Школа как правовое пространство

Обновлено: 19.05.2024

Оценить 312 0

Создание правового пространства школьника

Современное правовое демократическое общество должно строиться на активном и сознательном исполнении всеми гражданами социальных норм, норм права и нравственного поведения.

Можно много говорить о роли общества и социума в формировании гражданской позиции детей, но первые понятия права закладываются в прежде всего в семье, где ребенок учится понимать границы дозволенного и запретного. Именно родители должны являться для ребенка той основной моделью поведения, тем стержнем который направляет и поддерживает их на протяжении всей жизни.

Другим стержнем должна для ребенка являться школа, где он получает определенные правовые знания, нормы поведения, где формируется его жизненная позиция. Именно в школе ребенок проходит следующий этап социализации, на мой взгляд самый главный. И здесь отношения между ребенком и педагогом должны строиться в атмосфере взаимоуважения, принятия ребенка таким, какой он есть. Необходимо понимать что ребенок не когда-нибудь, не завтра, а уже сегодня человек. Воспитание должно рассматриваться как процесс постепенного познания ребёнка и развитие его врожденных способностей. Отсюда главные функции воспитательной деятельности – помощь ребенку и его поддержка.

Ребенок должен видеть что его права и свободы признаются взрослыми. Одним из главных критериев эффективного воспитания является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки. Педагог должен содействовать развитию ребенка как физически так и психически, умению объективно себя оценивать, выражать свои мысли и убеждения. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе.

Мир детей всегда ориентирован на мир взрослых. Взрослый человек задает круг деятельности ребенка, приобщает его к социуму. В деятельности, которую ребенок осуществляет совместно со взрослыми, он приобретает “деятельностное поле”. Важнейшая роль педагога в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Деятельность педагога должна смягчать удары социума, помогать ребенку в процессе адаптации к социуму.

Эффективное правовое воспитание невозможно без организации школьной жизни в соответствии с нормами права, без создания в школе правового пространства. Создание правового пространства в школе представляет собой не просто неотъемлемый компонент системы правового воспитания, но тот фундамент, на котором следует формировать современную правовую культуру участников образовательного процесса. Создание в школе правового пространства позволяет не только защищать конкретного ребенка, но и формировать у него социально значимые качества, необходимые ему в будущем для умения защищать свои права, быть законопослушным и проявлять правовую активность в необходимых ситуациях. Человек существо общественное и вне общества он существовать не может. Но жизнь в обществе обязывает человека подчиняться правилам и нормам поведения выработанными этим обществом. Среди множества таких правил первостепенное значение имеют правила, регулирующие самые важные стороны нашей жизни: власть, управление государством, труд, безопасность людей и т.д. Эти правила обязательны для выполнения, нарушая нормы права человек причиняет другим людям большой вред и при этом может понести суровые наказания.

В детях 7-12 лет необходимо формировать активную гражданскую позицию . Именно в этом возрасте у ребенка необходимо развивать такие качества личности как коллективизм, гражданскую активность, толерантность. В школе ребёнок общается, учится жить в коллективе, учится соблюдать правила поведения.

В 12-14 лет, т.е. в 6-7-х классах, ребёнок ищет своё место в коллективе и в обществе. Он учится саморегуляции, стремится проявить себя. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь школьника. В этом возрасте ребенок особенно любознателен, активен и если организовать в школе на базе дополнительного образования различные кружки и клубы по интересам, например полит клуб, правовой клуб, то можно в нестандартной форме приобщит ребенка к правовой культуре и тем ценностям, на которых она основывается.

На ступени старшего звена, необходимо более глубокое изучение "Права". Являясь важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, оно обеспечивает возможность правовой социализации подростков. Правовое просвещение и образование развивает у учащихся гражданско-правовую активности, ответственность, грамотность, весь набор навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения учащимися основных социальных ролей в дальнейшей жизни: гражданина, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника.

Особенностью обучения детей должно быть то, что ребята должны знакомиться с социально правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания правового просвещения на житейские повседневные проблемы. Проблемы касающиеся широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся, Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых отношений. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию, поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель создания правового пространства школьников заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способствовать развитию правовой культуры школьников – граждан Российской Федерации – на основе освоения ими основных правовых норм. Во-вторых, заинтересовать учащихся в поиске необходимой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе

Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире, стать собственным мировоззрением.

Подготовка социализированных и компетентных участников коллективной жизни, обладающих правовой культурой, т.е. соблюдающих установленные нормы, правила и законы, и участвующих в их постоянном совершенствовании и развитии вот основная задача создания правового пространства. Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческой составляющих.

Главная задача школы заключается в том, чтобы обучающийся при выходе из общеобразовательного учреждения знал и умел защищать свои права, мог использовать возможности правовой системы государства, а также соблюдал права и законные интересы других людей. Именно на решение этой задачи и должно быть направленно создание правового пространства школьника.

1. Барциц И. Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития//Ежегодник российского права. М., 2000

Защита прав ребенка в современной России. - М.: Издательство: Институт государства и права РАН. - 2004

2. Колобова В. Права ребенка в современной России// Русская мысль, 1998. 10-16 декабря, № 42-49

Коробова С.Р. Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов / С.Р. Коробова. - М.: Издательство: Виктория-плюс, 2003.

3. Тубельский А.Н. . – Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие : М. – МИРОС. – 2002.






А что говорят Мудрые?

Если твои учителя находятся здесь прямо сейчас? Зачем говорить безумолку, не лучше ли тебе – для разнообразия – послушать? Ричард Бах

Учимся всю жизнь праву, не считая, десятка лет, проведенных в школе. Габриель Лауб


Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует. Альбер Камю

Твердо стойте на своем нежелании вникать в формулы алгебры: в жизни никакой алгебры нет, но есть законы.

Фран Лебовиц


Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Жорж Сименон

Ваш мальчик не овладеет дурными привычками, если вы пошлёте его в хорошую правовую школу.

Гектор Хью Монро



В школе, как в маленьком государстве, свои законы и своя конституция. Чётко знай свои права!

Иванцов Владислав Олегович,

Руководитель: Орлова Наталья Олеговна


Самое главное твоё право – право на образование.

Познакомься с уставом своей школы – наверняка, выяснишь что-то важное и полезное для себя. Подумай, помнят ли об этих правах твои учителя? Уважают ли твои взгляды на жизнь и мнение, которое ты высказываешь на уроках?

Бояться тебе не надо, у тебя есть твой собственный закон. Смело иди за помощью к классному руководителю, к завучу по воспитательной работе, к директору. Попроси родителей встать на твою защиту. И не перегибай палку. Кроме прав, у тебя есть и обязанности, помни об этом. Вполне законно учитель может требовать их от тебя.

Школа – территория закона

Школьные драки. Ответственность .


Очень часто дети дерутся. И, как это ни печально, школьные драки кончаются травмами, нарушением здоровья и психики детей. Как бороться с драками в школе? Как родители могут повлиять на ситуацию?

Предотвратить детскую жестокость и драки школьников можно только воспитанием ребёнка с раннего детства, ограничением просмотра убийств, драк и насилия по телевизору и Интернету. Можно повлиять на отношение к своему ребёнку и хулиганов. Ведь чаще всего для побоев выбирают слабых детей. Поэтому не плохо бы заняться физической подготовкой ребёнка. Если уж не бокс, то хотя бы бег. У хулиганов будет меньше желания драться с сильным или быстрым.

Кроме этого необходимо, чтобы и родители, и дети знали об ответственности за нанесение вреда здоровью, причиной которого являются школьные драки.

Законодательством РФ предусмотрены различные возможности для защиты прав потерпевшего.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 летнего возраста , подлежат уголовной ответственности

за убийство (статья 105 УК РФ);

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ);

умышленное причинение средней тяжкости вреда здоровью (статья 112 УК РФ);

похищение человека (статья 126 УК РФ);

насильственные действия сексуального характера (статья 131, 132 УК РФ);

кражу (статья 158 УК РФ);

грабеж (статья 161 УК РФ);

разбой (статья 162 УК РФ);

вымогательство (статья 163 УК РФ).


Кроме уголовной ответственности за драки школьников есть ещё и гражданско-правовая. Поэтому необходимо обратиться в суд с гражданским иском о возмещении вреда (ст. 1073-1074 ГК РФ). Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги, и моральный вред. Если виновному меньше 14 лет, то ответственность несут его родители.

Если драки школьников происходят в то время, когда ребята должны находиться под надзором, то ответственность несёт и школа. Поскольку в соответствии со ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, юридические лица отвечают за вред, причинённый действиями (бездействиями) их работников при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Поэтому по вашему иску ответчиками будут родители и школа. Если виновному 14 лет, то ответственность он несёт самостоятельно. Однако если своих средств у него нет, то возмещать вред будут родители.

За совершение противоправных действий (например, школьные драки, а также иное грубое неоднократное нарушение устава учреждения) предусмотрена дисциплинарная ответственность, регулируемая

правилами внутреннего распорядка;

уставом образовательного учреждения.


Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется, если ученику исполнилось 15 лет. Если ему меньше 15 лет, то отчисление из учебного заведения только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.

Министерство образования и науки РБКабанский районМОУ «Каменская средняя школа №

№ слайда 1

Единственно верный путь ко всем реформам является постепенное воспитание правосо

№ слайда 2

Единственно верный путь ко всем реформам является постепенное воспитание правосознания.И.А. Ильин Низкий уровень правовой культуры социума, правовой нигилизм молодежи, гражданская пассивность, слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон.Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

Постановка проблемы, обоснование проекта I этап – диагностико – исследовательска

№ слайда 3

Постановка проблемы, обоснование проекта I этап – диагностико – исследовательская работа среди учащихся 8 – 11 классов выделила круг проблем поселка: - безработица; - неблагополучное экологическое состояние поселка; - наркомания и рост преступности среди молодежи; - низкий социальный уровень жизни; - низкая правовая культура; - гражданская пассивность.

II этап - исследование общественного мнения с помощью социологических опросов ра

№ слайда 4

II этап - исследование общественного мнения с помощью социологических опросов разных возрастных групп.Опрошено 150 респондентов.Из них:младшее звено (5 -6 класс) – 37 человек;среднее звено (7 – 8 класс) – 41 человек;старшее звено (9 -11 класс) – 33 человека;взрослые - 39 человек.

Результаты социологического опроса

№ слайда 5

Результаты социологического опроса

Выявлена основная проблема: Противоречие между необходимостью реализации общеобр

№ слайда 6

Выявлена основная проблема: Противоречие между необходимостью реализации общеобразовательным учреждении функций центра правового пространства и неразработанностью теоретических и методологических основ этого процесса актуализировали проблему разработки новой модели школы в условиях поселка городского типа

Цель проекта: Создать модель школы – правовой площадки «От правовых знаний – к г

№ слайда 7

Задачи, направленные на достижение этой цели: 1. Создать непрерывную систему пра

№ слайда 8

Ожидаемый результат: Снижение преступности среди подростков и молодежи.Рост прав

№ слайда 9

Ожидаемый результат: Снижение преступности среди подростков и молодежи.Рост правовой культуры, правосознания обучающихся, обеспечивающих надежное будущее государству и обществу.Занятость подростков во внеурочное время .Создание благоприятных условий для самореализации школьников.Сетевое взаимодействие общеобразовательного учреждения дошкольного, дополнительного и высшего профессионального образования

Краткое описание проекта: Возникшие идеи об усилении правовой подготовки школьни

№ слайда 10

Краткое описание проекта: Процесс личностного усвоения правовых ценностей на вто

№ слайда 11

Оптимизация учебного процесса за счет элементов правового обучения

№ слайда 12

Оптимизация учебного процесса за счет элементов правового обучения

Факультативный курс Дети - это граждане маленького роста

№ слайда 13

Факультативный курс Дети - это граждане маленького роста

Целевые установки:Система знаний и умений на уровне применения.Практические умен

№ слайда 14

Целевые установки:Система знаний и умений на уровне применения.Практические умения и навыки.Расширение кругозора.Профессиональная ориентация

Пусть детствобудет безопасным Программа базируется на системном подходе к решени

№ слайда 15

Пусть детствобудет безопасным Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно – транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Основные задачи правового класса: Дать учащимся основы профессиональных знаний,

№ слайда 16

Основные задачи правового класса: Дать учащимся основы профессиональных знаний, необходимых для дальнейшего обучения в специальных средних и высших учебных заведениях МВД РБ.; Сформировать высокие нравственные и волевые качества, дисциплинированность, любовь к избранной профессии; Подготовить учащихся физически здоровыми и выносливыми, способными стойко переносить трудности предстоящей службы в рядах РА и ОВД.

Выпускникам правового класса выдается Аттестат о среднем (полном) общем образова

№ слайда 17

Выпускникам правового класса выдается Аттестат о среднем (полном) общем образованииВкладыш в аттестат об окончании правового класса

Модель выпускника профильного правового класса Занимает активную гражданскую поз

№ слайда 18

Модель выпускника профильного правового класса Занимает активную гражданскую позицию, стремится к знаниям;Знает основополагающие нормы гражданского права, политико – правовую ценность института управления современного демократического государства;Живет так, чтобы каждый день становился вкладом в наше время; Во взаимоотношениях с окружающими преобладает взаимоуважение, доброжелательность, гуманизм;Умеет отвечать за слова и поступки;Умеет сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации;Владеет навыками электорально - правовой культуры и несет её людям;Развитые способности к критическому самосознанию, самодисциплинированности.

Механизм реализации проекта Аналитический этап:- предпроектная диагностика;анали

№ слайда 19

Механизм реализации проекта Аналитический этап:- предпроектная диагностика;анализ деятельности школы (за последние 3 года).изучение социума поселка; обсуждение гражданского заказа;анализ состояния ресурсной базы;создание постоянно действующего семинара (методические основы экспериментальной работы школы)

Практический этап:создание нормативно – правовой базы для реализации проекта;Соз

№ слайда 20

Практический этап:Модернизация технологии школьного самоуправления, оптимизация

№ слайда 21

Перспективы развития проекта: Методическая работа правовой площадки в образовате

№ слайда 22

Назначение проекта: Реализация модели Школа – правовая площадка «От правовых зна

№ слайда 23

Цель: обеспечение комфортного с психологической и правовой точки зрения пребывания в школе участников образовательного процесса.

Задачи:

- обеспечение прав и свобод каждого участника образовательного процесса;

- воспитание учащихся и коллектива школы, исходя из принципов уважения их прав и свобод и принятия самобытности и исключительности каждой личности;

- принятие законности, как нравственной основы поведения в социальных конфликтах, и принципа конструктивного разрешения конфликта;

- предоставление возможности ребёнку для всестороннего развития и раскрытия его индивидуального потенциала.

Актуальность

Актуальность проблемы прав человека сегодня ни у кого не вызывает сомнения. А сама постановка вопроса о правах или их соблюдении в школе отражает изменения в системе образования, в сфере отношений между детьми, их родителями, педагогами и администрацией школы.

В данный период изменилось само общество и его отношение к образованию. Мы часто наблюдаем конфликтные ситуации в школьной жизни, основой которых является правовая неграмотность, незнание своих прав и своей ответственности.

Понятия "права ребенка" долгое время представлялись чем-то экзотическим. Очевидно, роль школы не просто установление контроля за их соблюдением, а начало, безусловно, важного и такого очевидного движения от прав Ребенка к правам Человека.

Дети лучше развиваются, формируются и учатся, сохраняют моральное и физическое здоровье в демократической среде, в которой соблюдаются права человека.

Существует устойчивое и всеми слышанное понятие "правовое пространство". В школьном пространстве это означает такие вроде бы простые, но необходимые учителю, а тем более ученику вещи как справедливость, порядок, взаимопонимание, возможность договоренности сторон, взаимное уважение прав и соблюдение обязанностей всех участников образовательного процесса.

Достижению этих целей и служит реализуемый в нашей школе проект "Расширение правового пространства". На наш взгляд, именно школа должна дать ученику необходимый для последующей социальной адаптации и успешности в жизни опыт улаживания конфликтов, смягчения напряженности во взаимоотношениях, понимания, что права - это не механизм, а регулятор человеческих отношений.

В нашей школе был проведен конфиденциальный социологический опрос обучающихся , который показал, что почти 30% не знают свои права, 19% детей определяют нарушение своих прав в обществе, 20% детей – в семье и 51% - в школе.

Поэтому возникает вопрос, как и какие шаги нужно сделать, чтобы школа действительно стала правовым пространством, где реально воплощаются права в жизнь. Ответ очевиден – приоритетное направление работы – правовое просвещение и воспитание гражданско-правовой культуры у участников образовательного процесса.

Основные направления деятельности:

  1. Просветительская деятельность.
  2. Принятие внутренних нормативных актов, регулирующих отношения внутри школьного коллектива.
  3. Проведение мероприятий, по правовому воспитанию участников образовательного процесса.
  4. Формирование культуры социальных отношений.
  5. Рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации.
  6. Консультирование участников образовательного процесса.
  7. Активное участие в разрешении конфликтной ситуации между участниками образовательного процесса.

Школа всегда была вторым домом ребенка, а в некоторых случаях и первым, и поэтому нужно сделать так, чтобы в ней ребенок чувствовал себя защищенным.

Принципы, выполняемые в рамках обеспечения прав ребенка в школе

  • Каждый ученик обладает правами и свободами, гарантированными в российском обществе.
  • Каждый ребенок должен быть окружен заботой и вниманием со стороны преподавательского состава.
  • Воспитание и обучение должно проводиться в духе мира, терпимости, уважения достоинства ребенка, соблюдения свобод и равенства.
  • В случае ущемления прав, ребенок может найти защиту не только у классного руководителя, но и любого представителя администрации школы, а также у Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, социального педагога и психолога.
  • Школа обеспечивает максимальные возможности для развития учащегося в интеллектуальном и в физическом отношении.
  • Обучение и воспитание осуществляется в тесной связи педагогического коллектива, ученического самоуправления и родителей.
  • Учащемуся гарантировано право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим их интересы. Формы реализации этого права разнообразны – беседы, классные собрания, стенгазеты, заседания ученического самоуправления и управляющего совета школы.
  • Учащиеся могут реализовать свое право на свободу своих ассоциаций и мирных собраний через создание клубов по интересам и кружков.
  • Школа обеспечивает неприкосновенность личной жизни.
  • Особой защитой и вниманием должны быть окружены дети-сироты и дети, находящиеся под опекой.

Структура расширения правового пространства:

- Воспитание гражданско-правовой культуры.

- Формирования культуры межличностных взаимоотношений.

Воспитание гражданско-правовой культуры

- распространение знаний о правах и свободах человека;

- правовое обучение и воспитание правовой ответственности,

- способности решать возникающие проблемы правовыми методами.

В нашей школе реализация данного направления происходит комплексно. Используются силы не только учителей права, истории и естествознания, но привлекаются и классные руководители, и родительская общественность, и сами учащиеся. Также осуществляется тесное сотрудничество с различными службами по охране прав ребенка. Активное взаимодействие с правоохранительными структурами, которые проводят уроки знаний о правах и ответственности ребенка, позволяет осуществлять сразу 3 функции:

  • профилактика правонарушений;
  • правовое просвещение;
  • правовое воспитание.

Традиционными стали уроки права, посвященные Дню Конституции РФ 12 декабря и беседы с представителем Уполномоченного по правам человека Московской области.

Социологические опросы, проводимые в школе, позволяют выявить степень удовлетворенности деятельностью школы и определить эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.

Формирования культуры межличностных взаимоотношений

- воспитание культуры общения, развитие конструктивных взаимоотношений, эффективного разрешения конфликтов;

- выработка эмоционального контроля.

Ранняя юность - время становления индивидуальности молодого человека, время оценки его социального, личностного, интеллектуального потенциалов и перспектив.

В современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.

Ещё одной формой работы по правовому образованию и воспитанию стали уроки толерантности, тренинги общения и ролевые игры для учащихся 5-11 классов. Основная цель таких занятий – профилактика конфликтных ситуаций, снятие эмоционального напряжения и агрессивности, повышение стрессоустойчивости, развитие толерантности.

В доступной форме дети отрабатывают нормы и правила межличностных взаимоотношений, вырабатывают умения справляться со своими эмоциями, рассматривают различные способы конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Интерактивная форма занятий пользуется популярностью, так как у подростков есть возможность обсудить самые острые вопросы и проблемы в безопасной среде.

Правовая защита

- обеспечение защиты прав и свобод каждого участника социально-педагогического взаимодействия;

- наблюдение за состоянием законности в школе;

- регулирование взаимоотношений между родителями, педагогами и детьми в конфликтных ситуациях;

- помогать вскрывать негативные ситуации и конфликты интересов сторон;

Структура обеспечения правовой защиты

- Управляющий совет школы.

- Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса.

- Социальный педагог.
- Психолог.
- Классный руководитель.

Ученическое самоуправление

- демократизация учебного процесса и реализация прав детей на участие в управлении школой;

- включение детей в активную творческую и познавательную деятельность;

- формирование социальной активности;

- воспитание чувства долга и ответственности.

Дни самоуправления, проводимые Советом старшеклассников в школе ежегодно, для обучающихся стали самыми ожидаемыми. Эта значимая для детей школьная традиция позволяет обеспечить эффективное взаимодействие учащихся и педагогов в организации интересного для всех мероприятия в школьной жизни, дать ростки демократическим социальным связям, проявить учащимися свою инициативность, самостоятельность, ответственность в принятии решений и их выполнении.

Ребята получают не только эмоциональное удовольствие, но и опыт управленческой деятельности, навыки взаимодействия в осуществлении общих задач и функций. Такие мероприятия формируют у детей чувство долга и справедливости перед учащимися и педагогами.

Мониторинг эффективности работы по формированию правового пространства в школе

Мониторинг эффективности процесса формирования гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса как фактора их успешной социализации позволяет осуществлять система, включающая три критерия с показателями:

Заключение

Правовая культура личности человека представляет собой качество, формирующееся на основе имеющихся правовых знаний, представлений, взглядов, убеждений, интересов и идеалов, потребностей, мотивов, морально-волевых качеств, правовых умений, навыков и привычек, и выражающееся в правовых отношениях человека к обществу, к коллективу, к другому человеку, к себе самому.

Формирование гражданско-правовой культуры осуществляется комплексно при взаимодействии участников образовательного процесса в различных видах право-воспитательной деятельности и правовых отношений.

В ходе реализации проекта успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

  • –обеспечением готовности участников образовательного процесса школы к правовому воспитанию;
  • – планированием задач правового воспитания, соответствующих его целям;
  • – осуществлением правового воспитания учащихся в учебном и внеучебном процессе;
  • – созданием в учебном заведении особой нравственно-правовой среды;
  • – организацией мониторинга эффективности формирования правовой культуры учащихся в педагогическом процессе школы.

В первый день старшеклассники рассказали о правах ребенка в начальных классах. В последующие дни участниками мероприятий стали средние и старшие классы вместе с учителями.

Традиционными стали уроки права, посвященные Дню Конституции РФ 12 декабря, и беседы с представителем Уполномоченного по правам человека в Московской области Натальей Алексеевной Столяровой.

Системными стали встречи обучающихся 7-11 классов нашей школы с правозащитником, членом Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ А.В. Бабушкиным. Андрей Владимирович затронул в своих беседах темы:

Ещё одной формой работы по воспитанию правовой культуры стали уроки толерантности, тренинги общения и ролевые игры для учащихся 5-11 классов. Основная цель таких занятий – профилактика конфликтных ситуаций, снятие эмоционального напряжения и агрессивности, повышение стрессоустойчивости, развитие толерантности.

В доступной форме дети отрабатывают нормы и правила межличностных взаимоотношений, вырабатывают умения справляться со своими эмоциями, рассматривают различные способы конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Читайте также: