Сигнал повестка на корабле что это

Обновлено: 12.05.2024

617. Государственный флаг Российской Федерации является символом государственного суверенитета Российской Федерации.

618. Во время боя и в виду неприятеля корабли поднимают на грот-стеньге Государственный флаг Российской Федерации, а на стеньгах других мачт — присвоенный кораблю Военно-морской флаг.

619. Государственный флаг Российской Федерации на корабле Военно-Морского Флота поднимается только при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) на грот-стеньге (на подводной лодке — на одном из выдвижных устройств):

а) в дни государственных праздников Российской Федерации;

б)при посещении Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателем Государственной Думы Российской Федерации;

в) при вручении кораблям (соединениям кораблей) государственных наград, в другие праздничные и памятные дни в соответствии с приказами министра обороны Российской Федерации, командующего флотом (флотилией);

Если в дни национальных праздников иностранных государств корабль находится в их территориальном море или во внутренних водах, то он поднимает Государственный флаг Российской Федерации в порядке, предусмотренном Руководством по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями.

620. Военно-морской флаг, поднятый на корабле Военно-Морского Флота, является Боевым Знаменем корабля. Он символизирует государственную принадлежность и неприкосновенность корабля, плавающего под ним, а также готовность корабля защищать государственные интересы Российской Федерации на морских и океанских рубежах.

Военно-морской флаг является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому члену экипажа корабля о героических традициях и священном долге защиты Отечества.

621. Корабли Военно-Морского Флота, ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Отечества.

622. Охрана Государственного флага Российской Федерации и Военно-морского флага в бою является почетной обязанностью всего экипажа корабля.

Весь личный состав корабля обязан самоотверженно и мужественно защищать Государственный флаг Российской Федерации и Военно-морской флаг в бою и не допускать захвата их противником.

Непосредственное наблюдение за состоянием флага и охрана его в бою поручаются лицам, специально назначенным для этого расписанием по боевой тревоге.

623. Если Государственный флаг Российской Федерации или Военно-морской флаг будет сбит в бою, он должен быть немедленно заменен другим.

Для обеспечения замены сбитого в бою флага должны быть наготове запасные флаги, которые, как правило, должны храниться на ГКП. Если обстоятельства не позволяют поднять запасной флаг на установленном месте, его поднимают на флагштоке, в любом месте корабля, где это возможно.

624. Боевым кораблям и кораблям специального назначения присваивается Военно-морской флаг.

Кораблям, удостоенным наименования гвардейского, присваивается Гвардейский Военно-морской флаг.

Кораблям, награжденным орденом Российской Федерации, присваивается Орденский Военно-морской флаг с изображением ордена, которым награжден корабль. Кораблям, которые удостоены наименования гвардейского и награждены орденом Российской Федерации, присваивается Гвардейский Орденский Военно-морской флаг.

625. При преобразовании соединения кораблей в гвардейское все корабли этого соединения носят Гвардейский Военно-морской флаг.

При награждении соединения (объединения) кораблей орденом Российской Федерации Орденский Военно-морской флаг кораблям этого соединения (объединения) не присваивается. Корабли, выведенные из состава гвардейских соединений, Гвардейского Военно-морского флага не носят.

626. Морским и рейдовым судам обеспечения Военно-Морского Флота, предназначенным для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, авиации, военно-морских баз и полигонов, присваиваются флаг судов Вспомогательного Флота Военно-Морского Флота, флаг гидрографических судов Военно-Морского Флота, флаг поисково-спасательных судов Военно-Морского Флота.

Флаги судов (катеров) Вспомогательного Флота Военно-Морского Флота, гидрографических судов (катеров) Военно-Морского Флота, поисково-спасательных судов (катеров) Военно-Морского Флота поднимаются и спускаются в соответствии с правилами подъема и спуска Военно-морского флага, изложенными в настоящей главе.

Морские и рейдовые суда обеспечения соединений боевых кораблей, все катера (шлюпки) кораблей, штабов флотов, флотилий, объединений, соединений и частей ВМФ, учебных отрядов, а также военно-морских учебных заведений, укомплектованные экипажами из военнослужащих, носят Военно-морской флаг.

627. Военно-морской флаг вручается кораблю на основании приказа командующего флотом (флотилией).

Военно-морской флаг на корабле прекращают поднимать на основании приказа об исключении корабля из состава Военно-Морского Флота.

На кораблях (судах), находящихся в ремонте или консервации, на которых не проживают экипажи, Военно-морской флаг, флаг судов (катеров) Вспомогательного Флота ВМФ, флаг гидрографических судов (катеров) ВМФ, флаг поисково-спасательных судов (катеров) ВМФ не поднимается.

Новым кораблям, принимаемым в состав Военно-Морского Флота, могут передаваться названия и Военно-морские флаги кораблей, отличившихся при защите государственных интересов Российской Федерации.

Военно-морской флаг запрещается поднимать на спортивных судах, спортивных базах, а также на зданиях.

628. Гюйс, поднятый на корабле, обозначает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимается на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре (бочке, швартовах). Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага.

Гюйс также поднимается на мачтах береговых салютных пунктов при производстве салютов.

629. Вымпел носится на грот-стеньге (на фор-стеньге — при одной мачте) кораблей, которым присвоен военно-морской флаг, и находящимся в компании. Он поднимается и спускается по приказу командующего флотом (флотилией).

Вымпел носится постоянно как днем, так и ночью, во всякую погоду, на ходу и на якоре (бочках, швартовых). Он спускается в том случае, если на стеньге одной из мачт корабля поднят флаг или брейд-вымпел должностного лица.

630. Флаги высших должностных лиц Вооруженных сил Российской Федерации, Главнокомандующего ВМФ, начальника Главного штаба ВМФ, а также флаг командующего флотом, поднимаются на грот-стеньге (на фор-стеньге — при одной мачте). Флаги командующего флотилией, командира эскадры, соединения кораблей поднимаются на фор-стеньге.

Брейд-вымпел командира соединения кораблей (судов) поднимается на грот-стеньге (на фор-стеньге — при одной мачте).

Брейд-вымпел старшего на рейде поднимается под флагом должностного лица или под вымпелом.

631. Флаги должностных лиц поднимаются и спускаются по приказанию командиров (начальников), которым они присвоены, на кораблях, где эти лица имеют официальное местопребывание.

С подъемом флага должностного лица на корабле флаг этого командира (начальника), поднятый на другом корабле, спускается. С подъемом на корабле флага старшего начальника поднятый на нем флаг младшего начальника спускается.

Командиры соединений кораблей поднимают присвоенные им флаги или брейд-вымпелы только на кораблях своего соединения и на кораблях, приданных им.

632. Флаги и брейд-вымпелы должностных лиц остаются поднятыми днем и ночью, а также во время кратковременного отсутствия этих лиц.

Ночью в мирное время на якоре и на ходу флагманский корабль кроме флага должностного лица несет на грот-мачте флагманский огонь.

633. В официальных случаях при следовании должностных лиц на катерах (шлюпках) присвоенные им должностные флаги (брейд-вымпелы) поднимаются на носовом флагштоке или мачте по их приказанию.

634. В торжественных случаях производится расцвечивание кораблей флагами между клотиками мачт и от них к штевням.

Корабли, которые по техническим причинам нельзя расцвечивать таким порядком, разрешается расцвечивать только от клотика фок-мачты к форштевню.

635. Флаги расцвечивания поднимаются на кораблях одновременно с подъемом Военно-морского флага и спускаются вместе с ним, если по условиям погоды по приказанию старшего на рейде командира (начальника) они не были спущены ранее.

При съемке с якоря (бочки, швартовов) флаги расцвечивания спускаются за 30 минут до съемки с якоря (бочки, швартовов).

При постановке на якорь (бочку, швартовы) флаги расцвечивания поднимаются вместе с подъемом гюйса (переносом флага).

На ходу флаги расцвечивания не поднимаются.

В ненастную погоду при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) в торжественных случаях поднимаются только стеньговые флаги.

636. Личный состав кораблей участвует в парадах на берегу с Военно-морским флагом, прикрепленным к древку. В этих случаях порядок вынос (относ) Военно-морского флага осуществляется применительно к требованиям Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации без назначения знаменного взвода. При этом военнослужащие приветствуют Военно-морской флаг как Боевое Знамя.

637. Военно-морской флаг на кораблях поднимается:

  • на ходу — на гафеле (на кормовом флагштоке);
  • при стоянке на якоре (бочке, швартовах) — на кормовом флагштоке.

638. Подъем Военно-морского флага на кораблях, стоящих на якоре (бочке, швартовых), как летом, так и зимой производится в рабочие дни в 8 часов, а по выходным и праздничным дням — в 9 часов.

Спуск флага производится с заходом солнца. В полярных морях время спуска устанавливается приказом Командующего флотом.

639. Корабли, находящиеся в море на ходу, а также в зоне локального военного конфликта носят Военно-морской флаг днем и ночью, не спуская его.

640. При нахождении на рейде нескольких кораблей флаг поднимается и спускается по сигналу командира соединения или старшего на рейде командира (начальника).

641. Подъем (спуск) Военно-морского флага могут назначаться торжественные и обыкновенные. Торжественный подъем флага производится:

а) в дни, объявленные государственными праздниками Российской Федерации, в другие праздничные дни — по приказанию командующего флотом (флотилией);

б) в День Военно-Морского Флота, при вручении кораблю Военно-морского флага и его первом подъеме на корабле, в дни годового праздника корабля (соединения); в другие памятные дни — по приказанию командующего флотом (флотилией);

При исключении корабля из состава Военно-Морского Флота производится торжественный спуск флага. В этом случае флаг спускает лично командир корабля в присутствии командира соединения.

642. При торжественном подъеме Военно-морского флага поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается в качестве стеньгового флага в случаях, указанных в ст.619 настоящего Устава.

Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт, при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов.

С подъемом флага до места (с окончанием спуска) оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации.

644. Порядок обыкновенного подъема (спуска) флага в базе заключается в следующем:

При приготовлении корабля к бою и походу, при нахождении в боевой готовности, а также в дни производства большой приборки, выполнения авральных работ и при обыкновенном спуске флага экипаж корабля не выстраивается.

По этой команде личный состав, находящийся на верхней палубе, становится лицом внутрь корабля. В остальном порядок подъема флага тот же, что и при подъеме (спуске) флага с построением экипажа.

646. На шлюпках, находящихся вблизи кораблей в момент подъема (спуска) флага на них, если позволяет обстановка, по команде старшины шлюпки гребцы сушат весла. Старшина шлюпки, а также находящиеся на ней офицеры, мичманы и старшины контрактной службы прикладывают руку к головному убору, не вставая с банок.

Считается, что флаг не должен реять на флагштоке круглые сутки. Утром с восходом солнца флаг должен подниматься, а вечером спускаться. В США, например, круглосуточное вывешивание национального флага разрешено лишь в трёх местах (мемориалах). Во многих странах за соблюдением этого ритуала ревностно следят в государственных учреждениях и даже университетах и школах (в России, к сожалению, таких обычаев нет, а флажный протокол исполняется разве что в военном флоте. )

Флаг или знамя ни в коем случае не должны касаться земли, даже краем. Нельзя помещать флаг в могилу. Например, если в похоронной церемонии флаг используется как покрывало гроба; то перед опуском в могилу флаг должен быть снят и передан на хранение родственникам погибшего.

Также запрещается вывешивать флаг перевёрнутым (за исключением специально оговоренных случаев). Это считается оскорблением государству и нации.

Правила совместного вывешивания флагов нескольких государств, флагов государства и мунициапального образования или предприятия описываются в соответствующих Положениях. Общее правило таково: флаги двух равноправных субъектов должны быть одного размера, флаг части страны (города, предприятия) не может быть больше флага государства. Если несколько равноправных флагов располагаются на флагштоках в ряд, то значение имеет их порядок. Наиболее привилегированными местами в ряду флагов считается центр и левый от зрителя фланг. В этих местах обычно помещают флаги международных организаций, форумов и т.п. Остальные флаги целесообразнее всего расположить по алфавиту.

В США и ряде других стран флаг принято поднимать на флагшток быстро (полотнище должно как бы "взлетать" вверх). Спуск флага наоборот производится медленно и торжественно. В российском флоте в ритуале подъема флага предусмотрено, что флаг и поднимается медленно. Если поднимаются несколько флагов, то первым следует поднять флаг с более высоким статусом (государственный), при спуске флагов он спускается последним.

Армейские ритуалы

Прибивка знамени к древку

Прибивка к древку - один из самых торжественных моментов в истории знамени. Эта церемония проводится перед официальным вручением знамени воинской части, должностному лицу или организации. Полотнище прибивается к древку специальными знаменными гвоздями. Чести прибить гвозди удостаиваются почетные гости церемонии. Обычно это делают несколько человек по очереди. Традиционно в церемонии прибивки знамени к древку принимают участие представители разных поколений или люди, занимающие различные должности в воинской иерархии (например: представитель попечительского совета, ветеран, кадет-выпускник, кадет первокурсник для знамени кадетского корпуса; командующий армией, командир части, один из старших офицеров, младший офицер, рядовой и т.п.). Каждый забивает по одному гвоздику, что должно символизировать единство различных частей воинского коллектива.

В православных регионах России обязательным на церемонии прибивки знамени к древку считается присутствие священнослужителя. После прибивки полотнища к древку священник освящает знамя.

Вынос и относ боевого знамени

Для выноса боевого знамени назначается специальная команда (знаменный взвод) в составе знаменщика, сопровождающих, иногда барабанщика. При переносе знамени и знаменщик, и ассистенты должны иметь перевязи для переноса знамени. Перед строем боевое знамя должно быть всегда развернутым. В чехол оно убирается лишь при перемещении на большие расстояния.

В строю на месте знаменщик держит боевое знамя у ноги свободно опущенной правой рукой. Нижний конец древка должен находиться у середины ступни правой ноги.

При движении со знаменем ассистенты и знаменный взвод должны держать автоматы в положении “на грудь” или карабины в положении “на плечо”.

Флотские ритуалы

Места подъема флагов на кораблях и судах

На невоенных кораблях и судах главным является Государственный флаг. На стоянке и на ходу он поднимается на наиболее почетном месте - на кормовом флагштоке. На некоторых яхтах не ходу флагшток может мешать парусам, на таких яхтах флагшток на ходу убирается, и флаг поднимается:
либо к ноку гафеля;
либо к ноку бизань-мачты;
либо на ахтерштаге (примерно на 2/3 его высоты).

На моторных катерах флаг может быть поднят на гафеле сигнальной мачты.

Государственный флаг можно не поднимать на стоянке своего клуба в гавани. При плавании по внутренним водам спортивные яхты могут вместо Государственного флага нести флаг своего спортивного общества или яхт-клуба.

Флаг или брейд-вымпел яхт-клуба или спортивного общества (т.н. Burgee) поднимается над клотиком мачты. Если это невозможно из-за конструктивных особенностей корабля, то флаг яхт-клуба поднимается под краспицей правого борта. Место под краспицей правого борта на яхтах вообще "забронировано" под флаг страны захода или т.н. "флаг вежливости", т.е. государства в территориальных водах которого находится яхта, под флагом страны захода может также размещаться карантинный флаг. Возможно также под флагом страны захода поднимать региональные флаги страны захода. Когда правая краспица занята, то флаг яхт-клуба может быть перемещен на левую краспицу.

Флаг вежливости поднимается после поднятия кормового флага, а спускается непосредственно перед спуском кормового флага.

Под левой же краспицей поднимается и флаг судоходной компании или порта приписки (т.н. House Flag), а также национальные флаги отдельных членов экипажа или гостей яхты.

Вообще правая краспица считается главной, поэтому на ней поднимаются наиболее важные флаги (флаг вежливости, карантинный флаг), а левая краспица предназначена для менее важных флагов.

На моторных лодках флаг вежливости поднимается справа от сигнальной мачты. Слева от сигнальной мачты может быть поднят флаг страны почетного гостя.

В Российской империи для каждого яхт-клуба утверждался комплект флагов: кормовой, стеньговый, флаги почетного члена клуба, флаг гоночной комиссии и др. Помимо кормового флага, который поднимался на кормовом флагштоке или другом подходящем месте в светлое время суток, на яхте присутствовал также т.н. "позывной вымпел" (индивидуальный вымпел каждой яхты, носящийся постоянно днем и ночью), который мог быть заменен на стеньговый флаг судовладельца (когда тот присутствует на яхте), почетного члена или же на "адмиральский" флаг (обычно кормовой флаг, поднятый на стеньге, обозначавший присутствие члена императорской фамилии).

На судах речного флота и рыболовецких судах флаг страны пребывания поднимается на носовой сигнальной мачте (на фок-мачте), вымпел судовладельца - на ноке кормовой сигнальной мачты (грот-мачте); если носовая сигнальная мачта занята флагом должностного лица, то флаг страны пребывания поднимается на ноке реи кормовой или носовой сигнальных мачт.

На практике суда речного флота (круизные теплоходы и др.) вымпелы судовладельцев поднимают только перед подходом к крупным городам, а после отхода от причала в этих городах сразу же снимают. Это объясняется тем, что флаг (вымпел) на носовой мачте мешает обзору.

На судах морского флота традиции похожи. На носовой (сигнальной) мачте поднимается вымпел министерства морского флота, если таковой мачты нет - то вымпел поднимается на носовом флагштоке. На той же сигнальной мачте поднимается и флаг вежливости.

Персональные флаги должностных лиц поднимаются на яхтах на топе грот-мачты.

Общее правило: более "значимый" и уважаемый флаг размещается на более уважаемом месте на корабле. Кормовой флагшток считается "важнее" остальных мест на судне, правая краспица важнее левой и т.п.

Основным символом принадлежности военного корабля к ВМФ СССР являлся военно-морской флаг.

На ходу военные корабли несут военно-морской флаг на гафеле либо на кормовом флагштоке постоянно. Гюйс поднимается на носовом флагштоке кораблей 1-го и 2-го рангов на стоянке. И флаг, и гюйс на стоянке поднимаются только в дневное время суток, на ночь - спускаются. Если же корабль выходит в море ночью, то флаги поднимаются в момент перехода из положения "на якоре" в положение "на ходу".

Вымпел поднимался на грот-мачте корабля, находящегося в плавании. Носился постоянно: и днем, и ночью, в любую погоду, на ходу и на якоре и обозначает готовность корабля. Вымпел спускался только при подъёме флага или брейд-вымпела должностного лица (кроме брейд-вымпела старшего на рейде).

Флаги должностных лиц поднимаются на фор- или грот-стеньге. Там же поднимаются и их брейд-вымпелы. Флаги должностных лиц остаются поднятыми в любую погоду, днем и носчью и даже во время кратковременных отлучек лиц, которым эти флаги присвоены. При подъеме флагов или брейд-вымпелов должностных лиц вымпел не поднимается, два брейд-вымпела или должностных флага также не поднимаются вместе; за исключением брейд-вымпела старшего на рейде - он поднимается только на одном фале с флагом того командира, который является старшим на рейде.

В период времени от подъема до спуска флага, - записано в Корабельном Уставе, - все военнослужащие при входе (сходе) на корабль (с корабля) отдают честь Военно-морскому флагу.

Подъем флагов во время боя

В Положение о знаменах, флагах, салютах и воинских торжествах на кораблях МС РККА 1936 г. оговаривалось, что во время боя флаг ВМФ поднимается только на кормовом флагштоке или гафеле, на стеньгах же не поднимается. Поздние редакции морских правил несколько изменили это положение: во время боя или в виду неприятеля военно-морской флаг поднимался на всех стеньгах корабля кроме грот-стеньги, где поднимался Государственный флаг СССР. Это же положение закреплено и в современном Корабельном уставе ВМФ РФ (2001 г):

"618. Во время боя и в виду неприятеля корабли поднимают на грот-стеньге Государственный флаг Российской Федерации, а на стеньгах других мачт - присвоенный кораблю Военно-морской флаг".

Подъём флага на корабле ВМФ

В будние дни флаги на кораблях ВМФ поднимают в 8 часов утра, в воскресные и праздничные дни на час позже.

За 15 минут до подъема флага по приказанию вахтенного офицера горнист играет сигнал "Повестка". В 7 часов 55 минут, он направляет на фалы флага и гюйса сигнальщиков, а затем докладывает командиру: "Через пять минут подъем флага". Горнист играет "Большой сбор".

Экипаж выстраивается на верхней палубе (построение по большому сбору не производится в случаях, когда корабль находится в боевой готовности или идет его приготовление к походу). Однако и тогда все, находящиеся на верхней палубе, по команде становятся спиной к борту корабля. Наверх поднимается командир корабля и здоровается с личным составом. Когда до подъема флага остается минута, вахтенный офицер командует: "На флаг и гюйс, смирно!"

Затем звучит команда: "Флаг и гюйс поднять!"

Горнисты играют сигнал "Подъем флага", а все, находящиеся на верхней палубе и близлежащих пирсах, поворачивают голову в сторону флага, медленно поднимаемого сигнальщиками в развернутом виде. Офицеры, мичманы и главные корабельные старшины прикладывают руку к головному убору. Гребцы шлюпок, находящихся вблизи корабля, сушат весла, их старшины также прикладывают руку к головному убору.

Торжественный подъём флага на корабле ВМФ

В особые праздничные дни (вступление корабля в строй, награждения, государственные праздники) производится торжественный подъём флага

Существует на кораблях и торжественный подъем флага. В этом случае экипаж выстраивается на палубе по "Большому сбору" в парадной или парадно-выходной форме одежды. Одновременно с флагом и гюйсом поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания, а оркестр в это время исполняет "Встречный марш".

В момент, когда Военно-морской флаг поднимается, исполняется Государственный гимн.

При вступлении корабля в строй Командующий флотом, прибыв на корабль, в торжественной обстановке объявляет приказ о вступлении корабля в строй. Затем командиру корабля вручают Военно-морской флаг и приказ. Он проносит флаг на руках перед строем всего экипажа, а затем крепит его к фалу для подъема на кормовом флагштоке либо на гафеле и по команде старшего из находящихся на борту начальников лично поднимает. Одновременно поднимают гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания. При этом оркестр исполняет Государственный гимн, а экипаж приветствует поднимаемый флаг громким протяжным "ура!".

Охрана флага

"Охрана Государственного и Военно-морского флагов в бою является почетной обязанностью всего экипажа корабля, если Государственный или Военно-морской флаг будет сбит в бою, он должен быть немедленно заменен другим. Если обстоятельства не позволяют поднять запасной флаг на установленном месте, его поднимают на аварийном флагштоке, укрепленном в любом месте корабля" - гласит Корабельный Устав.

При стоянке на якоре флаг охраняет специально назначенный часовой, а во время боя, когда флаги поднимают на гафеле и стеньгах мачт, они находятся под охраной всех членов экипажа, которые на своих боевых постах участвуют в бою. Если флаг во время боя будет сбит, его немедленно заменят другим, чтобы противник не мог предположить, что флаг на корабле спущен.

Этот морской обычай также нашел свое отражение в Корабельном уставе ВМФ.

Подъём флагов расцвечивания

В торжественных случаях (Государственные и национальные праздники) судно украшается флагами расцвечивания. Расцвечивание производят только на стоянке на бочке или у причала, на ходу расцвечивание не производится. Флаги расцечивания находятся на фалах, натянутых между штевнями корабля и клотиками мачт. Торговые суда и яхты используют для расцвечивания флаги Международного Свода Сигналов (сам вымпел Свода для этого не используется). Корабли ВМФ используются флаги Военно-морского свода сигналов. В общем случае для расцвечивания могут использоваться все флаги, имеющиеся в корабельном комплекте. Запрещается использовать для расцвечивания лишь государственный флаг, флаг ВМФ, гюйс, флаги вспомогательных судов и судов пограничной охраны должностные флаги и брейд-вымпелы, а также иностранные государственные или военные флаги. Необходимо также следить, чтобы сочетание сигнальных флагов, поднятых в качестве флагов расцвечивания, не образовывало никаких фраз.

На яхтах в Российской империи рекомендовалось при расцвечивании чередовать прямоугольные и треугольные флаги (два прямоугольных, один треугольный), то же самое рекомендует и нынешняя "Albert 37 International Association". В ВМФ СССР рекомендовалось на участке от носа до мачты использовать треугольные флаги, на остальных участках - прямоугольные. В англоязычных странах установлен жесткий порядок следования сигнальных флагов на яхтах при расцвечивании. В ВМФ СССР (Положение о знаменах . 1936 года) устанавливалось, что от форштевня до клотика фок-мачты применяютя "косые" флаги, между клотиками "прямые" флаги, от клотика до ахтерштевня - прямоугольные с вырезом и треугольные флаги.

Также по русским правилам XIX века на двухмачтовой яхте при расцвечивании на грот-мачте поднимался собственный флаг (национальный или яхт-клуба), а на бизань-мачте - флаг страны пребывания. Под бушпритом на лот-лине помещался позывной вымпел яхты, при этом лот находился под водой и своим весом натягивал лот-линь.

Флаг вежливости (флаг мирного прохода)

При проходе в чужих территориальных водах под правой краспицей поднимается флаг страны-хозяйки акватории.

Карантинный флаг

При заходе в чужой порт на корабле поднимают желтый карантинный флаг (флаг Q международного свода сигналов). Он во-первых показывает, что на борту нет инфекционных больных, а во-вторых является запросом к портовым властям на прохождение необходимых таможенных процедур. Желтый флаг снимают только после завершения всех таможенных формальностей.

Салют флагом

Cуда при встрече в море салютуют друг другу кратковременным приспусканием флага до половины высоты (или на одну треть высоты), на которую он обычно поднят. Гражданские суда первыми салютуют военным кораблям. Торговые суда первыми салютуют пассажирским судам. Спортивные суда первыми салютуют военно-морским кораблям, пограничным кораблям, торговым судам. При встрече двух спортивных судов первым салютует судно меньшего водоизмещения.

Пушечный салют флагу

В Российском императорском флоте было принято салуютовать пушечными выстрелами поднятию флагов императора, флагманов, высших флотских начальников. Если поднимались не флаги, а брейд-вымпелы, то салют не производился (кроме вымпела штаб-офицера, командующего отдельным отрядом; этот вымпел как бы заменял адмиральский флаг, поэтому ему оказывались почести как флагману). Салют Штандарту Его Императорского величества составлял 31 выстрел (1090). При этом вымпела, брейд-вымпела и адмиральские флаги приспускаются до половины брам-стеньги
Салют штандарту Императрицы - столько же.
Салют Флагу Государя наследника цесаревича и Государыни Цесаревны - 25 выстрелов.
Их Императорским Высочествам Великим Князьям, Великим Княгиням и Великим Княжнам - 21 выстрел
Управляющему Морским министерством, - 17
Адмиралу, командующему флотом или эскадрой или инспектирующему, - 17 выстрелов
Адмиралу, не командующему - 15
Вице-адмиралу, отдельно командующему или инспектирующему =- 15
Вице-адмиралу, не командующему, или если он состоит младшим флагманом в эскадре - 13
Контр-адмиралу, отдельно командующему или инспектирующему - 13
Контр-адмиралу, не командующему или если он состоит младшим флагманом в эскадре - 11
Штаб-офицеру под брейд-вымпелом, отдельно командующему - 11
Штаб-офицеру под брейд-вымпелом, командующему отрядом под начальством флагмана - 9
Генерал-Адмиралу не царской крови и Главнокомандующему флотом - 19
Главнокомандующему войсками (если он имеет под своим начальством морскую часть) - 19 выстрелов.
Ответный салют:
от флагмана на салют частного корабля или русской крепости - всегда из семи выстрелов
от флагмана на салют флагмана - по чину и должности салютовавшего флагмана
от флагмана командору Императорского яхт-клуба - 9 выстрелов
от флагмана судам Императорского яхт-клуба - наравне с военными кораблями
ответ на салют торговым судам - "тремя выстрелами меньше, но не более пяти выстрелов".

Приспускание флага при трауре

При объявлении траура Государственный флаг, а иногда и брейд-вымпел, приспускаются на треть или до половины длины флагштока. То же самое выполняется при объявлении траура в стране, в чьих территориальных водах в настоящий момент находится яхта или корабль, а также во всех случаях, когда на борту находится покойный или урна с прахом покойного.

Истоки этого ритуала в древних романтических представлениях о том, что Смерть поднимает на судне свой невидимый флаг, чтобы освободить ему место и приспускаются прочие флаги. Чтобы поднять флаг в траурное положение, его сначала поднимают "до места" (т.е. до верхней точки), а потом плавно приспускают. Так же и спуск приспущенного по случаю траура флага осуществляется путем сначала подъема этого флага "до места", а потом спуска.

В ясный день при хорошей погоде вы можете видеть за несколько километров от вашего катера или лодки. Поэтому трудно представить, что может понадобиться звуковой сигнал для предупреждения. Однако условия всегда могут измениться: погода может испортиться быстрее, чем вы ожидаете, ваше судно может потерять управление и т.д. Учитывая эти ситуации, а также более безопасный опыт катания на катере, лучше всего знать звуковые сигналы судов заранее.

Типы звуковоспроизводящих устройств

В качестве сигнала вы можете использовать свисток. Он не настолько громкий, как воздушный горн, но имеет свои преимущества. Например, небольшой размер – свисток можно легко прикрепить к спасательному жилету или поясной петле. Во время регат и аренды водно-моторной техники главное правило – наличие свистка у каждого человека, который выходит на воду. Особенно тщательно в этом вопросе проверяют детей и подростков.

Туманные и воздушные горны являются более современными устройствами для подачи звуковых сигналов, их чаще всего можно встретить в катерах и лодках. Основное их преимущество – высокая громкость и простота в использовании.

Судовой колокол (рында) – самое старое из звуковых устройств, которое использовалось на самых разных судах в течение сотен лет. Они немного громче, чем горны, но более громоздкие, нуждаются в специальном монтаже.

Суда длиной более 12 метров должны быть оснащены как минимум свистком. Если размер судна более 20 метров, на нем должны быть как минимум свисток, и горн или рында. А суда длиной более 100 метров должны быть оснащены свистком, колоколом и гонгом.

Устройства, используемые для подачи звуковых сигналов, не обязательно должны быть такими, как указано выше. Они просто должны быть способны воспроизводить звук, эквивалентный этим устройствам.

Общие звуковые сигналы

Звуковые сигналы состоят из коротких и длинных гудков. Короткие длятся примерно одну секунду – достаточно долго, чтобы их можно было услышать, но не слишком долго, чтобы их приняли за длинный. Длинные гудки должны длиться от четырех до шести секунд.

Как правило, звуковые сигналы используются в двух ситуациях. Во-первых, при необходимости проинформировать окружающих об изменении своего местоположения без использования радио. Во-вторых, когда погодные условия ограничивают видимость до такой степени, что звук становится необходимым для указания как положения, так и направления яхты в этом районе.

Ниже приведены некоторые распространенные звуковые сигналы:

  • один короткий сигнал предупреждает о намерении повернуть к правому борту или обогнать другую лодку со стороны правого борта;
  • два коротких сигнала указывают на то, что вы хотите повернуть в порт или обогнать другую лодку со стороны вашего порта (по правому борту);
  • три коротких сигнала указывают на обратное движение;
  • если судно поняло ваши намерения, оно отзеркалит ваш сигнал. В противном случае капитан издаст 5 коротких гудков;
  • пять гудков также используются и в том случае, если капитану кажется, что другое судно находится в опасной близости;
  • один длинный сигнал сообщает о вашей позиции другим яхтсменам и предупреждает их, что вы приближаетесь к повороту или другому объекту, который препятствует обзору.

Сигналы при плохой видимости

В дополнение к стандартным сигналам существуют сигналы, используемые при плохой видимости:

  • Движущиеся моторные или парусные лодки должны подавать один длинный сигнал каждые 2 минуты, чтобы указать их изменяющееся положение при движении;
  • Остановившаяся моторная или парусная лодка должна подавать два длинных сигнала каждые 2 минуты, чтобы обозначить свое местоположение;
  • Парусник или любая лодка, которая ограничена в своей способности передвигаться, буксировать или толкать другую лодку, а также в настоящее время занимающаяся рыболовством, должна давать 1 длинный и 2 коротких гудка каждые две минуты.

Если вы катаетесь на катере в условиях ограниченной видимости и слышите любой из этих сигналов, снижайте скорость до минимальной, пока не сможете безопасно определить свою позицию относительно другого судна и двигаться вперед без столкновения.

Звуковые сигналы не являются необходимостью при ясной погоде или достаточно дистанции между судами. Но если вокруг дождь или туман, снижающий видимость, вы можете воспользоваться нашей шпаргалкой. Это поможет вам избежать столкновения и не быть застигнутым врасплох.

Кузьменко Наталья Александровна

4. Ритуал подъема флагов на кораблях и судах………………….. 4 стр.

5. Подъём флага на корабле ВМФ…………………………………. 5 стр.

6. Торжественный подъём флага на корабле ВМФ………………. 6 стр.

8.Список литературы……………………………………………. 7 стр.

У военного дела на Руси богатейшая история. И всегда русский воин был любим и уважаем соотечественниками. Одна из причин тому высокий уровень духовности солдата. История традиций, обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов уходит своими корнями в глубь веков, и оказывает огромное влияние на общество, особенно на военную службу.

Что такое воинский ритуал?

Закреплению и распространению воинских традиций служат ритуалы - исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Обряды и церемонии являются составными компонентами системы ритуалов. Основным признаком, характерным для воинских ритуалов, являются эмоциональное воздействие, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал - это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление, создающее необходимое настроение, эмоционально-психологическое воздействие на людей. С помощью воинских традиций и ритуалов осуществляется связь между прошлым и настоящим, старшее поколение передает молодому свой практический опыт, взгляды и представления, нормы поведения, свои чувства. Все ритуалы, проводимые в Российских Вооруженных Силах, концентрируют в себе самые благородные идеалы – идеалы защиты Отечества, верности воинскому долгу. И главные из них – ритуал приведения к Военной присяге и ритуал вручения Боевого Знамени. Но существует ряд других отличительных ритуалов, которые можно отнести к особенным ритуалам.

Как известно в море памятников не ставят. Но на навигационных картах координаты мест, где совершены подвиги нашими моряками, отмечены особо. Проходя близ этих мест, на корабле приспускают флаг, над могилами погибших опускают в море венки из живых цветов.

«Нет обелисков в воде,

Только венок на волне,

Судна приспущенный флаг,

Ритуал подъема флагов на кораблях и судах

Особенным ритуалом в военно-морском флоте считается подъем флага. Основным символом принадлежности военного корабля являлся и является военно-морской флаг.

На ходу военные корабли несут военно-морской флаг на гафеле либо на кормовом флагштоке постоянно.

Вымпел поднимается на мачте корабля, находящегося в плавании. Носится постоянно и обозначает готовность корабля. Вымпел спускается только при подъёме флага или брейд-вымпела должностного лица.

На стоянке военно-морской флаг поднимается на кормовом флагштоке только в дневное время. Вместе с ним на кораблях 1 и 2 рангов поднимается и гюйс. В ночное время флаги спущены. Если же корабль выходит в море ночью, то флаги поднимаются в момент перехода из положения "на якоре" в положение "на ходу".

В период времени от подъема до спуска флага, - записано в Корабельном Уставе, - все военнослужащие при входе (сходе) на корабль (с корабля) отдают честь Военно-морскому флагу.

Подъём флага на корабле ВМФ

В будние дни флаги на кораблях ВМФ поднимают в 8 часов утра, в воскресные и праздничные дни на час позже.

За 15 минут до подъема флага по приказанию вахтенного офицера горнист играет сигнал "Повестка". В 7 часов 55 минут, он направляет на фалы флага и гюйса сигнальщиков, а затем докладывает командиру: "Через пять минут подъем флага". Горнист играет "Большой сбор".

Экипаж выстраивается на верхней палубе (построение по большому сбору не производится в случаях, когда корабль находится в боевой готовности или идет его приготовление к походу). Однако и тогда все, находящиеся на верхней палубе, по команде становятся спиной к борту корабля. Наверх поднимается командир корабля и здоровается с личным составом. Когда до подъема флага остается минута, вахтенный офицер командует: "На флаг и гюйс, смирно!" Затем звучит команда: "Флаг и гюйс поднять!"

Горнисты играют сигнал "Подъем флага", а все, находящиеся на верхней палубе и близлежащих пирсах, поворачивают голову в сторону флага, медленно поднимаемого сигнальщиками в развернутом виде. Офицеры, мичманы и главные корабельные старшины прикладывают руку к головному убору. Гребцы шлюпок, находящихся вблизи корабля, сушат весла, их старшины также прикладывают руку к головному убору.

Торжественный подъём флага на корабле ВМФ

В особые праздничные дни (вступление корабля в строй, награждения, государственные праздники) производится торжественный подъём флага

Существует на кораблях и торжественный подъем флага. В этом случае экипаж выстраивается на палубе по "Большому сбору" в парадной или парадно-выходной форме одежды. Одновременно с флагом и гюйсом поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания, а оркестр в это время исполняет "Встречный марш".

В момент, когда Военно-морской флаг поднимается, исполняется Государственный гимн.

При вступлении корабля в строй Командующий флотом, прибыв на корабль, в торжественной обстановке объявляет приказ о вступлении корабля в строй. Затем командиру корабля вручают Военно-морской флаг и приказ. Он проносит флаг на руках перед строем всего экипажа, а затем крепит его к фалу для подъема на кормовом флагштоке либо на гафеле и по команде старшего из находящихся на борту начальников лично поднимает. Одновременно поднимают гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания. При этом оркестр исполняет Государственный гимн, а экипаж приветствует поднимаемый флаг громким протяжным "Ура!".

Военно-морские ритуалы находятся в постоянном развитии. Этому способствуют самые различные условия: исторические условия жизни; общественно-политический характер государства; уровень развития военного дела; национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством.

К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Первоначально смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая рыцарские штандарты.

Первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку. В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1800 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот.

Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями Фредерика Марриата был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота". Система состояла из 15 флагов и вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Система использовалась только британцами.

Свод сигналов

Свод сигналов
Свод сигналов

Первым официальным документом, свидетельствующим об использовании русским флотом флажных сигналов, является указ Петра I на второй азовский поход в 1696 г., в котором наряду с другими указаниями о порядке плавания были указаны также сигналы флагами, выстрелами, барабанным боем и фонарями.

В 1773 г. вышла в свет сигнальная книга, составленная адмиралом Спиридовым, которая содержала уже 332 сигнала. В этой сигнальной книге впервые были даны раздельно наборная и разборная части.

В Своде военно-морских сигналов, разработанном в 1807 г. адмиралом Головниным, были установлены заменительные, ответный, вопросительный, отменительные, числительные (цифровые) и компасные вымпела. Одновременно были отменены пушечные выстрелы, сопровождавшие каждый сигнал. Изменилась расцветка флагов и их форма — клинообразная заменена прямоугольной. Самым важным изменением, значительно упростившим флажную сигнализацию, явилось установление независимости значения сигнала от места подъема флагов.

Свод сигналов

Двухфлажная сигнальная книга содержит: а) Эволюционные сигналы и важнейшие походные; б) Боевые сигналы; в) Эскадренные позывные сигналы.

Трехфлажная сигнальная книга содержит: словарь, сигналы рандеву, числовые, градусные, компасные и вообще все сигналы Морского Военного Свода. В ней повторены и сигналы двухфлажной книги, кроме эволюционных, требующих обозначения чертежами.

Хотя существует и "профессиональное мнение", что упомянутый флаг оповещает исключительно о кораблях противника.

Проблема в том, что автор даже не понимает разницы между буквой и флагом. Так "глаголю", то есть букве "Г" в МСС соответствует буква "G" — "гольф" и это совершенно другой флаг. Флагу же "глаголь", то есть синему треугольнику соответствует "D" — "дельта", именно так обозначавшаяся до тридцатых годов ХХ века. "Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом".

Во всех флажных сигналах "глаголь", сам по себе, как и любой другой флаг, никакой смысловой нагрузки не несёт — он часть кодовой фразы имеющей смысл лишь в сборе.

Свод сигналов

Каждый же отдельный сигнал имеет свое, строго определенное значение. Будучи же поднят после телеграфного флага – обозначает исключительно букву алфавита.

Читайте также: