уголовные нормы, и в данной сфере действовали только обычаи.

Доктрина, как и в романо-германском праве, считается вспомогательным источником скандинавского права. При вынесении судебных решений, а также обсуждении проектов нормативноправовых актов, доктрина позволяет выявить истинные намерения законодателя.

Правовые принципы для разрешения конкретных дел, при применении аналогии права, а также при толковании права также могут выступать в качестве источника скандинавского права.

Международно-правовые акты признаются источником скандинавского права. Однако, общепризнанные принципы международного права, заключаемые договоры, пакты, к которым эти государства присоединились, должны быть имплементированы в текущее законодательство. '

Институт имплементации международно-правовых норм в национальные правовые системы служит созданию государством необходимых правовых условий для реализации взятых на себя международных обязательств. Суверенным является решение государства о том, каким образом будет выполнено взятое обязательство, какая процедура будет избрана для реализации между- народно-правовых норм в национальном законодательстве.

Например, когда правительство вносит в Риксдаг на ратификацию международный договор или пакт, к которому Швеция

присоединяется, то одновременно с ним вносится в Парламент проект закона, содержащий нормы о рецепции положений договора либо пакта в национальное законодательство1.

Как известно, основой скандинавского права служит старогерман­ское право, особенно обычное, имевшее место во многих германских городах, а также в государствах германского побережья Балтики.

В Швеции обычное право сложилось в XI—XV вв. на терри­тории отдельных провинций. На основе норм обычного и канони­ческого права в XIV в. были подготовлены и изданы общена­циональные кодексы законов. Эти кодексы явились совокупностью норм, регулирующих различные стороны общественной жизни,обеспечивающих их единообразное применение, что в свою оче­редь способствовало укреплению Шведского государства. Кодек­сы существовали как для сельских районов, так и для городских. Уже в 1350 г. был принят Национальный кодекс законов для аграрных районов Шведского Королевства. Вскоре за ним после­довал Кодекс для городских поселений 1 .

Автономность правовой семьи скандинавских государств объясняется прочными историческими связями этих государств. С 1397 по 1523 г. единое королевство объединяло Данию, Норвегию, Швецию и было оформлено как Кальмарская уния. В 1523 г. это образование было расформировано и появились два относительно самостоятельных государственных формирования. Первое состояло из Швеции и Финляндии, второе объединило Данию, Норвегию и Исландию. Финляндия входила в состав Швеции как одна из провинций, поэтому шведское право автома­тически распространялось на ее территорию. В 1809 г. Швеция была вынуждена уступить Финляндию России. Однако, в новых условиях Финляндия имела значительную автономию в качестве самостоятельного^ великого княжества в составе Российской им­перии, что способствовало сохранению самобытности и автоном­ности ее правовой системы. Произошедшее в 1918 г. отделение Финляндии от России и провозглашение ее независимости усили­ло влияние шведского права на правовую систему Финляндии.

Норвегия и Исландия на протяжении четырех веков, начиная с конца XVI в., находились под централизованным управлением Датского королевства и, соответственно, на их территориях дей­ствовало датское право.

Принятие в 1683 г. Кодекса короля Христиана V и в 1734 г. Свода законов Шведского государства сыграло решающую роль в формировании скандинавского права. Эти законодательные акты носили комплексный характер, т.е. регулировали правовые отношения, касающиеся гражданского, уголовного, семейного и процессуального права.

— о праве собственности и наследственном праве, шестой — об уголовном праве. Несмотря на то, что в настоящее время Датс­кий кодекс официально не отменен, фактически он уже не дей­ствует.

Подготовка реформы всей правовой системы Швеции была поручена королевской комиссии, которая состояла из известных юристов. Результатом работы этой комиссии стала подготовка, а затем и принятие в 1734 г. Свода законов Шведского государ­ства. Этот свод законов заложил основу формирования современ­ной национальной правовой системы Швеции. Шведский Свод законов 1734 г. состоял из девяти разделов: первый раздел — о браке; второй — о родителях и детях; третий — о наследова­нии; четвертый — о недвижимости; пятый — о строительстве; шестой — о торговле; седьмой — о преступлениях (уголовный кодекс): восьмой — об исполнении судебных решений, девятый — о судопроизводстве и судоустройстве. Свод насчитывает 1300 па­раграфов.

Сравнивая Шведский свод законов с Датским кодексом, К. Цвайгерт и X. Кётц отмечают, что подобно датскому кодексу, он написан простым, ясным и народным языком, и в интересах более полного конкретного регулирования в нем отказались от теоретических обобщений и создания поучающих понятий в тбм виде, в каком они энергично внедрялись на Европейском конти­ненте в XVIII в. систематиками естественного права 1 .

В отличие от датского Кодекса короля Христиана V отдельные положения Свода законов Шведского государства действуют и по сегодняшний день, хотя большинство раннее действующих положений, которые содержатся в Своде законов 1734 г., были заменены. Его практическое значение трудно переоценить.

В начале XVIII в., после отмены абсолютной монархии, в Швеции была предпринята попытка создания новых актов взамен свода законов 1734 г. Однако, реформа законодательства закон­чилась принятием актов, заменивших лишь отдельные разделы вышеупомянутого закона.

Дальнейшее развитие скандинавского права происходит в на­правлении унификации законодательных актов, что обуславли­вает правовое сотрудничество скандинавских государств.

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Балтийское право — правовая семья, объединяющая национальные правовые системы трех прибалтийских государств: Литвы, Латвии и Эстонии.

Французское право (фр. droit français) как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо-германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789—1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799—1814 гг.).

Автономия воли — в традиционном понимании международного частного права институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или другими компетентными органами к данной сделке (лат. lex voluntatis).

Подразумева́емые права́ (имплицитные права) — судебная теория в канадском правоведении, признающая, что в Конституции Канады некоторые основополагающие принципы не выражены явно, а подразумеваются. Она применялась в основном до принятия Канадской хартии прав и свобод, но и сейчас остаётся актуальна при рассмотрении вопросов о парламентском верховенстве и полномочии отмены.

И́стинный смысл — правовая теория в интерпретации канадской конституции, используемая для определения, какому уровню власти принадлежит право издавать законы по конкретному вопросу. Теория применяется, главным образом, когда закон оспаривается на основании того, что один уровень власти (провинциальный или федеральный) нарушил пределы исключительных полномочий другого уровня власти.

Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Прибалтийское гражданское право (также остзейское) — самостоятельное гражданское законодательство в Прибалтийском крае Российской империи, состоявшее в ближайшем родстве с германским правом. Законодательство имело много внутренних делений по отдельным сословиям и социальным классам населения (права земское, городское и крестьянское) и по отдельным губерниям, городам и местностям. К концу XIX века его кодификация различала земские права Лифляндии, Эстляндии, Курляндии и Пильтена, городские права Эстляндии.

Институт права или правовой институт — объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Африка́нское пра́во или африка́нская правова́я семья́ — термин, часто используемый в сравнительном правоведении, обозначающий совокупность действующих национальных правовых систем на Африканском континенте.

Принцип правовой определённости требует ясности и постоянства в правовом положении субъектов и содержании правовых норм.

Сюсла (исл. sýsla, дат. syssel) — единица административного деления в средневековой Скандинавии, эквивалентная округу. Главой сюслы был сюслуман, что в общих чертах соответствует английскому понятию шериф.

Преддоговорная ответственность — это институт гражданского права, вид гражданско-правовой ответственности за убытки, причиненные на стадии ведения переговоров и заключении договора вследствие ненадлежащего исполнения контрагентом потерпевшего своих преддоговорных обязанностей (прежде всего — обязанности позитивного информирования контрагента о свойствах и качествах объекта договора, отсутствия намерения заключать договор).

Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Пандектная система — принцип построения нормативно-правовых актов (кодексов, законов, ГОСТов), при котором общая и особенная части выделяются в отдельные разделы. Ей противостоит институционная система, воплощённая в Кодексе Наполеона.

Единообра́зный торго́вый ко́декс США (англ. The Uniform Commercial Code), сокращенно ЕТК (англ. UCC) — модельный (рекомендательный) акт, представляющий собой унификацию торгового права США и ратифицированный с теми или иными изменениями большинством американских штатов.

Российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права.

Принцип добросовестности в качестве общего принципа гражданского права нормативно был закреплен в российском гражданском кодексе в 2012 году Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ).

Коллизионная норма (лат. collisio — столкновение) — это норма, содержащая правило определения права, применимого для регулирования отношений, осложненных иностранным элементом.

Консолида́ция (лат. consolidatio от consolido — укрепляю) — укрепление, вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной.

Налоговое право Европейского союза — совокупность правовых норм отдельных положений Договора о Европейском союзе (первичное право), а также актов институтов Европейского союза, принятых в рамках их компетенции и полномочий в Европейском сообществе (вторичное право), а также практика Суда Европейского союза и Суда первой инстанции в сфере налоговой политики ЕС.Налоговое право Европейского союза — особая отрасль права Европейского союза. Налоговое право Европейского союза отражает действительные интеграционные.

Скандинави́зм — общественное движение в скандинавских странах — Швеции, Норвегии и Дании, направленное на политическое, экономическое и культурное объединение этих стран.

Кана́дское конституцио́нное пра́во — часть канадского права, относящаяся к интерпретации и применению Конституции Канады трибуналами. Все законы Канады, как провинциальные, так и федеральные, должны сообразовываться с Конституцией, и всякий закон, не соответствующий ей, недействителен.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Исто́рия междунаро́дного пра́ва — отрасль науки международного права, изучающая возникновение и развитие международного публичного права как комплекса правовых норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Диспозитивность — юридическая категория, характеризующая возможность свободного распоряжения субъекта права его правами.

Междунаро́дно-правова́я отве́тственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Международно-правовое регулирование труда — регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двухсторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Конституционная экономика — научно-практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают экономические и социальные права, гарантированные в Конституции, а также взаимоотношения проблем применения Конституции со структурой и функционированием экономики.

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями — с другой.

Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Японское право является одной из составных частей дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и состоит из современных правовых понятий с элементами, взятыми из глубокой древности.

Англосаксонская правовая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis), или англо-американская правовая система (англ. anglo-american legal system) — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие между разными организациями и гражданами, а также между отдельными гражданами.

Рижское городское право — система городского права, действовавшая в Риге на протяжении нескольких веков. Во многом она базировалась на правовых системах других европейских городов.

Частное право — часть системы права, функционально-структурная подсистема права, совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность. Тем самым частное право — это совокупность норм права, защищающих интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами.

О́бщее пра́во (англ. common law) — единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, наряду с правом справедливости (англ. law of equity) является одной из составных частей прецедентного права, которое имеет главенствующее значение в странах англо-американской правовой системы.

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Субсидиа́рность (от лат. subsidiarius — вспомогательный) — принцип социальной организации, возникший в Римско-католической церкви и получивший своё развитие после Первого Ватиканского собора. Многие ассоциируют его с идеей децентрализации. Согласно данному принципу социальные проблемы должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть "субсидиарную" (вспомогательную), а не "субординативную" (подчинительную.

Читайте также: