Саудовская аравия какая правовая система

Обновлено: 02.07.2024

Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы. Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения. Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единственным законодателем в полном смысле слова выступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах поведения или должна быть выявлена правоведами. Исходя из такого понимания мусульманская юриспруденция выделяет четыре основных источника права: Коран - священное писание (которое по исламским представлениям представляет собой переданное через пророка Мухаммеда божественное откровение), сунна пророка (воплощена в хадисах - преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках), иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной, а также - кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии. В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школы доктрины. Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман. В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источника все чаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны. С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.). В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Закон Саудовской Аравии основан на шариате , закон исламского исходе Корана и традиции сунны . Источники шариата также включают академический консенсус, достигнутый после смерти Пророка Мухаммеда, и аналогичные рассуждения юристов . Интерпретация этих текстов саудовских судей находится под влиянием средневековых текстов Hanbalite школы интерпретации в исламской юриспруденции . Единственный в своем роде мусульманский мир - закон шариата был принят в Саудовской Аравии в некодифицированной форме . Это, а также отсутствие правила прецедента привело к глубокой неопределенности в отношении объема и значения законов страны. Правительство Саудовской Аравии объявило о своем намерении кодифицировать законы шариата в 2010 году, но этого еще не произошло. Закон шариата также связан с положениями, вытекающими из королевских указов по современным вопросам, таким как права интеллектуальной собственности и корпоративное право . Шариат остается основным источником законодательства, особенно для уголовного , семейного , коммерческого и договорного права, а Коран и Сунна считаются Конституцией страны. Что касается земли и энергетики, то важным фактором являются многочисленные владения саудовского государства (а точнее, королевской семьи Саудовской Аравии ).

Нынешняя судебная система Саудовской Аравии была создана королем Абдулазизом , который основал Королевство Саудовская Аравия в 1932 году, и постепенно создавалась в период с 1927 по 1960 год. Она состоит из общих и суммарных исламских судов и нескольких административных судов, рассматривающих дела, касающиеся современных вопросов. . Суды Саудовской Аравии плохо контролируются, и первый Уголовно-процессуальный кодекс страны , принятый в 2001 году, по большей части игнорируется. Решения принимаются без участия жюри и обычно судьей единолично. Король Абдалла провел важные судебные реформы в 2007 году, но они еще не полностью реализованы.

Резюме

История

Сидящий, улыбающийся, усатый мужчина носит темные дишдаша и кеффия.

Шариат (или закон исламский ), основной источник права в современной Саудовской Аравии постепенно судьями и мусульманских ученых между VII - го и X - го веком. От времени халифата Аббасидов в VIII - м века, шариат в развитии был принят в качестве основы права в городах мусульманского мира и , таким образом , в Аравийском полуострове , где она затмила ЕФД ( обычный местный предварительно -islamique. В сельской местности районах, URF продолжали оставаться влиятельной и , таким образом , остаются основным источником права в бедуинов из Неджда в центре Аравийского полуострова до начала XX - го века.

В XI - го века, четыре школы - сунниты из исламской юриспруденции (или фикха ) были разработаны в мусульманском мире, каждый со своей собственной интерпретацией Шариата: Hanbalism , Malikism , Ханафи и chaféisme . В Саудовской, подумал Hanbali был принят движения ваххабит , основанного в XVIII - м веке. Ваххабизм, суровая форма суннитского ислама, поддерживался саудовской королевской семьей Аль Сауда и сейчас доминирует в Саудовской Аравии. С XVIII - го века, школа Hanbali так стали преобладать в Неджд и Центральной Аравии, колыбели ислама ваххабитского. В более космополитичном Хиджазе на западе полуострова школы ханафитов и чафитов составляли большее количество.

Точно так же сосуществовали различные судебные системы. В Неджде в главных городах был единоличный судья, назначенный местным губернатором, с которым он работал в тесном сотрудничестве для отправления правосудия. В Хиджазе была более сложная система, в которой суды состояли из нескольких судей. В 1925 году Абдельазиз дю Недж завоевал Хиджаз и объединил его со своими другими владениями, чтобы сформировать Королевство Саудовская Аравия в 1932 году. В 1927 году король ввел новую правовую систему в Хиджазе, состоящую из судов общей и суммарной юрисдикции, и приказал ей использовать Hanbalite фикх . Тем не менее традиционная система в Неджде была сохранена из-за консервативной оппозиции со стороны религиозных лидеров региона.

После ознакомления с судебной системой Хиджаза в последующие десятилетия религиозные власти санкционировали ее внедрение на остальной территории страны в период с 1957 по 1960 год. С 1930-х годов Абдельазиз также создал правительственные суды для арбитража по вопросам, связанным с королевскими указами, такими как торговля или работа. Система исламских и государственных судов, созданная Абдельазизом, оставалась в силе до судебной реформы 2007 года. До 1970 года великий муфтий , самый важный религиозный деятель в стране, отвечал за правосудие. После смерти Великого муфтия в 1969 году новый король Фейсал решил не назначать преемника и воспользовался возможностью передать эту ответственность недавно созданному Министерству юстиции.

Шиитская община в восточной части Саудовской Аравии имела ярко выраженные правовые традиции. Несмотря на то, что они следовали принципам шариата, они применяли мышление вдохновленной шиитами джафаритской школы юриспруденции . В 1913 году, когда Абдельазиз завоевал регион, он предоставил шиитам отдельную правовую систему для религиозных и семейных вопросов с одним судьей в Катифе и другим в Аль-Хасе . Эта операция с двумя судьями для населения около двух миллионов человек продолжалась до 2005 года, когда их число увеличилось до 7. За исключением этих двух областей, шиитская община подчиняется суннитским судам.

Источники права

Шариат

Каллиграфия по-арабски на богато украшенной странице

Основным источником права в Саудовской Аравии являются законы шариата из Корана и традиции, записанные в Сунне . Он также включает иджма, обозначающий академический консенсус в отношении значения Корана и Сунны, и кийас, обозначающий рассуждения, которые следует применять в отношении принципов Корана, Сунны и иджмы .

Правовая система Саудовской Аравии уникальна для мусульманского мира в том смысле, что в других странах законы шариата не обязательно применяются полностью, а используемые элементы кодифицированы и, следовательно, модернизированы. Саудовское государство считает некодифицированный шариат в целом единственным действующим законом и не вмешивается в него. Поэтому говорят, что это современная система, наиболее близкая к форме закона шариата, принятой при зарождении ислама.

Таким образом, отсутствие кодификации законов шариата приводит к множеству вариаций в его толковании и применении. Также отсутствует система юриспруденции, хотя судьи должны ознакомиться с шестью средневековыми текстами школы ханбалитов, прежде чем принять решение [ исх. желаемый] . Эта школа мысли известна своим буквальным толкованием Корана и хадисов . Если ответ не найден в шести ханбалитских текстах, судья может обратиться к юриспруденции трех других основных суннитских школ или предложить свое собственное толкование, обозначенное термином иджтихад [ исх. желаемый] .

Однако, поскольку судья имеет право игнорировать предыдущие решения (свои собственные или других судей) и применять свое собственное толкование законов шариата к любому делу посредством иджтихада , очевидно, аналогичные дела имели разные результаты; однако решение, основанное на итиджихаде , обходят редко . Этот принцип имеет два основных следствия. Во-первых, он концентрирует суть закона в руках судей, и поэтому считается, что только судья, осуществляющий иджтихад , а не король или парламент, может определять божественный закон. Во-вторых, решение судьи практически невозможно обжаловать, поскольку оно исходит из священных текстов. Из-за важности иджтихада раздаются голоса с требованием кодификации законов шариата, чтобы упростить закон и устранить неопределенность в его толковании. Поэтому в 2010 году Министерство юстиции объявило о своем намерении кодифицировать законы шариата, но, как сообщается, противодействие со стороны религиозных властей задержало его применение.

Королевские указы

Конституционные рамки Королевства

Богато украшенная книга раскрыта на V-образной подставке.

В Основном законе также говорится:

Местные законы и обычаи

Традиционные племенные законы и обычаи также остаются влиятельными. Таким образом, судьи применяют племенные обычаи в отношении брака и развода.

Судебная система

Юрисдикционная организация

Система исламских судов составляет основу саудовского правосудия, судьи и адвокаты которого являются улемами . Есть также правительственные суды, которые рассматривают дела, связанные с королевскими указами. Только король может отменить решения этих двух типов судов, и последние следуют принципам, установленным шариатом.

Исламские суды обладают юрисдикцией по большинству уголовных и гражданских дел . В настоящее время существует два типа судов первой инстанции : общие суды и суды суммарной юрисдикции, рассматривающие менее серьезные дела. Решения принимаются единоличным судьей, за исключением судебных процессов по делам о преступлениях, караемых смертной казнью, отсечением конечностей или побиванием камнями, в которых требуется присутствие трех судей. Есть также два суда для шиитского меньшинства в восточной провинции Ач-Чаркиа, в юрисдикции которых находятся семейные и религиозные вопросы. В апелляционных судах сидят в Мекке и Эр - Рияде и контроля за соблюдением с суждениями Шариата.

Существуют также неисламские суды, занимающиеся определенными сферами правосудия, наиболее важной из которых является Комиссия по рассмотрению жалоб. Этот суд был первоначально создан для рассмотрения жалоб на правительство, но его юрисдикция была расширена, чтобы включить коммерческое право и определенные уголовные дела, такие как коррупция или контрафакт, и он служит апелляционным судом для государственных судов. Эти административные суды рассматривают вопросы, касающиеся королевских указов, в частности, в области трудового и коммерческого права.

Судьи

Судебная власть состоит из кади, которые рассматривают конкретные дела, и муфтиев, и других улемов, которые выносят общие, но очень влиятельные юридические заключения, называемые фетвами . Великий муфтий, в настоящее время Абдул Азиз ибн Абдилла Али аш-Шейх , является самой важной фигурой в судебной системе, помимо того, что он является высшим религиозным авторитетом в стране; поэтому его мнения очень влиятельны среди саудовских судей. В Саудовской Аравии около 700 кади .

В Cadis обычно имеют исламские права степени выданные исламского университета , признанного правительством Саудовской Аравии и часто врачи в высоком суде Институт Рияде. Учение, полученное во время таких занятий, является исключительно религиозным и основано на Коране и многовековых религиозных трактатах; современные вопросы, такие как коммерческое право, отсутствуют в их обучении. Хотя большинство судей прошли обучение и были назначены в соответствии с действующей системой, некоторые из старших получили традиционное образование кадис у религиозного наставника в мечети.

Реформы

Улыбающийся усатый мужчина носит темные дишдаши и кеффии и машет рукой.

С момента своего вступления на престол в 2005 году король Абдулла начал несколько саудовских реформ правосудия.

Система правосудия Саудовской Аравии подвергалась критике за ее медлительность, сложность, отсутствие юридических гарантий и неспособность понять современный мир. В 2007 году король Абдалла издал королевские указы с целью реформирования правосудия и создания новой судебной системы. Реформы еще не полностью реализованы, но они включают создание Верховного суда и передачу уголовной и коммерческой юрисдикции от Комиссии по рассмотрению жалоб к новой системе общих судов. Будут созданы новые суды первой инстанции, в том числе суды, специализирующиеся на трудовом, семейном и хозяйственном праве. Таким образом, исламские суды потеряют свою общую юрисдикцию в отношении всех дел, и нагрузка административных судов будет передана новым судам. Еще одним событием является создание апелляционного суда в каждой провинции . Утверждалось, что реформы создадут систему кодификации законов шариата и включат принципы юриспруденции в судебное разбирательство.

В 2009 году король внес несколько значительных изменений, заменив нескольких высокопоставленных консервативных чиновников более молодыми фигурами, включая министра юстиции и председателя Высшего юридического совета. Он также назначил нового председателя Комиссии по рассмотрению жалоб и первого председателя Верховного суда.

В 2013 году Баян Махмуд Аль-Захран, а затем еще трем женщинам разрешили иметь лицензию адвоката и выступать в суде, как и их коллеги-мужчины.

Права человека

Применение закона

Полиция Министерства внутренних дел Саудовской Аравии разделена на три подразделения: обычная полиция, тайная полиция и религиозная полиция.

Департамент общественной безопасности - это официальное название полиции, которая занимается большей частью повседневных дел. Это очень централизованная сила, обычно под руководством члена королевской семьи. Тайная полиция или мабахит отвечает за внутреннюю безопасность и контрразведку . Он управляет тюрьмой Улайша в Эр-Рияде, где содержатся ее заключенные. Организации Объединенных Наций по произвольным задержаниям Рабочая группа осудил произвольные задержания на Мабахит в этом центре заключения.

Исполнение штрафов

Уголовные приговоры включают обезглавливание и побивание камнями в общественных местах, а также ампутацию и порку . К серьезным преступлениям относятся не только международно признанные преступления, такие как убийство, изнасилование и воровство, но также вероотступничество , прелюбодеяние и колдовство .

В апреле 2020 года Верховный суд постановляет исключить порку из числа наказаний, которые могут устанавливать судьи, и заменить его тюремным заключением и / или штрафами, а также альтернативными наказаниями, такими как общественные работы, в соответствии с международными стандартами прав человека (которые запрещают) телесные наказания. .

Основные отрасли права

Предпринимательское право

Закон шариата является эталоном для торговых вопросов, которые рассматриваются Комиссией по рассмотрению жалоб. Для иностранных инвесторов неуверенность в применении закона является препятствием для инвестирования в Саудовскую Аравию. Согласно законам шариата, коммерческое право не кодифицировано. Однако обе стороны имеют широкую свободу согласовывать условия контракта, если они соблюдают рамки шариата. Контракты, включающие любую форму спекуляций или выплату процентов , запрещены и неприменимы. В случае нарушения контракта суды Саудовской Аравии присуждают компенсацию только за доказанный прямой ущерб. Претензии в отношении упущенной возможности или прибыли не принимаются, поскольку они представляют собой спекуляцию, запрещенную шариатом.

Конкретные современные аспекты коммерческого права, такие как коммерческие бумаги или интеллектуальная собственность , регулируются современными нормативными актами, и специализированные государственные суды несут ответственность за рассмотрение споров. Правительство Саудовской Аравии недавно пересмотрело свои законы об интеллектуальной собственности в соответствии с международными стандартами, когда оно вступило во Всемирную торговую организацию в 2004 году.

Трудовой кодекс

Работодатели имеют несколько обязательств, включая предоставление 15 дней оплачиваемого отпуска после одного года работы. Избыточные сотрудники должны получать компенсацию, эквивалентную половине заработной платы за каждый год работы или даже за полный месяц, если он проработал более пяти лет.

Земельные права

Саудовская Аравия определяет три категории земель: освоенные земли ( амир ), неосвоенные земли ( мават ) и охраняемые территории ( харим ). Развитые регионы включают городские районы и обрабатываемые земли, которые могут быть куплены, проданы и унаследованы частными лицами. К неосвоенным территориям относятся пастбища и дикая природа. Пастбища никому не принадлежат, и каждый имеет право ими пользоваться. Пустыня принадлежит государству и может быть открыта для всех, если не налагаются особые ограничения. Земли Харима представляют собой буферную зону между земельными владениями и неосвоенными землями и определяются, в случае города, как районы в пределах полдня ходьбы.

Закон Саудовской Аравии разрешает вакф, который представляет собой пожертвование на неограниченный срок физическим лицом на общественно полезное, благочестивое или благотворительное дело. При этом данное благо становится неотчуждаемым.

Энергетический закон

Ночная фотография современного здания.

Огромные нефтяные ресурсы Саудовской Аравии принадлежат правительству Саудовской Аравии и королевской семье Саудовской Аравии. Статья 14 Основного закона уточняет:

"Все природные ресурсы, которые Бог разместил под землей, над землей, в территориальных водах или на суше и на море под властью государства, а также доходы от этих ресурсов являются собственностью государства в соответствии с законом. . В законе указывается, что методы эксплуатации, защиты и освоения этих ресурсов должны отвечать наилучшим интересам государства, его безопасности и экономики. "

Министерство нефти и минеральных ресурсов отвечает за общий надзор за углеводородным сектором и за управление государственной компанией Saudi Aramco . По закону нефтегазовая промышленность Саудовской Аравии контролируется компанией Saudi Aramco, которая имеет фактическую монополию в этих областях. Компания является крупнейшим производителем нефти в мире, крупнейшей компанией на Ближнем Востоке и широко считается крупнейшей в мире энергетической компанией. Тем не менее в 2003 году в закон были внесены поправки, позволяющие иностранным компаниям исследовать огромные запасы газа в стране, которые составят 4% мировых запасов. Впервые с 1970-х годов иностранным компаниям было разрешено искать нефть и газ в стране.

Презентация: Правовая Система Саудовской Аравии

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Правовая Система Саудовской Аравии

Правовая Система Саудовской Аравии

Выполнили: Исаева Мадина, ХоловМуртазоI курс МЭП


Слайд 2

Королевство Саудовская Аравия

Государство в Юго-Западной Азии; Территория - 2 149 000 км² Столица - г. Эр-Рияд; Население –27млн. чел., в основном арабы; Официальный язык – арабский; Государственная религия - ислам ваххабитского толка.


Слайд 3

Государственное устройство

Унитарное государство. Административное деление13 административных округов (провинций). Абсолютная теократическая монархия; Основной низам правления 1992г - второй после конституции по юридической силе основной закон Глава государства – Король Совет министров - органа исполнительной и регламентнойвласти. Консультативный совет - совещательный орган.


Слайд 4

Общая характеристика правовой системы


Слайд 5

Мусульманское право – стержень правовой системы

Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения.


Слайд 6

основные источники права

Коран- священное писание (которое по исламским представлениям представляет собой переданное через пророка Мухаммеда божественное откровение); Сунна пророка (воплощена в хадисах - преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках); Иджма- единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной; Кияс - умозаключения, сделанные по аналогии.


Слайд 7

В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школы доктрины.


Слайд 8

Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман.


Слайд 9

в течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины.

Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источника все чаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны.


Слайд 10

С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.).


Слайд 11

Особенности правовой системы Саудовской Аравии:

Во-первых, мусульманское право, остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Второй особенностью правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Третья особенность - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало.


Слайд 12

основной низам о власти

государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимном сотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущения раскола между ними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такие фундаментальные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия.


Слайд 13

Соблюдение норм мусульманского права:

В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы.


Слайд 14

Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. В ряде областей (например, интеллектуальная собственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целиком восприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран.


Слайд 15

Гражданское право и смежные с ним отрасли права


Слайд 16

В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низамам, не противоречащим положениям шариата.

Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам. Этот запрет, однако, обходится на практике (например, представлением кредитору имущества, дающего доход). Возмещение вреда, причиненного личности, основано на общем принципе "выкупа за кровь". По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях. В коммерческой сфере принят и действует ряд низамов, использующих зарубежный опыт с учетом основополагающих принципов мусульманского права.


Слайд 17

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Саудовское трудовое право запрещает профсоюзы, забастовки и коллективные соглашения. Низам о труде и рабочих 1969 г. (фактически - трудовой кодекс) в ст.48 провозглашает право на труд только для мужчин. Однако в целом предусмотренные законом условия труда достаточно благоприятны для работников (запрещен принудительный труд, сверхурочный труд оплачивается по повышенному тарифу). Минимальный возраст для найма 14 лет. Саудовская Аравия не присоединилась к конвенции МОТ об охране трудовых прав.


Слайд 18

Уголовное право

все правонарушения подразделяются на 3 группы: 1) преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на "права Аллаха" (т.е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией - хадд. 2) преступления, которые также влекут фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. 3) все иные правонарушения - тазир, которые наказываются не жестко установленной санкцией и затрагивают как "права Аллаха" (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы.


Слайд 19

Судебная система.


Слайд 20

систему органов юстиции возглавляют Министерство юстиции (создано в 1970 г.) и Высший судебный совет.

Судебная система включает в себя : Суды первой инстанции из одного кади, решающего брачно-семейные дела и незначительные гражданско-правовые споры; Общие суды, рассматривающие в составе трех кади уголовные преступления; Апелляционный суд, имеющий палаты по уголовным, брачно-семейным и иным вопросам Высший судебный совет, осуществляющий контроль над всеми мусульманскими судами и выполняющий функции высшей апелляционной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам. Высший судебный совет состоит из 11 членов, отобранных из ведущих улемов. Судьи назначаются Королем из числа лиц, имеющих высшее религиозно-правовое образование.


Слайд 21

Дела о преступлениях, за которые в качестве санкции допускается смертная казнь, забивание камнями либо отсечение руки или ноги, рассматриваются по первой инстанции общими судами. Приговоры по таким делам выносятся тремя судьями и могут быть обжалованы в апелляционный суд, который рассматривает жалобу в составе пяти судей. Апелляционный суд вправе утвердить приговор либо потребовать от общего суда его пересмотра. Окончательный смертный приговор передается на утверждение Высшего судебного совета и вступает в силу после издания соответствующего королевского декрета.


Слайд 22

К судебным органам относится и Ведомство жалоб, которое выполняет роль административного суда, а также рассматривает любые споры, одной из сторон в которых выступает государство. В стране также действуют специализированные суды - торговые и по рассмотрению трудовых споров.


Слайд 23

Читайте также: