Системный подход к лидерству как средству обеспечения инновационного развития в современном мире

Обновлено: 28.06.2024

Есть организации, в которых, вроде бы всё сделано правильно,
но чего-то, всё-таки, не хватает. В них нет души, нет механизма, который
позволяет вдохнуть в мёртвую систему жизнь. Они существуют без веры, без любви,
да и без надежды. Они обречены, если только не найдётся человек, или команда
единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой омертвелой системе, и
тогда вернётся надежда. Такой человек называется лидером, а концепция, в рамках
которой он играет решающую роль - лидерством. Лидерство - это не руководство,
как часто переводят, хотя лидер и может быть руководителем. Лидерство - это и не
менеджмент. Можно, даже, говорить о смене вех: вместо привычного TQM некоторые
говорят о наступлении эры TQL (Total Quality Leadership): Всеобщее лидерство на
основе качества. Именно качество - ключ к конкурентоспособности. Мутация системы
качества на основе TQM, о которой мы говорим, может быть, одна из последних,
поскольку всё быстрее идёт процесс слияния концепции качества с общим
менеджментом. И не так уж важно, что возьмёт верх. Ясно, что ключевым словом
остаётся конкурентоспособность. Но, какую бы роль ни играла концепция качества в
будущем, ясно и то, что она уже не мыслима без лидерства. Именно ему и посвящена
эта работа.

Лидерство и власть

Так зачем же нам нужны власть и сила? Если следовать за
Макиавелли, то выходит, что власть нужна для подавления неизбежно возникающего
сопротивления. Сегодня мы думаем иначе. Во-первых, мы полагаем, что любое
сопротивление сегодня, по какому бы поводу оно ни возникало, и какие бы формы ни
принимало, - это результат, прежде всего, вчерашних ошибок в управлении, если
хотите, в менеджменте. А во-вторых, дело в том, что насилие, как правило, вообще
не ведёт к той цели, которая декларируется в начальный момент, а если даже и
ведёт, то дорогим, долгим и не эффективным путём. В большинстве случаев
существуют другие пути, пути более прямые и естественные. Видимо, самый лучший
из них - это лидерство.

Лидерство - это власть, которая не нуждается в применении
силы, хотя и имеет её. Сила становится не нужной, когда на помощь лидерству
приходит идеология. Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему
идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы
принять те, кто ищет объяснений. Важно, конечно, чтобы предлагаемая идеология
достигла тех, кому она адресована.

Но это не все функции власти. Дело в том, что власть - это,
видимо, самый естественный источник наших прав и обязанностей (полномочий),
регламента деятельности, в рамках рассматриваемой системы, будь то государство
или фирма. Потребности такого рода не зависят от лидерства, хотя под его
влиянием и могут меняться.

Ну, и, конечно, власть - это гарант соблюдения достигнутых
соглашений.

Вот почему лидер - ключевая фигура. Не имея достаточных
знаний и опыта в области политического лидерства, мы будем говорить далее только
о лидерстве в бизнесе.

Лидерство, бизнес, качество

Никто не знает, откуда берутся лидеры. Зато хорошо видно,
что, когда у организации появляется лидер (индивидуальный или коллективный), то
её дела заметно начинают идти вверх /4/. Сейчас, пожалуй, уже нет сомнений в
том, что лидерство - ключевой элемент бизнеса /5, 6/. Здесь, как обычно,
возникает трудность. Действительно ли лидерство играет исключительную роль среди
всех элементов бизнеса, или ýже - всех
элементов системы качества организации?

Мы часто пренебрегаем некоторыми вещами, которые кажутся нам
незначительными. Особенно теми, что представляют собой некие абстрактные
понятия, трудно переводимые на язык практики. Среди таких абстрактных понятий
можно выделить и лидерство. Но стоит задуматься о том, почему гуру в области
качества выделяли именно лидерство.

Деминг писал, что статистический контроль качества - это
всего лишь 2% /7/, а что же тогда все остальное? Как вы думаете, насколько
эффективно будет работать система, если включаться все элементы, кроме
лидерства, например? Если нет лидерства, то система вовсе не обязательно
погибнет. Но лидерство - это пусковой механизм работы системы качества (СК). И
без него СК - скорее фикция, чем реальность.

Эджмен /11/ говорит, что новая, нацеленная на качество,
организация зависит от лидерства, которое создает внутренние условия успеха.
Несомненно, окончательный успех корпорации будет зависеть от способности всех ее
сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. Но здесь опять
не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и
требуемое отношение. Сегодня лидерство - это не больше, чем определение высоты,
на которую надо подпрыгнуть /12/.

То, что менеджер, управляющий поведением других людей должен
обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных
практиков управления не вызывает сомнения. Все передовые модели ведения бизнеса
можно узнать по ведущей роли в них лидерства. Это модели таких светил, как У.
Эдвардс Деминг /7, 13/, Джозеф Джуран /14/, Питер Друкер /15/, Тито Конти /9/ и
др. Лидерство в этом случае относится, как правило, к высшему руководству (топ
менеджменту) и, в меньшей степени, к менеджменту на местах /12/.

Лидерство - компонент не только неотъемлемый, но и
незаменимый. В том плане, что отсутствие его повлечет за собой значительные
финансовые потери и потери конкурентоспособности /18/. Иногда говорят, что
лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. Что же
из этого получается? Нет лидерства - жестче контроль (контролировать приходится,
по крайней мере, чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат
в коллективе - происходит потеря ресурсов: временных и человеческих. Нужны
средства, чтобы нанять лишнего контролера или организовать службу контроля,
текучесть кадров, порожденная плохим климатом в коллективе, также отражается на
финансовом состоянии организации. Все вместе сказывается на эффективности и
качестве, естественно не в сторону улучшения. Низкое качество продукции влечет
за собой либо потерю выгодных контрактов, либо вынужденную продажу продукции по
более низкой цене, а чаще и то и другое сразу. Кроме того, вместо кажущейся
экономии средств, которую дает контроль, происходит их перерасход. Выходит, что
лидерство - путь экономии средств и времени на контроль. Вера в правильность
того, что мы делаем, гораздо лучше, чем самый тщательный контроль. Лучше во всех
смыслах.

Этот пример слишком явный. Часто встречаются и более тонкие
процессы. Даже если один человек в команде, не говоря уже о команде
руководителей, не будет разделять общие цели, то он волей - неволей будет
тормозить процесс. В любом случае замена важного элемента (такого как
лидерство), его игнорирование или частичная реализация
всегда влечет за собой финансовые потери. Их трудно учитывать, еще
труднее определить причину, по которой они происходят, но они неизбежны, в этом
мы должны отдавать себе отчет. Итак, вывод неутешительный: нет лидерства, и речи
быть не может о качестве, а значит и о конкурентоспособности. Это ещё не конец
света, это - просто жалкое прозябание.

Что же такое лидерство?

Попробуем разрешить эту проблему. Во-первых, определим место
лидерства в организации и будем искать именно там, где надо, а не там, где
светло. Отправной точкой нам могут послужить три концепции лидерства: в СК, в
психологии и в менеджменте.

Таким образом, лидерство можно найти и в философии, и в
системе высшего менеджмента, и при работе на местах. В обобщенном виде лидерства
требует работа над системами и процессами вместе с людьми, которые работают
внутри систем и процессов /23/. Получается, что лидерство требуется везде. Как
же все-таки определить место лидерства? Здесь мы, пожалуй, согласимся с
японцами: наиболее значимое лидерство - это лидерство в высшем руководстве. Ведь
как бы ни было развито лидерство на местах, если капитан корабля решил остаться
в тихой гавани, а не пускаться в авантюрное путешествие на поиск обетованной
земли качества, например, то, сколько бы матросы ни старались, качество им будет
только сниться. Итак, определим место лидерства в системе высшего руководства
организации, но не будем забывать, что место это весьма условно.

Если лидерство, прежде всего, связанно с высшим руководством
и на первый план выходит фигура лидера - руководителя, то встает сразу несколько
вопросов: что должен знать современный руководитель о лидерстве; какие
требования предъявляются к лидеру - руководителю сегодня и как такими лидерами
становятся.

Будем идти по порядку. Что должен знать современный
руководитель о лидерстве? Прежде всего, иметь о нем понятие и знать основные
выводы из теории лидерства, что бы не делать элементарных ошибок в простых
вещах. Затем знать, где находится скрытый рычаг управления и влияния и как
происходит признание лидера.

Итак, разберемся с понятием. На протяжении многих лет
лидерство активно изучалось у нас и за рубежом в различном контексте и на
различных теоретических основаниях. В некоторых случаях лидерство описывается
как процесс, но в большинстве теорий и исследований рассматривается фигура,
завоевавшая понимание /12/.

Большинство авторов сходятся на том, что лидерство - это
теория или концепция, в которой, прежде всего, описываются отношения между
лидером и последователями или членами группы (команды). Ясно - если есть лидер,
то должны быть и последователи.

Указывается на то, что лидер занимает свое положение либо в
результате более эффективной деятельности, либо он обладает способностью
определенным образом влиять на членов группы, благодаря присущим ему личностным
качествам или в результате сложившейся ситуации.

Отмечается, что взаимодействие между лидером и другими
членами группы возникают ради решения общих проблем или достижения общегрупповых
целей. Причем групповая деятельность осуществляется членами группы добровольно,
опять же вследствие влияния лидера.

Некоторые исследователи указывают, что эта деятельность ведет
к социальным изменениям и, в конечном счете, к развитию общества /5 ,24 - 30/.
Мы же остановимся на том, что лидерство это - реализация оптимальной в
некотором смысле системы внутригруппового взаимодействия (взаимодействия между
членами группы), направленного на достижение общегрупповых целей
. И
отметим, что на протекание данной деятельности и ее результат могут
оказывать влияние способность лидера решить задачу ситуационного анализа и
адекватности его действий в данной ситуации
.

Если лидером руководит его мечта и вера в правоту его дела,
то что даёт лидерство команде (группе)? Кроме перечисленных выше моментов проф.
Кондо /16/ отмечает ещё целых одиннадцать положительных обстоятельств для
команды. Вот они:

Как видим, отношения строятся на взаимовыгодной основе.

О теориях лидерства

Теперь подытожим основные выводы различных исследований, в
ходе которых был разработан ряд теорий лидерства. Таких как теория личностных
качеств, поведенческий подход и ситуационная теория лидерства. Каждая из теорий
закрывала некоторую часть проблемы, но не давала целостности. Ни одна из них не
была до конца принята и подвергалась критике, но результаты всех так или иначе
использовались и используются в практике. На сегодняшний день нет единой теории
или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение
теоретиками и практиками феномена лидерства и фигуры лидера. Вот некоторые общие
выводы, которые делают исследователи:

Кроме этого, исследователи пришли к еще одному важному
выводу. И на нем мы остановимся подробнее.

Если секретарь в организации посредственно справляется со
своими обязанностями, но превосходно оформляет даже незначительные документы и в
свободное время рисует на компьютере, то стоит подумать о том, чтобы поручить
ему дизайнерский проект, а на должность секретаря подобрать другого человека.

Ценности руководства проявляются и в стиле одежды, и в стиле
общения, во внутрифирменном жаргоне и даже в укладе семейной жизни подчиненных.
Как же наиболее эффективно внедрить командную форму работы? Издать приказ, или
начать самому работать в команде? Как побудить сотрудников к непрерывному
обучению? Возлагать на них непосильные задачи, выпускать плакаты и стенгазеты,
дать задания проконтролировать менеджерам, или самому посвящать один час утром
чтению литературы? Если вы руководитель, то вы и так знаете эту закономерность
по опыту, так почему бы не сделать ее методом работы?

В ходе исследований Далгаарда определились и основные
ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность,
мужество /11/. Мир изменился. Канули в лету времена крепких парней, умеющих
"делать дела", способных надавить, пробить, заставить, проверить, потребовать,
наказать. Готовых всегда употребить крепкое словцо, повысить голос или ударить
кулаком по столу, всегда ставящих дело выше человека. Может они и казались себе
лидерами. Только были они жертвами искусственного отбора, попавшими в
экстремальные обстоятельства. Теперь это уже не работает. Осталась лишь быстро
затухающая инерция.

Таким образом, лидерство становится полномочием, которое
невозможно делегировать. Невозможно делегировать потому, что нельзя быть лидером
по назначению, и потому, что лидерство - это, прежде всего, ответственность, как
мы уже отмечали. Ответственность же, либо берут, либо нет. Даже в тех случаях,
когда ответственным назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все
превращается в пустую формальность.

Ответственность - это то, без чего в принципе не бывает
истинного лидерства, но это требование к лидеру далеко не единственное.
Остальные требования, которые предъявляются обществом к современному лидеру
имеют два аспекта: они определяют его успешность и постоянно изменяются со
временем, так как меняется ситуация в мире.

Одно из последних исследований Института стратегических
перемен фирмы Андерсон Консалтинг /32/ дает нам достаточно полную картину таких
требований. В процессе исследования определились три основные характеристики
глобального лидерства в будущем. Глобальные лидеры должны:

В дополнение в исследовании были выделены четырнадцать
ключевых черт глобальных лидеров:

  1. Мыслит глобальными категориями
  2. Предвидит потенциальные возможности
  3. Создает общее видение будущего
  4. Способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия
  5. Ценит в людях различия
  6. Развивает командный подход к работе, чувство партнерства
  7. Приветствует перемены
  8. Демонстрирует знание технологий
  9. Поощряет конструктивный вызов
  10. Обеспечивает удовлетворение клиентов
  11. Достигает успехов в соревновании с конкурентами
  12. Демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции
  13. Проявляет готовность к коллективному руководству
  14. Действует в соответствии с провозглашенными ценностями /12/.

На первый взгляд кажется, что соответствовать всем этим
требованиям достаточно сложно. И это было бы без сомнения так, если не
учитывать, пожалуй, самого главного требования, о котором Андерсон Консалтинг
почему-то не говорит открыто - современный лидер - руководитель должен обладать
системным мышлением. В этом случае, разнородные характеристики структурируются,
приобретут целостность и займут своё место. Системное мышление, также как и
ценностный базис лидера, нам хотелось бы выделить особо.

То есть система состоит не только из конкретной материальной
части, но из абстрактной. И вместе они есть неделимое целое, как форма и
содержание. И невозможно работать с одной частью, игнорируя другую. Сейчас,
наряду с такими причинами, как возрастающий интерес к лидерству в бизнесе,
тенденция к переходу к эре TQL и многими другими можно отметить ещё и то, что
лидерство как раз та абстрактная категория, о которой стараются не говорить, но
без которой, как вы видите, конкретная реальность половинчата и ущербна.

Мы не будем излагать основные законы системного мышления -
задача самих лидеров - войти в эту предметную область. Благо много специалистов
и у нас и за рубежом успешно работали и работают в этом направлении. Задача
нашей статьи - донести мысль о том, что лидер - руководитель должен обладать
системным мышлением и знать законы, по которым системы живут и развиваются.

В разговоре о том, что должен знать современный руководитель
о лидерстве и лидерах мы затронули два момента: разобрали понятие лидерства и
суммировали основные теоретические выводы. Выделили ценностный базис лидера как
основу управления и несколько слов сказали о том, как происходит признание
лидера. Далее остановились на требованиях к современному лидеру - руководителю и
особенно на одном основополагающем - системном мышлении. Единственный вопрос,
который мы пока оставили без внимания - как такими лидерами становятся.

Как стать лидером?

Как люди становятся лидерами? С опытом, с возрастом, с
образованием или истинный лидер уже рождается таковым? На этот вопрос до сих пор
нет однозначного ответа. Но есть некоторые соображения.

Итак, задача лидера - мечтать. Мечтать и воплощать мечты в
такие слова и дела, что способны вселить энтузиазм в равнодушных, пассивных,
безразличных, а то и враждебных людей /39/. Это он должен помогать людям
воплощать свои мечты в жизнь, преодолевать трудности и кризисы на этом пути
/40/, служить им наставником /41/ и тренером /42/. Он должен уметь быть разным
/43/ и помнить, что в бизнесе главная цель лидера - максимальное удовлетворение
клиента /44/. Лидерство, конечно, дело весьма серьёзное, поэтому очень важно
помнить о той роли, которую играет в нём юмор /45/.

Мы проделали долгий путь: от определения лидерства как
элемента системы, которым нельзя пренебречь и определения его места в
организации до требований к современным лидерам и путях их становления. Мы
надеемся, что это только начало. Начало нового взгляда на себя, свою организацию
и будущее.

Важно помнить, что лидерство - это то полномочие, которое
нельзя делегировать. Его либо надо принять с радостью и нести с честью, либо
просто отойти в сторону.

Цитировать:
Спивак В.А. Универсальная компетенция № 1: системное и критическое мышление специалиста и лидера // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Том 8. – № 1. – С. 53-68. – doi: 10.18334/lim.8.1.111524.

Ключевые слова: универсальная компетенция, системное мышление, тематика изучения системного подхода, лидерские компетенции

JEL-классификация: I23, I26, I28

Введение

Отсутствие этой компетенции, на наш взгляд, способствует принятию недостаточно обоснованных решений, постановке недостижимых и неубедительных целей, заведомо недостижимых по причине недостаточной проработанности.

В то же время развитие системного и критического мышления, навыков применения системного подхода в ситуациях принятия решений и решения проблем предполагает усвоение индивидом целого ряда достаточно сложных теорий и приобретения умений и навыков их применения. При этом данные компетенции относятся к категории мировоззренческих, влияющих на восприятие индивидом самого себя и других, углубление и расширение представлений о мире и таких его аспектах, как политика, экономика, культура, социальная сфера, научно-техническое развитие, экология и другие.

Окружающая каждого мыслящего индивида реальность постоянно приводит примеры решений разного уровня и значимости, от решений индивида, касающихся его собственной жизни, до решений на национальном и глобальном уровне, которые априорно или по прошествии какого-то времени признавались неправильными. Причины этого следующие:

· игнорирование, абстрагирование от каких-либо существенных факторов при принятии решений;

· отсутствие должной проработки прогнозов поведения, учета рисков, разнообразия вариантов поведения объектов и субъектов, вовлеченных в реализацию решений, вариантов развития ситуации;

· недостаточная обоснованность решений, в том числе обоснований экономической и социальной эффективности;

· умышленное сокрытие истинных мотивов и обстоятельств принятия решений от людей, вовлеченных в реализацию решения (форма манипуляции сознанием или мошенничества);

· недостаточно высокая адекватность моделей, представлений о поведении, направленности, мотивах, интересах людей.

Человечество получает все больше доказательств того, что именно лидеры играют ведущую роль в определении направлений развития социумов, в политике, экономике, технологиях, в социокультурном развитии, в расстановке приоритетов, принятии решений и решении проблем. В то же время широко представленные в учебниках по менеджменту теории лидерства страдают излишней обобщенностью, абстрагированностью от личности лидера и специфики ситуации, пытаются предложить некие универсальные рецепты выявления и поведения успешного лидера, игнорируя свойство уникальности, неповторимости и самих лидеров, и групп, которыми они управляют, и ситуаций, в которые попадают. Такова, например, позиция авторов современного исследования [2] (Radyuk, Basinskaya, Nekhvyadovich, 2017).

В качестве элементов системного мышления следует рассматривать весь комплекс достижений современной теории и практики исследования и управления системами, включая научное мышление, системный анализ, стратегическое, критическое, ситуативное мышление, теорию и практику менеджмента и др.

Соотношение системного мышления и системного подхода

Системные риски в новой экономике (Каурова Н.Н.) // Вопросы инновационной экономики. № 8 / 2011

Эту точку зрения мы разделяем с автором учебников по теории систем управления Э.М. Коротковым, который пишет: «Следует различать системный подход как методологию исследования и системное мышление как характеристику исследователя, сложившуюся в процессах его жизни и деятельности и проявляющуюся как бы автоматически, каждый раз, когда он оценивает или анализирует то или иное явление. Использование системного подхода, конечно, способствует формированию системного мы­шления.

Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. [7].

Согласно требованиям УК-1 образовательного стандарта, от специалиста требуется не только системное, но и критическое мышление, критический анализ и синтез.

Приведем еще одну точку зрения на критическое мышление, которая обращает внимание на содержательный аспект критического мышления.

Критическое мышление – способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления – умение рассуждать.

Критические мыслители задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.

Критическое мышление включает в себя шесть важных навыков: решение проблем, анализ, творческое мышление, интерпретацию, оценку и рассуждение [9].

Достоинства системного подхода

К достоинствам системного подхода и основаниям для повышения внимания к нему следует отнести его диалектические основы. Диалектика является испытанной веками основой методологии научного познания, и, таким образом, системное мышление опирается на фундаментальные, прошедшие многовековую проверку практикой научные принципы диалектического познания.

Системный подход в наилучшей степени способствует выполнению наукой ее основных задач: описание, объяснение, моделирование, прогнозирование, включает в себя методологию научного познания и научного исследования, сохраняя все его преимущества в части стремления к обоснованности, достоверности, доказуемости, эффективности.

Системный подход имеет широкий спектр применения, почти универсален, потенциально полезен в целях познания и управления множеством систем технического, психологического, социального, экономического, политического типов. Универсальность и транспортабельность обеспечивается при условии возможности и обоснования целесообразности адаптации разработок, полученных в результате исследования систем одного вида, к системе иного вида.

Системный подход способствует расширению и углублению мировоззрения, кругозора человека, вовлекает в сферу его интересов, внимания новые объекты, системы, обогащает его сознание, повышает качество знаний и принимаемых решений.

Солидная научно-методическая обеспеченность системного подхода означает, что он содержит достаточное количество инструментов и методик для познания свойств, специфики и ориентации во внутренней и внешней среде системы. Это касается свойств систем, видов обеспечения, процессов принятия решений, решения проблем, целеполагания, структуризации системы и среды.

Каждая система в чем-то уникальная, а модели системы, формирующиеся в сознании уникального субъекта, также уникальны. Поэтому смысл, значение терминов в сознании каждого субъекта могут с высокой степенью вероятности трактоваться специфически, субъективно. Отсюда вытекает требование к взаимодействующим субъектам – достижение терминологической определенности, согласия в понимании смысла используемых понятий, терминов, их конкретизации. В системном подходе считаются недопустимыми необоснованные обобщения и абстрагирование.

Границы систем и среды их существования определяет субъект исследования, и эти границы он должен обосновывать.

Восприятие объекта исследования как системы предполагает применимость к нему теории систем, теории познания, общесистемных качеств и свойств, таких как цельность, структурность, иерархичность, автономность, адаптивность, эмерджентность, множественность моделей, уникальность, связь со средой, динамичность и консервативность. Такие свойства следует соотносить с каждым объектом, который вы считаете системой, а исследование специфики проявления этих, а также филогенетических и онтогенетических свойств и качеств приводит к формированию описательной модели объекта. Аналогично следует поступать в процессе исследования субъектов, объектов и факторов среды. Объекты, субъекты, факторы, явления внешней среды и элементы системы должны также анализироваться на предмет их системной сущности.

Любой из элементов системного мышления представляет собой, с одной стороны, подсистему системного подхода, с другой стороны, имеет основания рассматриваться как относительно самостоятельная система, обладающая рядом общих и собственных свойств, качеств, на которые оказывают влияние факторы внутренней и внешней среды.

Признавая самого себя системой, субъект должен осознавать и исходить из системной природы и любого другой системы, субъекта.

Системный подход способствует повышению качества моделей, образов, формируемых сознанием и используемых в целях понимания и управления объектами, субъектами, явлениями, повышению уровня их адекватности самой системе, объекту исследования.

В качестве проблемы на пути развития системного мышления и реализации системного подхода на практике следует назвать высокую затратность всех видов ресурсов – трудовых, материальных, информационных, социокультурных, социально-психологических, финансовых, временны́х, поскольку такое мышление и подход подразумевают полноценные научные исследования, от качества которых зависит результат.

Примерный перечень множества элементов, знания в области которых определяют морфологию, поле компетенций системного и критического мышления, системного и критического подхода, приводится в завершающей части статьи.

Системный подход в деятельности лидера

Дальновидность – способность предвидеть последствия, предусмотрительность [12].

Отсутствие этих компетенций в качестве базовых знаний лидера, недостаток навыков их применения в управлении группой любого уровня должны рассматриваться как индикатор непрофессионализма.

На рисунке 1 показана связь элементов авторской компетентностной модели лидерства и универсальных компетенций, определяемых образовательными стандартами высшего образования.


Рисунок 1. Модель взаимосвязи ключевых групп компетенций лидера и универсальных компетенций образовательных стандартов

Источник: составлено автором.

Морфология системного подхода, мышления

На рисунке 2 приведем модель морфологии системного подхода и основ системного мышления, включающую ряд элементов (видов мышления, подходов), имеющих основания для включения в структуру системного подхода и обладающих рядом полезных методик, инструментов познания, просто подсказок, которые целесообразно использовать для получения системного взгляда на объект, предмет, явление.


Рисунок 2. Морфология системного подхода мышления и системного подхода

Источник: составлено автором.

Каждый из приведенных в схеме подходов и видов мышления может быть расширен, конкретизирован субъектом, обладающим соответствующими обоснованными аргументами в пользу вносимых изменений. Необходимо сразу отметить, что в каждом конкретном случае следует учитывать комплексно такие факторы системного мышления, как условия, обстоятельства всеобщей внешней среды, среды непосредственного влияния и внутренней среды, наличие множества методов познания и видов мышления, как теоретических, так и практических, в том числе методик осуществления анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации и других. Нельзя сбрасывать со счетов и несовершенство человека, а следовательно, множество девиаций индивидуального, группового и организационного поведения. Усложняет проблемы познания и применения системного подхода разнообразие, множественность точек зрения на все применяемые термины, теории, на субъективность каждого субъекта, на наличие эгоцентризма у каждого индивида, на наличие разнообразия подходов, акцентуаций сознания, характера, компетенций, направленности личности и ее аспектов, а также уникальности каждого объекта и субъекта и наличия у них свойств общесистемного, филогенетического и онтогенетического характера.

1. Основы методологии познания и разнообразие подходов к познанию. Эмпирические и теоретические методы познания. Конечные и промежуточные цели познания. Процесс познания. Познание и мышление. Моделирование, оценивание, прогнозирование как методы познания, цели и этапы процесса познания.

2. Из области психологии мышления: методики и компетенции в области мышления, в части определения качеств и свойств личности, направленности для понимания, стимулирования, места в группе, команде, роли. Для лучшего понимания себя и других следует различать разнообразные виды мышления, особенности построения мыслительного процесса, например, мыслительный процесс по Брунеру, сложность сознания, определения умственного интеллекта.

3. Ассоциативное мышление как фактор успеха в ситуации коллективного поиска креативных решений и необходимость и методы создания и поддержания благоприятной социально-психологической атмосферы (наряду с такими качествами продуктивной команды, как единство целей и ценностей, совместимость, сплоченность, разумное разнообразие).

4. Социальное мышление как основа построения доброжелательной атмосферы, достижения доверия, эмпатии, сотрудничества на основе взаимопонимания.

5. Политические мышление.

6. Технократическое мышление.

7. Девиантное индивидуальное и групповое поведение, мышление и методы снижения его вредоносности. Клиповое мышление. Эгоцентрическое мышление, этноцентрическое мышление (вплоть до трайболизма), предикативное мышление.

8. Эмоциональное мышление, эмоциональный интеллект и его значение для понимающего взаимодействия и управления людьми. Основные эмоции и чувства людей, их распознавание и роль в поведении и принятии решений.

9. Этическая составляющая мышления как оценочная категория в составе методов познания, операций мышления и разнообразие этических систем людей и групп, как позитивных, так и негативных. Значение этических понятий, оценок.

10. Проактивное мышление vs реактивного мышления.

11. Творческое мышление, условия создания творческой атмосферы.

12. Научный подход, клинический подход.

14. Системный подход: основы общей теории систем, типологические особенности систем, общие свойства больших живых систем, виды обеспечения существования и развития систем, возможности и способы влияния на поведение систем, виды связей внутри системы.

15. Ситуативное мышление, влияние ситуации на поведение системы, проблематичность и трудоемкость исследования субъектов и специфики влияния ситуативных факторов.

16. Лидерское мышление.

17. Управленческое мышление, основы менеджмента, функции управления.

18. Системный анализ, типологии методов системного анализа.

19. Позитивистский и негативистский подход на примере теории поля сил К. Левина.

20. Стратегическое мышление. Проницательность, предвидение, дальновидность специалиста и лидера. Стратегический менеджмент как процесс. Методы стратегического анализа. Виды стратегий.

21. Формы стратегических изменений (реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг, ребрендинг, перепроектирование). Стратегические парадигмы управления, модели управления. Умное целеполагание.

22. Направления и факторы анализа внешней среды в PESTEL-анализе. SWOT-анализ.

23. Колесо жизни как модель среды существования и развития индивида.

24. Программно-целевой подход и его особенности применительно к индивидам, группам, организациям.

Раскрытие каждой темы должно начинаться с анализа определений и выбора того из них, которое позволяет начать структуризовать это явление и приступить к системному анализу и явления, и его элементов, и среды его существования и развития.

По каждой теме следует конкретизировать объект исследования, начиная с систем как таковых, переходя на филогенетический уровень (личности, группы (социальные и организационные), организации и другие виды) и далее на филогенетическом уровне – переход к специфике реальной системы. В частности, системный к менеджменту организации позволяет исследовать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение целей в меняющихся условиях; ситуационный – предусматривает реагирование менеджеров на меняющиеся условия среды организации; использование теории и практики системного подхода [13] (Trusova, Tarakanova, 2016).

В разочаровывающих большинство людей результатах принимаемых решений в значительном числе случаев виновато отсутствие навыков системного мышления, способностей реализовать системный подход, что приводит к недостаточной обдуманности принимаемых решений. Владение даже азами системного подхода, к сожалению, не демонстрируют люди, которым по должности это положено применять. Возможно также, что в ряде случаев имеет место намеренное сокрытие истинных целей, манипуляция сознанием, применяемая как основной метод управления социумом.

Развитое системное и критическое мышление, применение системного подхода в решении проблем и принятии решений, согласно ФГОС, требуется от каждого выпускника системы высшего образования как на уровне бакалавра, так и на уровне магистра.

Системный подход часто относят к мягким навыкам, в то же время в его составе имеется многочисленный набор методик, жестких методов и рекомендаций для познания и решения проблем, что говорит о его жестко-мягком характере.

Системный подход обладает, в сравнении с другими, преимуществами, определяемыми его интегративным содержанием, вбиранием в себя апробированных достижений методологического и методического характера, накопленных в различных областях знаний, включая и фундаментальные, и прикладные дисциплины.

Морфология системного мышления, системного подхода включает в качестве элементов многочисленные виды мышления и их методики, знания которых просто необходимы работникам, принимающим ответственные решения.

Затраты на развитие системного мышления и освоение системного подхода значительны, но они дают основания надеяться на высокое качество решений, моделей, прогнозов.

Подробнее об авторе:

Спивак Владимир Александрович
Россия, Санкт-Петербург
профессор кафедры социологии и управления персоналом, доктор экономических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Универсальный образ аутентичного лидера (Оболонский Ю.В.) // Лидерство и менеджмент. № 4 / 2015

Ценностно-целевая модель лидерства (Мажкенов С.А.) // Лидерство и менеджмент. № 1 / 2021

Методика ценового стимулирования продаж сопутствующей продукции (Могилко М.Д.) // Экономика, предпринимательство и право. № 5 / 2012

Фото: Unsplash

Современный мир постоянно меняется — вместе с ним меняются и требования к компетенциям руководителей бизнеса. Какие навыки нужны управленцам будущего?

Харизма, важная цель и комфортная среда: вдохновляем команду

Один из главных навыков современных лидеров — умение вдохновлять сотрудников. Это подтверждает исследование HR-компании Hays: 76% российских топ-менеджеров считают умение вести команду за собой главным навыком управленца. Все дело в переменчивости индустрий в эпоху инноваций. Команды, которые работают в них, часто становятся первопроходцами: бизнес-стратегии уходят на второй план.

Как вдохновлять коллектив? Есть три основных инструмента:

Целеполагание не стоит считать универсальным инструментом: не у каждой компании есть амбициозная и глобальная задача. Тем не менее, вдохновить могут и цели поменьше, если они резонируют с ценностями сотрудников. Главное — выделить на пути к ее реализации четкие задачи, к выполнению которых будет стремиться команда.

Фото:Snapwire / Pexels

  • Харизматичный лидер как ролевая модель

Атмосфера внутри коллектива тоже может мотивировать. Сегодня людей увлекают те ценности, которые внедряет лидер. Так, три года назад на роль президента металлургической компании НЛМК пришел Григорий Федоришин. Он начал работать над созданием ценностей-смыслов, определяющих лицо компании, например, лидерством в области устойчивого развития. Это позволило увеличить вовлеченность коллектива: инициативность сотрудников выросла в восемь раз.

Другой элемент успешной мотивации — работа над качеством кадров. Так, Netflix нанимает только лучших специалистов, так называемых A-players. Работа в коллективе таких профессионалов сама по себе становится инструментом вовлечения. Помогает вдохновить команду и качество рабочего пространства. Так, в штаб-квартире Facebook в Калифорнии очень много садов для неформальных бизнес-встреч.

Метод проб и ошибок: ищем бизнес-возможности

Другой важный навык — умение искать возможности для компании. Он состоит из трех вещей:

  • внимательного взгляда на внешний мир;
  • формирования рабочих гипотез;
  • быстрого экспериментирования по их внедрению.

Прежде всего современный лидер должен следить за клиентами — отслеживать, как меняются их предпочтения, что происходит в их индустрии.

Еще один источник новых возможностей — опыт и идеи компаний-лидеров вроде Amazon или Netflix. Помочь могут и поставщики, подрядчики, компании из вашей экосистемы, а еще далекие отрасли — для руководителя важна открытость и готовность перенимать опыт. Так, CEO British Petroleum Джон Браун советовал подчиненным не перенимать опыт конкурентов, а учиться у компаний из других индустрий.

Самое важное — быстро протестировать гипотезу. Например, Netflix успешно продавал DVD-диски, но вовремя отследил спрос на потоковое вещание. В результате компания успела завоевать рынок видеостриминга. Еще один пример — Amazon. Компания завоевала рынок онлайн-торговли, но заметила растущую потребность в облачных вычислениях. В итоге Amazon стал крупнейшим в мире поставщиком таких услуг.


Для руководителей нового времени особенно важны постоянное устойчивое развитие и социальная ответственность компании. Здесь можно отследить три основных подхода:

В такой парадигме работают крупные компании из индустрий, которые могут наносить ущерб природе. Для них устойчивое развитие — возможность внести средства на предотвращение вреда окружающей среде.

  • Затраты на экологию как увеличение издержек

Это сугубо практический подход. Такие руководители относятся к устойчивому развитию как к способу создать дополнительную ценность для клиентов.

Один из примеров таких лидеров — бывшая CEO компании PepsiCo Индра Нуйи. При ней PepsiCo стала пристально отслеживать глобальные проблемы, например, ожирение, загрязнение среды или гендерное неравенство. Затем компания внесла вклад в решение этих проблем. Портфель продуктов стал более здоровым, экологическая стратегия позволила снизить вред производства, а женщин-руководительниц в PepsiCo стало больше.

Фото:РБК

При этом PepsiCo использовала универсальные практики. Она стала больше вкладывать в научно-технические разработки и принимать идеи сотрудников любых уровней. Кроме того, компания стала вовлекать в такую работу все больше и больше партнеров — поставщиков, членов сообществ и сторонние компании.

Готовим сценарии будущего

Инструменты долгосрочного планирования (вроде бизнес-плана на десять лет вперед) в условиях инновационных индустрий не работают. Современные руководители думают про будущее в формате трендов и в формате мечты. Они думают про то, где хотят оказаться в будущем, но не строят детальные планы.

Один из эффективных способов подготовки к будущему — сценарный подход. Лидер составляет не один план, а готовится сразу ко многим вариантам развития событий. Он осмысляет тренды современного мира и анализирует, во что они могут вылиться в будущем.

Современный руководитель много работает над личными навыками, которые пригодятся через десять лет, а еще определяет такие умения для команды. Примеры таких компетенций — всестороннее сотрудничество, умение учиться операционным, а не абстрактным навыкам, и использование цифровых технологий. Для компаний также важны умение взаимодействовать с другими коллективами и экспериментировать.

Фото:trendwatchacademy

Строим мост к новому миру и прорабатываем историю

Внешними связями в компаниях часто занимается PR- или GR-директор. На самом деле ими должен заниматься CEO. Руперт Мердок часто проводил параллель между образом CEO и человеком, сидящим на заборе. По словам медиамагната, CEO должен совмещать две стороны: находиться и на стороне компании, и снаружи. Это позволит руководителю отслеживать все изменения внутри индустрии и мира, но при этом знать, что происходит в компании.

Другая распространенная среди традиционных организаций проблема — непонимание. Финансовые и экологические отчетности вряд ли будут интересны и понятны любому человеку со стороны. Чтобы выстроить диалог, руководителю следует проработать реальную историю для внешнего мира, завязанную на миссии и ценностях компании. Ее сюжет должен быть одинаковым для всех стейкхолдеров — акционеров, клиентов, поставщиков и так далее. У большинства компаний нет истории: есть только цифры, которые все забудут.

Фото:Shutterstock

Чтобы современный мир любил компанию и воспринимал ее всерьез, нужно стремиться к открытости и прозрачности. Кроме того, интереса не вызовут компании, которые не проявляют ответной заинтересованности в рынке. Руководитель должен показывать интерес к мнению ключевых стейкхолдеров и проактивно собирать такую информацию. Так, Google не только активно делится информацией, но и постоянно изучает свою аудиторию с помощью опросов и анализа больших данных. Информационный обмен позволяет создавать привлекательный имидж компании в коммуникации с внешним миром.

Эпоха инноваций ставит много новых требований к руководителям. При этом главным условием роста является постоянная работа над каждым из навыков. Поэтому главное для руководителя в эпоху инноваций — желание непрерывно развиваться. Источников для новых знаний должно быть много: среди них и чужой опыт, и курсы дополнительного образования. Открытость к миру поможет отслеживать тенденции и тестировать гипотезы для развития личности и коллектива.


Библиотеки

Современные лидерские концепции

В наши дни всё большее значение приобретают исследования феномена лидерства. Эта тема особо актуальна для разработки эффективных методов руководства. Лидер – это лицо, способное повести за собой, убедить в верности решения, воодушевить на свершения.

Современные подходы к лидерству отличаются разнообразием. Авторы новых концепций зачастую основываются на идеях конструктивного альтернативизма. Эта философская установка опирается на разнообразие мнений и индивидуальный подход к реальности. Большей ценностью при этом обладает эвристичность модели, а не её сходство с оригиналом. Рассмотрим некоторые результаты исследований теории лидерства в современном мире.

Её разработчиками выступают Д. Гоулман и Р. Бояцис. Согласно их теории эмоциональное состояние координатора действий определяет эффективность всего возглавляемого им коллектива.

Разработчики выделяют различные стили лидерства:

  • с направленностью на перспективу;
  • с особым вниманием к темпу работы;
  • с применением принципов техники коучинга;
  • приказной;
  • демократический.

Коучинг – техника создания комфортных условий для самостоятельного продвижения к цели при использовании внутреннего потенциала. Его задача – не учить, как делать правильно, а стимулировать к самостоятельному поиску верных решений, самообучению, инициативе.

Разработчики обосновали влияние названых стилей на эффективность результатов работы группы в целом. В ходе исследований была доказана прямая связь эмоциональных состояний с результативностью трудового процесса. Эмоциональный лидерский интеллект важен в любой деятельности.

Её разработчик К. Кэшман обосновал идею постоянного самосовершенствования лидера. Он призывает руководителей стать мастерами в семи областях:

  • познание самого себя;
  • межличностные отношения;
  • умение ставить цели и идти к ним;
  • основы бытия;
  • активность действий;
  • поиск равновесия;
  • навык управлять изменениями.

Концепция опосредованного лидерства

Им присущи навыки:

  • отчётливая постановка целей;
  • умение видеть перспективу;
  • совершенствование форм обучения;
  • умелое налаживание сотрудничества.

Основой подхода является мотивация к лидерству: важнее занимать место руководителя либо стремиться к достижению результата.

Её разработал американский исследователь Н. Тичи. Он исследовал в сравнении двух лидеров: просто добившегося успеха и удерживающего успех долгое время. Последнего Тичи назвал победителем. В результате он пришёл к выводам:

Суть её в том, что направляющим в коллективе, реализующем этап проекта, не обязательно должен быть один человек на протяжении всего времени. На разных этапах координировать деятельность могут разные лица, наиболее компетентные на текущий момент в определённой области.

Такое распределение лидерства эффективно в группе, представители которой находятся примерно на одном уровне компетентности:

  • умственной;
  • социального плана;
  • культурной;
  • коммуникативной.

Любое превосходство становится препятствием для передачи другому человеку лидерских функций. К тому же, участники проекта должны равно владеть особенностями поведения лица ведущего или ведомого, подчиняться или руководить.

В такой модели лидерства отсутствует формализм. Лидерское влияние на коллег может оказывать каждый (официально и неофициально). Концепция ориентирована в основном на взаимоотношения в коллективе, в меньшей мере – на личностные черты. По завершении проекта вряд ли кто-то скажет, что он лично осуществил его. Итоги становятся общими достижениями всех членов группы.

Концепция связующего лидерства

Обосновал её Д. Липман-Блюмен. По его мнению, фаворит обязан мастерски координировать взаимосвязь между поставленными целями и соответствующими побуждениями личными и окружающих.

Ему следует стать личностью:

  • аутентичной, без притворства и подражания;
  • ответственной;
  • вызывающей доверие;
  • прагматичной, нацеленной на результат;
  • высоко этичной;
  • умеющей собирать вокруг себя единомышленников;
  • ориентированной на перспективу.

Такой человек способен сплотить и возглавить эффективную для выполнения поставленной задачи группу.

Концепция лидерства для управления парадоксами

Авторы теории – Ч. Хэмпден-Тернер и Ф. Тромпенаарс. Под парадоксом они понимают задачу, не предполагающую однозначного урегулирования, стимулирующую ежечасно находиться в поиске, изменять динамику поведения. Руководителю приходится неизменно сохранять баланс между понятиями, по сути противоположными.

Области, требующие сбалансированности лидера
Личностные черты универсальность
признаки специфичности
Деятельностная ориентация на групповое воздействие
на личность
Выражение возникающих эмоций яркое
сдержанное
Предпочитаемые стандарты жёсткие
мягкие
Локус контроля внешнего типа
внутренней направленности
Отношение к временному фактору линейное
циклическое
Статус предписанный
приобретённый

Таковы более распространённые подходы к теме лидерства. Каждая из теорий имеет большое значение для успешной деятельности. Появление новых форм организации коллективов, стилей руководства, экономических реалий постоянно стимулирует возникновение более современных концепций лидерства.

Это сложный процесс социализации, характеризующийся инновационными подходами в отличие от традиционно сложившихся. Для эффективного руководства лидерство является не столько наукой, сколько искусством управления.

Со временем будут возникать ещё более новые подходы, концепции, ведь эта тема остаётся одной из самых актуальных. Качества лидера напрямую влияют на результат деятельности. Воспитание лидеров руководителями компаний является залогом успешной реализации проектов.

Автор: Александр Петрищев

Похожие статьи

Отправьте заявку на тренинг-интенсив и наш менеджер с вами свяжется в течение 30 минут.

Отправьте заявку на БЕСПЛАТНЫЙ мастер-класс и наш менеджер с вами свяжется в течение 30 минут.

Мы являемся одной из ведущих компаний в сфере обучения и проведения коммуникативных тренингов по ораторскому искусству, мастерству общения, межличностным отношениям, технике продаж и лидерству!

Читайте также: